Распространение опыта

Володина Елена Яковлевна

Распространеие педагогического опыта на:

- областном уровне

- региональном уровне

- школьном уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование логопедического занятия на основе компетентностно-ориентированного подхода

СЛАЙД

Современные социально-экономические преобразования в нашем обществе поставили перед педагогами непростую задачу – учить и развивать учащихся в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого ребёнка, что остается главной целью введения ФГОС. Поэтому в системе образования  появилось   новое  направление - компетентностно-ориентированный подход.   Внедрение компетентностного  подхода – это важное условие повышения качества образования.

СЛАЙД

Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта являются очень распространёнными, носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная система, нарушаются все её компоненты. Имея стойкий характер, речевые нарушения с большим трудом устраняются, сохраняясь у детей вплоть до старших классов. Задания, предлагаемые детям на логопедических занятиях, направлены на включение в работу всех анализаторов.

Поэтому главная цель логопедической работы - это заинтересовать ученика, т.к. работа по преодолению речевых нарушений – это процесс нелёгкий и трудоёмкий.

СЛАЙД

Задачи, которые мы ставим перед собой, представлены на слайде

1. Формировать языковые компетенции учащихся с нарушением интеллекта на основе использования современных образовательных технологий;

2. создавать коррекционно-развивающую среду по развитию высших психических функций;

3. воспитывать положительную мотивацию к образовательному процессу, воспитывать навык самоконтроля, самооценки.

Восточная мудрость гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». 
Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

СЛАЙД

Для достижения динамики в работе использую элементы современных образовательных технологий. Чтобы языковая компетенция смогла проявиться в различных жизненных речевых ситуациях,  стараюсь строить свою работу так,  чтобы у учащихся сформировалась положительная мотивация к процессу обучения.

СЛАЙД

А для реализации  элементов современных логопедических технологий использую средства медико-психолого-педагогического сопровождения, которые способствуют коррекции речи (на слайде).

СЛАЙД

Рассмотрим моменты логопедического занятия в рамках  компетентностно-ориентированного подхода.

(этапы на слайде)

СЛАЙД

Каждое занятие начинается с мотивационно-целевого этапа.

На данном этапе психологическую обстановку в классе создаю при помощи активных методов обучения (рефлексия на начало и конец занятия). Релаксационные упражнения использую, как элемент здоровьесбрегающих технологий в различных его частях, в зависимости от поставленных на данном занятии задач.

СЛАЙД

Для рефлексии настроения и эмоционального состояния использую карточки с изображением лиц сказочных героев,  цветовое изображение настроения на начало занятия и на его конец. Также применяю такой приём, как «Вдохни аромат цветка», используя дыхательную гимнастику Ипполитовой (вдыхаем положительные эмоции, выдыхаем отрицательные),  упражнение «Свеча» (вдыхаем доброту), «Солнечные лучики», или выбор настроения на начало и конец занятия с помощью солнышка. Чтобы занятие приносило радость общения, использую игру - пожелание «Удачи тебе»: дети поворачиваются друг к другу и произносят слова-пожелания: «Желаю успеха большого во всём и везде. Удачи тебе на занятии!»

Использование релаксационных и рефлексивных методов повышает интерес детей к занятиям, настраивает учеников на рабочий лад, активизирует их умственную деятельность.

СЛАЙД

В рамках компетентностно-ориентированного подхода учимся с учащимися оценивать свою деятельность в течение всего занятия после определённого вида работы. Использую следующие формы оценивания: в листе самооценки обвести снежинку белого, голубого, синего цвета; выбрать палочку жёлтого, зелёного, синего цвета; использовать прищепки разного цвета. На основании этого делается вывод: работал на «отлично», «хорошо» или «надо подтянуться, потрудиться ещё».  (на русском - оценивание)

СЛАЙД

Также использую взаимопроверку: нет ошибок – дети рисуют красный квадратик, 1-2 ошибки - зелёный, больше 2-х ошибок – синий;  Щ и самопроверку (карточка, помощь учителя).

Далее на мотивационно-целевом этапе подвожу учащихся к формулировке темы.

СЛАЙД

Д ля этого использую элементы педагогических технологий:  например, проблемное обучение (определение темы через проблемную ситуацию). Это могут быть игры, загадки, упражнения различного характера.

