Региональный компонент


Предварительный просмотр:

            ГКОУ «Кабанская специальная (коррекционная)                                 общеобразовательная школа-интернат - 8 вида»

     

        Конспект занятия

      «Моя малая родина».

                 6 класс

                                                                                 

                                                                           

                                                                                     

                                                                               Воспитатель: Ананьева Т. И.

                               

                                       п. Селенгинск

                                               2015г              

  Цель занятия: формирование  познавательного интереса к родному краю.

   Задачи: 

 Образовательные: Способствовать расширению знаний учащихся о родном крае.

Развивать познавательные способности детей. 

Коррекционные: Корригировать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в классификации, обобщении.

Развивать логическое мышление, концентрацию внимания, зрительное, слуховое восприятие на основе упражнений на внимание, умение работать в группах, самостоятельно.

 Воспитательные: Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Прививать интерес, любовь к природе родного края, желание беречь  и охранять ее.

 Форма проведения: игра - викторина.

  Оборудование: мультимедийный  проектор, презентация «Моя малая родина» .Картинки с изображением смайликов, музыкальное сопровождение, буквы для «Анаграммы», названия рыб для игры, картинки для игры «Чудо- юдо», цветные полоски для флага, картинки с изображением белки и лисы, ягода, картинки для разделения на команды.

  Словарная работа: малая Родина.

Ход занятия:

 I. Вводная часть:

   Организационный момент:

-Добрый день, дорогие ребята и добрый день гости нашего мероприятия. Ребята, пожалуйста,  поприветствуйте наших гостей.  (Слайд 2).

«Улыбка»

  Посмотрите, вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбнитесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте еще улыбнуться. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек. Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

 Что мы Родиной зовем? 

 Дом, в котором мы живем, (Слайд 3)

 И березки,  вдоль которых (Слайд 4)

 По дороге мы идем.

Что мы Родиной зовем?

 Солнце в небе голубом, (Слайд 5)

И душистый золотистый

 Хлеб за праздничным столом.  (Слайд 6)

Что мы Родиной зовем?

  Край, где мы с тобой живем!  (Слайд 7-9)

  Эти слова дороги каждому человеку не зависимо от возраста. Для многих из нас отчим домом стала эта бурятская земля, здесь мы родились, здесь мы живем, здесь мы учимся. Это место называется малой Родиной. Наша с вами малая Родина - республика Бурятия, это -  наш Кабанский район.

Итак, мы начинаем нашу викторину « Моя малая Родина». (Слайд 10)

  Сегодня мы проведем викторину между двумя командами, за каждый правильный ответ вы будете получать 1 балл. Вопросы я буду задавать каждой команде по очереди, если команда не отвечает, право ответа предоставляется команде соперников. Ребята, в игре нужно соблюдать правило: нельзя выкрикивать. В викторине будет несколько конкурсов. После окончания каждого конкурса жюри будет объявлять результаты. В конце игры подведет итоги. А сейчас, выходите, определимся с составом команд. Выбирайте себе каждый  картинку, собирайтесь вместе в команду выберите капитана и обсудите название команды, связанное с родным краем.

Участвуют команды (названия команд).

  Оценивать ваши ответы будут наши гости.

  Состав жюри:    

  И так начинаем с общих вопросов о малой Родине.   (Слайд 11)

  II. Основная часть:

  1.Конкурс: О Бурятии.

Цель: Актуализация знаний о Бурятии.

1.Как называется наша республика?  (Бурятия)

2.Как называется столица Республики Бурятия?  (Улан-Удэ)

3.Назовите коренных жителей Бурятии?  (буряты)

Ребята, вы знаете, что каждая страна, каждая республика имеет свои государственные символы.

4. Какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн) (Слайд 12)

5.Из каких цветных полосок состоит флаг Бурятии? Правильно, я вам раздаю разные полосы, вы выбирайте нужные и составляйте в правильной последовательности флаг, затем объясните значение каждого цвета на флаге Бурятии. После выполнения проверьте. (Слайд 13)

6. Назовите традиционное жилище бурят? (юрта)

7.Народный бурятский танец-хоровод? (ехор)

8. Какой заказник расположен в нашем районе?  (Кабанский)

9. Назовите бурятские блюда? (позы, саламат)

10.Какой пищей угощают в праздники? (белой пищей)

11.Как называются священные храмы бурят? (дацан)

12. Назовите государственные заповедники, расположенные на территории Бурятии? (Байкальский биосферный заповедник)

13. Какие народные бурятские праздники вы знаете? (Сагаалган, Сурхарбан)

14.Как называется длинный шарф,  символ гостеприимства? (хадаг)

15.Назовите названия годов восточного календаря. (Мышь, ……….Кабан).

Все отгаданные вами животные объединяются в календарь. Он называется восточный календарь. (Слайд14)
  В восточном календаре все животные расположены в определенном порядке. Закончился год Лошади и наступил по восточному календарю год Овцы.

  Подведем итоги первого конкурса игры – викторины «Моя малая Родина». Слово членам жюри.

  Ребята, а без чего мы не сможем представить нашу малую Родину? Что является жемчужиной нашего края? Конечно, это озеро Байкал.   (Слайд 15)

Следующий конкурс посвящен озеру Байкал и его обитателям.

  2.Конкурс: Байкал и его обитатели.

Цель: Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в отгадывании.

1.Как называется наш край? (Сибирь)

2. Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)

3.Что означает слово «Байкал»? (Богатое озеро)

4.Какая река не впадает в Байкал? (Ангара)

5.Как называется самая большая река, впадающая в Байкал? (Селенга)

6.Самый большой остров Байкала? (Ольхон)

7.Какие самые древние организмы обитают в озере? (губки)   (слайд 16)

8.Как называется детеныш нерпы? (белек)  (Слайд 17)

9.В Бурятии очень много озер и рек. Сколько рек впадает в оз. Байкал? (336 рек)

10.Назовите ветры Байкала? (Баргузин, Култук, Сарма)

11.Как называется единственный в мире вид тюленя, который живёт в пресных водах Байкала? (нерпа)  (Слайд 18)

12.Как называется полупрозрачная рыба, чье тело состоит из 35 % жира, встречается только на Байкале? (голомянка) (Слайд 19)

13.Назовите живородящую рыбку Байкала? (голомянка)

14.Единственная дочь Байкала? (Ангара)

15.Самая многочисленная рыба Байкала? (голомянка)

16.Как называется животное, ластоногий символ Байкала? (нерпа)

17.Рыба, которой славится Байкал? (омуль)  (Слайд 20)

18.Какая рыба занесена в Красную книгу? (осетр)  (Слайд 21)

19.Какие экологические проблемы на Байкале ты знаешь? (Дикий отдых, хищный вылов рыбы, отстрел нерпы, загрязнение.)

   Подведение итогов конкурса. Слово членам жюри.

   3.Конкурс: «Анаграмма» (Слайд 22)

Цель: Коррекция зрительного восприятия.

  - Ребята, отгадайте, названия каких рыб здесь записаны? Какие из них обитают в озере Байкале? Кто выполнит,  поднимите руки.
МЬЛОУ (омуль), ТСЁРО (осётр), АИРУХС (хариус), МНЬТАЕЙ (таймень), АУАКЛ (акула).

Видео физминутка « Весна»

Цель: Снятие статического напряжения, повышение работоспособности, снижение утомляемости воспитанников.

 

4.Конкурс: «Ловись рыбка» (Слайд 23)

Цель: Закрепление знаний.

  -На карточках написаны названия рыб, отобрать карточки с рыбами Байкала.

В Байкале обитают 52 вида рыб, среди них омуль - небольшая рыбка, живущая только здесь. На каменистых берегах можно увидеть лёжки байкальской нерпы - типично морского и единственного млекопитающего, которое обитает в озере.

   5.Конкурс: «Чудо - юдо». (Слайд 24)

Цель: Коррекция зрительного восприятия, логического мышления.

 Участникам необходимо угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке “Чудо-юдо” зверя.

