Рабочие программы по предметам, работа с одарёнными детьми
Программы составлены с учётом требований предусмотренных администрацией школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx | 26.94 КБ |
rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ "Лофицкая ООШ"
Программа работы с одаренными детьми
" Индивидуальный образовательный маршрут"
учителя истории и обществознания
Луценко Н.П.
2015 г.
«Нет ничего такого у гениального человека,
чего бы не было в зародыше у обыкновенного.
Нужны лишь некоторые усилия, терпение и труд»
Академик Б. Кедров
1. Пояснительная записка.
В «Концепции модернизации российского образования» отмечается, что важной задачей системы образования является «формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи».
Актуальность данной темы обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к современному образованию, а именно потребностью в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребёнка
При разработке данного программы я исхожу из положения о том, что потенциальная одарённость по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одарённость демонстрирует небольшая часть детей (Рабочая концепция одарённости, 1998).
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенных в Законе РФ в области образования.
Это:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство культурного и образовательного пространства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
- интеграция личности в национальную и мировую культуру.
Цели программы: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
Задачи:- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
- составление индивидуального образовательного маршрута для учеников
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях)
2. Этапы работы с одарёнными детьми.
1. Выявление одаренных детей.
Выявление одаренных детей начинается с первого посещения урока при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
На основании характеристики классного руководителя 1-4 класса и личных наблюдений учитель выбирает детей, относящихся, по его мнению к одной из категорий одарённости.
2. Проектирование индивидуального образовательного маршрута.
Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:
- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации;
- осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
- активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
- организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа индивидуального маршрута обучения (Приложение 1)В данный лист ученик заносит информацию о выбранных направлениях занятий. Последние графы «Результаты» и «Подпись преподавателя» оформляются учителем и позволяют проконтролировать факт посещения занятий учащимся его родителями и классным руководителем. Для избежания перегрузки рекомендуется учащемуся выбирать по одному занятию в неделю.
3. Индивидуальная образовательная программа
Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности видов деятельности учащегося.
Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:
- целевое назначение,
- исходный уровень знаний учащегося,
- продолжительность обучения,
- ожидаемый результат,
- формы аттестации достижений учащегося.
Учитель составляет перечень наиболее важных тем и ученик выбирает из них те темы, которые ему интересны. Так как программа рассчитана на 5 лет, каждый год темы будут обновляться.
4. Тематическое планирование для учеников 5 класса
№ | Темы |
1. | Равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга |
2. | Мученики благоверные князья Борис и Глеб |
3. | Благоверный князь Александр Невский |
4. | Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский |
5. | Благоверный великий князь Димитрий Донской |
6. | Преподобный Андрей Рублев, иконописец |
7. | Преподобный Дионисий Радонежский. Свято-Троицкая лавра |
8. | Святитель Димитрий Ростовский |
9. | Праведный Феодор Ушаков |
10. | Старцы Оптинские (воинство земное и небесное) |
11. | Святитель Филарет Московский |
12. | Святейший патриарх Тихон |
13. | Святитель Лука (Войно-Ясенецки) |
14. | Святитель Илларион (архиепископ Верейский). Соловки |
15. | Праведный Иоанн Кронштадтский |
16. | Царственные мученики |
17. | Преподобномученица великая княгиня Елизавета |
18. | Князь Димитрий Иванович Пожарский и Козьма Минин |
19. | Михаил Васильевич Ломоносов |
20. | Александр Васильевич Суворов |
21. | Алексей Петрович Ермолов |
22. | Владимир Иванович Даль |
23. | Николай Иванович Пирогов |
24. | Иван Никитич Скобелев |
25. | Антон Павлович Чехов |
26. | Петр Аркадьевич Столыпин |
27. | Александр Васильевич Колчак |
28. | Константин Эдуардович Циолковский |
29. | Иван Александрович Ильин |
30. | Антон Семенович Макаренко |
31. | Георгий Константинович Жуков |
32. | Александр Исаевич Солженицын |
33. | Архимандрит Иоанн Крестьянкин |
5. Формирование Универсальных учебных действии (УУД).
