Консультации для родителей.

Шатова Марина Михайловна

Консультации для родителей ДОУ по волнующим их вопросам и необходимая информация для полноценного развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация учителя - логопеда для родителей.

«Прислушайтесь  к  своему ребенку.»

Уважаемые родители! Хочу обратить ваше внимание на некоторые проблемы, которые должны вас насторожить и заставить беспокоиться за правильность речевого развития вашего ребенка. Если нарушения звукопроизношения сопровождаются еще и другими проблемами, то следует обратиться за консультацией к специалистам: невропатологу, логопеду, нейропсихологу.

До 3-х лет:

- ребенок не говорит;

- ребенок не умеет строить предложения, в речи не появляются глаголы;

- во время речи кончик языка высовывается между зубами;

- звуки произносятся с «хлюпаньем», в нос.

В 4 года и старше:

- ребенок затрудняется при группировке предметов по общему признаку;

- не может рассказать о происходящих событиях;

- искажает слоговую структуру слов: например, вместо «ве-ло-си-пед» произносит «ве-си-пед, ве-си-ло-пед, си-пед»;

- нарушено произношение более 2-3 звуков.

Исправить ситуацию легче всего начиная с более раннего возраста. Если специалисты предлагают Вам подождать, говорят что речь появится после 4 лет, что у мальчиков речь появляется позже чем у девочек, то неплохо обратиться к другим специалистам. Хороший профессионал назначит обследования, выявит причины отставания речи ребенка и предложит пути комплексного решения проблемы: медикоментозное лечение, логопедическое воздействие, массаж и др. Ждать нельзя!

Возможные диагнозы, которые может констатировать у Вашего ребенка невролог: ЗРР, дизартрия, дислалия или ФНР, ФФНР, ОНР. Помогу Вам разобраться с этими аббревиатурами.

ЗРР – (возраст до 3 лет) задержка речевого развития. Ребенок поздно заговорил (первые слова появляются к 3-4 годам, а то и к 5). Может быть и так, что речь появляется поздно (посте 3-4 лет), но развивается по правильным канонам только позже по срокам. Но насторожить должно если слова не появляются, а заменяются звуками и жестами. Полностью или частично понимая речь окружающих ребенок не может сам правильно выразить свои мысли. Говорит невнятно и неправильно. Заменяет слова жестами; глаголы – именами существительными и наоборот. У ребенка нет желания общаться с Вами при помощи речи.

Консультация специалистов необходима для изменения формы общения с ребенком, включения в ежедневный моцион речевых и развивающих игр; общения с ребенком в разных формах (сюжетно-ролевые и настольные игры, беседы, совместный просмотр мультфильмов развлекательной и обучающей направленности и т. д.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС. Для детей с дизартрией характерна амимичность – отсутствие движений лицевых мышц (рот всегда приоткрыт, щеки расслаблены, язык занимает межзубное положение. Ребенок не может надуть и втянуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка сильно ограничены: ребенок не может поднять язык вверх и опустить вниз произвольно, удержать его в одном положении неподвижно, выполнить поднятие или опускание середины языка. Трудность представляет переключение с одного движения на другое. Мягкое небо почти неподвижно, голос имеет назальный оттенок. Характерно сильное слюнотечение, наблюдается частичное нарушение функций жевания и глотания.

Речь таких детей смазана и невнятна, тихая – слабая по силе выдоха, что делает ее совершенно непонятной для окружающих. Характерна нечеткая из-за малой подвижности губ и языка артикуляция гласных и согласных звуков – смешение звуков Ы-И, замены переднеязычных на заднеязычные и наоборот, межзубное произношение свистящих и шипящих звуков, звонкие согласные часто оглушаются и смягчаются, звуки на конце слов и в сочетании согласных опускаются.

Обращение к специалистам необходимо! Без медикоментозной помощи и постоянного массажа ребенок не сможет выровняться в развитии – проблемы не на поверхности, а в поражении центральной нервной системы.

Дислалия и ФНР – Как говорилось выше, у детей к 5-6 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных (особенности эмоционально – волевой сферы,), социальных (педзапущенность, нехватка времени у родителей на общение с ребенком, двуязычье (дети инофоны) в семье, дефекты произношения у членов семьи) и патологических особенностей развития (короткая подъязычная уздечка, особое строение частей артикуляционного аппарата, зубов и прикуса) у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, что и называют дислалией.

Речь таких детей характеризуется звукопроизношением с отсутствием, заменой, искажением звуков и в их смешении в речи.

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте. Поэтому обязательно надо обратиться к учителю – логопеду и, если необходимо, к другим специалистам (стоматологам, психологам, невропатологам и др.) для устранения препятствий к нормальному произношению. В полном объеме выполнять домашние задания и рекомендации логопеда дома.

 

ФФНр – фонетико фонематическое недоразвитие речи. Ребенок не только имеет дефекты звукопроизношения, но и не различает на слух правильно звуки (глухие и звонкие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие): Б-П, БА-ПЯ, С-Ш, С-Ж и т.д.

В данном случае необходимо обратиться к учителю – логопеду и выполнять все его рекомендации и задания в полном объеме дома.

ОНР – общее недоразвитие речи. Нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Нерушено звукопроизношение, нарушен фонематический слух и восприятие, нарушена слоговая структура слов (перестановки слогов, звуков, замена слогов, пропуски) и т.д. ОНР может проявляться в разной степени, поэтому различают 4 уровня речевого развития. 1-ый уровень самый тяжелый.

При идеальном течении логопедической работы и активном выполнении всех рекомендаций родителями:

- дети с 1 уровнем речевого развития должны попасть на занятия с логопедом не позже 3 лет на 3-4 года занятий;

- дети со 2 уровнем не позже 4 лет на 3 года занятий;

- дети с 3 и 4 уровнем не позже 4-5 лет на 2 года занятий;

Количество времени на коррекционную работу может увеличиться по разным причинам: в силу индивидуальных особенностей детей (особенности эмоционально – волевой сферы,), социальных (педзапущенность, нехватка времени у родителей на общение с ребенком, двуязычье (дети инофоны) в семье, дефекты произношения у членов семьи) и патологических особенностей развития (короткая подъязычная уздечка, особое строение частей артикуляционного аппарата, зубов и прикуса).

   

Рекомендации учителя-логопеда

«Как добиться  правильной речи у ребенка»

Когда диагноз поставлен и пути коррекции определены необходимо трудиться вместе со специалистами над преодолением проблем ребенка. Коррекция речевых недостатков предполагает не только логопедические занятия в детском саду, но и каждодневные упражнения с детьми родителей. Родители общаются со своими детьми каждый день, поэтому только они могут контролировать правильность самостоятельной речи ребенка вне занятий. Результат занятий не заставит себя долго ждать если родители используют любое свободное время для общения со своим ребенком, работают в тесном контакте со специалистами, выполняют рекомендации логопеда, дефектологов и воспитателей.

 Вы идете по улице, едете в транспорте, вокруг много предметов (живое и не живое) – отрабатывайте:

- образование множественного и единственного числа существительных;

- расширяйте словарь ребенка (существительные, глаголы, прилагательные);

     Что это? Какой он (как можно больше прилагательных)? Для чего это нужно? Что умеет делать (как можно больше глаголов)? Что делает?

- отрабатывайте изменение существительных по падежам;

     Что это?

     Чего нет?

     Что ты видишь?

     К чему мы подходим?

    Чем мы сейчас любуемся?

     О чем мы говорим?

- развивайте умение формулировать мысли через правильно построенные фразы – предложения;

       Вы репортеры и ведете репортаж с улиц Москвы, пусть ребенок в «микрофон» рассказывает о происходящем вокруг, а вы его «снимайте» на камеру и исправляйте речь, прося повторить репортаж правильно.

- разрабатывайте фонематический слух (повторять по 2-3 слога)

        Па-па-ба, ба-ба-па, па-ба-ба, ба-па-па,па-ба-па, ба-па-ба.

        Па-пя-пя, пя-пя-па, па-па-пя, пя-па-па, па-пя-па, пя-па-пя.

То же со звуками П-Б, Т-Д, К-Г. Можно изменить гласный звук на А,О,У,Э,Ы                        

        По-по-бо, и т. д.

        По- пе-пе, и д. д.

- как можно больше читайте своим детям, обсуждайте разные вопросы, побуждайте детей высказывать свое мнение и рассуждать, делать логические выводы из происходящего вокруг.

 

УМЕЙТЕ СЛУШАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ И ДОБИВАТЬСЯ ТОГО ЧТОБЫ ОНИ ВЫПОЛНЯЛИ ВАШИ ТРЕБОВАНИЯ.



Предварительный просмотр:

Воспитание правильной речи в моменты общения родителей со своими детьми.

У Вашего ребенка проблемы с речью? У него плохое звукопроизношение, недостаточно развит фонематический слух и восприятие, нарушена слоговая структура и т.д. Вы обратили на это внимание и Ваш ребенок уже посещает занятия с логопедом? Вам рано снимать с себя ответственность за развитие связной речи Вашего ребенка. Работа самого лучшего логопеда не даст быстрых и хороших результатов, если Вы дома не будете ежедневно заниматься с ребенком, выполняя рекомендации логопеда и внося в повседневные заботы произвольное общение с ребенком.

Формирование правильной связной речи ребенка происходит в постоянном общении. Возвращаясь из детского сада или на прогулке, обязательно разговаривайте с ребенком обо всем вокруг, дома вспомните, что вы видели, спросите у ребенка, что он делал в детском саду, с кем играл, какие были занятия. Если ребенку трудно или не хочется рассказывать, попробуйте задавать наводящие вопросы, превратите это в игру – возьмите у него интервью, запишите на диктофон и дайте потом прослушать, пусть расскажет кому-то из домочадцев, пока Вы готовите ужин и т.д. Необходимое условие правильности этого процесса – исправление произношения автоматизируемых звуков в словах и фразах ребенка, и грамматически неверных конструкций.

Все дети любят рассматривать картинки в книгах, делайте это вместе с ребенком и обязательно просите его рассказать: что там изображено, кто изображен, что делает(ют), чем делает(ют), зачем делают, и т.д. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с маленьких сказок, в которых много повторов. Читайте их до тех пор, пока ребенок  не сможет их хорошо пересказывать. Помните, что читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонацией выделять разговорную речь. Можно затеять сюжетно – ролевую игру по сказке, в процессе которой ребенок будет играть разные роли.

Короткие и длинные ритмичные стихи (А.Барто, К. Чуковского) считалки, потешки и загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки и скороговорки помогают выработать правильное звукопроизношение при условии, что все это произносится в игровой форме и с хорошим настроением.    

Необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать неречевые и речевые звуки. Поиграйте с ребенком в следующую игру «Волшебник» (на начальном этапе): пусть ребенок отвернется, а вы подвигайте стулом, потопайте, постучите ложками или произведите любые другие звуки, а ребенок должен отгадать, что и чем Вы делаете. Можно поиграть в «Человека -Магнита»: у человека - Магнита глаза закрыты и вытянута рука вперед, а другой бегает по комнате с колокольчиком. Человек – Магнит постоянно показывает рукой направление звука, двигаясь за звуком колокольчика. Можно включить музыку на сотовом телефоне, спрятать его и предложить ребенку определить, откуда раздается звук, как усложнение попросите его словами назвать его местоположение. Для более старшего возраста и продвинутого уровня заменяйте неречевые звуки речевыми – «Хлопни в ладоши, если скажу правильно слово», «Говорящий попугай», где ребенок повторяет за Вами звуки и слоги правильно и по порядку: по 1; по 2; по 3 звука или слога, или слова. Придумывайте любые игры, лишь бы они способствовали развитию звукового восприятия.

Необходимо не только научить ребенка правильному звукопроизношению, но и узнавать и понимать те слова, которые он слышит, а также правильно употреблять их и знать их значение и назначение предметов, которые обозначаются этими словами. Вам надо набраться терпения и отвечать на все вопросы своего ребенка, но просить и его отвечать на этот же вопрос, заданный Вами. Словарный запас (пассивный и активный) пополняется с помощью бесед, просмотра и прочтения книг, совместного просмотра познавательных и воспитательных мультфильмов и фильмов с последующим обсуждением их.

           Развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка пирамидкой, кубиками, мозаикой, пазлами и т.д. Предлагать сборные игрушки, матрешки, головоломки, заниматься рисованием, лепкой, апликацией( ножницы), оригами, шнуровками и т.д . Предлагайте нанизывать бусинки, выкладывать мозаичные картины, раскладывать по разным ёмкостям фасоль, горох, рис и т.д. Можно проделывать с ребенком упражнения пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

Если у Вас хватит терпения и мудрости – будете вознаграждены в начальной школе с лихвой!

                                 



Предварительный просмотр:

Когда начинать обучение грамоте?

Такой вопрос родители начинают задавать с момента, когда ребенок начинает говорить первые слова. Одни родители, стремятся начинать это обучение как можно раньше, и карточки со словами прикрепляются, чуть ли не к колыбели. Другие уверены, что грамоте должны обучать в школе. Третьи полагают, что начинать надо тогда, когда ребенок сам проявит интерес к буквам, к письменности.                                                                                      Но следует учитывать, что знакомство с обликом и именем буквы не должно быть первым шагом в обучении грамоте. Более того, начинать обучение грамоте с букв опасно, как давать в руки ребенку предмет, с которым он не умеет обращаться.   Следует иметь в виду, что если ребенок поздно заговорил – около 3 лет – или имеет серьезные дефекты произношения, бедный словарь, строит короткие фразы, которые пестрят аграмматизмами (не употребляет предлогов, не изменяет слова по падежам), с обучением письменной речи спешить не стоит. Сначала такому ребенку следует позаниматься устной речью с учителем – логопедом И В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ С ВАМИ!

Для тех, у кого у ребенка нормально развивается речь целесообразно, в игровой аранжировке, начинать систематические занятия по подготовке к обучению грамоте с четырех лет.

