Изонить

Каменовская Елена Владимировна

«Изонить» – рисунок нитью, нитяная графика, ниткография - вот несколько названий этого вида искусства. Изонить – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдой основе. Изонить нравится и мальчикам, и девочкам. Девочки вышивают цветы и попугаев, мальчики – космические ракеты и, конечно же, машины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Изонить как элемент декоративно-прикладного творчества на уроках технологии»

1.Введение

Технология - особая наука, где можно преуспеть только тогда, когда знания тесно переплетаются с умениями.

Программа технологии предусматривает различные возможности развития,

и реализации творческих способностей у каждого школьника.

Декоративно-прикладное искусство является одним из видов художественного

творчества в области пространственных искусств.

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства. Занятия по декоративно-прикладному искусству преследуют следующие конкретные цели и задачи

Изучить: 

-особенности народной вышивки;

- новые виды вышивки. 

Освоить: 

-приемы и технику выполнения узоров; 

-технику изготовления вышивки в стиле «Изонить». 

Приобрести: 
- навыки и мастерство в изготовлении изделий в стиле «Изонить»

Общими задачами воспитания и обучения декоративно-прикладному искусству являются: 
-приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам; 
- развитие личности на основе развития творческих способностей; 

-формирование представлений о красоте и гармонии; 

-воспитание трудолюбия, уважению к людям труда и старшему поколению; 

-воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе; 
-формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества; 
-сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русского народа; 
-воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народного прикладного искусства, его истории и традиций. 

Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Оно имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. В последнее время в среде мастериц, умеющих и любящих вышивать, получил распространение относительно «новый» вид рукоделия – «Изонить»

2.Основная часть

В силу сложившихся обстоятельств у нас уроки технологии проходятв неделимых классах. Проблема заключалась в том, чем занять мальчиков. Нас объединила любовь к декоративно-прикладному искусству. «Изонить» – рисунок нитью, нитяная графика, ниткография - вот несколько названий этого вида искусства. Изонить – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдой основе.

Изонить нравится и мальчикам, и девочкам. Девочки вышивают цветы и попугаев, мальчики – космические ракеты и, конечно же, машины. Работы мальчиков и девочек отличаются не только тематикой рисунков, но и техникой выполнения.

Мы заинтересовались изонитью, она привлекла нас простотой исполнения и оригинальностью. Понравилось то, что техника изонити не требует дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити, проволока и твердая подложка, в отличии от традиционной вышивки.

Изонить

Изонить - очень интересная и увлекательная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Техника изонити не требует дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити и твердую основу.

На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Мы уверены, что это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать любопытные композиции.

Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика или изонить) используется в России, в англоязычных странах используется словосочетание «embroidery on paper» - вышивка на бумаге или Form-A-Lines - формы из линий, то же самое, но по-французски - broderie sur papier. Внемецкоязычных странах - термин «pickpoints».

История изонити

Истоки этого творчества пошли от мастеров Англии. Они работали следующим образом: в плоскую деревянную доску забивали гвозди, на которые потом в определённой последовательности натягивали нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани). В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров.

Изонить сегодня

В наше время чаще используется картон – у него готовый цветовой фон и фактура. Так же используют и бархатную и наждачную бумагу. Особенно эффектно смотрятся работы, если цвета нитей подобрать по контрасту к основе. Нити можно использовать разные: простые катушечные, шерстяные и шёлковые, гарус и мулине, люрекс, ирис и т. д. На подарочных, поздравительных сувенирах будут великолепно смотреться золотые и серебряные нити.

Современные расходные материалы позволяют получать очень красивые и эффектные изделия. Мы выполняем работы не только на новых материалах, но и на бросовых. Это компакт диски, пластмассовые походные тарелки, пластинки и многое другое.

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный даже маленьким детям. В работе использовались перфорированные карты (готовые шаблоны) и прием заполнения угла, стежки «крест», «стебельчатый» (для вышивания кривых). Используя минимум средств, любой человек (а главное дети) смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.

