групповая технология

Шкарова  Ольга Викторовна

Групповая технология В.К. Дьяченко И. Б.Первин. 

Цель использования образовательной технологии:Активизация учебного процесса, для эффективности усвоения учебного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл групповая технология34.86 КБ
Файл игровая технология33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые технологии обучения

  1. Актуальность группового обучения
  2. Задачи и способы группового обучения
  3. Такая форма предусматривает деление обучаемых на несколько групп, где дети получают специальные упражнения, для решения учебных задач. Действия выполняются под строгим контролем преподавателя. Цель данной технологии – создание необходимых условий для развития у детей самостоятельности, умения взаимодействовать с обществом и быстро выполнять поставленные задачи в группах. Она была описана у И. Первина, А.Г. Ривина, Н. Гузика, В.К. Дьяченко, В. Фирсова и других.
  4. Актуальность группового обучения

  5. Групповая форма работы позволяет быстро организовывать работу на любом уроке. Обучение производится в статистической и динамической паре во время повторения уже изученного материала. Это способствует за короткий срок справиться с проверкой всей группы, причем детям доведется побывать как в роли учащегося, так и учителя. Широко используется самопроверка или взаимопроверка заданий или упражнений. Такой метод позволяет ребенку чувствовать себя свободно, а каждый из них имеет возможность не только проверить, но и самостоятельно выявить ошибки и подсказать их пути решения.
  6. Педагоги считают групповую технологию наиболее приемлемой, так как учащиеся взаимодействуют посредствам диалога, что воспитывает в них дух коллектива. Работая отдельными группами, им предоставляется возможность решать появившиеся проблемы вместе, обсуждать их, приходить к единому мнению.

Данная стандартная система позволяет легко вписываться в учебный процесс и достойно проводить занятия. Немаловажная особенность – усвоение материала, интеллектуальное развитие, доброжелательность, взаимопомощь. При обсуждении учащиеся сравнивают объекты или явления, что позволяет ускорить усвоение материала.

Задачи и способы группового обучения

Основа группового обучения – выполнение 33 задач:

  • предметно-познавательная, относящаяся к учебной ситуации;
  • социально-ориентированная для воспитания гражданских качеств.

«Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий.» – К. Маркс 

Групповые способы обучения бывают:

  • классно-урочными;
  • лекционно-семинарскими;
  • дифференцированными;
  • с применением метода проектов и другие.

Использование групповых технологий обучения ведет к:

  • взаимообогащению знаниями при работе в группе;
  • активизации познавательных процессов;
  • самостоятельному распределению действий и операций;
  • коммуникации и обсуждениям для большего взаимопонимания;
  • обмену способами действий и их решений;
  • рефлексии.

Организация работы групп имеет свои особенности:

  • достижение быстрого результата в решении поставленных учителем задач;
  • получение знаний при работе в коллективе за счет обсуждений под руководством лидера группы или педагога;
  • выполнение задания с целью оценивания возможностей каждого;
  • подбор участников группы производится таким образом, чтобы в каждой из них были дети с разными уровнями знаний;
  • различие групп осуществляется по типам, по темам, по уровням сложности.

Технологический процесс работы учащихся в группе включает в себя элементы:

  • подготовительная часть;
  • непосредственная групповая работа;
  • завершающая часть.

Существуют определенные правила, которые следует соблюдать при ведении дискуссии:

  • критиковать идеи, но не участников;
  • цель – найти оптимальное решение, а не победить;
  • терпеливое выслушивание соображений даже при несогласии с ними;
  • выяснение идей, фактов, относящихся к обеим позициям;
  • осмысление и понятие обеих взглядов на поставленную проблему или задачу;
  • применение личной точки зрения при наличии убедительных аргументов.



Предварительный просмотр:

Групповые технологии

По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

К групповым способам обучения можно отнести:

- классно урочную организацию;

- лекционно-семинарскую систему;

- формы дифференциации учебного процесса;

- дидактические игры;

- бригадно-лабораторный метод;

- метод проектов;

- метод Трампа.

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.

И.В. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2) Работа в статичных парах.

3) Групповая работа (на принципах дифференциации).

4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5)Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Концептуальные позиции

Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

- обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы;

- взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации работы в группах

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику