Открытый урок по математике для конкурса "Педагог года -2021"

Мешкова Людмила Вячеславовна

Технологическая карта урока по математике в 1 классе. Задачи на увеличение( уменьшение ) на несколько единиц.

Самоанализ урока математики.

Видео открытого урока по математике в 1 классе находится во вкладке ВИДЕО.

Ссылка на видео урока математики в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс, УМК

Математика, 1 класс, УМК «Перспектива».

Тема урока

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Закрепление.

Цель урока

Формирование умения решать текстовые задачи и примеры на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Задачи урока

Обучающая: формировать умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;

совершенствовать знания учащихся о составляющих элементах задачи (условие, вопрос, решение, ответ); умение решать задачи изученных видов, вычислительные навыки учащихся.

Развивающая:  развивать наблюдательность, внимание, память, умение анализировать и обобщать, производить сравнение.

 Воспитывающая: воспитывать аккуратность, самостоятельность,  интерес к учению, взаимовыручку и чувство ответственности, прививать навыки самооценки.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Уметь решать задачи  на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; обосновывать выбор действия для решения задачи.

Познавательные: ориентироваться в  материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя; строить несложные цепочки логических рассуждений; понимать и строить простые модели при решении текстовых задач; с помощью учителя выполнять обобщение и делать выводы.

Регулятивные умения: понимать и принимать учебную задачу  на разных этапах обучения; осуществлять по руководством учителя пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные умения: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем; проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; принимать участие в работе в паре с одноклассниками; определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; применять математические знания и математическую    терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действия.

Личностные УУД: способствовать развитию интереса к математике; формированию мотивационной основы учебной деятельности; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

   Информационный материал:

Учебник «Математика», авторы: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука 1 класс, ч. 1; рабочая тетрадь, № 1.

Демонстрационный материал:

Модели ёлочки, игрушек, карточки, лента «Светофор», рисунки «Снеговика», «Незнайки».

Интерактивный материал:

Компьютер, проектор.

Информационный материал:

Учебник «Математика», авторы: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука 1 класс, ч. 1,; рабочая тетрадь, № 1.

Демонстрационный материал:

 Модели ёлочки, игрушек, карточки, лента «Светофор», рисунки «Снеговика», «Незнайки».

Интерактивный материал:

Компьютер, проектор.

Педагогические технологии

ИКТ, здоровье-сберегающие, коммуникативные, исследовательские, игровая, развивающая. проблемно- поисковые.

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

Мотивация.

Актуализация знаний.

Эмоциональный настрой.

Устный счёт

1.  Игра «Наряди ёлку»

                    6-3

     

5+4                               5-5

8-2                                2+3

3+1                               6-4

 3   0    5   6    4    2      9

2.Работа с геометрическим материалом.

3. Работа над задачами.

          

                     

      Сколько всего….?  

4. «Незнайкины задачи»

- Здравствуйте, ребята! С каким настроение вы пришли сегодня на урок? Улыбнитесь друг другу. Я желаю всем хорошего настроения и удач на нашем уроке.

- Он у нас будет не  совсем обычным, потому что к нам пришёл сегодня гость, а кто это вы догадаетесь сами, если внимательно послушаете меня.

- Ребята, какой праздник мы недавно отметили?

-Поднимите руку, кто любит этот праздник.

- Почему вы его любите?

- Кто приносит детям подарки?

- Дедушка мороз старенький, ему трудно одному всем разносить подарки, поэтому у него много помощников. Один из них пришёл к нам в гости на урок. Отгадайте, кто это?

«Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной,

У ворот стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель……»

- Молодцы. Правильно – снеговик.

-Ребята, снеговик решил проверить, чему вы уже научились. Он приготовил вам много интересных заданий. Покажем ему наши знания.

-Снеговик приготовил нам игру «Наряди ёлку»

-Прикрепить новогоднюю игрушку к тому примеру, ответ которого соответствует числу на игрушке.

- Молодцы, умеете считать.

- Ребята, а теперь внимательно посмотрите на нашу нарядную елочку.

- Множество каких фигур вы видите?

- Посчитайте, сколько всего элементов в этом множестве?

- На какие две части можно разбить это множество фигур?

- Сколько элементов во множестве кругов?

- Сколько  элементов во множестве треугольников?

-Сравним эти множества, чего больше? Чего меньше?

-А как вы считаете, можно ли разбить по – другому множество всех этих фигур? Как думаете?

- По какому признаку?

- Сколько получиться множеств по цвету?

-  Назовите их?

- Найдите одинаковые множества по количеству элементов.

Почему вы так решили?

- Как можно сказать по другому?

- Молодцы ребята, у Снеговика новое задание для вас: придумайте задачу про шарики на нашей ёлочке, используя   схему, чтобы она решалась сложением.  Но сначала вспомним, из каких частей состоит задача?

- Назовите решение?

- Назовите ответ?

- Ребята, оказывается за нами следил Незнайка. Почему его зовут Незнайка? Посмотрел он как вы работаете и решил придумать задачи для вас. Послушайте их внимательно.

1.У Оли в новогоднем подарке 5 апельсинов. Сколько апельсинов у неё осталось?

– Как вы думаете можно решить задачу?

- Почему?

- Поможем Незнайке. Дополним задачу.

- Назовите решение.

