Авторская идея в моей педагогической практике

Горюнова Наталья Валериевна

Авторская идея в моей педагогической практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_ideya_v_moey_pedagogicheskoy_praktike_.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская идея в моей педагогической практике: 

Социально-коммуникативное развитие дошкольников

через призму сказки (группа кратковременного пребывания)

Горюнова Н. В., воспитатель

детского сада «Аленушка»,

                                             филиала МАОУ Маслянская СОШ

Сладковского района Тюменской области

Не бойся сказок. Бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи -

На свете правды больше станет.

В.Д. Берестов

             Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого человека, когда не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность, её ценности, предпочтения, ориентиры. Все это, несомненно, сказывается на успешности дальнейшей жизни. Роль социально-коммуникативного  развития - процесса, позволяющего ребенку занять свое место в обществе и осуществляемого широким набором универсальных средств – все более повышается в связи с дефицитом общения, в том числе разновозрастного, часто замкнутости семейного пространства, «технологизации» жизни (лучшими друзьями ребенка стали компьютер, телефон, планшет, а любимым занятием детей - компьютерные игры), чрезмерной «интеллектуализации» воспитания. В этой связи именно детский сад помогает создать необходимые условия для социализации и становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению.                

                Формирование групп кратковременного пребывания осуществляется в целях полноценного и всестороннего развития детей. Важность постоянного общения с детьми разных возрастов в том, отмечает Л.И. Божович, что оно создает у ребенка опыт многообразных отношений: младшему он должен уступить, защитить его, позаботиться о нем; старшему он должен подчиниться, он может подражать его поступкам, учиться у него организованности, ответственности. Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.

                Как воспитатель конкретной группы кратковременного пребывания, часто встречаюсь с проблемами взаимоотношений между дошкольниками, с конфликтными ситуациями в группе. Между воспитанниками во время игр, во время совместной и образовательной деятельности формируется широкий диапазон взаимоотношений, и не всегда они складываются благополучно. Дети не умеют согласовывать действия, обращаться с просьбами, предлагать помощь, разрешать споры, некоторые не могут преодолеть застенчивость, другие – избавиться от обидчивости и капризности.

        Формирование нового опыта взаимодействия разновозрастных детей требует от воспитателя умения создавать  специальные условия для преодоления отрицательных эмоций и формирования положительного опыта общения.  Для достижения положительных результатов в обучении и воспитании как инструмент формирования социально-коммуникативных качеств дошкольников была выбрана сказка, так как сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка, она близка его мышлению и представлению.

                Так определилась тема педагогического опыта - «Социально - коммуникативное развитие дошкольников через призму сказки (группа кратковременного пребывания)», ведущей идеей которого было определено выявление коммуникативных способностей детей и поиск механизма использования сказки в целях социализации и коммуникации. Для достижения цели - создание условий для социально-коммуникативного развития детей в группе кратковременного пребывания - в течение ряда лет планомерно решались задачи по выявлению влияния сказки на социально-коммуникативное развитие дошкольников, активизации речи, повышению родительской компетентности в вопросах социализации и общения детей. В процессе работы над темой использовались как теоретические (анализ литературы), так и практические методы (педагогические наблюдения за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности, анкетирование и беседа с родителями, количественный и качественный анализ полученных результатов).

                Восприятие в качестве объекта исследования процесса воспитания  детей группы кратковременного пребывания, в качестве предмета - сказки как средства формирования социально-коммуникативных компетенций  детей дошкольного возраста дало право предположить, что процесс воспитания через сказку будет успешным и позволит формировать социально-коммуникативные качества дошкольников такие, как социальная компетентность (ребенок принимает социальные роли и действует в соответствие с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми); коммуникативная компетентность (ребенок выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения)  при условии целенаправленности, системности и педагогической целесообразности использования сказочных сюжетов, формы и правил создания сказки, элементов характеристик и поведения сказочных персонажей, крылатых мыслей сказки, главная из которых – «Добро всегда побеждает зло».

                Воспитание сказкой - это деятельность, направленная на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания, преодоление барьеров в общении, повышение уверенности в себе, развитие системы самооценки и самоконтроля. Основные возможности воспитания сказкой заключаются в интеграции личности, совершенствовании способов взаимодействия с окружающим миром, развитии творческих способностей и адаптивных навыков, формировании социально-коммуникативных навыков дошкольников.