(познавательные)
1.Обобщать имеющиеся знания.
2. Осуществлять классификацию исторических событий.
3. Устанавливать причинно-следственную связь.
4. Формулировать вопросы по тексту, составлять тесты.
5. Анализировать исторические источники.
6. Решать проблемные исторические задачи.
7. Сравнивать данные разных источников, выявляя их сходство
Различия.
8. Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты
Деятельности отдельных личностей в истории.
9. Описывать историческую картину, гравюру, читать
историческую карту.
10. Объяснять значение исторических событий.
Используемая литература
- Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына. А.П. - СПб, 1997.
- Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.
- Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.
- Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003.
Приложение №1
Лист
индивидуального маршрута обучения
ФИО ____________________________________________________________________________
Ученика (цы) ______ класса МКОУ «Лофицкая ООШ»
на _______/_______ учебный год
Тема занятия | Кол-во часов | Результаты | ФИО учителя Подпись учителя | |
Итого |
Кл. рук-ль ______________/___________ /
Ученик (ца) ________________/____________/
Родитель _________________/___________
Предварительный просмотр:
МКОУ "Лофицкая ООШ"
Программа работы с одаренными детьми
"ПУТЬ К УСПЕХУ"
учителя истории и обществознания
Луценко Н.П.
2015 г.
«Нет ничего такого у гениального человека,
чего бы не было в зародыше у обыкновенного.
Нужны лишь некоторые усилия, терпение и труд»
Академик Б. Кедров
1. Пояснительная записка.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что важной задачей системы образования является «формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи».
Актуальность данной темы обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к современному образованию, а именно потребностью в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребёнка
При разработке данного программы я исхожу из положения о том, что потенциальная одарённость по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одарённость демонстрирует небольшая часть детей (Рабочая концепция одарённости, 1998).
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенных в Законе РФ в области образования.
Это:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство культурного и образовательного пространства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
- интеграция личности в национальную и мировую культуру.
Цели программы: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
Задачи:- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
-
2. Выявление одаренных детей.
Выявление одаренных детей начинается с первого посещения урока при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
3. Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
4. Цели работы с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
- адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.
5. Формы работы с одаренными учащимися.
- объединения дополнительного образования;
- групповые занятия с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах - индивидуальная и групповая подготовка
- спецкурсы;
- работа по индивидуальным планам;
- консультации по подготовке к ГИА
6. Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми
Программа рассчитана на 5 лет
№ | Мероприятие | Сроки | Исполнители |
1 | Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление. | 2015-19 | Учитель-предметник |
2 | Участие школьников во Всероссийских и региональных конкурсах | В течение года | Учитель-предметник |
3 | Участие школьников в городских, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях. | В течение года | Учитель-предметник |
4 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников | В течение года | Учитель-предметник |
5 |
| Сентябрь, май | Учитель-предметник |
Список одаренных детей в 5 классе
5 класс – Акименко Юля
Попадик Надя
Сидоренко Влад
Солодовникова Анастасия
Иванова Яна
План проведения школьного тура олимпиад по истории и обществознанию
класс | предмет | сроки |
5-9 | История России Обществознание | октябрь |
Формирование Универсальных учебных действии (УУД).
(познавательные)
1.Обобщать имеющиеся знания.
2. Осуществлять классификацию исторических событий.
3. Устанавливать причинно-следственную связь.
4. Формулировать вопросы по тексту, составлять тесты.
5. Анализировать исторические источники.
6. Решать проблемные исторические задачи.
7. Сравнивать данные разных источников, выявляя их сходство
Различия.
8. Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты
Деятельности отдельных личностей в истории.
9. Описывать историческую картину, гравюру, читать
историческую карту.
10. Объяснять значение исторических событий.
Лист
индивидуального маршрута обучения
ФИО ____________________________________________________________________________
Ученика (цы) ______ класса МКОУ "Лофицкая ООШ"
на _______/_______ учебный год
Тема направления занятий | ФИО учите-ля | Кол-во часов | Результаты | Подпись учителя | |
Итого |
Кл. рук-ль ______________/___________ /
Ученик (ца) ________________/____________/
Родитель _________________/___________/