«Наблюдаем за ростом картофеля на подоконнике ».

Исследовательский проект экологической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nablyudenie_za_rostom_kartofelya.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнемамонский детский сад №1 Верхнемамонского

муниципального района Воронежской области»

Исследовательский проект экологической направленности

в подготовительной группе «А»

Тема: «Наблюдаем за ростом картофеля на подоконнике ».

 

Подготовила:                        

воспитатель                        

              первой

квалификационной                

категории                                

Овчинникова Л.А.                

село Верхний Мамон 2016 год

Исследовательский проект экологической направленности в

подготовительной группе «А»

 «Наблюдаем за ростом картофеля на подоконнике ».

Тип проекта: групповой, информационно-экспериментально- исследовательский.

Срок реализации: краткосрочный (с 17 ноября по 8 декабря)

Участники проекта: дети и воспитатели подготовительной группы «А», родители воспитанников.

Возрастная группа: подготовительная  (дети 6-7 лет).

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность. Данный проект направлен на развитие поисково-познавательной деятельности детей, который дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

·  на формирование у ребёнка практических умений и навыков;

·  на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;

·  на стремление к самостоятельной работе;

·  на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).

Цель: формирование у дошкольников исследовательских интересов через выращивание картофеля из различного посадочного материала (целого клубня, половины клубня, кожуры с ростком).

Задачи проекта:

Образовательные:

1.  Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.

2.  Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

3.  Формировать умения прогнозировать будущие изменения.

4.  Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.

 

Развивающие:

1.  Развивать способности у детей  дошкольного возраста к исследовательской деятельности.

2.  Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.

3.  Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.

Воспитательные:

1.Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.

2.Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

·  формирование практических умений в выращивании картофеля;

·  формирование умения ухаживать за картофелем, используя полученные знания;

·  формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

К концу исследования воспитанники должны знать:

- значение картофеля как продукта питания;

- требования условий к посадке .

Должны уметь:

- выполнять наблюдения за ростом и развитием картофеля;

- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.

 Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях:

·  работа воспитателя с детьми;

·  самостоятельная исследовательская деятельность детей;

·  работа с родителями.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.Рассказ воспитателя об истории картофеля.

2. Беседа о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования»

3.Предложить родителям принести 3 картофелины.

4.Подготовка земли к посадке картофеля.

 ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)

1. Беседа «Что необходимо для развития растений». Ответить на вопросы воспитателя, обобщить, сделать выводы.

2. Предложить детям вырастить картофель из различного посадочного материала (целого клубня, половины клубня, кожуры с ростком) и понаблюдать какой клубень быстрее пустит ростки.

3.Организовать наблюдение за ростом картофеля и ухода за ними.( поливать, рыхлить).

4. Беседа «Картофель- второй хлеб» .Чтение стихов и пословиц о картофеле. Ответить на вопросы воспитателя, обобщить, сделать  выводы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.Сделать выводы о том, какие изменения произошли в развитии картофеля из различного посадочного материала (целого клубня, половины клубня, кожуры с ростком)

2. Провести конкурс загадок об овощах.  

3. Работа с родителями: предложить посадить дома картофель из различного посадочного материала (целого клубня, половины клубня, кожуры с ростком) и понаблюдать вместе с ребёнком за ростом.

 Продукт исследовательской деятельности - рисунки детей «Красавица картошка»

Вывод: Дети узнали много нового о растительном мире, успешно овладели трудовыми навыками по уходу за картофелем. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

Литература и источники:

  1. «Я познаю мир. Растения». Детская энциклопедия. Сост. Л.А.Багрова. – М.: ООО «Издательство Аст-ЛТД», 1997.
  2. http://www.likefoods.ru/
  3. http://erudit-menu.ru/
  4. http://www.bestgardener.ru/
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki
  6. www.glavrecept.ru/statji/eto-interesno/10-interesnyh-factov-o-kartofele/

Приложение №1:

Пословицы и поговорки о картофеле.

Картошка да каша - еда наша.
Голодному и картошка лакомство.
Картофель хлебу подспорье.
Картошка хлебу присошка.
Картошку копать, не руками махать.

Картошка поспела -- берись за дело. 
Картошка созреет -- скот согреет. 
У того картошка не родится, кто пахать ленится.

Где картошку не уважают, там доходы снижают.

Приложение №2:

Загадки об овощах.

