Дистанционное взаимодействие с педагогами и воспитанниками

Синюкова Галина Васильевна

На странице помещаются материалы для образовательной деятельности из профессионального опыта взаимодействия с коллегами, преподавателями и детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_peskom_sinyukova_g.v.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры с песком»      Синюкова Г.В.  ГБДОУ детский сад № 35

Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству “песочной терапии”, в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх. Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако, для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Психологами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ В ПЕСОК?

1. Водонепроницаемый ящик, контейнер - по бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. Рядом – вода для смачивания песка. Либо кинестетический песок промышленного производства.

3. “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:- человеческие персонажи

- здания: дома, школы, церкви, замки

- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.

- машины: сухопутные, водные, космические, боевые

- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

- постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота

- естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.

- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.

- сказочные герои: злые и добрые

- живая зелень и пр.

- домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.

- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК “ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ” – для самых маленьких и для начала занятий как разминка

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности.

Отпечатки ваших рук

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?” когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ощущения будут не совпадать. Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: “Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?” Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может подвигать руками?

(далее воспитатели выполняют упражнения сами на песке – почувствуйте сами песок) - “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

- “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.), воображение, развитие аналогий

- “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец -мизинчиком).

- далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

- “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола. Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации т.е навыки общения и эмпатии(способность к пониманию ближнего и сопереживания ему)

Что же спрятано в песке?

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком. Всем известна пляжная игра “Мина”. Рука одного играющего превращается в “мину”: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего - “сапера”, откопать “мину”, не дотрагиваясь до нее. “Сапер” может действовать руками, дуть на “мину”, помогать себе тонкими палочками. Взрослый вместо руки может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано. Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и на ощупь узнавать: что или кто это? (вариация игры “Чудесный мешочек”) и т.п. Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки. Например: “В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу Дракону, жившему по-соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось... Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной. Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!.. Отгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая разгадку. Или “пишет” отгадку, вылепливая песочные буквы.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КОРРЕКЦИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ,

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ.

 “ПЕСОЧНАЯ ГРАМОТА”

Путешествия к звукам

Начнем с игры-сказки “Путешествие в страну “А”.

Для того чтобы начать игру взрослому придется немножко подготовиться:

- отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-1О штук),

- наклеить на них букву А,

- подготовленные к игре фигурки расставить рядом с песочницей,

- если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,

- приготовить деревянную или пластмассовую букву А, или карточку с ее изображением.

Есть прекрасная страна - Где принцессу зовут А,

(Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение А, то есть - буква А)

В реке плещутся А-кулы

(в песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции “Киндер-сюрприза” на них тоже наклеена буква А)

А-исты в садах живут

(в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы на них также наклеена буква А)

А-пельсины и А-рбузы и А-капии цветут

(в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)

Чтобы здесь нам поиграть,

Надо много слов назвать.

Привести сюда друзей

В чьих названьях - А.

- Смелей!

(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А)

Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса - положительная мотивация сформирована. И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Причем, мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится не четко. Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем (при этом вручается приготовленная Вами буква или ее изображение на карточке). Он может играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.

Маленький комментарий.

Эта простая игра поможет решить главную задачу - развитие фонематического слуха, умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове, что является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания. Подбираемый материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем, мы усложним ребенку задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкций.

С бедным О

“В огромной, пустынной стране Лимпопо,

Живет одиноко прекрасный звук О. Он сирота: ни друзей, ни реки,

Зачахнет звук О там один от тоски! Что делать, ребята?

Страну как найти? Как бедный звук О поскорее спасти?

В данном случае детям самим предлагается создать страну О, населив конечно «родственниками» этого звука.

 Вам предлагается лишь принцип работы со звуком. На приведенных примерах Вы сможете сами познакомить ребенка с другими звуками (как гласными, так и согласными), опираясь на свою фантазию, знания и жизненный опыт. Не обязательно, чтобы инструкции к играми были стихотворными. Главное, чтобы они были увлекательными и близкими ребенку.

Опыт показывает, что в такого рода игры с увлечением играют дети уже с 3 лет. Играя, Вы можете вводить понятия “гласных” и “согласных” звуков.

Теперь мы можем усложнить наши игры-сказки. (Стихи Д.Фролова)

Как Вы уже поняли, к этой игре нужно подготовиться:

- отобрать те буквы, с которыми уже знаком ребенок,

- найти фигурки Короля Мышей и детей ( или других сказочных персонажей).

“Ночь. Уснула детвора, Вдруг, в кладовке, из угла Вылез сам Король Мышей, Выкрал буквы у детей.

Спрятал тут же их в песок, Чтоб никто найти не смог.

Чтобы дети не читали, Чтобы букв они не знали, Чтобы не было веселья, Чтоб их дом стал подземельем..

Побыстрей детей спасайте, Буквы мигом раскопайте, Назовите все, кто знает, Пусть Король в норе рыдает!”

Нельзя забывать,что один из главных принципов принципов - непосредственное, полное проживание процесса. Поэтому в песочнице разворачивается настоящая “пьеса”. Сначала ребенок строит дом, где живут дети. Играет с этими фигурками и знакомыми буквами. Когда наступает “ночь”, ребенок укладывает игрушки и буквы спать в песочнице, а сам закрывает глаза. Тем временем, Вы, зачитывая стихотворную инструкцию, берете на себя роль Короля Мышей и закапываете буквы в песок. Когда ребенок откроет глаза, ему нужно будет найти и откопать буквы, узнать и назвать их. Таким образом, развивается произвольное внимание, память, мышление. Но самое главное - ребенок приобретает еще один успешный опыт в разрешении проблемной ситуации, а это делает его более уверенным и способным в дальнейшем преодолевать жизненные трудности. 

Идем дальше. Начинаем слоговое чтение. “Жили-были буквы. Каждая в своем домике, они и радовались и вздыхали, произнося свое имя. У кого-то был з-з-звонкий голос, у кого-то глухой; один ш-ш-ш-шипел, другой с-с-с-свистел, третий ж-ж-жужал. Все они были очень разные. И все вроде было хорошо, да вот беда - каждый из них видел и слышал только себя. Поэтому в этой стране не было ни общих дорог, ни прекрасных садов. И даже Солнышко не спешило сюда заглядывать. Как ты думаешь, почему? Ты прав, одна буква, какой бы красивой и звучной она не была, не может создать слова, не может быть настоящей волшебницей. Давай поможем буквам, подружим их друг с другом, и они узнают, какие волшебные вещи могут происходить. Сначала познакомим одну букву с другой - образуется пара. Правда, им уже стало веселее. И они уже многое научились делать вместе. Например, сказать:

“Д-а, Н-а, О-х, У-х”. Посмотри, две подружки М и О ходят и поют:

“М-о!” По-моему, они кого-то ищут. Как ты думаешь кого? Конечно двух друзей Р и Е. Давай их познакомим! Посмотри, они взялись за руки и произошло чудо появилось МО-РЕ. Вот оно (Взрослый совместно с ребенком выкапывают море в песочнице). Непоседливые Р-Е побежали искать новых друзей. И конечно же, нашли их - это были К-А. Они встали рядом и потекла красавица... РЕ-КА! Она впадает прямо в море. (Взрослый с ребенком изображают это на песке). А вокруг стояли ЛЕ-СА и простирались ПО-ЛЯ. Посмотри, какое ты сотворил чудо! Страна ожила! А все благодаря тебе, настоящему волшебнику!” По этому принципу Вы можете сочинять и разыгрывать игры-сказки о буквах и слогах, постепенно усложняя и расширяя используемый речевой материал (от слов, состоящих из одного слога, до более сложных слов). Специалисты могут использовать эти сказки для введения понятий “слог-слияние” и “слог-примыкание”. Это один из элементов аналитико-синтетического способа обучения грамоте.

Перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: “Вылепи, пожалуйста, мою букву!”. Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы ребенок и взрослый формируют, лепят буквы. Закончив работу, сверяют песочную букву с оригиналом, и идут за следующими. И так, пока в песочнице не образуется целый Город Букв.Многократно играя в эту игру, ребенок учится еще и оптимальному размещению букв на листе. Не беда, если сначала в городе будут “жить” только 2-4 буквы. Потом их станет больше, они будут более соразмерны друг с другом и пространством песочного листа.

Как варианты этой игры, можно предложить ребенку задание: “Я-вылеплю букву, а ты - выкопай ее”. Или: “Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л - в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Я...” И другие. Ну, что ж! Теперь можно не только лепить, но и писать печатными буквами слова на песке.На песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще и “безболезненнее”, чем на бумаге, где всегда видны следы наших ошибок.

Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Из-за того, что мы длительно не фиксируем внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя успешным. Песок можно использовать и как закрепление написания материала, в качестве примера можно использовать след.игру “Однажды над Страной Цветов

Пронесся ураган, один из звуков он унес с  собой за океан...

И вот уж высохла р...ка, уснули все л...са,

И солнце красное уже не светит в н...бесах!

Погибнет так Страна Цветов! Что делать? Помоги!

Найди скорей пропавший звук и жизнь в цветы вдохни!”

Перед ребенком пустая песочница. На поверхности песка написаны слова с пропущенными буквами. Ребенок вписывает в свободное место ту гласную, которую считает похищенной. Например, в слово “Р...КА” ребенок вписывает “У”. Получается “РУКА”. Взрослый читает соответствующую строчку инструкции. В нашем случае это: “И вот уж высохла РУКА”. Так ли это? Та ли это буква? Если ребенок вставляет правильную гласную, слово оживает. При этом важно, чтобы он рассказал о том, как узнал Золушку, какие слова помогли ему в этом. В данной игре при правильном ответе на песке создается река. Если ребенок допускает орфографическую ошибку, можно ему напомнить сказку о Фее Ударения. Так можно играть и с другими словами. Таким образом, ребенок практически усваивает курс грамматики, развивая орфографическую зоркость, а также учится комментировать свои действия.

Познавательные игры на песке

Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем. Например, используя фигурки доисторических животных и людей, мы знакомим ребенка с жизнью Древней Земли. Выкладывая в песочнице красивые ракушки, кораллы, фигурки морских жителей, совместно с ребенком мы отправляемся в “Подводную Одиссею”, как Жак Ив Кусто. Побывать на Марсе или других планетах, нам помогут камни, детали конструкторов (например, “Лего”), фигурки трансформеров или космонавтов. Но мы можем путешествовать и по нашей истории: создавать селения древних славян из соломок и палочек, рисовать и вырезать фигурки жителей первых русских городов, строить крепости, защищать свой город от врагов, воссоздавать быт кочевых и оседлых племен. В песочнице мы можем защищать Новгород и Полтаву, закладывать Санкт-Петербург, побывать на первых верфях Петра Первого, поучаствовать в Ассамблеях.

ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР НА ПЕСКЕ:

1. Игры на знакомство с окружающим миром.

Через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр.

2. Географические игры.

Здесь мы узнаем как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.

Например, часто детям непросто представить себе жизнь в тропических многоярусных лесах. Фотографии недостаточно четки, изображение -плоское. Создадим “живые” картинки на песке. Ставим фигурки экзотических деревьев и кустов по ярусам (помните, чего нет в “коллекции” -заменяем природным материалом), обвиваем их “лианами” - веревочками, размещаем на них фигурки обезьян, птиц, фруктов, и воспроизводим “тропический ливень”.

Если Вы будете совершать путешествие на Северный Полюс, запаситесь солью, пенопластом, ватой и пр. На поверхности песка, это будет символизировать “вечные снега”. Также можно поступать, создавая горные вершины.

3. Фантастические игры.

В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр. Это уникальная возможность для нас -использовать современную детскую субкультуру (трансформеров, роботов и пр.) в “мирных”, познавательных целях. Разыгрывая “звездные войны” на песке, реализуя желание быть супергероем и вечно живым, дети освобождаются от внутреннего напряжения и получают от Вас много интересной информации о космических телах, кораблях, исследованиях.

4. Исторические игры.

Мы восхищаемся диарамами сражений, представленных в крупных музеях, а ведь это ни что иное, как застывшая песочная картина. Только в песочнице ребенок может все САМ построить и проиграть, став участником исторических событий. Наверное, нет секрета в том, что профессиональные военные используют игры на песке, изучая стратегию боевых действий.

5. Игры-экскурсии по городу.

Родина начинается с родного города, селения. Его история оказывает существенное влияние на образ мыслей и жизни жителей. История города, как и жизненный путь человека, имеет свои радости и печали. Эти события можно разыгрывать на песке. В качестве примера я хочу предложить фрагмент исторической игры

ИСТОРИЯ РОССИИ В ИГРАХ НА ПЕСКЕ

Это игра-размышление. Перед детьми ставится вопрос, например, где и как строились русские города. После чего, ему предлагается проложить реку в песочнице. Важно обратить внимание на то, что у рек, как правило, один берег крутой, а другой - пологий. Может быть, так и получилось у Вас в песочнице? Следующая проблема, которую решает ребенок: на каком берегу лучше строить город и почему. Важно, чтобы он привел веские аргументы в защиту своей позиции. Вы можете рассказать о принципе древнерусской застройки: города строились на высоком берегу, чтобы обеспечить лучшую защиту от врагов, наводнений, паводков. После этого, можно начинать строить в песочнице город: “С чего город ты строить начнешь, как от врагов убережешь?” Дальнейшему строительству можно помогать вопросами: “Что ты построишь за стенами крепости (церкви, дома, верфи и пр.)? Чем занимаются люди (собирательство, растениеводство, охота, животноводство, путешествия по реке, торговля и войны)?”

Здесь Вы можете поделиться с ребенком своими знаниями о том, как зародилось сельское хозяйство, градостроительство, архитектурные стили, как появились дружинники и купцы и пр.

“Сегодня, милые друзья, начнется новая игра!

Про города и про леса, озера, реки, небеса,

Про то, как в давние века сложили люди города.

Возьми-ка карту побыстрей, смотри - как много рек на ней,

А по реке - все точки... Да, Так отмечают города.

Вот Волга - главная река,(воспитатели ищут реку)

На ней - большие города. Меня вдруг память подвела...

Давай прочтем их имена.

(ищут города и посреди ящика прокладывают реку)для детей можно проговаривать вместе или по первым слогам

А вот еще одна загадка, Спрошу сейчас я для порядка:

Уж с давних лет всегда-везде селились люди на реке.

А почему же их всегда тянула так к себе вода?

Какой секрет, или беда – на реках строить города?

(ответы игроков)

Ну вот и выбран верный путь! Я помогу тебе чуть-чуть:

Вода нужна и для питья, для стирки грязного белья,

Вода нужна коров поить, а летом - огурцы полить,

Как по дороге, по реке легко поехать налегке -

В другие города и села, куда иного нет пути:

Через леса к ним не пройти! Река еще, в конце концов,

Хранит людей и от врагов: враг не прискачет по воде,

Утонет он в большой реке. А при пожаре, без воды

“И ни туды, и ни сюды”!

Поэтому, дружок, всегда селились люди - где вода.

* * *

Есть у реки высокий берег,

Сухой и солнечный всегда, другой же - низкий, плоский берег,

Там иногда стоит вода.

(создаются два берега)

И вот вопрос тебе, дружок: Где будешь ставить городок?

Каким твой берег должен быть? Тебе же в городе том жить!

(ответы игроков)

Ты верно думаешь, дружок, высокий лучше бережок.

На низком избы и поля затопит по весне вода.

Ну, ладно, место мы избрали, а вот с чего же начинали

Строительство тут городка в далекие от нас века?

Покоя все тогда не знали: враги нежданно нападали,

И грабили все города, чего же строить-то за зря?!

И вот вам всем вопрос-догадка: что ставят вкруг всей стройплощадки

Здесь, в твоем городе родном, когда хотят построить дом?

(ответы)

Ну молодцы, что догадались! Хотя чуть-чуть посомневались!

Конечно, нечего хитрить, сначала - все огородить!

Ну, хорошо! Огородили, песка побольше навозили...

А что намерены потом построить в городе своем?

Сначала - свой, наверно, дом, дворец для детских игр - потом,

Конечно, школу. Мюзик-холл, Бассейн, Каменный Собор...

Но это лишь мои догадки, ты должен строить без подсказки..

(ответы и строительство)

Чем люди раньше занимались, что делали, над чем старались?

Ведь раньше не было заводов, котельных, фабрик, пароходов,

Так как же люди раньше жили? Еду себе как находили?

Вокруг: луга, поля и лес, глухой, бескрайний - до небес.

Чем им заняться? Что добыть? Как без зарплаты им прожить?

(ответы)

Коль приглядеться, всюду есть, что человеку можно съесть:

Грибы и ягоды, малина, щавель и дикий лук, рябина.

Все люди в пишу собирали, потом - охотникам меняли,

На птицу или на зверей, а рыбакам — на окуней.

В полях копались до зарницы: овес сажали, рожь, пшеницу,

Вот главная из их проблем – себе добыть, да на обмен.

(вокруг сажают леса, поля и зверей заселяют-каких?)

Теперь же, если не устали, придем к тому, с чего начали:

Река всех кормит и хранит, твой город счастья здесь стоит!

А что еще дает река? Еще в чем людям помогла?

Река сливается с другими, и маленькими и большими,

Проходят реки много стран, выходят даже в океан!

Как это свойство наших рек полезным сделал человек?

* * *

Торговля? Верно ты сказал! Ведь каждый город торговал.

По рекам, из покон веков, с товаром лодки шли купцов.

Война же если возникала, по рекам быстро приплывала,

Под стены наших городов, армада кораблей врагов.

Но, чем напрасно воевать, гораздо лучше - отдыхать!

И с ветерком да налегке поплавать по большой реке.

Когда ты вырастешь большим, возьмешь себе ты отпуск долгий,

Купив билет на пароход, и ... “вниз по матушке, по Волге”...

На этом мы сейчас кончаем, а завтра снова поиграем!

Естественно познавательная игра не обязательно должна быть в стихах – дети, создавая и чувствуя понимают и запоминают гораздо лучше преподносимый материал. Взаимодействие с песком действует успокаивающее на нервную систему, активизирует внимание, развивает мелкую моторику, фантазию и т.д. Возможности – безграничны.