Картины из ниток оригинальны, красивы и эффективны. Они вызывают восторг и удивление.

Система работы
На уроках развитие творческих способностей учеников опирается на современную научно-обоснованную методику преподавания, которое направлено не только на передачу конкретных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческого потенциала. 
Проводя уроки по декоративно-прикладному творчеству, я стараюсь воспитывать трудолюбие, волю, пытаюсь формировать представление о красоте, гармонии, прививать любовь к родному краю. Хочется, чтобы уроки помогали ребятам раскрыть многогранный духовный мир человека, научить их тем навыкам, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.

1. Начиная уроки технологии в пятом классе, выявляю способности учащихся, их трудолюбие, настойчивость, волю, уверенность. 

2. На каждом следующем уроке цели курса «Изонить» - это усовершенствование навыков художественной обработки материалов, стремление воспитать у ребят творческий подход к выполнению заданий, развивать их воображение, творческое мышление, прививать эстетический вкус. 

3. Одной из основных задач является усовершенствование мастерства в выполнении сложных элементов, а так же повторение и закрепление полученных ранее знаний, умений, навыков в увеличении или уменьшении выбранного рисунка, а так же подборе цветовой гаммы. 

4. Дальше перед учащимися ставится цель в умении составлять эскизы будущего изделия, используя знания о композиции и цвете, находить с помощью интернет ресурсов необходимый и понравившийся материал.

5. Продолжаем формировать у ребят умение оценивать свой труд с экологической и экономической стороны, самостоятельно разрабатывать эскиз будущего изделия, придумывать узоры и их расположение исходя из области применения выбранного изделия. 

Работа на занятиях по рукоделию благодатна еще по ряду причин:

-объекты труда не требуют значительных материально-технических затрат; задания, как правило, носят прикладной, утилитарный характер и могут выполняться школьницами для собственных или домашних нужд, что стимулирует интерес к работе.

- на этих работах, как нигде, может быть проявлена дифференциация, так как посильность работ может варьироваться в самых широких пределах;

-школьники в праве по собственному усмотрению выбирать изделия, их композицию, цветовую гамму и т.п., что способствует развитию самостоятельности и творческого начала.

Традиционно, я начинаю занятия по рукоделию с показа больших, красочных, производящих ошеломляющее впечатление на учащихся работ, выполненных либо мною – учителем, либо талантливыми предшественницами нынешних учениц. Убеждение в том, что каждый из них сможет стать автором таких же великолепных изделий, является важным побудительным мотивом.

3. Практическая часть

Основные приёмы и инструменты

Техника выполнения изонити проста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:

- заполнение угла;

- заполнение окружности.

и дополнительно заполнение дуги, овала, спирали.

Для работы необходимо иметь следующие инструменты:

1. карандаш - остро заточенный;

2. линейка - ровная, гладкая, длиной не менее 30-40см;

3 циркуль - нужен для изучения принципа заполнения окружности;

4. шаблоны (на первом этапе изготавливаются учителем) и трафареты (готовые изображения различных геометрических фигур: многоугольников, окружностей, овалов, эллипсов и др.);

5. иглы с большим ушком (номер иглы зависит от толщины картона и ниток, а также расстояния между точками);

6. шило (для работы с пластинками, СД дисками) или булавка с головкой на конце для прокалывания точек;

7. подкладка из плотного материала, чтобы во время прокалывания не портить поверхность стола (можно прокалывать на весу, немного приподнимая картон и соизмеряя силу прокалывания);

8. ножницы;

Техника изонити - заполнение угла

Изонить техника - заполнение угла

Расскажем о технике заполнения угла:

1.  Чертим угол.

2.  Каждую сторону угла необходимо разбить на равные отрезки. Количество отрезков на сторонах угла должно быть равно.

3.  Делаем проколы во всех точках кроме 27.

4.  С изнанки нить вводится в точку 1 и опускается в точку 26

5.  Далее нить проводится из точки 26 в точку 25

И далее 25 -> 2, 2 -> 3, 3 -> 24 и так далее. Обратите внимание, что в точке 27 отверстие не делается.

