Классное руководство

Енцова Марина Алексеевна

Материалы для классного руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:


Учимся быть культурными»( для учащихся 5 класса)

«Поведение — это зеркало,

в котором каждый показывает

свой облик».

Гете

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление  разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к окружающим.

Значительную  часть сценария занимает беседа, направленная на мотивацию культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков. Пятиклассникам не всегда удается объяснить, почему им нужно вести себя культурно.

Практическая часть требует некоторой психологической подготовки:  пятиклассники обычно стесняются проявлять вежливость и учтивость по отношению к девочкам. Нужно им объяснить, что это всего лишь упражнение – упражнение в культуре поведения – такое же, как физическое упражнение. Только там наращиваются мышцы, а здесь растет общая культура. А она, кстати, у каждого мужчины проявляется, прежде всего, в том, как он относится к женщинам.

Необходимо предупредить и девочек, чтобы они помогли ребятам, подыграли им. В конечном итоге выиграет от этих упражнений весь класс.

 

Цели:  расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;  формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Предварительная подготовка.

1. Работа с детьми.

Предупредить девочек (каждую в отдельности), чтобы они подыграли ребятам и помогли им выполнить упражнения по этикету, объяснив, что игра поможет их взаимоотношениям с мальчиками, улучшит атмосферу в классе.

2. Реквизит.

Заготовить лотерейные билеты с номерами  от 1 до …(по количеству мальчиков в классе).  По ходу игры мальчики тянут билеты  с номерами заданий, учитель читает по книге задания, а мальчики выполняют упражнения по этикету. В карточках нужно указать конкретные имена и фамилии девочек класса.

3. Оформление класса.

На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф.

 

План классного часа.

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»

3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

4. Задачи на вежливость.   Игра «Беспроигрышная лотерея».

 

Ход классного часа.

 

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

Классный руководитель.Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.

– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

– Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды  хорошие. 

Классный руководитель.Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы детей:

– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Классный руководитель. Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Классный руководитель.Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

– Можно привить правила культуры,  хорошие манеры.

– Можно привить хорошие навыки, привычки.

Классный руководитель.Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он  станет?

Дети хором отвечают: культурным

Классный руководитель.  Что значит быть культурным человеком?

– Это значит соблюдать правила культурного поведения.

– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

– Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Классный руководитель.  Я с вами согласен. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?

– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

– Того, который ничему не учился.

– Того, которого никто не уважает.

Классный руководитель.  Действительно. Обтесать бревно или камень  – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный.  А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный,  невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.

Классный руководитель.Хотите ли вы быть культурными людьми?

Дети отвечают утвердительно

2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»

Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе.  Но  все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!

В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по рядам: каждая группа – половина ряда)

1.                 Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)

2.                 Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)

3.                 Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)

4.                 Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)

5.                 Пятая группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)

6.                 Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)

 

3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

Классный руководитель. Уважение к окружающим – это закон для  культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?

Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?»

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?

Примерные ответы детей.

– Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

– Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

– А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

Классный руководитель. Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь  продолжение этого рассказа.

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка  первым  должен был  всех приветствовать.  И решил Дима исправить положение и поздороваться  со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь,  и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка  протянул ему руку: «Здравствуйте ,Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть  Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей.

– Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену

– Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

– Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

– Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.

Классный руководитель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения.

И, сам того не желая, оскорбил окружающих.

 

4. Задачи на вежливость.   Игра «Беспроигрышная лотерея».

Классный руководитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.

Мальчики выходят к доске.

Классный руководитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек.

Итак, начинаем. Кто первый?

Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

Задания для карточек:

1.                Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)

С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери

2.                Пригласить (имя, фамилия девочки)  на танец.

(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске)

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»

3.                Помочь (имя, фамилия девочки)  надеть куртку.

(Нужно  взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это  билет, вышла к доске с курткой,  пиджаком или пальто

4.                За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

5.                 Позвоните по телефону  (имя, фамилия девочки),узнайте, что задано по математике.И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.

(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил  (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это  билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»

6.                 Подойти к (имя, фамилия девочки) и  предложить ей сесть.

(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)   

Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске

7.                 Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия.

(Нужно сказать: «Простите»)

8.                 Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.  

(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)

Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.

9.                 Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.

(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)

10.           Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия

(Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)»

11.           Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелай ей чего-то хорошего.

12.           Поздравьте  всех девочек с хорошим весенним днем, пожелай им чего-нибудь хорошего

13.           Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.

(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку)

14.           Скажи всем девочкам: «Доброе утро, девчонки!»

15.           Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.

(Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть)

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки

Классный руководитель.Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?

– Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.

– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.

– Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

 

5. Подведение итогов.

Классный руководитель.Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?

Примерные ответы детей.

– Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга

– Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся

– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей

 

Дополнительные материалы.

1. Для разговора об этикете.

Классный руководитель. Итак, культурный человек – это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет. Этикет – в переводе с французского – это правила культурного поведения, которые нужно знать каждому человеку.

В России первые правила поведения были записаны в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».

Царь Петр Первый часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. На этих балах и приемах молодые люди могли найти себе невесту, сделать карьеру. Но для того, чтобы достичь успеха, нужно было уметь себя вести. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения. Там были, например, такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало». И многим это помогало казаться культурными, воспитанными людьми. Книга эта называлась «Юности честное зерцало». Как вы понимаете эти слова?

Примерные ответы детей.

– Книжка как зеркало, глядя в которое будешь выглядеть честным и красивым.

– Это зеркало, которое честно показывало молодежи ее бескультурье.

– Это волшебное зеркало, в котором ты видишь только хорошее.

 

2. Для дополнительного классного часа такой же тематики*

Сценарий воспитательного дела:

Сценка легенда о Вавилонской башне

Ученики разыгрывают сценку.
1. Автор. На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали люди друг другу: наделаем кирпичей и обожжем их огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя прежде, нежели расселимся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть на город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь...
Господь. Вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого.
2 Автор. И рассеял их Господь по всей земле, и остались город и башня недостроенными. Посему дано ему имя «Вавилон», ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Выходят ведущие.

1-й ведущий. Здравствуйте, все! Давайте представим, что мы с вами находимся в том самом времени и месте, о которых нам только что рассказали ребята, и попытаемся достроить башню. Получится или нет достроить башню, зависит только от вас, уважаемые участники нашей встречи.
Сейчас всем будут выданы карточки, на каждой карточке написано слово
«здравствуйте» на четырех разных языках. Здороваясь друг с другом, все участники должны собраться по командам (в зависимости от выбранного языка).
В результате должно получиться четыре команды (далее будем называть их
«народами»).

2-й ведущий. Прошли века, и возродилась идея построить башню. Но это может получиться в том случае, если люди разных народов, говорящие на разных языках и наречиях, смогут договориться между собой. Нашим четырем
«народам» придется пройти большие испытания, чтобы проверить, сумеют ли они найти общий язык, даже если говорят на разных языках.
Каждому народу будет предложено выполнить задание. Если «народ» правильно его выполняет, то получает часть башни, которую предстоит достроить всем вместе.

1-й ведущий. «Народы», вы готовы? Итак, послушайте условия первого задания. Каждому «народу» необходимо придумать свое название. Название должно отличаться от существующих в реальной жизни названий народов.

2-й ведущий. А еще вы должны придумать ритуал приветствия. Например, в
Японии при встрече говорят «коннитива» и при этом кланяются. В Бурятии говорят «санбойна», при этом вытаскивают кинжал из ножен, убирая его за спину, а в Якутии при встрече говорят «дорообо» и прикладывают руку к сердцу, чуть-чуть наклоняясь вперед.

1-й ведущий. Время на подготовку 3 минуты.

«Народы» готовятся и выполняют первое задание.

2-й ведущий. Во все времена между народами развивались торговые отношения. Не зная языка соседних народов, люди общались посредством жестов.

Рассказ 2 учеников о жестах:
1 ученик рассказывает о жестах, другой ученик показывает их.

1 ученик: жест в Японии «большой палец вверх» означает старший по положению. Жест «рука ложится на сердце» означает в Японии "положись на меня". Жест «показывать указательным пальцем на себя» означает я. Когда нам нужно сказать тише мы заменяем это слово на жест «поднимаем указательный палец вверх и прикладываем ко рту». Этот жест используется как в России, так и в Японии.

1-й ведущий. Например, в Америке жест «ноль», образованный большим и указательным пальцами правой руки, означает «о'кей», т.е. «все в порядке».
Такой же «ноль» в Японии означает — «деньги». А вот в Португалии, Испании и некоторых других странах с этим жестом будьте поосторожнее — там он воспринимается как нечто непристойное.

2-й ведущий. Второе задание будет следующим: «народу» необходимо купить что-либо у другого «народа», объясняясь языком жестов, можно использовать пантомиму. Участники первой команды должны показать, изобразить, что они хотят купить, участники второй команды за 30 секунд должны догадаться, о чем идет речь. Купля-продажа происходит по круговой системе.

2-й ведущий. Вы знаете, что у нас в мире есть 7 чудес света. Например:
В Париже это Эйфелева башня. В Москве это Кремль и т.д. Теперь всем народам придется придумать своё чудо света.

На подготовку 3 минуты.

1-й ведущий. Мы переходим к последнему заданию. Представьте себе, что один из жителей вашего «народа» попал в плен, а выручить его из плена можно одним только способам – узнать руку своего соплеменника, попавшего в плен.

2-й ведущий. Задание следующее: от каждого «народа» выбирается «пленник» и тот, кто будет его «спасать». Предварительно «спасатель» ощупывает руку
«пленника», стараясь запомнить ее. Затем «спасателю» завязываются глаза, ион из четырех разных рук пытается угадать руку своего соплеменника.

Участники выполняют задание.

2-й ведущий. Мы подошли к очень важному и ответственному моменту нашей встречи. Каждый «народ» набрал определенное количество частей башни, и теперь вам всем вместе предстоит воздвигнуть ее. Делать это надо основательно, чтоб башня получилась крепкая и никакая сила не смогла разрушить ее.

Дети «строят» башню.

2-й ведущий. Вы построили высокую башню, а для того, чтобы она оставалась устойчивой, необходимо, чтобы у нее был прочный фундамент, основа. Нашу башню строили представители разных народов. Как вы думаете, что является основой, прочным фундаментом взаимоотношений между народами?

Ребята отвечают (взаимопонимание, доверие между народами).

1-ведущий. Какими качествами должны обладать люди разных народов, чтобы сохранялись прочные взаимоотношения между людьми, и был мир во всем мире?
Мы, наверное, об этом узнаем, если каждая команда впишет в кирпичиках башни одно качество, самое важное на ваш взгляд

Ребята выполняют задание.

1-й ведущий (читает слова, вписанные в кирпичики). Конечно, если бы все люди мира строили свои взаимоотношения на такой основе, то на этом свете было бы сделано много больших, красивых, добрых дел па благо всему человечеству.



Предварительный просмотр:

                               

День космонавтики

Цели:

  1. Расширить кругозор учащихся в области астрономии.
  2. Развивать интеллектуальные и физические способности учащихся.
  3. Пропагандировать позитивные формы проведения досуга.
  4. Воспитывать дух здорового соперничества и дружелюбной состязательности.

Инвентарь:

 обручи, карточки с разрезанным словом «ракета», геометрические фигуры в конвертах, 2 платка, жетоны, кольца для бросков.                

Беседа о космосе.

         С давних времён люди смотрели на небо и звёзды, гадали, что же это такое и где они находятся.

Первые представления людей о земле и космосе были очень примитивными. Например, люди считали, что Земля плоская и покоится на трёх гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-окияне, а весь мир накрыт хрустальным куполом со множеством сверкающих звёзд.

     С тех пор прошло много лет, и даже дошкольники сейчас знают, что земля – круглая, и что она вертится вокруг звезды по имени Солнце. И что таких звёзд в галактике несметное количество, да и самих галактик тоже.

       Люди всегда мечта долететь до звёзд, но это стало возможным лишь совсем недавно – в 20 веке. Основателями космонавтики являются Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королёв.

4 октября 1957 года – начало космической эры. В этот день был запущен первый искусственный спутник земли.

3 ноября 1957 года – был запущен второй искусственный спутник земли с собакой Лайкой на борту.

2 января 1959 года был запущен спутник «ЛУНА-1», он прошёл около Луны и стал её первым искусственным спутником.

12 сентября 1959 года автоматическая станция «ЛУНА-2» достигла поверхности Луны.

4 октября 1959 года «ЛУНА-3» сфотографировала обратную сторону Луны.

20 августа 1960 года запущен космический корабль, на его борту две собаки: Белка и Стрелка.

12 апреля 1961 года – день полёта первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.

С тех пор 12 апреля стал большим всенародным праздником – Днём Космонавтики!

Мчаться ракеты к далёким мирам.

К подвигам сердце рвётся,

Кто верит крылатым, как песня, мечтам

Тот цели своей добьётся!

Сегодня мы с вами будем готовится в космонавты. Нам придётся пройти немало испытаний, т.к. в космос берут только самых лучших, сильных и здоровых.

Мы спешим сегодня в школу,

В наш любимый класс.

Много дел больших и новых

Ожидает нас.

Будет день – дорогой света полетим и мы

К тайным сказочным планетам, в дальние миры!

Далёкие звёзды в небе горят,

Зовут они в гости умных ребят.

Собраться в дорогу недолго для нас-

И вот, мы к полёту готовы сейчас.

Скомандует диктор: «Внимание, взлёт!»

И наша ракета помчится вперёд.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.

Хотим мы с тобой подружится Луна,

Чтоб ты не скучала всё время одна.

Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть

Сумеем в пути и к тебе заглянуть.

Делимся на 2 команды.

1 задание: Какая команда быстрее попадёт внутрь космического корабля через люк.

                   Надо пролезть через обруч и донести до стола букву от слова «Ракета»

2 задание: Из разрозненных геометрических фигур сконструировать космический корабль

                   Один жетон за скорость, второй за красоту изображения корабля.

3 задание: Ответьте на вопросы:

                  1. Название космодрома?    (Байконур)

                  2. Название первого космического корабля?  (Восток)

                  3. Какая планета в солнечной системе самая большая?        (Юпитер)

                  4. Какая планета в солнечной системе самая маленькая?     (Плутон)

                  5. Назовите первого космонавта.

                  6. Назовите имена женщин-космонавтов       (Терешкова, Савицкая)

                  7. Как звали собак первыми побывавшими в космосе?     (Белка и Стрелка)

                  8. Кто был основателем космонавтики?

                  9. Представители какой страны первыми высадились на Луне?

                 10. Когда отмечается День Космонавтики?

4 задание: проверка вашего вестибулярного аппарата, ведь если он плохой, то в космосе  вам делать нечего.

         - С завязанными глазами простоять на одной ноге, пока все считают до                         10.

         - Пройти по прямой полосе, покружившись до этого.

         - Ориентирование на местности. Встать со стула и пройти вперёд с завязанными

            глазами под команду учителя и вернутся обратно на стул.

Итак,  все подготовительные этапы пройдены, и мы можем стартовать. Ближе всех к Земле находится Луна. Летим к ней.

5 задание: Проверяем ваш глазомер

                 Устно определить расстояние шагов до предмета. Проверяет ведущий.

Мы находимся в открытом космосе. И первая планета до которой мы добрались – это Марс. Марс немного похож на нашу Землю. Он тоже вращается вокруг своей оси за одни сутки. А вокруг Солнца Марс пролетает за 2 года. У Марса 2 спутника – Фобос и Деймос, что в переводе с греческого означает «Ужас» и «Страх».

6 задание: Чья летающая тарелка пролетит дальше других?

7 задание: Выбрать карточку и ответить на вопрос.

1. Перечислите планеты солнечной системы.

2. Как называется звезда, которую видно даже днём?

3. Солнце – это планета или звезда?

4. Как называется большое скопление звёзд, видимое у нас в регионе особенно хорошо в

    августе?

5. Что должно быть на планете, чтобы была возможна жизнь людей?

6. Какие опасности подстерегают человека в открытом космосе?

7. Для чего нужна атмосфера?

8. Какую опасность всему живому несут «озоновые дыры»?

8 задание: пройти с завязанными глазами мимо кеглей, руки в стороны

Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Цель: познакомить учащихся с зимними Христианскими праздниками.

Задачи:

дать детям представление о православных праздниках, святочных обрядах: колядовании, гадании;

развивать у подростков навыки критического мышления;

расширить представления школьников о культурном наследии;

формировать у учащихся русский национальный духовный характер,

качества личности.

Тип урока: Комбинированный

План урока:

Организационный момент

Изучение нового материала

а) Сочельник

 б) Колядки

 в) Святочные гадания

 г) Крещение

Итог урока

Закрепление материала.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Учитель: Наш сегодняшний урок будет посвящен зимним Христианским праздникам.

Начертите себе в тетради таблицу (нижеприведенную), и заполните в ней колонку с названием "Знаю”. Напишите, что вы знаете о зимних Христианских праздниках.

Знаю        Узнал        Хочу узнать

                   

(Ответы учащихся фиксируются учителем на доске.)

Январь называли в народе – январь-просинец: увеличивается день, становится светлее, еще не подошло время земледельческих работ, поэтому было много народных праздников

Давайте вспомним: какие зимние Христианские праздники есть в русском народном календаре в январе? ("Рождество христово”, "Святки”, "Старый новый год”, "Крещение Господне”.)

– А как встречают и празднуют эти дни? (Колядуют, гадают.)

– А какие песни поют? И как эти песни называются? (Песенки-колядки.)

Проверка опережающего домашнего задания. Сообщения учащихся по темам: 1. Сочельник, 2. Колядки

Колядовать начинали дети, молодые парни и девушки: ряженные в вывернутые полушубки и жутковатого вида маски, они ходили от дома к дому, распевая нескончаемые колядки, получая за это от хозяев монетки, обновки, дешевые украшения. Посыпали снег крашеным мелом, разбрасывали цветные лоскуты - в знак грядущего цветения полей.

Как же совершался обряд колядования?

Колядка-шумелка. Ее поют на улице, иона довольно длинная, чтобы успеть привлечь внимание хозяев. При этом хохочут, шумят и гремят в колотушки, трещетки, погремушки, колокольчики, крышки от кастрюль и т.д.

Когда хозяева выйдут на порог, спрашивают разрешения поколядовать и входят в центр помещения, где поют пожелания и получают гостинцы. Их не берут голыми руками, а сыпят Мехоноше (тот у кого мешок).

Если дали не по достатку мало, можно спеть корилку (колядку-попрошайку).

Когда все, что колядующие хотят сказать, сказано, Шишок (тот кто уводит калядующих) поднимает свою маску к лицу, берет за руку ближайшего к нему ряженого и начинает петь колядку ухода. Тот, кого взял за руку Шишок, в свою очередь, берет за руку другого участника обряда, и все оказываются в одной цепочке, которая, как ниточка за иголочкой, тянется вслед за уходящим прочь Шишком. Колядка ухода – фольклорная. Шишок уводит колядующих в следующий дом или на посиделки.

Обойдя всех, кого хотели, отправлялись на посиделки, где можно было поиграть и погадать. Гадать продолжали дома и на улице.

Вот какие колядки пели наши предки:

Работа с раздаточным материалом. Дети исполняют колядки.

Я Коляда, гостья жданная,

 Гостья в каждый дом желанная,

 Каледный год издалека прихожу,

 прямо с неба по золотым

 мосточкам перехожу.

 Всем, кто меня встретит,

 Да приветит, добра пожелаю,

 Да во всем помогаю.

Мы малешеньки – колядовщички.

 Мы пришли прославлять,

 Хозяев величать!

 Житья вам сто лет,

 Всегда здравьица!

 А дай бог тому,

 Кто в этом дому!

 Ему рожь густа,

 Рожь ужинистая;

 Ему из колоса – осьмина,

 Из зерна ему – коврига,

 Из полузерна – пирог.

 Наделил бы вас Господь

 И жильем, и бытьем,

 И богатством!

У Ивана во дворе три терема стоят,

 Коляда, коляда,

 Как во первом терему сам светел месяц взошел,

 Коляда, коляда,

 Во втором терему красно солнышко взошло,

 Коляда, коляда,

 А в третьем терему часы звездочки взошли,

 Коляда, коляда.

 Месяц – хозяин, солнышко – хозяйка, звезды – их дети.

 Счастье да любовь! Хлеб да соль! Да совет на долгий век!

– Коляда-маляда,

 Пошто пришла накануне Рождества?

 – Косу просить.

 – На что косу просить?

 – Правду косить.

 – На что правду косить?

 – Коров кормить.

 – На что коров кормить?

 – Молоко доить

 – На что молоко доить?

 – Детей поить…

…Не дадите пирога –

 мы корову за рога!

 Не дадите пышку –

 Свинью за лодыжку!

 Не дадите хлеба –

 Стащим с печи деда!

 Не дадите лапку –

 Стащим с печи бабку!

 Ой мороз, мороз, мороз!

 Не вели долго стоять,

 Вели денег подавать.

 Открывай сундучок –

 Подавай пятачок!

 Пятачка мало –

 Давай кусок сала.

 Куска сала мало –

 Открывай банку –

 Подавай баранку!

Во время Святок многие, особенно молодые девушки гадали, т.к. считалось, что все нагаданное в эти дни должно обязательно сбыться.

– Кто из Вас когда-нибудь гадал на Святки? (Ответы детей.)

Особую роль в гаданиях выполняли различные предметы: юбка, башмак, пояс, игла, гребень, зеркало, кольцо.

– Как вы думаете, почему именно эти предметы, для чего они нужны?

Про такие гадания подробно описано в поэме В.А.Жуковского "Светлана”.

Раз в крещенский вечерок

 Девушки гадали:

 За ворота башмачок,

 Сняв с ноги бросали;

 Снег пололи, под окном

 Слушали; кормили

 Счётным курицу зерном,

 В чашу с чистою водой

 Клали перстень золотой;

 Серьги изумрудны…

В каждом стихе Жуковского передаются разные гадания.

"За ворота башмачок,

 Сняв с ноги бросали”.

Девушка снимали его с ноги, и бросала через ворота на улицу, потом выходила глядеть, в какую сторону лёг носком, в ту сторону и замуж идти. Если валенок лежал обращённым к домашним воротам, девушке ещё быть дома.

"Снег пололи”

Девушки выходили из дома, со скатертью. Брали её за края, всыпали в неё снег. Скатерть раскачивали из стороны в сторону с приговоркой:

Полю, бел снег среди поля,

 Залай, залай собаченька,

 Дознай, дознай суженый.

По услышанному лаю гадали о будущем. Хриплый лай означал суженого старика, толстый – вдовца, звонкий, приятный- молодого жениха.

"Кормили счётным курицу зерном”.

Кучу зерен пересчитывали. Давали курице немного поклевать, после этого зёрна пересчитывали. Если их остаток оказывался парным, то есть делился на 2, девушка считала, что в грядущем году выйдет замуж.

"Ярый воск топили”.

Растопленный воск капали в блюдо с водой и по застывшим фигурам судили о будущем. Если выльется фигура, похожая на венец – идти замуж. В стихах сказано, что для гадания годился только воск белый, полученный от пчёл нового роя.

Ребята, дома вы должны были спросить у своих мам, бабушек, как они гадали, или может быть вы сами гадали?

Гадания обучающихся.

Гадания продолжаются до Крещения.

 Этот праздник (Крещение) православные христиане отмечают 19 января. Он был установлен в честь крещения Иисуса Христа в водах священной реки Иордан.

На Иордане

Под небом знойным Палестины

 Красив священный Иордан,

 Когда поднимется туман

 От тихо дремлющей равнины

 И в зыбь хрустальную, нежна,

 Посмотрит южная луна.

 Чаруют воды Иордана

 Своей святыней мировой,

 Крещенье принял над Собой

 В них Иисус от Иоанна.

 Раскрыло небо свой чертог,

 И явлен Триединый Бог.

                             (И. Лебединский)

– Запомнили ли вы, как называется река, в которой принял Крещение Спаситель? (Иордан.)

– Как звали пророка, крестившего Христа в Иордане? (Иоанн Креститель.)

Главный обычай Крещения – это торжественное освящение воды. Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде.

Итог урока

– Сегодня на уроке мы с вами познакомились с тем как проходили зимние Христианские праздники Руси.

Рефлексия

– Давайте с вами вернемся к той таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. И теперь, по окончании урока я предлагаю вам заполнить колонку, которая называется "Узнал” (фиксирование на доске).

Сейчас, когда вы уже достаточно много узнали о зимних Христианских праздниках, я думаю, что вы без труда сможете, дома заполнить последнюю колонку "Хочу узнать”. Напишите, что бы еще по этой теме вы хотели бы узнать.

Спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Через тернии  - к звездам»

Цели урока:

  • Образовательная  сформировать знания об освоении  космоса; о Солнечной системе; об образовании планет, звезд, галактик; о непосредственном вкладе ученых в дело практического освоения межзвездного пространства.
  • Развивающая  - сформировать умение выдвигать гипотезы, обосновывать их.
  • Воспитательная  - развивать познавательный интерес к предмету «Физика».

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; учебная литература; компьютерная презентация; портреты Ю.А. Гагарина, Э.К. Циолковского, С.П. Королева.

План урока.

  1. Введение в учебную деятельность – 1 мин.
  2. Выступление преподавателя истории – 5 мин.
  3. Об искусственных спутниках Земли – 5 мин.
  4. Выступление учащихся – 9 мин.
  5. Выступление преподавателя математики – 7 мин.
  6. Закрепление – конкурсная программа – 10 мин.
  7. Подведение итогов – 3 мин.

Ход урока.

Введение в учебную деятельность.

Сообщение темы урока и целей урока.

Выступление преподавателя истории. (Сопровождается презентацией).

Подоконник ладонями стиснув,

Ты стоишь, запрокинув голову,

И летят позывные мыслей

К дальним звездам – белые голуби.

Где-то там, в беспредельной темени,

За границами звездной Арктики,

В недоступном пространстве и времени

Проплывают иные галактики.

Я уверен: в каком –то созвездии

Есть планеты, как наша, зеленые,

И живут там твои ровесники –

Космонавты, поэты, ученые.

И в такую же полночь лунную,

Запрокинув мечтательно голову,

Загрустила ровесница юная

На планете в созвездии Голубя.

Год 2011 объявлен Годом первого космонавта – Юрия Гагарина.

И мы сегодня с вами совершим экскурс в межзвездное пространство.

Если спросить у космонавтов, с чего начинается дорога в космос, мы, непременно в ответ услышим «С мечты».

 

Мчатся ракеты к дальним мирам

К подвигам сердце рвется.

Кто верит крылатым, как песня, мечтам

Тот цели своей добьется.

Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и боялся уплывать далеко в море. Небо было огромным и непонятным для него.

В течение тысяч лет астрономы составляли карты Вселенной. До изобретения телескопа в 1608 году эти карты основывались на гипотезах или религиозных верованиях.

Древнегреческий ученый по имени Птолемей нарисовал карту Вселенной во втором веке нашей эры , центром которой была Земля, а вокруг нее вращались Солнце, планеты и звезды. По Птолемею, Земля была неподвижной, иначе птицы попадали с деревьев. Гипотеза Птолемея о центральном положении Земли стала основополагающей для христианской церкви. Согласно Библии, Земля создана Богом как центр Вселенной. Средневековая церковь в Европе была очень влиятельна, и люди боялись возражать ей.

В 1500-ых годах Николай Коперник выдвинул гипотезу, согласно которой планеты вращались вокруг Солнца. Но Коперник, как и Птолемей, считал, что орбиты – это идеальные круги.

Оба считали, что звезды неподвижно закреплены внутри огромной сферы. Эта сфера разделялась на сегменты, которым придавали плоскую форму, чтобы можно было нарисовать карту.

Иногда астрономы разделяли небесную сферу на шесть частей.

В 1600-м году за поддержку теории Коперника Галилео Галилей был посажен в застенок. И под страхом пыток инквизиции заставили его отречься от своих взглядов.

И вот наступил 20 век. Уже летали в небе самолеты, а в космос поднялись первые ракеты.

Люди верили, недалек тот день, когда в космос полетит человек.

Об искусственных спутниках Земли. (Сопровождается видео).

Первый в мире искусственный спутник Земли создан в Советской стране. Он был запущен 4 октября 1957 года. На спутнике была различная научная аппаратура для исследования космического пространства. Ученые получили много ценных данных об атмосфере.

Вскоре, 3 ноября 1957 года, был запущен второй искусственный спутник с научной аппаратурой и с собакой Лайкой внутри его. Этим было доказано, что живое существо может выдерживать скорость, с которой поднимается ракета. ( К настоящему времени число искусственных спутников Земли и автоматических станций, запущенных в космос, составляет много сотен).

Спутники запускают для того, чтобы изучить пространство между планетами и узнать, что находится за пределами Земли.

В космосе носятся мельчайшие частицы пыли и газов. Об этом рассказали приборы, установленные на искусственных спутниках Земли. Подобные сведения о межпланетном пространстве были получены с помощью третьего советского спутника 15 мая 1958 года. Это была настоящая летающая лаборатория. Приборы автоматически производили наблюдения и по радио передавали результаты на Землю.

Спутники летали на высоте примерно полутора тысяч метров. Это такое расстояние, как от Москвы до Крыма. Можно измерить его на глобусе или карте.

Искусственные спутники Земли принесли людям множество ценнейших сведений о самых верхних слоях атмосферы и о том, что находится за ними. Они сообщили много интересных данных о составе, плотности и температуре атмосферы Земли, Венеры, Марса, передали ученым и другую ценную научную информацию.

Система спутников «Метеор» обеспечивает наблюдение за климатическими процессами в атмосфере Земли.

 Спутники «Молния-1» и система приемных станций «Орбита» сделали возможным прием передач Центрального телевидения в самых отдаленных уголках страны.

Установлена устойчивая телеграфно-телефонная связь: Земля-Космос-Земля.

Искусственные спутники Земли способны обеспечить и улучшить вождение самолетов и судов в открытом океане.

Космические аппараты могут нести патрульную службу по охране лесных богатств.

Телевизионный глаз спутника и его аппаратура могут «увидеть» не только пожар, но и участки леса, пораженные вредителями.

Важную роль могут сыграть спутники в разведке полезных ископаемых.

В настоящее время вокруг нашей планеты вращаются сотни спутников. Результаты их исследований в научных целях ясно показывают, что уже сейчас космонавтика надежно служит народному хозяйству. Ученые считают, что использование результатов исследований, проводимых с помощью спутников, окажет огромное влияние на дальнейшее развитие наук.

Они позволили с большой точностью определить размеры и форму Земли, измерить расстояния между материками, определить строение, температуру верхних слоев атмосферы. Искусственные спутники Земли все больше и больше помогают решать научные и практические проблемы.

2 января 1959 года был запущен искусственный спутник «Луна-1», он прошел около Луны и стал первым искусственным спутником Луны.

12 сентября 1959 года «Луна – 2», автоматическая станция, достигла поверхности Луны, впервые была проложена трасса Земля – Луна.

4 октября 1959 года «Луна-3», автоматическая межпланетная станция, сфотографировала обратную сторону Луны.

Искусственные спутники запускаются с помощью мощных ракет. Первым изобретателем таких ракет был скромный русский учитель Константин Эдуардович Циолковский.

Еще в детстве мечтал он о полетах человека к Луне и звездам. Много лет упорно и настойчиво трудился замечательный ученый над изобретением ракеты для полета в космос.

Учащийся рассказывает о К.Э. Циолковском.

Учащийся рассказывает о С.П.Королеве.

(Выступления сопровождаются презентацией и видео).

Назовите дату запуска первого космического корабля, на борту которого собаки Белка и Стрелка.

Назовите первого космонавта Земли.

Учащийся рассказывает о Ю.А. Гагарине. (Сопровождается видео и презентацией).

Выступление преподавателя физики. (Сопровождается презентацией).

Что же там, на небе?

Астрономы считают, что Вселенная зародилась около 15 миллиардов лет назад в результате так называемого Большого взрыва. Но никто не знает, каковы были причины этого взрыва и что было до него. Ученые считают, что Вселенная после Большого взрыва продолжает расширяться, это теория Открытой Вселенной». Если так, то все звезды в конце концов погаснут и умрут. Затем расширение прекратится и начнется сжатие, все сожмется в Большом хлопке, это теория «Закрытой Вселенной».

Звезды сгруппированы в галактики, а вокруг них – пустота. Во Вселенной бесчисленное количество скоплений галактик.

Одно из тысяч суперскоплений во Вселенной – Суперскопление Дева.

А всего лишь одна из групп галактик в гигантской группе называемой Суперскопление Дева – Локальная группа, примерно из 30 галактик. Ее диаметр достигает 100 000 000 световых лет. (Один световой год примерно 9,5 триллионов километров).

Ближайшая к нам галактика называется Большое Магелланово облако, в три раза больше, чем наша галактика. Оно удалено от нас на 170 000 световых лет.

Самая дальняя – галактика Андромеды, находится на расстоянии более двух миллионов световых лет.

Млечный  путь – наша галактика. Одна из приблизительно 30 галактик в скоплении, называемом Локальная группа. В нашей галактике около 100 000 миллионов звезд. Диаметр Млечного пути 100 000 световых лет.

Наша галактика спиральная, имеет центральную часть и искривленные рукава. Галактика вращается. Наше Солнце находится на расстоянии 30 000 световых лет от центра Галактики, в котором может находиться черная дыра.

Планеты образуются из пыли. При вращении газового облака центральная его часть разогревается и начинает светиться, как звезда. Затем струи газа замедляются и пылевое кольцо начинает охлаждаться, образуя новые планеты.

Жизнь на Земле существует, потому что эта планета занимает оптимальное положение в Солнечной системе. Есть защитная атмосфера.

 

Орбита Луны удалена от Земли на 384 400 км. Луна завершает круг по орбите за 27 1/3 дня.

Ближайшие к Солнцу планеты: Меркурий, Венера, Земля и Марс состоят из твердой породы. Четыре остальные в основном из газа.

Юпитер – крупнейшая из планет с красочной атмосферой, состоящая из цветных полос. Самое крупное из атмосферных явлений планеты – Большое красное пятно шириной около 30 000 км – центр громадной бури. У Юпитера целых 16 спутников.

Сатурн – это огромный шар жидкости и газа с небольшим твердым центром. В районе его экватора – полоса колец шириной, равной расстоянию от Земли до Луны.

Кольца состоят из льда и пыли размером от мельчайших частиц до километровых глыб.

Нептун – огромный газовый шар. Его можно увидеть в телескоп. Темные пятна на его поверхности считаются сильными бурями. Крупнейшая из бурь – размером с Землю.

Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Теперь ее называют планета-карлик или просто кусок глыбы. Если орбиты планет имеют в основном овальную форму, то у Плутона она вытянута, отчего иногда Плутон оказывается внутри орбиты Нептуна.

Солнце удерживает планеты на их орбитах. Энергия Солнца – это следствие ядерной реакции, происходящей в его раскаленном ядре. Энергия распространяется вовне по зоне излучения.

С поверхности Солнца вырывается мощный язык пламени, называемый Солнечной вспышкой. Вспышки на Солнце появляются внезапно и обычно через несколько минут пропадают.

Наше Солнце – желтая звезда. Ему около 5 миллиардов лет, оно прожило приблизительно половину отпущенного ему срока.

Бывают звезды голубовато-белые – приблизительно в 5 раз горячее Солнца. Бывают красные – гораздо холоднее.

Конкурсная программа «Что я знаю о космосе».

Вопросы первой команде.

1.  Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский).

2.  Летательный аппарат, движущийся за счет реактивной силы, возникающей при выбрасывании газов из двигателей. (Ракета).

3.  Ближайшая к Солнцу планета. (Меркурий).

4.  Как назывался космический корабль первого космонавта? («Восток»).

5.  Космонавт, совершивший первый выход в открытый космос. (Алексей Леонов).

6.  Сколько звезд в Солнечной системе? (Одна – Солнце).

7.  Назовите планеты, которые состоят из твердой породы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

8.  Сколько спутников у Юпитера? (16).

9.  Что означает «световой год»? (Расстояние, которое проходит свет за год).

10. Перечислите планеты в порядке расположения их от Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

Вопросы второй команде.

1.  Выдающийся конструктор ракетно – космических систем, с именем которого связаны победы нашей страны в освоении космоса. (С.П.Королев).

2.  Место, откуда отправляются в дальнюю дорогу космические корабли. (Космодром).

3.  Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер).

4.  Защитный костюм космонавта. (Скафандр).

5.  Первая женщина – космонавт. (Валентина Терешкова).

6.  Как называется наша Галактика? (Млечный путь).

7.  Самая отдаленная от Солнца планета – карлик. (Плутон).

8.  У каких планет нет спутников? (Меркурий и Венера).

9.  Сколько дней в високосном году? (366).

10. Перечислите планеты в порядке расположения их от Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

Вопросы третьей команде.

1.  Первый Советский космонавт (Ю.А.Гагарин).

2.  Как называется космодром, где происходит запуск космических кораблей? (Байконур).

3.  Перечислите планеты Солнечной системы.

4.  Как называется многоместный космический корабль? («Союз»).

5.  Первая женщина – космонавт, вышедшая в открытый космос и проводившая эксперименты вне корабля. (Светлана Савицкая).

6.  Что означает слово «космос» в переводе с греческого? (Вселенная).

7.  Какого цвета горячие звезды? (Голубовато – белые).

8.  Назовите естественный спутник Земли. (Луна).

9.  При какой фазе Луны вся ночь бывает лунная? (В полнолуние).

10. Перечислите планеты в порядке расположения их от Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

Игра на компьютере – «Сотвори мир».

Подведение итогов урока.

Урок заканчивается словами: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов. И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на Землю. И стало так…» Бытие. Гл.1, 14-15.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Отчет классного руководителя Енцовой М.А. по адаптации учащихся 5 класса

   В 5 классе обучаются 8 человек: 6 мальчиков и 2 девочки. Возраст учащихся 10-12 лет. Количество детей из полных семей составляет 6 человек, из неполных 2 человека.  Все дети пришли в школу с 1 класса, за исключением Алексеева Владислава - перевёлся из МБОУ «Синьяльская ООШ» в 4 классе, Краснова Максима – из КС (К) «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» в 4 классе.    

   В классе между ребятами царит доброжелательность и дружелюбная атмосфера. Бывают случаи негативного отношения мальчиков к Гордеевой Наталье.  Путем многочисленных отдельных бесед с отдельными мальчиками, проведения тренинга на сплочение,  конфликт  постепенно сводится к минимуму. Работа по данной проблеме продолжается.

    Таким образом, класс требует постоянного контроля со стороны классного руководителя и учителей – предметников.

    С учащимися  еженедельно проводятся тематические классные часы по вторникам. По мере необходимости также проводятся индивидуальные и групповые беседы. В классе действует ученическое самоуправление. Каждый в классе имеет определённую обязанность. В начале каждого классного часа ребята отчитываются в соответствии со своей должностью. В течение года школьники по очереди будут готовить самостоятельно мероприятия. Николаев Сергей уже провёл осенний праздник. Совместно с классным руководителем организован Хеллоуин, в котором приняли участие все ученики класса. Также совместно с классным руководителем проводятся спортивные игры, например, пионербол, после осенних каникул планируется провести соревнования по теннису.

 Среди нерешенных проблем считаю неустановленные контакты с родителями Гордеевой Натальи,  которые мало интересуются успеваемостью своего ребенка.

   Также хочется отметить, что учащиеся  5 класса очень организованные и трудолюбивые, охотно откликаются на просьбы старших. Большое спасибо за это Беляевой Р.В., которая воспитала их такими!

    Основная задача, которую я ставила в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

    По итогам I четверти ударников 3:Алексеева Диана, Китьков Михаил, Фёдоров Владимир. Есть одна неудовлетворительная оценка у Гордеевой Натальи.

 В основном, по всем предметам наблюдается улучшение качества знаний.  Снижение качества знаний наблюдается только по двум предметам: математике и физкультуре. По   итогам I четверти Алексеева Диана имеет одну 4 по математике, три 4 – у Китькова Михаила, шесть 4  - у Фёдорова Владимира, одна 3 – у Алексеева Владислава, две 3 – у Степанова Алексея – по русскому языку и математике, у Николаева Сергея одна 3 по математике, у Краснова Максима – четыре 3, у Гордеевой Натальи одна 2 по математике.

   Таким образом, я считаю, что 5 класс хорошо проходит  адаптационный период.

               06.11.2013г                                Классный руководитель                        Енцова М.А.