Главные вкладки

    для родителей

    Козлова Елена Анатольевна

    КАКИЕ НОРМАТИВЫ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ (НОРМАТИВЫ КОМПЛЕКСА ГТО)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КАКИЕ НОРМАТИВЫ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ (НОРМАТИВЫ КОМПЛЕКСА ГТО)?

    Урок физкультуры — это неотъемлемая часть учебного процесса. Физическая нагрузка просто необходима современным детям. Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями, избыточная масса тела детей, зависимость от компьютерных игр, как следствие сидячий образ жизни нуждаются в коррекции. В расписании каждого образовательного учреждения предусмотрены 3 урока физического воспитания. Чтобы дети могли чередовать интеллектуальную и физическую деятельность, учиться играть в спортивные игры, поддерживать высокий уровень активности. Необходимо отметить и внедрение комплекса «Готов к труду и обороне» среди обучающихся всех образовательных организаций во всех субъектах РФ, которое начнется с января 2016 г., а завершится в декабре 2016 г.

    Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из специальной группы здоровья. Для них в школе создаются специальные условия прохождения программы по физической культуре и специальные условия оценивания их деятельности.

    Классификация обучающихся в зависимости от состояния здоровья, особенности оценивания детей из специальной и подготовительной групп здоровья, требования и нормативы комплекса ГТО, гигиенические требования к уроку физкультуры определены в следующих нормативных актах.

    Требования к учащимся на уроке физкультуры зависят от того, к какой группе здоровья относится ребенок. От этого зависит и его допуск к сдаче нормативов ГТО.

    В соответствии с Письмом на уроке физкультуры дети распределяются на несколько групп.

    Основная группа здоровья (I группа)

    • Разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
    • Обучающиеся основной группы здоровья допускаются к выполнению нормативов ГТО.

    Подготовительная группа здоровья (II группа)

    • Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения врача.
    • Дети занимаются со снижением физической нагрузки.
    • Дети, относящиеся к подготовительной группе здоровья, допускаются к выполнению нормативов ГТО после дополнительного медицинского осмотра.

    Специальная группа здоровья (III группа)

    • Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения врача.
    • Дети занимаются со снижением физической нагрузки.
    • Учитель физкультуры и школьный врач должны знать об особенностях здоровья ребенка в специальной группе здоровья. В качестве тестов допустимо использовать строго определенные упражнения, которые не противопоказаны ребенку (Письмо).
    • Дети из этой группы здоровья не допускаются к выполнению нормативов ГТО.

    Специальная группа здоровья делится на:

    1. Подгруппу «А» — обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые могут быть переведены в подготовительную.

    2. Подгруппу «Б» — обучающиеся с необратимыми заболеваниями.

    Как аттестовать учащихся, которые относятся ко II и III группе здоровья?

    Выдержки из Письма.

    • Учитель должен заметить даже незначительные и малозаметные изменения в физических возможностях ученика и выставить положительную отметку.
    • Если ученик не продемонстрировал динамики в формировании умений и навыков по предмету, то все равно должна быть выставлена положительная оценка.
    • В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
    • Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

    Как определить нормативы выполнения заданий для учащихся из основной группы здоровья?

    С введением комплекса ГТО в начале 2016 г. каждое образовательное учреждение столкнется с необходимостью подготовить учащихся к выполнению нормативов ГТО. До экспериментального введения комплекса ГТО нормативы по уровню физической подготовленности в официальных документах определены не были. Использовались нормативы, которые описывались в различных примерных программах по физическому воспитанию.

    В программу учебного курса, образовательную программу по предмету «Физическая культура», программы внеучебных курсов по физическому воспитанию должна быть включена деятельность, которая обеспечит выполнение испытаний комплекса ГТО, подготовит к тестированиям комплекса ГТО («Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского фзкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) утв. Минобрнауки России, Минспортом России от 31.10.2014).

    Структура комплекса предполагает 11 ступеней и включает возрастные группы обучающихся с 1 — 11 класс (Постановление Правительства «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» № 540 от 11.06.2014 г.). Первые пять ступеней охватывают возраст обучающихся с 6 до 17 лет, то есть период обучения в школе.