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла.

Техника изонити – заполнение окружности

Заполнение окружности выполняется тоже по правилу заполнения угла. Надо лишь помнить, что выполнение работы имеет зеркальное отображение. Заполнение окружности на изнаночной стороне выполняем по часовой стрелке, на лицевой будет против часовой стрелки. С окружностью можно экспериментировать. Комбинация их в различных вариантах и создает то, что называется искусством.

Изонить техника - заполнение окружности

Расскажем о технике заполнения окружности:

1.  Вначале окружность нужно поделить на четное количество равных частей;

2.  Затем выбираем любую хорду окружности. Например, 9-24;

3.  Далее с изнанки игла с нитью вставляется в точку 9 и проводится в точку 24;

4.  Далее из 24 в 1;

5.  1 -> 10;

6.  10 ->11.

И далее аналогично. Обращаем внимание, что хорда должна сделать 2 круга.

Заполнение различных фигур

Чтобы лучше понять технологию заполнения геометрических фигур рассмотрим заполнение фигуры «бантик» и «лесенка».

Для изделий со сложной структурой можно использовать фигуры, образующиеся при неполном прошивании окружностей и овалов (например, лепестки цветка).

Для составления композиций недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры, которые наиболее часто встречаются в работах. Овалы, спирали, завитки и дуги заполняются по тем же правилам, что и окружности.

Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.

Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.

Заполнение дуги

Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.

Заполнение спирали

Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.

Неполное заполнение овала (лепесток).

Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать одинаковыми линиями, касательной нижней части лепестка.

Когда надо заполнить фигуру веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием “заполнения треугольникам”.

О цвете

Создание тоновой изонити – это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.

Все многообразие цветов и цветовых оттенков в природе можно разделить на две группы: тёплые (к ним относятся все тона жёлтого, оранжевого и красного) и холодные (к ним относятся все оттенки голубого, фиолетового и зелёного). Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешивании тёплых и холодных тонов.

Тёплые цвета воспринимаются глазом как приближающиеся, то есть выступающие вперёд, а холодные – как отступающие назад, то есть удаляющиеся. Пользуясь этим свойством цветов, можно усилить рельефность деталей изонити, сделать узор более чётким, передать объёмность форм. Фон для нитяной графики следует брать отступающий, а для рисунка изонити предпочтительно использовать выступающие тона.

Существуют ещё такие понятия, как лёгкость и тяжесть цвета. Тяжёлыми цветами чаще всего бывают тёмные, насыщенные, тёплые; лёгкими – светлые, холодные, воспринимающиеся как воздушные.

Правила композиции требуют, чтобы нижняя часть рисунка была тяжелее верхней. В изонити должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета – цветовая гармония. Общее равновесие цвета достигается таким соотношением всех цветов и тонов, которое подчиняется общему (среднему) тону. В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета, как - красный – с жёлтым, серым, коричневым, бежевым и оранжевым; - зелёный – с жёлтым и темно-жёлтым, лимонным, кремовым, оранжевым и коричневым; - фиолетовый – с сиреневым, розовым, жёлтым, белым; - коричневый – со всеми оттенками жёлтого, зелёным, красным, оранжевым, сиреневым и серебристо-белым.

Однако следует помнить, что узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно всё пространство заполнено нитками, а когда между натянутыми нитками просматривается фон.

Опыт показывает, что жёлтый цвет в картине на темном фоне воспринимается как весёлый и бодрящий; белый – гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый – очень живые, теплые; зелёный и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый – спокойный, но скучный.

Картина смотрится эффектнее, если в ней есть доминирующий цвет: тёплый или холодный, светлый или темный или их разумное сочетание.

Красный, жёлтый и оранжевый цвета считаются праздничными, по-видимому, не случайно. Давно замечено, что красный цвет увеличивает активность и скорость реакции человека: увеличивается давление и частота дыхания. Влияние оранжевого несколько мягче. Восприятие чёрного цвета обратное: пульс, давление и дыхание замедляются. Синий цвет снижает скорость реакции, пульс, давление, частоту дыхания. У зеленого цвета аналогичные отрицательные показатели меньше.

