Учебная программа

Овчинникова Кристина Васильевна

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Академик  Занков   разработал  новый  подход  для  обучения  школьников младших  классов,  чтобы   разносторонне  развивать  ребенка  на  основе  частично-поискового  метода,  автор  изменяет  взгляд  на  образование, подход  к  ученикам, и  позволяет  ответить  на  вопросы  педагогов: 

1) Можно  ли  и  как  учить  без  «двоек», и   не  принуждая.

2) Можно  ли  и  как  развить  постоянный  интерес   к  новым   знаниям  и  мотив  к  самостоятельному  поиску  информации.
3) Каким  образом  создать  положительный  эмоциональный  настрой  на  уроках. 
Имея  своей  целью  общее  развитие,  и   предоставить  школьнику   единый  образ окружающего мира,  используя  науку, литературу, искусство  и  само   познание  ребенка,  эта  система  использует  приемы  для  концентрации  внимания  учеников   в  процесс  обучения.  И  тут  помогают  программы,  методики  по  всем  образовательным  предметам  и   учебники,  в  которых  соблюдается  единство  построения,  где  свойства  системы  пересекаются  с  основными  дидактическими  положениями  образования,  это   дает  развивающий  целостный  эффект  на  учеников,  но  лишь  в  случае, если  при  этом образовательные   и  воспитательные   процессы   забегают  «вперед  развития»  школьников,  в  сферу   ближайшего, а  не  актуального, уже достигнутого уровня  их  развития. 
Занков  отмечал,  что дидактические  положения  ( цель  которых  наилучшим  образом  действовать  обучением  на  развитие  детей) - регулятор  организации образовательной  программы,  хотя  действенность  этих  положений  довольно  отвлеченная  от  действительной  повседневной  работы педагога. Методика  обучения  помогает реализовать цель  системы, эта  система должна  включаться  во  все учебные  предметы -  таково  понятие  «единая  методическая  система»,  открытое  Л.В.Занковым.

Дидактические  принципы  системы  Занкова: 

1)  обучение на высоком уровне  трудности, соблюдая  при  этом  меру трудности;

2)  ведущая роль теоретических знаний;

3)  быстрый темп прохождения учебного материал. Автор системы  был  против той  практики, утверждающей,  что каждый период учебного  процесса  является  самостоятельным  и  законченным, и  переход к  новому периоду нужно только после  того,  как  учениками основательно усвоен  материал предыдущего  периода  в  обучении. Занков  полагал, что  истинное  познавание  каждой образовательной  части  все  время  движется  вперед,  когда  ученик  одновременно познает другие, последующие элементы изучаемого  им  предмета,  и осознает  единое  целое  в  течение всего  курса  обучения,  и  в  следующих классах  основной  школы.  Если  педагог  непрерывно  обогащает учебный  предмет, этим  создаются   наилучшие  условия  для  школьника  более  глубоко  и  качественно  усвоить  научные понятия, включенные  в  логическую систему. 

4) осознание процесса учения. Школьниками  должен  осознаваться   их  собственный  процесс  обучения -  все  элементы  новых  знаний   усваиваются, связываясь с  другими  знаниями,  и  при  этом  внутри  единого  целого. Это построение  помогает осознать  и  содержание изучаемого  предмета,  и  само  "извлечение"  знаний

5) работа над общим развитием каждого ребенка. Системно работают  над  развитием  всех  учеников, и   так  же  слабых.

А также:

1)   воспитывают  у  школьника  начальных  классов отношение  к  себе  как  к  ценностной личности.

2)   работают  над  психическим  и  физическим  здоровьем  учеников, начиная  с  6  лет.

3) "Ошибка  - находка  для учителя" - утверждал Л.В.Занков.  Главная  задача  педагога -  научить  ученика  видеть  орфограмму,  научить  думать  при  письме,  и  ошибки  в  рабочих  тетрадях  не  исправлять,  а  подчеркнуть  все  слово  и  вынести  значок «1»  на  поля  тетради.  Такой  прием  учит  распознавать  орфограммы  в  словах,  приобщая   работать  самостоятельно.

