Научно-исследовательская работа

Новикова Олеся Леонидовна

Научно-исследовательская работа:

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Магистерская диссертация по теме "Применение компьютерных технологий в процессе обучения физике"1.65 МБ
PDF icon Статья "Подготовка молодёжи к инновационной деятельности в процессе обучения физике, математике, информатике".869.48 КБ
Microsoft Office document icon Методический семинар по теме "Применение компьютерных технологий на уроках физики"101 КБ
PDF icon Презентация для методического семинара по теме "Применение компьютерных технологий на уроках физики"1.09 МБ
PDF icon Методические рекомендации по проведению мониторинга по курсу "Общая и экспериментальная физика" с применением дистанционного об.2.21 МБ
PDF icon Статья "ИКТ как средство формирования УУД на уроках физики241.26 КБ
PDF icon Статья. Разработка методики мониторинга по курсу «Общая и экспериментальная физика» с применением дистанционного обучения805.71 КБ
PDF icon Учебное пособие для подготовки к государственному экзамену127.38 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Новикова О.Л.

Томская область

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Слайд №1,2. Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию мой опыт работы по теме: «Применение компьютерных технологий в процессе обучения физике в рамках ФГОСТ».

Слайд №3 В настоящее время  в связи с переходом на новые образовательные стандарты,  одной из главных задач, стоящих перед системой общего образования, является формирование у учащихся универсальных учебных действий.

 Формирование универсальных учебных действий наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде, используя возможности информационной среды школы, социальные сервисы. Поэтому учитель должен создать для ученика современную образовательную среду, формировать в процессе обучения ИК компетенции.

Слайд №4 Использование информационных средств ведет к повышению качества обратной связи. Но для многих учителей остается проблемой работа с компьютером и, особенно, с мультимедийными программамии. Поэтому возникает проблема  создания методики эффективного использования компьютерных технологий  при изучении физики.

Слайд №5 Цель работы состоит в разработке и практической реализации методики использования компьютерных технологий  при изучении физики.

Исходя из цели работы, поставлены следующие:

  1. Изучить научно-методическую литературу по использованию компьютера на уроках физики.
  2. Провести анализ наиболее популярных компьютерных программных по физике
  3. Разработать методические рекомендации по применению компьютерных технологий на уроках физики
  4. Осуществить экспериментальную проверку разработанной методики

Слайд №6. Анализ литературы показал, что учителя  г. Томска компьютерные технологии используют для любых целей:

  •  использование компьютерных лабораторных работ
  • компьютерные технологии для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • применяют на уроках физики тестирование;
  •  на уроках используют Интернет-ресурсы, в том числе ресурсы Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru,

Как отмечает Лаптев В.В. [17], у школы нет иного выбора, кроме адаптации ее к информационному веку.

Слайд. 7. Анализ литературы показал, что учителя столкнулись с ледующей. На сегодняшний день существует очень много образовательных мультимидийных программ. Все эти программы разрабатывают программисты и нет методического сопровождения.

Рядовой учитель кроме того, что теряется в море информации, обрушиваемой на него производителями эти программы еще не имеют методического сопровождения.

Необходимо знакомить учителя физики с готовыми компьютерными продуктами, которые могут помочь ему на уроках организовать разные виды деятельности. Для этого необходимо проанализировать программно-методические материалы по физике, систематизировать их, предложить конкретные рекомендации по использованию готовых программных продуктов.

Нами были проанализировано 12 компьютерных программно-методического материалов по физике:

1С: Репетитор. Физика

2. Активная физика

3. Физика в картинках

4. Живая физика

6. Физика для школьников и абитуриентов

7. Открытая физика 1.0

8. Лабораторные работы по физике для 10 класса.

9.  Виртуальные лабораторные работы в онлайне.

10. Физика 7-11 класс.

11. Физика 7-11 класс.

12. Физика 7-11 классы

Слайд №8. Проанализировав эти мультимедийные программы, нами были выбраны следующие программы: «Открытая физика», виртуальная физическая лаборатория «Лабораторные работы по физике для 10 класса».  Данные программы не занимают большой объем памяти, представляют собой пакет программ, оформленный в виде CD-диска. Программы легко устанавливаются. Также можно проходить эти лабораторные работы в  режиме онлайн. Лабораторные работы выполнены в 3D, поэтому учащиеся могут исследовать свои установки в трех измерениях.

Слайд №10. В образовательном учебнике по разделам «Молекулярная физика» и «Электричество и магнетизм» представлено только три лабораторные работы. Нами разработан список дополнительных тем лабораторных работ компьютерного практикума на базе «ВИРТУАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ » И  В ОНЛАЙН РЕЖИМЕ. Слайд. 10.

Слайд №11,12. Общий принцип построения предлагаемой нами методики проведения компьютерного практикума выглядел следующим образом:

В начале очередного занятия формулировалась тема предстоящей работы,  постановка целей и выдвижение гипотез. После чего учащиеся получали разработанный нами дидактические материалы, запускали на своих персональных компьютерах виртуальную лабораторию и приступали к эксперименту.

Учащиеся самостоятельно знакомились с теоретическим материалом работы, изложенным в соответствующей теме.

На следующем этапе учащиеся задавали начальные условия, следуя рекомендациям, и проводили исследование. Результаты работы заносились в сводную таблицу и представлялись в виде графиков и схем.

Далее учащиеся приступали к анализу полученных результатов и оформлению вывода.

В конце каждой лабораторной работы учащимся предлагается решить задачу для данной модели

Нами разработана технологическая карта для лабораторной работы из программы  «Открытая физика» по теме «Наблюдение явления диффузии и Броуновского движения» (раздаточный материал)

Слайд №13 фото

        Слайд №14. При анализе применения ИКТ в процессе решения задач, мы пришли к выводу, что составление и решение задач с применением презентаций и соответствующей работы со слайдами, позволяет систематически контролировать ход решений учащихся,  вовлекает большинство их них в активную познавательную деятельность. Поэтому во второй главе помещаются методические рекомендации по использованию презентаций на уроках физике в процессе решения задач.

Слайд №17 фото с использование веб-камиры Мною на уроках применяется документ камера как при демонстрациях, так и при анализах контрольных и домашних работ.

Слайд №16. Разработанную методику апробировали  в 10-ом классе  в школе МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района.

В рамках описанного курса было проведено  12 компьютерных занятий по 40 минут. В ходе уроков также использовались мультимедийные презентации.

Рис.5. Сравнение результатов обучения на начальном и итоговом этапах эксперимента.

Во время первой четверти мы использовали традиционный метод обучения.  Как видно из рисунка 1, у  учеников за четверть вышла оценка «удовлетворительно».  Со второй четверти использовалась разработанная нами методика. Проводились как запланированные традиционные лабораторные работы, так и дополнительные виртуальные. По результатом второй четверти можно говорить об эффективности данной методики. В третий четверти, кроме лабораторных работ, учащиеся решали задачи по разработанной нами методике, а также систематически проводился контроль учащихся в виде тестовых заданий.  Результаты третей  четверти  говорит о повышении уровня усвоения учебного материала учащимися.

Внедрение данной методики позволяет говорить о том, что система обучения на основе применения компьютерных технологий весьма эффективна, удобна для использования в преподавании физики и дает возможность повысить уровень усвоения учебного материала учащимися и мотивацию учеников. На уроках ученики стали более активно работать у доски, самостоятельно решать задачи.

Результаты представлены в нескольких публикаций и  в магистерской диссертации и статьи


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: