Главные вкладки

    "Использование элементов звуковой культуры речи в приобщении дошкольников к театральному искусству"

    Болгова Ольга Борисовна

    Использование артикуляционной и пальчиковой  гимнастик в работе с дошкольниками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rmo-razvitie_rechi_dlya_teatralizatsii_detey.docx22.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование элементов звуковой культуры речи

    в приобщении дошкольников к театральному искусству.

        Театрализованная деятельность является одним из самых распространенных видов детского творчества. Она ориентирована на  формирование и развитие личности ребенка, его творческой активности, неповторимости и индивидуальности.

       Специально организованные театрализованные занятия и развлечения способствуют обогащению знаний старших дошкольников о традициях, обычаях, обрядах русского народа, приобретению таких качеств, как любовь к Родине, уважение к культуре русского народа.   Театрализованная деятельность  прививает детям устойчивый интерес к литературе, музыке, театру; совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания; побуждает к созданию новых образов, развивает мышление; вызывает у ребенка положительные чувства, обеспечивает его стремление к речевой активности,   Она близка и понятна ребенку именно потому, что связана с игрой.

    У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

    Театрализованные игры чаще всего строятся на основе прочитанных детям произведений художественной литературы и представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Часто для этого используем песенки-потешки, песенки-пестушки, заклички, скороговорки, загадки. Здесь щироко используется такой методический прием, как имитация - подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни, поскольку дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают.

    Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой.  

    Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов, и передавая характеры его персонажей.

    Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

    В театрализованной деятельности  восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

    В процессе подготовки к театрализованным играм, как и в процессе самих игр дети систематически вовлекаются в реальное и ролевое общение. В театрализованных играх формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь; активизируется словарь ребенка; происходит развитие интонационной выразительности, автоматизация усвоенных звуков, отработка дикции и орфоэпической правильности речи.

    Исполняемая  роль, произносимые реплики персонажей ставят ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться.

    В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.  Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, неуверенностью в себе, агрессивностью, повышенной двигательной активностью.  Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Поэтому очень важно развивать у ребенка умение четко произносить звуки и различать их,  владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание.

    Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Это и игры с пластилином, во время которых взрослый может читать сказку или стишок, а юные скульпторы будут создавать наиболее понравившихся персонажей с последующим обыгрыванием своих поделок. Это и «рисование» семенами, крупой, орехами, пуговицами, бусинками с описанием игр в стихотворной форме. Это и упражнения для «Театра в руке», и небольшие инсценировки сказочных сюжетов. Они очень эмоциональны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.  В ходе пальчиковых игр кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. У детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Здесь в полной мере проявляются и развиваются способности ребенка к подражанию. Дети с удовольствием принимают участие в «Теневом театре», придумывают сюжеты к инсценировкам «Покажи театр руками» и исполняют их.  Дошкольники  входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества.

    Игры с пальчиками не требуют подробного объяснения правил. Воспитатель сам показывает детям движения или выбирает для этого кого-либо из детей. Очень помогает в проведении такой работы «Говорящая картотека пальчиковых игр», созданная с помощью говорящей ручки «Знаток»: детям интереснее и не приходится переживать, если забыли текст; можно полностью сосредоточиться на выполнении движений.

    Исключительно полезна детям дошкольного возраста артикуляционная гимнастика – система упражнений для губ и языка, направленных на укрепление мышц и улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе, поскольку четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

    Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, такая гимнастика способствует:

    • Улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их нервной проводимости;

    • Улучшению подвижности артикуляционных органов;

    • Укреплению мышечной системы языка, губ, щек;

    • Умению ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

    • Увеличению амплитуды движений;

    • Уменьшению напряженности артикуляционных органов;

    • Подготовке ребенка к правильному произношению звуков.

    • Развитию гибкости органов речевого аппарата.

    При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности возрастной артикуляционной моторики.

    Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

    «Вкусные игры» с пользой для речи:

    •Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.

    •Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.

    •Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.

    •Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.

    •Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.

    •Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

    Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

    Игровой характер гимнастике добавляет использование стихов и картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках не только значительно повышают интерес дошкольника к упражнениям, но и определяют ритм их выполнения. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.

    Для того, чтобы разнообразить артикуляционную гимнастику и сделать ее более интересной, мы с нашим логопедом решили усложнить задачу: совместить артикуляционную гимнастику с пальчиковой (т.е. выполнение пальчиковой гимнастики с удерживанием определенного положения губ и языка).

    Упражнения по артикуляционной гимнастике с одновременным движением рук оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей. А дифференциальные карточки помогают развитию внимания, памяти, мышления дошкольников.

       Только комплексный подход и систематические занятия с ребенком помогут в формировании правильно поставленной речи. Поэтому мы – воспитатели и логопед –  работаем в тесном содружестве с родителями своих воспитанников.