4)  коллизии  - пуск  к  познанию.  Отбирая  содержание  для  своих  книг,  составляя  тексты и  задания,  авторы  учебников  этой  системы  основывались  на  мнении,  что   удивление  помогает  ученикам  начать  познавать,  а  чтобы  удивить -  нужны  коллизии (противоречия). Они образуются , если  ученик  видит : 
а) недостаток (переизбыток)  информации, методов  и  способов  решения  поставленной  учебной  задачи.  
б)  большой выбор  мнений, подходов, вариантов  решений  и т.п.
в)  новые  условия  для  использования  уже  усвоенных  им  знаний. 
В  таком  подходе  обучаются  не  от  простого материала  к более  сложному,  скорее  наоборот,   отталкиваясь  от  сложного,  коллективно  работая  в  классе   для  поиска   путей  разрешения  незнакомых  задач, и, если  нужно,  помогая  ученикам намеками. 

5) развивают  ум, волю, чувства, свободный  умственный труд творчества  ученика , его уверенность и  ответственность.

6)  главная  мотивация  к обучению -  ученик  должен  получать удовольствие от интеллектуальной активности,  которая  входит  в  процесс познания,  и  поурочный  балл  используется  педагогом,  чтобы  «внешне»  побуждать  учиться.

7)  Занков  ввел   понятие  «прямые  пути » и  понятие  «косвенные  пути »  обучения  детей,  показав  роль  прямых  путей,  их  доминанту  в  соотношении  с  косвенными  путями.

8) перекрестно изучают результаты обучения  учеников  и  их  развитие, учитывая  при  этом  : мышление,  наблюдение , действия на  практике, волю, чувства ученика,  уровни  его  самоконтроля,  уровни  усвоенных  знаний, умений.  Именно  тогда  в  дидактику  включается  личность ребенка.

По мнению многих специалистов главные принципы дидактической  системы реализуются при изучении математики, которая по традиции ( в сознании  педагога) связана  с умственными и волевыми способностями учеников, и  учитель должен понимать,  что математика  так же должна  развивать чувства учащихся, формировать их  моральные принципы.

Уроки по  Занкову  предлагают 
1)  дружеские, уважительные  отношения  между   учениками  и   учителем,  только  тогда  методики  обучения  будут  иметь  успех. 

2)  школьники  должны  задавать  вопросы,  высказывать  сомнение, свою  точку  зрения,  не  боясь  ошибиться -  именно  так  учатся  учиться. 

3)  педагогу  дается  технология  развития  личности  учеников,  «идти  от  ребенка»,  от  того,  что  наиболее  значимое  и   важное  для  него,  но  не  «на  поводу»  у  школьников. 

4)  урок  ведется  совместно  с  детьми, в сотворчестве и содружестве с ними -  принцип  развивающего  обучения. 

5)  система  воспитывает  наблюдательность, умение выражать  свои  впечатления,  например, в  предложениях (что  в  традиционном обучении  для  учителя  будет  казаться   лишь  стилистикой).

6)  задачи  на  логику   и  соображение (в  дальнейших  классах  основной  школы  таких  задач  уже  не  будет,  все  будет  решаться   по  шаблонному  типу).

 

7)  повышать уровень мотивации  к  познаванию.  Ученики  учатся  учиться, овладевая  знаниями   и  навыками,  которые  необходимы  для   дальнейшего обучения, и  здесь  педагог  должен  помнить,  что  от  уровня  сформированных   у  школьников   в  начальной   школе мотивов  к  познанию  и  обучению  зависит   их   успех   в  обучении   в  будущем.  Автор  системы  предлагает  в  помощь  учителю   дидактическую  игру  «Театр» ( она  раскрепощает  детей,  обучая  красиво  говорить  монологи,  при  этом   воспитывая  у  них  нравственность),   и  разные  другие  задания   на  познавание,  которые  делают  обучение  более  увлекательным,  создавая  положительный  мотив.image                 

 

Гимн занковцев

В школу мы идем познать хитрую науку,
Цифры, азбука, письмо вмиг прогонят скуку!
А занковская система - чистое искусство - 
В нас поможет воспитать волю, ум и чувство.

 

Припев:
Мы, занковцы, непоседы,
Не привыкли унывать!
Все нам в жизни интересно,

Все нам хочется узнать!


В жизни трудно отстоять свою точку зрения,
И ошибок избежать, и убрать сомнения.
Мы научимся общаться с множеством детей
И найдем за школьной партой преданных друзей