Например, объединить слова в одну группу: (Щ Птицы - Щ грибы).  Какие  гласные мы выделим в этих словах? ( И, Ы). Отсюда определение темы учащимися.

СЛАЙД

Или определение темы через артикуляционные упражнения, которые выполняли на занятии. (Из темы вытекает цель занятия).

СЛАЙД

Цель ориентировочного  этапа - обучить детей, как работать, чтобы достичь поставленной цели. Основная работа на данном этапе направлена на решение вопроса: как научиться различать данные звуки?

СЛАЙД

Задачи вытекают логически из поставленной проблемы: что не знаем - надо узнать, что не умеем, надо научиться.http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/36491_480e56eb66d2957f9a1f0126438ceef0.jpg.jpg

И в конце занятия отвечаем на основной вопрос урока: для чего нужно различать данные звуки и буквы (И – Ы).

СЛАЙД

Следующий этап Поисково-исследовательский. Но прежде чем перейти к работе по теме занятия, всегда провожу подготовительные упражнения.

Использование элементов технологии развивающего обучения, моторного праксиса, применение здоровье-сберегающих технологий помогают реализовать специальные логопедические задачи через следующие упражнения: самомассаж рук, артикуляционная гимнастика, упражнение на развитие речевой моторики, работа по развитию высоты голоса.

СЛАЙД

Конечно же, главным моментом в подготовительной работе является артикуляционная гимнастика. Язык - главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, произносить звуки.  Поэтому часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы работы и удерживать внимание детей в процессе занятия.

СЛАЙД

Артикуляционную гимнастику можно выполнять в игровой форме, в стихотворной форме, в форме сказки. Использую нетрадиционные упражнения с шариком, с пробкой, с ложкой,

СЛАЙД

с дидактической куклой, с муляжами губ, языка. Этот приём называется «Биоэнергопластика»: одновременное движение языка и рук. В данном случае ещё дополняется работой с муляжами. Это повышает интерес ребёнка к артикуляционной гимнастике.

СЛАЙД

Отличным материалом для исследовательской деятельности может послужить набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений. Детям предлагается выбрать только те, которые помогут им научиться правильно и красиво произносить звук или звуки занятия. В процессе выполнения этого задания дети анализируют, на что направлены те или иные артикуляционные упражнения, а затем проверяют правильность выполнения задания совместно с логопедом. Это задание активизирует мыслительный процесс: дети должны сообразить сами, а для чего, в сущности, нужна артикуляционная гимнастика, и какие именно упражнения им будут полезны на текущем занятии.

СЛАЙД

Другой вариацией этого задания может быть самостоятельная работа детей (в парах или группе) по разбиению картинок на две группы по принципу различных положений языка, губ, зубов. Этот вид задания прекрасно зарекомендовал себя на занятиях по дифференциации звуков [с] - [ш], [з] - [ж] и др.

СЛАЙД

Итогом  артикуляционной гимнастики является выработка чётких движений, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Конечно же, на развитие языковой компетенции влияет применение технологии формирования моторного праксиса.

СЛАЙД

Непременным атрибутом каждого занятия является пальчиковый тренинг. Работу по развитию мелкой моторики создаёт базу для речевой работы с ребёнком, т.к. правая рука - второй орган речи. Как говорил Ушинский: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев».

СЛАЙД

Широко использую на своих занятиях самомассаж кистей и пальцев рук без предмета и массаж с использованием предметов: «змейки», «зайчики», наполненные  каменными шариками, бобами; массаж зубными щётками; грецкими орехами, шишками; массаж «чётками», бусами, ковриками.  Желательно, чтобы этот массаж сопровождался весёлыми рифмовками, стихами.

СЛАЙД

Также для развития моторики пальцев использую различные предметы: решётки, шнуровка подошвы (сравнить 2й год Савелий и 1й год Стас), шарики с наполнителем, многофункциональные игрушки (слоники, лошадки).  С помощью таких тренажёров учимся заплетать косички, завязывать бантики, застёгивать пуговицы и т.д.

СЛАЙД

Японская методика пальцевого массажа основывается на том, что массаж большого пальца повышает активность мозга. Поэтому широко использую элементы СУ-ДЖОК терапии: самомассаж овальными и рефлёными тренажёрами, пальчиковыми кольцами.

СЛАЙД

Следующим моментом, на котором хотелось бы остановиться - это арттерапия: это игры, упражнения с использованием  песка, бобов, мозаики.

Песочная терапия (дети выполняют приятный солнечный массаж), бобовая терапия - волнообразный массаж,  мозаичная терапия - покалывающий массаж. Задание выполняется в соответствии с инструкцией.

Такой вид работы побуждает к речевой активности, помогает создать непринужденную обстановку. Подобранные задания должны соответствовать возможностям ребёнка, одновременно происходит развитие пальчиков и интеллекта.

СЛАЙД

Поисково-исследовательский этап  также предполагает творческий подход к реализации цели занятия.

Например, на занятии по теме «Звук [ш] и буква ш» можно предложить детям пофантазировать - на что похожа буква «Ш»? Очень уместна работа на анализ составных частей буквы (сколько элементов в прописной букве? Какие они? На что похожи?  В качестве продуктивной деятельности на этом этапе целесообразно предложить детям либо прописать букву (использование карточек: буква печатная - обвести по контуру прописную букву -самостоятельное письмо - картинка), либо построить её из бумажного конструктора (собрать из камушков, пуговиц или другого подручного материала – вариантов может быть много).

СЛАЙД

В 1 классе в работе использую вот такие карточки при изучении новых букв: разукрасить букву, обвести по контуру прописную букву, самостоятельное письмо буквы и разукрасить картинку, в названии которой есть этот звук.

Характеристику звука учим в игровой форме: твёрдость (дощечка) – мягкость (мех), звонкость (коробочка с бобами) – глухость (пустая коробочка).

СЛАЙД

Также предлагаю игру «Шифровальщик» по дифференциации звуков (с - ш…): составить слоги 1а  4а (са - ша): количество элементов в букве соответствует цифре. Щ Щ

СЛАЙД

Дальнейшее формирование языковой компетенции происходит при применении технологии поэтапного формирования умственных действий. Происходит насыщение речи специальной терминологией.

Широкой реализации данной технологии на занятиях помогает внедрение элементов теории решения изобретательских задач  (ТРИЗ).

СЛАЙД

На обобщающих занятиях использую таблицы артикуляции и характеристики звуков, артикуляционные профили, таблицы на сравнение, на выбор нужного артикуляционного уклада, индивидуальные карточки по анализу артикуляции звука в соответствии с планом: губы - зубы - язык - воздушная струя. Таким образом, реализуется принцип научности в доступной для учеников форме.

СЛАЙД

Практический этап является основным этапом, на котором идёт закрепление знаний в разных видах деятельности по схеме: «Звук - слог - слово - словосочетание - предложение - текст». В связи с этим стараюсь организовать образовательный процесс, чтобы дети смогли обучать друг друга и сами себя с помощью специально подобранных тренировочных упражнений.

СЛАЙД  (уровень звук – буква)

«Как индюк разговаривает?» (со звуком [л]: бл-бл…)

«Найти букву» (в изображённых предметах)

«Назвать букву» (написаны разным шрифтом)

«Угадай звук» (по положению губ определить звук)

«Угадай букву» (по положению язык, запиши букву)

СЛАЙД  (уровень слог - слово)

«Определить слог» (со звуком [с] – наклеить полосочку зелёного цвета, со звуком [ш] – синего цвета

«Определить последний слог» ( записать слоги на различение звуков)

«Звуковая мозаика» (определить твёрдость – мягкость согласного с помощью гласных ы – и)

«Определить звук с – ш» (сигнальная карточка с геометрической фигурой по положению губ)

«Большой маленький» - игра на словообразование (с мячом); определить место звука в слове

СЛАЙД  (уровень предложение – текст)

- «Составить предложение по картинкам», составление маленьких рассказов путём выкладывания палочек или рисование на песке с использованием миниигрушек.

- Положительное влияние на работу по развитию связной речи оказывает использование такого приёма, как дидактический синквейн: расширятся словарный запас, дети учатся выражать свои мысли, подбирать нужные слова. (с - ш)

- вставить в текст буквы (ы - и)

- воспроизведение по картинным символам и

 СЛАЙД

 здесь очень помогает в работе по развитию связной речи цепной рассказ.