 «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», - эти слова мы знаем с детства. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом развития социально-коммуникативных компетенций дошкольника, под которой понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. Слушая сказки, ребенок накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций».

Сказка как явление педагогики известна давно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о ней настолько высокого мнения, что включил сказку в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.  

             В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

                

        

        Выявление потенциала сказки как средства формирования социально-коммуникативных качеств привело к пониманию, что сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

- потребность в автономности, независимости (в каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы);

- потребность в компетентности, силе, всемогуществе (герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха);

- потребность в активности (герой всегда находится в действии).

Видовой анализ сказок показал, что использование любого вида сказок (о животных, бытовые и волшебные сказки) позволяет организовывать общение в сотрудничестве, показывать образцы правильного поведения).

Анализ языкового строя сказки свидетельствует о том, что яркость и наглядность образов, обилие сравнений, повторений, которые так свойственны речи ребёнка, помогают вербальному контакту дошкольников со сверстниками, становятся основой для формирования словесных клише, что, несомненно, способствует социально-коммуникативному развитию воспитанников.

Анкетирование родителей по практикуемой теме (приложение 1) показало, что лишь в некоторых семьях осталась добрая традиция читать сказки перед сном, в большинстве случаев родители заменили чтение литературы просмотром телевизора и компьютера.

Для возрождения интереса к сказке был выбран принцип тесного детско-взрослого сотрудничества. Родителям воспитанников был предложен семейный просмотр киносказок, включенный в список из ста фильмов, рекомендованных Министерством культуры РФ (таких, как «Морозко», «Айболит-66», «Золушка», «Илья Муромец», «Королевство кривых зеркал», «Марья – искусница» и др.). Отрабатывался механизм интеграции аудио- и видео восприятия следующим образом: родителям было предложено совмещать кинопросмотр сказки с частичной заменой просмотра части сказки на чтение, с вариантами «просмотр начала – чтение середины – просмотр конца сказки», «чтение первой половины – просмотр второй половины сказки» и др. Результатом явилось понимание родителями необходимости чтения (в том числе вечернего) с целью общения с ребенком (трудно оторвать ребенка от просмотра, чтобы обсудить с ним поведение сказочного героя, дать оценку его поступкам, выявить отношение своего малыша к происходящему, тогда как чтение дает прекрасную возможность остановиться для беседы).

В детском саду результаты такой «родительской работы» стали заметны в более внимательном отношении детей к звучащему слову, желании обсудить сказочную ситуацию при использовании сказки в группе кратковременного пребывания на  групповых и подгрупповых занятиях, в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности детей, в том числе при создании книг-самоделок и  мультфильмов, изготовлении поделок сказочных героев, оформлении выставок рисунков, при просмотре киносказок и мультфильмов, организации участия в дидактических играх.

Практика показывает, что организация работы со сказкой эффективна при комплексном использовании наглядного (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий), словесного (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок) и игрового (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры) методов. Так, чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста, дополняется рассматриванием иллюстраций  книги, последующей беседой по сказке (при подборе вопросов о прочитанном важно стремиться помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему, побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки), инсценированием, которое способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Сказочная имидж-терапия соотносится при инсценировании со статической и психодинамической медитацией.

Творческое переосмысление технологии использования сказки привело к апробированию таких форм, как преобразование хода повествования, придумывание различных концовок, ввод непредвиденных ситуаций, смешение нескольких сюжетов в один, характеристика героям до (по иллюстрации) и после чтения сказки, сравнение характеристик, анализ поведения героя с позиции каждого из других героев сказки, поиск оригинального выхода из неблагоприятно сложившейся ситуации. Сочинение сказок в этом случае основано на интерпретации, «переписывании» и «дописывании» сказок. При сформированном у дошкольников определенном запасе знаний проводятся игры на узнавание (например, «Из какой сказки пришли эти герои?»), сопоставительную оценку действий («В каких сказках герои помогают друг другу?»), выбор эталона («На какого сказочного героя ты бы хотел быть похожим?»).

Сказка должна способствовать и общению. Один из самых простых способов его организации - игра-задание «Интервью». Для большей достоверности дети берут в руки импровизированный микрофон и с удовольствием отвечают на вопросы друг друга: одни спрашивают, а другие отвечают от имени сказочных героев. Более сложный способ – из технологии куклотерапии (пальчиковые, теневые куклы, марионетки): либо воспитатель, либо сами дети от имени куклы – сказочного персонажа ведут беседу. Рассказывание сказки может осуществляться групповой («придумывание по кругу», «рассказывание по кругу») и в индивидуальной форме (от 1 лица, от 3 лица). Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.  Любимые герои становятся образцами для подражания.