Есть доказательства, что цвета могут влиять на темперамент человека. Под действием холодных сине-зелёных оттенков холерик может стать почти флегматиком, а флегматика можно «разогреть» теплым красным цветом.

Принимая во внимание сказанное, есть основание считать, что сделанная картина может каким-либо образом влиять на настроение тех, кто проявит к ней интерес.

(Источник: Журнал "Ксюша. Для любителей рукоделия. Умелые ручки")

Разнообразие изонити

Творчество изонить, как и другие виды декоративно-прикладного искусства имеет тесную связь с жизнью человека, с повседневным бытом. Это творчество распространилось в России и тесно связано с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.

Изонить в декоре одежды

В технике изонить можно выполнить и украшения. Получаются очень красивые и оригинальные изделия. Все девочки любят украшать себя всевозможными подвесками. А если это изделие выполнено своими руками, то оно ещё дороже. Придумать такое украшение зная технологию выполнения очень просто, нужно немного усидчивости и фантазии.

Изонить в интерьере.

Красиво выглядит изонить в интерьере. В основном интерьер украшают различными панно, картинами.

Несколько советов:

-при выборе материалов следует учесть соотношение толщины основы и ниток (слишком толстый картон будет рвать нитки, а тонкий – будет рваться от ниток );

-нитки сильно не затягивать, а то основа может выгнуться и при приклейке порвется;

- нитки лучше брать не сильно длинные, т. к. с длинной ниткой трудно работать;

- если при вышивке случайно порвалась основа, то её можно подклеить не большим кусочком скотча.

4. Заключение 


В заключении хочется отметить, что образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. 

Если ребятам на уроке интересно, а для этого используются все средства для привлечения внимания учащихся, вовлечения их в творческий поиск: и рассказ, и демонстрация слайдов, дидактический и раздаточный материал, и др.

Только тогда достигаются хорошие результаты. 

Для выполнения поставленных задач использовался анализ существующих учебных программ, изучалась научно-методическая литература, а так же систематический анализ наблюдений за интересами детей.

Занятия изонитью направлено на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей; создание условий для самореализации человека в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Это творчество даёт возможность познакомиться с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя. Изучая творчество изонить, мы знакомились с творчеством народных умельцев. Занятия таким творчеством продолжает формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм, а также даёт возможность приобретения навыков учебно-исследовательской работы.

Именно так человек придумывает новые вещи, которыми другие люди пользуются с большим удовольствием.

Участие ребят в школьных, районных, республиканских  выставках творчества учащихся, а также занятие ими призовых мест подтверждает, что у ребят повышается интерес к декоративно-прикладному творчеству, к изонити. 

5. Литература

1.Быстров В.М. – «Методическая система эстетического воспитания на уроках

технологии.» Череповец, 2006.

2.Бурундукова Л. – Волшебная изонить. Ручная работа. – М. «АСТ-ПРЕСС» -88с. 2009г.

3.Волшебная изонить. Ниола 21век 2009г.

4.. Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2000.

5. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.

6.Журнал "Ксюша. Для любителей рукоделия. Умелые ручки")

7.  Писларь Н. Н.. Изонить: маленькие «шедевры». НМЖ «Школа и производство»№2. – М./ «Школа-Пресс»,2008.

8. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208с.

9. Энциклопедия. Подарки 250 подарков на любой вкус. М. ACT- Пресс



Предварительный просмотр:

«Нитяная графика»

C:\Users\бац\Desktop\все для сада\кружок изонить\снова изонить\5803a3f718836ad8c2b5c555e678ba7f.jpg

Мир, окружающий нас, - неисчерпаемый источник для развития творческой фантазии. Познание его красоты приходит к художнику через зрительное восприятие, изучение, исследование явлений и предметов.

