Методическая копилка

Голдырева Татьяна Николаевна

В методической копилке представляю интересные материалы для работы (проекты, занятия, консультации, игры и многое другое) 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мы – будущие защитники»

Спортивные соревнования в старшей  группе

Цель. Воспитывать у детей чувство уважения к Российской армии и любовь к Родине. Пропаганда здорового образа жизни. 

Задачи:

- способствовать психологическому сближению детей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи;

-  развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор;

- воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки;

- обеспечить высокую двигательную активность детей.

Оборудование:  2 самоката,  2 скамейки,  2 «коня», 2 куба, кегли, мячи, альбомные листы  по количеству детей, 2 корзины, 2 тоннеля, 2 обруча, бинты, 2 белых халата (детских).

Ход соревнований

Под музыку марша дети в спортивной форме торжественно обходят зал.

Ведущий.  Ребята, 70 лет назад была война с фашистами, которые напали на нашу страну. Весь советский народ встал на защиту Родины. И Советский Союз победил, т.к. наши воины – деды и отцы, бабушки и дедушки были бесстрашными, смелыми и воевали за свою свободу.

Я знаю, наши мальчики – будущие защитники, тоже хотят защищать свою страну, они хотят быть  сильными, мужественными.

Мальчики. Защитниками Отечества

  Хотим мы очень стать,  

  И Родину любимую

  Мы будем охранять!

Ведущий.  Защитники нашего Отечества – это солдаты, офицеры разных родов войск.

Какие рода войск вы знаете?

Ведущий.  Приглашаю вас принять участие в спортивном соревновании, где вы сможете проявить свою сноровку, смекалку, силу и выдержку.

Представляю две команды: команда лётчиков и команда моряков.

Ведущий.  Предлагаю начать наш праздник с разминки. 

Проводится общая разминка.

Ведущий. Капитаны, вам слово для представления своих команд.

Капитан команды моряков.  Наша команда...

Дети.    Девятый вал.

Капитан. Наш девиз...

Дети. «Мы, ребята, любим море,

            По морям да по волнам

             В боевом идем дозоре,

             Нынче - здесь, а завтра – там».

Ведущий. Капитан команды лётчиков.   Наша команда…

Дети.    Чистое небо.

Капитан. Наш девиз...

Дети.  «Нам на месте не сидится

             Вверх летит стальная птица,

             Выше всех мы полетим

             И, конечно победим»

Воспитанники проходят на свои места, ведущая представляет жюри конкурса.

Ведущий: А сейчас я предлагаю начать соревнования. 

Впереди парада скачет  кавалерия ребячья.

Все с клинками острыми, в будёновках со звёздами.

Конкурс  №1   «Кавалеристы»

Первым детям дают по «коню» и показывают, до какого куба (границы) они должны доскакать от своей заставы. Каждый всадник по команде должен доскакать до куба, взять 1 кеглю (гранату) и, вернувшись к своей команде, передать «коня» следующему игроку. Соревнование длится до тех пор, пока все кегли всадники не заберут с кубов. Команда, собравшая кегли первыми, выигрывает.

Ведущий:   Меткий глаз-залог успеха,

Скажет нам любой солдат,

Чтоб желанная победа

Завершила правый бой!

Конкурс  №2  «Снайперы – подбей вражеский танк»

 Участнику команды нужно проползти по тоннелю, взять мяч и забросить в корзину, расположенную на расстоянии  1,5-2 м, а затем  бегом вернуться назад.

Ведущий.  В армии много родов войск, где несут службу люди разных военных профессий. Давайте вспомним некоторые из них.

Игра для детей «Продолжи предложение»

«Танком управляет...»

«Из пушки стреляет...»

«За штурвалом самолета сидит...»

«Из пулемета строчит...»

«В разведку ходит...»

«Границу охраняет...»

«На подводной лодке несет службу...»

«С парашютом прыгает...»

«На кораблях служат...»

Конкурс  №3  «Ловкие водители – проедем по минному полю»

Первые участники команды получают самокат, на котором они должны преодолеть заданное расстояние, объехать куб и вернуться к своей команде.

Ведущий.  Задание для гостей  нашего праздника.

Игра «Закончи пословицу о дружбе и смелости»

• Герой за Родину (горой).

• Где смелость, (там победа).

• Смелого пуля боится, (смелого штык не берет).

• Смелый боец (в бою молодец).

• Чем крепче дружба, (тем легче служба).

• Старый друг (лучше новых двух).

Конкурс №4   «Взлетная полоса»

У каждого участника по альбомному листу. Участник кладет лист на ладонь на вытянутую руку и, пройдя по скамье, оставляет его у ориентира, возвращается назад. Тоже проделывает следующий участник. Он укладывает рядом лист. И так далее, чтобы получилась взлетная полоса для самолетов. Чья команда быстрее выстроит полосу.

Конкурс №5  «Госпиталь»

Девочки медсестры  забинтовывают раненого.

Конкурс №6   «Интеллектуальный» (конкурс капитанов)

Капитаны команд по очереди отгадывают предложенные загадки.

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет,

Наш российский …. (вертолет)

Ползет черепаха,

Стальная рубаха,

Враг - в овраг,

И она там, где враг. (Танк)

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (Самолет)

Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит.

Не до снов тому киту,

Он днем и ночью на посту. (Подводная лодка)

Легко его определить

И от солдата отличить,

В атаку не пойдёт он в поле,

Ведь у него одно лишь море. (Моряк) 

Он границу охраняет

Все умеет он и знает.

Во всех делах солдат отличник

И зовётся ….(пограничник).

Говорят, что я ручная

Почему сама не знаю

У меня характер колкий

Помнить враг мои осколки (граната)

Грянул гром, весёлый гром. Засверкало всё кругом.

Рвутся в небо неустанно разноцветные фонтаны.

Брызги света всюду льют. Это праздничный… (Салют)

Ведущий. Предоставим слово жюри для подведения итогов соревнования.

Жюри подводит итоги, награждает победителей

Ведущий. Мы хотим жить только в мире. И мечтаем о тех временах, когда на земле не будет войны. Но всегда нам нужны будут сильные, мужественные, храбрые и благородные мальчики и мужчины.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Образовательное событие

как инновационная технология работы с детьми

Введение в действие новых образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольном образовании поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это вовсе не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны совершенно особые, уникальные условия. Напротив, ФГОС признан закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы, которые свойственны его возрасту. Введение ФГОС положило начало многим существенным изменениям.

Например, отказаться от некоторых традиционных форм работы – не тех, традиционность которых имеет общий фундамент научных обоснований, а тех, которые в большей степени стали привычкой: «Не помню почему, но так делали всегда». Можно перестать ориентироваться на традиционные перечни обязательных уголков и уделить внимание тому, что реально интересует детей и важно для их развития. Можно перестроить ежедневную деятельность группы так, чтобы у детей появилось больше времени на самый естественный для них вид деятельности – игру. Игру настоящую, протяженную во времени и пространстве, с множеством перетекающих из одной игры в другую сюжетов, помогающую получить образовательные результаты – не только предметные, но и универсальные, закладывающиеся именно в дошкольный период.

Одним из развивающих и в то же время очень естественных для дошкольников форматов организации жизни в группе может стать образовательное событие.

Развивающий эффект такого формата доказан многолетней практикой Е. Е. Кравцовой, Ж. И. Сугак. Их идея погружения детей в особые увлекательные истории с продолжением и неожиданными поворотами, актуальна и востребована.

Событийный формат образовательной деятельности позволяет проектировать ситуации, в которых у ребенка появляется осмысленная потребность как в осознанном владении имеющимися в социуме культурными нормами, так и в творческом подходе к использованию появившихся умений. Образовательное событие становится тем пространством возможностей, в котором ребенок является инициатором собственной образовательной деятельности.

Что такое образовательное событие?

В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие – это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях.

За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств (коммуникативные и познавательные способности, саморегуляция, так и более конкретных, предметных результатов, без которых ближайшее будущее (обучение в школе) может существенно осложниться.

Особенности образовательного события

1. Образовательное событие (ОС) – часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.

2. ОС – развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников.

3. ОС подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом.

4. ОС – история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в ОС, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. ОС не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений к детской «документации», рефлексии.

5. ОС требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности ОС является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность.

Структура образовательного события

• Эмоциональный взрыв – получение известия, принятия решения.

• Ожидание самого события, подготовка к нему.

• Наступление ожидаемого события – еще один эмоциональный взрыв.

• Жизнь после события.

В основе любого ОС лежит очень сильная эмоция, или аффект. Деятельность, на которую ребенок не отозвался эмоционально – не эффективна.

Чтобы интерес к деятельности внутри ОС не угасал, дети должны понимать не только что они делают, но и зачем, с какой целью. И детям должно быть очень важно то, чем они занимаются. Для малышей таким смыслом может стать помощь игровому персонажу. (Они охотно включаются в игровую, нереальную ситуацию. Они с энтузиазмом готовы лепить грибочки, чтобы помочь белочке сделать запасы на зиму. Они уверены, что нарисованные пальчиком рябинки помогут накормиться снегирю).

При этом в младшей группе ОС имеет одну важную особенность. Детям этого возраста очень сложно удерживать несколько задач одновременно. Они или играют, или познают (если речь идет о предметных результатах). Возможность совмещения – это иллюзия. Дети либо выходят из образа, теряют интерес к игре и начинают выполнять поставленную задачу, либо не выходят из образа и игнорируют предметную задачу. Именно из-за этой особенности ОС в младшей группе должна быть нацелена на игру, на создание образов.

Старшие дети уже более критично относятся к «понарошковым» проблемам того или иного персонажа. Они с готовностью принимают правила игры и включаются в нее, но готовность старших детей играть не исключает скептического отношения к предлагаемым заданиям. Вряд ли они поверят в то, что в их наклеенных скворечниках будут жить птицы. Поэтому смысл задания будет, скорее всего, в том, чтобы сделать правильно, так, чтобы похвалил воспитатель. Но будет ли при этом интерес развивающим? Задание станет по-настоящему интересным в том случае, если дети столкнутся с трудностью.

Например, для того, чтобы помочь герою, дети будут вынуждены узнать что-то новое, а затем передать новое знание герою, используя объяснительную форму речи, которая требует от ребенка умения устанавливать причинно-следственные связи и отражать их в своей речи.

Типы образовательных событий

ОС в детском саду могут отличаться по типу сюжета, наличию привязки к календарному времени, способу организации.

Календарные ОС

Конструирование календарных ОС не представляет сложности. Детские сады давно следуют общим календарным праздникам. Это ожидаемые праздники.

В копилке многих детских садов есть также традиционные мероприятия, такие как «Чемпионат по шахматам», «Фестиваль чтецов», конкурс «Знайка» и т. д.

Однако это нельзя считать ОС. Настоящее ОС объединяет все сообщество детей и взрослых, и готовиться к нему, представлять его должно также все сообщество вместе. Традиционное ОС всем заранее известно, однако интерес к нему не пропадает, потому что не ясно, каким оно будет в этом году. Интрига заключается в том, что каждая группа детей самостоятельно готовит свою часть общего ОС, удерживая ее втайне от других, и в определенный день демонстрирует свою задумку всем остальным.

ОС  запланированное или спровоцированное воспитателем

Несмотря на то, что педагоги всячески поддерживают актуальные для детей темы, поощряют проявление самостоятельности и инициативности в выборе сюжетов, нельзя упускать из виду и такие темы, которые важны для развития кругозора детей, их успешной социализации, но не озвучиваются самими детьми. В таких случаях воспитатели планируют тему самостоятельно. Воспитатель может также, и спровоцировать, а не спланировать ОС. Разница состоит в том, что в этом случае начинание воспитателя скрыто от детей. Воспитатель, таким образом, выстраивает работу с детьми, что инициатива события исходит от них самих. С их точки зрения, это совершенно спонтанная ситуация, в которой они действуют самостоятельно.

Не упустим ли мы что-то важное?

Возможно, педагог задастся вопросом: «А как же выполнение программных задач? Если мы будем ориентироваться только на то, что ребенку интересно, как же мы сможем достойно подготовить его к школе?»

Действительно, может сложиться впечатление, что жизнь ребенка превращается в непрекращающуюся череду праздников – событие за событием.

Когда же серьезно заниматься? Есть ли в событийном пространстве место для вполне конкретных предметных образовательных результатов? Ведь интерес интересом, но к школе готовить нужно. Речь идет не только о развитии саморегуляции, умении планировать, проявлять инициативу, и т. д., но и вполне конкретных умениях, которые помогут ребенку не отставать от своих сверстников в элементарном умении составить предложение из трех слов, определить местоположение звука в слове, сравнить множества, указать цифру и др.

Современные стандарты призывают педагогов не ставить предметные умения выше других важных компетенций. Однако и умалять их значения тоже не стоит.

Они являются важной и равноправной составляющей в триаде субъективность – универсальные умения – предметные умения. Сформированность определенных предметных умений на разных возрастных этапах может свидетельствовать о правильном протекании нейрофизиологических процессов. Конечно, важно принимать во внимание индивидуальный темп развития ребенка, но так или иначе предметные результаты становятся определенными вехами на пути развития каждого ребенка. Их отсутствие наверняка привлечет внимание педагога либо к эффективности используемых им приемов и технологий, либо к самому ребенку с целью выяснить причины происходящего: является ли это индивидуальным темпом развития ребенка или есть повод обратиться к специалистам.

Итак, чтобы развивать универсальные умения в рамках ОС, достаточно вписать в него различные дидактические игры и упражнения, формирующие эти умения. Чтобы снять тревогу по поводу предметных задач, педагогу можно порекомендовать при проектировании ОС ориентироваться на перечень предметных результатов, представленных в программе, по которой он работает.

ОС предполагает множество ситуаций, при которых возникает необходимость обсуждения в кругу (коммуникативные умения). В процессе игры дети должны будут действовать в соответствии с образом (регуляторные умения). В процессе игры обязательно появятся задачи на воображение (когнитивные умения).

Заключение

Переход на событийный формат образовательной деятельности в детском саду дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса.

Для взрослого это возможность увидеть ребенка в новом свете, услышать его.

Для ребенка – возможность заявить о том, что у него есть свои способы мыслить, творить, действовать. Организация жизни в детском саду в событийной форме – это есть возможность для ребенка естественным образом использовать весь ресурс, который предоставляет дошкольный период.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ

Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.

Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают,  интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением.

Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи.

Совместное чтение – это общение. Постарайтесь сделать время, проведенное вместе с ребенком за книгой, интересным и познавательным, создавать ситуации, способствующие его речевой активности. Самое благоприятное время для совместного чтения – вечер. Малыш, лежа в кровати, с удовольствием будет слушать сказки, рассказы или просто случаи из вашей жизни.

Вы выбрали книгу, нашли время для чтения. Но как помочь ребенку понять смысл произведения, почувствовать красоту литературного языка, вызвать у него эмоциональное отношение к прочитанному? Вам помогут навыки
выразительного чтения:

- произносите слова четко и внятно;

- регулируйте тон и темп речи (громче – тише, выше – ниже, быстрее –
медленнее);

- научитесь владеть интонацией (выделять голосом знаки препинания);

- соблюдайте паузы.

С детьми надо учить стихи. Это развивает их память, расширяет кругозор.

Как правильно учить с детьми стихи? Выбирая стихотворение для
заучивания, помните: его содержание должно соответствовать возрасту
ребенка.

Подвижным детям больше подойдут ритмичные и веселые стихи, а
спокойным – размеренные, напевные. Большинство детей дошкольного
возраста хорошо запоминают стихи на слух. Предложите ребенку «включить
в голове магнитофон», который будет записывать, а потом воспроизводить
стихотворение. Прочитайте зарифмованные строки, повторите их вместе с
ребенком, а затем предложите ему рассказать эти строки самостоятельно. Таким образом, разучите каждый куплет, а потом прочитайте все
стихотворение целиком.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОВМЕСТНОМУ ЧТЕНИЮ
КНИГ С ДЕТЬМИ

I. Перед чтением книги:

1. Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о картинках на
обложке.

2. Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как Ваш ребенок
думает, о чем эта книга?

3. Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют
авторами, а иллюстрируются – художниками. Найдите вместе их имена в
книге.

4. Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.

5. Постарайтесь воодушевить ребенка на сочинение собственного рассказа
по картинкам.

6. Читая книгу, обратите внимание ребенка на то, что при этом глаза ваши
движутся вдоль строк слева направо.

7. А еще попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка
дополнять и развивать рассказ писателя.

II. Пять простых советов

1. Выберите такое время, когда интуитивно почувствуете, что и Вы, и Ваш
ребенок хотите читать. Если же в тот момент у Вас или у него совершенно
иное в голове, к книге лучше не притрагиваться.

2. Найдите для чтения такое место, где вам обоим будет удобно.

3. Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас никто не
беспокоил.

4. Можно включить радио, телевизор или магнитофон. Но звук пусть будет
негромким. И хорошо, если это будет музыка.

5. И не отвлекайтесь на это короткое время. Подарите свое внимание
только ребенку. Ваша близость поможет ему чувствовать себя уверенным и
счастливым от совместного дела.

«ПОДСКАЗКИ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ («ДА» И «НЕТ»)

«ДА»

 Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ
вечером)

 Читайте сами, показывая пример своему ребенку.

 Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения.

 Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней.

 Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг.

 Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку.

 Дарите ребенку книги.

 Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

 Всегда хвалите ребенка, если он/она читает.

«НЕТ»

 Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит.

 Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

 Не прекращайте читать детям вслух, как только они научатся читать
сами.

 Никогда не отговаривайте ребенка от чтения – читать что-то лучше,
чем ничего не читать.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ДОМА

Когда вы читаете со своим ребенком, то:

 Найдите спокойное место.

 Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу.

 Обсудите прочитанное, пусть ребенок расскажет своими словами, о чем
услышал.

 Ведите для ребенка, а затем вместе с ним Дневник чтения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Путешествие в прошлое светофора»

Слайд 2

Когда-то давно, когда не было машин, люди передвигались на лошадях. Для того чтобы не заблудиться, на дорогах устанавливали указатели, которые помогали людям ориентироваться, куда надо ехать .

Слайд 4

Росли города, многочисленным повозкам и лошадям становилось все сложнее передвигаться по улицам, не мешая друг другу. Люди поняли, что важно не только ориентироваться на дороге, но и регулировать движение. Появились первые регулировщики.

Слайд 5

Шло время, движение транспорта становилось все более интенсивным, и регулировщики уже не справлялись с регулировкой движения с помощью жезлов. Тогда человек придумал семафор.

Слайд 6

В России первый светофор заработал 15 января 1930 года

Слайд 7

Переключались светофоры вручную

Слайд 8

Современные светофоры для транспорта и пешеходов

Слайд 9

Обратите внимание, когда горит зеленый свет для пешеходов, то для машин горит красный

Слайд 10

Используемые ресурсы : 1. http://yandex.ru/yandsearch 2. М.: ТЦ Сфера, 2010. Дыбина О.В. « Что было до … Иры-путешествия в прошлое предметов ».