Ответы на задание “Чудо-юдо” зверь:

  1. Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы
  2. Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя
  3. Голова соболя, туловище лося, крыло птицы, хвост нерпы

 Молодцы. Справились с заданиями.

  Подведем итоги этих трех конкурсов. Слово жюри.

   6. Конкурс капитанов: «Назови правильно».  (Слайд 25)

Цель: Определить ягоды по внешнему виду и по вкусу.

Ребята, прибайкальская земля богата ягодами. Посмотрите и определите ягоды по внешнему виду и вкусу.

   7. Конкурс: «Выбери правильный ответ». (Слайд 26-35)

Цель:  Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в классификации.

 Ребята, внимательно посмотрите, подумайте и выберите правильный ответ.

   

8. Конкурс: «Угадай кто это?» (Животный мир вокруг нас)

 Цель: Коррекция слухового восприятия на основе упражнения на внимание.

- У меня  в руках рисунки, на которых изображены животные. Капитаны команд возьмите по одному рисунку, не показывая соперникам. Ваша задача за несколько минут необходимо составить рассказ о животном, не называя его, а команда соперница должна угадать, о ком идет речь. Команда, составившая самый лучший рассказ и угадавшая животного, получает 2 балла.

    III. Заключительная часть.

  Наш разговор о малой Родине подходит к концу,  но поставить точку невозможно. Так давайте же, взявшись за руки, объединимся и скажем пожелания, заканчивая следующие предложения: (Слайд 36)

  Чтобы сохранить Байкал, нам надо….

  Я хочу……

  Я буду…..

  Рефлексия. А сейчас, покажите какое у вас настроение от занятия с помощью смайликов.  (Слайд 37) (Дети выбирают смайлики в соответствии с настроением.)

   Вот и заканчивается наша викторина. Вы показали хорошие знания о своей малой родине. Я благодарю Вас за честную и интересную игру, и нам осталось только предоставить последнее слово жюри. Но, независимо от результатов сегодняшней встречи, давайте вспомним золотое правило: главное в  викторине - не победить, а главное – в ней участвовать.

Жюри подводит итоги, ребята смотрят видео «Моя Бурятия». (Слайд 37) 

Жюри объявляет результаты викторины. Идёт награждение победителей.

  Релаксация “Улыбка” (Слайд 38)

— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя... Окружающий мир есть радость для тебя. Теперь откройте глаза и посмотрите вокруг. Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби все, что есть на Земле – это чудо! И каждый человек – тоже чудо! Спасибо всем за работу.   (Слайд 39)

   Примите призы и угощение за работу.



Предварительный просмотр:

ГКОУ «Кабанская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII  вида»

           Внеклассное мероприятие в 5 – 9 классах

       «Сагаалган»

           

Воспитатель: Ананьева Т.И

п. Селенгинск

2016 г.

    Цель:  Сохранение и развитие бурятской культуры, приобщение подрастающего поколения к традициям бурятского народа .

   Задачи:

 способствовать расширению знаний детей о родном крае, коренных народах нашей республики, традициях, обычаях, обрядах бурятского народа; 
- способствовать воспитанию в детях духовно-нравственных ценностей: толерантности, уважения к людям других национальностей 

   Ход мероприятия: 

В последнем месяце снегов   (слайд 2)

Земля еще себя не знает.

Но прежде чем сойти с холмов,

Снег на ладони тихо тает.

И то, о чем не говорю,

Цветок доскажет, запах хвои.

По лунному календарю

Приходит Новый год весною.

     -Здравствуйте дорогие ребята, «Сайнбайна»- по бурятски это означает приветствие. С праздником Вас друзья, с «Сагаалганом»! Сегодня я расскажу вам о красивом бурятском празднике, который называется  «Сагаалган».  (слайд 3) Сагаалган (Белый месяц) новогодний праздник по лунному календарю.

   (слайд 4)История Сагаалгана очень древняя. Отмечать его в феврале, на границе зимы и весны, начали в ХIII веке по приказу хана Хубилая, внука Чингиз-хана. Но было время, когда на него был наложен запрет. Поэтому бурятский народ с большим одобрением Указ Президиума Верховного Совета Бурятии от 24 января 1990 года «О придании национальному празднику «Сагаалган» статуса народного праздника».В этом году ребята праздник «Белого месяца» наступил 9 февраля. Послушайте, почему он так называется. Название праздника «Сагаалган» произошло от слова «сагаан», что означает «белый». Месяц же, в котором проходит «Сагаалган», называется «Сагаан Сар»- Белый месяц. А впрочем, зачем я вам рассказываю, давайте  лучше посмотрим мультфильм про этот праздник. ( слайд 5) (мультфильм 10 мин)

   Бурятия встречает «Сагаалган», Новый год, который приходит в наши дома по восточному календарю. Светлый и долгожданный праздник Белого месяца входит в каждый дом, его празднуют все жители нашей республики, независимо от национальности и возраста. И сегодня этот праздник пришел в нашу школу. С праздником Белого месяца!

Неба бархат снежинки кружатся, (слайд 6)

Яркий месяц и звезд серебро.

Год уходит, пора с ним прощаться,

Год Обезьяны, пусть несет нам добро!

Новый год, будь хотя б справедливым,

Чтоб его нам прожить без проблем,

Чтобы был хлебосольным, счастливым

И чтоб счастья хватило нам всем.

Пусть пылают костры, в них сгорят все проблемы, ( слайд 7)

Дым святого костра - он спасет нас от бед.

Это нужно нам всем, в этом просто нуждаемся все мы,

Это предков обычай и ему уже 1000 лет.

   А сейчас я попрошу ответить  вас на вопросы:

-Как называется наша республика?

-Столица нашей республики - город?

-Какой народ празднует этот праздник?

- Как буряты празднуют «Сагаалган»?

-Сколько длится праздник «Белого месяца»?

-Почему праздник «Белого месяца»?

-Как переводится «Сагаалган «?

-Какие блюда готовят? (слайд 8)

-Как называется шарф, на котором преподносят подарки?  (слайд 9)

- А может кто-то еще  знает, какие-то обычаи или традиции этого праздника? 

   Давным – давно буряты расселились по берегу Байкала. Занимались они животноводством, развит был рыбный и охотничий промысел. Из добытых шкур буряты строили себе жилища, которые называются ? ( слайд 10).

- Хозяйки в свободное время занимались вышиванием красивых орнаментов на одежде

 ( слайд 11)

-Назовите самое любимое национальное блюдо  бурят? ( слайд12)

 - Год какого животного наступил в этом году по восточному календарю?

      Давайте, вспомним  как называется каждый год по восточному календарю, а для этого попробуйте отгадать загадки.  (слайд 13)

• В подполье в каморке живет она в норке, серенькая маленькая. (мышь)

• Посреди двора стоит копна, спереди вилы, а сзади метла. (корова)

• Кто это полосатый на кота похожий? (тигр)

• Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. (заяц)

• Дышит пламенем тот зверь, это сказочный зверь. (дракон)

• Вьется веревка, на конце головка. (змея)

• Он ретивый, долгогривы, скачет полем, скачет нивой. (лошадь)

• Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый даже завитком рога. (Баран)

• Лучшие качели – гибкие лианы, это с колыбели знают… (обезьяны)

• Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (петух)

• Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (собака)

• Спереди пятачок, сзади крючок,

Посредине спинка, а на ней щетинка. (свинья)

   Все отгаданные вами животные объединяются в календарь. Он называется восточный календарь.( слайд 14)
    В восточном календаре все животные расположены в определенном порядке. Закончился год Овцы и наступил по восточному календарю год Обезьяны.

Я хочу сердечно от души всех поздравить  Вас с наступлением Белого месяца – праздника «Сагаалган»! Разрешите пожелать всем счастья, здоровья, мира и благополучия!

(Учащиеся читают стихи .)

   А мы хотим в знак уважения преподнести хадак  самому главному человеку на нашем мероприятии. Это один из обычаев вручение  подарка  отработанный веками. Даритель должен держать в руках хадак  голубого цвета  открытой стороной к человеку, которому преподносят, а глухой стороной к тому, кто его преподносит. Поверх хадака на ладонь правой руки или на соединение ладоней обеих рук ставит подарок.

 В день Сагаалгана все члены семьи должны встать рано, до восхода солнца 4-5 часов утра. Люди приветствуют друг друга особым образом – золгохо. (слайд 15 ) Старший по возрасту кладёт руки ладонями вниз на руки более молодому. Оба произносят благопожелания. Эти ритуалы имеют очень глубокий смысл. Обращение ладони вверх символизирует чистоту помыслов. Поддерживание за локти — уважение к старости, мудрости.

   Давайте мы сейчас встанем, выяснив, кто из нас старше, а кто младше и попробуем поприветствовать друг друга.

Лошадкой бегаю по небу, кружусь, летаю, вот, вот растаю. (Облака).

Во время «Сагаалгана» посвящают друг другу Благопожелания.  (слайд 16 )Они передаются  из поколения в поколение и имеются у бурят на все случаи жизни: к рождению ребенка, к свадьбе, к праздникам. Начинам конкурс благопожеланий. Кто скажет лучше, глубже, интереснее.

Все разучили благопожелания. Давайте мы их послушаем.

1) Каждый год пусть будет счастливым,

Каждый год пусть будет спокойным,

Пусть земля наша будет плодородна!

2) Пусть каждый человек – и стар и млад

Находят в этом году

Покой, здоровье и счастье!

3) С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили.

Дорогие ребята, и я хочу поздравить всех с праздником Белого месяца и сказать вам благопожелание:

Пусть помыслы осуществляются,    

Желанья исполняются!

Людских судеб верша круговорот,

Да осенит всех счастьем небосвод!

Сокровищница жизни и добра,

Земля, да будет на дары щедра!

Пусть в очаге пылает вековой огонь.

Зажженный женскою рукой!  

Вечер первого дня« Сагаалгана» был насыщен развлечениями. Народ собирался в одной из юрт( часто это была юрта самого уважаемого человека) Пели, слушали сказателей,  устраивали  игры. ( слайд 17)

Народная бурятская игра «Верблюжонка верблюд ловит».
Описание. Эта игра напоминает игру «Кошки-мышки», только действующие лица в ней иные - типичные животные для степных районов: верблюд, верблюжонок. Эти роли (роли водящих) распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. «Верблюжонок» становится в круг, а «верблюд» остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если «верблюду» все же удается прорваться, то он пытается схватить «верблюжонка». Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а «верблюда» снова задерживают. 
Если «верблюду» долго не удается поймать «верблюжонка», его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда «верблюжонок» пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих. 
Правила. 
«Верблюд» может прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы. 
«Верблюжонок» считается пойманным, если «верблюд» осалит его. 

Игра «Иголка, нитка, узелок» .

   Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

    Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

-Молодцы! Хорошо поиграли.

Исполнятся бурятский танец «Ехор»5класс. (слайд 18)

Этот бурятский хоровод

Взяться за руки зовет!

Если встанешь с нами в круг,

Ты не пожалеешь друг.

Хорошо ли, плохо ли топаешь ногой,

Безразлично Ехору, он у нас такой!

- А сейчас мы будем отгадывать бурятские загадки:

Интересная серьга!

Синеют от нее луга!

Сияет сонная тайга!

Сверкают речки берега!

Качают волны на бегу

Вторую желтую серьгу! (луна)

Дом имеет сто дверей,

Любит белка это дом,

Кто же проживает в нем? (орехи, шишки)

Захочу согну до земли,

А устану- отпряну,

Выйду на поляну

Потанцую на снегу

И без оглядки убегу. (ветер)

С неба падает, играет,

Звездочкой она сверкает.

Сядет на еловый сук-

Притаится, как паук. (снежинка)

Дерево растущее, имеет 12 сучьев, на этих сучьях 365 шишек.

(Шишки – дни, сучья – месяца, дерево – год)

Шелковое полотенце, не имеет предела. Мелкие кораллы не имеют отверстий (полотенце – небо, отверстия – звезды) .

Жевать есть челюсти, глотать нет глотки (ножницы)

Седой старик в веках живёт. (Байкал)

Вокруг озера девушки ёхор танцуют. (ресницы)Палочка зверя победила. (Стрела).

Самый маленький заставляет плакать самого большого. (Комар).

Отгадай-ка, поскорее, дом имеет сто дверей. Любит белка этот дом. Кто же проживают в нем? (Кедровые орешки).

Лошадкой бегаю по небу, кружусь, летаю, вот, вот растаю. (Облака).

Белый месяц красной датой

К нам в Бурятию пришел

Был почти забыт когда- то

Нынче вновь себя обрел.

Пусть обычай возродится.

Пусть почувствует народ,

Что душа его лучится,

Если праздник в нем живет!

Пусть сбудутся все пожелания в Новом году! Пусть в ваших домах царит мир и спокойствие, всегда горит огонь благополучия и достатка! Счастья вам и здоровья!

 Окурю на прощанье
Вас травою степной.
И послушаем вместе -
Наш гимн Родной
. (слайд20)
Звучит гимн республики Бурятия 

В феврале морозный ветер 
Вьюжит, воет, кружит снег 
Выплыл в небо Белый месяц- 
Его просит человек! 


Белый месяц! Белый месяц! 
Озари планету ярче, 
Чтобы радовалось сердце 
И здоровье стало крепче! 


Белый месяц! Белый месяц! 
Подари нам доброты! 
Чтобы в мире и согласье 
Лучше,крепче жили мы! 

Пусть добреют наши души, 
Навсегда уходит зло, 
Чтобы будущее наше 
Полным счастьем расцвело

Белый Месяц, Белый Месяц
Месяц долгожданный!
Сагаалган — народный праздник,
Он всегда желанный!

Гостеприимна традиция наша,
Чтобы друзьями хорошими стать,
Гостю подносится полная чаша
С лучшим напитком, аршану под стать.

В праздник Белого месяца,

Как у нас повелось,

Людям надобно встретиться,

Чтоб светлее жилось,

Чтоб убавилось горя

Чтоб тучнели стада,

Чтоб долины и взгорья

Голубели всегда…

   Гостеприимен мой народ бурятский

   И гостю – он  знаком иль не знаком

  Повсюду, где горит огонь очажный

   Он преподносит чашу с молоком.

все разучили благопожелания. Давайте мы их послушаем.

1) Каждый год пусть будет счастливым,

Каждый год пусть будет спокойным,

Пусть земля наша будет плодородна!

2) Пусть каждый человек – и стар и млад

Находят в этом году

Покой, здоровье и счастье!

3) С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили.



Предварительный просмотр:

ГКОУ «Кабанская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII  вида»

Конспект внеклассного мероприятия

«Белый месяц – Сагаалган»

           C:\Users\Ирина\Downloads\image001.jpg

           

                                                                                                                         Воспитатель: Ананьева Т.И

                                                                        п. Селенгинск

                                                  2017 г.

         Цель мероприятия: развитие познавательного интереса к традициям празднования Нового года по Лунному календарю - Сагаалгана.

Задачи  мероприятия:

 -способствовать расширению знаний детей о родном крае, коренных народах нашей республики, традициях, обычаях, обрядах бурятского народа; 
- способствовать воспитанию в детях духовно-нравственных ценностей: толерантности, уважения к людям других национальностей 

- формировать у учащихся осознание себя как личности, принадлежащей к определенной социокультурной общности людей;                  

 - воспитывать уважение к традициям другого народа;

 - развивать познавательные способности учащихся;

 - развивать навыки межличностного общения;

 - развивать психические функции учащихся: мышление, внимание, эмоции, память, речь.

-воспитать у детей толерантность как одно из основных качеств современного человека, гражданина мира.

         Ход мероприятия: 

         I. Вводная часть

Организационный момент.

