ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Соломатина Инна Михайловна

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».

Обоснование выбранной темы:

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.

Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Цель: повысить свой профессиональный уровень

Задачи:

1.     Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.

2.     Планирование работы по использованию игровых технологий.

3.     Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий .

4.     Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.

Содержание:

1.     Профессионально-педагогическая деятельность.

2.     Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.

3.     Изучение специальной литературы.

4.     Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

1. Профессионально-педагогическая деятельность:

Название мероприятий

Сроки
выполнения

1.

Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2015-2016 учебный год.

Октябрь.

2.

Изучить и проанализировать:
ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13. № 1155

Октябрь.

3.

Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу

В течение учебного года.

4.

Разработать творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Для детей и воспитателей старшей и подготовительной групп.

Сентябрь
Октябрь.

5.

Работа по плану проекта
— Творческая мастерская: «Мастерим своими руками»
— Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке»
— Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком» (дети, учитель-логопед, воспитатели)
— Консультация для воспитателей: «Роль игры в развитии речи детей»
— Практикум: «Поиграем вместе» (дети, учитель-логопед)
— Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» (дети, воспитатели, учитель-логопед)
— Консультация: «Кто сказал, что детям спички не игрушки?»
— Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени »
— Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда»
— Мультимедийная презентация по обобщению опыта работы проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»

Октябрь — Май.

6.

Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях.

  • Артикуляционные игры.
  • Игры для развития мелкой и общей моторики.
  • Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
  • Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.

В течение учебного года.

2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.

Название мероприятий

Сроки
выполнения

1.

Творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»

Октябрь

2.

Методическая разработка логопедического развлечения.
Тема: Паровозик из «Игро-ленда»

Ноябрь

3.

Изготовление папки передвижки для воспитателей детей
4-5, 5-6 лет. Игровая артикуляционная гимнастика:
«Котик Музик»

Декабрь

4.

НОД на логопедическом занятии в рамках методической недели: «Поиграем со звуком Ш»

Декабрь

4.

Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии.

В течение года.

5.

Консультация: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе »

Январь

5.

Подготовить теоретический материал по теме самообразования.

Февраль

6.

Участие в работе учителей-логопедов

Консультация «Игра как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС »

  • Деловая игра: «Ярмарка речевых игр»

Февраль
Март

7.

Создание презентации по теме самообразования.

Март

8.

Подготовка материалов  по теме: «Использование игровых технологий в коррекционно — развивающей, логопедической работе »

В течение года

9.

Создание картотеки игр для индивидуальных подгрупповых занятий.

В течение года

3. Изучение специальной литературы.

Название мероприятий

Сроки
выполнения

1.

Изучение материалов на сайтах:

  • Детский портал «Солнышко» 
  • Журнал «Логопед»

 

В течение года

2.

  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ж. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук З. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Л-Ль. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Р-Рь. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук С. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ц. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ш. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Лазоренко О.И. Логопедическое лото-мозаика.- М.: Издательство «АРКТИ» 2001г.
  • Матыкина И.А. У родителей и деток, вся одежда из монеток. Логопедическое лото
  • Матыкина И.А. Футбольный мяч. Логопедическое лото.
  • Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. — М,: ООО "Издательство "Эксмо«,2014г.

Октябрь
Ноябрь
Декабрь

4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

Название мероприятий

Сроки
выполнения

1.

Изучение опыта работы учителя-логопеда
по теме: «Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста» 

Сентябрь

2.

Изучение опыта работы учителя-логопеда
по теме: «Разработка и использование логопедических игр и тетрадей как средства повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы». http://metodisty.ru

Декабрь

3.

Изучение опыта работы учителя-логопеда
по теме: «Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы» http://samarapedsovet.ru

Март

4.

Обобщение практического опыта работы по теме: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».

Апрель

5.

Распространение положительного опыта работы по теме самообразования.

Май