Широко используется в работе постановка проблемных вопросов. Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации. Чем закончилась сказка «Гуси-лебеди»? Кто помог девочке спрятаться от гусей - лебедей? Почему? Гораздо полезнее вопросы поискового характера: почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли. Решение «открытых» сказочных задач соотносится с терапевтической формой анализа сказки, библиотерапией, и в конце концов приводит к исследованию архетипов и образов.

Применяется в работе с детьми «Метод аналогий». Он помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо и для будущего школьника, и для взрослого человека. К примеру, после чтения сказки «Морозко» дети называли таких же добрых, трудолюбивых, отзывчивых героинь из других сказок.

Используется принцип «Сказка развивает руки»: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-либо сделать: вырезать, наклеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов; важно организовать эту работу оригинально, «сказочно»: используя объемную аппликацию, пальцевую живопись, «сказку на песке» - песочную терапию, «волшебный» рисунок (вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской, и контуры проявляются). Спонтанное «волшебное» рисование в данном случае легко соотносится с психодиагностическими функциями рисования.

Мультфильм был всегда интересен детям, а в настоящее время, благодаря современным технологиям, его популярность значительно возросла. Искусству мультипликации подвластно практически все, что доступно человеческой фантазии и может быть выражено визуально. Благодаря специфике и неограниченным выразительным возможностям мультипликации, значительно расширяется кругозор ребёнка, активизируются познавательные процессы, происходит накопление жизненного опыта и способов взаимодействия с окружающим, развивается речь, совершенствуются коммуникативные навыки. Так как мультфильм выстроен на доступном для понимания ребёнка сказочном сюжете, богат яркой образностью, музыкальностью, лаконичностью, динамичностью, он может быть использован как наглядный метод воздействия на нравственно-личностные качества детей. 

Мультфильмы с детьми выполняются в различных техниках: перекладка (рисование персонажей на бумаге и вырезание, для каждого кадра вырезанные картинки двигаются); пластилиновая анимация (лепка из пластилина); предметная анимация (используются готовые игрушки: «Лего», кубики, человечки, машинки).

Занимаясь с детьми созданием мультфильмов в процессе их любимого вида деятельности – игры, не только развиваем все стороны речи, но и чувства, эмоции, ощущения, фантазию, воображение, память, внимание, мышление, а также другие различные навыки и умения.

Работа по формированию у детей социально-коммуникативных компетенций средствами сказок проводится комплексно: в совместной, самостоятельной деятельности и в режимных моментах. Все основные режимные моменты группы кратковременного пребывания (прием детей, игры и детские виды деятельности, непосредственная образовательная деятельность, уход детей домой) легко могут сопровождаться сказкой («День любимой сказки», «У нас в гостях … (сказочный персонаж)»).

С помощью сказки формируются правила поведения дошкольников (учимся у сказочных героев здороваться при встрече, говорить вежливые слова, помогать другим, заботиться о младших, уважать старших, выслушивать говорящего, не перебивая).

Системное использование сказок требует создания определенной сказочной среды, поэтому в групповой комнате появляются и «царский трон» (на него обязательно сядет малыш, сделавший что-то хорошее для других), и «место превращений», и атрибуты узнаваемых сказочных героев, и «волшебный ларец» (из него достаются послания сказочных героев – все новые и новые задания для дошкольников), и многие другие «волшебные» вещи.

Какой бы метод работы со сказкой не применялся, важно не опоздать с главным – вовремя дать моральную оценку героям, их поступкам, т.е. научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции. Таким образом, одной из задач работы со сказкой как средством развития социально-коммуникативных качеств является выбор метода, который может быть направлен на любой вид деятельности (творческий, музыкальный, инсценировочный и т.д.). Выбор направленности работы со сказкой напрямую зависит от грамотности педагога, его заинтересованности в воспитательном процессе.

В процессе работы над темой наряду с убеждением в том, что социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка, сложилось и определенное портфолио практических результатов. Вот некоторые из них: районный конкурс театральных коллективов «Пестрый балаган» - 1 место (2014 год), конкурс театральных коллективов «Пестрый балаган» - 3 место (2015 год), международный творческий конкурс детского рисунка (по мотивам сказок) «Мир книги» - диплом лауреата (2015 год).