СЛАЙД

Применение такого приёма, как мнемотехника, т.е. техника, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования искусственных ассоциаций, повышает мотивацию к учению. Дети с удовольствием работают по мнемодорожкам. Особенно хорош этот вид работы на этапе автоматизации звуков, для развития связной речи.

Кот на кресле полежал,

Уронил на пол журнал,

Съел колбаски полкило

И лакает молоко.

СЛАЙД

Важное значение для развития связной речи имеет театрально-игровая деятельность. Совместно с Г.В. мы показали немало спектаклей.  Это прямое продолжение коррекционной работы. Занятия по куклотерапии помогают умению выразительно говорить, петь, владеть куклой,  обогащают словарный запас детей, развивают связную речь.

СЛАЙД

Т.об., на практическом этапе наиболее ярко проявляется системно-деятельностный подход, который не исключает, а, наоборот, предполагает адресную помощь детям. Индивидуализация происходит благодаря использованию разных форм организации работы, подбору материала для каждого ребёнка или группы в зависимости от уровня овладения тем или иным навыком. (Игра «Разведчик»):

отработка навыков деления слов на слоги, выделения ударного гласного, звуко-буквенного анализа, работе над интонационной выразительностью, восполнением пробелов в лексико-грамматическом строе и т.д.

СЛАЙД

Эффективность логопедических занятий зависит и от использования  компьютерных технологий.

Схемы, таблицы, электронные тренажёры, тесты использую на открытых занятиях. Естественно, это позволяет закреплять умение различать звуки, слышать их, слушать звуки и правильно писать соответствующие буквы в словах.

На рабочих занятиях использую электронный вариант проведения артикуляционной гимнастики: очень приятная музыка звучит плюс оречевление в стихотворной форме. В прошлом году на открытом занятии показывала видеоролик, где сама показывала упражнения. Дети смотрели и выполняли, а у меня была возможность контролировать правильность выполнения упражнений.

Использование элементов ИКТ помогают почувствовать ребёнку, что коррекционная работа – это интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно выиграет.

СЛАЙД

На последнем рефлексивно-оценочном этапе провожу заключительную беседу с детьми. Основной вопрос  «Для чего нужно различать данные звуки?», «Чему мы учились?» (а «не что мы делали на уроке?») помогает ребёнку сориентироваться в собственной системе знаний и определить, какие трудности у него возникали, что удалось хорошо, а что - не очень. Затем детям предлагаю оценить свою работу.

СЛАЙД

Рефлексию содержания учебного материала использую для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения:

- Я научился…

Ещё допускаю ошибки…

Пока не умею…

Этот приём применяю в основном для старшего звена.

- Дорисовать лучики к солнышку: жёлтый цвет – работал  отлично, зелёный –  хорошо, синий – ещё надо подтянуться;

- вставить свою фотографию в вагон определённого цвета;

украсит ёлочку снежинками белого, голубого, синего цвета.

- В прошлом году на открытом занятии мы оценивали свою работу с помощью красивых стихотворных строк, связанных с явлениями природы:

Сегодня радость и удача, и отличную работу на занятии  мы солнцем  обозначим!  («Отлично»)

Сегодня на занятии меня что-то тревожит.

И солнце за облако спряталось тоже.  ( «Хорошо»)

И плакать хочется, и очень грустно мне,

И дождь идёт в моей душе.  (Потрудиться надо ещё)

Можно нарисовать в тетради лесенку успеха по окончании работы: на одной из ступенек отметить результат своей деятельности галочкой.

Для повышения устойчивости учебных мотивов  направляю детей на размышление о том, для чего им это нужно, где могут пригодиться усвоенные знания и умения.

- Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать, интернет, банк, почта)

- На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?

- Оцените каждый свою работу (взаимооценивание, оценка логопедом деятельности учеников).

СЛАЙД

Таким образом,  добиться положительных результатов в коррекционной работе помогает применение элементов компетентностно-ориентированного подхода, элементов современных логопедических технологий,

систематичность и последовательность в обучении, дифференцированный  и индивидуальный подход, направленность обучения на развитие  активности и самостоятельности, наглядность обучения, использование базовых компонентов коррекционной помощи.  Это ситуация успеха, и, конечно же, единые требования со стороны педагогов, взаимосвязь с воспитателями, с родителями.