Для начала у ребенка должна выработаться особая чуткость к звучанию и написанию слов, что позволит избежать наиболее распространенных ошибок первоклассников:          пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Это же позволит ребенку не застрять на этапе слогового чтения излишне долго и без особых усилий освоить слитное чтение целыми словами.

Исходный и главный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения.

Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Дошкольник свободно рассуждающий о чем угодно, даже не подозревает о том, что его речь складывается из звуков. Речь идет не об умении ребенка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа и синтеза слова.

Звуковой анализ включает в себя умение, прежде всего, сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове и понимать само понятие звука и его отличие от других вводимых понятий: буква, слог, слово.

Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный период – этап обучения грамоте занимает у родителей и педагогов много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить – ведь от качественного прохождения этого периода зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения с последующим избавлением ребенка от распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв.                                                                                                                                                                  Выполняя данные игровые упражнения, помните, что звуковому анализу ребенок может научиться, только подражая взрослому, который дает ребенку образцы специального произнесения, интонирования звуков. Так давайте больше этих образцов и не сердитесь, если Ваш малыш освоит их не сразу.

С чего начинать обучение грамоте?

Начинать обучение грамоте надо с игр. Попытка взрослого разделить игру и учения, «очистить» занятия грамотой от вольностей игрового поведения не может быть удачной, и, напротив, широкое использование игровых приемов обучения обеспечит успех ваших совместных занятий, сделает их увлекательными и желанными для ребенка. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звуков и букв.

Ребенок - дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определенного способа действия со словом – интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове: «сссон, сооон, соннн». Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове ребенку легче передать в игре «Пчелы» и др.: «Ты слышал как жжжужжат пчелы? Попробуй пожжжужжать. Жжжжж. Давай будем пчелами. Будем говорить как пчелы. Ты где жжживешь? Я жжживу в этом жжжилище. Приходи в гости. Буду угощать тебя пирожжжными, морожжженым, жжжаренными пончиками.                                                         «Машины» и др.: «Я красная машина. Я вввожу овввощи. А ты что вввозишь? Ты умеешь поворачивввать направвво? Давввай поввворачивввать налеввво? Давввай устроем соревввновввания – кто лучше заввводится. Вввввввв».

Когда ребенок в игровом, звукоподражательном действии научится протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом: «Скажи, с какого звука начинается слово муха? Потяни этот первый звук. Мммуха. А есть этот звук в слове дом? А в слове стена? А ты какие слова можешь назвать с первым звуком ммм?» Придайте этому занятию игровую форму «Магазин»: мишка идет в магазин и покупает разные игрушки, расплачиваясь первым звуком слова, которое обозначает эту игрушку; (только твердые согласные звуки и гласные – потом добавляем мягкие согласные – потом и йотированные гласные я, ё, ю, е). Далее взрослый и ребенок меняются местами – взрослый играет за мишку, а ребенок за продавца.                                                                                                                   «Грузовики»: 2 грузовика и картинки с изображением предметов; один грузовик называется Ммм, а другой Ллл; эти грузовики загружают только слова, которые начинаются с этих звуков – потом прибавляется условие, что не только с первым, но и в любом месте слова.

Взрослый должен учитывать, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: в слове люстра первый звук Л’л’л’ – если ребенок заявляет, что в слове звук Ллл, то надо мягко его поправить «Ты говоришь зззэбра или з’з’зебра? З’з’з’произносится мягко, с улыбкой – смотри как я сильно улыбаюсь, а звук Ззз я произношу твердо и без широкой улыбки. Найди на карточках предмет, в названии которого есть твердый звук Ззз. Правильно, зззаяц.

Начинать надо с тянущихся звуков, а потом добавлять остальные. Если в этот период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного к мягкому и обратно, то самый трудный шаг начального обучения чтению  - слияние двух букв в слог пройдет быстро и не вызовет затруднений.

Вкусив чувство мягкости и твердости согласных звуков, ощутив их как разные звуки, ребенок должен ощутить разницу гласных и согласных звуков с помощью пропевания ударных гласных звуков «Заблудились в лесу»: зовем потерявшегося в лесу – Волооодя, зааайка и т.д.

Далее осуществляется переход к наиболее сложной задаче звукового анализа – определению полного звукового состава слова. Начать надо с коротких слов и фиксировать результаты с помощью специальных фишек (пуговицы). Игра «Дом звуков»: пришел домой кот – вот его квартира – каждый звук живет в своей комнате, давай уложим кота спать.

Затем можно определять место разных звуков в словах (начало, середина, конец слова).

Все эти упражнения для маленьких дошкольников надо проводить в игровых формах – это будет им интересно и Вы не будете бегать и уговаривать, угрожать и наказывать.