Самообразование воспитателя

Коваленко Елена Викторовна

План по самообразованию, мероприятия, результаты

План самообразования по теме:

 

«Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития»

 

Актуальность

В числе приоритетных задач современной системы образования особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления воспитанника, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Для решения этой проблемы необходимо применение новых педагогических подходов и технологий.

Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений в нашем детском саду.

У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.

Цель:

Выявление, поддержка и создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей.

Задачи:

  • создание системы выявления, условий для развития и реализации способностей, сопровождения одарённых детей, их социально-психологической поддержки;
  • развитие познавательной активности и повышение учебной мотивации одарённых детей;
  • знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • внедрение в образовательный процесс эффективных образовательных технологий, позволяющих повысить продуктивность деятельности одарённых детей;
  • проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, позволяющих дошкольникам проявить свои способности;
  • сотрудничество с педагогами по формированию устойчивых навыков у воспитанников, склонных к креативному творчеству;
  • пополнение информационного банка данных по теме самообразования.

 

Ожидаемые результаты:

  • Повышение степени самостоятельности в НОД и в свободной деятельности;
  • организация сотрудничества педагога и воспитанников, воспитанников между собой;
  • творческая активность воспитанников;

 

  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников;
  • повышение качества образования и воспитания дошкольников;
  • формирование банка методов, форм, технологии и программ.

 

1 этап. Подготовительный и аналитический (выявление и изучение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Определение темы по самообразованию, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения.

 

2

Постановка цели, задач работы.

Анализ своих  профессиональных затруднений в процессе внедрения инноваций.

 

3

Составление плана работы по самообразованию.

 

4

  • Теоретическая часть:
  • Изучение инновационных технологий, авторских проектов, программ, методических материалов по теме самообразования (работы педагогов ДОУ, региона, страны, мира: через публикации в периодической печати, сайты).
  • Участие в семинарах, вебинарах, прохождение курсов повышения квалификации;
  • Участие в работе методических объединений, творческих группах с использованием активных форм занятий;
  • Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях, составление картотеки публикаций по теме;
  • Участие в педагогических конкурсах различных уровней;
  • Подготовка воспитанников к конкурсам различных уровней;
  • Наличие наглядной демонстрации результатов труда (работы воспитанников, личные работы педагога);
  • Создание портфолио достижений воспитанников;
  • Создание портфолио педагога.
 

 

2 этап. Организационный (внедрение)

Содержание работы

Сроки реализации

   

1

Практическая часть:

  • Пополнение РППС.
  • Участие в конкурсных работах различных уровней.
  • Участие в работе творческих групп, мастер- классах, семинарах, ММО.
  • Выступление на педагогическом совете.

 

 

 

 

 

3

Систематизация материала:

  • Систематизация теоретической части
  • Систематизация практического материала
  • Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др. )

 

 

3 этап. Завершающий (обобщение и распространение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Представление итогов самообразования на педагогическом совете

  • Доклад, презентация.
 

2

Выступление перед родителями о достижениях дошкольников.

 

3

Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

 

4

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

 

 

Примерный план работы на 2020 -2021 учебный год

Содержание работы

Сроки реализации

- Изучение методической литературы, интернет–ресурсов, опыта других педагогов

Сентябрь-Май

- Составление плана работы по теме.

Сентябрь

- Консультации для родителей:

-средние группы

-старшие группы

-подготовительные группы

Сентябрь-Май

- Консультация для воспитателей:

«Современные образовательные технологии в работе с одаренными детьми»

 

Ноябрь

- Участие в конкурсах различных уровней

Сентябрь-Май

- Сообщение для педагогов ДОУ:

«Результаты проделанной работы за год»

Апрель - Май

- Отчетная презентация для родителей с использованием мультимедийного оборудования.

Апрель - Май

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  • Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. – Волгоград, 2007 г.
  • Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: инновационные уроки. – Ростов н/Д, 2007 г.
  • Бабаева, Ю.Д. Информационные технологии для одаренных. «За» и «против» соревнований [Электронный ресурс] // Педагогический альманах «Школа: день за днем». – 2008. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=87
  • Богоявленская, Д.Б. Проблемы одаренности в свете реализации национальных проектов в области образования // Одаренные дети. – 2008. - №6. – С.20-23
  • Бражников, С.Н. Диагностика одаренности: проблемы и подходы // Одаренные дети. – 2008. - №2. – С.49-54
  • Карманчиков, А.И. Педагогическое прогнозирование одаренности // Одаренные дети. – 2008. - №6. – С.24-30
  • Кулемзина, А. Учителю об одаренных детях (глазами психолога-консультанта) // Народное образование. – 2009. - №2. – С.236-246
  • Матюшкин, А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М.: Школа-пресс, 1993. – 127 с.
  • Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 320 с.
  • Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность - М., Инфра-М, 1996. - 96 с.
  • Ушаков Д.В. Психология одарённости: от теории к практике.
  • Поиск материалов в Интернете.