Работа с детьми ОВЗ

Алиева Дарья Федоровна

Коррекционный курс «Ритмика» относится к коррекционно-развивающей области и является обязательным для освоения. В рамках данного курса осуществляется коррекция моторной сферы младших школьников с ЗПР, что может способствовать как их познавательному развитию (в первую очередь совершенствованию регуляции деятельности), так и эстетическому развитию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки и танца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ХОРЕОГРАФИИ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

.

Алиева Дарья Федоровна - педагог дополнительного образования,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3" г. Когалыма

Аннотация: занятия хореографией являются одним из средств всестороннего развития школьников. Они оказывают коррекционное действие на физическое развитие детей с ОВЗ, создают благоприятную основу для совершенствования психических функций, играют значительную роль в становлении художественно-творческих способностей учащихся, выполняют основную функцию дополнительного образования в коррекционном обучении –

социализацию детей с ОВЗ.

 Хореография является неотъемлемой частью педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их творческого развития. Благодаря комплексному подходу формируется творческая, всесторонне развитая личность, способная адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Ключевые слова: занятия хореографией, социализация, коррекционное действие.

Занятия хореографией являются одним из средств всестороннего развития школьников. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, театр и пластику движений. Как сказал Платон: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души». Вся система дополнительного  образования носит коррекционный характер. Занятия танцами оказывают не только коррекционное действие на физическое развитие детей с ОВЗ, но и создают благоприятную

основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память,

внимание, восприятие. В процессе работы с детьми с ОВЗ выделяются основные критерии:

  1. Координация – т.е. согласованность движений. Любая поза, любое движение требует координации. Координация является именно тем качеством, которое можно развить только тренировками, репетициями.
  2. Сила мышц и выносливость – т.е. способность как можно дольше выполнять мышечную работу.
  3.  Пластичность и гибкость – т.е. способность выполнять упражнения с большойамплитудой.
  4. Моторная память – запоминание, усвоение и воспроизведение предложенногодвижения.

Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают

координационные способности (КС). Это справедливо и закономерно. В современных условиях НТР возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро

ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения ирегулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость. КС включают в себя также такие понятия, как чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях, способность сохранять равновесие и др. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.Систематические занятия соразмерно развивают осанку, способствуют устранению ряда физических недостатков: лордоза, кифоза, сколиоза, косолапее, выпуклости грудной клетки.

Помимо этого развиваются координация, эластичность связок, происходит укрепление мышц. Необходимо подобрать ряд общеразвивающих и укрепляющих движений, составить из них комплекс упражнений, который подходит и является наиболее полезным для учеников коррекционной школы с учетом их физиологических возможностей и психических особенностей. Этот комплекс должен являться релаксации, восстанавливают жизненную энергию. Таким образом, мы можем утверждать, что занятие хореографией играет значительную роль в становлении художественно творческих способностей учащихся. На занятиях необходимо уделять большое внимание эмоционально-чувственной составляющей. Проводить игры и разучивать упражнения с элементами импровизации. Импровизация, это некое незапланированное действие, фантазия на заданную тему, непосредственный процесс творчества без всякой подготовки. В переводе с латинского языка импровизация — неожиданный, внезапный. Это раскрепощает детей и дает возможность проявить себя эмоционально и творчески.

Импровизации - это спонтанное, сиюминутное, индивидуальное воплощение в зависимости от сегодняшнего, сиюминутного состояния исполнителя. Также при постановке номеров необходимо уделять внимание артистизму. Для этого нужно использовать элемент беседы. Ведь чтобы выразить во время танца свои эмоции, дети должны понимать, о чем они танцуют, что значат движения и жесты. Без коммуникативного влияния нет хореографической деятельности. Коммуникация происходит как минимум в общении двух человек либо одного ребенка со всеми другими. Искусство объединяет людей. Когда в древности два разноязычных племени заключали перемирие, они устраивали танец, который своим ритмом сплачивал их.

Наиважнейшая ценность занятий хореографией заключается в том, что дети контактируют как в группе, так и в дуэте, то есть в паре. Контактная импровизация – это совместный творческий процесс, где каждый полностью включен в него

и ориентирован на партнера, общаясь друг с другом посредством телесного и визуального контакта. Например, на занятиях можно ставить в пару сильного ученика с более слабым, что позволяет включить в рабочий процесс детей со сложным дефектом. В окружающем нас мире прикосновение очень значимо и сильно воздействует на чувства. Прикосновение оказывает на человека очень сильное эмоциональное влияние. Исходя из всего вышеописанного, можно сделать вывод, что занятия хореографией помогают не только улучшению творческого процесса, но и развитию навыков, необходимых в дальнейшей жизни: обучающиеся начинают лучше понимать себя и других, правильно выстраивать межличностные отношения, работать в команде, не бояться принимать решения в ответственный момент, адаптироваться в любых жизненных ситуациях. Занятия хореографией выполняют основную функцию дополнительного образования в коррекционном обучении – социализацию детей с ОВЗ. Социализация для детей с различными проблемами в развитии вызывает очень большие трудности. Вопрос о подготовке этих детей к самостоятельной жизни, учебе и будущей работе вызывает дискуссии. Е.И. Разуван подчеркивает, что дети с ограниченными возможностями здоровья

испытывают большие трудности при общении со сверстниками и людьми вокруг. У них почти не развито такое понятие как инициатива в общении. Они легко вступают в контакт с близкими и давно знакомыми им людьми, но большие проблемы вызывает знакомство с новыми людьми. Связь детей с ограниченными возможностями с окружающим социумом может достигаться лишь специальными мероприятиями, направленными на психолог педагогическое сопровождение таких детей в ходе обучения и воспитания. Итогом занятий хореографией является хореографическая постановка, то есть танец, который дети показывают на сцене. Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни.

А также помогает решить важную проблему в социальной адаптации – обучение

социальному опыту. В процессе хореографических занятий и конкурсных выступлений дети с тяжелыми нарушениями речи и сложным дефектом овладевают навыками общения и коллективного творчества. В ходе социализации ребенок не просто усваивает социальный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации, вводит в систему своего поведения те нормы и стереотипы, которые приняты в обществе или в группе, с которой он взаимодействует. У него складывается свой личный опыт. Наибольший интерес в этом плане представляют младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущение, необходимое в последующей жизни. Хореографическое творчество является одним из средств  всестороннего развития младших школьников. С психологической точки зрения начальная

школа является благоприятным периодом для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Кроме того, мышление младших школьников значительно свободнее, чем мышление более взрослых детей. В основу обучения детей с ОВЗ необходимо положить игровое начало. Игра на уроке хореографии не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Как сказал Э. Жак-Далькроз: «Игра развивает индивидуальность; играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, по этому игра – могущественное

орудие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания»

Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. На занятиях хореографией для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать различные музыкальные игры, игры на ориентацию в пространстве и виды перестроений, игры,развивающие память. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значении.Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением.

Основная задача - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Хореография является неотъемлемой частью педагогической работы с детьми с

ограниченными возможностями здоровья и их творческого развития. Благодаря комплексному подходу формируется творческая, всесторонне развитая личность, способная адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Список литературы

1. Даренская Н.В. Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства

[Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы II Междунар. науч. конф. (г.

Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 42-43.

2. Елисеева Ю.Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ // Молодой

ученый, 2016. № 3. С. 959-964.

3. Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у

детей), издательство «Композитор» Санкт-Петербург. С. 17.

4. Конорова Е. Танец и ритмика в начальной школе, 1960.

5. Лях В.И. Координационные способности: Диагностика и развитие / В.И. Лях. М.:

Дивизион, 2006. С. 3.

6. Система коррекционно-развивающей работы в учреждении ГБОУ Школе № 1708.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sch1708uz.mskobr.ru/info_add/programma/

(дата обращения 14.09.2017).

7. Школа классического танца / В. Костровицкая, А. Писарев. Л.: Искусство, 1976. С. 7.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №3" города Когалыма

Рабочая учебная программа

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: РИТМИКА.

