Класс ранней профессиональной подготовки

Фомина Любовь Эриксоновна

На этой странице вы познакомитесь с работами выпускников гимназического класса эстетического направления. В течение 9 лет эти школьники осваивали программы по истрии искусства, рисунку, композиции, живописи, скульптуре, пленэру на базе общеобразовательной и художественной школ. Результаты этой работы они продемонстрировали на выездном пленэре в г.Тобольске.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Любому обществу, в том числе и современному, нужны одаренные люди. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности сам. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача школы и состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности каждого ребенка, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа всех школ страны. Одним из путей реализации поставленной цели является реализация в нашей школе целевой программы для одаренных и способных детей.

Наименование программы для одаренного ребенка

Программа «Ступени роста»

Цель программы

Выявить  одаренных детей, склонных к изучению изобразительного искусства, способствовать саморазвитию, самореализации, самопознанию ребенка.

Организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся при изобразительного искусства.

Повысить статус предметов искусства

Задачи программы

Выявление, воспитание, обучение и поддержка и творчески одаренного ребенка Костиной Арины.

Развитие духовной сферы ребенка, потребностей в самопознании, способностей к самоанализу.

Использование индивидуального  подхода  в работе с одаренным учащимся на уроках изо и во внеурочное время, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей этого ребенка.

Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих девочке проявить свои возможности

Ожидаемые конечные результаты программы

Формирование постоянно действующей системы работы с одаренным ребенком.

Удовлетворенность девочки своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

Повышение уровня индивидуальных достижений ребенка в области изобразительного искусства.

Повышение интереса к предмету.

Разработчики программы

Учителя изобразительного искусства

 МБОУ СОШ № 2 пгт Уренгой Пуровского района

Фомина Любовь Эриксоновна

Ответственные за исполнение программы

Учителя ИЗО

 МБОУ СОШ № 2 пгт Уренгой Пуровского района

Фомина Любовь Эриксоновна

Сроки реализации программы

С 2012 г. по 2016 г.

Этапы реализации программы:

I. Этап.

2012-2013 учебный год – подготовительно-проектировочный.

Подготовка условий для создания

системы работы с одаренным обучающимися в школе.

Разработка программы работы с одаренным обучающимися.

Проведение мониторингов по выявлению одаренных детей.

Вовлечение обучающихся в участие в различных конкурсах и олимпиадах.

Создание портфолио.

Создание механизма взаимодействия с родителями.

Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

II. Этап.

2013-2016 учебный год – организационно-практический

Апробация системы работы с одаренным обучающимся.

Диагностика наклонностей обучающихся.

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения олимпиад по предметам,  классных часов, викторин, праздников.

Адаптация учебных программ, факультативов, элективных курсов, кружков

Проведение выставок детского творчества, олимпиад, предметных недель, конкурсов, концертов, соревнований ;

Создание и пополнение банка данных о развитии каждого одаренного ребенка;

Участие в дистанционных уроках и видеоконференциях;

Повышение квалификации учителей биологии и географии;

Создание системы презентации достижений обучающихся и учителей (персональные фотовыставки и т.п.). 

III. Этап.

2015-2016 учебный год – обобщающий

Анализ итогов реализации программы

        Костина Арина Александровна ученица экспериментального класса общеэстетического развития.  

        У Ариши легкий и веселый характер. Она обладает богатой фантазией, воображением. Проявляет тонкое чувство юмора. Она умна, начитанна, у нее широкий кругозор, за это к ней и тянуться и сверстники. Чувствительна к прекрасному, обращает внимание на эстетические стороны жизни.  Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и понятно говорит. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми. За время обучения показала себя как способная ученица. Отношение к учению заинтересованное. Одинаково хорошо ей удается работать и в графике, и в живописи, и в декоративно-прикладном искусстве. Поэтому и разнообразны и темы, и техники исполнения и в ее творческих работах. С удовольствием принимает пожелания, советы; прислушивается к мнению товарищей и педагогов. Настойчиво стремится к завершению начатого, предпочитает работать самостоятельно, требуя лишь минимального направления от учителя.  

Структура программы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Характеристика, место и роль программы  в образовательном процессе;

1.2. Cрок реализации программы;

1.3. Объем учебного времени, сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации.