1.Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
 Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
2.Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчатая, вкусна!”
 Бурая - не мишка,
В норке - но не мышка.
 3.И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …
4.Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запеченную в костре,
В ароматной кожуре.
“Русский хлеб”, зовём мы крошку –
Нашу добрую…
 5.Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон. (Лук)

6.Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький. (Огурец)

7.Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет. (Морковь)

8.Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
9.Из листьев пелерина. (Капуста)

10.Красный, детки, но не мак.
В огороде — не бурак.
Сочный лакомый синьор. Угадали? (Помидор)

11.В огороде — жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена. (Тыква)

12У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)

13.В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек! Что это? (Горошек)

14.Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что, скажи, дружок? (Чеснок)

15.В огороде хоть росла,
Знает ноты «соль» и «фа». (Фасоль)

16.В этих жёлтых пирамидках
Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза)

17.Это вовсе не игрушка -
Ароматная… (Петрушка)

18.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
Любят овощ Ваня, Жан…
Так ведь это… (Баклажан)

19.Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки… (Кабачок)

19.Это что за чудеса?
На траве лежит звезда!
Может, это дивный сон?
Нет, ведь это… (Патиссон)

Старый дед во сто шуб одет.
20.Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Приложение №3:

Стихи про картошку

Думаю, из овощей,

Лучше всех - картошка,

Без нее не сваришь щей,

Не поешь окрошки.

Л. Громова

Варим, жарим и печем –

На костре, в духовке,

Даже вместе с шашлычком

Справимся мы ловко!

И с укропом молодая –

Просто объедение!

А вот… чистить, не скрываю,

Для меня – мучение!

Ф. Полак

Я на любом столе –

любимый самый,

И в честь меня пора давать салют!

Ведь из картофеля на кухне мама

Вам приготовит сотню разных блюд!

В. Гвоздев

Из ведерка – прыг! – на грядку,

Все по делу, по порядку.

Ты, картошечка-картошка,

Посиди в земле немножко,

Только там не засыпай,

А быстрее прорастай!

И расти на радость нам,

Не по дням, а по часам.

Мы тебя за тем сажаем,

Чтоб вернулась урожаем!

Е. Голубенко

Грядку раскопай немножко,

Глядь, а там живёт картошка.

Раз картошка, два и три...

Всю в ведро её бери.

П. Межиньш

Не оставлю я ни крошки

от рассыпчатой картошки

Я картошке очень рад,

у неё хороший взгляд.

А ещё, смотрите, вот,

у неё широкий рот.

Л. Сказкина

- Мне совет ваш, детки, нужен:

Что покушаем на ужин?

Сын, мечтаешь о блинах?

- Свари картошку, мам, «в штанах»!

Возмутилась дочка Юля,

Две слезинки на глазах:

- Лучше ты свари в кастрюле…

Не вари ее в штанах!

Г. Дядина

Мама картошку в "мундире" сварила,

А я , не подумав, рукою схватила.

Горячая шкурка куснула ладошку

И... по столу "побежала" картошка.

Сначала направилась к блюдечку с маслом

Вдоль края стола, покачнулась - опасно!

Направо- с высокой тарелкой столкнулась,

Вильнула налево - о вилку споткнулась.

В раздумье на месте чуть-чуть покрутилась

И, виновато, ко мне подкатилась.

Коснулась ладони, как будто просила:

- Я больше не буду. смотри,

Я ОСТЫЛА.

Л. Разумова

Приложение №4:

История картофеля

Картофель, бесспорно, ценнейший продукт питания, без которого жители многих стран сегодня не представляют своего существования. И название второго хлеба он получил не случайно. В кулинарных книгах записаны сотни рецептов картофельных блюд. Этот заморский овощ давно стал незаменимым в пищевом рационе населения европейского и части азиатского континентов.

Картофель – это клубненосное растение семейства паслёновых. Клубни картофеля – это ценный питательный продукт. Но плоды его ядовиты, так же как и позеленевшие клубни.

Родина картофеля — Чили, страна Южной Америки, где до сих пор можно встретить дикорастущий картофель.

Первыми начали выращивать картофель индейцы Южной Америки 14 тысяч лет назад. Картофель в те времена играл очень важную роль в жизни индейцев западных областей Южной Америки, индейцы обожествляли картофель и приносили ему в дар жертвы.

Но известный индейцам картофель был мелким и горьким, малопригодным для питания. В холодную ночь его рассыпали на земле, затем отмораживали на солнце, выжимали, промывали два месяца в проточной воде, сушили и перемалывали. Получался съедобный продукт без горечи («белое чуньо»), который можно было долго хранить. Это были своего рода первые консервы, изготовленные рукой индейцев.

Инки, у которых единицей отсчета времени было время, затраченное на варку клубней средней величины, использовали картофель и для гадания. Они подсчитывали клубни в произвольно насыпанной куче: четное число было добрым предзнаменованием, нечетное — плохим.

В середине 16 столетия испанцы привезли клубни картофеля в Европу. Благодаря испанским путешественникам в Европе подробно узнали о такой культуре, как картофель. Они дали первое описание картофеля, правильный способ приготовления и хранения:

«Из местных продуктов, за исключением маиса (кукурузы), есть ещё два, считающихся у индейцев основными продовольственными продуктами. Один они называют Папас (клубни картофеля). Этот продукт после варки становится мягким внутри, как и вареные каштаны; у него нет ни скорлупы, ни косточки, потому что он образуется под землей. Производит этот плод трава, точь-в-точь (на вид), как (наш) полевой мак», «…и его они сушат на солнце, и хранят от одной уборки урожая до другой. После высушивания они называют этот картофель „чуно“ и он очень ими ценится и много стоит, потому что у них нет оросительных каналов, как во многих других местах этого королевства, для поливки своих полей, им даже не хватает природной воды для посевов, они испытывают нужду и лишения, если у них нет этого высушенного картофеля.»

Картофель в Европе не сразу прижился. История картофеля в европейских странах окутана множеством предрассудков и суеверий.

Изначально картофель везде рассматривали как растение не пригодное в пищу. Вокруг картофеля возводилось много напрасных наговоров. Врачи, например, серьезно считали картофель разносчиком проказы и причиной помутнения разума.

Во Франции, например, еще в конце 18 века цветы картофеля носили в волосах, делали из них букеты. В Германии возделывали картофель на клумбах перед дворцами.

Пармантье уговорил даже короля Людовика XVI приколоть на грудь букетик бело-сиреневых картофельных цветков. С этого дня ношение их в петлице стало модой.

Король распорядился подавать ему к обеду картофель. Придворные последовали его примеру. Появился большой спрос на цветки и клубни картофеля, и крестьяне стали быстро расширять его посадки. Вскоре эта культура распространилась по всей стране. Французы поняли и признали ценные ее качества, в неурожайном 1793 г. картофель спас многих от голодной смерти.

В Россию картофель привез из Голландии Петр I в конце 17 века. Тогда среди крестьян бытовало суеверие: картофель родится с головой и глазами, как человек, поэтому есть его, значит, есть души человеческие, а так же называли его «чертовым яблоком».

Как свидетельствует история, указы Петра о повсеместном разведении «земляного яблока» вызывали бунты, вынудившие царя отказаться от сплошной «картофелизации», тем самым позволив народу на полвека забыть о картошке. В России дурная слава об этом растении держалась долго. Его упорно называли «чертовым яблоком», крестьяне отказывались его возделывать.

К 18 веку уже были известны полезные свойства картофеля. Однако крестьяне, по-прежнему, наотрез отказывались сажать картофель.

Английским крестьянам, которые выращивали картофель, обещали выдавать золотые медали.

А во Франции, по рассказу Герцена, один хитроумный делец Тюрго разослал всем поставщикам и другим подвластным лицам клубни картофеля на посев, строго запретил давать их крестьянам. Однако тайно было сообщено: если крестьяне, позавидовав, станут красть картофель для разведения, делайте вид, что не замечаете. И эта выдумка принесла свои плоды - за несколько лет значительная часть Франции обсеялась картофелем.

Картофель ныне выращивают в 130 странах мира. Больше всего его потребляют в Германии, где на душу населения приходится 168 кг в год, в Бельгии — 132, Польше — 123, Ирландии и Румынии — по 95 кг. В России, к сожалению, за последние годы снизилось потребление картофеля.
Постоянно появляются новые сорта картофеля. Перуанские ученые испытывают сейчас новый вид картофеля с повышенной «волосатостью» листьев. Крошечные, но густые волоски оканчиваются микроскопическим мешочком, который прилипает к телу неосторожно «приземлившегося» вредителя. Мелкие насекомые при этом теряют способность двигаться, более крупные погибают. Специалисты Международного центра по изучению картофеля в перуанской столице Лима вывели сорта с более чем удвоенным содержанием белка.

Новый сорт картофеля, не боящийся вредителей, выведен группой ученых из США, которые в селекционной работе применили новейшие методы генной инженерии. Выведенный ими гибрид картофеля содержит липтин — химическое вещество, отталкивающее вредителей.

Картофель завоевал себе прочное и почетное место на нашем обеденном столе. Из него готовят сотни блюд, его едят утром, в обед и вечером. Картофель кормит миллионы людей и справедливо называется «вторым хлебом» человечества.