(наименование учебного предмета (курса))

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

(уровень степень образования)

1 год

(срок реализации программы)

Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу: Алиева Дарья Федоровна, педагог дополнительного образования

Когалым 2022

Пояснительная записка

Коррекционный курс «Ритмика» относится к коррекционно-развивающей области и является обязательным для освоения. В рамках данного курса осуществляется коррекция моторной сферы младших школьников с ЗПР, что может способствовать как их познавательному развитию (в первую очередь совершенствованию регуляции деятельности), так и эстетическому развитию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки и танца.

Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к данному коррекционному курсу раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении коррекционного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Общая цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.

В соответствии с обозначенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи коррекционного курса:

  • развитие двигательных качеств  и устранение недостатков физического развития;
  • развитие выразительности движений и самовыражения;
  • развитие мобильности;
  • коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и движения;
  •  развитие общей и речевой моторики;
  •  развитие ориентировки в пространстве;
  • формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья.

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • развитие восприятия музыки в исполнении педагога и аудиозаписи для формирования умений различать и опознавать музыку по темпу, плавности и силе звучания;
  • формирование и совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих развитие мышечного чувства, пространственной ориентировки и координации, четкости и точности движений;
  • овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее  видах (ритмическая  гимнастика, танец) в сочетании с игрой на детских музыкальных инструментах и декламацией песен под музыку;
  • овладение различными формами движения через выполнение их под музыку  (ходьба, бег, танцевальные упражнения и др.);
  • развитие физической выносливости и силы мышц всего тела;
  • развитие чувства ритма и  выразительности движений;
  • эстетическое и эмоциональное развитие обучающихся с ЗПР через приобщение к музыке и танцам;
  • коррекция познавательной сферы обучающихся с ЗПР и совершенствование регуляции поведения и деятельности.

В 1 дополнительном классе целесообразно в третьей или четвертой четверти обучения детей с ЗПР вводить упражнения с детскими музыкальными инструментами и декламацию песен под музыку. Это будет обеспечивать речевое сопровождение движений, согласующихся с музыкой.

Необходимо отметить, что такая работа должна только начинаться в 1 дополнительном классе и продолжаться в последующие годы обучения.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса

Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» традиционно включается в содержание образования обучающихся с ЗПР. Он является необходимым, потому что типичная для детей эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные двигательные расстройства, проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно легко корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и спокойные мелодии), усваивают метроритм и пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память, эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии.

Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в формировании системы произвольной регуляции: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются сложным инструкциям, воспроизводя определенную последовательность движений, а также постепенно автоматизируют сложные двигательные акты (последовательность движений). Улучшается также ориентировка в пространстве, в т.ч. ее базовый уровень – ориентировки в схеме тела. Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.

Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением. Последнее развивает слуховую память, способствует четкой артикуляции звуков, выполняет психокоррекционную функцию. Отмечено, что занятия ритмикой положительно влияют на состояние познавательной сферы, а также развивают творческое воображение.

Музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы оказывать дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений подбирается в зависимости от состава обучающихся в конкретном классе, доминирующего эмоционального состояния детей.

Уже в 1 классе решается задача интеграции музыки и движений или движений и речи. В 1 дополнительном начинают формировать сложные («тройные») связи и продолжают этот процесс в остальных классах начальной школы.

К основным направлениям работы в ходе реализации коррекционного курса «Ритмика» относят:

  • восприятие музыки (определение на слух начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой музыки);
  • упражнения на ориентировку в пространстве (простейшие построения и перестроения (в одну или две линии, в колонну, в цепочку, в одну или две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, различные положения в парах и т.д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении, разными видами шага; повороты);
  • ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц);
  • упражнения с детскими музыкальными инструментами (игра на элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);
  • игры под музыку (музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально-двигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования);
  • танцевальные упражнения (выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных композиций народных, бальных и современных танцев);
  • упражнения с детскими музыкальными инструментами (игра на элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);
  •  декламация песен под музыку (выразительная декламация песен под музыкальное сопровождение и управление педагога, воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.).

Место курса в общей системе коррекционно-развивающей работы

Изучение курса «Ритмика» тесно связано с изучением учебных предметов «Музыка», «Физическая культура», а также курсом «Психокоррекционные занятия». Его реализация может быть связана с выполнением программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, направленной на поддержание физического и психологического здоровья обучающихся.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность определять содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у обучающихся активность и воображение, координацию и выразительность движений.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Ритмико-гимнастические упражнения, способствуют выработке необходимых музыкально-двигательных навыков у обучающихся с ЗПР. Необходимы задания на выработку координированных движений, основная цель которых – научить детей с ЗПР согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Во время проведения игр под музыку перед педагогом стоит задача научить детей создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен подобрать название, которое определяло бы характер движения, например: «Зайчик» (для подпрыгивания), «Кошечка» (для мягкого шага), «Мячик» (для подпрыгивания и бега) и т. п. Объясняя задание, желательно не подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться как…, а не «бегать», «прыгать», «шагать»).

Обучению детей с ЗПР танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего – с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.

        В 1 дополнительном классе примерная рабочая программа курса содержит 5 разделов: «Музыка и движения» (основные упражнения и основные упражнения в парах); «Музыка и танец»; «Музыка, танец и музыкальные инструменты» «Движения и речь»; «Музыка, движение и речь».

У обучающихся с ЗПР необходимо формировать связь между музыкой и движениями (ритмико-гимнастические упражнения, танец), движениями и речью (упражнения под проговаривание стихов). После того как сформированы базовые умения, коррекционное содержание ритмики усложняется. Основная работа направлена на развитие «тройных» связей: музыки, танца и игры на музыкальных инструментах или декламации песен с комплексом танцевальных упражнений под музыкальное сопровождение.  

В зависимости от целей и задач конкретного занятия педагог может отводить на каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению). Структура занятий предполагается достаточно свободная, позволяющая сформировать необходимые умения и навыки. В начале и в конце каждого занятия должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Каждое занятие предполагает повторение пройденного на предыдущих. Это обязательно для занятий ритмикой, так как основная его часть включает как повторение , так и изучение нового материала. Большинство упражнений выполняется под музыку. Обязательным для каждого занятия является комплекс общеразвивающих упражнений. Он определяется в зависимости от физических особенностей обучающихся с ЗПР.  

Место курса в учебном плане

Приведенная примерная рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (1 раз в неделю). При определении продолжительности в 1 и 1 дополнительном классах в соответствии с ПрАООП используется ступенчатый режим обучения: в первом полугодии (в сентябре-декабре − занятия по 35 минут, январь-май − по 40 минут). Курс реализуется во внеурочной деятельности, часы на его реализацию фиксированы в учебном плане.

Основное содержание коррекционного курса

В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями занятия ритмикой в 1 дополнительном классе могут быть конкретизированы и обозначены следующими разделами: «Музыка и движение» (основные упражнения и основные упражнения в парах), «Музыка и танец», «Музыка, танец и музыкальные инструменты», «Движения и речь», «Музыка, движение и речь».

«Музыка и движение» (основные упражнения) является первым разделом, который предполагает овладение базовыми знаниями и умениями в области ритмики. На первых занятиях большое значение уделяется объяснению основ организации занятий (как готовиться к занятиям, как строится, входить в зал под музыку и т.д.). Кроме этого обучающихся с ЗПР учат слушать музыку и подстраивать темп своих движений под ее темп. В первой четверти 1 дополнительного класса дети должны научиться двигаться в темпе музыки, овладеть элементарными шагами, построениями, перестроениями и прыжками. Необходимо учить первоклассников с ЗПР прохлопыванию и протоптыванию простых ритмических рисунков. На первых занятиях важны такие упражнения как поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.

На каждом занятии проводится комплекс общеразвивающих упражнений. Он может включать выпрямления и повороты головы,  повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»), наклоны, движение рук в разных направлениях, отстукивание, сгибание, разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение внутрь, упражнения на расслабления мышц и др.

Во второй четверти продолжается изучение раздела «Музыка и движение», где основные упражнения ритмики осваиваются в парах. У обучающихся с ЗПР формируются умения разбиться на пары и обратно построиться в шеренги. Этому можно обучать и через игры под музыку. Учатся выполнять ритмико-гимнастические упражнения в парах.

Конец второй четверти посвящены изучению раздела «Музыка и танец». Сформированные у обучающихся с ЗПР базовые умения в области ритмики позволяют начать овладение танцевальными движениями и разучивать элементарные танцы (групповые и в парах) и пляски. Общеразвивающие упражнения могут дополняться такими упражнениями как выставление ноги на носок вперед, в сторону, назад, ходьба с высоким подниманием колен, приседание с опорой и др.  

В третьей четверти изучается раздел «Музыка, танец и музыкальные инструменты». Обучающихся с ЗПР учат играть на элементарных инструментах: погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, ложки и др. Важно, чтобы в процессе танца под музыку дети смогли научиться использовать музыкальные инструменты. Такая работа только начинается, поэтому целесообразно только фрагменты танца сопровождать музыкальными инструментами.

Вторая половина третьей четверти посвящена разделу «Движение и речь», который направлен на овладение базовыми умениями выполнять движения с речевым сопровождением. Для этого могут использоваться различные стишки и речевки, которые помогают задать определенный темп и динамику при выполнении шагов, построений, перестроений и различных двигательных комплексов. Далее учат выполнять ритмико-гимнастичекие движения под музыку или речевки.

Общеразвивающие упражнения расширяются по своему объему. Дети с ЗПР повторяют уже изученные и осваивают новые: перекрестные движения рук одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой вверх, маховые движения рук, выставление ноги на носок вперед, в сторону и назад, наклоны, повороты туловища вправо, влево и др.

В четвертой четверти реализуется самый сложный раздел «Музыка, движение и речь», который предполагает исполнение танцев под музыку с одновременной выразительной декламацией стихов и песен. К концу учебного года дети должны знать комплекс общеразвивающих упражнений, выполнять его под контролем взрослого. Допускается, что в качестве ведущего могут выступать наиболее способные дети. Они показывают остальным как нужно выполнять упражнение и задают общегрупповой темп.

Итоговое занятие по ритмике проводится в виде отчетного концерта.

Рекомендации по учебно – методическому и материально – техническому обеспечению

        В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:

1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.; Просвещение, 1984. - 288 с.

2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - СПб.: Петербургский центр творческой педагогики "Аничков Мост", 2015. - 196 с.

3. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет. - М.: Гном-Пресс, 1998. - 32 с.

4. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: уч.- мет. пособие. В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 104 с.

5. Лифиц И.В. Ритмика: уч. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -223 с.

6.Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. - М.: Советский композитор, 1991. - 112 с.

7.Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика; уч. пособие / Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.

8.Овчинникова Т.С., Симкина А.А. Музыка, движение и воспитание. - М.: КАРО; СПб, 2011. - 77с.

9.Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. - М.: Дрофа, 1998. - 104 с.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий по ритмике нужен достаточно большой, просторный зал, желательно с зеркалами на одной стене и хорошим освещением. Кроме того, необходим магнитофон для воспроизведения музыкальных произведений или музыкальные инструменты (фортепиано, баян), под аккомпанемент которых будут выполняться ритмические упражнения. Необходимы для занятий элементарные музыкальные инструменты: погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, ложки и др.

Ожидаемые результаты изучения коррекционного курса

В общей системе коррекционно-развивающей работы курс «Ритмика» в 1 дополнительном классе позволяет проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам: совершенствование двигательных умений и навыков, развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер.

