Разработки уроков


Предварительный просмотр:

Тема: Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии

Цель: познакомить с бактериями, показать особенности их строения, питания, размножения и распространения, многообразие форм; познакомить с цианобактериями, выявить отличительные черты бактерий от растений; показать значение бактерий в природе и жизни человека; познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве и промышленности; сформировать знания о бактериях – возбудителях болезней, о мерах профилактики инфекционных заболеваний

Планируемые результаты освоения материала: Распознавать и описывать по рисунку строение бактериальной клетки. Выделять отличительные особенности бактерий. Объяснять, что бактерии живые организмы. Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: слайды презентации

Ход урока

Организационный момент

Активизация знаний учащихся: 

Опрос: по теме «Ткани»

Актуализация:

? Вспомните все, что вы знаете о бактериях? – ответы учащихся

Изучение нового материала

СЛАЙД 1 Тема урока:  Строение и жизнедеятельность бактерий.  Роль бактерий в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии.

СЛАЙД 2 Запись в тетрадь:

Бактерии – микроскопические одноклеточные организмы.

Распространение бактерий:

- нет места на Земле, где бы их не было (льды – 83 ºС, горячие источники - +85-90 ºС, почва, вода, воздух)

- условия жизни разнообразны (аэробы, анаэробы)

СЛАЙД 3 Запись в тетрадь:

Форма бактерий:

  1. Кокки - шаровидные
  2. Бациллы – палочковидные
  3. Вибрионы – изогнутые (в виде запятой)
  4. Спириллы – спиралевидные

Часто образуют скопления в виде цепочек, групп, кленок.

Неподвижные, подвижные (могут иметь один или несколько жгутиков) формы.

Некоторые двигаются за счет изгибания тела.

СЛАЙД 4 Запись в тетрадь, зарисовка

Строение бактериальной клетки: СМ. рис.14 стр. 29

Строение бактерий (в сравнении с растительной клеткой):

Бактерии

Растительные клетки

Слизистая капсула

+

-

Клеточная стенка (оболочка)

Из муреина

Из целлюлозы

Цитоплазматическая мембрана

+

+

цитоплазма

+

+

Ядро

-

+

Наследственный материал

Кольцевая ДНК

Линейные ДНК (хромосомы)

Вакуоль

Много  мелких

Большая

Жгутики

У подвижных форм

У некоторых одноклеточных водорослей

СЛАЙД 5 Запись в тетрадь:

Прокариоты - одноклеточные живые организмы, не обладающие оформленным клеточным ядром

СЛАЙД 6 Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами

Запись в тетрадь:

Способы питания бактерий

Автотрофы – создают органические вещества из неорганических (цианобактерии или сине-зеленые, хемобактерии)

Гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами  

  1. Сапрофиты – питаются мертвой органикой (бактерии гниения, почвенные)
  2. Паразиты (нахлебники) – питаются за счет живых организмов (болезнетворные бактерии)
  3. Симбионты – взаимовыгодное существование с другими организмами (клубеньковые бактерии)

СЛАЙД 7 Запись в тетрадь:

Размножение бактерий происходит путем деления и при помощи спор.

Деление происходит каждые 20-30 мин. За 5 суток из одной бактерии может образоваться масса, которая покроет всю Землю.

Но этого не происходит. Почему? (погибают при неблагоприятных условиях – влажность, солнечный свет, температура)

СЛАЙД 8  При  неблагоприятных условиях (недостаток пищи, влаги, температуры) – образуют споры.

Цитоплазма сжимается, отходит от оболочки, округляется и образует  внутри новую оболочку – более плотную.

В таком виде бактерии могут сохраняться очень долго даже при неблагоприятных условиях очень много лет – сотни и тысячи (гробницы).

Разлетаются, распространяются споры на огромные расстояния.

При попадании в благоприятные условия – спора прорастает - бактерия.

Запись в тетрадь:

Спора - особый тип клеток бактерий с плотной оболочкой, служащий для пережидания неблагоприятных условий.

СЛАЙД 9  Запись в тетрадь:

Роль бактерий в природе и жизни человека:

Бактерии – важнейшее звено в круговороте веществ в природе.

Растения создают сложные органические вещества в процессе фотосинтеза.

Эти вещества возвращаются в почве. Бактерии разлагают эти сложные вещества на простые, которые снова используют растения – это …? Круговорот веществ в природе.

  1. Бактерии гниения и разложения – сапрофиты – разлагают сложные органические вещества, превращая их в перегной.
  2. Почвенные бактерии – превращают перегной в минеральные в-ва, которые поглощают растения.
  3. Клубеньковые бактерии – азотофиксирующие бактерии, живущие в симбиозе с растениями.   Поселяются в клетках растений, образуют утолщения – клубеньки. Бактерии растению – азот, растение бактериям – углеводы.
  4. Молочнокислые бактерии. Используются в промышленности. Сбраживают молоко в простоквашу, сливки – в сметану.

Для консервации продуктов – создают условия, непригодные для жизни бактерий. ?Какие?

  1. Болезнетворные бактерии – паразиты. Поселяются в организме хозяев (человека, животных, растений), вызывают заболевания, которые могут перерастать в эпидемии – чума.  

У растений – гниение, пятнистость листьев, увядание (см. рис. 16, стр. 34)

СЛАЙД 10  Как же не заразиться болезнями, вызываемыми бактериями? – ответы детей

Запись в тетрадь:

Меры предупреждения заболеваний:

  1. Контроль за пищей и водой
  2. Фильтрование, хлорирование, озонирование
  3. Прием лекарств
  4. Проветривание помещений
  5. Дезинфекция
  6. Солнечный свет
  7. Прививки

Закрепление: фронтальный опрос

  1. Бактерии – это………

1)многоклеточные организмы 2)одноклеточные организмы

  1. В клетках бактерий……..

1) имеется ядро                                 2) нет ядра

  1. Споры бактерий образуются……..

1) при половом размножении                     2) при неблагоприятных условиях

  1. Бактерии размножаются…….

1) половым путем                         2) простым делением

  1. Сапрофиты – это организмы….
  1. питающиеся отмершими остатками или выделениями других организмов
  2. питающиеся веществами из тела других живых организмов
  1. Паразиты – это организмы…

1) питающиеся отмершими остатками или выделениями других организмов

2)питающиеся веществами из тела других живых организмов

  1. Большинство болезней человека возникает из-за того,что….
  1. бактерии поселяются и паразитируют в организме.
  2. У человека поднимается температура
  1. Человек заражается болезнью, если…
  1. не соблюдает правил гигиены
  2. моет руки, обливается холодной водой, делает зарядку.

ВЫБЕРИТЕ НОМЕРА С ПРАВИЛЬНЫМИ СУЖДЕНИЯМИ – (на правильное суждение – хлопок)

  1. Бактерии – одноклеточные организмы.
  2. Бактерии встречаются всюду.
  3. Многие бактерии благодаря наличию жгутиков подвижны.
  4. Все бактерии имеют форму палочек.
  5. У бактерий отсутствует ядро.
  6. Большинство видов бактерий питаются готовыми органическими веществами.
  7. Все бактерии- паразиты растений, животных, грибов. человека.
  8. Бактерии имеют плотную оболочку.
  9. Бактерии могут жить только во влажной среде.
  10. Солнечный свет благоприятен для жизни бактерий.
  11. Все бактерии при неблагоприятных условиях образуют спору.
  12. Все бактерии не могут жить без доступа кислорода
  13. Капусту можно квасить благодаря жизнедеятельности молочнокислых бактерий.
  14. Молочнокислые бактерии создают среду, неблагоприятную для жизни гнилостных бактерий.
  15. Природе и хозяйственной деятельности гнилостные бактерии наносят только вред.
  16. Сахар, поваренная соль, уксус угнетают деятельность гнилостных бактерий.
  17. Без бактерий в природе не происходило бы разложение растительных и животных остатков и превращение их в неорганические вещества.
  18. Некоторые виды бактерий используются для накопления в почве солей азота.
  19. При благоприятных условиях деление бактерий происходит каждые сутки.
  20. Туберкулез у человека и животных – бактериальное заболевание.
  21. Бактерии – первые живые организмы, появившие на Земле.
  22. Гнойничковые заболевания кожи вызываются бактериями.

СЛАЙД 11 Домашнее задание: стр. 28-35, ответить на вопросы устно, зарисовать строение бактериальной клетки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии

Слайд 2

Бактерии – микроскопические одноклеточные организмы .

Слайд 3

Форма бактерий: Кокки - шаровидные , бациллы – палочковидные, вибрионы – изогнутые (в виде запятой), спириллы – спиралевидные.

Слайд 4

Строение бактериальной клетки: 1. Оболочка – сохранять форму 2 .Цитоплазма 3. Включения 4. Жгутики 5. Ядерное вещество распределено по цитоплазме. Ядро не сформировано

Слайд 5

Прокариоты - одноклеточные живые организмы , не обладающие оформленным клеточным ядром

Слайд 6

Питание: Сапрофиты – питаются готовыми органическими веществами из отмерших организмов или выделений живых организмов (бактерии гниения) Паразиты – питаются органическими веществами живых организмов (болезнетворные бактерии – животных, человека, растений). Автотрофы - создают орг. вещества из неорганических (сине-зеленые или цианобактерии )

Слайд 7

Размножение путем деления

Слайд 8

Спора - особый тип клеток бактерий с плотной оболочкой, служащий для пережидания неблагоприятных условий.

Слайд 9

Роль бактерий в природе и жизни человека: Бактерии гниения и разложения – сапрофиты – разлагают сложные органические вещества, превращая их в перегной. Почвенные – превращают перегной в минеральные в-ва Клубеньковые – бактерии , живущие в симбиозе с растениями. Молочнокислые. Болезнетворные – паразиты

Слайд 10

Меры предупреждения заболеваний: Контроль за пищей и водой Фильтрование, хлорирование, озонирование Прием лекарств Проветривание помещений Дезинфекция Солнечный свет Прививки

Слайд 11

Домашнее задание: стр. 28-35, ответить на вопросы устно, зарисовать строение бактериальной клетки



Предварительный просмотр:

Тема: Опорно-двигательная система: скелет человека, его приспособление к  прямохождению и трудовой деятельности.

Цель: познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей; показать сходство в строении скелета млекопитающих и человека; раскрыть особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью

Планируемые результаты освоения материала: называть особенности строения скелета головы и туловища человека; характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой  деятельностью, развитием мозга и речи.

 Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: модель скелета

Ход урока

Организационный момент

Активизация знаний учащихся:

  1. Что составляет опрорно-двигательную систему человека? Как она еще называется? (костно-мышечная)
  2. Какие функции выполняет опорно-двигательная система человек? (опора, движение, защита)
  3. Строение кости?
  4.  Работа в парах: Найдите соответствие:

1) Нормальная кость

2) Декальцинированная кость

3) Прокаленная кость

А) Без минеральных веществ

Б) Без органических веществ

В) органические вещества + минеральные вещества

Г) хрупкая

Д) твердая, прочная, упругая

Е) мягкая, упругая

Ответ: (1 В, Д        2 А, Е        3 Б, Г)

Актуализация:

Демонстрация модели скелета

?Глядя на скелет человека, можете ли вы выделить приспособления для прямохождения и трудовой деятельности? - ответы учащихся

Особенности строения скелета человека, связанны с прямохождением и трудовой деятельностью. Человека характеризует вертикальное положение тела, опирающегося только на нижние конечности. Позвоночник взрослого человека имеет изгибы. Во время быстрых, резких движений изгибы пружинят и смягчают толчки. У млекопитающих животных, которые опираются на четыре конечности, позвоночник таких изгибов не имеет.

Грудная клетка человека в связи с прямохождением расширена в стороны. У млекопитающих животных она сжата с боков.

Одна из самых характерных черт скелета человека - это строение руки, ставшей органом труда. Кости пальцев подвижны. Самый подвижный, большой палец, хорошо развитый у человека, располагается напротив всех остальных, что важно для различных видов работы - от колки дров, требующей сильных размашистых движений, до сборки ручных часов, которая связана с тонкими и точными движениями пальцев.

В связи с вертикальным положением тела человека пояс его нижних конечностей очень широк и имеет вид чаши. Он служит опорой для внутренних органов брюшной полости. У млекопитающих животных таз значительно уже, чем у человека.

Массивные кости нижних конечностей человека толще и прочнее костей рук, так как ноги несут на себе всю тяжесть тела. Сводчатая стопа человека при ходьбе, беге, прыжках пружинит, смягчает толчки.

В скелете головы человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Это связано с большим развитием головного мозга человека.

Изучение нового материала

Тема урока: Опорно-двигательная система: скелет человека, его приспособление к  прямохождению и трудовой деятельности.

Демонстрация на модели скелета и запись в тетрадь

Скелет – совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.

Осевой скелет (череп и осевой скелет)

  1. Череп:

- Мозговой отдел:

Непарные кости:

Лобная,  затылочная

Парные кости:

Теменные, височные

- Лицевой отдел:

Непарные

Нижняя челюсть – подвижная

Верхняя челюсть – неподвижная

Парные: Носовая кость, скуловая кость

  1. Скелет туловища:

- Позвоночник (5 отделов):

Шейный (7 позвонков)

Грудной (12 позвонков)

Поясничный (5 позвонков)

Крестцовый (5 сросшихся позвонков)

Кобчик (4-5 сросшихся позвонков);

- Грудная клетка:

Ребра 12 пар (прикреплены к позвонкам грудного отдела) 10 пар с помощью хрящей прикрепляются к грудине, 2 пары – свободные.

Добавочный скелет (состоит из костей поясов конечностей и свободных конечностей):

- Плечевой пояс: 2 лопатки, 2 ключицы

- Верхние конечности:

плечевые кости

лучевые кости

локтевые кости

кости запястья

кости пястья

фаланги пальцев;

- Пояс нижних конечностей: тазовые кости тесно сочлененные с крестцом

- Нижние конечности:

Бедренная кость

Большая берцовая кость

Малая берцовая кость

Кости предплюсны

Кости плюсны

Фаланги пальцев

Отделы позвоночника всех млекопитающих одинаковы.

Строение позвонка: задний отросток, тело позвонка и дуга - образуют позвоночный канал, боковые отростки. (СМ. стр. 53, рис. 22)

Между позвонками находятся межпозвоночные хрящевые диски.

?Каково значение межпозвоночных дисков? – ответы учащихся

Череп  прикрепляется к первому позвонку позвоночнику при помощи двух мыщелков, благодаря чему, можем поднимать и опускать голову (СМ. стр. 54, рис. 24)

У первого позвонка нет тела – приросло ко второму – образует зуб, вокруг которого вращается  первый шейный позвонок вместе с головой, когда крутим головой.

От спинного мозга зуб отделен связкой, которая очень непрочна.

Закрепление:

  1. Какие части скелета относятся к осевому скелету, какие к добавочному?
  2. Почему голому младенца необходимо поддерживать?

Рефлексия:

Домашнее задание: стр. 50-59 (до типов соединения костей), вопросы



Предварительный просмотр:

Тема: Группы крови, переливание крови. Свёртывание крови

Цель: познакомить учащихся с сущностью биологического процесса свертывания крови, ролью витамина К и кальция в свертывании

Планируемые результаты освоения материала: Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови; роль кальция и витамина К. строение и функции крови. Знать свою группу крови, резус-фактор. Анализ крови, малокровие, кроветворение.

Тип урока: изучение нового материала.

Характеристика деятельности уч-ся: Сам. работа с учебником, составление схемы 

Виды контроля, измерители: индивидуальный, фронтальный опрос.

Оборудование: таблицы: «Кровь», «Группы крови»

Ход урока

Организационный момент

Активизация знаний учащихся: 

  1. Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима внутренняя жидкая среда?
  2. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Как они связаны между собой?
  3. Какие функции выполняет кровь, тканевая жидкость и лимфа?
  4. Что такое лимфатические узлы, их роль? Покажите на себе, где они расположены?
  5. В чем проявляется взаимосвязь строения эритроцита с его функцией?
  6. Функции лейкоцитов?

Актуализация

?Почему, когда мы порежемся, кровь останавливается, свертывается, образуется «болячка»? – ответы учеников

В крови есть специальные клетки, которые отвечают за свертывание крови.

Изучение нового материала

Тема нашего урока «Группы крови, переливание крови. Свёртывание крови»

Запись в тетрадь:

Тромбоциты  (кровяные пластинки)  - принимают участие в свертывании крови.  

Травма – кровь выходит из сосуда – тромбоциты разрушаются – выделяют ферменты – кровь сворачивается

Запись на доске и  в тетрадь СХЕМЫ свертывания крови:

СХЕМА свертывания крови: ферменты тромбоцита + О2 + соли кальция + витамин К + растворимый  белок фибриноген = нити фибрина (нерастворимый белок) – образуется сетка, которая задерживает клетки крови – образуется сгусток

Если нет каких-то элементов – кровь сворачиваться не будет.

?Как вы думаете, а при переливании крови, почему она не сворачивается? - ответы учеников

?Какой элемент крови легче всего удалить, что бы она не свернулась? – ответы учеников 

Легче всего из крови удалить соли кальция.

При анализе крови определяют не только кол-во гемоглобина, но и концентрацию сахара, солей , скорость оседания эритроцитов.

СОЭ(скорость оседания эритроцитов) в норме – мужчины – 2-10 мм/ч, женщины – 2 -15 мм/ ч. При наличии воспалительных процессов СОЭ увеличивается.

Снижение нормы гемоглобина может стать сигналом о том, что у человека – болезнь – малокровие – анемия.

?Чем грозит анемия – уменьшение кол-ва эритроцитов?  - ответы учеников -недостаток кислорода.

Белок гемоглобин содержится в эритроцитах.

?Где образуются эритроциты? – ответы учеников - в красном костном мозге.

Если костный мозг не работает – не образуются эритроциты – болезнь – операция по пересадке костного мозга.

  • В красном костном мозге образуются и лейкоциты и тромбоциты. Дозревают в лимфатических узлах и тимусе (вилочковой железе).
  • Продолжительность жизни эритроцитов – 4 мес.
  • Лейкоцитов – от нескольких часов до 3 -5 суток
  • Тромбоцитов – 5 -7 суток
  • Количество крови в организме человека 5-6 литров. Потеря ~ 70% (3,5 л) грозит смертью человеку

?Какое есть средство от смерти от потери крови? – ответы учеников - переливание крови.

Идея о вливании крови в кровеносные сосуды родилась в 17 веке после открытия Гарвеем закона кровообращения.

Сначала пытались использовать кровь животных. Обескровленному умирающему юноше влили кровь ягненка. Вливание чужеродной крови вызвало тяжелую реакцию, однако, юноша выздоровел.

Стали проделывать подобные опыты с кровью животных, больные погибали.

В конце 18 века было доказано, что для переливания крови человеку надо использовать только кровь человека.

Первое в мире переливание крови человеку от человека – в 1919 г. В Англии.

Однако, выяснили, что и это не всегда безопасно. Некоторые пациенты гибли.  

?Почему? ответы учеников.

На эти вопросы ответили в начале 20 века  ученые К. Ландштейнер и я. Янский.

Они установили, что по биологическим свойствам крови  люди делятся на 4 группы.

Запись в тетрадь:

Люди, дающие кровь – доноры, получающие кровь – реципиенты.

Когда кровь донора и реципиента не совпадает по группе, то эритроциты  склеиваются, собираясь в кучки, или разрушаются при попадании в плазму или сыворотку крови другой группы. Это приводит к гибели больного.

В крови каждого  человека есть антигены, которые принимают эритроциты  крови другой группы, как инородные тела, которые необходимо уничтожить.

Самостоятельная работа с учебником.

Прочитайте  раздел «Переливание крови» на стр. 97, выпишите группы крови в два столбика и, покажите стрелочками, какую группу в какую можно переливать.

Проверяем, записывая правильную схему на доске:

ДОНОР                                РЕЦИПИЕНТ

I                                        I

II                                        II

III                                        III

IV                                        IV

В течение всей жизни группа крови не меняется.

?Кто знает свою группу крови? - ответы учеников

?Какие группы можно вам переливать? - ответы учеников

?Кому вы можете стать донором? - ответы учеников

У многих людей в эритроцитах есть белок, который получил название – резус-фактор. Обозначается буквами Rh+

Впервые был обнаружен у макак-резус, отсюда и название.

Rh+ - кровь, имеющая этот белок в эритроцитах

Rh- - кровь, не имеющая в эритроцитах этого белка

Если человеку с резус-отрицательной кровью влить резус-положительную, то в организме начнется выработка антител против этого белка.

Если повторно перелить такую кровь – начнется резус-конфликт – смерть.

Резус-конфликт может произойти и в случае, когда мать резус-отрицательна, отец – резус-положителен.

Если плод получится резус-положительным, то в организме матери начнут вырабатываться антитела, разрушающие положительный резус-белок. Если беременность первая и антител не много – родится нормальный ребенок

При повторной беременности – произойдет резус-конфликт, разрушение эритроцитов ребенка – гибель плода или болезнь плода.

Поэтому, сразу после рождения делают анализ на наличие антител к резус-фактору и, если он есть, новорожденному делают обменное переливание.

Закрепление:

  1. Почему нельзя беспрепятственно переливать кровь от одного человека другому?
  2. Какие группы крови имеются у человека и как их можно переливать?
  3. Почему возникает резус-конфликт?

Рефлексия:

Домашнее задание: стр. 97 - 99, вопросы  после параграфа устно 



Предварительный просмотр:

Биология как наука. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

Цель: Познакомить учащихся с задачами и содержанием школьного курса «Основы общей биологии»; сформировать у учащихся четкое представление о современных проблемах общей биологии.

Планируемые результаты освоения материала:  Дать определение термину биология, приводить примеры интеграции биологических наук, объяснять роль биологии в обществе.

Оборудование: слайды презентации

Ход урока

Организационный момент

Знакомство с организацией учебных занятий по курсу «Основы общей биологии» (Введение в общую биологию и «экологию», знакомство со структурой учебника и правилами работы с ним):

  1. Курс «Основы общей биологии» позволит вам продолжить изучение биологии – науки о жизни, освоить ее новые более сложные ступени и понятия.
  2. Учебник биологии содержит введение и 10 глав, которые разделены на 3  раздела:
  • «Уровни организации живой природы», где вы узнаете о том, что живая природа состоит из нескольких взаимосвязанных частей разного уровня от молекулярного и клеточного до экосистемного и биосферного
  • «Эволюция органического мира» повествует о многообразии  животных и растений и как возникло это разнообразие жизни
  • «Основы экологии» познакомят  вас ближе с наукой об окружающей среде «экологией» с некоторыми проблемами современной экологии.
  1. В каждой главе учебник по нескольку параграфов. В начале каждого параграфа обозначены основные вопросы, описанные в параграфе, после параграфа – основные понятия, которые вы должны освоить и вопросы, на которые должны уметь ответить.
  2. После изучения каждой из 10 глав будут проводиться письменные итоговые проверки знаний по усвоению материала, а также промежуточные письменные срезы и опросы.

Актуализация:

Биологию, вернее ее разделы, вы изучаете уже давно.

?Опираясь на изученное ранее, что такое биология? – ответы учеников

Попробуем составить синквейн о биологии.

Правила составления синквейна:

5 строк:

1 – понятие (1 слово);

2 – прилагательные (2 слова)

3 – глаголы (3 слова)

4 - предложение (состоит из 4 слов)

5 – существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

ПРИМЕР на слове БАБОЧКА

1 – бабочка

2 – яркая, легкая

3 – летает, порхает, сверкает

4 – красотой удивляет наш глаз

5 – насекомое

?Теперь самостоятельно придумайте синквейн со словом «биология»?

(работа учащихся)

(опрос учащихся)

ПРИМЕР УЧИТЕЛЯ:

1 – биология

2 – интересная, значимая

3 –открывает, изучает, экспериментирует

4 – помогает понять живую природу

5 - наука

Изучение нового материала:

Тема урока: «Биология как наука. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей»

Запись в тетрадь:

Биология – наука о жизни.

Название ее образовано путем сочетания двух греческих слов «БИОС» - жизнь и «логос» - слово, учение или наука.

Биология – одна из древнейших наук. Еще в наши самые древние доисторические предки  (?каких вы помните?), занимаясь, охотой, собирательством, затем выращивая растения и одомашнивая животных, можно сказать, что  сами того не понимая, начали развитие науки «биология».

?Каким образом? – ответы учащихся

Записываем в тетрадь:

Сам термин «биология»  для ее обозначения был принят в 1797 году немецким профессором Т. Рузом. Но общепринятым этот термин стал только после того, как его стал употреблять в своих работах в 1802 г. Ж.Б. Ламарк.

Биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов.

?Примеры организмов? – ответы учащихся

В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием.

Мир бактерий и вирусов изучает – микробиология, строение и жизнедеятельность растений - ???? (ботаника),  сведения о животных собирает и систематизирует - ???? (зоология), грибы изучат - ???? (микология),  строение человека - ???? (анатомия), происхождение человека ??? (антропология).

Кроме того эти специализированные биологические науки, также можно специализировать. Например, ботаника, также делится на отдельные науки.

?Самостоятельно на стр. 4 учебника находим разделы ботаники, генетики?

(Ботаника: микология – наука о грибах,  бриология – о мхах, альгология – о водорослях,  палеобиология – остатки древних растений.  Генетика: общая и молекулярная, растений, животных, микроорганизмов, человека, популяционная генетика)

Выявление  и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов – задача  общей биологии. 

Записываем в тетрадь:

Предмет изучения общей биологии - эволюционное учение, представление о развитии органического мира, основы общей экологии и учения о биосфере, цитология, гистология, закономерности индивидуального развития организмов, основы генетики и селекции.

К изучению всего этого мы и приступим в этом учебном году.

В самых разных областях биологии все  большее значение приобретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками – физикой, химией, кибернетикой. Так возникли биофизика – (?что изучает?), биохимия, биокибернетика, радиобиология, космическая биология и пр.

Биологические знания могут быть использованы в практических целях и даже использоваться вами.

?Где применяется знания о биологии в промышленности и вами лично?

(медицина, фармокология, биотехнология (антибиотики, витамины, гормоны), сельское хозяйство, техника, строительство…)

Таким образом…

Записываем в тетрадь: Биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин.

Закрепление:

  1. Как вы думаете. Какова роль биологии в современном обществе, какова роль биологических знаний в нашей жизни?
  2. Для решения каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?
  3. Считаете ли вы, что биологическая грамотность необходима каждому человеку? Почему? 

Рефлексия:

Домашнее задание: стр. 4-5, вопросы после параграфа устно