Важным результатом разнопланового общения и взаимодействия  детей 3-6 лет  стал  ряд промежуточных диагностик в форме анкетирования и опроса родителей, который позволил определить, что у дошкольников развивается умение вежливо общаться друг с другом и окружающими их людьми, расширяется круг общения детей со взрослыми, формируются коммуникативные умения и навыки воспитанников, повышается самооценка детей. Ребята более твердо усвоили общественные нормы, правила поведения, человеческие отношения. И здесь помогла им сказка, где сказочным героям свойственны человеческие отношения. Дошкольники начинают понимать, что каждый человек несет ответственность за свои поступки. Застенчивые дети  стали более раскованными, они свободнее вступают в контакт со сверстниками и со взрослыми. Они поверили в себя! Удовлетворённость результатом совместной деятельности была очевидна не только мне, как педагогу, но и родителям. У детей в группе снизилась нервозность, раздражительность, тревожность и агрессивность (что способствовало эмоциональному благополучию дошкольников), повысилась самооценка. У дошкольников изменилось и внешнее проявление чувств. Они научились сдерживать свои эмоции и адекватно выражать их в принятой общественной форме: при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонации голоса. Можно отметить у детей появление такого психологического феномена, как понимание «языка чувств», у дошкольников повысился уровень самоконтроля, уровень эмоционального контроля, что позволило им адекватно вести себя в конфликтных ситуациях.

В результате такой целенаправленной работы  происходит осознанное включение родителей в единый совместный с педагогом процесс с развития личности ребенка. Родители стали более активными, отношения с ними – партнерскими. Этому способствовали такие формы работы, как групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, творческие мастерские, родительские конференции, создание папок-передвижек, буклетов, газет, памяток на тему «Социально –коммуникативное развитие ребенка в семье». Хороша и такая форма, как «Родительская почта» или «Телефон доверия», это разновидность консультаций для родителей (в раздевалке имеются 2 ящика – один для вопросов, другой для ответов). У родителей не всегда есть время поговорить или они стесняются о чем-то спросить. Такая форма дает возможность посмотреть специальную литературу, обратиться к психологу, логопеду.

          Педагогическая деятельность, направленная на работу со сказкой как средством социально-коммуникативного развития детей группы кратковременного пребывания, показала необходимость ее продолжения, была представлена на заседании методического объединения педагогов дошкольного и начального образования, на районном конкурсе «Ступени мастерства», отражена на личном сайте педагога и web-странице детского сада сайта школы.

Список литературы

1. Короткова, Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах.- изд.3-е, дораб. [Текст]/Н.А. Коготкова, П.Г. Нежнов. - Москва: Линка-Пресс.- 2014.-64.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования [Текст] /Л.И. Божович. - М.: Просвещение.- 1968.

3. Герасимова, Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: Дис.  д-ра пед. наук [Текст]/ Е.Н. Герасимова. - СПб.- 2002. - 339 c.

4. Анохин, Е.В. Психолого-педагогические особенности деятельности детских разновозрастных объединений [Электронный ресурс]. - Режим доступа:. www.rada.kiev.ua/LIBRARY/new, 23.03.2016.

5. Ушинский, К.Д. Собрание соч. Т.9. [Текст]/К.Д. Ушинский. - М - Л.: Изд-во АПН.-1950.

6. Сухомлинский, В.А. Избр. пед. соч. [Текст]/ В.А. Сухомлинский.- М.-1979. - Т. 1. - С. 183.

7. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у дошкольников [Текст] / А.М. Виноградова.- М: Просвещение.- 2002.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования       URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 129503

9. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии [Текст]/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб.: «Златоуст».-1998.-352с.

10. Деева, Г. Г.  Проблемы социализации детей дошкольного возраста [Текст]/ Г.Г. Деева. – Ставрополь.- 1989.

11. Бениаминова, М. В. Воспитание детей [Текст]/ М.В. Бениаминова.- М.: Просвещение.- 1991. - 45 с.

12. Феоктистова, С. В. Коммуникативная компетентность как фактор, влияющий на психическое развитие дошкольника [Текст]//С.В. Феоктистова, М.А. Хмелькова.-Актуальные проблемы психологического знания.- 2012.- 93-103 с.

13. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция [Текст]/ Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС.-2005. - 158 с.

14. Смирнова, Е. О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам [Текст]// Е.О. Смирнова, Е.В. Калягина. - Вопросы психологии. -1998.- №3, 50-57с.

15. Лисина М.И. Психология самосознания у дошкольников [Текст]/ М.И. Лисина, А.И. Силвестру. - Кишинев: Штиинце.-1983.

16. Андреева, И.А. Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста  [Текст]// А.И. Андреева.-Науч.-пед. обозрение. - 2014. - № 4. - 7-11с.

17. Киселева, О. И. Развитие коммуникативного потенциала личности как основа позитивной социализации ребенка в условиях непрерывного образования [Текст]//О.И. Киселева.- Вестн.Томского гос. пед. ун-та 2003. -39-47с.

18. Марцинковская, Т.Д.  Диагностика психического развития детей. Пособие по практической   психологии [Текст]/ Т.Д. Марцинковская.- М.:   ЛИНКА-ПРЕСС.-1997. -  176 с.

19. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб. -метод. Пособие [Текст]/ А.М. Щетинина.-Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого.-2000. - 88 с.

20. Щур, В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей [Текст]/ В.Г. Щур. Психология личности: теория и эксперимент.- М.- 1982.

21. http://nsportal.ru/


Приложение 1

Анкета для родителей

  1. Читаете ли вы сказки своим детям? ________________________________________________________________
  2. Покупая книгу ребенку, на что, в первую очередь, вы обращаете внимание? ________________________________________________________________
  3. Какие сказки вы предпочитаете читать ребёнку (фольклорные, авторские, классические, современные)? ______________________________________
  4. Каково, на ваш взгляд, воспитательное воздействие сказки? ________________________________________________________________
  5. Знаете ли вы, какая любимая сказка у вашего ребёнка? ________________________________________________________________
  6. Беседуете ли вы с ребенком после чтения сказки? ________________________________________________________________
  7. Предлагаете ли вы ребенку пересказать сказку после ее прочтения? ________________________________________________________________
  8. Инсценируете ли в домашних условиях прочитанные сказки?

________________________________________________________________


Приложение 2

Методики

диагностирования уровня социально-коммутативного развития

Параметры исследования

Методика

Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе

Методика «Неоконченные ситуации»

А.М. Щетинина, Л.В Кирс [17]

Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения А.М. Щетинина, Л.В Кирс [17]

Степень овладения правилами и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

межличностные отношения, социальная приспособленность и взаимоотношения с окружающими

уровень развития сотрудничества

социальный статус в группе, отношения к себе и к другим детям

уровень развития партнерского диалога

коммуникативная компетентность в общении со сверстниками

Методика особенностей межличностных отношений ребенка Рене Жиль

Экспериментальная методика «Лабиринт»

Л.А. Венгер

Адаптированные социометрические методики: «Капитан корабля», «Два домика»

Диагностика способности детей к партнерскому диалогу А.М. Щетинина[17]

«Картинки» Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина[11]

Развитость самостоятельности и саморегуляции

Карта проявления самостоятельности А.М. Щетинина [17]

Карта проявления активности А.М. Щетинина,  

Н. А. Абрамова[17].

Тест на развитие самоконтроля

Уровень развития социального и эмоционального интеллекта

Методика развития социального и интеллекта

 Дж. Гилфорд, М.Саливен

Уровень развития эмпатии

Опросник «Характер проявления эмпатических реакций и поведения детей А.М. Щетинина[17]

 детей дошкольного возраста

Приложение 3

Методика

«Лесенка»

(Щур В.Г.)

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди. Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования:

Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Проведение теста:

Ребёнку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов:

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети.

В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальному поведению у детей.

Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт.

А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница.

Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку.

В идеале, сам ребёнок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама ставит его на самую высокую ступеньку.

Приложение 4

Методика

«Два домика»

(Марцинковская Т.Д.)

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы

Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).

Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы два стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой - поменьше, черного цвета.

Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность). «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, педагог записывает новое имя и как можно нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух-трех новоселов в красный дом, педагог рисует рядом еще один дом - черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было, где жить» (в классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы, между прочим). Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.

Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.

Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то педагог может спросить о нем впрямую: «Ой, а воспитателя (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?!» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь воспитателя с собой или отдельно?»

 Анализ результатов

Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные.

В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается. На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).