1.4. Форма проведения занятий;

1.5. Цели и задачи программы;

1.6. Обоснование структуры программы;

1.7. Методы обучения;

1.8. Описание материально-технических условий реализации программы.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                      2.1. Учебно-методические планы по годам обучения;

                      2.2. Годовые требования. Содержание разделов и тем по годам обучения.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕЙСЯ
  2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

4.2. Критерии оценки;

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
  2. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.                     

                                                                       

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. Характеристика программы, ее место и роль в образовательном процессе.

Программа «Ступени роста» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество» и индивидуальных способностей ученицы.

Программа «Ступени роста» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является дополнительной предпрофессиональной программой в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Работа над изделием – это не механический процесс. А организованный процесс познания разных технологических процессов, выстроенный по принципу «от действия по образцу – к самостоятельному творческому поиску».  Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории, истории народного творчества и практики.

Программа «Ступени роста» направлена на развитие творческих способностей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащейся.

Программа «Ступени роста» тесно связана с рисунком, живописью, прикладной композиции, историей народной культуры и изобразительного искусства. 

Программа «Ступени роста» помогает девочке активно осмысливать окружающий мир, творчески воплощая его в формах декоративно-прикладного искусства. Здесь на лицо поиск наиболее лаконичного и максимально выразительного образа, гармоничного сплава функциональности и красоты предмета, его формы и декора, стремление выразить богатые выразительные возможности даже самого скромного материала. Очень важно показать ребенку богатство выразительных средств художественного творчества, дать ей возможность своими руками создать красивую вещь, превращая природный материал в произведения искусства.

  1. Срок реализации программы.

При 4-летнем сроке обучения составляет  нагрузка 204 часа:

Самостоятельная работа учащимися составляет по 2 часа в неделю. На  протяжении всего периода обучения и предполагает выполнение заданий по разделам, а так же изучение специальной дополнительной литературы.

1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

Общий объем времени по программе «Ступени роста» при 4-летнем  сроке обучения составляет 204 часа.

          1.4.Форма проведения учебных занятий.

Занятия по программе «Ступени роста» и проведение консультаций индивидуальные. Эта форма занятий позволяет преподавателю построить процесс в соответствии с принципом индивидуального подхода.

Цели и задачи :.

           

Целью программы «Ступени роста» является:

Гармоничное развитие творческой личности. Приобщение учащихся к эстетическим и художественным ценностям путем систематического и целенаправленного овладение знаниями декоративно – прикладного творчества и народных промыслов, материаловедения, различными техниками исполнения, и на этой основе формирование практических навыков, способности образного воплощения  замысла в творческой работе. А также подготовка одаренного учащегося к поступлению по профилю предмета.

         Задачи программы «Ступени роста»

-в формировании практических трудовых навыков в процессе обучения и воспитания привычки точного выполнения правил трудовой культуры;

-в расширении и обогащении практического опыта ребенка, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии;

-в воспитании уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;

-в воспитании трудолюбия, выработке терпения, усидчивости, сосредоточенности;

-в формировании потребности к творческой активности, потребности трудиться в одиночку в паре, группе, в умении распределять трудовые знания между собой;

-в развитии фантазии, воображения, творческого, технического и художественного мышления, конструкторских способностей.

-в формирование у ребенка мотивации продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

           1.6.Обоснование структуры программы.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-распределение учебного материала по годам обучения;

-описание дидактических единиц учебного предмета;

-требования к уровню подготовки обучающейся;

-формы и методы контроля, система оценок;

-методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данным направлением строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

1.7.Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и решении задач программы используются следующие методы обучения:

-словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение вариантов изобразительного материала);

-наглядный (показ, демонстрация произведений известных народных мастеров и лучших образцов заданий, выполненных учащимися);

-практический (выполнение эскизов, упражнений, последовательное выполнение технологий сборки декоративных изделий);

-самостоятельная работа (сбор орнаментального материала, отработка навыков  и приемов выполнения изучаемой техники);

-просмотр народных изделий  выдающихся мастеров и посещение выставок для повышения общего уровня развития обучающихся;

-индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях художественного образования.

1.8.Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета.

Обучающаяся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио, и видиозапесей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы, может пользоваться интернетом, для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной учебно-методической литературы по декоративно-прикладному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская должна быть оснащена столами, компьютером, интерактивной доской, комбинированными шкафами с застекленной верхней части. Нижнюю, закрытую часть шкафов следует использовать для хранения текущей работы, наглядного материала, инструментов и приспособлений.

Инструменты и приспособления нужно хранить так, чтобы не портились их рабочие части. Комплекты выкроек – лекал рекомендуется хранить в отдельных папках (конвертах).

