Открытое занятие "Звук и буква Л"

Филатова Ольга Владимировна

Цель:  закрепить навык правильного произношения звуков л-ль

Познакомить с буквой Л.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

1). Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков

л и ль.
2). Формировать понятие «согласный звук», умение выделять изучаемый звук из начала, середины и конца слова.

3). Уточнить артикуляцию звуков л и ль.

4). Учить различать звуки по твердости-мягкости.

5). Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим).

6). Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.

Коррекционно-развивающие

1). Развивать общую и мелкую моторику.

2). Развивать слуховую память, внимание.

3). Развивать фонематический слух.

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_l.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Открытое занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе

«Звуки Л, Ль. Буква Л».

Подготовила: учитель-логопед

МБДОУ д/с «Золотой ключик»

Филатова О.В.

Дата проведения: 14.02.2017 года

Тема: «Звуки Л, Ль. Буква Л».

Цель:  закрепить навык правильного произношения звуков л-ль

Познакомить с буквой Л.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

1). Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков

л и ль.
2). Формировать понятие «согласный звук», умение выделять изучаемый звук из начала, середины и конца слова.

3). Уточнить артикуляцию звуков л и ль.

4). Учить различать звуки по твердости-мягкости.

5). Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим).

6). Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.

Коррекционно-развивающие

1). Развивать общую и мелкую моторику.

2). Развивать слуховую память, внимание.

3). Развивать фонематический слух.

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование и материал: письмо от Лунтика, посылка с сюрпризом, картинный материал, прищепки, сигнальные карточки, разрезные буквы, мяч.

Ход занятия.

  1. Приветствие.

Логопед - Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

(дети здороваются)

Леша М.

Доброе утро, птицы запели.

Добрые люди входите к нам в двери.

Милости просим в гости сейчас.

Очень мы рады видеть всех Вас!

Логопед: - Ребят, когда мы узнали, что к нам придут гости мы удивились! (дети изображают удивление)

-Потом мы стали думать, что покажем гостям! (серьезное задумчивое лицо)

-А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!

2.  Орг. момент.

Логопед: - Ребята, сегодня утром, я получила вот эту посылку и письмо от Лунтика. Давайте прочитаем письмо.

Читает: «Ребята, если вы любите приключения, готовы справиться с разными заданиями и умеете произносить трудные звуки, предлагаю Вам выполнить задания и открыть посылку в которой лежит сюрприз! Какое письмо необычное! Ну что выполним задания? Но как же мы узнаем, с какими именно звуками нас ждут задания, ведь мы уже научились произносить разные звуки.

Давайте произнесём, как шипит змея – Ш Ш Ш Ш Ш

А если к нам в группу залетит комар, какой звук мы услышим? З З З З З

А если прилетит жук? Ж Ж Ж Ж Ж

Подует ветер северный? С С С С С

Тигр рычит как? Р Р Р

  1. Объявление темы занятия.

Логопед: - Молодцы! А чтобы узнать с какими звуками нас сегодня ждут задания, давайте выполним первое задание и  отгадаем загадки!

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец, 
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

Серый, страшный и зубастый 
Произвел переполох. 
Все зверята разбежались. 
Напугал зверят тех… (Волк)

Кто с высоких толстых сосен 
В ребятишек шишку бросил, 
А в кусты через пенёк 
Промелькнул, как огонёк? (Белка) 

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. 
(Лиса)

- Какой звук встречается во всех этих словах? (Л)

4. Знакомство с темой.

а) Характеристика звуков Л-ЛЬ по артикуляционным и акустическим параметрам.

-Правильно! Чтобы правильно его произносить, где находится должен наш язычок? Что происходит с нашими губками? (губы улыбаются, зубы разомкнуты, язычок за верхними зубами или между зубок)

- Какой это звук гласный или согласный?

- Каким может быть этот звук?

- Произнесите его твердо! Произнесите его мягко?

- Как мы обозначим звук Л?

-Как мы обозначим звук Ль?

- Давайте проверим звук Л звонкий или глухой?

-Молодцы!!!!

б) Развитие фонематических процессов.

Логопед: - А вот  и следующее задание!

 «Синий, зеленый»

-Я вам буду произносить слоги, а Вы если слышите звук Л, показываете синий цвет, а если Ль - зеленый!

  Слоговой ряд: ла, ли, лу, лы, лё, ло, лю.

- А теперь я называю слова:

Ряд слов: лиса, волк, лось, слон, лев, белка.

 - Молодцы!!!!

в) Произнесение звуков Л-Ль в слогах.

Физическая минутка.

На один Лунтик потянулся

На два согнулся, разогнулся

Три в ладоши 3 хлопка

Головою три кивка.

На четыре руки шире

Пять немного помолчать

Шесть на стульчики тихо сесть.

Логопед : - Следующее задание Игра «Добавлялки».

-Ребята, Лунтик очень любит сочинять стихи, но сегодня  не может придумать в рифму последние слова и просит помочь ему.

Лы-лы-лы- забиваем мы го. лы

Ол-ол-ол- Коля вымыл в доме …пол

Лу-лу-лу- мы не били по стек…лу

Ёл-ёл-ёл- даже в комнате под. мёл

Ла- ла-ла- только нет в окне стек. ла

Ыл-ыл-ыл- и посуду он по. мыл

Ли-ли-ли- тополя видны вдал. ли

Ил-ил-ил- даже чашку не раз. бил

Ля-ля-ля- зашумели топо. ля

Лю-лю-лю- я в окно глядеть люб. лю

- Молодцы!!!

Логопед: -  Ребята, а вот следующее задание! Нужно определить, где находится звук?

 Лось, лиса, волк, белка, дятел, олень, ласточка, слон, лев.

  - Молодцы!!!

Логопед:- Следующее задание, которое нам приготовил Лунтик, игра

 «Наоборот»

Я называю слоги с твердым Л, а вы с мягким Ль

Ла ла ла – ля-ля-ля-

Лу-лу-лу – лю лю лю

Ло ло ло – лё лё лё

Лы лы лы – ли ли ли

Логопед: - Ребята, Лунтик просит, чтобы мы составили слова.

У каждого из Вас лежат буквы! Я сейчас скажу каждому какое слово составить! (на доске вывешивается картинка, а ребенок на столе вылаживает слово)

- Молодцы!!!

-А сейчас мы давайте  составим звуковую схему к вашим словам, (с прищепками) прикрепим прищепку соответствующего цвета.

Пальчиковая гимнастика.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на еле.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Логопед: - А вот и следующее задание! Скажите сколько элементов в букве Л.

-Правильно 2.

-Давайте пропишем букву Л в воздухе.

-Ребята, Лунтик предлагает вам найти на листочках, которые у Вас лежат на столе правильно написанную букву Л.

Прежде, чем писать, давайте вспомним как нужно правильно сидеть. (Держать ручку при письме нужно не строго вертикально, а под углом. Таким образом противоположный конец ручки должен смотреть нам правое плечо. Ручку следует держать тремя пальцами : большим, средним и указательным. Все пальцы должны быть немного подогнуты. При этом указательный палец должен придерживать ручку сверху. Сжимать ручку сильно не нужно. Рука должна быть постоянно в свободном положении, а указательный палец прямым, в противном случае рука быстро начнет уставать).

-Сколько правильных букв получилось?

-Молодцы!!!

Логопед: - Давайте найдем на листочке все буквы Л и обведем в кружочек.

-Молодцы!!!!

Логопед: - А вот и следующее задание!!!

Игра с мячом «Один – много»

(употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа; произнесение звуков Л-Ль в словах)

-Я назову один предмет, а вы – много.

Одна лейка – много леек

Одна лопата – много лопат

Одна лодка – много лодок

Одна слива – много слив

Одна линейка – много линеек

Одно яблоко – много яблок

Один лимон – много лимонов

Один велосипед – много велосипедов

Один стул – много стульев

Итог.

Логопед: - Молодцы, ребята! Вот мы и выполнили все задания от Лунтика. С какими звуками мы познакомились? Это гласные или согласные? Почему? Звук Л может быть каким? Он всегда какой?

Молодцы! Давайте откроем посылку и посмотрим, что за сюрприз приготовил нам Лунтик!