Уроки православия

Наталья Петровна Луценко

Православие  -  новый для меня предмет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenka_na_den_40_svyatyh.docx14.21 КБ
Файл rab_progr_po_pravosl.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

Звон колоколов.

Мама и дочка идут за руки.

Дочь: « Мама, слышишь, колокольный звон?»

Мама: «Сегодня  православный  праздник  и звон колокола приглашает всех в церковь.»

Дочь: «И меня тоже?»

Мама: «Конечно, и тебя.»

Дочь:  «А давай вместо прогулки по парку сходим в храм. Мне очень интересно»

Мама: «Хорошо, Таня. Но есть ряд правил, которые запомнить. Перед входом в церковные ворота нужно повязать на голову платочек.»

Дочь: «И мальчикам тоже?»

Мама: «Нет, мальчики наоборот снимают головные уборы. Это дань уважения к Богу.  В Священном Писании сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье.» При входе в храм нужно трижды перекреститься и поклониться.

Дочь: (Крестится) Правильно, мама?

Мама: Ты у меня умница.

Дочь: Мама,  как  здесь красиво! Сколько  картин на стенах!  Интересно, кто на них изображён.»

Мама: « Это не просто картины. Это иконы,  священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. У каждой иконы своя история. Хочешь  о ней узнать?»

Дочь: «Очень хочу!»

Рассказы об иконах

Дочь: «Много нового я узнала, а вот интересно, какой сегодня  праздник в церкви?»

Мама: «22 марта -  день памяти сорока севастийских мучеников. А история этого праздника такова.»

Мультфильм.

Мама: «Одна из икон в храме написана в честь сорока святых. Вот она……………………………………………»

Дочь: «Мама, спасибо я обязательно запомню этот день. А  мы придём сюда ещё, когда услышим звон колокола»

Мама: «Конечно, Танюша.  Но не нужно ждать веление колокола, нужно повиноваться велению души.»



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Лофицкая основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена на педагогическом

совете школы

Протокол заседания

№ _ от «__» августа 201_г.

Утверждаю

Директор школы

___________Талыкова Н.И.

Приказ №__ от «__» августа 2016г.

Рассмотрена на педагогическом

совете школы

Протокол заседания

№ __ от «__» августа 2014г.

Утверждаю

Директор школы

___________Талыкова Н.И.

Приказ №40 от «27» августа 2014г.

Рабочая программа по

 «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

5 класс

Срок реализации программы – 1 год

                                                                            Составил: учитель истории

I квалификационной категории                                                                          Луценко Наталья Петровна

                                                                                                                                                                       

Лофицкое

2016 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
  3. Содержание учебного предмета.
  4. Тематическое планирование.
  5. Календарно-тематическое планирование:

      а) Календарно-тематическое планирование 5 класс (Приложение 1)

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»   составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  основной образовательной программы и учебного плана МКОУ «Лофицкая ООШ».

    В соответствии с ФГОС ООО обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается  в  пятом классе.

      Цель учебного курса: формирование первоначальных представлений о светской этике, мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

     Задачи курса: развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

   Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

  Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на уровне основного общего образования в  5 классе в объеме 17 часов, исходя из 0,5часа в неделю.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса методически и содержательно связан с курсом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4 класса. Вместе они интегрируются в единую систему, призванную познакомить обучающихся с основами духовно- нравственной культуры народов России в начальной и средней школе. Системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается за счет: общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема; общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами; общей методической и дидактической направленности. Содержание курса «Основы религиозных культур народов России» имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации.

 Для реализации программы в 4 классе используется УМК А.Н. Сахарова, К.И.Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России «Основы религиозных культур народов России», Москва, «Русское слово», 2013, в целях преемственности курсов в 5 классе используется учебник А.Н. Сахарова, К.И.Кочегарова, Р.М. Мухаметшин  «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России», 5 класс ,  Москва , «Русское слово», 2016.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.

Виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур народов России»:

- словарная работа с текстом учебника;

- разгадывание кроссвордов и ребусов, более сложный вид работы – их составление, подбор детьми своих толкований к словам, предложенным учителем;

-  работа с дополнительной литературой (отрывками из разнообразных литературных произведений,  исторических документов, священной книги христиан – Библии);

- задания с выбором ответа (в тестовой форме);

- задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде слова или словосочетания),

- задания на составление вопросов к тексту;

- задания на составление плана или конспекта текста; - задания логического характера (например, подбери синонимы, продолжи цепочку слов и т. п.),

- задания на выборочный пересказ текста;

- задания творческого характера;

- разработка проектов;

- работа с притчами;

- тематические дискуссии;

- анализ ситуаций;

- работа с иллюстративным материалом.

 Перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса

Основная литература:

  1. Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова, Р.М Мухаметшинова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово»,  2012г. — 32 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
  2. Основы  духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. - М.: «Русское слово - учебник», 2014

Дополнительная литература: 

УМК « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова,  В.И. Власенко, А.В. Поляков.– М.: Вентана-Граф, 2013.

Средства ИКТ

  • Классная доска.                                         1
  • Ноутбук.                                                 1
  • Мультимедийный проектор.                         1
  • Принтер лазерный.                                1
  • Аудиоколонки.                                        1

Цифровые образовательные ресурсы

  • Мультимедийные презентации.
  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

Православные мультимедиа-ресурсы:

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традицияхнародов России,готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

3) формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

5) формирование представлений об исторической роли традиционных  религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

К концу обучения учащиеся научатся:

  • воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
  • сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
  • проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
  • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
  • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
    известных личностей.
  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
  • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
  • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
  • Работать с историческими источниками и документами.

  1. Содержание тематического учебного предмета

Православие (7 часов)

Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России.  Русское монашество.  Митрополит Иларион. Антоний и Феодосии  Печерские. Киево-Печерская лавра. «Поучение» Владимира Мономаха.  Владимир   Мономах   —   православный христианин.   «Поучение»   Мономаха  и его христианский нравственный идеал. Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству. Православие в Российском царстве. Учреждение в России  патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный.  Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви.  Царь Алексей  Михайлович и патриарх Никон.

Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение   церковного   землевладения   Екатериной  II. Сохранение  роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы». Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм   —  обязательное   качество православного христианина. Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Александро - Невский кафедральный собор – главный         храм Старого Оскола.

Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека.  Крещение и крестные родители.   Именины.  Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера.

Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.        

Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей.

Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности.

Религии народов России (9 часов)

Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды:  Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах. Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.

Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение   ислама  в  нашей  стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России.

Мусульманские Ценности и идеалы. Роль   ислама   в   развитии   благотворительности, пропаганде здорового образа жизни,  сохранении  межэтнического  и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.

Дом и семья в исламе. Семья  — домашняя  школа  мусульманина.  Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье.  Отношения  братьев и сестер.  Родовые отношения  в мусульманских семьях.

Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси.   Расселение  иудеев  на  западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.

Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм  СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное  ослабление  этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста.

Иудаизм в современной России. Возрождение   иудаизма   после   1991   г. Современные   иудейские   организации России.   Роль   иудейского  духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском  обществе.

Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная черта иудея.

Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета.

Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов.

Буддизм  в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном.

Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.

Буддизм в современной России. Современные  буддийские организации России.  Роль российских буддистов в утверждении   в   российском   обществе добросердечия,   милосердия   и   любви к ближнему. Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции  коренных  народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов  России.  Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия.

Повторительно-обобщающий урок. (1 час)

Роль традиционных религий России в утверждении   в  нашей  стране   идеалов добросердечия,   справедливости,   правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.

  1. Тематическое планирование.

5 класс, 17 часов

Название раздела

Количество часов

1

Православие

7

2

Религии народов России

9

3

Повторительно –обобщающий урок

1

Всего

17