         -Здравствуйте дорогие ребята, Сайнбайна - по бурятски это означает приветствие. С праздником Вас друзья, с Сагаалганом! Сегодня я расскажу вам о красивом бурятском празднике, который называется Сагаалган. Этот праздник похож на наш Новый год, еще он называется праздник Белого месяца. Слайд 2.(видео песня «Сагаалган»)

          -Сегодня я буду хозяйкой, и я рада приветствовать вас в своем «жилище», мне будет приятно рассказать вам о том, как праздновался и празднуется Новый год (Сагаалган) у бурятского народа. Слайд 3.

          Прежде чем мы начнем наше меропроятие,  давайте по древнему бурятскому обычаю осветим наше «жилище» (помещение, где будет проходить наш праздник). Слайд 4.
(В ритуальной чаше зажигается травка (богородская трава) и ею обкуривается помещение по направлению солнца).

          -Пусть уйдут плохие мысли, зависть, болезни, ссоры, пусть наш праздник пройдет хорошо! И пусть свет освещает и согревает наш дом.


 «Когда приходит Белый месяц, мы, Слайд 5.
Как предки, можжевельник воскуряем –
Очаг свой очищаем, поздравляем
Друг друга с окончанием зимы»

          II. Основная часть.

          Слайд 6.История Сагаалгана очень древняя. Отмечать его в феврале, на границе зимы и весны, начали в ХIII веке по приказу хана Хубилая, внука Чингиз-хана. Но было время, когда на него был наложен запрет. Поэтому бурятский народ принял с большим одобрением Указ Президиума Верховного Совета Бурятии от 24 января 1990 года «О придании национальному празднику «Сагаалган» статуса народного праздника». В этом году ребята праздник «Белого месяца» наступил 27 февраля. Послушайте, почему он так называется. Название праздника «Сагаалган» произошло от слова «сагаан», что означает «белый». Месяц же, в котором проходит «Сагаалган», называется «Сагаан Сар»- Белый месяц. А впрочем, зачем я вам рассказываю, давайте  лучше посмотрим мультфильм про этот праздник.  Слайд 7. (мультфильм 10 мин)

         Слайд 8. Вот и наступил Новый год по Восточному или лунному календарю. Поэтому календарю каждый год проходит под знаком какого-нибудь животного, 12 животных образуют магический круг в 12 лет. И человек, рожденный в определенном году, получает ряд врожденных свойств, в зависимости от которых и складывается его судьба.

         Февраль у скотоводов бурят  – это время массового приема приплода у скота, время изобилия молочной пищи. Молочный продукт (саган эдеэн) – это основная пища скотоводов. Когда гостю предлагают отведать её, то буряты говорят: «Сагаалгаты». Возможно, отсюда происходит название «сагаалган». «Сагаалган» - буквально означает «отведать белое кушанье».

          Слайд 9. В праздновании Сагаалгана выделялись три основные фазы: канун, первый день Сагаалгана, остальные дни праздника.

         Люди спешили, прежде всего, рассчитаться с долгами, важно было помириться с тем, с кем случился разлад или ссора. Еще за месяц наводили порядок в доме и ограде, выгребали весь мусор, затем проводили обряд очищения – окуривали всех членов семьи и имевшиеся строения. А в дацанах в самый канун Нового года проводится молебен о здравии и благополучии собравшихся верующих. Слайд 10 -11. 

          К вечеру совершается ритуальное представление –   обряд «Дугжууба», во время которого проводится специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого, для того, чтобы в новом году человек имел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие. Накануне праздника, люди обтирались кусочком теста, затем лепили из него фигурку человечка, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды. Люди приносили эти фигурки в будущий костёр. После молебна лама зажигал костер, а люди просили, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Разжигание костра – обязательный ритуал «Дугжууба».

          В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может продолжаться до конца месяца.

         - Как мы встречаем Сагаалган? Какие обычаи существуют при встрече Нового года? После выслушивание ответов ребят дается комментарий. Слайд 12.

Гостеприимен мой народ бурятский,

И гостю он знаком иль не знаком.

Повсюду, где горит огонь очажный,

Он преподносит чашу с молоком.

Дорогим гостям по случаю Нового года,

Собравшимся здесь.

Дорогим коллегам, родителям, малым детям.

По народному обычаю, по светлой традиции

Подносим мы хадак,

Степных просторов белую пищу

Просим отведать вас.

Мира и счастья во всём утверждайте, здоровья вам всем.

          (Приветствие  гостей  хадаком с пиалой, наполненной молоком.) Слайд 13.

          Сейчас мы с вами познакомимся с обычаями и традициями угощения в праздник Белого месяца. В эти дни для гостей заранее готовятся угощения, подарки. Слайд 14.

 Из угощения в первую очередь предлагают зеленый чай с молоком. На столы выставляются молочные продукты: урмэ (пенки), уураг (молозиво, тарак), ряженка, саламат (сметанная каша). Пока гости пьют чай, угощаются молочной пищей, на стол подается бухэлер (вареное мясо) в большой чашке, затем гостей обильно потчуют позами (бууза). Сопровождается Сагаалган веселыми играми молодежи. Гости и хозяева обмениваются подарками. Детей угощают сладостями, одаривают игрушками, подарками

          Слайд15. В день Сагаалгана необходимо поздравить своих родственников: родителей, бабушек, дедушек и преподнести им подарки. Люди в этот праздник приветствуют друг друга особым образом - золгохо. Старший по возрасту кладет руки ладонями вниз на руки более молодого. Оба произносят благопожелания. Это означает, что старшие могут опереться на молодежь, найдут уважение и поддержку с их стороны.

          Давайте мы сейчас встанем, выяснив, кто из нас старше, а кто младше и попробуем поприветствовать друг друга.

          В дни Сагаалгана чрезвычайно порицались всем населением драки, ссоры. Между всеми людьми поддерживались добрые отношения. Это имело большое воспитательное значение и превращало Сагаалган в необыкновенный праздник - праздник очищения от скверны, плохих намерений и поступков, в праздник примирения, прощения обид. Грехом считается в эти дни ругаться, сквернословить и драться.
         - Если среди участников нашего праздника есть люди, которые находятся в ссоре, у них есть возможность подать друг другу руки, помириться и простить взаимные обиды.

С доброй традицией Сагаалгана созвучны слова из песни Булата Окуджавы:


«Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви прекрасные моменты.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова,
Давайте жить, во всем друг, другу потакая,-
Тем более, что жизнь короткая такая».
Слайд16.

          -Дорогие ребята, и я хочу поздравить всех с праздником Белого месяца и сказать вам благопожелание:

Пусть помыслы осуществляются,    

Желанья исполняются!

Людских судеб верша круговорот,

Да осенит всех счастьем небосвод!

Сокровищница жизни и добра,

Земля, да будет на дары щедра!

Пусть в очаге пылает вековой огонь.

Зажженный женскою рукой!

          Дети говорят благопожелания.

1.Каждый год будет счастливым,

   Каждый год  пусть будет спокойным.

2. Пусть земля наша будет плодородная.

3. Пусть каждый человек и стар и млад,

    Находят в этом году - покой, здоровье, счастье.           

4. Каждый год пусть будет счастливым,

Каждый год пусть будет спокойным,

Пусть земля наша будет плодородна!

5. Пусть каждый человек – и стар и млад

Находят в этом году

Покой, здоровье и счастье!

6.С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили. Слайд17

          - Будем соблюдать, и помнить  благопожелания: «Пусть в каждом доме пребудут пять видов счастья: Долголетие, Счастье, Плодовитость, Почёт, Богатство».

          -Ребята у меня в руках Священный Будда – Хаттей. Он считается одним из самых известных богов счастья и богатства. Хаттей исполняет все заветные желания благополучия, веселья и общения. Для исполнения желания необходимо взять его в руки и потереть ему животик, загадав при этом заветное желание.

          Занимательная страница. Слайд 18.

         - А молодёжь и дети собирались в большие группы и устраивали игры, развлекались загадками. Некоторые бурятские загадки очень своеобразные, а какие – то из них схожи с загадками других народов. Попробуем отгадать несколько.

