Методическая копилка

Лебедева Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе.

«Судьба человека» – воплощение трагической судьбы   русского народа

в годы Великой Отечественной войны

 (Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Цели:

  1. Учить анализировать художественное произведение,  работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание
  2. Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.
  3. Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: познакомить с  рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся,  отрабатывать навыки выразительного чтения.  монологического и диалогического высказывания.
  2. Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
  3. Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие   умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.
  4. Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование: презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу  «Судьба человека», таблицы с опорными словами, рисунки учащихся.

ХОД УРОКА:

(На интерактивной доске фотография М.А. Шолохова и Андрея Соколова - героя его рассказа «Судьба человека»)

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.

Была война,

Прошла война, но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Выразительное чтение стихотворения «Варварство».

  Слово учителя:

 На сегодняшнем  уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", -  так писала одна английская газета.

Эпиграф

…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое

                 важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким

                                                         богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо

                                          тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев

Слово учителя: Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

На экране демонстрируется презентация «История создания рассказа».

М. Шолохов говорил: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье. И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.
-Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

-Давайте обратимся к содержанию рассказа
- В чем своеобразие композиции рассказа?

(Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова.)

-Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?

(Исчезли бы острота, эмоциональность событий, герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам. Это видно и в интонациях, и в тех словах, которые он использует. Это исповедь героя.

Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем свое присутствие рядом с героем.)

- На какие части можно условно разделить рассказ героя?

(на три части: 1.Довоенная жизнь. 2.Война. 3.Первые послевоенные месяцы.)

-Чтобы понять авторскую концепцию человека,  еще раз обратимся к центральным эпизодам рассказа.

- В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

 ( « Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке») –с.365  

-В чём же видит Андрей Соколов счастье?

(Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

  - Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

( У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

2-ой этап в жизни героя

Плен. Исторический комментарий.

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."

- Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.
- Как Соколов попал в плен? (текст)
- Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)
- В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.
Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Плен. Эпизод в церкви.

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. (См. Таблицу)

Мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Герой

                                Поведение

Солдат-христианин

Погибает, но не отступает от своих убеждений.  Но он невольно становится виновником гибели               четырех человек        

Крыжнев

Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней

Противопоставление свое        

Взводный

Безропотно ожидает своей участи        

Доктор

«…в плену и потемках свое великое дело делал»

 - Какая позиция ближе всего Соколову?

( Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления  своей жизни чужим герой не приемлет)

- Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

- Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом:

- В чём символическое значение этого эпизода? (тест) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)
- А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

- Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Меняется ли отношение фашистов к пленному?

(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

- Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

 (Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

У М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

-Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их. 

( “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”)

-Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

- Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

(Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)

- Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...

- «Словно присыпанные пеплом» - то  есть какие, какого цвета? (серые,  цвета  пепла)

- А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

(Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

  - Таким образом, цветовая деталь помогает  понять    состояние  героя.

-Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

- Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”

 Встреча Соколова с Ванюшкой.

Анализ эпизода.

- Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

( Две сироты, жизни которых искорежены войной)

-Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)

-Каково  цветовое  значение  этого  образа?

(Здесь  имеется  в виду  ярко-голубой  цвет. Чистый,  непорочный,  неиспорченный  никакими  тяготами  жизни. Но  автору  мало  этого  определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко - жёлтым,  звёздным,  каким-то  неземным  цветом  сияют  глаза  мальчика. Обратим  внимание  на  уменьшительно-ласкательные  суффиксы (небУШКо,  ЗвёздОЧКИ):  они выдают  и  авторское  отношение)

 - Андрей  Соколов, пройдя  через  войну,  потеряв    в  эти  страшные  годы  всё,  что можно было,  совершенно  опустошённый,  встречает  Ванюшку  с  ясными,  как  небушко,  как звёздочки,  омытые  дождём,  глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

 (показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).

 - Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).

- А что такое судьба?

Словарная работа

Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

- В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

 (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

- Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)

- Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

- И последнее. Перечитайте финал рассказа.  Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?    

 Андрея Соколова ничто и никогда не утешит,  не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

Их остались лишь единицы: тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной Войне. Война не проходит бесследно. Она оставляет глубокие раны в душах и сердцах, она не обошла ни одного дома. Не стала исключением и семья Маши Винокуровой. О своем прадедушке нам расскажет Маша Винокурова.

ВЫВОД: 

Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика, не забудутся никогда. Ведь это наша история, память сердца. Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди.

Пусть будет только мир. Советские солдаты этот мир спасли.

 Люди! Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

 Домашнее задание.
Написать сочинение  «Что значит быть настоящим человеком?».



Предварительный просмотр:

Урок-игра

«Путешествие в страну басен И.А. Крылова»

Учащимся предлагается заранее разбиться на 2 команды, придумать название, выбрать и подготовиться к конкурсу «Театральный». Учащиеся самостоятельно выбирают басню Крылова и подготавливают ее инсценирование. В жюри можно пригласить родителей.

Тип урока: игра-конкурс

Цели:

  1. Развивать связную устную речь учащихся, пополнять их словарный запас.
  2. Развивать творческие, индивидуальные способности учащихся через игру, инсценировку.

3. Развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать               информацию;

4. Формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;

5. Воспитывать доброту, честность, справедливость.

Оборудование. 

  1. Презентация
  2. Карточки с пословицами (для команды)
  3. Кроссворд

Ход урока

                                                                                                                          Эпиграф

                                                          «…Его басни – книга мудрости самого народа».

                Н.В. Гоголь

ОРГ. МОМЕНТ: Здравствуйте, ребята, прошу садиться. Запишите, пожалуйста, число, тему урока и эпиграф.

Изучение нового материала: Ребята, постарайтесь дать объяснение этому эпиграфу? (Ответы учеников)  

 Действительно, благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.

Ребята на предыдущих уроках литературы мы  изучали басни Ивана Андреевича Крылова. Сегодня я предлагаю отправиться в страну его басен. Впереди вас ждет 7 станций с различными заданиями. Кто правильнее и быстрее справится, тот и победит.

Вы разделились на две команды и выбрали себе капитана. Прошу капитанов представить свою команду (капитан представляет свою команду).  

Представление жюри.

Но перед, тем как отправиться в путешествие, я предлагаю вам вспомнить определение басни и назвать ее особенности.

(Ответы учеников, за каждый правильный ответ – 1 балл)

Итак, отправляемся в путешествие.

1.КРОССВОРДНАЯ.

Ребята, первая станция «Кроссвордная. В кроссворде скрываются понятия, изученные нами на уроках. А поможет вам в этом сам Крылов. Все вопросы вы видите на слайде.

(за каждое правильно угаданное слово один бал)

(Каждая команда получает кроссворд, который нарисован на листе бумаги. На выполнение задания – 3 мин.)

2.ШАХМАТНАЯ.

Прочесть мораль одной известной басни вам поможет шахматный конь. Начинайте из левого нижнего угла.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет – «Лебедь, щука и рак».

(за мораль – 3 балла, за название басни еще 2)

3.ПОТЕРЯВШИЕСЯ.

А здесь находятся предметы, которые потерялись из своих басен. Давайте поможем им вернуться домой.

4.ТЕАТРАЛЬНАЯ.

Я предлагала вам приготовить дома инсценирование басни (максимальное количество балов – 5)

- Что высмеивается в басне  «Ворона и лисица»?

(Ответы учеников: в этой басне высмеиваются лесть и тщеславие, глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной.)

- Как вы понимаете мораль басни «Мышь и крыса»? (за ответ по 1 баллу)

5.КАРТИННАЯ.

Для каждой команды на слайде появятся по две картины, на сюжет известных вам басен. Вы должны сказать их название, а если вы вспомните мораль из басни, то вам будут дополнительные балы.

(за название -1, за мораль – 2)

6.ФОЛЬКЛОРНАЯ.

Задание: подберите пословицу к басне  (пословицы перечисляются на слайде, а учащиеся должны распределить их за 3 мин.)

 «Слон и моська»

  1. Скромность всякому к лицу.
  2. Не в свои сани не садись.
  3. Собака лает, а владыка едет.
  4. Как не дуйся лягушка, а до вола далеко.

«Стрекоза и муравей»

  1. Много поту, да мало толку.
  2. Маленькое дело, лучше любого безделья.
  3. Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
  4. Праздники помнит, а будни забывает.

(за каждый правильный ответ – 1)

7.ПОИСКОВАЯ.

Из каких басен взяты эти строки?

а) Да только воз и ныне там.

("Лебедь, Щука и Рак".)

б) Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

 Прокорми и обогрей!

("Стрекоза и Муравей".)

в) А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

("Квартет".)

г)  Вертит очками так и сяк:

То к темю их прижмёт,

 То их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

("Мартышка и очки".)

д)Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею…

("Свинья под дубом")

Кто из героев басен И. А. Крылова:

1.Сидит, прижавшись в угол задом?

2.Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться?

3.Ударили в смычки, дерут, а толку нет?

Ответы:

  1. Волк из басни "Волк па псарне".
  2. Моська из басни "Слон и Моська".
  3. Мартышка, Осел, Козел и Мишка из басни "Квартет".

На всякий случай: что такое «эзопов язык»? Подберите синонимы к этому термину. (иносказание, речь, наполненная ироническими намеками. Синонимы: иносказание, аллегория)

_______________________________________________________________

Слово учителя: И. А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. (слайд с памятником)

ВЫВОД: Ребята, ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Ребята, сегодня на уроке вы хорошо, правильно отвечали на вопросы, отгадывали басни, показали инсценированные представления. Но какова же мораль нашего занятия? Какую мораль вы можете применить к вашему классу?(Ответы учеников и слайды 5а класса)

Слово учителя: Чему учат басни Крылова?

Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Мы не прощаемся с Крыловым. В 6-м и 8-м классе вы встретитесь с ним вновь,  и тогда беседу можно продолжить, дополнив его новыми произведениями баснописца.

Домашнее задание:  Чему научили меня басни Крылова? (сочинение)



Предварительный просмотр:

Игра «Справочное бюро»

Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учатся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её.

•   Словарный диктант

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.

•   Диктант - шутка

Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.

* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал

чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу.

Вдруг раздался шорох.   Это у обжоры лопнул  шов на шортах.  Все, конечно, были шокированы происшедшим.

•   Диктант-«молчанка»

Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока, полсливы и т. д.

 

•   Лингвистический футбол

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

•   Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант

Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.

Детям даётся установка:

- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)

2)   В   предложении   Скоро   будет  лето   в   грамматической   основе   нет сказуемого. (Нет.)

3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. (Да.)

4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)

5)Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)

6) И — это схема сложносочиненного предложения с союзом. (Нет.)

 

 •   Умный редактор

Исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, откуда, когда. Исправленные предложения записать, расставляя знаки препинания.

Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. - Город, где я родился...

1.Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инженера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

- Объяснить и исправить ошибки в построении предложений. Предложения записать в исправленном виде. 1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4.Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом, 7.Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через начиналась смена.



Предварительный просмотр:

V ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ГОРЬКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Методическая разработка урока по литературе

(8 класс)

Мировоззренческий аспект изучения

рассказа М. Горького «Песня о Соколе»

        

Выполнила:

Татьяна Николаевна Лебедева,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея №3 г. Кулебаки

г. Кулебаки, 2016г.

Мировоззренческий аспект изучения рассказа М.Горького «Песня о Соколе»

    Цель: помочь определить,  в чем смысл человеческой жизни.

Задачи:

- учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;

- учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе.

- выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.

Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?

Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М .Горький «Часы»)

Оборудование: портрет  М. Горького, презентация.

Тип урока   урок – исследование

Приемы:      
1) выразительное чтение;
2) работа с текстом;
3) письменная работа (схематизация, запись определений художественных средств)

                                                           Ход урока

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация класса

Приветствие учащихся.

 

Приветствие учителя

2

Эмоциональное вступление

         Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание и  скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»

 

 – Скажите, пожалуйста, что мы сегодня будем делать?

 Совершенно верно, мы будем спорить, размышлять.

Обучающиеся высказывают свое понимание цитаты Дж. Лессинга

3

Работа над  произведением М. Горького «Песня о Соколе»

Устное задание

Работа над произведением

Работа с таблицей

Анализ произведения.

Вопросы для учащихся.

Работа над проблемным вопросом

Выразительное чтение «Песни» учителем.

- Кто рассказывает «песню»?

- Присутствует ли автор в «песне»?

- Какие части можно выделить?

- Что объединяет начало и конец произведения?

- Что кажется необыкновенным в описании природы?

Этот прием называется олицетворением. При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы.

- хороший знакомый героя, чабан Рагим;

- автор выступает как собеседник Рагима в начале и в конце произведения;

- вступление, песня, заключение

- пейзаж

- природа одухотворена

Найдите в тексте олицетворения и эпитеты

Море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают и др. + мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др.

Обратимся к толковому словарю и поработаем над лексическим значением слов мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, философия, прагматизм, практицизм, романтизм.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради, обращаясь к толковому словарю.

- Сколько частей в рассказе отведено песне, которую рассказывает Рагим?

- Кому из действующих лиц песни (Ужу или Соколу) отведено больше повествования? Почему?

- Что отражается в позиции Сокола и Ужа: мировоззрение, мироощущение, мировосприятие? Докажите свою точку зрения.

- Каково мироощущение Сокола?

- Каково мироощущение Ужа?

Можно ли противопоставить этих героев? Почему?

Дать определение антитезы – частого приема в произведениях Горького, в русском языке сравнить с понятием антоним, записать определение в тетрадь.

– Давайте сделаем вывод, в чем же может быть смысл жизни.  

