Полезные материалы для родителей

Коноваленко Яна Николаевна

Полезные материалы для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obida.doc24.5 КБ
Microsoft Office document icon trudnyy_podrostok.doc26 КБ
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon sovety.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon internet.doc30 КБ
Microsoft Office document icon 10_sovetov.doc37 КБ
Microsoft Office document icon vnimanie_suitsid.doc44 КБ
Microsoft Office document icon kak_lyubit_podrostka.doc60 КБ
Office presentation icon vserossiyskiy_urok_vremya_doveryat.ppt1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Как научить подростка не обижаться

Обида чувство неприятное, подростки, которые остро воспринимают любые чувства, переживают обиду длительно. Обида как заноза сидит внутри и портит настроение.Поразительно, но задеть за живое подростка может любая мелочь. Хочется хлопнуть дверью, кричать или плакать.

Объясните вашему подростку, что обида – это факт с биографии лишь его одного и никому больше, тем более обидчику до этого нет дела.Именно обидевшийся будет с тем грузом проблем, который возникает в ходе ссоры или рядового разногласия.

Как же научить подростка не обижаться? Нужно научиться справляться с обидами так, чтобы они не копились.Учить не обижаться будем следующим образом:

1. Научите ребёнка выражать свои чувства. Пусть подросток признается себе, что он обижен. Затем подростку важно понять, что же так сильно его задело за душу.

При этом не нужно держать обиду в себе и заниматься самокопанием. А нужно сделать следующее: собрать волю в кулак и высказать обиду человеку, который обидел. Произойдёт следующее: проблема проговориться и не будет консервироваться внутри.

2. Обиду можно описать. Напишите подробности обиды. Кто обидел, что сказал, что было сказано в ответ. затем пусть подросток перепишет события по новому и поменяться местами с обидчиком.Это поможет увидеть ситуацию со стороны и подросток избавиться от желание отомстить. Очень деструктивного желания.

3. Если подросток слишком часто обижается, то предложите5 ему завести дневник обид. Подросток будет записывать в него всё, что выводит его из равновесия и обижает. Записи помогут разобраться в нюансах обиды – так подросток задействует не только эмоции, но и логику.

Важно в дневнике писать лишь правду. Пусть подросток подумает почему именно конкретные слова задевают его, какие последствия будет нести обида для обидевшего и для обидчика.

Далее запись нужно отложить до поры, когда подросток почувствует, что от души отлегло и можно перечитать запись и посмотреть на ситуацию по новому

Научите вашего обижающегося подростка делать психологические упражнения против обиды. Нужно найти место, в котором можно высказать всё, что накипело вслух. Затем нужно закрыть глаза и представить, что эти слова улетают как тучи, гонимые ветром. Подросток почувствует физическое облегчение.

Или упражнения в которых эмоциональный заряд напряжения и обиды спадает. При этом чётко формулируется претензия и признаётся своя обида.



Предварительный просмотр:

«Трудный подросток».

Что же делать родителям?

 

Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.

Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы.

 

·         Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.

·         Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

·         Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

·         Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

·         Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

·         Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

·         Пригласите его(ее) подружку(друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

·         Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.

·         Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

·         Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

·        Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по воспитанию ребёнка

Семья – это важнейшее, с чего начинается формирование характера маленького человека.

1. Отношения с детьми и воспитание в первую очередь строится на глубокой любви и уважении. Ласковые и мягкие слова нежности – это поддержка для ребенка, однако общение должно строиться как общение на равных с полноценным членом семьи и общества, что требует определенной сдержанности в эмоциях и чувствах. Определяя для себя роль родителей в воспитании детей, помните о том, что ребенок сам себя никогда не считает «еще маленьким», наоборот – он всегда видит себя «уже большим», именно таким и должно быть восприятие его мамой и папой. Особенно это важно для мальчика. Ребёнок хочет слышать свое имя в полном звучании, серьезно, уважительно, чуть строго с точки зрения почтения к маленькому человеку.

2. При воспитании детей родителями нормы общества, о которых постепенно узнает от вас ребенок, должны подаваться не как указания или запреты, а именно как правила, установленные не только для него, но и для вас. Пример родителей – показательная основа для воспитания детей, мама и папа не указывают и не решают за своих сыновей и дочерей, а лишь задают направление.

3.Воспитание детей родителями начинается с любви, не с минусов, запретов и «нельзя», а с советов, открытий, плюсов, положительных сторон.

 4. Все то, чего мы хотим от детей, должно быть им ясно и понятно, представлено по-возможности максимально простым, логичным, естественным. В обязанности родителей по воспитанию детей в первую очередь входит разъяснений ситуаций, событий норм краткое и подчеркнуто простое. Обращайте внимание ваших детей на то, что они и сами понимают разумность тех или иных правил или требований. Говорите своим «малышам» о том, что для этого они уже достаточно взрослые и не нуждаются в длинных нотациях и разъяснительных беседах, что им легко будет соблюдать нормы и прислушиваться к пожеланиям, так как они умны и сообразительны. Когда темпы развития ребенка и его способности родители оценивают достаточно высоко (не переоценивая и постоянно восхищаясь, а уважая и держась с ним наравне), он начинает чисто автоматически стремиться соответствовать высокой планке, показать, что он действительно умный, серьезный, ответственный и взрослый. Так воспитание детей родителями становится естественным и ненавязчивым.

5. Как бы мы ни любили своих детей, воспитание детей родителями – это не работа смотрителя и неизменного верного человека-страховки, который всегда держит за обе руки. Мама и папа должны быть поблизости, чтобы к ним всегда можно было обратиться, если в том появится необходимость. Но окружать ребенка чрезмерной опекой не стоит. Он должен и общаться со сверстниками, и совершать какие-то ошибки, и делать собственные открытия. На все это у него есть полное право. Для формирования индивидуальности необходимо накопление собственного багажа, опыта и наблюдений – позвольте это вашим детям, не ограничивая чрезмерно их свободы. Дети быстро растут, быстро взрослеют, быстро становятся самостоятельными, но это не делает для них вас менее важными. Не тревожьтесь за них явно и постоянно. Разговор, беседа, совет, а далее – их выбор и их действие.

Итак, мы получили следующие главные рекомендации в воспитании детей родителями:

  • Ваша любовь и умение научить любить хорошее и воздерживаться от плохого
  • Уважение и отношения на равных как со взрослыми
  • Простые и ясные правила для ваших детей, которым следуете и вы. Ваш собственный пример
  • Простота объяснений
  • Ненавязчивость и возможность для формирования собственного мнения и разумного выбора вашими детьми


Предварительный просмотр:

Практические советы родителям

  • любите ребенка не за поведение, оценки или достижения в творчестве или спорте, а за то, что он есть;
  • дайте подростку понять, что вы верите в него и готовы понять и поддержать его в любой ситуации;
  • интересуйтесь своими детьми. Конечно же, делать это нужно с самого рождения малыша, а не тогда, когда он достиг пубертатного периода. Резкая смена поведения родителей – от полного безразличия к повышенному вниманию вызовет у подростка скорее раздражение, чем радость;
  • определите круг обязанностей и прав ребенка и четко их соблюдайте;
  • найдите общие интересы и старайтесь проводить побольше времени с подростком, но не заставляйте его, а сделайте так, чтобы это было интересно и вам, и ребенку;
  • доверие – вот что самое главное в отношениях внутри семьи. Ребенок должен знать, что с любыми проблемами и тревогами он может прийти к вам. Подросток не должен бояться вашей реакции и укоров. Только тогда вы первыми узнаете о его проблемах и сможете помочь вовремя.

Если вы видите, что проблема зашла слишком далеко, и вы думаете, что самостоятельно справиться у вас не получится, поговорите с ребенком и обратитесь к психологу – вместе вам удастся решить любые трудности.

Инструкция, как повысить самооценку своего ребенка

1. Хвалите своего ребенка за любые победы. Похвала очень благотворно влияет на самооценку. Поощряйте его за всякое рвение к развитию, самовыражению. Все дети талантливы по-своему, поэтому не ругайте его за какие-то промахи в учебе или спорте. Если у него что-то не получается, окажите ему помощь. Пусть ребенок чувствует, что вы его любите не за хорошие отметки, а просто за то, что он есть.

2. Поддерживайте в подростке уверенность. Чаще говорите ему, что вы в него верите, что он справится с любыми трудностями. Подчеркивайте, как он меняется в лучшую сторону день ото дня.

3. Дети вдвойне болезненно воспринимают критику со стороны чужих людей – одноклассников, учителей. Поэтому, если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, поинтересуйтесь его делами. Объясните, что если критика справедливая, то его нужно учесть, а если нет, то просто не заострять на этом внимания.

4. Ни в коем случае не преувеличивайте какие-то отрицательные деяния подростка. Вместо фразы «Ты никогда меня не слушаешь!» скажите «Мне кажется, что, если бы ты прислушался к моим советам, то это удалось бы тебе еще лучше», или упрек «Ты ведешь себя плохо!» заменить на «Я очень переживаю, когда ты так себя ведешь».

5. Предоставляйте детям право самим решать какие-то задачи, например, чем ему заняться в свободное время или в какую секцию записаться. Такие самостоятельные решения укрепляют уверенность в себе и поднимают самооценку.

6. Почаще общайтесь с ребенком, интересуйтесь его делами. Не отделывайтесь дежурными фразами, когда он хочет поговорить о жизни, поделиться своими впечатлениями о чем-либо.

7. Важно найти ребенку интересное увлечение и всячески поддерживать его в этом. Ребенок обязательно должен быть хоть в чем-то лучше остальных. Постоянно подчеркивайте его умения в этой области.

8. Создайте личный зал славы ребенка. Повесьте в этом месте все его грамоты, какие-то награды. Но не переусердствуйте – не превращайте это место в музей.

9. А самое главное – любите своего ребенка и всегда поддерживайте его.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения.

В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами.

Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему-то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращения внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.). Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога - организатора организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера. Родителям необходимо:

- Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером;

- Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре;

- Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера - может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать мультики...Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего;

- Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами;

- Предложите другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.);

- Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.);

- Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов;

- Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.



Предварительный просмотр:

10 советов родителям подростков

1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.

 

2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения.

    Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

 

3. Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.

 

4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.

   Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе.
    И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.

 

5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие

общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.

 

6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.

   То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились навсегда.

 

7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.

   Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.

 

9. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.

   Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.

 

10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям    ВНИМАНИЕ! СУИЦИД!

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  1. утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  2. пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  3. появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  4. резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  5. внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  6. плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  7. склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  8. проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  9. безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  10. стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  11. самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  12. шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Важно соблюдать следующие правила:

- будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...;

- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!



Предварительный просмотр:

ТОГ БОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум им.М.С.Солнцева»

Лекция для родителей

Про «плохое» поведение:

Почему ребёнок плохо себя ведёт?

Как по-настоящему любить

своего ребёнка?

Подготовила: педагог-психолог

Я.Н.Коноваленко

2013 г.


План выступления:

1. Причины «плохого» поведения.

2. Как по-настоящему любить ребёнка.

3. Приемы родительского воздействия.

4. Наказания.

1. Причины «плохого» поведения

Бывает, что подростки плохо себя ведут дома или в школе. Родители, учителя испытывают при этом самые  разные чувства: раздражение, негодование, гнев, растерянность, обиду, возмущение, жалость, страх за него или других учеников из класса. Но прежде чем наказать такого «хулигана», давайте разберемся, почему он плохо себя ведет.

Привлечение внимания

Пожалуй, самое неприятное для любого человека – это чувствовать себя пустым местом. Что хочется сделать нормальному человеку? Привлечь  к себе внимание. Внимание необходимо грудному младенцу, чтобы он развивался нормально в дальнейшем, без внимания быстро умирают старики. Поэтому у любого человека наступает голод на личностное внимание. А подростки особенно остро переживают равнодушное к себе отношение как со стороны сверстников, так со стороны родителей.

- Лучше бы меня побили, - сказал один мальчик, которому объявили в классе бойкот и в течение недели не разговаривали с ним.

-Как ты сегодня себя чувствуешь? Грустишь? О чем, интересно знать? – как нужны бывают эти слова и нам с вами, и нашим детям. Иногда подросток пытается сам рассказать о чем-то, чем-то поделиться. Как реагируют на это родители?

-Отстань…отвяжись…некогда мне….Или равнодушно слушают, поддакивая, а ребенок замечает, что его не слышат. Постепенно он убеждается, что родителям неинтересен его внутренний мир, он замыкается и уже не хочет ни с кем делиться: взрослые только притворяются, что заботятся обо мне, решает он. Но детям необходимо искреннее, откровенное личностное внимание, и они добиваются его самым проверенным способом: хочешь внимания- веди себя плохо! Ведь в нашей жизни принято уделять больше внимания не хорошему, а плохому поведению: делай плохо – и тебя заметят! (обмани родителей, нагруби учителю, подерись с одноклассником, сбеги из дома…). В семьях, где родители часто выясняют отношения между собой, в разводящихся семьях ребенок как бы кричит своим поведением родителям: мне нужно ваше внимание, я не пустое место!

Однако подростки даже в благополучных семьях почти весь досуг проводят у телевизора или компьютера. Это не дает личностного внимания. А в школе как голодный ищет, чего бы съесть, у таких подростков «корзинка с дыркой»: сколько бы не уделял ему внимания, он просит еще и еще. Чаще всего с помощью плохого поведения.

         

Мода на «крутых», власть

В семьях, где родители часто конфликтуют между собой, ссорятся, бранятся, а иногда и дерутся в присутствии детей, отсутствует пример доброжелательных взаимоотношений, уступок друг другу, послушания, доверия. Вместо этого подросток видит успех давления силы над слабостью. В современной жизни пред глазами детей практически отсутствуют примеры достойного конструктивного послушания. А средства массовой информации это постоянно доказывают: можно вести себя как угодно: принимать наркотики, заниматься случайным сексом, грабить, убивать и при этом оставаться безнаказанным. Круто! Эффектно! Однако эти маленькие властолюбцы не знают до поры до времени, что «против лома нет приема, окромя другого лома». Страх – оборотная сторона власти. Как только находиться человек посильнее – вся крутизна исчезает, остается лишь страх, подобострастие или ненависть.

     Есть среди «крутых» подростков активные властолюбцы – с уверенным поведением, открыто идущие на конфронтацию, с уверенным поведением, агрессией. Они считают себя сильными личностями, которые вправе никому не подчиняться, а подчинять себе более слабых. Реакция взрослого – властолюбца хочется «убить собственными руками». Иными словами, когда кулаки сжимаются, имеешь дело с мотивом «власть». Но такой подросток может прекратить выходку, когда сам захочет. Он намеренно провоцировал вас, вы вышли из себя – именно этого он и добивался. Он победил и наслаждается вашей реакцией. Конечно, можно силой пресечь его выходку: унизить или напугать его, но тогда вы наверняка сделаете из него мстителя.