1.Белое одеяло степь покрывало (снег).

2.Без рук, без ног, а дверь открывает (ветер).

3.Четыре братца под одной шапкой стоят (стол или стул).

4.Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. ( речка)

5.Горшочек умён – семь дырочек в нём (голова).

6.Этот дом переносной

В стороне стоит степной.

Тёплым войлоком он крыт,

А внутри очаг горит.

Крыша вверх уходит круто

Это войлочная … (юрта).

7.Интересная серьга!

Синеют от нее луга!

Сияет сонная тайга!

Сверкают речки берега!

Качают волны на бегу

Вторую желтую серьгу! (луна)

8.Дом имеет сто дверей,

Любит белка это дом,

Кто же проживает в нем? (орехи, шишки)

9.Захочу,  согну до земли,

А устану - отпряну,

Выйду на поляну

Потанцую на снегу

И без оглядки убегу.  ( ветер)

10.С неба падает, играет,

Звездочкой она сверкает.

Сядет на еловый сук-

Притаится, как паук. ( снежинка)

11.Дерево растущее, имеет 12 сучьев, на этих сучьях 365 шишек.

(Шишки – дни, сучья – месяца, дерево – год)

12.Шелковое полотенце, не имеет предела. Мелкие кораллы не имеют отверстий (полотенце – небо, отверстия – звезды) .

13.Жевать есть челюсти, глотать нет глотки (ножницы)

14.Седой старик в веках живёт. (Байкал)

15.Вокруг озера девушки ёхор танцуют. (ресницы)

16.Палочка зверя победила. (Стрела).

17.Самый маленький заставляет плакать самого большого. (Комар).

18.Отгадай-ка, поскорее, дом имеет сто дверей. Любит белка этот дом. Кто же проживают в нем? (Кедровые орешки).

19.Лошадкой бегаю по небу, кружусь, летаю, вот, вот растаю. (Облака).

          На празднике Белого месяца люди соревнуются в ловкости, силе, быстроте, смелости, стрельбе из лука, метание в цель. И мы сегодня поиграем в бурятские игры.

          Бурятские игры: Слайд 19.

          1. Слепая баба. Это игра типа Жмурки. В старину носила обрядовый характер – когда падал скот от разных болезней, женщины выполняли танец, стараясь обмануть, улизнуть от слепой бабы, в которой воплощалась злая стихия или мор. Смысл игры – не попадаться в руки злой слепой бабы. С помощью считалки выбирают основного участника игры, он с завязанными глазами старается поймать как можно больше детей.

Правила: дети хлопают в ладоши, жмурка двигается на сигнал.

Указания: игру проводить в просторной комнате, убрав лишние предметы. Развивается ориентировка в пространстве. Реакция на сигнал, внимание, ловкость.

          2. Ищем палочку. Участники игры становятся по обе стороны бревна, скамейки, доски, закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, куда упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку.

          3. «Иголка, нитка, узелок» . Участники  становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

          4. «Игра с палочкой»

Игроки по три человека, держатся за  палочку с двух сторон. По команде стараются перетянуть палочку на свою сторону.

          5. «Лошадиные скачки».

Игра командная. Два игрока должны проскакать на «лошадке» до предмета и вернуться на место. Затем передать лошадку следующему игроку. Побеждает команда, которая проскачет первой.

Оружие охоты составляли лук и стрелы, некоторые имели винтовки, заимствованные у русских.

          6. «Меткие стрелки».

Игра командная. Нужно мячиком сбить кегли. Побеждает команда, которая собьёт кеглей больше.

          Игра «Изобрази животное».  Дети и взрослые вытягивают жетоны, на которых написано название животного по восточному календарю. Не называя, животного игроки должны найти свою пару, (если участников много возможно создание групп).

          А теперь проверим наших девочек, какие они хозяюшки.

          Игра «Покажи умения» На 4 столиках стоят тарелки, в которых перемешаны макароны, фасоль, горох. Девочки приглашаются к столикам и должны перебрать крупы в разные тарелочки.

          А теперь пришла пора поучаствовать в викторине «А знаете ли вы?» Слайд20.

 ( Далее проводится викторина, где каждый вопрос начинается со слов: «А знаете ли вы ...») 
А знаете ли вы 
- как называется по-бурятски Новый год? ( Сагаалган)

- год, какого животного наступил? 

- как называется переносное  жилище бурят?

- как называется бурятский танец – хоровод?

- почему Новый год называется «Сагаалган»? 
- блюда бурятской национальной кухни? 
- как называются 12 знаков Восточного календаря? 

Наш бурятский хоровод Слайд 21

Взяться за руки зовёт.

Если встанешь с нами в круг,

Значит, ты – хороший друг.

Хорошо ли плохо ли

Топаешь ногой,

Безразлично ёхору –

Он у нас такой!

Ёхор наш танцуют так:

Влево шаг, направо шаг,

Шаг вперёд и шаг назад

Величальной песне в лад.

И весну, и Новый год

Славит ёхор – хоровод.

Как великое богатство

Бережёт его народ.

Долго трудно танцевать.

Ну а нам не привыкать!

          III. Заключительная часть.

          Вот и подошел к концу наш  праздник, в течение которого узнали о том, как празднуется  Новый год у бурятского народа.
Пусть помыслы осуществляются.
Желанья - исполняются!
Людских судеб верша круговорот.
Да осенит всех счастьем небосвод!
Сокровищница жизни и добра
Земля да будет на дары щедра!
Пусть в очаге пылает вековой

Огонь, зажженной женскою рукой.         

             А вы знаете, ребята, что у каждого народа, республики, страны, есть свой гимн. Гимн - это величавая, торжественная песня. И в нашей республике тоже есть свой гимн. Слайд 22.

Нам песни многих стран известны,

Мы с ними дружим и поём.

Но где найти нам лучшей песни,

Рождённой  здесь, в краю родном!

          Звучит Гимн Республики Бурятия муз. А. Андреева. (дети встают, подпевают)

          Мы надеемся, что радость встречи, общение согрели, ваши сердца и будут помниться долго-долго. До следующих встреч, дахин уулзатараа, баяртай!!! Слайд 23–24.



Предварительный просмотр:

ГБОУ «Селенгинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»

Конспект внеклассного мероприятия

«Белый месяц – Сагаалган»

           C:\Users\Ирина\Downloads\image001.jpg

           

                                                                                                                         Воспитатель: Ананьева Т.И

                                                                        п. Селенгинск

                                                  2019 г.

 Цель мероприятия: развитие познавательного интереса к традициям празднования Нового года по Лунному календарю - Сагаалгана.

Задачи  мероприятия:

-способствовать расширению знаний обучающихся о родном крае, коренных народах нашей республики, традициях, обычаях, обрядах бурятского народа; 
- способствовать воспитанию в обучающихся духовно-нравственных ценностей: толерантности, уважения к людям других национальностей 

- формировать у обучающихся осознание себя как личности, принадлежащей к определенной социокультурной общности людей;                  

 - воспитывать уважение к традициям другого народа;

 - развивать познавательные способности обучающихся;

 - развивать навыки межличностного общения;

 - развивать психические функции обучающихся: мышление, внимание, эмоции, память, речь.

 -воспитать  толерантность как одно из основных качеств современного человека, гражданина мира.

         Ход мероприятия: 

         I. Вводная часть

Организационный момент.

 -Здравствуйте дорогие ребята, Сайнбайна - по бурятски это означает приветствие. Ребята, встаньте,  повернитесь к нашим гостям улыбнитесь им и поздоровайтесь. С праздником Вас друзья, с Сагаалганом. Слайд 2.(видео песня «Сагаалган»)

 -Сегодня я буду хозяйкой нашего мероприятия, и я рада приветствовать вас в своем «жилище», мне будет приятно рассказать вам о том, как праздновался и празднуется Новый год (Сагаалган). Слайд 3. 

  Прежде чем мы начнем наше меропроятие,  по древнему бурятскому обычаю осветим наше «жилище» (помещение, где будет проходить наш праздник). Ребята, сложите ладошки, закройте глаза и будем думать только о хорошем. 

