Моя педагогическая философия

Cартания Наталия Анатольевна

Моя педагогическая философия.

 «Всегда ли человек осознает свои побуждения (цели, потребности, идеалы, направленность своей личности)? Безусловно, нет. Если бы это было так, человек бы обладал идеальным самосознанием, в совершенстве знал бы себя, давал бы точную самооценку».

В.Г. Асеев

                Всегда интересно рассуждать,  почему человек поступил, так или иначе. Я тоже люблю задавать себе вопросы, а потом на них отвечать. Мне кажется, это совсем неплохая черта в человеке, он способен к размышлению в поиске истины. Найдет ли он ее? Однако одно верно, думаю я, мотивы возникают, развиваются и формируются на основе потребностей. Прочитав некоторую  литературу этих философских понятий,  я убедилась в том, что тесная связь мотивов и потребностей объясняется, прежде всего,  сходством сущностей. Потребность человека – это испытываемая нужда в чем-то, мотивы же – это побуждения человека в связи с этой нуждой.

                Формирование мотивов выбора профессии  связано с различными факторами: (пример учителя или родных, семейные традиции, потребность в обучении и воспитании детей, интерес к предмету, осознание высокой миссии педагога и др.) 

                Выбирая свой путь, я обратилась к профориентационной диагностике (методика разработана в НИИ тестирования и развития «Гуманитарные Технологии» при МГУ им. М. В. Ломоносова) и в результате получила:

- индивидуальный графический профиль личностных особенностей;

-списки профессий, соответствующих интересам и способностям;

-развернутые интерпретации результатов по всем показателям теста.

Мы неоднократно говорим о личностно-ориентированном подходе и это действительно очень важно, и я убедилась в этом на личном опыте. Вообще профессиональное становление педагога и формирование его профессиональной  мотивационной сферы  представляет собой длительный, непрерывный процесс.  Можно сказать, что это путешествие длиною в жизнь.

Однако самое важное и главное-это открытое сердце, когда можешь быть ребенком вместе с детьми. Дети должны ощущать мою любовь, доброту, растворимость в них, партнерство в любых делах, только так будешь другом, заслужишь их доверие и симпатию.

Я точно знаю, что сделала правильный выбор. Счастливые лица и улыбки детишек, благодарность родителей – подтверждение тому. Наша профессия как никакая другая окружена любовью, и прекрасно, когда это любовь взаимна.

Мне вспоминается совет: «Не потеряйте ни одного воспитанника и пусть эти слова станут вашей педагогической философией». Я стараюсь относиться  к своей деятельности как к служению, а не как к работе. Я замечаю, что это отношение незаметно воспитывается во мне с каждым годом. Приятно ловить себя на мысли, что ростки дают корни, что это твое родное, любимое дело, твоя любимая жизнь.

Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самое главное.