   Каждый ребенок любит и по-своему умеет рисовать. Стоит только приобрести карандаши, кисти, и на белом листе бумаги появляются сказочные персонажи, удивительные цветы, птицы, животные. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом и углем, стеклышком и многими другими инструментами и материалами. Оказывается можно выполнить рисунок даже нитью и при этом научиться, очень хорошо владеть иглой.

   Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течении всей жизни, в будни и праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества, любая вещь могла стать произведением искусства. Когда народ творит, когда он создает вокруг себя все, что ему необходимо, преображает окружающую действительность и делает это по законам красоты, создает свою художественную культуру, свое декоративное искусство.

   Обратимся к одному из современных видов декоративного искусства, который родился в Англии - изонити - изображение нитью.

   Истоки этого творчества родились в Англии. Английские ткачи придумывали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечку гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.

   В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

   Изонить - это один из видов рукоделия, который дает широкую возможность проявить творческую индивидуальность исполнения, фантазию; техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Пользуясь незамысловатыми приспособлениями и материалами, любители изонити могут выполнить разнообразные узоры, салфетки, открытки, декоративное панно. В работах мастеров изонити широко представлены настенные панно, в которых главным образом присутствуют элементы геометрического орнамента. Изонить позволяет высказаться разнообразно и нестандартно, никого и ничего не копируя. Фольклорное начало проявляется в орнаменте и цветосочетаниях. Здесь только хороший вкус и чувство меры гарантируют успех. Для украшения интерьера надо очень тщательно подбирать цвет фона и узора. Изонить завоевывает все больше и больше поклонников. Увлекаются вышиванием взрослые и дети.

   Популярность изонити можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике изонити, отличаются не только своей простотой выполнения, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности изонити для творческого проявления личности. Вы берете в руки лист цветного картона, цветную нить с иголкой и творите чудо.

   Занятия изонитью способствует развитию у детей: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца; художественных способностей и эстетического вкуса. На занятиях дети приобретают практические навыки, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

   Занятия изонитью являются важным средством всестороннего развития детей: дает понятие о разных углах (величине, длине сторон), понятие об окружности, хорде разной длины; упражняет детей в количественном и порядковом счете; развивает цветовое восприятие; совершенствует технические навыки работы с иголкой, учит различать толщину ниток; развивает абстрактное мышление; развивает мускулатуру кисти руки, глазомер; воспитывает усидчивость, терпение, внимательность; знакомит детей с новыми видами художественной деятельности; воспитывает эстетический вкус; развивает у детей чувство композиции, умение продумывать содержание свой работы, составлению узора на различных формах.

   Цель изонити - помочь взрослым и детям заняться в часы досуга увлекательным делом. Оно развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при работе с нитью. Опыт показал, что систематические занятия изонитью открывают возможность для развития инициативы и творчества, активизируют мысль.

 

      “Изонить“ - изображение нитью - так называется этот вид деятельности.

   Техника изонити требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Ребенок вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задания усложняются, и он сам моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки для своего изделия.

   “ Нитяная графика “ или изонить - это графический рисунок выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне.                

   Очень увлекательное занятие для детей разного возраста - изонить. Эта техника не сложна в освоении, и даже первые пробные работы получаются красивыми, что стимулирует ребят к творчеству.

   Для работы нужно приготовить материал, на котором мы будем выполнять рисунок, он называется фоном, и то, чем мы будем выполнять рисунок - нити.

   Фон для нашего рисунка должен быть плотным, поэтому лучше взять уже знакомый материал: цветной или белый картон, бархатную бумагу. Бархатная бумага представляет собой плотную (типа очень тонкого картона) серую бумагу, покрытую с лицевой стороны мелкими ворсинками, у нее готовый цветной фон и фактура под бархат. Уже разработаны различные варианты натяжения нитей при образовании окружности, эллипсов, разнообразных углов. Для выполнения рисунка применяются нити различного цвета и назначения: швейные нити, мулине, ирис.

   При выборе рисунка следует учитывать, что в технике изонити лучше получаются геометрические композиции.

                Работа над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. Хорошо продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку.

   

Последовательность работы над композицией:

              1. Вначале на бумаге набрасывается общая форма изделия в его натуральную величину

              2. После того как найдено место расположения орнамента, выделен главный композиционный центр, решено пропорциональное соотношение частей, необходимо найти цветовое решение композиции.  

              3. Составив композицию и подобрав цвет, можно приступить к детальной прорисовке орнамента. Заканчивается разработка композиции изделия оформлением рамы.

   При выборе цвета нитей для поделок надо помнить о том, что цвет может зрительно менять форму и величину предмета. Светлые и теплые тона кажутся ближе, чем темные и холодные. Поэтому теплые тона как будто увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Выбор цвета нити зависит от фона, от назначения поделки, размера. При использовании в одной работе различных цветов нужно помнить о цветовой гармонии.

   Давайте познакомимся с изонитью поближе. Для начала работы необходимо иметь швейную иглу, картон, бархатную бумагу, цветные катушечные нитки, циркуль, измеритель, карандаш. Рисунок выполняется с помощью чертежных инструментов на изнаночной стороне работы. При этом на лицевой стороне рисунок получится в зеркальном отображении. Каждый элемент изображения вышивают отдельно. При этом учитывается толщина ниток, которая обусловливает длину стежка.

   Если элементы изображения пересекаются во многих точках, то рисунок на изнаночной стороне лучше сделать в цвете. Особенно это важно в том случае, когда разные элементы выполняют нитками одного цвета.

   А теперь рассмотрим основные технологические приемы изонити.

   Человек, увидевший изонить впервые, сразу задается вопросом - как это делается? И сначала, кажется, что это очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приемов. Однако в изонити два приема: заполнение угла и заполнение окружности.

 

   Заполнение нитью угла

Прокалывай отверстия шилом, положив под заготовку мягкий материал, например пенопласт, толстую, сложенную в несколько слоёв ткань или толстый картон.

  1. Проколи отверстия по указанной схеме.
    form-a-line01
  2. Проведи иголку с ниткой с изнанки на лицо в точке «1» внизу.
    form-a-line02
  3. Проведи нитку в точку «1» на противоположной стороне угла сверху. Сделай маленький стежок на той же стороне угла и выведи иглу в точке «2». Проведи нитку по лицевой стороне на противоположную сторону в точку «2». Заполни весь угол до конца.
    form-a-line03
  4. Посмотри, что должно получиться с изнанки:
    form-a-line04

Запомни! С изнанки игла всегда должна втыкаться в отверстие рядом на той же стороне угла. С какой стороны — покажет направление стрелки.

Заполнение нитью окружности

form-a-line06form-a-line07

form-a-line08form-a-line09

Запомни! На лицевой стороне пропускай нить через одинаковое число точек. Следующий стежок делай с изнанки на лицевую сторону. Стежок выполняется рядом с местом выхода иголки. С какой стороны — покажет направление стрелки.

Другие способы заполнения фигур
«Змейка»

form-a-line10

«Ёлочка»

form-a-line11

«Клеточки» и «веера»

form-a-line12

   Необыкновенные композиции в технике изонити можно выполнить, используя прием “заполнение окружности“. Окружность можно делить на любое количество равных частей и заполнять каждую из них отдельно по принципу заполнения окружности.

     

   Вышивание по картону привлекает детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками закладки, открытки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.

      Изонить воспитывает у детей усидчивость, аккуратность, терпение, развивает образное и пространственное мышление, развивает кисти рук и глазомер; обучает ребенка технологическим операциям и, прежде всего творческому подходу к любой работе. Обучает ребенка элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности, способствует закреплению полученных ранее математических знаний.

   Результаты использования техники изонити в детском саду (старшей и подготовительной группе) показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний, позволяет им приобрести практические навыки, что дает нам возможность заключить, что систематические занятия изонитью открывают широкие возможности для инициативы и творчества, активизируют мысль.