Главные вкладки

    Для учащихся

    Копылова Ирина Михайловна

    16589 0b2334883cb6317a513fd09f9398f09b.gif

    Всех, всех, всех с началом нового учебного года!

    Новых открытий, творческих достижений, верных друзей и, конечно, здоровья!

    Ваша И.М.

    Школа к учебному году сверкала –
    Окна блестели, смотря на восток.
    Новая роспись на стенах спортзала,
    В актовом зале портьера – восторг!

    Школа подумала: "Ах, как мне нравится
    Жить в тишине, без забот и тревог!
    Жаль, что недолго я буду красавицей –
    Скоро затопчут меня сотни ног.

    Снова звонки зажужжат, словно пчёлы,
    Снова польются потоки речей...
    Как утомительно, если ты – Школа,
    Или Гимназия, или Лицей".

    Вот и сентябрь. По знакомой дороге
    Школе несут за букетом букет –
    Сердце любое не выдержит, дрогнет.
    Школа кивнула ребятам: "Привет!

    Столько приятных сюрпризов за дверью!
    Мой вам поклон, молодые умы.
    Как же соскучилась я по веселью!
    Ну а ворчала? Старею, увы".

    (Г. Ильина )

    16193 shlyapa_vypusknika.png

    ПОЗДРАВЛЯЮ КОКУШКИНУ ЕЛЕНУ, УЧАЩУЮСЯ 11 "А"КЛАССА С ПОБЕДОЙ

    В ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА!

    Благодарю за участие в олимпиаде!

    Желаю успешно сдать выпускные экзамены и стать студенкой СПбГУ!

     

    ПОЗДРАВЛЯЮ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЕРОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЛИМПИАДЫ 16194 j0341866.pngПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 - 11 КЛАССОВ

    Безверхого Сергея (8 "Г" класс),

    Бабаеву Афаг (8 "Г" класс),

    Крахмалеву Ангелину (8 "Г" класс),

    Сенчук Елизавету (8 "Г" класс),

    Мурадова Эмиля (10 "Б" класс),

    Кокушкину Елену (11 "А" класс),

    Семенову Антонину (11 "Б" класс),

    Лонощук Викторию (11 "Б" класс),

    Лыкову Марию (11 "Б" класс)

    Благодарю за участие в олимпиаде

    и желаю успешной учебы и дальнейших творческих успехов!

    15762 734013.png

    Материалы для подготовки к ГИА и ЕГЭ

     

     

     

    ГИА по обществознанию

    Общая памятка подготовки для учеников

    (скачать файл 1)

    Демоверсия ГИА 2012 http://www. ege.edu.ru

    Демоверсия ГИА 2013 http://4ege.ru/gia-po-obwestvoznaniju/2547-demoversiya-gia-po-obschestvoznaniyu-2013.html

     Кодификатор http://www. ege.edu.ru

    Литература для подготовки к ГИА http://4ege.ru/gia-po-obwestvoznaniju/2547-demoversiya-gia-po-obschestvoznaniyu-2013.html

    Памятка для ученика по работе с заданиями С1-С6.

    (скачать файл 2)

     

    ЕГЭ по обществознанию

    16067
    skola1.gif

     

     

    Изменения в КИМ ЕГЭ по обществознанию 2013

    http://4ege.ru/novosti-ege/2567-izmeneniya-kim-ege-2013.html

    Официальный информационный портал ЕГЭ http://www.ege.edu.ru/

    Кодификатор http://www.ege.edu.ru/ru/organizers/codifier_subjects/

    Полезные ссылки http://www.ege.edu.ru/ru/organizers/codifier_subjects/

    Демоверсия ЕГЭ 2013 http://4ege.ru/obshestvoznanie/2555-demoversiya-ege-po-obschestvoznaniyu-2013.html

    Памятка для выполнения задания С9 (эссе)

    (скачать файл 3)

    Памятка для выполнения заданий С1-С4

    (скачать файл 4)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл fayl_1.docx16.45 КБ
    Файл fayl_2.docx26.75 КБ
    Microsoft Office document icon pamyatki_k_esse__s_9.doc57 КБ
    Файл pamyatka_dlya_vypolneniya_zadaniy_s1-s4.docx15.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Если обществознание как предмет для сдачи экзамена выбран, то  шаги ученика при подготовке к экзамену могут быть следующими:

                  С чего начать подготовку к итоговой аттестации в новой форме?

    1. Познакомься с демоверсией (www. ege.edu.ru).

    Каждый год демоверсия  обновляется, поэтому знакомься с документом последнего года на указанном сайте и получи верное представление об экзаменационной работе.

    2. Выполни задания демоверсии, сверяя собственные  ответы с ответами, представленными в демоверсии. Подсчитай баллы, определи,  хватило ли времени на выполнение работы.

    Это позволит получить представление о трудности работы.

    3. Выяви пробелы в своих знаниях – это могут быть разделы, темы, отдельные вопросы.

    Это поможет ответить  на вопрос: «могу ли я успешно сдать экзамен, есть ли у меня достаточные знания по предмету, какие темы являются проблемными?».

    4. Начни подготовку к экзамену.

     Подготовка должна быть систематической, а не фрагментарной и  требует достаточного количества времени.  Она    проходит  на уроках,   дополнительных занятиях: например выбрав элективный  курс для дополнительной подготовки к экзамену, или в режиме самостоятельной   работе. Немаловажное значение имеет и общая эрудиция ученика, гораздо легче сдать успешно экзамен тому, кто много читает, интересуется современными проблемами общественной жизни, анализирует информацию различных СМИ.

    5. Познакомься со спецификацией экзаменационной работы (www. ege.edu.ru). 

    Она определяет структуру и содержание работы, в ней виден  формат работы:  количество частей, заданий, уровень сложности заданий, проверяемые умения, общее количество баллов, время, отводимое   на выполнение работы и т.д. Из этого документа можно узнать, сколько и каких заданий составляют экзаменационную работу.

    6. Подбери литературу:

    1. Учебники - один основной, два дополнительных;
    2. Пособия – варианты типовых тестовых заданий (разработанные специалистами ФИПИ), справочники (П.А. Баранов).

    7. Проанализируй кодификатор (www. ege.edu.ru ).

    Повторяй основное содержание курса, ключевые понятия, ориентируясь на элементы содержания, представленные в кодификаторе.

    8. Используй опорные конспекты, схемы, таблицы.

     Они  помогут привести твои знания в систему и повторить содержание курса.

    9. Обрати особое внимание на разделы, где ты выявил пробелы в собственных знаниях. 

    Если испытываешь трудности, обратись к учителям за советом.

    10. Заведи тетрадь-словарик, где записывай определения наиболее сложных терминов, понятий, теоретических положений.

    11. Повторив материал, познакомься сначала с  примерами заданий части А и  В. Используй пособия, разработанные специалистами ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).

    12. Потренируйся, выполнив несколько вариантов заданий.

     Так ты сможешь еще раз проверить  свои знания по предмету.

    13.  Обнаружив ошибки в своих ответах, вернись к опорным конспектам, схемам, таблицам, словарю.

    14. Повторив содержание, исправь свои ошибки, пробелы.

    15. Выполни еще несколько вариантов заданий, останавливаясь только на заданиях части А и В. 

    Это позволит приобрести уверенность в том, что ключевые вопросы содержания освоены.

    16. Перейди к самой сложной части работы – части С.

     Познакомься с примерами заданий третьей части работы и приступай к их выполнению.

    17. Используй памятки, которые помогут понять назначение каждого задания, выявить модели условий, выработать алгоритм решения.

    18. Перед экзаменом еще раз просмотри свои записи, опорные конспекты, схемы, таблицы, повтори термины.  

    Если есть необходимость,  дополнительно потренируйся в решении заданий всех частей работы.

    19. Если встречаешь трудные задания, незнакомые понятия и термины, обращайся за советом к преподавателю.



    Предварительный просмотр:

    Задание С1

    1. Первое задание требует составить план текста, выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них.

    2. План – это  четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.

    3.  Для выполнения задания необходимо:

    1. внимательно прочесть текст,
    2. уяснить его содержание,
    3. понять тему,
    4. выявить основные идеи текста.

     4. Названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста, выделяйте основную идею каждого фрагмента и кратко  сформулируйте ее.

    5. Количество выделенных фрагментов может быть различным.

     6. План может быть простым или сложным.

    7. План может быть составлен в назывной форме (нет глаголов).

    8. План может быть составлен и в вопросной или тезисной форме.

    9. Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому абзацу текста соответствует один вопрос.

    10. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т. п.

    11. Оценивается умение выделить основные смысловые фрагменты текста, сформулировать их названия (пункты плана).

    12. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.

    13. Эксперт при оценивании выполнения данного задания решает: верно ли схвачена выпускником структура текста (все ли смысловые части текста выделены; нет ли «лишних», отсутствующих в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу);  насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора; соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста).

    14. Если все смысловые части текста выделены, из названия отражают основные идеи текста логично и полно – выставляется 2 балла.

    15. Если ученик верно выделил более половины смысловых фрагментов текста и  в названиях (пунктах плана) отразил основные идеи соответствующих частей текста, то выставляется  1балл.

    16. Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами

    из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный, выставляется  0 баллов.

    Задание С2

    1. Второе задание предполагает извлечение информации, представленной в тексте  в

    явном виде.

    2. Задания могут содержать требования:

    1. найти в тексте любые два (три) определения (объяснения, причины, характеристики и т.п.);
    2. найти в тексте ответы на 2-3 вопроса;
    3. найти в тексте доказательства (аргументы и т.п.), которые автор приводит в подтверждение какой-то идеи;
    4. заполнить пробелы в таблице.

    3. Проверяются и оцениваются умения извлекать информацию из текста. Например, приведение одной позиции вместо требуемых трех-четырех свидетельствует о недостаточном уровне владения данным умением.

    4. Обратите внимание:

    Задание С2

    1. Непосредственно относится к тексту,
    2. Рассуждения экзаменуемого, не связанные с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом.

    5.  Если ваш ответ сводится к рассуждениям, которые к тексту напрямую не относятся, то он оценивается в 0 баллов.

    6. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.

    Задание С3

    1. Третье задание  предполагает преобразующее воспроизведение или интерпретацию содержащейся в тексте информации.

    2. Данный тип заданий имеет несколько моделей:

    1. определить, что является фактом, определить его причины;
    2. установить последствия описанного социального явления;
    3. объяснить позицию (мнение, точку зрения и т.п.) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры и т.п.);
    4. оценить роль тех или иных факторов и т.п.

    3. В ответе выпускника требуемая информация может быть дана в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены подробности и приведен лишь фрагмент фразы.

    4. Информация может быть также приведена в форме близкого к тексту пересказа.

    5. Рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом. Если ответ свелся только к подобным рассуждениям, он оценивается в 0 баллов.

    6.  Задание С3, как и предыдущее задание С2  также  непосредственно относится к тексту, но требует его интерпретации и привлечения знаний курса. Следует внимательно читать, что и в каком количестве надо назвать и какие источники информации привлечь (только текст или знания по курсу, личный опыт, факты общественной жизни).

    Задание С4

    1. Четвертое задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. В задании может быть две части (например, объяснение и примеры).

    2. Данный тип заданий имеет несколько моделей условий и требований:

    1. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите три проявления какого-либо явления…
    2. Используя содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, приведите три подтверждения ... (дайте три объяснения)…
    3. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами ...(приведите три примера, подтвердите тремя конкретными примерами)…
    4. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт выскажите три предположения…
    5. Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два примера … и кратко поясните каждый пример…
    6. Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, объясните три ситуации…
    7. Проиллюстрируйте тремя примерами идею текста…(конкретными примерами проиллюстрируйте любые три приведенных в тексте характеристики)…
    8. На основе авторского текста сформулируйте три рекомендации …
    9. 3. Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий?
    10. Во-первых, точность и корректность приводимых фактов, их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям;
    11. Во-вторых, рассуждения должны конкретизировать сущность приведенного в задании теоретического положения, оценивается логическая и содержательная корректность этих рассуждений.

    4. Положения или понятия, которые требуется конкретизировать, как правило, носят общий, абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания).

    5. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации.

    6. Максимальный балл – 3 балла.

    Задание С5

    1.  Пятое задание - задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, - проверяет умение применять знания, почерпнутые из источника социальной информации, для решения конкретной проблемы.

    2. Задание предполагает использование информации из текста  для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни, практических жизненных ситуаций.

    3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1. ответ на вопрос
    2. фрагмент текста

    4. Оценивается задание следующим образом:

    1. Дано объяснение, приведен фрагмент текста. – 2 балла.
    2. Дано объяснение ИЛИ приведен фрагмент текста. -1 балл.
    3. Ответ неверный.- 0 баллов.

    5. Задачи имеют два уровня требований:

    1. первое относится непосредственно к ситуации, сформулированной в условии;
    2. второе – ориентирует на поиск информации для решения проблемы в предложенном источнике.

    6. В вариантах используются разные модели условия:

    1. проблемная ситуация,
    2. социальный факт,
    3. статистические данные,
    4. проблемное высказывание и т.п.

    7. Примеры заданий:

    1. Условие задания – проблемная ситуация
    2. Граждане подали заявление о регистрации брака в органы ЗАГС. Невеста сразу же потребовала от жениха обеспечить ее материальное содержание. Жених отказался, сославшись на то, что брак еще не заключен. Правомерен ли отказ жениха? Объясните свой ответ. Какой фрагмент текста может помочь вам в объяснении?
    3. Условие задания – социальный факт
    4. В государстве Z за последние 20 лет значительно сократилась доля сельских жителей, что негативно сказалось на развитии аграрного сектора. В связи с этим был принят закон, запрещающий жителям сел и деревень уезжать в город. Оцените данный закон с позиции знания естественных прав человека. Приведите фрагмент текста, который может обосновать вашу оценку.

    8. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.

    Задание С6

    1. Шестое задание предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения (или авторской позиции, мнения и т.п.) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни.

    2. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе.

    3. Задание к тексту строится таким образом, что в своем ответе ученик может, как согласиться с приведенной точкой зрения, так и опровергнуть ее.

    4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1.  Мнение учащегося: согласие или несогласие с высказанной позицией;
    2. Аргументы (объяснения), в случае согласия или  несогласия.

    5. Максимальный балл – 2:

    1. Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента – 2 балла.
    2. Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента - 1 балл.
    3. Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ ответ неверный - 0 баллов.

    6. Оценивается  содержательная полнота, логическая обоснованность собственной позиции ученика, разнообразие приведенных им аргументов.

    7. Аргументами могут служить знания, факты, примеры, почерпнутые из курса, из сообщений СМИ, из личного социального опыта.

    8. Данный тип заданий имеет ещё одну модель условия и вытекающих из него требований:

    1. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту позиции (мнения, точки зрения и т.п.) автора;
    2. Собственное мнение (отношение к проблеме и т.п.) формулировать не нужно.



    Предварительный просмотр:

    Как правильно выполнять задание С9.

    На едином государственном экзамене по обществознанию при оценивании ответа по заданию С9 необходимо учитываются  следующие элементы:

    1. раскрытие смысла высказывания;
    2. представление и  пояснение  своей позиции;
    3. уровень приводимых суждений и аргументов (здесь учитывается характер аргументации, способность экзаменуемого сочетать теоретическое обоснование и фактическое подтверждение, выходящее за рамки повседневных представлений).  

    Само оценивание идет по накопительной схеме: реализация каждой новой позиции прибавляет к уже накопленным новые баллы. Их количество  по критерию К1 и К3 колеблется от одного до двух баллов в зависимости от уровня реализации данной позиции.  

    Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

    Последовательность действий педагога по оцениванию  мини-сочинений

    (задание С9)[1]

    Действия педагога (эксперта) по оценке задания С9 условно делятся на два этапа.

    Название этапа

    Содержание работы педагога

    Подготовительный

    1. выявить смысл высказывания: определить, какова основная мысль автора, что именно он хотел подчеркнуть, раскрыть, на какие особенности того или иного социального явления указать;
    2. смоделировать возможный ответ и сформулировать основные  суждения и аргументы  в обоснование своей позиции  (т.е. поставить себя на место ученика и выполнить задание);
    3. очертить круг понятий, терминов, теоретических положений, конкретизирующего и иллюстративного материала, который может использоваться в аргументирующей части.

    Аналитический

    1. обратить внимание на то, насколько понят  и раскрыт  смысл выбранного  авторского  высказывания;
    2. выявить наличие или отсутствие собственной позиции, отношения ученика  к  авторскому суждению или поднятой автором социальной проблеме;
    3. определить качество использования обществоведческих понятий (корректность, соответствие области научных знаний, контексту проблемы) или их отсутствие;
    4. оценить уровень аргументации (в его теоретической и конкретизирующей составляющих);
    5. проверить соотнесенность аргументов и примеров с соответствующей областью  социально – гуманитарного  знания.

    Основания для более высокого балла.

    1. При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов.

    2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования.

    3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни.

    4. В рассуждениях используется «доказательство от противного».

    5. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта.

    6. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы.

    7. Работа отличается целостностью, завершенностью и соразмерностью частей.

    Основания для более низкого балла.

    1.Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности.

    2.Содержится много «информационного шума» - положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении.

    3.Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием.

    Памятки для ученика. Этапы работы над эссе.[2]

    1. Познакомьтесь с предложенными темами

    2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема

    3. Определите смысл предложенных высказываний, ответив  на вопрос: Что хотел сказать автор?

    4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:

    1. С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?
    2. Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

    5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:

    1. имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
    2. ясно понимаете смысл высказывания ( что хотел сказать автор);
    3. можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
    4. владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);
    5. сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции

    Помните, что Вы должны строить свой ответ на основании именно конкретного высказывания, а не области знаний в целом.            

    6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:

    1. Согласен ли я с автором? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?

    7. Выявите основные аспекты проблемы.

    8. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:

    1. Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?
    2. Какие теоретические обобщения вы должны учесть?

    8. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы:

    1. Какими фактами, примерами вы можете подтвердить свое мнение?
    2. Убедительны ли они?

    9. Напишите  текст своего мини-сочинения. Перечитайте его. Помните, что суждения и аргументы  в эссе должны быть раскрыты с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал, а в самом тексте должны быть освещены  различные аспекты проблемы.

    Аргументированное эссе[3]

    Цели аргументированного эссе:

    1) убедить оппонента в правильности своей точки зрения и склонить его на свою сторону

    2) ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая.

    Примерная структура эссе:        

    Введение.    Формулировка темы, ее актуальности, значимости; расхождение линий относительно предложенного суждения, взгляда; переход к основному суждению.

    Основная часть.  Суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3), определение основных понятий, использованных при выдвижении тезисов; доказательства и поддержки – факты или примеры, поддерживающие суждения, точку зрения; рассмотрение и опровержение контраргументов. Необходимо показать, почему автор считает их слабыми, а собственные утверждения – предпочтительными.

    Заключение.    Повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода. Общее заключение о важности, правильности данного утверждения, позиции.


    [1] Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом М.: ФИПИ, 2010, с. 31 

    [2] Использованы материал: Лазебникова А.Ю. ЕГЭ – 2007: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007

    [3] О.Н.Журавлева, Т.И.Пашкова. История России с древнейших времен до середины ХIХ века. – М.: Вентана-граф, 2007



    Предварительный просмотр:

    Виды текстов:

    1. если в тексте главное — утверждение, аргументация какой-либо истины, это скорее всего научный текст;
    2. если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ;
    3.   если основой текста являются оценочные суждения, явно показано отношение к чему-либо — это публицистический текст;
    4.  если представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта, это статические материалы;
    5.  если в тексте содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимости, политический документ;
    6.   если излагаются только факты (дано описание чего-либо, какие-либо действий или чьих-то суждений), это информационные материалы» (Л.Н. Боголюбов,  Е.Л. Рутковская).

            Как работать с текстом на экзамене

    1. С чего начинать работу с текстом?

    Необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему. «Сплошное» чтение полезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, предварительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами.

    Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст. Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

    2. Нужно ли определять главную идею текста?

    Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно, среди заданий нет такого, который прямо предписывает определить главную идею автора); достаточно ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте?».

    3. В каком порядке отвечать на вопросы?

    Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

    Вместе с тем, если возникли затруднения, не следует останавливать работу над текстом. Оценивается каждое задание, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла.

    4.  Как уяснить для себя искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

    Внимательно прочитать задание. В нем даны соответствующие указания: найдите в тексте; что говорит автор; какие признаки называет автор; опираясь на знание курса и собственный опыт, охарактеризуйте; конкретизируйте мнение автора, опираясь на знание курса. Вывод очевиден: нужно внимательно читать задание.

    5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

    Важно:

    1.   внимательно прочитать задание;
    2.  понять, что именно требуется для успешного ответа;
    3.   уяснить, из каких частей складывается задание;
    4.   стараться выполнить все задание;
    5.  если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
    6.   не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;