Метод проектов вэкологическом воспитании детей.

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников

Цели:

  1. Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.
  2. Формировать жизненный опыт ребёнка.
  3. Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать вкус к собственным открытиям в познании окружающего мира.
  4. Развивать подвижность, вариативность и гибкость мышления, умения находить решения поставленных задач.
  5. Учить находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности.
  6. Формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, воспитывать самостоятельность и инициативность.

Задачи:

.Развитие личностных качеств (умение работать в команде, переговорные навыки, организационные способности, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально полезным и востребованным).

  1. Развитие у детей предметных ЗУНов.
  2. Формирование универсальных компетентностей (постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения проблемы, поиск необходимой информации).
  3. Развитие творческих способностей детей.

 

Этапы работы:

1.Поисковый (поиск проблемы)

На данном этапе педагог помогает детям определить наиболее актуальную,  и  в тоже время, посильную для них задачу на более-менее продолжительный отрезок времени. Проводит предварительное занятие или серию занятий (по необходимости), где можно было бы помочь детям высказать волнующую их проблематику и проявить инициативу. Основная задача педагога на данном этапе создать условия, чтобы дети заговорили, и фиксировать их высказывания.

2.Стратегический (разработка плана деятельности по достижению намеченной цели)

На этом этапе педагог проводит занятие по планированию, на котором первоначальная инициатива может быть выращена до проекта. Обозначаются результаты и шаги для их достижения, а так же конкретные действия. Детям предстоит подумать, к кому придётся обратиться за помощью и советом, какие предметы и принадлежности пригодятся для выполнения проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться.

3.Выполнение проекта (конкретное практическое дело)

На данном этапе педагог проявляет максимум активности. Но не в том смысле, чтобы  что- то делать за детей. Он подсказывает,  корректирует действия детей так, чтобы они не были обескуражены какими-то неудачами, к которым может привести отсутствие опыта социального взаимодействия. Основная задача педагога на данном этапе не давить, а поощрять и мотивировать достижение результатов.

4.Подведение итогов (представление и защита проекта, презентация продукта проектной деятельности).

         На данном этапе основная задача педагога показать детям реальную социально востребованную результативность их деятельности, продемонстрировать, какой путь ими был пройден, и какие открываются новые возможности  преобразования этого проекта в следующие проекты.

Содержание и концептуальные идеи реализации метода проектов.

         Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного воспитания  задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть метод проектов.  Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился в конце 19 века в США. Его называли так же методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом  Дж. Дьюи, а так же его учеником В. Х. Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через сознательную активную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые необходимо приобрести. Килпатрик охарактеризовал метод проектов как метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебного задания в реальной жизненной обстановке, как деятельность, выполненную от всего сердца с высокой степенью самостоятельности детей, объединённых общим интересом. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения ребёнком окружающей среды (природной и социальной); педагогическое воздействие  осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка. Можно сказать, что работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира, во взаимодействии с окружающей средой.

Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в том, что:

  1. Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного воздействия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром.
  2. Метод проектов является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность.
  3. Метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

         Метод проектов это слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и практическое выполнение её.

Классификация проектов:

1.По составу участников.

  • Большие или групповые: при наличии подгрупп участников проекта (дети и воспитатель; дети и родители; дети, воспитатель и специалисты дошкольного учреждения)
  • Малые проекты небольшого коллектива, которые являются одновременно частью большого проекта.
  • Индивидуальные проекты, каждого из участников малого и большого проектов.

2.По целевой установке:

  • Созидательные

.            Познавательные

  • Общественно полезные
  • Развлекательно-игровые и т.п.

3. По тематике:

  • Экологические
  • Патриотические
  • Математические и т.п.

4. По сроку реализации:

  • Кратковременные
  • Долгосрочные

         Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, необходимо отметить следующее: их возрастные особенности  не позволяют ставить слишком отдалённые задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и т.д. В связи с этим значимость метода проектов заключается в том, что маленький конкретный проект дошкольника может выступать именно тем «стёклышком калейдоскопа», из которого складывается общая картина – процесс экологического воспитания, процесс экологически обоснованного, грамотного воздействия ребёнка с окружающей средой.

Методические разработки.

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи «Живица»

Цель: Формирование у дошкольников основ экологической культуры, раскрытие и развитие творческих способностей детей, обогащение словарного запаса.

 «Природные мотивы в аппликации

и из готовых геометрических форм «Волшебные кружочки»

         Цель: Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляции с различными предметами. Обучение анализу способов расположения частей, ориентируясь на образец, правильно располагать в пространстве геометрическую фигуру. Активизация в речи слов, обозначающих предметов: круг, полукруг. Обучение рассказу о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планировании хода действий. Уточнить представление о типичных, видовых, индивидуальных признаках предметов. Расширять и уточнять представления детей о живой природе. Воспитывать бережное отношение к объектам природы: животным, птицам, растениям. Развивать эстетическое восприятие.

 Творческий проект «Загадки народных узоров»

Цель:Познакомить детей с природой родного края. Формировать экологически – осознанное отношение к природе. Учить рассматривать предметы народного творчества, выделяя элементы узоров и сопоставлять их с объектами природы. Развивать у детей художественный вкус и воспитывать любовь к народному творчеству. Развивать творческую фантазию.

 Познавательный экопроект «Зелёная аптека» или «Если посмотреть на природу взглядом врача»

Цель:Познакомить детей с лекарственными растениями, выяснить какие из них произрастают на территории детского сада. Выяснить какими целебными свойствами они обладают и можно ли их вырастить самим.

 Семейный проект «Экомир моей семьи»

Цель:Воспитание экокультуры дошкольников во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и ДОУ. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников. Формирование единой экологически воспитывающей среды.

Семейный творческий проект «Осеннее настроение»

Цель:Совершенствовать умение детей создавать поделки из природного материала, проявлять творческую фантазию и применять в создании поделок различные способы соединения деталей. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников. Формирование единой экологически воспитывающей среды.

  Предполагаемый результат:

  1. Участие в проектной деятельности должно стать для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
  2. Дети должны осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта должны получить не только новые знания, но и приобрести навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
  3. Родители должны освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; научиться объективно, оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними, как с равноправными партнёрами.

 

 

 8790 1131.gif