Авторская программа "Развивающие игры в развитии логического мышления дошкольников"

Большакова Ольга Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №38 «Апельсин»

 

Принято на педагогическом совете

Протокол  №___    от _______2015г.

 

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детским садом №38 «Апельсин»

____________________ Г.В. Ушакова

Приказ №_____   от  ____________2015г.

 

 

«Развивающие игры в развитии логического мышления дошкольников»

для детей 6 – 7 лет

 

Авторская программа

по дополнительному образованию «Развивай-ка»

 

 

 

 

Автор-составитель:

Большакова Ольга Николаевна

 

Воспитатель первой квалификационной категории

 

 

Тамбов

 

 

«Развивающие игры в развитии логического мышления дошкольников».

Авторская программа по дополнительному образованию «Развивай-ка».

Автор – составитель: Большакова Ольга Николаевна – воспитатель первой квалификационной категории.

 

Содержание

1.    Пояснительная записка

2.    Цели и задачи

3.    Актуальность, новизна, принципы построения программы

4.    Ожидаемый результат

5.    Перспективное планирование на учебный год

6.    Используемая литература

7.     

Пояснительная записка

 

        Зачем логика маленькому ребёнку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, ключевые компетентности, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для дальнейшего развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, угаснет интерес к учению.

        В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

        Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

        Логико-математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка.

К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу  и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами;  устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

        Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, активности в преобразовании игровой ситуации.

 

 

 

Цель:

Развитие логического мышления, как основы интеллектуального развития дошкольников в процессе развивающей игры.

 

Задачи:

Обучающие задачи:

- Приучать поддерживать отношения сотрудничества с окружающими людьми;

- Учить использовать незаконченную фигуру как деталь сюжетной композиции;

- Обучать логическим приемам работы с объектом или множеством (сравнения, обобщения, абстрагирования, деления, анализа, синтеза) на материале логических блоков Дьенеша, палочек Кюзенера, кубиков Никитина;

- Формировать представления о математических понятиях алгоритма, кодирования и декодирования информации;

Развивающие задачи:

- Развивать произвольность воображения, внимания, памяти, поведения;

- Совершенствовать пространственное мышление, сенсомоторную координацию у детей;

- Развивать способность комбинировать как основу творчества;

- Развивать умение работать по инструкции; планировать и отслеживать результат;

Воспитательные задачи:

- Обеспечить комфортный эмоциональный микроклимат, в котором каждый ребенок чувствует себя принятым, защищенным и успешным;

- Целенаправленно создавать педагогические ситуации проблемного характера, потенцирующих развитие личностных качеств ребенка;

- Поощрять проявление инициативы, любознательности, отзывчивости, самостоятельности, настойчивости каждого ребенка;

- Стимулировать интерес к самостоятельному освоению игр, изображений, материалов, инструментов, техник, созданию нового образа;

- Прививать игровую культуру детям и взрослым.

 

Актуальность программы:

 Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует подготовке дошкольников к усвоению математических знаний, и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Ребенок должен уметь выделять существенное, "гибко" мыслить, самостоятельно решать новые задачи, "нестандартно " и творчески подходить ко всему.

 

Новизна программы:

Обеспечивается за счет интеграции видов детской деятельности следующего характера: каждое занятие включает в себя логические игры; системности содержания и работы с ним; использования потенциала развивающих игр.

Игра позволяет успешно интегрировать с ней другие виды детской деятельности. Подобную интеграцию и использует программа «Развивай-ка».

 

 

Принципы программы:

–совмещение в деятельности ребёнка элементов игры и обучения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;

–постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

–повышение умственной активности ребёнка в решении предлагаемых задач;

–органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребёнка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

–единство обучающих и воспитательных воздействий.

 

Ожидаемый результат:

Дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно усваиваются математические представления, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь- доказательство, речевое общение;

  • умеют выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое до конца;
  • умеют видеть проблему, самостоятельно принимать решения;
  • развитая мелкая моторика кистей рук.

 

Периодичность занятий

2 раза в неделю для детей 6-7 лет;

Длительность занятий

не более 30 минут для детей 6-7 лет.

 

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Используемый материал

Сентябрь

1

«Незнайка на улице»

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках.

Развивать внимание, способность к анализу и синтезу.

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Д/И «Дорожные знаки»,

карточки-схемы.

2

«Дорога к изумрудному городу»

Закреплять умения составлять из частей целое, разбивать группу фигур на части по определённым признакам.

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию.

 

- художественное слово

- проблемная ситуация

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

- анализ.

 

Карточки-схемы,

кубики Никитина.

 

3

«Ищем клад»

Развивать у детей пространственные представления при прочтении плана открытого пространства.

Учить выкладывать узор из двенадцати кубиков.

 

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

Карточки-схемы,

кубики Никитина.

 

4

«Отгадай, где я живу»

Помочь детям осознать принципы взаимосвязи животных с условиями жизни в природных условиях. Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнить предметы по величине; находить сходства и различия между предметами.

 

-загадка

-выкладывание отгадки

- игровое упражнение «Расскажи, кто?»

 

Предметные картинки,

Колумбово яйцо.

 

 

5

«Автомобильные стоянки»

Развивать умение детей выявлять наличие нескольких признаков (цвет, форма, размер) и отсутствие одного из них.

Упражнять в счете, в измерении.

 

-рассматривание рисунков

-выбор материала

-выполнение работы

Блоки Дьенеша,

набор цифр.

6

«Доктор Айболит»

Развивать фантазию, логическое мышление, наблюдательность, внимание, память.

 Учить пользоваться игрушками-заместителями.

 

-художественное слово

- игровая ситуация

-игра «Помоги зайке»

-самостоятельная работа детей

 

Блоки Дьенеша, карта - лабиринт

 

7

«Угощение для гостей»

Развивать познавательные и сенсорные способности, мелкую моторику рук; учить находить новые способы решения проблемы.

Учить детей образному мышлению, воспитывать доброжелательное отношение к животным.

 

-загадка

-графический диктант

 -игровая ситуация

-игра «Кто, что любит»

 

Предметные картинки,

набор геометрических фигур,

карандаш,

лист бумаги.

 

8

«Украшаем салфетки»

Развивать зрительную память, мелкую моторику рук; учить приёмам наложения, воспитывать внимание, усидчивость.

 Развивать речь; вызвать у детей радостное настроение.

-рассматривание рисунков

-выбор материала

-выполнение работы

- анализ.

 

Набор геометрических фигур,

трафарет.

Октябрь

 

9

«Поезд»

Формировать умения сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у далеких на первый взгляд предметов.

 Развивать речь.

-загадка

-графический диктант

- игровая ситуация

- индивидуальная работа

Карточки - схемы,

набор брусков,

карандаш,

лист бумаги.

 

10

«Алгоритмы»

Обучать сравнению чисел, введение понятия алгоритма сортировки чисел по возрастанию (убыванию)

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

- анализ.

 

Набор цифр,

Карточки - схемы.

11

«Половинки»

Продолжать закреплять названия геометрических фигур.

 Развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость.

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

 

Набор геометрических фигур,

трафарет

12

«Сложи квадрат»

 

Развивать у детей цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

 

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

- анализ.

 

 

Карточки - схемы,

наборы с играми «Сложи квадрат»

13

«Умные загадки»

Развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности.

игровая ситуация

- вопросы к детям

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

- анализ.

 

Фишки разноцветные,

набор предметных карточек,

 ребусы.

14

«Лес»

Упражнять детей в конструировании деревьев разных пород из палочек; сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, пользоваться словами: дальше, ближе, выше, ниже, слева.

-загадка

-выкладывание отгадки

-проблемная ситуация

-беседа

-ритмическая пластика.

 

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки,

 карточки.

 

 

15

«Хвойный бор»

 

Учить детей видать форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции, соотношение частей), развитие воображения.

 

 

художественное слово

- проблемная ситуация

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки,

 карточка.

 

16

«Наши руки не для скуки»

Познакомить с возможностью создания образов, символов на основе одинаковых элементов. Развивать воображение, логическое мышление, речь детей.

-проблемная ситуация

- объяснение воспитателя

-самостоятельная работа детей

-индивидуальная работа

Д/И «Продолжи закономерность»,

блоки Дьенеша.

Ноябрь

17

«Транспорт к выезду готов»

 

Закреплять знания детей о понятиях «цвет», «форма», развивать умение правильно определять соотношение между элементами, ориентироваться на плоскости, развивать внимание, воображение, мышление.

 

-игровая ситуация

- вопросы к детям

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

Блоки Дьенеша, карточки-схемы

18

«Доставка грузов»

 

 

 

 

Учить детей работать с схемами, развивать умение правильно определять соотношение между элементами, ориентироваться на плоскости.

 

-проблемная ситуация

-д/игра «найди и разложи по форме»

-игра «придумай маршрут»

-самостоятельная работа детей

-индивидуальная работа

Блоки Дьенеша, карточки-схемы

19

«Рисуем узор»

Учить анализировать, открывать зависимость, логику изменения фигур.

Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки.

 

 

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

Фигуры-задания,

простой карандаш,

лист бумаги.

 

20

«Собери дом»

Учить анализировать форму предмета, располагать части предмета на плоскости.

Закреплять состав числа. Развивать память, логическое мышление.

- игровая мотивация

-рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

-работа детей

Карточки-схемы,

набор геометрических фигур

21

«Винни-Пух и его друзья»

Развивать речевое мышление детей, умение составлять рисунки-схемы.

- художественное слово

- объяснение воспитателя

- игровая мотивация

-рассматривание схемы

-работа детей

 

Рисунки-схемы,

простой карандаш,

лист бумаги.

 

22

«Загадки Паучка-добрячка»

Упражнять в усвоении счета.

Развивать способность логически мыслить. Активизировать речь детей.

- проблемная ситуация

-вопросы и задания

-рассматривание схемы

-работа детей

Цветные счетные палочки,

карточки-схемы.

 

23

«Пушка»

 

 

Развивать способность к синтезу, к комбинированию, учить складывать узор из четырнадцати кубиков.

 

- проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

Карточки-схемы,

кубики Никитина.

 

24

«Соседи»

Учить детей устанавливать равенства и неравенства групп предметов; осваивать способы моделирования действий увеличения и уменьшения.

- игровая мотивация

-рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Блоки Дьенеша, карточки-схемы

Декабрь

25

«Который час»

Учить детей определять время при соответствующем расположении стрелок на часах.

Развивать внимание, память.

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- объяснение воспитателя

- работа детей

 

Часы со стрелками.

26

«Помоги друзьям»

Учить детей ориентироваться на плоскости по координатам.

Развивать логическое мышление, внимание.

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- графический диктант

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки - лабиринты,

простой карандаш,

лист бумаги.

 

27

«Угощаем тортом»

 

 

 

Учить детей делить целое на равные части; показывать и называть части: одна вторая, одна четвертая, две четверти, половина.

 Закреплять понятие «части меньше целого, целое больше части»

 

- проблемная ситуация

-вопросы и задания

-стихотворение «Всей семьей пекли мы торт»

-беседа

 

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки,

карточка.

28

«Сделай фигуру»

 

Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек (треугольник, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?

 

- вопросы и задания

-игровое упражнение «На что похоже»

- объяснение воспитателя

- работа детей

 

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки.

29

«Опасные приключения»

 

Учить читать блоки по знакам, ориентироваться по схеме, развивать внимание, наблюдательность, память.

 

-игровая ситуация

-игра «освободи принцессу»

-самостоятельные игры детей

-индивидуальная работа

Блоки Дьенеша, схема лабиринтов.

 

30

 

«Лабиринты»

 

 

 

Учить читать блоки по знакам, ориентироваться по схеме, развивать внимание, наблюдательность, память.

-игровая ситуация

-игра «со составь лабиринт »

-игра «доставь груз»

-самостоятельные игры детей

-индивидуальная работа

 

Карточки-схемы

31

«Заполни квадрат»

 

Учить упорядочивать объекты по внешним признакам. Развивать у детей цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

 

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Блоки Дьенеша, наборы с играми

«Сложи квадрат», карточки-схемы

32

«Город чувств»

Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, умение анализировать.

Закрепить понятия об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

Развивать творческие способности, познавательный интерес.

- художественное слово

- просмотр презентации

- игровая ситуация

- работа детей

 

Мультимедийное оборудование,

цветные карандаши, карандаш,

лист бумаги.

 

Январь

33

«Солнышко»

 

 

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, учить складывать узор из шестнадцати кубиков.

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

Карточки-схемы,

наборы кубиков Никитина

34

«Золотая рыбка»

 

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, учить складывать узор из шестнадцати кубиков.

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки-схемы,

наборы кубиков Никитина.

 

 

35

«Ну-ка, звёздочка, зажгись»

 

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, учить складывать узор из шестнадцати кубиков.

 

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

 

Карточки-схемы,

наборы кубиков Никитина.

 

 36

«Танграм»

Учить составлять плоскостную фигуру по образцу, выделять в плоскостных фигурах составные части и соотносить их с геометрическими фигурами.

- игровая ситуация

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

 - индивидуальная работа

 

Танграм,

карточки-таблицы.

  37

«Фигуры-силуэты»

Учить составлять плоскостную фигуру по представлению, выделять в плоскостных фигурах составные части и соотносить их с геометрическими фигурами.

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

 - индивидуальная работа

 

Танграм

38

«Сочиняем сказку»

Учить пользовать в речи сравнительную и превосходную степени имен прилагательных. Развивать умение планировать рассказ, воображение, фантазию.

- художественное слово,

- объяснение воспитателя

- работа детей

 - индивидуальная работа

 

 

Мнемотаблицы.

Февраль

39

«Сапожок»

 

 

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, учить складывать узор из шестнадцати кубиков.

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки-схемы,

наборы кубиков Никитина.

 

40

«Полосатая салфеточка»

 

Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной конструкции взрослого, закреплять названия геометрических фигур; умение составлять число 6 из двух меньших чисел.

 

- игра «Числовой коврик»

-вопросы и задания

-выполнение работы

-п/игра «угадай, какое число»

 

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки.

 

41

«Сложи квадрат»

Развивать у детей цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

 

 

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки - схемы, наборы с играми «Сложи квадрат»

42

«Ножницы»

 

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, учить складывать узор из шестнадцати кубиков.

 

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки-схемы,

наборы кубиков Никитина.

 

43

«Бегун»

 

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, учить складывать узор из шестнадцати кубиков.

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки-схемы,

наборы кубиков Никитина.

 

44

«Кораблик»

 

Учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом;

Упражнять в счете, моделирование по замыслу.

 

 

- чтение стихотворения

-выполнение работы

-беседа

-игра «найди отличия»

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки,

карточка.

45

«Строим мост через реку»

 

Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки; находить соответствующие цвета с числом.

Упражнять в счете.

 

- игровая ситуация

-выполнение работы

-беседа

 

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки.

46

«Чудесные дворцы»

Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки; находить соответствующие цвета с числом.

Анализировать фантазию и творческие способности детей.

 

- игровая ситуация

-выполнение работы

-беседа

 

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки.

Март

47

 

«Ваза для цветов»

 

Учить детей придумывать дизайн ваз для цветов разной величины; соотносить размер вазы с воображаемым цветком.

Развивать воображение.

 

- рассматривание иллюстраций, экспонатов.

- выполнение работы

-беседа с детьми

- чтение стихов и загадок.

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки, карточка.

 

48

«Подарок маме»

 

Продолжать учить читать схемы.

Развивать графические навыки, воображение, навыки моделирования.

 

 

-художественное слово

-Игра «геометрические бусы»

-аппликация образец

-работа с карточками

 

Блоки Дьенеша, карты-схемы

 

49

«В мире животных»

 

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию.

Учить выкладывать животного по образцу.

Развивать логическое мышление, внимание.

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки-схемы,

Колумбово яйцо.

50

«Сказочные птицы»

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию.

Учить выкладывать животного по  представлению.

Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности.

Проблемные ситуации

- художественное слово

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Колумбово яйцо.

  51

«Забор»

 

Учить детей строить ряд в соответствии с заданным алгоритмом; переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную.

Упражнять в счете.

 

- рассматривание иллюстраций

-вопросы и задания

- самостоятельная работа

- игра «Что за забором»

 

Палочки Кюизенера, карточки

 

 52

 

«Выставка цветов»

 

Учить детей моделировать цветок по рисунку; сравнивать предметы по величине, соотносить их с изображением; находить сходство и различия в изображаемых предметах.

 

- рассматривание иллюстраций

-игровая ситуация

-выполнение работы

-вопросы и задания

-игра «покажи и назови цветок, о котором я рассказала»

 

Палочки Кюизенера,

 цветные счетные палочки,

открытки с изображением цветов на длинной цветоножке.

 

53

«Рисуем узор»

Учить детей ориентироваться на плоскости по координатам.

Развивать логическое мышление, внимание.

 

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- графические упражнения

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки-схемы,

простой карандаш,

лист бумаги.

 

54

«Житейские истории»

 

 

Продолжать учить читать схемы.

Развивать графические навыки, воображение, навыки моделирования.

 

-проблемная ситуация

- графические упражнения

-самостоятельное выполнение работы

-индивидуальная работа

-художественное слово

 

Блоки Дьенеша, карточки схемы,

простой карандаш,

лист бумаги.

 

Апрель

55

«Зонтик»

 

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию.

Учить складывать узор из шестнадцати кубиков.

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки-схемы,

наборы кубиков Никитина.

 

56

«Кто старше?»

 

Формировать представления о возрасте.

Развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой.

Закрепить умения сравнивать предметы по величине.

 

- чтение стихотворения

-вопросы и задания

-работа парами

-беседа

Палочки Кюизенера,

цветные счетныепалочки,

набор цифры

 

57

«Цветочный луг»

 

Учить детей моделировать по словесной инструкции; соотносить величину предметов.

Упражнять в  ориентировке на плоскости.

 

 

- рассматривание иллюстраций

- проблемная ситуация

-выполнение работы

-вопросы и задания

-работа парами

-беседа

 

Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки.

58

«В этом доме мы живем»

Развивать умение ориентироваться по знакам- символам.

Развивать наблюдательность, внимание, память.

 

-проблемная ситуация

-игра «город мечты»

-игра «засели дом»

-самостоятельная работа

 

Блоки Дьенеша, карточки – схемы.

 

59

«Жители гор»

 

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, умению ориентироваться по знакам- символам.

Развивать наблюдательность, внимание, память

 

- рассматривание иллюстраций

-игра «угадай кто?»

-самостоятельна работа детей

-индивидуальная работа

Блоки Дьенеша, карточки - схемы

 

60

«Кукольные домики»

Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки.

 Учить анализировать, открывать зависимость, логику изменения фигур.

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

Фигуры-задания,

простой карандаш,

лист бумаги

 

61

«Продолжай»

Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки.

Учить анализировать, открывать зависимость, логику изменения фигур.

 

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

Фигуры-задания,

простой карандаш,

лист бумаги

 

62

«Детский городок»

Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки.

Активизировать фантазию.

Формировать пространственное и творческое воображение.

- игровая ситуация

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

Фигуры-задания,

простой карандаш,

лист бумаги

Май

63

«Верблюд»

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию.

Учить складывать узор из тридцати двух кубиков.

 

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки-схемы,

наборы кубиков Никитина.

64

«Белочка»

 

Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию.

Учить складывать узор из тридцати двух кубиков.

 

- Проблемные ситуации

- художественное слово

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки-схемы,

наборы кубиков Никитина.

 

65

«Взрослые и дети»

 

Конкретизировать представления детей об обобщенном образе человека (мужчина, женщина, девочка, мальчик, бабушка, дедушка) в модельной конструкции.

 Развивать умение оперировать признаками предмета; сравнивать изображенных людей по полу и возрасту.

 

 

- проблемная ситуация

-игра «угадай, кто?»

- выполнение работы

-задания

- игра «моя семья»

- беседа

 

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки.

66

«Время»

 

Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам.

 

-загадка

-вопросы и задания

-работа по инструкции

-обыгрывание ситуаций

-беседа

 

Палочки Кюизенера,

цветные счетные палочки.

67

«Хитрые предметы»

Развивать у детей цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

 

- игровая ситуация

- вопросы к детям

- рассматривание схемы

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

- анализ.

 

Фишки разноцветные Карточки - схемы,

68

«Проверим смекалку»

Развивать воображение, память, логическое мышление, речь детей.

- игровая ситуация

- объяснение воспитателя

- работа детей

- индивидуальная работа

 

Карточки с цифрами и знаками,

набор геометрических фигур

69

«Придумай загадку»

Учить придумывать загадки по определенному плану. Развивать воображение, логическое мышление, речь детей.

- художественное слово

-беседа

- вопросы к детям

- работа детей

 

Предметные картинки.

70

«Великое путешествие»

Создать доброе, радостное наст роение.

Развивать логическое мышление.

- художественное слово

-беседа

- работа детей

 

Цветные карандаши,

лист бумаги.

 

Используемая литература в составлении программы:

 

1.    Сажина С.Д.  Составление рабочих учебных программ для ДОУ. - «Т Ц Сфера», 2006

2.    Баженова М.А. Веселая математика. – Д.: Сталкер, 1998.

3.    Бачурина В.Н. Развивающие игры для дошкольников. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2006. 

4.    Дидактические игры – занятия в ДОУ. Выпуск №1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ\ Авт.- сост. Панова Е. Н. – изд-во Воронеж, 2007. 

5.    Дидактические игры – занятия в ДОУ. Выпуск №2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ\ Авт.- сост. Панова Е. Н.– изд-во Воронеж, 2007.

6.    Попова Г.П. – Занимательная математика. Материалы для коллективных индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. – Волгоград: Учитель, 2007.

7.    Колесникова В.В.500 игр для коррекционно – развивающего обучения детей 3-5 лет.- Изд. 2-е, переработанное. –М.: изд. «Ювента», 2004.

8.    Кузнецова А. 205 развивающих игр для детей 3-7 лет. - изд: Рипол Классик, Дом XXI век, 2006.

9.    Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.- 3- е изд., доп – М.: Просвещение, 1990. –

10.Новикова В.П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – синтез, 2010.

11.Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.

12.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2001.