Олимпиады

Олимпиадные задания разных лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkiy_yazyk.zip77.77 КБ
Microsoft Office document icon olimpiada_po_literature_5_klass.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады

школьников по русскому языку

в 2014/2015 учебном году

Содержание

1. Цели муниципального этапа Олимпиады по русскому языку.

2. Описание подходов к разработке заданий муниципального этапа для различных возрастных групп.

3. Перечень материально-технического обеспечения.

4. Описание специфики предметной олимпиады для разработки требований к проведению муниципального этапа по предмету в субъектах Российской Федерации:

а) оргкомитет и жюри муниципального этапа олимпиады;

б) форма и порядок проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады

по русскому языку;

в) подведение итогов муниципального этапа Всероссийской олимпиады по

русскому языку;

г) дополнительные конкурсы и внеконкурсные мероприятия.

1. Цели муниципального этапа Олимпиады по русскому языку

Целями муниципального этапа Олимпиады по русскому языку являются:

 - стимулирование интереса учащихся к русскому языку;

- выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности;

- оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка;

- активизация творческих способностей учащихся;

- выявление учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады;

- популяризация русского языка как науки и школьного предмета.

2. Описание подходов к разработке заданий муниципального этапа для

различных возрастных групп

При разработке заданий учитывалось, что в целом участники Олимпиады муниципального этапа должны продемонстрировать:

  • владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.);
  • знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;
  • знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;
  • знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;
  • знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;
  • навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;
  • знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;
  • знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;
  • элементарную осведомленность в области истории русского языкознания; коммуникативные умения и навыки;

В то же время для разных возрастных групп на муниципальном этапе учтены следующие особенности.

7-8 классы

Для данной возрастной группы решаются следующие конкретные задачи:

1) привлечение широкого круга участников,

2) дифференциация участников по степени подготовки,

3) умение анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,

4) выявление одаренных и интересующихся лингвистикой детей и создание условий для их поддержки.

Задания отражают следующие разделы: фонетика, орфоэпия, состав слова, лексика, морфология, синтаксис в современном состоянии и исторической ретроспективе.

На муниципальном уровне участникам 7 – 8 классов предлагается выполнить 7-10 заданий, время выполнения – полтора астрономических часа (90 минут).

Предлагается один (общий) комплект заданий для учащихся 7-8 классов, так как это позволит лучше дифференцировать учащихся и выявить среди семиклассников лингвистически одаренных детей.

Определение победителей и призеров как на школьном уровне, так и на муниципальном уровне, следует проводить отдельно в каждой параллели – в 7 и в 8 классе.

9-11 классы

При составлении заданий в 9-11 классах решаются следующие задачи:

- дифференциация участников по степени подготовки, умению анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,

- формирование круга учащихся для подготовки к участию в олимпиаде регионального и всероссийского уровней,

- выявление одаренных детей и создание условий для их поддержки.

Количество заданий в 9-11 классах - 10-12 заданий, время выполнения 3 астрономических часа (180 минут).

Определение победителей и призеров как на школьном, так и муниципальном уровнях, следует проводить отдельно в каждой параллели – в 9, 10, 11 классах.

3. Перечень материально-технического обеспечения

Для проведения муниципального этапа Олимпиады по русскому языку требуется здание школьного типа с классами по 20-30 столов; достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер (ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер.

В здании, где проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым медицинский пункт с дежурным врачом во время проведения Олимпиады.

4. Описание специфики предметной олимпиады для разработки требований к

проведению муниципального этапа по предмету в субъектах Российской Федерации:

а) оргкомитет и жюри муниципального этапа олимпиады,

б) форма и порядок проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку

в) подведение итогов муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку.

г) дополнительные конкурсы и внеконкурсные мероприятия.

а) Оргкомитет и жюри муниципального этапа олимпиады

Муниципальный этап Олимпиады проводится организатором данного этапа Олимпиады (органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования) ежегодно с 15 ноября по 15 декабря. Конкретные даты проведения муниципального этапа Олимпиады устанавливаются организатором регионального этапа Олимпиады.

Важной задачей этого этапа становится выявление наиболее способных детей для участия в региональном этапе Олимпиады.

Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создаются оргкомитет, предметно-методическая комиссия и жюри муниципального этапа Олимпиады. Оргкомитет может состоять из представителей методической службы района, города, администрации  школ, учителей предметов гуманитарного цикла. В предметно-методические комиссии и жюри, наряду со школьными учителями, могут входить известные ученые-языковеды и методисты кафедр профильных вузов регионов.

Оргкомитет совместно с жюри определяет цели олимпиады, количество туров, порядок их проведения. Задания для муниципального этапа Олимпиады по русскому разрабатываются предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады; комиссии руководствуются при этом методическими рекомендациями центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по  русскому языку.

Жюри оценивает выполненные олимпиадные задания, проводит анализ выполненных олимпиадных заданий, определяет победителей и призеров данного этапа Олимпиады, рассматривает совместно с оргкомитетом апелляции участников.

б) Форма и порядок проведения муниципального этапа Всероссийской

олимпиады по русскому языку

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проходит в один (письменный) тур в виде ответов на конкретно поставленные вопросы или решений определенных лингвистических задач отдельно для участников 7-8, 9 и 10-11-х классов.

Процедура вскрытия пакетов с заданиями должна быть зарегистрирована в виде Протокола, подписанного председателем Оргкомитета и председателем жюри муниципального этапа Олимпиады по русскому языку.

При проведении муниципального этапа Олимпиады рекомендуется выделить несколько классных помещений для участников Олимпиады от каждой параллели для создания свободных условий работы участников – один человек за партой. Каждый участник должен быть обеспечен  комплектом заданий и канцелярскими принадлежностями (бумагой, ручкой). Все участники должны быть ознакомлены с временем выполнения заданий. Рекомендуемое время начала Олимпиады – 10:00 по местному времени. Рекомендуемое время выполнения: 7-8 классы - 1,5 часа, 9-11 классы - 3 часа.

Наличие в классном помещении и использование текстов художественной литературы, словарей, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, электронных книг, фотоаппаратов, компьютеров и т.д. исключается. В случае нарушения этого условия учащийся удаляется с Олимпиады.

Для организации и контроля муниципального этапа Олимпиады по русскому языку рекомендуется привлечь учителей-несловесников.

По истечении времени выполнения заданий работы школьников собираются и сдаются в Оргкомитет, который производит шифровку работ и передает их председателю жюри.

Жюри муниципального этапа проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания; Оргкомитет дешифрует работы участников и определяет победителей и призеров Олимпиады.

в) Подведение итогов муниципального этапа Всероссийской олимпиады по

русскому языку

Определение победителей и призеров Олимпиады осуществляется на основе пп. 33-35 Положения об Олимпиаде школьников.

После проверки работ проводится их разбор и показ, а также рассматриваются апелляции участников.

Основная цель процедуры разбора заданий - знакомство участников Олимпиады с основными идеями решения каждого из предложенных заданий, а также с типичными ошибками, допущенными участниками Олимпиады при выполнении заданий, знакомство с критериями оценивания. В процессе проведения разбора заданий участники Олимпиады должны получить всю необходимую информацию по поводу объективности оценки их работ и, тем самым, уменьшения числа необоснованных апелляций по результатам проверки решений. На разборе заданий могут присутствовать все участники Олимпиады, а также сопровождающие их лица. В ходе разбора заданий представители Жюри подробно

объясняют критерии оценивания каждого из заданий и дают общую оценку по итогам выполнения заданий. В ходе разбора заданий представляются наиболее удачные варианты выполнения олимпиадных заданий, анализируются типичные ошибки, допущенные участниками Олимпиады, объявляются критерии выставления оценок при неполных решениях или при решениях, содержащих ошибки.

Не рекомендуется проводить разбор работ в дистанционной форме без обратной связи с участниками Олимпиады.

Жюри совместно с оргкомитетом муниципального этапа Олимпиады рассматривает апелляции участников. Рекомендуется порядок проведения апелляций, практикующийся на региональном и заключительном этапах Олимпиады:

Апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы.

Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке. Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными Центральной предметно-методической комиссией.

Апелляция участника Олимпиады рассматривается строго в день объявления результатов выполнения  олимпиадного задания.

Для проведения апелляции участник Олимпиады подает письменное заявление. Заявление на апелляцию принимается в течение 1 астрономического часа после окончания разбора заданий и показа работ на имя председателя Жюри (образцы документации см.: (см.http://www.rosolymp.ru/attachments/6484_Требования_русский_язык_ЗЭ_2014.pdf).

 При рассмотрении апелляции присутствует только участник Олимпиады, подавший заявление, имеющий при себе документ, удостоверяющий личность.

По результатам рассмотрения апелляции выносится одно из следующих решений:

о неудовлетворении апелляции и сохранении выставленных баллов;

о частичном удовлетворении апелляции и изменении оценки в баллах;

об удовлетворении апелляции и изменении оценки в баллах.

        Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.

        Решения по апелляции принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов председатель Жюри имеет право решающего голоса. Решения по апелляции являются окончательными и пересмотру не подлежат. Проведение апелляции оформляется протоколами, которые подписываются членами Жюри и Оргкомитета. Протоколы проведения апелляции передаются председателю Жюри для внесения соответствующих изменений в протокол и отчетную документацию.

Документами по проведению апелляции являются:

письменные заявления об апелляциях участников Олимпиады;

журнал (листы) регистрации апелляций;

протоколы апелляции.

Участники муниципального этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями муниципального этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных.

В случае, когда победители не определены, на муниципальном этапе Олимпиады определяются только призеры.

Количество призеров муниципального этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты победителей и призеров, установленной организатором регионального этапа Олимпиады.

Призерами муниципального этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все участники муниципального этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае, когда у участника муниципального этапа Олимпиады, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим с ним равное количество баллов, определяется жюри муниципального этапа Олимпиады.

Список победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады утверждается организатором муниципального этапа Олимпиады.

Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады награждаются дипломами.

г) Дополнительные конкурсы и внеконкурсные мероприятия

 

В рамках муниципального уровня Олимпиады могут проводиться дополнительные конкурсы, призванные развивать разнообразные навыки владения русским языком. Победа в этих конкурсах не дает участникам права на участие в следующих этапах Олимпиады, однако служит стимулом к дальнейшему изучению русского языка. Такими мероприятиями могут быть:

конкурс ораторов;

конкурс знатоков русского языка;

турнир поэтов;

защита рефератов;

конкурс творческих сочинений или эссе на предлагаемые темы;

конкурс на лучший перевод текста с древнерусского языка

и др.

Подобные задания, связанные с преобразованием, творческой переработкой текста, переводами древних текстов, созданием сочинений или эссе по проблемам, затронутым в прочитанном тексте или высказывании известного лица и т.п., могут оцениваться по следующим параметрам: доказательность, логичность и последовательность, аргументированность, композиционная стройность, выразительность, речевое своеобразие.

 В рамках школьного и муниципального этапов Олимпиады желательно также проводить внеконкурсные мероприятия:

экскурсии;

тематические выступления художественной самодеятельности;

выставки книг;

ознакомление с работой страниц Интернета gramota.ru, gramma.ru, slovari.ru, 1september.ru, rosolymp.ru, а также с лингвистическими базами данных в компьютерном классе; мастер-классы; дискуссии по вопросам речевой культуры и многое другое.

Методические рекомендации составлены В.Н. Замысловой, председателем предметно-методической комиссии по русскому языку, к.ф.н., доцентом кафедры современного русского языка и методики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, на основе разработанных Методических рекомендаций Предметно-методической комиссией по русскому языку под редакцией Председателя комиссии А. В. Григорьева, профессора кафедры общего языкознания МПГУ, доктора филологических наук.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада по литературе

для учащихся 5 классов

Школьный этап

Дорогой друг! Ты стал участником первого этапа Всероссийской олимпиады школьников! Желаем тебе творческих успехов!

Дерзай, мысли, твори!

Задание 1.

Отгадай, из каких произведений эти строки? Укажи их автора?

а) Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

б) Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит.

в) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

1балл за название,1балл за автора.

Мак: 6 баллов

Задание 2.

Восстанови пословицы:

      а)…лучше большого безделья.

      б) …, так и в лес не ходить.

      в) Своя земля и…

      г) Век живи — …      

   д) Не рой яму другому …

1балл за пословицу.

Мак: 5 баллов

Задание 3.

Вспомни, кому принадлежат эти  вещи? Назови героя, произведение и автора.        

а) волшебные туфли, позволяющие хозяину перемещаться так быстро, как только захочется;

в) соловей, сделанный из чистого золота и украшенный драгоценными камнями;

г) волшебное говорящее зеркальце.

0,5 балла за героя, 0,5 балла за название, 0,5 балла за автора.

Мак: 4,5 баллов

Задание 4.

Подумай и ответь, в каких сказках царевна засыпает? В ответе укажи название сказки, авторов и  причину сна.

 0,5 балла за название,

0,5 балла за автора, 0,5 балла  за причину сна

Мак: 4,5 баллов

Задание 5.

Придумай (в стихотворной форме) 1 загадку о предмете домашнего обихода (из 3 названных предметов выбери один): 

об утюге,

о торшере или другом осветительном приборе,

о телевизоре

Мак: 5 баллов

Задание 6.

Соотнеси автора и название сказки:

«Кот в сапогах»                                                      Сергей Аксаков

«Девочка Снегурочка»                                          Всеволод Гаршин

«Лягушка-путешественница»                               Владимир Одоевский

«Аленький цветочек»                                            Ганс Христиан Андерсен

«Городок в табакерке»,                                         Павел Бажов

«Серебряное копытце»                                          Шарль Перро

«Снежная королева»                                              Владимир Даль

1 балл за правильно названную пару

Мак: 7 баллов

Задание 7.

Дай определение пословице.  

Мак: 3 балла

Задание 8.

 Известно, что сказки можно разделить на три вида: бытовые, волшебные, и сказки о животных. По приведённым отрывкам определите, к какому виду относится каждая из сказок.

1) Жил в деревне бедный мужик. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит – не нагреется, лицо его от мороза разгорается.

Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:

- В такую стужу ты рубишь?

- В такую стужу нужда рубит.

Барин изумился…

2) Жили-были кум с кумой – волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.

- Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит.

- А, знать, меня на повой зовут! – бормочет лиса.

- Так поди, сходи, - говорит волк.

Вот кума из избы да прямёхонько к мёду, нализалась и вернулась назад…

3) Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.

- Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!

- Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!

Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:

- Сходи, курочка к речке, принеси водицы напиться.

Побежала курочка к речке.

- Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зёрнышком!

Речка говорит: «Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы…»

4) Тут Иван-царевич залился горькими слезами – где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьётся, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть…

5) Жили себе дед и баба. И была у них курочка ряба; снесла под полом яичко – пестро, востро, костяно, мудрено!

Дед бил – не разбил, баба била – не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила!

6) Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко т так-то ласково начала звать её купаться на реку.

Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы.

Мак: 6 баллов

Задание 9.

А теперь самое интересное! Попробуй себя в роли сказочника и сочини историю, в которой традиционные сказочные герои попадают в современную школу. Подумай, какие герои и почему окажутся в школе, через какие испытания им придётся пройти, чем завершится эта история.

Мак: 20 баллов

Ключи:

Задание 1.

а)А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

б)А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

 в)И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

1балл за название,1балл за автора.

Мак: 6 баллов

Задание 2.

а)Маленькое дело…

б)Волков бояться…

в)…в горсти мила.

   г)…век учись.

д) сам в неё попадёшь (угодишь)

1балл за пословицу.

Мак: 5 баллов

Задание 3.

а) Маленький Мук, В.Гауф «Маленький Мук».

б) Китайский император, Г.Х.Андерсен «Соловей».

в) Царица, А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

0,5 балла за героя, 0,5 балла за название, 0,5 балла за автора.

Мак: 4,5 баллов

Задание 4.

1. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», откусила  отравленное  яблоко.

2. В.А.Жуковский «Спящая царевна», оцарапала руку веретеном - «подарок» злой старой чародейки.

3. Ш.Перро «Спящая красавица», уколола руку веретеном - «подарок» старой феи.

 

0,5 балла за название,

0,5 балла за автора, 0,5 балла  за причину сна

Мак: 4,5 баллов

Задание 5.

При оценивании загадки необходимо учитывать наличие  рифмы, умение сравнивать  загадываемый  предмет с другим, находить черты сходства, целостность (завершённость) созданного текста

Мак: 5 баллов

Задание 5.

«Девочка Снегурочка» -  В.  Даль

«Лягушка-путешественница» - В. Гаршин

«Аленький цветочек» - С. Аксаков

«Городок в табакерке» -  В. Одоевский

«Серебряное копытце» - П. Бажов

«Кот в сапогах» - Ш. Перро

«Снежная королева» - Г.Х. Андерсен

1 балл за правильно названную пару

Мак: 7 баллов

Задание 7.

Пословица относится к фольклорному жанру и представляет собой краткое народное изречение назидательного характера.

Мак: 3 балла

Задание 8.

Бытовые – 1, 5

Волшебные – 4,6

Сказки о животных- 2, 3

Мак: 6 баллов

Задание 9.

При оценивании творческого задания необходимо учитывать соответствие сочинённой истории жанру сказки – до 10 баллов; целостность (последовательность развития мысли, завершённость)  созданного текста – до 5 баллов; грамотность работы – до 5 баллов.

Мак: 20 баллов

ИТОГО

61баллов