Олимпиадные задания по литературе Школьный тур 5 класс

Носова Екатерина Александровна

Олимпиадные задания по литературе Школьный тур 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературе

Школьный тур

5 класс

1. Известно, что сказки можно разделить на три вида: бытовые, волшебные, и сказки о животных. По приведённым отрывкам определите, к какому виду относится каждая из сказок.

(максимальное количество баллов – 2,5 б.; по 0,5 за каждый правильный ответ)

1) Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под     Алёнушкино окошко т так-то ласково начала звать её купаться на реку.

Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы.

  1. Жили-были кум с кумой – волк с лисой.

Была у них кадочка медку. А лисица любит      сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.

- Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит.

- А, знать, меня на повой зовут! – бормочет лиса.

- Так поди, сходи, - говорит волк.

Вот кума из избы да прямёхонько к мёду, нализалась и вернулась назад…

3) Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.

- Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!

- Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!

Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:

- Сходи, курочка к речке, принеси водицы напиться.

Побежала курочка к речке.

- Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зёрнышком!

Речка говорит: «Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы…»

4) Тут Иван-царевич залился горькими слезами – где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьётся, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть…

5) Жил в деревне бедный мужик. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей       одежонке, дрова рубит – не нагреется, лицо его от мороза разгорается.

Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:

- В такую стужу ты рубишь?

- В такую стужу нужда рубит.

Барин изумился…

  1. Соотнесите термин и его определение.

           (2,5 б.)

       Термины:

       1.Юмор

       2.Басня

       3.Пословица

       4. Поговорка

       5. Пейзаж

  1. Жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием.
  2. Описание природы в литературном произведении.
  3. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания.

4.Краткое образное выражение, незаконченное высказывание

5.Вид комического, весёлый, безобидный, смех.

3. Соотнесите эпизоды сказки «По щучьему велению» и элементы композиции.

   (3 б.)


 1.Зачин -

  2. Завязка действия -

  3. Развитие действия -

  4..Кульминация -

  5. Развязка -

  6.Концовка -  


1.А в это время в окно на него глядела царская дочь - Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошко и говорит потихоньку: «По щучьему велению, по моему хотению - пускай царская дочь меня полюбит».

2.Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку: «Вот уха будет сладка!» Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь».

3.Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок - Емеля.


4.А у царя во дворе крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж.


5.Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.


6. Царь сильно испугался, стал прощения просить: «Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня».

4. В  квадрате зашифрованы фамилии русских писателей. Читаться они могут слева направо, справа налево, по горизонтали или вертикали, могут «ломаться» под прямым углом. Найдите эти фамилии.

(3,5 б.)

Ж

у

к

Б

а

ж

н

с

А

о

в

с

о

и

т

Б

а

р

к

в

к

а

х

е

а

и

у

ш

ф

о

Ч

т

й

П

Н

ь

в

й

ы

н

в

о

е

в

и

к

с

о

с

  1. Допишите окончание пословицы.                                                                                      (3 б.)

За копейку спляшем

Горе
Лихо
Лешим слыть
От радости
День терять

Злой плачет от зависти, а добрый от______________

В болоте тихо, да жить там_________

Морских топит море, а сухопутных крушит _________                                                              И вашим и нашим________________________________                                                             В лесу жить,_______________________________                                                                  Когда ни умирать,__________________________

6. Восстановите  название известной сказки. Укажите её автора.                                                             (2 б.)

     «С_ _ _к_ _ _а_е _а_ _а_е, о _ы_е е _о с_а_н_ _ и м_г_ч_ м б_ _а_ _ре

к_ _з_ Г_ _ д _н_ и о п _ ек_ _ с_ой _а_ _в_ _ Л_ _ _д_».

7. Назовите фамилии  иллюстраторов русских народных сказок и художников,  создателей картин на темы русских народных сказок .                                                                                                                                             ( По 1 б. за каждую фамилию)

                                                                                                                                                                                       8.Прочитайте сказку Феликса Кривина.

Научный спор

…Калоша и Босоножка отличаются тем, что как только окажутся рядом, тотчас заводят учёные споры.

- Какой мокрый этот мир, - начинает Калоша. – Идёшь, идёшь – места сухого не встретишь.

- Да что Вы! – возражает Босоножка. – В мире совершенно сухо.

- Да нет же мокро!

- Именно сухо!

Их споры обычно разрешает Комнатная Туфля:

- Коллеги, оставьте бесполезные споры. Мир бывает и мокрым, и сухим; мокрым – когда хозяйка моет пол, сухим – всё остальное время.

А теперь попробуйте сочинить маленькую сказку, где главные герои – самые обычные вещи. Например,  книга, варежка,телефон или воздушный шарик. Пусть вам в этом поможет  фантазия.

(10 б.)

                                                                   Ключ.

1.  1,4 - волшебные

 2, 3- про животных

 5 - бытовая

 2.  1.Юмор — 5 /вид комического, весёлый, безобидный, смех/.

       2.Басня — 3 /короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания/.

       3.Пословица — 1 /жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием/.

       4. Поговорка- 4 /краткое образное выражение, незаконченное высказывание/.

       5. Пейзаж — 2 /описание природы в литературном произведении/.

 3. Зачин - 3

      Завязка действия - 2

      Развитие действия — 1

      Кульминация - 4

      Развязка - 6

      Концовка - 5

4. Астафьев, Бажов, Баратынский, Жуковский, Носов, Пушкин, Чехов.

5.  Злой плачет от зависти, а добрый от радости

     В болоте тихо, да жить там лихо.

     Морских топит море, а сухопутных крушит горе

И вашим и нашим за копейку спляшем.                                                                                                В лесу жить, лешим слыть.                                                                                                               Когда ни умирать, день терять.

6. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне    Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

7. И.Билибин, В.Васнецов

8. Максимальное количество баллов-10 
При оценке творческой работы учитывается: 
• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла); 
• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: (0–2 балла); 
• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла); 
• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, стилевое единство и однородность (0–2 балла); 
• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла). 
Предлагаем орфографическую и пунктуационную грамотность учитывать, но не оценивать..

Всего 28,5 б.