    Для каждого возраста определен норматив, выполнив который обучающийся получит знак ГТО (золотой, серебряный, бронзовый). Нормативы ГТО станут ориентиром, на который необходимо будет равняться при составлении образовательной программы по физкультуре. Особую значимость приобретает сдача нормативов ГТО для выпускников школ, которые могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в ВУЗ.

    Для получения знака отличия комплекса ГТО обязательны тесты по определнию уровня развития скоростных возможностей, выносливости, силы, гибкости и т. д. К выпускникам школ предъявляются следующие требования (Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 575 от 8.06.2014 г..):

    V.Ступень

    (возрастная группа от 16 до 17 лет)

    1. Виды испытаний (тесты) и нормативы.

     

    № п/п

    Виды испытаний

    (тесты)

    Нормативы

    Юноши

    Девушки

    Бронзовый знак

    Серебряный знак

    Золотой знак

    Бронзовый знак

    Серебряный знак

    Золотой знак

    Обязательные испытания (тесты)

    1.

    Бег на 100 м ©

    14,6

    14,3

    13,8

    18,0

    17,6

    16,3

    2.

    Бег на 2 км (мин, с)

    9.20

    8.50

    7.50

    11.50

    11.20

    9.50

    или на 3 км (мин, с)

    15.10

    14.40

    13.10

    -

    -

    -

    3.

    Подтягивание из виса на высокой перекладине

    (количество раз)

    8

    10

    13

    -

    -

    -

     

    или рывок гири 16 кг (количество раз)

    15

    25

    35

    -

    -

    -

    или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине

    (количество раз)

    -

    -

    -

    11

    13

    19

    или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

    (количество раз)

    -

    -

    -

    9

    10

    16

    4.

    Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи-см)

    6

    8

    13

    7

    9

    16

    Испытания (тесты) по выбору

    5.

    Прыжок в длину с разбега (см)

    360

    380

    440

    310

    320

    360

    или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

    200

    210

    230

    160

    170

    185

    6.

    Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз в 1 мин)

    30

    40

    50

    20

    30

    40

    7.

    Метание спортивного снаряда весом 700 г (м)

    27

    32

    38

    -

    -

    -

    или весом

    500 г (м)

    -

    -

    -

    13

    17

    21

    8.

    Бег на лыжах на 3 км (мин, с)

    -

    -

    -

    19.15

    18.45

    17.30

    или на 5 км (мин, с)

    25.40

    25.00

    23.40

    -

    -

    -

    или кросс на 3 км по пересеченной местности*

    -

    -

    -

    Без учета времени

    Без учета времени

    Без учета времени

    или кросс на

    5 км по пересеченной местности*

    Без учета времени

    Без учета времени

    Без учета времени

    -

    -

    -

    9.

    Плавание на

    50 м (мин, с)

    Без учета времени

    Без учета времени

    0.41

    Без учета времени

    Без учета времени

    1.10

    10.

    Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция —

    10 м (очки)

    15

    20

    25

    15

    20

    25

    или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки)

    18

    25

    30

    18

    25

    30

    Количество видов испытаний (тестов) в возрастной группе

    11

    11

    11

    11

    11

    11

    Количество видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**

    6

    7

    8

    6

    7

    8

    Подобные требования разработаны для каждой возрастной группы школьников, начиная с 6 лет. Подробно узнать о предъявляемых комплексом ГТО испытаниях (тестах) для других возрастных групп можно в Приказе Министерства спорта РФ «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 575 от 8.06.2014 г.

    Какие бы требования не предъявлялись к детям, нужно помнить, что учитель физкультуры обязательно инструктирует учащихся о правилах поведения на уроке. Именно учитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время нахождения в школе (Закон об образовании). Очень многое зависит от того насколько грамотно организованы дети на уроке, какие требования к дисциплине предъявляет учитель, как организован сам урок. Если учитель справляется со своими обязанностями, то случаев, когда дети получают травмы, ушибы, не будет. Комплекс ГТО, ФГОС — это те механизмы, которые должны способствовать развитию у детей осознанной необходимости здорового образа жизни, учитывая особенности здоровья каждого ребенка. Если у ребенка с хроническим заболеванием или здорового ребенка наблюдается динамика в выполнении нормативов по физкультуре, то это показатель правильной работы учителя.



    Предварительный просмотр:

    Одним из обязательных предметов школьной программы является физкультура. Она необходима для полноценного физического развития деток. Такой предмет помогает малышам сохранить свое здоровье в условиях постоянного нахождения за партой во время уроков, когда тело вынуждено большую часть времени находится в статичном положении. Для большей части здоровых деток физкультура совершенно безопасна, однако есть определенные группы школьников, которым не рекомендуется выполнять определенные виды физических нагрузок. Поэтому все дети, посещающие школу, проходят обязательное обследование у педиатра, где их могут отнести к определенной медицинской группе для занятий физической культурой. 

    Принципы разделения

    Не стоит путать группы здоровья, которые нужны в основном докторам, с медицинскими группами по посещёниям физкультуры. Группы здоровья определяются ещё в новорожденном возрасте и могут корректироваться по мере роста ребенка. Медицинские группы для занятий физкультурой обычно определяются перед поступлением в школу и требуют ежегодного подтверждения либо опровержения. В большей части школ учителя не могут в точности определить смысл спецмедгруппы и не знают, чем занятия у таких деток отличаются от ЛФК. Однако лечебная физкультура проводится лишь специалистами-докторами, в то время как обычный урок физкультуры у детей из спецгруппы проводит педагог, который способен подобрать наиболее оптимальные методики тренировки. 

    Все школьники в начале учебного года, либо незадолго до него, в зависимости от анамнеза, распределяются ровно на три группы, а именно основную, подготовительную, а также специальную. Доктор, который проводит распределение, принимает в учёт особенности здоровья и функционального состояния организма. Если поднимается вопрос о спецгруппе, врач должен обязательно установить диагноз и указать степень нарушений функциональной деятельности организма. Подробнее поговорим про группы здоровья по физкультуре в школе, охарактеризуем их детальнее.

    Основная группа

    Так основная медицинская группа для занятий физкультурой включает в себя деток, относящихся к первой группе здоровья, а также определенное количество представителей второй группы здоровья, если существующий недуг никак не ограничивает двигательный режим. Такие школьники характеризуются отсутствием отклонений в состоянии своего здоровья, а также физического развития. Они имеют отличное функциональное состояние и такую физподготовку, которая полностью соответствует возрасту. Также к основной группе здоровья относят и тех детей, которые имеют незначительные, большей частью функциональные отклонения. При этом такие школьники совершенно не отличаются от своих сверстников по физическому развитию и физподготовке. 

    Таким детям можно выполнять занятия физкультурой в полном объёме, который соответствует программе учебного воспитания, а также сдавать тесты по индивидуальной физподготовке. Кроме того таким школьникам разрешено посещать спортивные секции, кружки и пр., а также участвовать в разного рода соревнованиях, спортивных праздниках и т.п. 

    Подготовительная группа

    В такой группе находятся дети, которые обладают некоторым отставанием в физическом развитии, имеют недостаток физподготовки либо незначительные отклонения в состоянии здоровья. Это представители второй групп здоровья. 

    Специальные цели физического воспитания таких школьников состоят в том, чтобы повысить уровень их физподготовки до нормального. 

    Ослабленное состояние здоровья часто фиксируется в качестве остаточного явления после разных перенесенных недугов острого типа, а также при их переходе в стадию хронического заболевания. Кроме того такая ситуация наблюдается и при хронических формах заболеваний на этапе компенсации. Таким школьникам нужно соблюдать определенные ограничения и специальные методические правила, а также не выполнять значительные нормы физической нагрузки с высокой интенсивностью. 

    Специальная группа

    В этой группе находятся те школьники, состояние здоровья которых требует занятий в соответствии с отдельной программой, которая принимает в учет состояние их здоровья. Однако таких детей не нужно полностью освобождать от физической культуры, хотя это довольно часто практикуется. Этой группе школьников особенно нужны правильно организованные физические нагрузки. 

    В спецгруппе могут находится дети со временными либо постоянными отклонениями в состоянии здоровья, которым настоятельно рекомендуется посещать курс физкультуры по специализированной программе в обычной школе под руководством педагога. Такие школьники имеют подгруппу А. 

    Кроме того спецгруппа включает в себя детей, которые страдают от довольно серьезных отклонений в состоянии здоровья. Таким малышам требуется существенно ограничивать объемы и интенсивность разного рода физических нагрузок. Они относятся к подгруппе В. В этом случае занятия физкультурой должны проводиться под наблюдением не только педагога, но и квалифицированного доктора. Чаще всего такие мероприятия проводят в поликлинике, специальном диспансере либо же в учебном заведении по индивидуальной программе. 

    Перевод из одной группы в другую вполне возможен, после того, как будет проведено врачебное обследование и педагогическое тестирование. Чаще всего это становится возможным по окончанию четверти, семестра либо учебного года.



    Предварительный просмотр:

    Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствие четких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в которой необходимо решать проблему здоровья. Состояние здоровья явно не благополучно. Растет численность детей с различными формами хронических заболеваний.

    Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

    В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

    Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

    Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

    НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

    1.Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.

    2.Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

    3.Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.

    4.Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

    Процесс физического воспитания ослабленных детей сложен. Школьники, которые перенесли какие-либо заболевания, длительное время находятся в условиях дефицита двигательной активности, что дополнительно усугубляет состояние их здоровья. Это явление получило название «гипокинетического синдрома». Между тем, современные знания в области физиологии, гигиены и клинической медицины свидетельствуют, что таким детям и подросткам особенно необходима двигательная активность. Но заниматься они должны по специальным программам, ориентированным на показатели заболеваний

    Лечебная физическая культура относится к числу методов, действие которых направлено на активизацию механизмов, выступающих как «физиологическая мера защиты организма против болезни» (И.П. Павлов).

    Лечебная физическая культура – изучает средства физической культуры, используемые с лечебной целью, для лечения заболеваний и повреждений организма человека и реабилитации больного.

    Детская лечебная физкультура отличается от других видов лечения не только физиологическим характером применяемых средств, связанных с естественными движениями ребёнка и естественными внешними воздействиями, но и широким использованием в практической работе методов лечебной педагогики и психологии.

    ЛФК направлено на значительное повышение качества физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

    Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятия со здоровыми детьми: здесь собраны учащиеся из разных классов, разного возраста и пола, имеющие разный диагноз.

    К специальным медицинским группам относятся школьники со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающими выполнению обычного учебного процесса в школе, но являющимися противопоказаниями для занятий по школьной программе физического воспитания.

    Группы учащихся, отнесённых к СМГ и ЛФК, комплектуются для занятий физической культурой по заключению врача и оформляются приказом директора школы. В соответствии с инструктивным письмом Министерства просвещения «О снижении наполняемости в специальных медицинских группах школьников для занятий по физической культуре». Практика показывает, что наиболее целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся I; II; III; IV; V-VII; VII-IX; X-XI классов). Следует особо подчеркнуть необходимость строго дифференцированной нагрузки с учётом индивидуального подхода к учащимся.

    Проводятся внутригрупповое распределение на сильную «А» и слабую «Б» группы, что позволяет осуществлять индивидуальный подход и добиваться эффективности решения оздоровительных задач.

    В группу «А» относятся учащиеся с отклонениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, удовлетворительно овладевающие двигательными навыками, а также школьников, временно относящихся в специальную группу для полного восстановления после перенесённого заболевания или травмы.

    В группу «Б» относятся учащиеся с необратимыми патологическими изменениями, с часто обостряющимися хроническими заболеваниями, с аномалиями развития двигательного аппарата.

    На уроках учащиеся должны осваивать основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, занимающихся в СМГ, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья.

    Уроки СМГ должны содействовать:

    1.укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптационных возможностей организма , физическому развитию и закаливанию организма.

    2. развитию физических качеств, повышению физической и умственной работоспособности.

    3. освоению основных двигательных умений и навыков.

    4.ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных заболеванием, постепенной адаптацией организма к воздействию физических нагрузок.

    5.формированию правильной осанки, умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями.



    Предварительный просмотр:

    Красавица, отличница, активистка, но НЕ СПОРТСМЕНКА… Классный руководитель лучшей выпускницы школы ожесточенно сражается с физруком, который своей оценкой норовит ей испортить аттестат, родители негодуют, а сама виновница баталий спокойна и невозмутима: «Ну не люблю я эту физкультуру, никогда не любила. С первого класса». Знакомая ситуация? Думаю, немало родителей ответят утвердительно. И действительно подтвердят, что проблема обозначилась еще в начальной школе.

     

    Четыре причины одного «не хочу!»

    Как можно определить, что проблема уже появилась? Самый главный признак – ребенок не хочет ходить на физкультуру. Он «забывает» спортивную форму; рассказывает, как ему тяжело на физкультуре, как у него ничего не получается и что лучше этого урока никогда не было бы. В физкультурный день он уходит в школу мрачный, недовольный, обиженный. Он радуется, когда получается пропускать уроки физкультуры, старается и сам найти для этого повод. Обычно такое бывает, если: учитель и ученик не нашли общий язык; у ребенка что-то не получается, а одноклассники над этим смеются; учитель ориентируется на более сильных детей, мало обращая внимание на слабых; ребенок просто не любит двигаться.

    Давайте попробуем разобраться, что в этой ситуации родители могут сделать, да и нужно ли им вообще что-то делать.Первым делом постарайтесь выяснить у ребенка, что учитель предлагает делать на уроке, что у малыша получается, а если не получается, как на это реагирует педагог и дети. Это позволит вам для начала проанализировать ситуацию. Понятно, что шаловливый ребенок не будет распространяться о своих проделках, а постарается или свалить все на других, или преуменьшить собственные «заслуги». Здесь должно включиться родительское понимание и чутье. Папы и мамы (когда они не забывают объективно смотреть на вещи) прекрасно знают, где их ребенок может что-то приукрасить, как себя выгородить; что он считает шалостью, а что нормальным явлением.

    Если вы видите, что ваш ребенок ведет себя некорректно, учитывает только свои интересы, есть смысл поговорить с ним и настроить на нужную волну. Это не так просто сделать, ведь многие дети ведут себя дома и в школе совсем по-разному. Некоторые родители даже поверить не могут в то, что их домашний, тихий ребенок может быть лидером своего класса, причем не только в достижениях, но и шалостях. Поэтому стоит войти в контакт с учителем и получше узнать школьное лицо своего чада.

    Если же вы видите, что ребенок слишком застенчивый и это мешает ему проявить себя в полной мере, опять-таки советую поговорить с учителем, чтобы тот дал ребенку время на адаптацию, сильно не нагружал его сразу, попытался постепенно вывести на общий уровень. Это особенно актуально в первом классе, когда школьники еще не притерлись друг к другу, только знакомятся, пытаются подружиться, боятся показать себя не в лучшем свете. Во 2, 3, 4-м классах дети уже организованны, хорошо знают друг друга, поэтому менее скованны и стеснительны.

    Хочу обратить внимание пап и мам еще на один момент. Учитель по определению старается наладить жизнь в классе, нормализовать отношения между учениками. Но вспомните, как часто мы, родители, говорим детям: «Тебя толкнули – ты толкни в ответ», «Тебя задели – задень в ответ» и т. п. Но ведь в подвижных играх не так-то легко обойтись совсем без столкновений, случайно выставленных ног, неудачных взмахов рук и т. д. Если в ребенке живет установка «тебе сделали – ответь», то игра очень быстро может свестись к толканию и пиханию. А тут уж ни о какой дружеской атмосфере речи и быть не может.

    Ну а что делать с просто ленивыми детьми, которые не любят двигаться и с удовольствием будут целый день валяться на диване? Такие ведь изначально настроены против любой физической нагрузки. Они в любом случае будут говорить о том, что не любят уроки физкультуры, что все там плохо и т. п. Для решения этой проблемы усилий одного учителя физкультуры явно мало – придется подключаться всей семье. Активный семейный отдых, подвижные игры, совместные занятия спортом могут при правильном ненавязчивом подходе в конце концов убедить маленького лентяя, что жизнь, во всяком случае здоровая и интересная, – в движении!

     

    Когда виноват действительно учитель

    К сожалению, бывают совершенно конкретные ситуации, когда в нелюбви маленького школьника к физкультуре виноват действительно учитель. Если корень проблемы в том, что он не сумел найти подход к вашему юному неспортсмену, стоит поговорить или с классным руководителем (тот затем сумеет прояснить ситуацию учителю физкультуры – он лучше, чем его коллега, знает ребенка), или же с самим учителем физкультуры. В личной беседе порой легче найти нужное решение, так как учитель сможет озвучить все претензии, а вы ему – высказать свою точку зрения. Но сохраняя хладнокровие и стараясь быть объективным.

    Бывает, что учитель уж слишком нацелен на результат. Он хочет, чтобы его дети были самыми-самыми, и, соответственно, все те, кто не вписывается в эти «самые», попадают в категорию «нелюбимчиков». Такая позиция учителя изначально неверна, но, к сожалению, тут трудно что-то сделать. Физрук может упирать на тесты и контрольные упражнения («плохо выполнил – получи двойку»), может понижать оценку за неактивность в игре и т. п. Объяснять такому «перфекционисту», что для спорта высших достижений есть спортивные секции, а цель его уроков – приобщать детей к физической культуре – дело неблагодарное. И если он продолжает ставить плохие оценки (подчеркиваю: не продолжает хамить, безосновательно придираться и проч. – в этом случае можно и через директора вопрос решать), но делает все в формально правильных рамках, то этот период надо просто пережить.

    Начальная школа – это всего четыре года. Затем – средняя школа, а там, как правило, другой учитель, с которым непременно повезет больше.

    Главное – постараться, чтобы ваше чадо не оказалось настроенным против уроков физкультуры вообще. Объясните ему, что в любом случае надо делать все, что от него зависит, для улучшения собственных показателей (это можно проследить по тестам и контрольным упражнениям, которые проводятся в начале и конце года), ни с кем себя не сравнивать и гордиться личными успехами.

    Третья ситуация: допустим, вам стало известно, что учитель не следит за атмосферой в классе – разрешает шутки над неудачными выполнениями, пропускает мимо ушей злые подтрунивания, намеки и т. д. Если такое происходит постоянно, родителям необходимо вмешаться. Некоторым детям достаточно пару раз услышать что-то о себе нелестное – и они совсем ничего не захотят делать, боясь очередной порции насмешек. Но «вмешаться» не значит сразу нападать только на учителя, целесообразно обсудить эту проблему на родительском собрании, например. Ведь ситуация красноречиво говорит об общей не совсем благополучной атмосфере в классе. 

    Он – сам!

    Я часто повторяю – «надо поговорить с учителем». Но в первую очередь родителям стоит постараться сделать так, чтобы проблему решил сам ученик. Ему может помочь, например, чувство юмора. Над ним подшутили – пусть ответит не менее остроумно. Пару раз сумеет удачно парировать, и одноклассники уже сто раз подумают, прежде чем подшутить над ним вновь. Неплохо также научить ребенка не вступать в бессмысленные перепалки – они ни к чему хорошему не приводят, умение игнорировать принесет гораздо больше пользы. Объясните своему малышу, что подшучивают всегда над тем, над кем это «прикольно» делать. Как только шутки перестают достигать нужного результата (появления ответной бурной реакции, всплеска эмоций и т. п.), они сводятся на нет, так как теряется всякий смысл действа. Если же ребенок еще и найдет в себе силы посмеяться со всеми вместе, то это только поднимет настроение и ему, и классу.

    Приведу простой пример: ребенок выполняет прыжок в высоту, сбивает планку, падает, кувыркается. Ребята начинают смеяться, причем не потому, что другой упал, а потому что со стороны это выглядит смешно. Если ребенок поймет, что и правда смешно получилось, и посмеется со всеми вместе, то это, скорее, поднимет его рейтинг в классе. Если же начнет обижаться, плакать, садиться в сторонку, будет только хуже. И себя настроит против всех, и все настроятся против него. Ведь изначально никто ничего плохого ребенку не желал, дети смеялись над ситуацией, а не над ним.

    Старайтесь лучше узнать своего ребенка, старайтесь понять мотивацию учителя и попытайтесь делать правильные выводы. И обязательно культивируйте в вашей семье любовь к физкультуре. Возможно, малышу это еще сложно понять, но мы-то, взрослые, знаем: речь идет не о прыжках, беге или приседаниях, а о важной составляющей нашей общей культуры.