Игры с математическим содержанием как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Галкина Татьяна Алексеевна

Развитие речи это один из главных аспектов развития ребенка, его успешности среди сверстников.

Значение математики в развитии речи старших дошкольников играет огромную роль, так как своевременное и полноценное освоение математического содержания способствует развитию речи, расширению кругозора, интересу к окружающему миру, появлению любознательности и самостоятельности. В процессе развития математических представлений и речи можно использовать словесные игры и упражнения. Дети в непринужденной форме закрепляют математические понятия и термины. Именно поэтому, словесная игра поможет ребенку овладеть в легкой, непринужденной форме логико-математическими представлениями. Их можно использовать во всех формах работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста: занятиях; в режимных моментах; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно в самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_matematike.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Галкина Т.А.

МДОУ «Детский сад «Березка»

Тематическая консультация для педагогов:

«Игры с математическим содержанием как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Коммуникативные навыки - это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию.

Развитие речи это один из главных аспектов развития ребенка, его успешности среди сверстников.

Значение математики в развитии речи старших дошкольников играет огромную роль, так как своевременное и полноценное освоение математического содержания способствует развитию речи, расширению кругозора, интересу к окружающему миру, появлению любознательности и самостоятельности. В процессе развития математических представлений и речи можно использовать словесные игры и упражнения. Дети в непринужденной форме закрепляют математические понятия и термины. Именно поэтому, словесная игра поможет ребенку овладеть в легкой, непринужденной форме логико-математическими представлениями. Их можно использовать во всех формах работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста: занятиях; в режимных моментах; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно в самостоятельной деятельности.

При формировании математических представлений важно не только добиваться усвоения знаний, умений и навыков, но и осуществлять мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей.

Использование математических игр – один из самых эффективных методов развития речи старших дошкольников. Включение в учебный процесс игровых моментов, делает обучение более интересным и занимательным, создает особое рабочее настроение.

Игры с математическим содержанием, не утомляют детей, не вызывают у них негативных реакций, а лишь наоборот дети проявляют огромный интерес, оживление и радость, что поддерживает постоянно положительный эмоциональный настрой.

Содержание игр направлено на активизацию и закрепление детьми математических понятий. Кроме того, применение игровых средств и ситуаций, направленных на самостоятельное закрепление детьми математического словаря, обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала для развития речи.

Словесные игры можно условно разделить на лексические, грамматические, а также игры, способствующие развитию связной речи. Это игры, которые проводятся на непосредственно образовательной деятельности по математике на систематизацию, уточнение представлений, знаний и умений, расширение области их применения. Когда дается новая информация, или на закрепление полученной ранее информации. Так же в совместной, индивидуальной деятельности, или даже на прогулках, в повседневных видах детской деятельности, и в познавательно- игровой деятельности. Словесные игры с математическим содержанием помогают детям: в умении сравнивать объекты по указанному признаку, выделять существенные признаки для их сравнения; в умении проводить классификацию понятий по заданному и самостоятельно найденному признаку; в умении формулировать, противоположное значение; в умении логически правильно обосновывать свой ответ.

Это такие игры как: «Парные картинки», «Один-много», «Математическое лото», «Скажи, где находиться?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Чем отличается?», «Узнай по описанию», «Я начну, ты продолжи», «Цепочка слов», «Чего не стало?», «Разложи по полочкам», «Посчитай», «Четвёртый лишний» др.

Так, словесная игра «Цепочка слов» используется для увеличения словарного запаса слов и развития памяти старших дошкольников. Детям предлагается запомнить тройки слов, которые воспитатель называет один раз: круг, треугольник, квадрат; больше, меньше, столько же; слева, справа, прямо; пятый, шестой, седьмой; вверху, внизу, между; наблюдай, считай, сравнивай. Педагог произносит только первое слово тройки, а второе и третье вспоминают и произносят дети. Анализируя ответы детей, следует обращать внимания на способ запоминания таких групп слов, которые связаны по смыслу. В играх с правилами продумываются различные варианты.

«Посчитай»

Цель. Закреплять умение правильно согласовывать числительные до десяти с существительными. Правильно ставить ударения в существительных и числительных. Развивать активный словарь, память, внимание, восприятие.

Игра «Концовка» используется для развития речи детей, включения в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий» и др. Сначала воспитатель произносит начало предложения, затем дети продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы, например: «Если сосна выше, чем березы, то береза ... (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы. (тоньше ствола дуба)»). Воспитатель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок» (круглый), Буратино (тонкий), дядя Степа (высокий), гном (низкий).

«Составь загадку»

Дети сочиняют математические загадки, для чего им потребуется выделить в них существенные свойства предмета и представить их в образной форме. Воспитатель показывает детям хорошо знакомую геометрическую фигуру (цифру). Коллективно выделяют его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи педагога.

«Четвёртый лишний»

Цель. Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать пространственно-временные, причинно- следственные, логические связи. Воспитывать умение точно следовать инструкции, целеустремленность.

Словесные дидактические игры, несомненно, способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют чёткое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить лексико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом в соответствии с возрастом.