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Программа «Ступени роста» рассчитана на четыре года обучения. В программе учтен принцип систематического, целенаправленного и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащейся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные из возрастных возможностей ребенка.

В содержании программы «Ступени роста» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать ребенку любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают девочке представления народа о красоте, добре.

Учащаяся знакомится с видами декоративно-прикладного и народного искусства его особенностями и спецификой. Многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов. С возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров Овладеет техническими навыками изображения различных видов росписи. Приобретет навыки конструирования и моделирования из различных материалов. Научится разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.

Формирование у ребенка умений и навыков происходит постепенно: от знакомства с простыми технологиями, до овладения тонкостям сложных, трудоемких традиционных техник.

2.1. методические планы по годам обучения.

             ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Наименование темы

Вид учебного занятия

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

1.

История возникновения искусства  «оригами».

Занятие

0

1

2.

Виды и свойства бумаги. Изучение схемы преобразования плоской поверхности.

Занятие

1

1

3.

Основные приемы работы с бумагой в технике «модульное оригами».

Занятие

2

4

4.

Сюжетная композиция «В зоопарке».

Занятие

0

6

5.

Оборудование, инструменты и материалы. Цветоведение.

Занятие

0

1

6.

Правила держания кисти в руке. Тренировочные упражнения по постановке руки.

Занятие

2

2

7.

Основные элементы росписи. Этапы выполнения росписи.

Занятие

0

4

8.

Вводная часть. История возникновения техники «гильоширования». Его виды. Материалы и инструменты. Основные термины, приемы и правила гильоширования.

Занятие

0

1

9.

Декоративная обработка тканей: техника прорезного ажура, технология выполнения аппликации. 

Занятие

6

1

10.

Выполнение изделия в технике  гильоширования.

Занятие

47

Итого:

11

68

                   УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Наименование темы

Вид учебного занятия

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

1.

Древнерусская архитектурная композиция и виды архитектурных композиций.

Занятие

0

2

2.

Орнамент в архитектуре. Декоративное убранство фасада зданий. Мастерство художников резьбы по дереву: резные наличники, ставни.

Занятие

2

2

5.

История возникновения русских матрешек. Виды матрешек.

Занятие

0

2

6.

Технология изготовления матрешек. Приемы выполнения росписи.

Занятие

1

4

7.

Выполнение росписи деревянной заготовки – матрешки.

Занятие

0

4

8.

История народных промыслов, обрядов и традиций народов Ямала. Возникновение северных орнаментов.

Занятие

2

2

9.

Технология плетения северного орнамента. Схемы. Приемы плетения.

Занятие

2

4

10.

Плетение орнамента из бисера.

Занятие

0

44

Итого:

7

68

                      УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Наименование темы

Вид учебного занятия

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

1.

Декор плоскостных изделий (кракле, декупаж, аппликация, и т.д.).

Занятие

2

4

2.

Декорирование плоскостных изделий.

Занятие

2

8

3.

Декор объемных изделий (бисероплетение, мозаика, пейп-арт и т.д.).

Занятие

2

6

4.

Декорирование объемных изделий.

Занятие

2

6

5.

Вводное занятие. История кукол разных стран (Россия, Германия, Япония и т.д.). Авторская кукла.

Занятие

0

4

6.

Технологии создания авторских кукол. Инструменты и материалы.

Занятие

2

4

7.

Поисковый этап: выбор технологии создания куклы, сбор материала, эскиз (выбор эскиза). Авторская кукла. Работа в материале.

Занятие

6

36

Итого:

16

64

             

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Наименование темы

Вид учебного занятия

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

1.

Определение  темы творческого проекта.

Занятие

6

4

2.

Разработка эскизов (несколько вариантов),

определение материалов.

Занятие

2

12

3.

Выбор варианта эскиза и выполнение его в

натуральную величину.  

Занятие

0

12

4.

Технологический этап. Работа в материале.

Занятие

0

36

5.

Подготовка изделия к выставке. Выставка. Защита.

Занятие

0

4

Итого:

8

64

2.2. Годовые требования. Содержание разделов и тем по годам обучения.

                                           Содержание 1года обучения.

     Раздел 1: Работа с бумагой. Формообразующий процесс. Модульное оригами.

1.История возникновения искусства  «оригами».

Оригами как древнее изобразительное искусство. Оригами как новая технология. Эстетический и научно-технический аспекты оригами. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Термины и условные знаки, принятые в оригами.

