Уроки православия
Православие - новый для меня предмет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.21 КБ |
![]() | 39.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Звон колоколов.
Мама и дочка идут за руки.
Дочь: « Мама, слышишь, колокольный звон?»
Мама: «Сегодня православный праздник и звон колокола приглашает всех в церковь.»
Дочь: «И меня тоже?»
Мама: «Конечно, и тебя.»
Дочь: «А давай вместо прогулки по парку сходим в храм. Мне очень интересно»
Мама: «Хорошо, Таня. Но есть ряд правил, которые запомнить. Перед входом в церковные ворота нужно повязать на голову платочек.»
Дочь: «И мальчикам тоже?»
Мама: «Нет, мальчики наоборот снимают головные уборы. Это дань уважения к Богу. В Священном Писании сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье.» При входе в храм нужно трижды перекреститься и поклониться.
Дочь: (Крестится) Правильно, мама?
Мама: Ты у меня умница.
Дочь: Мама, как здесь красиво! Сколько картин на стенах! Интересно, кто на них изображён.»
Мама: « Это не просто картины. Это иконы, священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. У каждой иконы своя история. Хочешь о ней узнать?»
Дочь: «Очень хочу!»
Рассказы об иконах
Дочь: «Много нового я узнала, а вот интересно, какой сегодня праздник в церкви?»
Мама: «22 марта - день памяти сорока севастийских мучеников. А история этого праздника такова.»
Мультфильм.
Мама: «Одна из икон в храме написана в честь сорока святых. Вот она……………………………………………»
Дочь: «Мама, спасибо я обязательно запомню этот день. А мы придём сюда ещё, когда услышим звон колокола»
Мама: «Конечно, Танюша. Но не нужно ждать веление колокола, нужно повиноваться велению души.»
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лофицкая основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа по
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 класс
Срок реализации программы – 1 год
Составил: учитель истории I квалификационной категории Луценко Наталья Петровна
|
Лофицкое
2016 г.
Содержание
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Тематическое планирование.
- Календарно-тематическое планирование:
а) Календарно-тематическое планирование 5 класс (Приложение 1)
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы и учебного плана МКОУ «Лофицкая ООШ».
В соответствии с ФГОС ООО обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в пятом классе.
Цель учебного курса: формирование первоначальных представлений о светской этике, мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса: развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на уровне основного общего образования в 5 классе в объеме 17 часов, исходя из 0,5часа в неделю.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса методически и содержательно связан с курсом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4 класса. Вместе они интегрируются в единую систему, призванную познакомить обучающихся с основами духовно- нравственной культуры народов России в начальной и средней школе. Системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается за счет: общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема; общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами; общей методической и дидактической направленности. Содержание курса «Основы религиозных культур народов России» имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации.
Для реализации программы в 4 классе используется УМК А.Н. Сахарова, К.И.Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России «Основы религиозных культур народов России», Москва, «Русское слово», 2013, в целях преемственности курсов в 5 классе используется учебник А.Н. Сахарова, К.И.Кочегарова, Р.М. Мухаметшин «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России», 5 класс , Москва , «Русское слово», 2016.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур народов России»:
- словарная работа с текстом учебника;
- разгадывание кроссвордов и ребусов, более сложный вид работы – их составление, подбор детьми своих толкований к словам, предложенным учителем;
- работа с дополнительной литературой (отрывками из разнообразных литературных произведений, исторических документов, священной книги христиан – Библии);
- задания с выбором ответа (в тестовой форме);
- задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде слова или словосочетания),
- задания на составление вопросов к тексту;
- задания на составление плана или конспекта текста; - задания логического характера (например, подбери синонимы, продолжи цепочку слов и т. п.),
- задания на выборочный пересказ текста;
- задания творческого характера;
- разработка проектов;
- работа с притчами;
- тематические дискуссии;
- анализ ситуаций;
- работа с иллюстративным материалом.
Перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса
Основная литература:
- Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова, Р.М Мухаметшинова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2012г. — 32 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
- Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. - М.: «Русское слово - учебник», 2014
Дополнительная литература:
УМК « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.– М.: Вентана-Граф, 2013.
Средства ИКТ
- Классная доска. 1
- Ноутбук. 1
- Мультимедийный проектор. 1
- Принтер лазерный. 1
- Аудиоколонки. 1
Цифровые образовательные ресурсы
- Мультимедийные презентации.
- Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)
Православные мультимедиа-ресурсы:
- pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотека www.altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, www.predanie.ru/Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; www.rushill07.narod.ru/ - Электронная библиотека "Вера и православие";www.altarnik.okis.ru- Православнаямедиа-библиотека,biblion.narod.ru Небольшая электронная библиотека православных текстов "Biblion.Narod.Ru.";
- Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.ru
- Музеи, галереи и художественные каталоги: Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/); Эрмитаж (http://www.hermitage.ru/); Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/); Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/); Государственный исторический музей (http://www.shm.ru/); Третьяковская галерея (http://www.tretyakov.ru/); Галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/) (Используются для получения дополнительной информации предмету на уроках).
- Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традицияхнародов России,готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
3) формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
5) формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
К концу обучения учащиеся научатся:
- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
- сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
- проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей. - Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
- Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
- Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
- Работать с историческими источниками и документами.
- Содержание тематического учебного предмета
Православие (7 часов)
Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра. «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах — православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал. Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству. Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.
Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы». Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм — обязательное качество православного христианина. Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Александро - Невский кафедральный собор – главный храм Старого Оскола.
Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера.
Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.
Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей.
Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности.
Религии народов России (9 часов)
Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах. Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.
Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России.
Мусульманские Ценности и идеалы. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранении межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.
Дом и семья в исламе. Семья — домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.
Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.
Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста.
Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.
Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная черта иудея.
Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета.
Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов.
Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном.
Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.
Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему. Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия.
Повторительно-обобщающий урок. (1 час)
Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.
- Тематическое планирование.
5 класс, 17 часов
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Православие | 7 |
2 | Религии народов России | 9 |
3 | Повторительно –обобщающий урок | 1 |
Всего | 17 |