Олимпиадные задания по литературе Школьный тур 10 класс

Носова Екатерина Александровна

Олимпиадные задания по литературе Школьный тур 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературе

Школьный тур

10 класс

Задание 1. Закончите четверостишия, назовите автора и произведение.

а) Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,

б) И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;

            в)  Ну что ж? Одно заботой боле —        

                 Одной слезой река шумней

             …

г) Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.              
Всего 16 баллов                                                 

Задание 2.

Назовите литературных героев, которые задают эти вопросы.

а) И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет?

б) Мне снилося, что лестница крутая

Меня вела на башню; с высоты

Мне виделась Москва, что муравейник;

Внизу народ на площади кипел

И на меня указывал со смехом,

И стыдно мне и страшно становилось -

И, падая стремглав, я пробуждался....

И три раза мне снился тот же сон.

Не чудно ли?

в) Или твоя вера запрещает полюбить меня?

г) А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?

д) Я странен… А не странен кто ж?    Всего 5 баллов                                                                                                                                                                                                     

Задание 3

Многие образы, созданные русскими писателями, получали прямо противоположные оценки в критике. Знаете ли вы, кому принадлежат эти суждения? Как объяснить разницу в трактовках образов:

а) «Татьяна - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная»;

б) «Само по себе чувство Татьяны мелко и дрябло»;

в) «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен»;

г) «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен».   Всего 8 баллов

Задание 4

        Назовите героя, автора и произведение.

У кого из литературных героев:

         

1) «Водились книги, большею частию военные, да романы… стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, словно соты пчелиные». Герой________Автор________Произведение____________

2) «Вицмундир был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета… И  всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка…» Герой______Автор ____Произведение________

3) (Разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом… но всё это  не помогало, или вызывало тошноту». Герой_______Автор_________Произведение__________________    Всего  9  баллов.

Задание 5

Соотнесите названия произведений и их жанровую принадлежность:

Л.Н.Толстой «После бала»                                                повесть

Ф. Шиллер «Перчатка»                                                      историческая песня

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»                                                рассказ

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»                     баллада

И.С.Тургенев «Ася»                                                            сказка

«О Полтавской битве»                                                        стихотворение

Н.А.Некрасов «Тройка»                                                      поэма

Всего 7 баллов.

Задание 6 

Определите по приведённым биографическим фактам фамилию русского писателя.

Родился в семье мелкопоместного казанского дворянина, рано лишился отца. Служил в армии, усмирял пугачёвский бунт. В разное  время занимал высшие  государственные должности – сенатора, государственного казначея, министра юстиции.

Всего 4 балла.

Задание 7 

На какие  стихотворения А.С.Пушкина русские композиторы написали  романсы, ставшие знаменитыми?   Всего 8 баллов

Задание 8

В текст каких произведений включены эти песни? Назовите авторов данных произведений.

а) Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.

б) Как по вольной волюшке –
По зелену морю
Ходят все кораблики,
Белопарусники.
Промеж тех корабликов
Моя лодочка,
Лодочка неснащеная,
Двухвесельная.
Буря ль разыграется –
Старые кораблики
Приподымут крылышки,
По морю размечутся.

Стану морю кланяться
Я низехонько...

в) Усни, постель твоя мягка,
Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века
Под говор чудных слов.
О милый мой! не утаю,
Что я тебя люблю,
Люблю как вольную струю,
Люблю как жизнь мою.

 г) Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кiльце ковбаски!

д) К берегам священным Нила… 

  Всего 5 баллов


Задание 9

 

Вставьте пропущенные числа в приведенные ниже цитаты. Коротко объясните, при каких обстоятельствах литературным героям приходится заниматься подсчетами. Назовите художественное произведение и его автора.

1. Пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком ………. рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.

Автор

Название произведения

2. Да-с, - сказал Петрович. - Если положить на воротник куницу да пустить капюшон на шелковой подкладке, так и в ………….. войдет.

Автор

Название произведения    Всего 8 баллов.

Задание 10       

  Произведите  сопоставительный анализ двух стихотворений.

А. С. Пушкин

Я думал, сердце позабыло

 Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

 И легковерные мечты ...

Но вот опять затрепетали

 Пред мощной властью красоты.

      М. Ю. Лермонтов

Я не люблю тебя; страстей

 И мук умчался прежний сон;

Но образ твой в душе моей

Всё жив, хотя бессилен он;

 Другим предавшимся мечтам

Я всё забыть его не мог;

 Так храм оставленный - всё храм,

Кумир поверженный — всё бог!

        

Раскрыть сходство и различие по следующим уровням:

  1. Идейно-тематический   5 баллов
  2. Композиционный           5 баллов
  3. Мотивы и образы            5 баллов
  4. Особенности стиха (метр, ритм,

рифма, звуковая организация и т.д.)  5 баллов

  Всего  20 баллов

Всего 90 баллов

Ключи по литературе  10 класс

Задание 1.

Закончите четверостишия, назовите автора и произведение.

а) Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.  
А.С.Пушкин «Арион»
б) И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад    
  М.Ю. Лермонтов «Дума»       

  в)  Ну что ж? Одно заботой боле —

       Одной слезой река шумней

       А ты все та же — лес, да поле,

       Да плат узорный до бровей...      А. А. Блок «Россия»

г) Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.  
С.А.Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных …»
Правильное продолжение текста -2 балла

Указание на автора и название – 2 балл

Всего 16 баллов.

Задание 2

1.Назовите литературных героев, которые задают эти вопросы.

а) Стародум «Недоросль» Д.И.Фонвизин

б)Григорий «Борис Годунов» А.С.Пушкин

б) в) Печорин  «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов

г) Пугачев «Капитанская дочка» А.С.Пушкин;

д) Чацкий  «Горе от ума» А.С.Грибоедов

За каждый правильный ответ 1 балл 

Всего 5 баллов.

Задание 3

а) В.Г. Белинский; б) Д.И. Писарев; в) А.С. Пушкин; г) И.А. Гончаров.

Верное объяснение разницы в трактовках – 2 балла, имя автора – 1 балл.

Всего 8 баллов.

Задание 4        

1) (Сильвио) - А.С.Пушкин. «Выстрел

2) (Акакий Акакиевия Башмачкин ) - Н.В.Гоголь. «Шинель»

3) (Генерал-майор Булдеев)-  А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия»

За каждый правильный ответ 1 балл 

Всего  9 баллов.

Задание 5

Соотнесите названия произведений и их жанровую принадлежность:

  1. Л.Н.Толстой «После бала»                                                   рассказ
  2. Ф. Шиллер «Перчатка»                                                         баллада
  3. М.Ю.Лермонтов «Мцыри»                                                   поэма
  4. М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»                         сказка
  5. И.С.Тургенев «Ася»                                                               повесть
  6. «О Полтавской битве»                                                           историческая песня
  7. Н.А.Некрасов «Тройка»                                                         стихотворение

Всего 7 баллов.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Задание 6 

Г.Р.Державин  Всего 4 балла.

 

Задание 7

Г.Свиридов. «Зимняя  дорога»; М.Глинка. «Зимнее утро»; А.Даргомыжский. «Ночной зефир», «Девицы-красавицы»; Римский-Корсаков. «Ненастный день потух», «Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии», «Цветок засохший» и др.

За название романса по 0,5 балла; за имя композитора – по 0,5 балла.  Всего 8 баллов.

Задание 8

 В текст каких произведений включены эти песни? Назовите авторов данных произведений.

а) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»;

б) «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова:

в) М.Ю. Лермонтов «Мцыри»;

г) Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»;

д) М.А. Булгаков «Собачье сердце».    Всего 5 баллов.

Задание 9  

6.1. Пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком  100  рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.

Автор А.С.Пушкин

Название произведения «Капитанская дочка».

6.2. Да-с, - сказал Петрович. - Если положить на воротник куницу да пустить капюшон на шелковой подкладке, так и в 200 войдет.

Автор Н.В.Гоголь

Название произведения «Шинель»

За верно названную сумму – 1 б.,

за правильное название произведения –1 балл и автора – 1 балл

за определение обстоятельств подсчета – 1балл.  Всего 8 баллов.

Задание 10  

Всего 20 баллов

Всего 90 баллов