Слайд 4.(В ритуальной чаше зажигается травка (богородская трава) и ею обкуривается помещение по направлению солнца).

 -Пусть уйдут плохие мысли, зависть, болезни, ссоры! И пусть свет освещает и согревает наш дом.
 «Когда приходит Белый месяц, мы, Слайд 5.
Как предки, можжевельник воскуряем –
Очаг свой очищаем, поздравляем
Друг друга с окончанием зимы»

          II. Основная часть.

Слайд 6.История Сагаалгана очень древняя. Отмечать его в феврале, на границе зимы и весны, начали в ХIII веке по приказу хана Хубилая, внука Чингиз-хана. Но было время, когда на него был наложен запрет. Поэтому бурятский народ принял с большим одобрением Указ Президиума Верховного Совета Бурятии от 24 января 1990 года «О придании национальному празднику «Сагаалган» статуса народного праздника». В этом году ребята праздник «Белого месяца» наступил 5 февраля. Послушайте, почему он так называется. Название праздника «Сагаалган» произошло от слова «сагаан», что означает «белый». Месяц же, в котором проходит «Сагаалган», называется «Сагаан Сар»- Белый месяц. А впрочем, зачем я вам рассказываю, давайте  лучше посмотрим мультфильм про этот праздник.  Слайд 7. (мультфильм 10 мин)

Слайд 8.   Бурятия встречает «Сагаалган», Новый год, который приходит в наши дома по восточному календарю. Светлый и долгожданный праздник Белого месяца входит в каждый дом, его празднуют все жители нашей республики, независимо от национальности и возраста.

Вот и наступил Новый год по Восточному или лунному календарю. Поэтому календарю каждый год проходит под знаком какого-нибудь животного, 12 животных образуют магический круг в 12 лет. В восточном календаре все животные расположены в определенном порядке. Закончился год Собаки и наступил по восточному календарю год Свиньи.

Февраль у скотоводов бурят  – это время массового приема приплода у скота, время изобилия молочной пищи. Молочный продукт (саган эдеэн) – это основная пища скотоводов. Когда гостю предлагают отведать её, то буряты говорят: «Сагаалгаты». Возможно, отсюда происходит название «сагаалган». «Сагаалган» - буквально означает «отведать белое кушанье».

Слайд 9. В праздновании Сагаалгана выделялись три основные фазы: канун, первый день Сагаалгана, остальные дни праздника.

Еще за месяц наводили порядок в доме и ограде, затем проводили обряд очищения – окуривали всех членов семьи и имевшиеся строения. А в дацанах в самый канун Нового года проводится молебен о здравии и благополучии собравшихся верующих. Слайд 10 -11. 

 К вечеру совершается ритуальное представление –   обряд «Дугжууба». Накануне праздника, люди обтирались кусочком теста, затем лепили из него фигурку человечка, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды. Люди приносили эти фигурки в будущий костёр. После молебна лама зажигал костер, а люди просили, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Разжигание костра – обязательный ритуал «Дугжууба».

В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может продолжаться до конца месяца

Слайд12. В день Сагаалгана все члены семьи должны встать рано, до восхода солнца 4-5 часов утра. Люди приветствуют друг друга особым образом – золгохо. Старший по возрасту кладёт руки ладонями вниз на руки более молодому. Оба произносят благопожелания. Эти ритуалы имеют очень глубокий смысл. Обращение ладони вверх символизирует чистоту помыслов. Поддерживание за локти — уважение к старости, мудрости.

Давайте мы сейчас встанем, выяснив, кто из нас старше, а кто младше и попробуем поприветствовать друг друга.

А мы хотим в знак уважения преподнести «хадак»  самому главному человеку на нашем мероприятии. Это один из обычаев вручение  подарка  отработанный веками. Даритель должен держать в руках хадак  голубого цвета  открытой стороной к человеку, которому преподносят, а глухой стороной к тому, кто его преподносит. Поверх хадака на ладонь правой руки или на соединение ладоней обеих рук ставит подарок.

 «Хадак» - это широкая шелковая лента символ глубокого уважения, который вручается самым дорогим и почетным людям.

Гостеприимен мой народ бурятский, Слайд 13.

И гостю он знаком иль не знаком.

Повсюду, где горит огонь очажный,

Он преподносит чашу с молоком.

Дорогим гостям по случаю Нового года,

Собравшимся здесь.

По народному обычаю, по светлой традиции

Подносим мы хадак,

Степных просторов белую пищу

Просим отведать вас.

Мира и счастья во всём утверждайте, здоровья вам всем.

 (Приветствие  гостей  хадаком с пиалой, наполненной молоком.) Слайд 14.

В эти дни для гостей заранее готовятся угощения, подарки. Слайд 15.

Из угощения в первую очередь предлагают зеленый чай с молоком. На столы выставляются молочные продукты: урмэ (пенки), уураг (молозиво, тарак), ряженка, саламат (сметанная каша). Пока гости пьют чай, угощаются молочной пищей, на стол подается бухэлер (вареное мясо) в большой чашке, затем гостей  потчуют позами (бууза). Сопровождается Сагаалган веселыми играми молодежи. Детей угощают сладостями, одаривают игрушками, подарками.

 -Дорогие ребята в праздник Белого месяца принято говорить благопожелания:

 Дети говорят благопожелания. Слайд16.

 1.Каждый год будет счастливым,

   Каждый год  пусть будет спокойным.

2. Пусть земля наша будет плодородная.

3. Пусть каждый человек и стар и млад,

    Находят в этом году - покой, здоровье, счастье.           

4. Каждый год пусть будет счастливым,

Каждый год пусть будет спокойным,

Пусть земля наша будет плодородна!

5. Пусть каждый человек – и стар и млад

Находят в этом году

Покой, здоровье и счастье!

6.С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили. Слайд17.

 - Будем соблюдать, и помнить  благопожелания: «Пусть в каждом доме пребудут пять видов счастья: Долголетие, Счастье, Плодовитость, Почёт, Богатство».

Ребята, посмотрите, что случилось, налетел ветер и  перепутал названия годов в Восточном календаре. Кто сможет помочь исправить эту путаницу? Пока ребята выполняют задание, мы с вами будем отгадывать бурятские загадки.

          Занимательная страница. Слайд 18.

1.Белое одеяло степь покрывало (снег).

2.Без рук, без ног, а дверь открывает (ветер).

3.Четыре братца под одной шапкой стоят (стол или стул).

4.Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. ( речка)

5.Горшочек умён – семь дырочек в нём (голова).

6.Этот дом переносной

В стороне стоит степной.

Тёплым войлоком он крыт,

А внутри очаг горит.

Крыша вверх уходит круто

Это войлочная … (юрта).

7.Интересная серьга!

Синеют от нее луга!

Сияет сонная тайга!

Сверкают речки берега!

Качают волны на бегу

Вторую желтую серьгу! (луна)

8.Дом имеет сто дверей,

Любит белка это дом,

Кто же проживает в нем? (орехи, шишки)

9.Захочу,  согну до земли,

А устану - отпряну,

Выйду на поляну

Потанцую на снегу

И без оглядки убегу.  ( ветер)

10.С неба падает, играет,

Звездочкой она сверкает.

Сядет на еловый сук-

Притаится, как паук. ( снежинка)

11.Дерево растущее, имеет 12 сучьев, на этих сучьях 365 шишек.

(Шишки – дни, сучья – месяца, дерево – год)

12.Шелковое полотенце, не имеет предела. Мелкие кораллы не имеют отверстий (полотенце – небо, отверстия – звезды) .

13.Жевать есть челюсти, глотать нет глотки (ножницы)

14.Седой старик в веках живёт. (Байкал)

15.Вокруг озера девушки ёхор танцуют. (ресницы)

16.Палочка зверя победила. (Стрела).

17.Самый маленький заставляет плакать самого большого. (Комар).

18.Отгадай-ка, поскорее, дом имеет сто дверей. Любит белка этот дом. Кто же проживают в нем? (Кедровые орешки).

19.Лошадкой бегаю по небу, кружусь, летаю, вот, вот растаю. (Облака).

Молодцы, справились. Назовите.

На празднике Белого месяца люди соревнуются в ловкости, силе, быстроте, смелости, стрельбе из лука, метание в цель. И мы сегодня поиграем в бурятские игры.

          Бурятские игры: Слайд 19.

1. Слепая баба. Это игра типа ЖмуркиСмысл игры – не попадаться в руки злой слепой бабы. С помощью считалки выбирают основного участника игры, он с завязанными глазами старается поймать как можно больше детей.

Правила: дети хлопают в ладоши, жмурка двигается на сигнал.

Указания: Развивается ориентировка в пространстве. Реакция на сигнал, внимание, ловкость.

2. «Иголка, нитка, узелок» . Участники  становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

 3. Игра «Изобрази животное».  Дети и взрослые вытягивают жетоны, на которых написано название животного по восточному календарю. Не называя, животного игроки должны найти свою пару, (если участников много возможно создание групп). 

Ребята, в праздники принято танцевать, вот и сегодня старшие девочки познакомят нас с движениями бурятского народного танца – «ёхор».

Наш бурятский хоровод Слайд 20.

Взяться за руки зовёт.

Если встанешь с нами в круг,

Значит, ты – хороший друг.

Хорошо ли плохо ли

Топаешь ногой,

Безразлично ёхору –

Он у нас такой!

Ёхор наш танцуют так:

Влево шаг, направо шаг,

Шаг вперёд и шаг назад

Величальной песне в лад.

И весну, и Новый год

Славит ёхор – хоровод.

Как великое богатство

Бережёт его народ.

Долго трудно танцевать.

Ну а нам не привыкать!

А теперь пришла пора поучаствовать в викторине «А знаете ли вы?» Слайд21.

 ( Далее проводится викторина, где каждый вопрос начинается со слов: «А знаете ли вы ...») 
А знаете ли вы:
    - как называется по-бурятски Новый год? ( Сагаалган)

- год, какого животного наступил? 

- как называется переносное  жилище бурят?

- как называется бурятский танец – хоровод?

- почему Новый год называется «Сагаалган»? 
    - блюда бурятской национальной кухни? 
    - как называются 12 знаков Восточного календаря? 

          III. Заключительная часть.

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы  узнали о том, как празднуется  Новый год у бурятского народа.

Пусть помыслы осуществляются.
Желанья - исполняются!
Людских судеб верша круговорот.
Да осенит всех счастьем небосвод!
Сокровищница жизни и добра
Земля да будет на дары щедра!
Пусть в очаге пылает вековой

Огонь, зажженный женскою рукой.  

 А вы знаете, ребята, что у каждого народа, республики, страны, есть свой гимн. Гимн - это величавая, торжественная песня. И в нашей республике тоже есть свой гимн. Слайд 22.

Нам песни многих стран известны,

Мы с ними дружим и поём.

Но где найти нам лучшей песни,

Рождённой  здесь, в краю родном!

Звучит Гимн Республики Бурятия муз. А. Андреева. (дети встают, подпевают)

  Ребята к нам пришли гости, они пришли к нам с угощениями. (Вносят угощения.) А мы в свою очередь скажем… спасибо.

      Мы надеемся, что радость встречи, общение согрели, ваши сердца и будут помниться долго-долго. До следующих встреч, дахин уулзатараа, баяртай!!! Слайд 22–23.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Белый месяц красной датой К нам в Бурятию пришел, Был почти забыт когда – то Нынче вновь себя обрел. Пусть обычай возродится, Пусть почувствует народ Что душа его лучится Если праздник в нем живет!

Слайд 5

« Когда приходит Белый месяц, мы, Как предки, можжевельник воскуряем – Очаг свой очищаем, поздравляем Друг друга с окончанием зимы».

Слайд 6

САГААЛГАН (БЕЛЫЙ МЕСЯЦ) – новогодний праздник по лунному календарю. История Сагаалгана очень древняя. Отмечать его в феврале, на границе зимы и весны, начали в XIII веке по приказу хана Хубилая , внука Чингис-хана . Но было время, когда на него был наложен запрет. Поэтому бурятский народ с большим одобрением встретил Указ Президиума Верховного Совета Бурятии от 24 января 1990 г. «О придании национальному празднику « Сагаалган » статуса народного праздника».

Слайд 8

Календарь - литэ

Слайд 9

В праздновании Сагаалгана выделялись три основные фазы: канун, первый день Нового года, остальные дни праздника. Еще за месяц наводили порядок в доме и ограде, затем проводили обряд очищения – окуривали всех членов семьи и имевшиеся строения. ).

Слайд 11

Обряд « Дугжууба » Накануне праздника, люди обтирались кусочком теста, затем лепили из него фигурку человечка, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды. Люди приносили эти фигурки в будущий костёр. После молебна лама зажигал костер, а люди просили, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Разжигание костра – обязательный ритуал « Дугжууба ».

Слайд 12

Обряд « Золгохо » Приветствие « Золгохо » выражает идею преемственности поколений: младший протягивал руки ладонями вверх, выражая готовность воспринять от старшего его знания, опыт, мастерство, а старший на протянутые к нему руки возлагал свои, ладонями вниз. Этот жест означает также и то, что младший по возрасту всегда опора и поддержка старшего.

Слайд 13

Гостеприимен мой народ бурятский, И гостю он знаком иль не знаком. Повсюду, где горит огонь очажный, Он преподносит чашу с молоком. Дорогим гостям по случаю Нового года, Собравшимся здесь. По народному обычаю, по светлой традиции Подносим мы хадак , Степных просторов белую пищу Просим отведать вас. Мира и счастья во всём утверждайте, здоровья вам всем.

Слайд 16

Благопожелания Успешной учебы, Крепкого здоровья, Счастья на этой Земле Всем вам!

Слайд 17

«Пусть в каждом доме пребудут пять видов счастья: Долголетие, Счастье, Плодовитость, Почёт, Богатство»

Слайд 20

Наш бурятский хоровод Взяться за руки зовет. Если встанешь с нами в круг, Значит ты хороший друг. Ёхор наш танцуют так: Влево шаг, направо шаг, Шаг вперед, и шаг назад Величальной песне в лад. И весну, и Новый год Славит ёхор-хоровод . Цыденжап Жимбиев

Слайд 22

Викторина «А знаете ли вы?»

Слайд 23

Праздник бродит по свету. Скоро будет весна. С днем рождения, планета! С днем рождения, луна!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Белый месяц красной датой К нам в Бурятию пришел Был почти забыт когда – то Нынче вновь себя обрел Пусть обычай возродится Пусть почувствует народ Что душа его лучится Если праздник в нем живет!

Слайд 5

« Когда приходит Белый месяц, мы, Как предки, можжевельник воскуряем – Очаг свой очищаем, поздравляем Друг друга с окончанием зимы»

Слайд 6

САГААЛГАН (БЕЛЫЙ МЕСЯЦ) – новогодний праздник по лунному календарю. История Сагаалгана очень древняя. Отмечать его в феврале, на границе зимы и весны, начали в XIII веке по приказу хана Хубилая , внука Чингис-хана . Но было время, когда на него был наложен запрет. Поэтому бурятский народ с большим одобрением встретил Указ Президиума Верховного Совета Бурятии от 24 января 1990 г. «О придании национальному празднику « Сагаалган » статуса народного праздника».

Слайд 8

Календарь - литэ

Слайд 9

В праздновании Сагаалгана выделялись три основные фазы: канун, первый день Нового года, остальные дни праздника. Сутки перед Сагаалганом по-бурятски называют « бутуу удэр » - закрытый, глухой или, переводя по смыслу, темный. Традиция проводов старого года называется « бутуулэх ». Люди спешили, прежде всего, рассчитаться с долгами, важно было помириться с тем, с кем случился разлад или ссора. Еще за месяц наводили порядок в доме и ограде, выгребали весь мусор, затем проводили обряд очищения – окуривали всех членов семьи и имевшиеся строения. Накануне Нового года совершался обряд «бурхан дэлгээлгэ » (развешивание бурханов): раскрывались и вывешивались изображения божеств, писанных на холсте. Затем перед божницей ставились яства, зажигались « зула » (лампады), « хужэ » (спрессованные в виде палочки ароматные травы).

Слайд 11

В дацанах накануне Нового года начинаются хуралы (богослужения), посвященные Сагаалгану . Проводится обряд « Дугжууба », во время которого проводится специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого, для того, чтобы в новом году человек имел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие. Накануне праздника, люди обтирались кусочком теста, затем лепили из него фигурку человечка, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды. Люди приносили эти фигурки в будущий костёр. После молебна лама зажигал костер, а люди просили, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Разжигание костра – обязательный ритуал « Дугжууба ».

Слайд 13

Гостеприимен мой народ бурятский, И гостю он знаком иль не знаком. Повсюду, где горит огонь очажный, Он преподносит чашу с молоком. Дорогим гостям по случаю Нового года, Собравшимся здесь. Дорогим коллегам, родителям, малым детям. По народному обычаю, по светлой традиции Подносим мы хадак , Степных просторов белую пищу Просим отведать вас. Мира и счастья во всём утверждайте, здоровья вам всем.

Слайд 15

Обряд « Золголго » Приветствие « Золголго » выражает идею преемственности поколений: младший протягивал руки ладонями вверх, выражая готовность воспринять от старшего его знания, опыт, мастерство, а старший на протянутые к нему руки возлагал свои, ладонями вниз. Этот жест означает также и то, что младший по возрасту всегда опора и поддержка старшего.

Слайд 16

Благопожелания Успешной учебы, Крепкого здоровья Счастья на этой Земле Всем вам!

Слайд 17

« Пусть в каждом доме пребудут пять видов счастья: Долголетие, Счастье, Плодовитость, Почёт, Богатство »

Слайд 20

В икторина «А знаете ли вы?»

Слайд 21

Наш бурятский хоровод Взяться за руки зовет. Если встанешь с нами в круг, Значит ты хороший друг. Ёхор наш танцуют так: Влево шаг, направо шаг, Шаг вперед, и шаг назад Величальной песне в лад. И весну, и Новый год Славит ёхор-хоровод . Цыденжап Жимбиев

Слайд 23

Праздник бродит по свету. Скоро будет весна. С днем рождения, планета! С днем рождения, лун а!



Предварительный просмотр:

Самоанализ  воспитательского занятия «Моя малая родина».

    «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству». Д.С. Лихачёв

  Цель занятия: формирование  познавательного интереса к родному краю.

   Задачи: 

 Образовательные: Способствовать расширению знаний учащихся о родном крае.

Коррекционные: Корригировать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в классификации, обобщении.

Развивать логическое мышление, концентрацию внимания, зрительное, слуховое восприятие на основе упражнений на внимание, умение работать в группах, самостоятельно.

 Воспитательные: Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Прививать интерес, любовь к природе родного края, желание беречь  и охранять ее.

   Форма проведения: игра - викторина.

   Оборудование: мультимедийный  проектор, презентация «Моя малая родина. Картинки с изображением смайликов, музыкальное сопровождение, буквы для «Анаграммы», названия рыб для игры, картинки для игры «Чудо- юдо», цветные полоски для флага, картинки с изображением дятла и лисы, ягоды, картинки для разделения на команды.

   Словарная работа: малая Родина.

  Участники-учащиеся 6-го класса.

  Тип занятия, данного мною, является игра - викторина, полностью отвечает программным требованиям. Прослеживаемая системность в работе, прогнозированность на конечный результат, насыщенность материала позволяют говорить, что занятие несет обучающий, воспитывающий и корригирующий характер. Согласно поставленным задачам, в процессе занятия отчетливо виден уровень знаний и умений учащихся.

Для достижения поставленных целей я использовала инновационные формы и методы работы.

  Организационная структура занятия, эмоциональное вхождение и рефлексия окончания занятия, использование компьютерной презентации, соблюдение здоровьесберегающих технологий вызвали заинтересованность ребят с первых минут занятия, формировали самостоятельность мышления и познавательный интерес, держали атмосферу увлеченности, творчества, активности до последней секунды.

  Мною был продуман подход к санитарно-гигиеническим условиям : класс  проветрен, учащиеся в учебной аудитории размещены в соответствии с особенностями здоровья, в течение занятия я постоянно обращала внимание на осанку учащихся. Применяемые средства наглядности отвечают нормам, — все это позволило привлечь и удерживать внимание учащихся на разных этапах занятия.

  Таким образом, можно отметить, что мною полностью обеспечена мотивационная готовность и положительный настрой учащихся к работе, точно и доходчиво разъяснила целевые ориентиры. Нацелила учеников на развитие самопознания и самоанализ, создала условия для тренировки развития памяти, формирования параметров мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, развития воображения через образную подачу материала, что в свою очередь, способствовало общему развитию личности каждого члена классного коллектива.

  Весь подобранный и преподнесенный материал отвечает целям и задачам занятия.

  Все применяемые педагогические приемы, формы, методы создали ситуацию успеха, обогатили субъективный опыт учащихся.

Методы и приемы:

-словесный, (стихотворение, рассказ, вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);

-наглядный,  (мультимедийная презентация, учебная доска, иллюстрации);

-практический (выполнение работы по иллюстрации);  

-игровой (игра-задание Чудо-юдо», «Угадай кто это?» физкультминутка).

-методы контроля (самооценка детьми результатов деятельности).

  Все эти методы позволили мне продуктивно использовать время учебного занятия. Использованный комплекс методов позволил мне удерживать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всей деятельности, повысить результативность освоения учащимися  выбранной темы.

  Водная часть занятия предполагала  организацию детей, переключение внимания и установку на предстоящую деятельность, чтение стихотворения с демонстрацией слайдов для закрепления  понятия «малая родина», создание эмоционального настроя, соблюдение правил  поведения при ответах.

  Основная часть учебного занятия направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. При повторении определений и обогащении словаря воспитанников были использованы слайды. В основную часть были включены вопросы с целью повторения пройденного, активизацию и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний.

  После выполнения трех конкурсов, с целью снятия статического напряжения, повышения работоспособности, снижения утомления детей была проведена  физкульминутка.

  В основной части использовала следующие конкурсы викторины:

 1.Конкурс: О Бурятии.

Цель: Актуализация знаний о Бурятии.

2.Конкурс: Байкал и его обитатели.

Цель: Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в отгадывании.

  3.Конкурс: «Анаграмма» 

Цель: Коррекция зрительного восприятия.

  4.Конкурс: «Ловись рыбка»

Цель: Закрепление знаний.

  5.Конкурс: «Чудо - юдо».

Цель: Коррекция зрительного восприятия, логического мышления.

6. Конкурс капитанов: «Назови правильно».

Цель: Определить ягоды по внешнему виду и по вкусу.

  7. Конкурс: «Выбери правильный ответ».

Цель:  Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в классификации.

  8. Конкурс: «Угадай кто это?» (Животный мир вокруг нас)

 Цель: Коррекция слухового восприятия на основе упражнения на внимание.

  В заключительной части провела обобщение, учащиеся отвечали на вопросы:

Чтобы сохранить Байкал, нам надо….

Я хочу……

Я буду…..

В заключительной части учебного занятия  подводился итог деятельности воспитанников, с использованием: метода анализа успешности выполнения заданий и метода самооценки детьми своих возможностей. Ребятам в качестве инструмента для оценки собственной успешности было предложено самостоятельно выбрать смайлик. А так же жюри подвели итоги викторины. В заключении провела релаксацию «Улыбка».

  Подведение итогов.

   Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.

По  итогам проведенного учебного занятия можно сделать следующие выводы:

-воспитанники учебной группы успешно справились с заданием.

Поставленные цель и задачи были выполнены.