Рабочие программы по предметам, работа с одарёнными детьми

Наталья Петровна Луценко

Программы составлены с учётом требований предусмотренных администрацией школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx26.94 КБ
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ "Лофицкая ООШ"

Программа  работы с одаренными детьми

" Индивидуальный образовательный маршрут"

учителя истории и обществознания

Луценко Н.П.

2015 г.

«Нет ничего такого у гениального человека,

чего бы не было в зародыше у обыкновенного.

 Нужны лишь некоторые усилия, терпение и труд»

                                                                               Академик Б. Кедров

1. Пояснительная записка.

 В «Концепции модернизации российского образования» отмечается, что важной задачей системы образования является «формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи».

       Актуальность данной темы обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к современному образованию, а именно потребностью в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребёнка

При разработке данного программы я исхожу из положения о том, что потенциальная одарённость по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как  актуальную одарённость демонстрирует небольшая часть детей (Рабочая концепция одарённости, 1998).

       Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенных в Законе РФ в области образования.

          Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство культурного и образовательного пространства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
  • интеграция личности в национальную и мировую культуру.

Цели программы: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;

 исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.

Задачи:- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);

- составление индивидуального образовательного маршрута для учеников

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях)

2. Этапы работы с одарёнными детьми.

1. Выявление одаренных детей.

Выявление одаренных детей начинается с первого посещения урока при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно можно выделить
три категории одаренных детей: 

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

На основании характеристики классного руководителя 1-4 класса и личных наблюдений учитель выбирает детей, относящихся, по его мнению к одной из категорий одарённости.

2. Проектирование индивидуального образовательного маршрута.

Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации;
  • осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа индивидуального маршрута обучения (Приложение 1)В данный лист ученик заносит информацию о выбранных направлениях занятий. Последние графы «Результаты» и «Подпись преподавателя» оформляются учителем  и позволяют проконтролировать факт посещения занятий учащимся его родителями и классным руководителем.  Для избежания перегрузки рекомендуется учащемуся выбирать  по одному занятию в неделю.

3. Индивидуальная образовательная программа

Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности видов деятельности учащегося.

Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:

  • целевое назначение,
  • исходный уровень знаний учащегося,
  • продолжительность обучения,
  • ожидаемый результат,
  • формы аттестации достижений учащегося.

Учитель составляет перечень наиболее важных тем и ученик выбирает из них те темы, которые ему интересны. Так как программа рассчитана на 5 лет, каждый год темы будут обновляться.

4. Тематическое планирование для учеников 5 класса

Темы

1.

Равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга

2.

Мученики благоверные князья Борис и Глеб

3.

Благоверный князь Александр Невский

4.

Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский

5.

Благоверный великий князь Димитрий Донской

6.

Преподобный Андрей Рублев, иконописец

7.

Преподобный Дионисий Радонежский. Свято-Троицкая лавра

8.

Святитель Димитрий Ростовский

9.

Праведный Феодор Ушаков

10.

Старцы Оптинские (воинство земное и небесное)

11.

Святитель Филарет Московский

12.

Святейший патриарх Тихон

13.

Святитель Лука (Войно-Ясенецки)

14.

Святитель Илларион (архиепископ Верейский). Соловки

15.

Праведный Иоанн Кронштадтский

16.

Царственные мученики

17.

Преподобномученица великая княгиня Елизавета  

18.

Князь Димитрий Иванович Пожарский и Козьма Минин

19.

Михаил Васильевич Ломоносов

20.

Александр Васильевич Суворов

21.

Алексей Петрович Ермолов

22.

Владимир Иванович Даль

23.

Николай Иванович Пирогов

24.

Иван Никитич Скобелев

25.

Антон Павлович Чехов

26.

Петр Аркадьевич Столыпин

27.

Александр Васильевич Колчак

28.

Константин Эдуардович Циолковский

29.

Иван Александрович Ильин

30.

Антон Семенович Макаренко

31.

Георгий Константинович Жуков

32.

Александр Исаевич Солженицын

33.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

5. Формирование Универсальных учебных действии (УУД).

                               (познавательные)

1.Обобщать имеющиеся знания.

2. Осуществлять классификацию исторических событий.

3. Устанавливать причинно-следственную связь.

4. Формулировать вопросы по тексту,  составлять  тесты.

5. Анализировать исторические источники.

6. Решать проблемные исторические задачи.

7. Сравнивать данные разных источников, выявляя их сходство

    Различия.

8. Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты

    Деятельности отдельных личностей в истории.

9. Описывать историческую картину, гравюру, читать

    историческую карту.

10. Объяснять значение исторических событий.

  1. Используемая литература

  1. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына.  А.П. - СПб, 1997.
  2. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
  3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.
  4. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.
  5. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003.

Приложение №1

  1. Лист

индивидуального маршрута обучения

ФИО ____________________________________________________________________________

Ученика (цы) ______ класса МКОУ «Лофицкая ООШ»

на _______/_______ учебный год

Тема занятия

   Кол-во

часов

Результаты

ФИО учителя

Подпись учителя

Итого

Кл. рук-ль                    ______________/___________ /

Ученик (ца)                ________________/____________/

Родитель                 _________________/___________



Предварительный просмотр:

МКОУ "Лофицкая ООШ"

Программа  работы с одаренными детьми

"ПУТЬ К УСПЕХУ"

учителя истории и обществознания

Луценко Н.П.

2015 г.

«Нет ничего такого у гениального человека,

чего бы не было в зародыше у обыкновенного.

 Нужны лишь некоторые усилия, терпение и труд»

                                                                               Академик Б. Кедров

1. Пояснительная записка.

 В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что важной задачей системы образования является «формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи».

       Актуальность данной темы обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к современному образованию, а именно потребностью в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребёнка

При разработке данного программы я исхожу из положения о том, что потенциальная одарённость по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как  актуальную одарённость демонстрирует небольшая часть детей (Рабочая концепция одарённости, 1998).

       Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенных в Законе РФ в области образования.

          Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство культурного и образовательного пространства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
  • интеграция личности в национальную и мировую культуру.

Цели программы: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;

 исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.

Задачи:- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях). 

-

2. Выявление одаренных детей.

Выявление одаренных детей начинается с первого посещения урока при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно можно выделить
три категории одаренных детей: 

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

3. Принципы работы педагога с одаренными детьми: 

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

4. Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
  • адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

5. Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;
  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах - индивидуальная и групповая подготовка
  • спецкурсы;
  • работа по индивидуальным планам;
  • консультации по подготовке к ГИА

6. Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми

Программа рассчитана на 5 лет

Мероприятие

Сроки

Исполнители

1

Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

2015-19

Учитель-предметник

2

Участие школьников во Всероссийских и региональных конкурсах

В течение года

Учитель-предметник

3

Участие школьников в городских, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях.

В течение года

Учитель-предметник

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

В течение года

Учитель-предметник

5

  • разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми;
  • проведения занятий с детьми;
  • отработка форм, методов, приёмов работы;
  • создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми

Сентябрь, май

Учитель-предметник

Список одаренных детей в 5 классе

5 класс –  Акименко Юля

Попадик Надя

Сидоренко Влад

Солодовникова Анастасия

Иванова Яна

План проведения школьного тура олимпиад по истории и обществознанию

класс

предмет

сроки

5-9

История России

Обществознание

октябрь

Формирование Универсальных учебных действии (УУД).

                               (познавательные)

1.Обобщать имеющиеся знания.

2. Осуществлять классификацию исторических событий.

3. Устанавливать причинно-следственную связь.

4. Формулировать вопросы по тексту,  составлять  тесты.

5. Анализировать исторические источники.

6. Решать проблемные исторические задачи.

7. Сравнивать данные разных источников, выявляя их сходство

    Различия.

8. Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты

    Деятельности отдельных личностей в истории.

9. Описывать историческую картину, гравюру, читать

    историческую карту.

10. Объяснять значение исторических событий.

  1. Лист

индивидуального маршрута обучения

ФИО ____________________________________________________________________________

Ученика (цы) ______ класса МКОУ "Лофицкая ООШ"

на _______/_______ учебный год

Тема направления  занятий

ФИО учите-ля

   Кол-во

часов

Результаты

Подпись учителя

Итого

Кл. рук-ль                    ______________/___________ /

Ученик (ца)                ________________/____________/

Родитель                 _________________/___________/