Вывод учителя: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы.

         Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели себя как ужи, возможно, мы жили бы совсем по другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц.

 Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас.

 Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться.

Работая над вопросами, учащиеся отмечают, что песня, рассказанная Рагимом, делится на 2 части. Ужу в ней уделяется больше внимания, несмотря на то, что произведение называется «Песня о Соколе». В 1 части сопоставляются мироощущения Сокола и Ужа. Вторая часть содержит выводы, которые делает Уж после гибели Сокола и после попытки взлететь (цитируют). М. Горький    показал два человеческих типа с разным отношением к окружающей действительности (мироощущение).

Свои наблюдения учащиеся заносят в таблицу.

Особое внимание учащиеся обращают на слова-характеристики Сокола («в бессильном гневе», «храбро бился», «смелый», «свободной птице», «гордо крикнув») и Ужа («свернувшись в узел», «испугался», «отполз проворно).

В образе Сокола М. Горький показал романтика, стремящегося к идеализации действительности, не принимающего жизненной позиции Ужа. Сам Уж практик с долей прагматизма, который попытался понять стремление Сокола к небу, свободе, но в силу ограниченности мировосприятия так и не смог ощутить всю прелесть полета.

У них несовместимые представления о правде жизни – на этом и строится диалог между Ужом и Соколом

Записывают определение в тетрадь.

Ответы обучающихся.

4.

Схематизация

-Ребята, вам необходимо зарисовать схему, в которой бы отразилась философия Сокола и Ужа как двух человеческих типов. Прокомментируйте схему.

Учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа рисует свою схему в тетрадях, затем на доске. Учащиеся выстраивают схему, в которой отражается философия Сокола и Ужа как двух человеческих типов.

Примерная схема

Море = Жизнь = Рагим

Философия

        Сокола        и          Ужа

мироощущение

        романтик        практик с долей

        прагматизма

        абстрактное мышление        молодой человек                

                                                                                                                     конкретное мышление                                                                                                                                                                        

Примерный ответ: море в данной схеме ассоциируется с жизнью. Рагим как рассказчик вынесен за пределы схемы, потому что жизнь им уже прожита, он человек мудрый и умеет находить золотую середину. Каждый человек должен найти свое место в жизни, право выбора остается за человеком, но, несмотря ни на что, люди должны научиться понимать друг друга

Комментарий: учащиеся сами придумывают схемы, комментируя их. Учитель при этом лишь направляет  и при помощи вопросов выясняет, что лежало в основе деятельности учеников при выполнении задания.  Он берет найденные самими детьми варианты ответов и превращает их в предмет целенаправленной работы.

5.

Рефлексия

Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?» (Ответы на стикерах)

Обучающиеся записывают  ответы на стикерах.

6.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос «Можно ли считать «Песню о Соколе» актуальным»?
( Т.е. важен ли вопрос о смысле жизни в наше время? Какие люди живут как Сокол, а какие – как Уж? Встречали ли вы в своей жизни людей, похожих на этих персонажей?)

Обучающиеся записывают задание.

        

Список литературы

  1. Торопчина Л. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…»– О творчестве М.Горького, о героях его произведений. // Литература. – 2008. - №14. – с. 11 – 14.
  2. Николаев Д. Максим Горький (1868 – 1936): к 140 – летию со дня рождения // У книжной полки. – 2008. - №1. – с. 26 – 27        
  3. Горький М. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Сказки об Италии. – Архангельск: Северо-Зап. Кн. изд-во, 1973. – 143с.

Интернет-ресурсы

  1. Сайт «Завуч. Инфо»  http://www.zavuch.info/methodlib/159/90683/ 
  2. Шаблон презентации. http://pedsovet.su/load/321 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны Урок литературы в 9 классе Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»

Слайд 2

…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. Б. Васильев

Слайд 3

В чем своеобразие композиции рассказа? Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором? На какие части можно условно разделить рассказ героя? В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом. Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

Слайд 4

Анализ эпизода По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви? С какими людьми А. Соколов сталкивается в этом эпизоде?

Слайд 5

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене? Какая позиция ближе всего Соколову?

Слайд 6

Поединок Андрея Соколова с Мюллером В каком физическом состоянии находится герой? Кто побеждает в моральном поединке двух врагов? Меняется ли отношение фашистов к пленному? Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

Слайд 7

Отрывок из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой.

Слайд 8

Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

Слайд 9

Словарная работа Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь ; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова). В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? Чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе?

Слайд 10

Домашнее задание Написать сочинение на тему: «Что значит быть настоящим человеком?» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)


Предварительный просмотр: