Работа с текстом

1.Речетворческие тренинги.

2. Раздаточные материалы для работы с текстом
 
3. Методы работы с текстом как путь к созданию сочинения.
4. Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речетворческие тренинги.

1 .  Нарисуйте этюды по японским хокку:

Два круга мерцают в тени ветвей:

Филин в мутных очках.

(Кикаку)

Как быстро

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень:

Белеет свежий срез.

{Басе)

Так легко-легко

Выплыла - и в облаке

Задумалась луна.

(Басе)

Туманится диск луны...

летит луна!

На недвижных ветках

Повисла капля дождя.

(Басе)

Домик в уединенье.

Луна... Хризантемы... В придачу к ним

Клочок небольшого поля.

(Басе)

Молния ночью во тьме.

Озера гладь водяная

Искрами вспыхнула вдруг.

(Басе)

2.  Слушайте и рисуйте в воображении описанную картину.

Назовите все предметы и живые существа в данном описании.

В Альпах.

Влажная, теплая, темная ночь поздней осенью. Поздний час. Селенье в Верхних Альпах, мертвое, давно спящее.

Автомобиль набирает скорость с горизонтально устремленными вперед дымчато-белесыми столпами. Освещаемые ими, мелькают вдоль шоссе кучки щебня, металлически-меловая хвоя чахлого ельника, потом какие-то заброшенные каменные хижины, за ними одинокий фонарь на маленькой площади, самоцветные глаза бессонной кошки, соскочившей с дороги, - и черная фигура размашисто шагающего, развевая подол рясы, молодого кюре в больших грубых башмаках... Шагает, длинный, слегка гнутый, склонив голову, одиноко не спящий во всей этой дикой горной глуши в столь поздний час, обреченный прожить в ней всю свою жизнь, - шагает куда, зачем?

Площадь, фонтан, грустный фонарь, словно единственный во всем мире и неизвестно для чего светящий всю долгую осеннюю ночь. Фасад каменной церковки. Старое обнаженное дерево возле фонтана, ворох опавшей, почерневшей, мокрой листвы под ним... За площадью опять тьма, дорога мимо убогого кладбища, кресты которого точно ловят раскинутыми руками бегущие световые полосы  автомобиля.

(И.А. Бунин).



Предварительный просмотр:

1.  Запишите,  расставляя  недостающие  знаки  препинания.

2. Составьте схемы сложных предложений.

3. К какому типу речи (повествование, описание, рассуждение) относится текст?

Подымалось солнце и робкие на рассвете чижи уверенней 3 повели

журчащую болтовню в березах, под открытым небом. А чижи за окном

шумно радовались ясному дню… Яркое утро, голубок 2 на колодце свежий,

играющая вода – все было радостно и покойно. Так хорошо 3 было что

захотелось на воздух, к колодцу, сильно качнуть и подставить голову под

бьющую холодом струю, плескаться встряхнуться… Между яблочным

садом который совсем устарел и между малинником стоял за плетеным

забором конский дворик. (И.Шмелев).

1.  Найдите односоставные предложения, определите их тип и роль

в тексте.

2.  Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

3.  Объясните выделенные орфограммы.

2. Озаглавьте текст. Выпишите сложноподчиненные предложения,

составьте их схемы.

Язык, тот великий русский язык, который помогал Тургеневу в дни

«сомнений и тягостных раздумий», поддерживал и Шмелева в его любви к

России… В его последних книгах – крепчайший 3 настой первородных

русских слов, пейзажи-настроения, поражающие своей высокой лирикой,

самый лик 5  России, которая видится ему теперь в ее кротости и поэзии:

«Этот весенний плеск остался в моих глазах – с праздничными рубахами,

сапогами, лошадиным ржанием, с запахами весеннего холодка, теплом и

солнцем. Остался живым в душе, с тысячами Михаилов и Иванов, со всем

мудреным до простоты-красоты душевным миром русского мужика, с его

лукаво-веселыми глазами, то ясными, как вода, то омрачающимися до

черной мути, со смехом и бойким словом… Знаю, связан я с ним до века.

Никто не выплеснет из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни…

Вошло – и вместе со мной уйдет». («Весенний плеск», 1928 г.).

…Этот великолепный язык восхищал и продолжает восхищать.

«Шмелев теперь – последний и единственный из русских писателей, у

которого 3  еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка, -

отмечал в 1933 году А.И. Куприн. – Шмелев изо всех русских самых

распрерусский, да еще и коренной, прирожденный москвич, с московским

говором, с московской независимостью и свободой духа». Если отбросить

несправедливое  и  обидное  для  богатой  отечественной  литературы

обобщение – «единственный», - то эта оценка окажется верной и в наши дни.

(О.Н.Михайлов).

1.  Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств

осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

2.  Понаблюдайте за использованием цитирования. Благодаря

чему цитаты являются «частью текста»?

3.  Выпишите из первого предложения несколько словосочетаний.

Произведите разбор одного из них.

4.  Объясните выделенные орфограммы (сгруппируйте их).

5. Запишите, объясните знаки препинания.

Удивительна емкость 1 чеховской фразы. Петя Трофимов говорит в

пьесе: «Вся Россия наш сад». Актеры на разных сценах в нашей стране и во

всем мире по-разному произносят эти четыре слова.

Сделать ударение на слове «сад» - отозваться на чеховскую мечту о

будущем родины.

На слове «наш» - подчеркнуть чувство бескорыстной собственности,

причастности тому, что 3 дано совершить твоему поколению.

На слове «Россия» - значит откликнуться на свою принадлежность ко

всему русскому, земле не выбираемой, а дарованной с рождения.

Но вернее всего, быть может, поставить ударение на слове «вся»: «Вся

Россия наш сад». Ибо нет уголка в России, к заботе и нуждам которого 3 мы

вправе остаться глухи, который 3 не хотели бы видеть в цветении «вечной

весны».

А вернейший 3  путь к этому, по Чехову, совершить для начала хотя бы

один, безусловно, бескорыстный добрый поступок. Написать хотя бы одну

вдохновенную, честную страницу. Посадить хотя бы одно дерево.

(В.Лакшин).

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Определите тему, основные мысли текста.

3. Докажите, что это текст.

4. Объясните  значение  слов  бескорыстный,  причастность,

вдохновенный.

5. Какова роль в тексте неполных предложений?

6. Объясните выделенные орфограммы (сгруппируйте их).

7. Подготовьтесь к пересказу текста. Используйте сложноподчиненные

предложения с придаточными условиями (Если ударение падает на

слово…; Если ударным будет …; Если же станет ударным…)

4.Запишите, подчеркните грамматические основы предложений.

5. Замените  в  последнем  предложении  причастный  оборот

придаточным предложением.

Мучительная искренность и недовольство собой не надуманы Толстым

– они часть его живой души… Важнее всего для нас, пожалуй, то, как

побеги  внутреннего,  духовного  развития  Толстого  в  дневнике

прорастают в его творчестве.

«Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого

знания людей», - замечал Чернышевский в рецензии на литературные

дебюты Толстого. «Диалектика души», прежде чем она была воплощена

в толстовском творчестве, оказалась предметом ошеломляющего личного

открытия. Толстой сделал его в потаенном юношеском дневнике, когда

бился над тем, как улучшить себя 4 .

Вспоминая впоследствии 6 два года, проведенные им в молодости на

Кавказе, Толстой говорил, что никогда потом за всю жизнь он не думал

обо всем на свете так сильно и напряженно, как в ту пору, и что все

главные свои идеи вынес оттуда. (В.Лакшин)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Объясните  значения  слов  рецензия,  дебют,  диалектика,

ошеломляющий.

3. Подберите синонимы к словам впоследствии, искренность.

4. Докажите, что это текст.

5. Укажите признаки публицистического стиля, которые вы видите в

тексте.

6. Объясните выделенные орфограммы.

7. Составьте схему последнего предложения.

8.  Какие  пунктуационные  правила  можно  проиллюстрировать

примерами

из текста.

9.  Замените  предложение  с  прямой  речью  синонимичной

конструкцией.

10.Запишите отрывок из статьи А.Твардовского «Слово о Пушкине».

11.Подчеркните грамматические основы предложений.

Пушкин, как никто владевшим живым и непринужденным диалогом

даже в стихах нередко вовсе обходился без него в прозе, и, однако, она

своим лаконизмом и емкостью восхищала всех старших богатырей

позднейшей, высочайшим 3  , образом развитой русской прозы.

Когда говоришь 3  о Пушкине, то как-то даже неловко употреблять слово

«мастерство», больше подходило бы «волшебство», хотя мы хорошо знаем,

какого неусыпного, подвижнического труда стоило ему, «любимцу муз»,

потрясающее нас совершенство его созданий. (А. Твардовский).

1.  Какие языковые средства выражения отношения, оценки

используются в тексте?

2.  Составьте схему последнего предложения.

6. Запишите высказывание А. Твардовского, включив его в

предложение с прямой речью. Объясните знаки препинания.

Чем  меньше  слов  в  словаре  писателя,  чем  заношеннее  и

невыразительнее они, тем больше идет их на выражение самой

незамысловатой идеи и тем более нарушается прекрасный пушкинский завет

сжатости изложения, наполнения мысли каждой строчки. (А. Твардовский)

1. Докажите, что это текст.

2. Какие  особенности  публицистического  стиля  использованы

автором? С какой целью?

3. Что такое культура речевого общения?

4. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.

5. Запишите  предложение  с  прямой  речью,  объясните  знаки

препинания. Какова роль цитирования в этом тексте? Можно ли в

данном случае заменить прямую речь косвенной?

6. Определите тему, основные мысли текста.

Можно сказать, что вся 1  жизнь языка и общение с ним (языковая

практика) есть непрерывное создание и поиски более близких 3  к истине

выражений мысли, чувства, переживания. Что из того, что это трудно

достижимо! Главное здесь, что движение это бесконечно 2 и беспредельно.

Не в этом ли причина развития языка, параллельная развитию человечества?

Достоевский устами Версилова в «Подростке» высказал очень важное

суждение: «А, и ты иногда страдаешь, что мысль не пошла в слова! Это

благородное страдание, мой друг, и дается лишь избранным; дурак всегда

доволен тем, что 3 сказал». Сказано, как это часто бывает у Достоевского,

резко, но справедливо и очень емко. О чем здесь говорится? О том, что

мысль крепко-накрепко связана со словом, что выразить еѐ в слове – дело

нелегкое,  требующее  усилий,  мучительных  поисков  наилучшего

выражения 4 .

Мысль (чувство, переживания) может «пойти в слова» лишь в том

случае, если человек обладает культурой словесного выражения, культурой

речевого общения и, разумеется. культурой мысли. (Г.В.Степанов).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коновалова Наталия Ивановна, учитель русского языка МКОУ Аннинская СОШ №1 Работа с текстом как путь к созданию сочинения

Слайд 2

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ИНСЕРТ КЛАСТЕР СИНКВЕЙН ФИШБОУН

Слайд 3

( 1)Рано утром, когда Серёжка вышел за хлебом, во дворе не было ни души. (2)Поболтать было не с кем, поэтому Сыроежкин решил идти в самую дальнюю булочную: может, кого-нибудь встретит или увидит что-нибудь занятное. (З)Серёжка медленно вышагивал под тенистыми липами. (4)Со стороны можно было подумать, что его что-то заботит и он погружён в свои мысли. (5)Но какие уж это мысли? (6)Так, игра: хочется, чтобы всё вокруг было ещё лучше, интереснее, значительнее. (7)Вот посажены деревья, вчера их ещё не было. (8)Тоненькие, совсем палочки, и без листьев. (9)Но ничего! (10)Скоро они наберут силу, зашумят на ветру... (11)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12)Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13)А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды... (14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он — отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи. (18)Он должен схватиться с тиграми и львами и поразить их своим мечом, чтобы остаться в живых... (19)Нет, пусть лучше будет стадион не Колизеем, а синхрофазотроном! (20)Да, да, такой он и есть, синхрофазотрон,— круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие атомное ядро. (21)И сейчас Серёжка не просто ученик — он физик! (22)Вот он берёт фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы... (23)Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин . (25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26)Да это сам Иван Грозный! (27)Какой приказ отдаст он своему воину? (28)Грозный приостановился и спокойно спросил: - (29)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Миллион мелочей»? - (ЗО) Н-не знаю, — растерянно пролепетал Серёжка. — (31)То есть что я!.. (32)Знаю! (ЗЗ)Сначала постоянно прямо, потом налево. - (34)Спасибо, — сказал, ничуть не удивившись, старик. (35)И пошёл. (З6)Медленно. (37)Спокойно. (38)Но уже совсем не как Иван Грозный. (39)А жаль. /По А. Велтистову/

Слайд 4

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 5

ВСТУПЛЕНИЕ АРГУМЕНТ 2 (грамматическое явление) АРГУМЕНТ 1 (лексическое явление) ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 6

ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ Ле́ксика — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Грамматика - строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения; раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.

Слайд 7

«ИНСЕРТ» 1. Читая, ученик делает пометки в тексте. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал. V уже знал + узнал новое - думал иначе ? есть вопросы «V» - уже знал «+» - новое « - » - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы

Слайд 8

«КЛАСТЕР» ЛЕКСИКА ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ИСТОРИЗМЫ, АРХАИЗМЫ, НЕОЛОГИЗМЫ ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ И ОГРАНИЧЕННЫЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ СЛОВА ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ

Слайд 9

«КЛАСТЕР» ГРАММАТИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СИНТАКСИС словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи МОРФОЛОГИЯ (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость)

Слайд 10

«СИНКВЕЙН» 1 строка Тема 1 слово существительное 2 строка Описание признаков 2 слова прилагательные 3 строка Действия 3 слова глаголы 4 строка Личное отношение к описываемому предмету или объекту фраза 5 строка Резюме, характеризующее суть предмета или объекта 1 слово

Слайд 11

1. ВСТУПЛЕНИЕ 1. Вопрос , утверждение, конструкция 2. Задающее направление, утверждающее 3. Можно ли согласиться , согласен, попробуем доказать 4. Можно ли согласиться с … Я согласен с утверждением , … Итак, попробуем доказать, что… 5. Начало

Слайд 12

Предложение-вопрос, задающий направление для рассуждения: Можно ли согласиться с утверждением, что « словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»? Предложение-утверждение: Я согласен с утверждением , что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» . 3. Конструкции типа: Попробуем доказать, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, в современном русском языке лексическое значение слова и способы его грамматического выражения помогают понять авторский замысел.

Слайд 13

«ФИШБОУН»

Слайд 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Конекстные антонимы стадион – римский Колизей, ученик – гладиатор штаны и куртка – доспехи (предложения 15 , 16 , 17 ) слово «дружище» (предложение 29 ) Суффикс преувеличения -ИЩ- Разговорный стиль слово «дружище» Парцелляция ( 35 ) И пошёл. ( З6) Медленно. ( 37 ) Спокойно. ( 38 ) Но уже совсем не как Иван Грозный. ( 39 ) А жаль . Восклицательные предложения ( 21) И сейчас Серёжка не просто ученик — он физик! ... ( 26) Да это сам Иван Грозный! Односоставные предложения 12) Пока вал не убрали , здесь удобно прятаться. (13 ) А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные сна ряды... ТЕЗИС

Слайд 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - Вывод Свидетельствующий, помогающий Согласиться, прийти, сделать Можно согласиться с утверждением, Мы пришли к выводу, …. 5. Итог.

Слайд 16

Можно ли согласиться с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» ? В современном русском языке лексическое значение слова и способы его грамматического выражения помогают понять авторский замысел. Так мы пришли к выводу, что в тексте значение слова и грамматические способы его реализации помогают более полному выражению авторского замысла.

Слайд 17

Попробуем доказать, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, в современном русском языке лексическое значение слова и способы его грамматического выражения помогают понять авторский замысел. Возьмём, например, контекстные антонимы, которые широко используются в художественной речи как выразительное средство создания контраста. В данном тексте автор, показывая разыгравшуюся фантазию Серёжи, использует слова: «стадион – римский Колизей», «ученик – гладиатор», «штаны и куртка – доспехи» (предложения 15, 16, 17). Эти контекстные антонимы показывают нам мир необузданных фантазий главного героя. Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы. Например, слово «дружище» (предложение 29) имеет в своём составе суффикс преувеличения -ИЩ-. В данном тексте это слово имеет разговорную окраску, показывая ироничное отношение старика к размечтавшемуся мальчику. Так мы пришли к выводу, что в тексте значение слова и грамматические способы его реализации помогают более полному выражению авторского замысла.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!