Практическая работа: складывание квадрата по правилам (точное совмещение

углов и сторон). Изготовление складок «вогнутой» и «выпуклой».

 

2.Виды и свойства бумаги. Изучение схемы преобразования плоской поверхности.

Понятие «базовая форма». Знакомство со схемами, умение читать схемы. Базовые формы «Треугольник», «Книжка». Модели, выполняемые на основе базовых форм.

Практическая работа: самостоятельное выполнение квадратной заготовки из

прямоугольного листа, из листа произвольной формы. Деление квадрата на три части. Изучение принципа построения схем.

 

3.Основные приемы работы с бумагой в технике « модульное оригами».

Треугольные модули оригами. Размеры модулей. Соединение модулей.

Практическая работа: Формирование навыка шарообразной формы: апельсин из модулей.

 

4.Сюжетная композиция (по выбору учащегося).

Совместный выбор тем для выполнения творческих работ.

Практическая работа: самостоятельная разработка и корректировка эскизов авторских работ, выбор моделей и выполнение их в черновом варианте для последующей корректировки размеров. Перенос эскиза  на рабочую поверхность и размещение готовых моделей. Отработка умений грамотного построения сюжетных композиций и выбора соответствующей бумаги.

Раздел 2: Традиционные виды росписи. Петриковская роспись.

5. Петриковская роспись. История возникновения. Оборудование, инструменты и материалы. Цветоведение.

Зарождение Петриковской росписи. Мастера Петриковской росписи. Особенности изображения Петриковской росписи. Композиция в Петриковской росписи, особенности расположения узоров в декоративной композиции. Принципы построения композиции – ритм, доминанта, равновесие.

Практическая работа: стилизовать цветы, распространенные в данной местности, в стиле Петриковской росписи.

6.Основные элементы Петриковской росписи. Этапы выполнения росписи.

Традиционные элементы Петриковской росписи: зернышко, изогнутое зернышко, бегунки, Петриковские цветы, листья папоротника, петушинки.

Практическая работа: выполнение элементов росписи на бумаге.

7.Роспись деревянного предмета быта.

Эскиз по замыслу. Цветочный сюжет. Грунтовка  доски. Обработка изделия наждачной бумагой. Поэтапное выполнение росписи изделия.

Практическая работа: выполнение росписи деревянного изделия. 

Раздел 3: Текстиль. Гильоширование.

9.Вводная часть. История возникновения техники «гильоширования». Его виды. Материалы и инструменты. Основные термины, приемы и правила гильоширования. 

Цель и содержание курса «Художественное гильоширование».   Инструктаж по технике безопасности. Гильоширование - современный вид искусства. История гильоширования. Демонстрация изделий в технике гильоширования. Показ синтетических тканей. Демонстрация   инструментов и рассказ об их назначении (стекло, железные и фигурные линейки, пинцет, наждачная бумага, маленькие ножницы, напёрсток).  Основные  приёмы гильоширования.

Практическая работа: выполнение приёмов выжигания: точка, отверстие (перфорация); обколка, нарезка; штрихи, скобки; сеточка; «стебельчатый  шов».

10.Декоративная обработка тканей: техника прорезного ажура, технология выполнения аппликации.

Показ технологии прорезного ажура, технологии аппликации. Демонстрация простых салфеток выполненных педагогом и детьми в технике прорезного ажура. Особенности аппликации из ткани. Применение аппликации в гильошировании.

Практическая работа: определение приёмов  выжигания на готовых салфетках, выполнение заданий  с маленькими прорезными отверстиями, выполнение салфетки в технике прорезного ажура. Выполнение аппликации цветка.

11.Выполнение изделия в технике  гильоширования.

Ознакомление учащихся с этапами работы: подбор рисунка и изготовление эскиза; перенос эскиза на ткань; изготовление шаблонов; выжигание по шаблонам; художественное оформление изделий методом аппликаций и прорезного ажура.

Практическая работа: выполнение творческой работы.

                                             Содержание  2 года обучения.

Раздел 1: Работа с бумагой. Объемное конструирование. Архитектура деревянного зодчества.

1.Древнерусская архитектурная композиция и виды архитектурных композиций. Просмотр различных иллюстраций с архитектурными композициями. Цельность архитектурного решения. Выявление композиционного центра композиции, передача фактуры предметов.

Практическая работа: копирование репродукций с изображением архитектуры.

2.Орнамент в архитектуре. Декоративные элементы оформления домов: резные наличники, ставни, причелины, подзоры. Рассматривание репродукций (фотографий) с декоративными элементами оформления зданий деревянного зодчества.

Практическая работа: зарисовки орнаментов для фасада здания.

3.Конструирование макета деревни (коллективная работа): рубленые дома, бани, амбары, колодцы, церковь и т.д.

Поисковые наброски и разработка рабочего эскиза архитектурной постройки. Работа с технологическими картами. Изготовление «строительного материала» (бревнышки). Установка сруба дома, крыши, украшение декоративным убранством.

Практическая работа: работа в материале.

Раздел 2: Роспись объемных изделий. Русская матрешка.

4.История возникновения русских матрешек. Виды матрешек.

Появление матрешки на Руси. Сергиево-Посадская матрешка. Семеновская матрешка. Полховская игрушка и вятская матрешка. Авторская матрешка. Характерные особенности матрешек.

Практическая часть: зарисовки матрешек.

5.Технология изготовления матрешек. Приемы выполнения росписи.

Особенности вытачивания формы для матрешек. Этапы росписи. Традиционные элементы росписи матрешек.

Практическая часть: отработка элементов росписи матрешек.

6.Выполнение росписи деревянной заготовки – матрешки.

Создание эскизов матрешек. Подготовка деревянного изделия к росписи. Разметка рисунка на изделиях. Проработка в цвете.

Практическая часть: роспись деревянного изделия.

Раздел 3: Бисероплетение. Ямальский орнамент.

7.История народных промыслов, обрядов и традиций народов Ямала. Возникновение северных орнаментов.

Самобытность народов Ямала. История возникновения северных орнаментов. Использование орнамента в одежде ямальцев. Изготовление предметов быта. История возникновения бисера и бисероплетения на Севере. 

Практическая работа: зарисовки орнаментов.

8.Технология плетения северного орнамента. Схемы. Приемы плетения.

Правила техники безопасности при работе с бисером. Составление схемы плетения северного орнамента.

Практическая работа:  нанизывание бисера на леску традиционными способами с использованием схем.

9.Плетение орнамента из бисера.

Практическая работа: разработка эскиза. Составление схемы. Плетение орнамента.

                                     Содержание  3 года обучения.

Раздел 1: Декор предметов.

1.Декор плоскостных изделий (кракле, декупаж, аппликация, и т.д.).

Эстетические потребности человека.  Знакомство с притчей о двух ремесленниках (возникновении дизайна). Виды дизайна (дизайн интерьера, ландшафтный, промышленный дизайн, фитодизайн, дизайн одежды и т.д.). Основные понятия декора и дизайна. Объекты и предметы дизайна. Просмотр образцов изделий, выполненных в разных техниках декора.

Законы композиции. Создание гармоничного единства всех частей композиции. Понятие о центре композиции. Понятие о динамике и статике композиции. Закон симметрии и ритма. Закон равновесия.

Практическая работа: Составить статическую и динамическую композицию из фигур, вырезанных из цветной бумаги. Нарисовать орнамент, используя различные виды симметрии.

2.Декорирование плоскостных изделий.

Выбор изделия и техники декорирования. Инструменты и материалы. Техника безопасности.  Основные технологические приемы. Эскиз. Подбор материала.

Практическая работа: работа в материале.

3.Декор объемных изделий (бисероплетение, мозаика, пейп-арт, и т. д.)

Правила техники безопасности при проведении занятий  в школьных мастерских; при работе с красками, клеем, электрическим и режущим инструментом.  Беседа о видах ремесел, продолжение знакомства с декоративных предметами интерьера;  изучение исторических сведений о новых техниках декорирования. Композиция. Цветоведение: гармоничные сочетания цветов. Гармонии родственных цветов. Гармонии родственно-контрастных цветов. Гармонии контрастных цветов.

Практическая работа: зарисовки орнамента с использованием различных видов симметрии. Раскрасить один вариант орнамента, используя гамму холодных цветов,  гамму теплых цветов.

4.Декорирование объемных изделий.

Выбор изделия и техники декорирования. Инструменты и материалы. Техника безопасности.  Основные технологические приемы. Эскиз. Подбор материала.

Практическая работа: работа в материале.

Раздел 2: Творческий проект: Авторская кукла. Особенности и характер.