Месть

Месть – более тяжелая причина плохого поведения, чем власть. Мститель плохим поведением изживает внутреннюю боль, которую нанесли, может быть, вы сами, не заметив этого, а, скорее всего, кто-то другой. Основной причиной роста мстительного поведения считается рост жестокости в мире. Людям свойственно обижаться, мы обижаем нечаянно близких, нас обижают. Каждый из нас вел себя плохо, и причиной этому была обида. Мстители делают не просто пакости, а выбирают то, что произведет впечатление именно на этого человека, причинит ему душевную боль, расстроит его. Если учитель любит цветы – можно их сломать, если пунктуальность – опоздать, приличный школьный вид – соорудить супермодный костюмчик. Как взрослому изменить поведение мстителя? Очень важно здесь разделять личность, которая изживает внутреннюю боль с помощью агрессии, и поведение. Поведение нуждается в исправлении, а личность – в понимании, в поддержке. Взрослому необходимо продемонстрировать собственное твердое поведение, лишенное агрессии.

 Избегание неудачи

Ученики с этим мотивом «плохо» себя не ведут. Они не выкрикивают на уроках, не задевают соседа по парте, они вообще незаметны. Эти тихие дети вполне послушны, только не выполняют заданий. Происходит это потому, что они боятся вновь столкнуться с ощущением собственного ничтожества: получается у всех, кроме меня! Плохо, когда такому ребенку, начиная с первого класса, ставят в пример успешных учеников. Злость или отчаяние сменяется со временем защитным безразличием или скукой. Это дети, которым уже все равно. Такому подростку необходима поддержка, оказанная профессионально точно. Как никому другому, ему требуется понимание и личностное внимание. Надо, чтобы он перестал ощущать себя ничтожеством. Взрослые должны помочь ему в этом: показать положительные черты его характера, заметить и раскрыть дремлющие задатки.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Дети ведут себя «плохо», не умея вести себя по-другому. Такие дети не могут усидеть на месте более 10 минут, вертятся, выкрикивают, перебивают, прослушивая задание, не выполняют его до конца, роняя все на пол, гремя стулом и т. д. Это никому не нравится. После очередной разборки по поводу их дисциплины они  искренне раскаиваются и клянутся, что больше так не будут себя вести. Но – увы…Все повторяется сначала.

- Я хочу себя вести хорошо, но у меня не получается,- со вздохом говорит такой ребенок, и он прав. Бесполезно призывать его  к соблюдению дисциплины и тем более наказывать за ее нарушение. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием невропатолога, родителей, педагогов и психологов. Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. И не права мама, которая в ответ на предложение проконсультироваться с таким ребенком у невропатолога, ответила:  - Ну не всю же жизнь он таким будет! Повзрослеет, станет спокойнее.

Однако без своевременной помощи и поддержки такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями. Кроме лечения ему необходимо доброе, спокойное и последовательное отношение. Поведение поддается исправлению, если следовать конкретным рекомендациям, как себя вести с таким ребенком (см. консультацию для родителей). Однако процесс этот длительный и требует больших усилий и огромного терпения.

    Таким образом, прежде чем наказывать своего ребенка за «плохое поведение», следует выяснить, в чем кроется причина такого поведения, и тогда уже, в зависимости от причины, действовать дальше. Может, следует начать с себя, проанализировать свое отношение к нему.

2. Как по-настоящему любить подростка?

Нашим детям необходимы любовь и тепло домашнего очага. А умеем ли мы любить своих детей? Любить ведь можно по-разному. Можно любить только тогда, когда они послушны и радуют своим поведением. Это обусловленная любовь. Будешь вести себя хорошо - буду тебя любить!

 Можно любить безусловной, безоговорочной любовью:

- Я люблю тебя всегда, что бы ты ни натворил. Я очень люблю тебя, ты хороший. А вот поступок твой плох. Дети все очень тонко чувствуют, они чувствуют фальшь и любовь, радость и равнодушие родителей. И в глазах, и в поведении ребенка всегда стоит вопрос: - Вы меня любите? На этот вопрос он должен получать ответ как можно чаще. Как же можно родителям ответить на этот вопрос?

  •  Можно и нужно показывать свою любовь глазами. Часто ли мы смотрим своему ребенку в глаза с любовью, вниманием, нежностью, заботой? Чем чаще мы будем это делать, тем счастливей он будет, он будет наполнен вашей любовью, тем личностным вниманием, которое требуется ежедневно.
  •  Ответить на вечный вопрос своего ребенка «Вы меня любите?» надо еще и физическим контактом. Маленьких детей мы ласкаем часто. А часто ли мы обнимаем и целуем детей постарше? «Эти телячьи нежности не для мальчишек» - скажут родители мальчиков. Как раз таки нет! Мальчику-подростку так же, как и девочке, нужно, чтобы его гладили, обнимали, целовали. Это физическое проявление любви является решающим в эмоциональном развитии подростка. С возрастом возня, борьба, шутливые драки постепенно заменяют для мальчиков «телячьи нежности», но потребность именно в нежности всегда сохраняется.

Детям необходимы наши любовь и нежность, когда они больны, травмированы. Иногда родители замечают, что дети хитрят, симулируют: «Что-то голова заболела…». Им важно, чтобы мама обняла их, прикоснулась ко лбу, поцеловала. Детям необходимо увидеть  проявление родительской любви, когда ему трудно, плохо, тяжело на душе из-за плохого поступка, который он совершил. И если вместо наказания родитель приласкает ребенка, обнимет, поможет разобраться во всем, то такие минуты он запоминает на всю жизнь. Если подросток совершил проступок и искренне в этом раскаивается, мучается угрызениями совести, то наказание заглушит чувство вины, вызовет гнев, обиду, злость. Так что  если вы сделали ошибку и наказали его как раз тогда, когда ему мучительно необходима ваша привязанность, душа его глубоко ранена. В такие минуты он чувствует, что он вообще плохой человек. А вы ему это еще подтверждаете. Чем чаще родители за проступки используют  нагоняи, придирки, ворчание, крики, тем меньше это действует на подростка. Сначала они этого боятся, затем привыкают и становятся равнодушными, в какую бы гневную истерику мама не впала. Если  к тому же будут и побои, то ни к чему, кроме озлобления, ненависти и неуправляемости это не приведет. Что же должны делать родители, если подросток совершил плохой проступок, но искренне раскаивается? В такие минуты мы должны учиться прощать. При этом ребенок чувствует, что происходит с человеком, которого прощают, иначе его замучит чувство вины. Простите его, если он переживает! Это дает возможность понять вашему ребенку, что вы его любите, несмотря ни на что.

3. Приемы родительского воздействия

  1. Подкрепление

Поощряя за хорошие поступки и наказывая за плохие, мы вырабатываем у детей определенную систему поведения: если я буду себя хорошо вести, то меня не будут наказывать… Здесь очень важно единство требований, наказаний и поощрений. Плохо, если папа наказывает, а мама или бабушка тут же защищают и снимают это наказание. Подросток при этом понимает, что родителями можно манипулировать. Очень часто встречается в практике такая ситуация, когда мама скрывает от отца проступки ребенка, при случае угрожая ему «все рассказать папе». Это ложная жалость служит плохую службу в воспитании детей, которые становятся лицемерными, трусливыми, искусно  лавируют между родителей.

  1. Идентификация

Практически всегда, с малых лет, ребенок подражает своим родителям, старается быть похожими на них, идентифицирует себя с ними. Часто стиль взаимоотношений он переносит и на свою семью.

  1. Понимание, выражение любви

Хорошо зная внутренний мир и возрастные особенности своего ребенка, понимая его проблемы, мы воспитываем его как личность, уверенную в том, что его любят. Это и есть демократический стиль взаимоотношений в семье.

    К сожалению, проблемные дети часто встречаются в семьях с авторитарным стилем взаимоотношений. В чем кроются его причины?

  • такова традиция
  • характер семейных отношений тесно связан с характером общественных отношений.
  • Родители бессознательно вымещают на своих детях служебные неприятности, раздражение, злость.
  • Убежденность, что лучший способ разрешения конфликта – это сила ( кулаком по столу – и точка).

Но если с маленькими детьми это проходит, то с подростками, которые стремятся к самостоятельности и самоутверждаются, начинается война.

    Другая крайность – избыток материнской ласки, гиперопека раздражает, вызывает чувство зависимости, боязнь показаться «маменькиным сынком».

        Больше всего подростки хотели бы видеть в родителях друзей, советчиков (но без нотаций). Они остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

  1. Наказания

На консультировании родителей часто приходится спрашивать: «Вы наказываете своего ребенка?». И в ответ почти всегда слышишь: «Я его редко бью (никогда не бью)…». Но ведь наказание это не значит битье. Наказание может быть самым разным. Прежде чем наказывать ребенка, родителям следует знать и четко соблюдать принципы. Если этого не будет, наказание принесет не пользу, а вред.

    Принципы использования наказания:

  • Единство родителей, бабушек и дедушек.
  • Наказание должно исходить из поступка, соответствовать ему, быть справедливым.
  • Нельзя менять решения, если нет смягчающих обстоятельств. Нужно быть последовательным до конца.
  • Если наказание было напрасным родители должны иметь мужество извиниться перед ребенком.
  • Наказание должно соответствовать возрасту.
  • Наказывая ребенка, необходимо быть твердым, но без злости, грубости, криков, не унижать при этом его достоинство.

Что могут использовать родители в качестве наказания?

  • лишение сладостей
  • лишение просмотра телепередач
  • лишение игр на компьютере
  • ограничение подвижности на некоторое время
  • наказание трудом (сломал – почини)
  • не взять с собой в гости, в поездку
  • помолчать, игнорируя ребенка
  • дать понять, что очень расстроены его поступком

Итак, подросток понес наказание, не унижающее его достоинство и зная, что наказали его родители любя и за дело. Только тогда наказание будет результативным.

Используемая литература:

1. Еще раз про «плохое» поведение. С.Кривцова. «Школьный психолог»№ 5-98

2. Как на самом деле любить детей. Р. Кемпбелл. Москва, Знание, 1992

3. Как понять подростка. Н.Рождественская. Москва. Роспедагенство, 1995

4.Как пережить опасный возраст ваших детей? Ш.Дейноу. Мирт. Москва.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийский урок «Время доверять!»

Слайд 2

В сентябре 2010 года Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации при поддержке государства был введен единый общероссийский номер детского телефона доверия – 8-800-2000-122 История создания

Слайд 3

История создания При звонке на номер 8-800-200-122 из любого населенного пункта с любого телефона дети, подростки и их родители могут получить экстренную психологическую помощь

Слайд 4

Работа телефона доверия направлена на разрешение тяжелых эмоциональных переживаний детей и подростков защиту их прав

Слайд 5

Принципы работы Детского телефона доверия

Слайд 6

Принципы работы Детского телефона доверия

Слайд 7

Статистика За 5 лет работы единого номера Детского телефона доверия было получено более 5 миллионов звонков. Это значит, что миллионы людей доверились специалистам службы и получили поддержку!

Слайд 8

Ты можешь позвонить на телефон доверия если : Возникли сложности в отношениях в семье Тяжело переживаешь ссору с другом/подругой Возникли проблемы в школе Тебе страшно Чувствуешь себя одиноким Не знаешь, как поступить в сложной ситуации Переживаешь расставание По этим и многим другим вопросам ты всегда можешь звонить на Детский телефон доверия!

Слайд 9

Где можно получить информацию о Детском телефоне доверия : Открытая группа ВКонтакте и Facebook «Я доверяю» Сайт www.yadoveray.ru и www.Ya-roditel.ru