Проект "Божья коровка"

Денисова Ирина Владимировна

I.                  Актуальность проекта, его новизна.

        В наше время большая часть молодого населения страны живет в основном в виртуальном мире медиаресурсов и  интернета,  многие  родители мало внимания  уделяют естественному знакомству детей с миром природы, особенном  с миром насекомых. Насекомые маленькие, отношение к ним по большей части  брезгливое. Их все давят. Но никто не задумывается,  какую огромную пользу приносят многие  насекомые. Заложить интерес и любовь к природе родного края можно только в самом раннем возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание ребёнка. Для этого в детском саду ведется планомерная систематическая работа. Одним из эффективных средств ознакомления детей с миром природы является их вовлечение в совместную деятельность со взрослыми. Данный проект является попыткой систематизировать разнообразные формы совместной деятельности участников образовательного процесса, направленные на изучение объекта живой природы - божья коровка.

 

II.               Цель проекта.

Цель проекта: Создать условия для формирования у детей элементов экологической культуры, грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы.

Задачи проекта:

- Продолжать знакомить детей младшего дошкольного возраста с божьей коровкой, объяснить, в чём её польза, значение в мире природы.

- Вызвать интерес к миру насекомых, воспитывать бережное отношение к миру насекомых и окружающему миру.

-Расширять  знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; формировать у детей элементарные  представления  о божьей коровке, её строении, способах передвижения.

-Формировать  умения передавать свои впечатления от общения  с природой в рисунках, поделках.

-Формировать чувства близости и сопереживания по всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

-Формировать навыки исследовательской деятельности.

-Развивать эстетическое восприятие мира красоты насекомых. 

III.           Ожидаемые результаты проекта.

У детей сформировано бережное отношение к божьей коровке, понимание ее хрупкости и уязвимости.  Дети знают и называют насекомое «Божья коровка», имеют представление о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения: летает, ползает).

IV.           Содержание проекта.

Пояснительная записка

Проект «Божья коровка» представляет собой впервые разработанную систему совместной деятельности участников образовательного процесса ДОО по изучению на элементарном уровне  одного из интереснейших представителей мира насекомых.

Божья коровка – пожалуй, первое из  насекомых, с которым знакомишься в раннем детстве. Помните? Небольшой, круглый, выпуклый  жучок. У него жёлто-красные надкрылья, а на них – чёрные пятнышки. Он никуда не спешит, и он не из робких, этот жучишка. Ползёт себе по травинке и никого не боится. Поставишь ему палец, переползёт на него. Держишь палец стоймя, и жучок взберётся на его кончик. Раскроет надкрылья, вытащит из-под них крылья и расправит их…

                                Надевает эта крошка,

                                Платье красное в горошек.

                                И летать умеет ловко,

                                Это  ………………(божья коровка).

Божья коровка – распространённое насекомое. Наверняка многие дети сажали себе на руку – это насекомое, и произносили: «Божья коровка полетели на небо, принеси мне хлеба….», но ответить на вопрос:  «Почему зовут жучка коровкой?» - ответить никто не мог. Чтобы дети смогли ответить на вопрос, мы решили заняться поисково-исследовательской деятельностью, которая будет состоять из поисковой активности ребёнка, слушанья, запоминания и экспериментирования.

Наши предки поклонялись этим пятнистым жучкам, связывали их с  солнцем, дарившим свет, жизнь и урожай.

Этих круглых красноватых жуков так и называли – «солнышками». Подобные имена им и давали другие народы. А имя «божья коровка» появилось позже. Издавна люди полагали, что эти жучки способны предсказывать погоду.

Посадит человек пятнистого жучка на ладошку и приговаривает:

                  Божья коровка – лёгкая букашка,

                  Божья коровка – ласковые крылья.

                  Скажи, не таи секрет:

                  Холодно будет или тепло?

Если жучок взлетал при слове «холодно», человек ждал  холода; если  взлетит при слове «тепло» - ждал тепла.

Люди придумали потешку про божью коровку:

                  Божья коровка, чёрная головка,

                  Улети на небо, принеси нам хлеба:

                  Чёрного и белого, только не горелого.

Бабка-коровка, улети на небо,

Там твои детки кушают конфетки.

Всем по одной, а тебе ни одной.

«Ты лети на небо, принеси нам хлеба»… и правда, полетит. Конечно, не на небо, и, конечно никакого хлеба она не принесёт – да разве в этом дело? Приятно смотреть, как маленький жучок ползёт по пальцу, как неторопливо взлетает с него…

Это интересно.

В природе божьи коровки встречаются разнообразной окраски: красные, оранжевые, жёлтые, розовые и  т.д. Рождается  божья коровка без пятен на спинке, они появляются со временем, после превращения из куколки в жука. Чем старше божья коровка, тем меньше пятнышек на её спинке.

Это насекомое умеет претворяться мёртвым, таким образом, обманывая хищников. Ярко-красная окраска божьей коровки – это защита. Предупреждение, что передо мной не просто жучок, а божья коровка, с которой связываться не стоит. Она не вкусная. Иначе, получите шанс испробовать ядовитую рыжеватую жидкость с едким запахом, которую божьи коровки выделяют из лапок при любой опасности. Это красивое насекомое на самом деле опасный хищник. Божья коровка в день съедает сотню, а то и больше тли. Именно поэтому в некоторых странах их даже специально выращивают. А затем выпускают на поля для борьбы с этим вредителями.

Проект  включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

 

V.                Этапы реализации проекта.

На подготовительном этапе педагоги изучили литературу и интернет-ресурсы по теме проекта «Божья коровка», педагоги проинформировали родителей воспитанников о проекте, провели опрос детей и родителей по теме,  исходя из имеющихся данных, наметили план работы с детьми и родителями по  теме проекта «Божья коровка». Родители помогали воспитателям в сборе информации об объекте изучения - собрали картинки для альбома «Божья коровка».

 Для реализации проекта «Божья коровка» с детьми педагоги подобрали дидактический инструментарий: иллюстрации по теме проекта, загадки, игры, песни, стихи, подготовили презентацию по теме «Божья коровка».

Основной этап предполагал организацию взаимодействия взрослых и детей:  цикл наблюдений за божьей коровкой, беседы о насекомом; разучивание фольклора, стихов, загадок. Организацию разных видов игр.  Так, как проект носит интегрированный характер,  в ходе творческих мастерских по изобразительной деятельности дети  закрепляли   знания о цвете, форме, размере предмета, рисовали и лепили божью коровку, занимались аппликацией. Так как речь детей младшего дошкольного возраста находится в стадии постоянного развития, особое внимание педагоги уделяли развитию речевой активности детей, совершенствованию грамматического строя  и диалогической  речи дошкольников. Для этого в играх использовались упражнения на образование прилагательных от существительных (какая у тебя божья коровка…), согласование числительных с существительными, построение простого и сложного предложений (сколько лапок у божьей коровки, сколько пятнышек на крылышках?). Когда работаешь с детьми, бывает  нелегко удержать их внимание, побудить интерес к теме, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти. Поэтому работа с детьми заставляла искать те формы, которыми можно было увлечь детей.

      Проект предусматривает разные формы взаимодействия детей и взрослых:

1.Сюрпризный момент (мотивация) – игра «Отгадайте, что у меня…».

2.Разучивание потешек, стихов. Игры народные (заклички).

3.Рассматривание игрушки «Божья коровка».

4.Цикл наблюдений за божьей коровкой на прогулке.

5. Игры подвижные и дидактические.

6. Рассматривание иллюстраций, альбомов, слайдов; просмотр мультфильмов.

7. Изобразительная деятельность, оформление выставки

8. Игры-инсценировки.

 Итоговый этап проекта «Божья коровка»  предусматривает опрос детей и родителей воспитанников по данной теме с целью мониторинга их представлений о божьей коровке и итоговое мероприятие - заседание детско-родительского клуба «В гостях у божьей коровки» (с активным участием родителей»

VI.            Ресурсы проекта.

Кадровые ресурсы: воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель и другие специалисты ДОУ.

Информационно-методические ресурсы: при разработке проекта «Божья коровка»  использовали ресурсы сети интернет, интернет-сообществ. Учитель-логопед Воронина О.П., осуществила подбор игр для развития речи дошкольников и профилактики речевых нарушений, в соответствии с темой «Божья коровка». Эти игры использовались педагогами не только во время НОД, но и в режимных моментах.

Материально-технические ресурсы: аудио-, видеосистемы, компьютер, иллюстрации по теме, фотоальбом «Божья коровка», игрушки «Божья коровка», изобразительные материалы.

 VII. Итоги проекта.

Данный проект позволил педагогам, воспитанникам, родителям воспитанников решить поставленную цель (создать, условия для формирования у детей элементов экологической культуры, грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы).

        Совместное участие детей, педагогов и родителей в проектной деятельности дало свои результаты: если вначале проекта уровень сформированности у детей элементарных представлений о насекомом «божья коровка» был в основном низкий (75%) и средний (25%), то к концу реализации проекта у 32% воспитанников группы отмечен высокий уровень представлений о божьей коровке, у 54% детей  - средний, и у 14% низкий. Большинство родителей отметили, что стали больше внимания уделять непосредственному наблюдению с детьми за миром природы,  а многие – что сами впервые решили узнать, почему божья коровка  называется коровкой только после соответствующих вопросов от детей.

Можно сделать вывод, что имеется положительная динамика развития представлений у младших дошкольников о божьей коровке в результате реализации проекта. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности, в ходе наблюдений за божьей коровкой  пытались найти ответы на вопросы. В процессе работы дошкольники рассматривали божью коровку, познакомились с особенностями её внешнего вида, повадками, отмечали её роль в природе. Это  позволило, не покидая территорию детского сада, познакомить детей с родной природой.

 

VIII. Перспективы развития проекта

Совместная  деятельность  детей, родителей и педагогов – это лишь одна из форм развивающего обучения, помогающая взрослым ориентироваться на зону ближайшего развития  ребёнка, актуализировать полученные малышом представления и навыки, ставить новые цели в развитии. Именно совместные проекты  позволяют ребёнку почувствовать себя полноправным партнёром, субъектом деятельности, учат его ставить цель, планировать и организовывать деятельность по реализации задуманного, анализировать, что получилось, т.е. способствуют развитию ребёнка, как личности. На решение этих задач будет направлено продолжение реализации проекта «Божья коровка» с детьми средней группы: расширение и обобщение знаний о божьей коровке в процессе организованных наблюдений на участке детского сада летом.  Итоговым мероприятием предполагается создание анимационного сюжета про божью коровку на основе детских рисунков