5.Вводное занятие. История кукол разных стран (Россия, Германия, Япония и т.д.). Авторская кукла. Что такое кукла? Куклы - вид древнего декоративно-прикладного искусства. Магия кукол. Виды кукол: восковые, механические, фарфоровые, деревянные, тряпичные. Куклы народов мира. Авторская кукла.

Практическая работа: зарисовки кукол по выбору.

6.Технологии создания авторских кукол. Инструменты и материалы.

Знакомство с технологиями создания авторской куклы: папье-маше, полимерная глина, кукла из чулков, кукла из текстиля и т.д. Техника безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для работы.

Практическая работа: выбор технологии изготовления куклы, разработка технологической карты.

 

7.Поисковый этап: выбор технологии создания куклы, сбор материала, эскиз (выбор эскиза). Авторская кукла. Работа в материале. Создание образа авторской куклы (работа с рисунком). Костюм как средство выражения характера куклы. Подготовка необходимого материала.  

Практическая работа: создание авторской куклы, пошив костюма.

             

                                      Содержание 4 года обучения.

1.Определение темы творческого проекта.

Вводная беседа – что такое проект, проектирование? Мини маркетинговые исследования. Выбор темы проекта: витраж, гильоширование, батик, фреска, текстильное изделие, бижутерия, декор мебели или др. предметов интерьера, макет  беседки и прочее. Алгоритм выполнения творческого проекта.

Практическая работа: разработка различных вариантов и выбор наиболее подходящего проекта.

2.Разработка эскизов.

Изучение исторических этапов возникновения  и развития изделий, объектов. Наброски, зарисовки, схемы возможных вариантов. Декоративно-тематическая композиция. Поиск композиционного решения. Цветовое решение.

 Практическая работа: работа с рисунком.

3. Выбор варианта эскиза и выполнение его в натуральную величину.

Определение формы и наиболее подходящих материалов. Выбор технологий изготовления изделия. Технологический процесс: компоненты культуры труда при выполнении творческого проекта. Изучение приемов и последовательность выполнения изделия: составление технологической карты. Инструменты, материалы, приспособления. Инструктажи по технике безопасности.

Практическая работа: масштабирование эскиза.

4. Технологический этап. Работа в материале.

Последовательное и поэтапное выполнение работы. Работа с различными материалами, изучение новых технических приемов. Передача идейного замысла работы. Связь основных  частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы, проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за весь курс обучения, по данной программе.

Практическая работа: выполнение творческой работы в материале.

5. Подготовка изделия к выставке. Выставка. Защита.

Анализ достоинства проектируемого изделия. Контроль и испытание изделия. Оформление проекта. Создание презентации проекта.

Практическая работа: защита проекта.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Результатом освоения программы «Ступени роста» является приобретение следующих знаний, умений и навыков:

  • знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного и народного творчества;
  • знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;
  • умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;
  • навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел;
  • навыки работы в различных техниках и материалах.

По окончании освоения программы учащаяся должна:

Знать:

  • основы материаловедения;
  • основные элементы композиции, закономерности построения художественной формы;
  • принципы сбора и систематизации подготовленного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла.

 Уметь:

  • применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах;
  • находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу;
  • находить живописно-пластические решения для каждой задачи.

Владеть:

  • навыками по созданию композиционной художественно – творческой работы.

                                         

Требования к уровню подготовки

на разных этапах обучения.

1 год обучения.

знания:

            - технику безопасности с инструментами и материалами.

- названия базовых форм «оригами».

- историю возникновения Петриковской росписи. Основные элементы росписи.

- основные приемы гильоширования.

умения:

              - работать по схемам в технике «оригами».

              - составлять композицию Петриковской росписи.

              - выполнять выжигание в технике «гильоширования» по шаблонам.

навыки:

              - владения приемами складывания в технике «оригами».

              - поэтапного выполнения росписи деревянного изделия.

              - технологии прорезного ажура и аппликации в «гильошировании».

2 год обучения.

знания:

              - Архитектуры Древней Руси.

              - знать названия декоративных элементов оформления домов.

              - характерные особенности матрешек, историю матрешек.

              - историю возникновения северных орнаментов.

умения:

              - строить орнаментальную композицию.

              - поэтапно выполнять роспись матрешки.

              - составлять схемы плетения орнаментов.

                        - доводить свою работу до известной степени законченности.

         навыки:

                        - работы с технологическими картами.

                        - выполнения кистевой росписи деревянного изделия.

                        - плетения орнамента.

         3 год обучения.

