Учусь читать!

Филатова Ольга Владимировна

Консультация для родителей «Учимся читать».

Цель: познакомить родителей с правилами обучения чтению по букварю Жуковой Н.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_chitat.doc165.5 КБ
Файл buklet.docx142.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей

«Учимся читать».

Дети гордятся умением читать

Учитель-логопед: Филатова О.В.

                                          Дата проведения:                

               

Слайд 1.

Консультация для родителей «Учимся читать».

Цель: познакомить родителей с правилами обучения чтению по букварю Жуковой Н.С.

Слайд 2.

Чтение -  это процесс извлечения информации из печатного или письменного чтения.

         По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов возраст детей 6-7 лет является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Слайд 3.

             Существует много методик по обучению детей дошкольного возраста чтению. Мне бы хотелось остановиться на методике Надежды Сергеевны Жуковой.

                Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ребенок не заскучал.

            При составлении "Букваря" автор использовала свой 30-летний опыт работы логопеда, что впервые позволило сочетать обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, и дополнен оригинальными решениями. Надо отметить, что выделение слога из речи психологически проще и требует меньше аналитических усилий, чем выделение отдельного звука. Именно на этом принципе и построена методика Жуковой — начинаем читать слоги уже с 3- го занятия.

               Поскольку на начальном этапе чтение — это механизм воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели, то ребенку необходимо знание букв.

Слайд 4.

          Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита. Проще познакомиться вначале с гласными. Это буквы, которые умеют "петь" А, У, О. Их проще соединять в слоги: АУ, УА, ЭО, ОЫ и т.д. В итоге ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, научиться читать слоги из двух гласных. И только после знакомства с гласными — переходим к согласным.

              Одновременно с началом обучения детей чтению, определяйте с ребенком на слух, сколько вы звуков (букв) произнесли. Какой звук (буква) был первым, какой — второй, и учите их выкладывать с помощью разрезной азбуки. Если ребенок овладел слитным прочтением слога, состоящего из двух букв, переходите к слогам из трех и четырех букв: О-СА, У-СЫ, МА-МА.

Слайд 5.

          Как правильно учить гласные и согласные.

       Сперва учим открытые гласные, (т.е. те которые дают твердость впереди стоящим согласным): А,О,У,Ы,Э.

Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.

Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.

 Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Т и т.д.

 Повторение-мать учения. Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.

Слайд 6.

Читаем по слогам.

          А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется. Разберем слог «Ма». Посмотрите в букваре, как первая буква слога - «М» - бежит ко второй букве - «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» - «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.

Слайд 7.

Учим несложные слоги.

Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО. Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя время он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.

Слайд 8.

 Учим более сложные слоги.

            Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов. Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

Слайд 9.

Учим читать первые простые слова.

А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО- КО. Следим за произношением. Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

Слайд 10.

       Дело в том, что современная программа обучения в начальной школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам. Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно. Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.

Слайд 11.



Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Золотой ключик»

Консультация

для родителей

«Учимся читать».

Дети гордятся умением читать

Подготовила:

учитель-логопед Филатова О.В.

Чтение -  это процесс извлечения информации из печатного или письменного чтения.

           По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов возраст детей 6-7 лет является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться.

Методика Надежды Сергеевны Жуковой.

            При составлении "Букваря" автор использовала свой 30-летний опыт работы логопеда, что впервые позволило сочетать обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, и дополнен оригинальными решениями. Надо отметить, что выделение слога из речи психологически проще и требует меньше аналитических усилий, чем выделение отдельного звука. Именно на этом принципе и построена методика Жуковой — начинаем читать слоги уже с 3- го занятия.

          Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита. Проще познакомиться вначале с гласными. Это буквы, которые умеют "петь" А, У, О. Их проще соединять в слоги: АУ, УА, ЭО, ОЫ и т.д. В итоге ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, научиться читать слоги из двух гласных. И только после знакомства с гласными — переходим к согласным.

              Одновременно с началом обучения детей чтению, определяйте с ребенком на слух, сколько вы звуков (букв) произнесли. Какой звук (буква) был первым, какой — второй, и учите их выкладывать с помощью разрезной азбуки. Если ребенок овладел слитным прочтением слога, состоящего из двух букв, переходите к слогам из трех и четырех букв: О-СА, У-СЫ, МА-МА.

          Как правильно учить гласные и согласные.

 Сперва, учим открытые гласные.

Затем учим твердые звонкие согласные.

Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.

 Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Т и т.д.

Читаем по слогам. 

А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется. Разберем слог «Ма». Посмотрите в букваре, как первая буква слога - «М» - бежит ко второй букве - «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» - «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.

 Учим несложные слоги.

Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО. Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя время он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.

 Учим более сложные слоги.

  После того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

Учим читать первые простые слова.

А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО- КО. Следим за произношением. Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

       Дело в том, что современная программа обучения в начальной школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам. Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно. Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.