В области формирования двигательных умений и навыков:

– умение различать музыку по темпу, плавности и силе звучания для выполнения разнообразных ритмико-гимнастических и танцевальных упражнений;

– умение соблюдать темп движений и выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме и темпе;

– совершенствование координационных движений (быстрота и точность реагирования на словесные и звуковые сигналы, согласованность действий рук, ног, туловища и др.);

– умение выполнять простейшие построения и перестроения;

– умение ходить в шеренге и разными видами шага;

– овладение простейшими элементами танца;

– умение выразительно передавать различные игровые образы, придумывать варианты образных движений в играх;

– появление возможности выполнять танцевальные движения под музыку с одновременным использованием музыкальных инструментов или декламацией стихов и песен (появление «тройных» связей);

– владение техникой элементарной мышечной релаксации.

В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:

– проявление волевых и нравственных качеств при подготовке и участии в публичных выступлениях (концерты и праздники);

– умение выполнять задания взрослого и не подводить своих одноклассников, действовать в группе слаженно и сообща;

– умение управлять своими эмоциями в процессе взаимодействия со сверстниками;

– умение быть дисциплинированными, проявлять инициативность, ответственность.

        В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:

– расширение сферы жизненной компетенции за счет совершенствования ориентировки в пространстве, расширение знаний о танцах и танцевальных шагах, умении регулировать свое поведение на занятиях, концертах и праздниках;

– умение действовать по показу и по речевой инструкции при выполнении упражнений;

– умение контролировать технику выполнения движений, исправлять ошибки после указания на них;

– умение анализировать и творчески применять полученные знания во внеурочное время под руководством взрослого и самостоятельно;

– умение адекватно оценивать собственные физические и творческие возможности;

– овладение индивидуальными комплексами упражнений лечебной и корригирующей гимнастики;

– умение оценивать и распределять физическую и эмоциональную нагрузку в соответствии со своими возможностями.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема учебного занятия

Всего часов

Примерное содержание занятий

1 четверть

Музыка и движения (основные упражнения)

1.

Вводное занятие.

1 ч

Объяснение как готовиться к занятиям и выполнение упражнений: строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение, равняться в шеренге, в колонне; ходить свободным естественным шагом, двигаясь по залу в разных направлениях, не мешая друг другу и др. Общеразвивающие упражнения.

2.

«Похлопаем и потопаем».

1 ч

Повторение организационных особенностей занятий ритмикой и упражнений, которые учили на предыдущем занятии. Освоение упражнений, позволяющих соотносить темп движений с темпом музыкального произведения (медленно быстро). Прохлопывание и протопывание простых ритмических рисунков. Общеразвивающие упражнения.

3.

«Построения, перестроения и прыжки»

2 ч

Ориентировка в направлении движения вперед, назад. Ориентировка в направлении движения налево, направо. Перестроение в круг из шеренги. Ходьба имитационная. Прыжки, поскоки под разную музыку. Подпрыгивание на двух ногах на месте и с продвижением.

Общеразвивающие упражнения.

4.

«Шаги и разные виды ходьбы».

2 ч

Ритмичный, бодрый шаг. Приставные шаги. Ходьба имитационная. Ходьба и бег с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка.

Игры под музыку. Общеразвивающие упражнения.

5.

«Повторим» (обобщение).

1 ч.

Обобщающее занятие, позволяющее закрепить умение слушать музыку и подстраивать движения под ее темп,  построения и перестроения, шаги, прыжки и подскоки.

2 четверть

Музыка и движения (основные упражнения в парах)

6.

«Повторим в парах».

1 ч.

Выполнение ритмико-гимнастических упражнений в парах. Игры под музыку, которые позволяют разделиться на пары (например, встаньте в пары те, у кого одного цвета...). Разбивка в две шеренги, разбивка на пары из шеренги. Общеразвивающие упражнения.

7.

«Найди пару».

1 ч.

Выполнение ритмико-гимнастических упражнений в парах. Игры под музыку, которые позволяют разделиться на пары (например, встаньте в пары те, у кого одного цвета...). Разбивка в две шеренги, разбивка на пары из шеренги. Общеразвивающие упражнения.

8.

«Делаем в парах».

1 ч

Ходьба в парах. Выполнение ритмико-гимнастических упражнений напротив друг друга под музыку. Игры под музыку. Общеразвивающие упражнения.

«Музыка и танец»

9.

«Танцевальные движения».

2 ч.

Разучивание танцевальных движений к танцу «Приглашение» (или другому очень простому танцу в парах). Игры под музыку. Общеразвивающие упражнения.

10.

«Танец в парах» (простой).

2 ч.

Исполнение танца «Приглашение» (или другого очень простого танца в парах) несколько раз (для себя, для учителя, для съемки фильма). Игры под музыку. Общеразвивающие упражнения.

11.

«Танцы и пляски».

2 ч.

Изучение прямого галопа, простого хороводного шага в русской пляске. Изучение шага на всей ступне на месте и с продвижением вперед. Изучение притопов одной ногой и поочередно. Выставление ноги на пятку; выведение ноги на носок; выставление ноги с носка на пятку. Жесты с открытой ладонью: прошу - не надо. Разучивание танцевальных движений к простым танцам и пляскам («Танец лошадок», «Ковырялочка», «Топотушки» и др.). Игры под музыку. Общеразвивающие упражнения.

12.

«Потанцуем».

1 ч.

Исполнение изученных танцев  несколько раз (для себя, для учителя, для съемки фильма). Игры под музыку. Общеразвивающие упражнения. Исполнение танцев для гостей.

3 четверть

«Музыка, танец и музыкальные инструменты»  

13.

«Потанцуем» (повторение).

1 ч.

Исполнение изученных танцев  несколько раз (для себя, для учителя, для съемки фильма). Игры под музыку. Общеразвивающие упражнения. Выступления на праздничных концертах.

14.

«Музыкальные инструменты».

2 ч.

Игра на простых музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, ложки) в такт основной музыки или при прекращении ее звучания. Игры под музыку. Общеразвивающие упражнения.

15.

«Поиграем на музыкальных инструментах и потанцуем».

2 ч.

Разучивание простых танцев с использованием элементарных музыкальных инструментов («Погремушки», «Пляска с ложками», «Танцующий ансамбль» и др.). Игры под музыку. Общеразвивающие упражнения.

16.

«Поиграем – потанцуем».

1 ч.

Исполнение изученных танцев  несколько раз (для себя, для учителя, для съемки фильма). Игры под музыку. Общеразвивающие упражнения. Исполнение танцев для гостей.

Движения и речь

17.

«Потанцуем» (повторение).

1 ч.

Исполнение изученных танцев  несколько раз (для себя, для учителя, для съемки фильма). Игры под музыку. Общеразвивающие упражнения.

18.

«Построения и перестроения с речевками».

2 ч.

Ходьба в шеренге с речевками, которые читает учитель. Разучивание речевок с одновременным выполнением движений. Ходьба и перестроения под речевки. Ходьба и перестроения под речевки и под музыку (попеременно). Игры под музыку. Повторение изученных танцев. Общеразвивающие упражнения.

19.

«Скажем и сделаем» (обобщение).

1 ч.

Обобщающее занятие, предполагающее повторение полученных умений выполнять построения и перестроения под речевки или музыку.

4 четверть

Музыка, движение и речь

20.

«Повторим еще раз»

1 ч.

Повторение изученных танцев, упражнений с речевками. Игры под музыку. Общеразвивающие упражнения.

21.

«Музыка, стихи и танец»

2 ч.

Разучивание танцев со стихами под музыку (танец «Зайчата», «Дождик» и др.). Игры под музыку. Общеразвивающие упражнения.

22.

«Песня, танец, музыка»

2 ч.

Декламация песен под музыку с выполнением танцевальных движений. Игры под музыку. Общеразвивающие упражнения.

23.

«Концерт»

2 ч.

Обобщающее занятие – отчетный концерт. Дети выполняют групповые ритмико-гимнастические упражнения, исполняют разные танцы, в том числе со стихами или с музыкальными инструментами.