знания:

             - основные понятия декора и дизайна.

             - технику безопасности с инструментами и материалами.

             - гармоничные сочетания цвета.

             - историю создания кукол. Виды кукол.

         умения:

                       - декорировать предметы в разных техниках (кракле, декупаж, аппликация и  

                       т.д.).

                       - сочетать различные техники декорирования.

                       - разрабатывать технологические карты изделия.

         навыки:

                      - работы с различными материалами декорирования плоскостных и объемных

                      изделий.

                      - выполнения куклы с разработанным ранее эскизом.

4 год обучения.

знания:

- по созданию оригинальной тематической декоративной композиции с учетом направленности предмета «Работа в материале»;

- особенностей композиционного построения декоративных листов;

- по созданию композиций объединенных одной темой, с учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции.

умения:

-создать выразительные и оригинальные декоративные образы с учетом технологических процессов работы в материале.

навыки:

- перевода эскизного решения в технологический рисунок.

                         4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обеспечивает определенное управление учебным процессом и выполняет обучающую, воспитательную и корректирующую функции.

Формы промежуточной аттестации:

  • просмотр
  • творческий просмотр

         4.2. Критерии оценок.

Во время  объяснения новой темы перед выполнением каждого задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.

Оценкой может быть участие в конкурсах

 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Для успешного результата в освоении программы «Ступени роста» необходимы следующие учебно-методические пособия:

  1. Таблицы по темам:
  • Орнамент;
  • Цветоведение;
  • Стилизация;
  • Основы общей композиции.
  1. Наглядные пособия.
  2. Методические пособия.
  3. Папки практических заданий, сформулированные по темам.
  4. Фонд лучших работ учащихся по разделам и темам.
  5. Портфолио ученических работ по темам.
  6. Видеоматериалы.
  7. Интернет – ресурсы.
  8. Презентационные материалы по тематике разделов.

                                   

Методические рекомендации преподавателям

Основное  внимание обращается на изучение различных видов народного декоративно-прикладного искусства. Необходимо привить ребенку любовь к народному искусству, познакомить с основными традиционными центрами промыслов, их историей, художественно-стилистическими особенностями каждого промысла.

Эффективно используя время занятий, надо обучить наиболее простым практическим приемам работы в различных материалах, и прежде всего – характерных для данной местности. Учащаяся должна уметь создавать эскизы композиций в традициях местного художественного промысла, и, если они не очень сложны, выполнять их в материале.

При изучении каждого вида народного декоративно-прикладного искусства необходимо ориентироваться на особенности промысла. Если в местности, где находится художественная школа, развивается какой-либо вид прикладного искусства, преподаватель при составлении индивидуального тематического плана увеличивает время на его изучение, по возможности, обучая практическим навыкам владения этим искусством.

Приступая к изучению раздела, преподаватель проводит вступительную беседу. Теоретические занятия совмещаются с практическими, с экскурсиями на предприятия местной промышленности, в краеведческие, художественные музеи, просмотрами диафильмов, диапозитивов, кинофильмов о народном искусстве.

Важным этапом создания композиции является копирование образцов народного искусства. Для этой цели отбираются наиболее ценные в художественном отношении изделия.

Копирование и зарисовка подлинных произведений народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в экспозициях и фондах местных краеведческих и художественных музеев.

Учитывая возрастные особенности ребенка, преподаватель строит индивидуальный план таким образом, чтобы практическая работа занимала не менее 2/3 времени, отводимого на предмет.

                                                              Средства обучения

На занятиях по программе «Ступени роста» необходимо использовать разнообразные учебные и наглядные пособия. Они необходимы для знакомства учащейся с материалом, инструментами, образцами прикладного творчества.

Используются следующие типы наглядных пособий:

- образцы (росписи, изделия народного прикладного творчества с росписью, народная и авторская игрушка, изразцы  и т.п.) необходимы для представления учащимися конечного результата работы.

- детали образцов, образцы с разной степенью готовности для того, чтобы показать последовательность выполнения работы.

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.

                         6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий.
  2. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов, М., 1989 г.
  3. Богуславская И. Русская глиняная игрушка, Л.,1975 г.
  4. Богуславская И.Я. «Дымковская игрушка». Л., 1988 г.
  5. Величко Н.К. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия, Энциклопедия, М., 2009 г.
  6. Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, М., 2004 г.
  7. Дорожин Ю.Г. Сказочная Гжель. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, М., 2004 г.
  8. Дорожин Ю.Г. «Узоры Северной Двины». Основы народного и декоративно-прикладного искусства, М., 2004 г.
  9. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка, Л., 1986 г.
  10. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись, М., 1986 г.
  11. Калмыкова Л.З. Народная вышивка Тверской земли. Л., 1981 г.
  12. Кандинский В.В. «О духовном в искусстве», М., 1992 г.
  13. Качкан Б.А. Параска Хома. К.М., 1983 г.
  14. Климова Н.Т. Народный орнамент, М., 1993г.
  15. Козлов В.Н. Художественное оформление. М., 1988 г.
  16. Коновалов А.Е. Городецкая роспись, Горький, 1988 г.
  17. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. М., 1987 г.
  18. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1981 г.
  19. Леонова А.П. Русское декоративное искусство ХIХ – начало ХХ века.   Том 3. М., 1965г.
  20. Логинов В.М. Гжель. М., 1982 г.
  21. Маврина Т.А. Городецкая живопись, Л., 1970 г.
  22. Макаровская Г.А. Русские шали. М., 1986 г.
  23. Маслух С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. М., 1983 г.
  24. Миклашевский А.И. Технология художественной керамики. М., 1971 г.
  25. Молотова Л.Н. Народное искусство Российской Федерации. Л., 1981 г.
  26. Народное искусство Российской Федерации из собраний государственного музея этнографии СССР. 1981 г.
  27. Нелюбова М.В. «Психология цвета. Авторский курс лекций.
  28. Некрасова М.А. Народное искусство России. М., 1983 г.
  29. Орлова Л.В. Цветочные узоры Полхов-Майдан, М., 2004 г.
  30. Орлова Л.В. Учебно-методическое пособие Основы народного декоративно-прикладного искусства. Хохломская роспись, М., 2004 г.
  31. Пак Л.П. Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей, М., 2004 г.
  32. Паранюшкин Р.В. Композиция. Москва, 2005г.
  33. Претте М.К., Канальдо К. Творчество и выражение, М., 1985 г.
  34. Русский фольклор. М., 1985 г.
  35. Рябушкин А.П. Альбом репродукций. М., 1997 г., составитель Одинокова Е.А.
  36. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006 г.
  37. Трофимов Л., Курий С. «Цветная» жизнь (влияние цвета на психологию людей), журнал Время Z ,  № 4\ 2003 г.
  38. Шорохов Е. Основы композиции. М., 1979 г.
  39. Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом, часть I, часть II, Учебное пособие. М., 1997 г.
  40. Шугаев В. Орнамент на ткани. М., 1979 г.

       

Результаты участия Костиной Арины в конкурсах разного уровня

Год

Наименование регионального, всероссийского, международного конкурса, выставки, фестиваля

Место проведение

(город, страна)

Награды (призовое место, лауреат, диплом и др.)

2012

XVII Международная выставка детского изобразительного творчества «Рождественская - 2012»

Тобольск

Дипломант в номинации «Декоративно-прикладное искусство»

2013

V Окружной заочный дистанционный конкурс творческих работ «Гостеприимный Ямал»

г. Салехард

Диплом II степени

Конкурс детских рисунков «Зеленая планета глазами детей»

г. Новый Уренгой

Участник

Окружной конкурс творческих работ для сельской молодежи «Краски Ямала»

г. Ноябрьск

I место

Окружной конкурс творческих работ «Мы за новогодний лес без самовольных рубок»

г. Тарко-Сале

Диплом II степени

VI Международный детский фестиваль «Подводный мир глазами детей»

г. Саранск

Дипломант

Международный интернет–конкурс прикладного, декоративно-прикладного и технического творчества для детей «Идея – поиск - воплощение»

г. Москва

Участник

2014

V Окружной фестиваль детского творчества «Ямальские каникулы»

г. Ноябрьск

I место

Международный конкурс рисунков «Моя семья»

http://malenkajastrana.ru

Диплом победителя I степени

Всероссийский конкурс декоративно - прикладного творчества «С 8 марта!»

г. Самара

Диплом победителя III степени

Всероссийский конкурс декоративно - прикладного творчества «Зимняя фантазия»

г. Самара

Диплом победителя II степени

Всероссийский конкурс декоративно - прикладного творчества «На дне морском»

г. Самара

Диплом победителя II степени

Всероссийский заочный конкурс рисунков «Новогоднее творчество»

naykaitvor@yandex.ru

Лауреат II степени