- Назовите ответ.

- Какое слово подсказало выбор действия?

2. У Вовы  было 4 машинки и 2 солдатика.

- Можно решить задачу?

-Чего не хватает?

- Кто поможет Незнайке поставить вопрос?

- Решим устно задачу.

- Назвать ответ.

- Какие слова помогли выбрать действие сложение?

-Молодцы, не только показали, что вы умеете решать задачи, но Незнайке помогли.

Приветствуют учителя

Новый год

Дед Мороз.

Снеговик

Учащиеся считают и наряжают ёлку.

Множество геометрических фигур.

10

На множество треугольников и множество кругов.

7

3

Множество  кругов больше, чем множество треугольников.

Я думаю, да.

По цвету.

3

Множество синих фигур, множество жёлтых фигур, множество зелёных фигур.

Множество синих шаров  и зелёных треугольников.

Их поровну.

Треугольников столько же, сколько синих шаров.

Из условия и вопроса.

Решают устно.

4+3=7

7 шариков на ёлочке.

Задачу решить нельзя.

 Не хватает данных в условии.

У Оли было 5 апельсинов, 2 отдала брату. Сколько у неё осталось?

5-2=3

3

Нет. Нет вопроса.

Фронтальная проверка

 С помощью сигнальных  светофоров.

Самоопределение к деятельности 

 

  1. Работа над задачей

( устно)

- А теперь я вам прочту задачу, а вы покажете карточку со знаком действия, которым она решается.

1. На ёлке 6 красных фонариков, а зелёных на 2 больше. Сколько зелёных фонариков на ёлке?

2. В гирлянде 8 зелёных флажков, а синих на 3 меньше. Сколько синих флажков.

3. 7 увеличить на1.

4. 8 уменьшить на 2.

- - Как вы думаете, какое умение мы будем закреплять сегодня на уроке? Чему будем учиться на уроке?

Работают с карточками

 

Выбирают действие.

Умение решать задачи  на увеличение(уменьшение) на несколько единиц.

Физкультминутка

Детки в лес ходили,

Ёлку посадили.

Год росла ,два росла

Выше деток выросла.

Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Решение задач

№ 2 (с.124) – коллективная работа.

2.Самостоятельное решение задачи №3 с.124.

1.- Откройте  учебник по закладке №2 с.124.

- Прочитайте задачу.

-Назовите условие.

- Вопрос задачи.

- Кто сможет записать  решение задачи на доске?

- Прочитайте  задачу.

- Те, кто знает, как решать задачу, показывают зелёный сигнал светофора и решает самостоятельно, кто затрудняется – покажите красный сигнал.

Один ученик вслух читает.

Один ученик у доски, остальные в тетрадях.

Решают самостоятельно.

Самопроверка с помощью сигнальных светофоров.

Проверка.

Физкультминутка

Кружатся снежинки  

В воздухе морозном    

Падают на землю        

Кружевные звёзды

Вот одна упала

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка,

Подожди немножко.    

(дети кружатся на носочках)

(медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок)

(встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку)

бережно прикрывают снежинку)

( на ладони другой ладошкой)

Повторение изученного материала

1.Работа по учебнику.

№7 (с.125)

2.Самостоятельная работа №6 (1,2) (с.125)

3.Работа в тетради  № 6 с.17, в паре.

- Прочитайте задание.

- Сколько  шариков взял мальчик?

- Ответьте на вопросы.

- А сейчас поработаем в паре.

-Из  каких фигур можно собрать треугольник.

- Запишите номера фигур.

 

4

Записывают в тетради номера фигур.

Одна пара записывает на доске.

Самопроверка по образцу.

Самооценка с помощью знаков «!», «+», «-».

Самопроверка с доски.

 Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Подведение итогов.

Самостоятельная работа по карточкам.                   (дифференцированная работа)

1.На тарелке было 3 груши. Стало на 2 груши меньше. Сколько груш стало?

3+2=5(г.)

3-2=1 9(г.)

5-2=3(г.)

2. У Оли было 4 карандаша. Стало на 3 карандаша больше. Сколько карандашей  стало у Оли?

4+3=7(к.)

7-4=3 (к.)

4-3=1(к.)

-Укажи правильное решение задачи, подчеркни его.

- Чему учились сегодня на уроке?

- Кто считает, что научился решать задачи, поднимите руку.

- А кто испытывает трудности?

- Я очень рада, что вы все достигли цели нашего урока, научились решать задачи.

Снеговику вы тоже понравились, он просит вас самих оценить свою работу на уроке. Если  вам было интересно, урок понравился, повесьте на нашу ёлочку красную звёздочку, если вам было скучно, то синюю звёздочку.

- Спасибо вам за хорошую работу. Урок окончен.

Находят верное решение и подчёркивают.

Оценивают свою работу.

Самопроверка по образцу.

Оценка с помощью светофора.

5 + 4

5 - 5

8 - 2

2 + 3

3 + 1

6 - 4

6 -3

               

1.На тарелке было 3 груши. Стало на 2 груши меньше. Сколько груш стало?

                                 3+2=5(г.)

                                 3-2=1(г.)

                                 5-2=3(г.)

2. У Оли было 4 карандаша. Стало на 3 карандаша больше. Сколько карандашей  стало у Оли?

                                4+3=7(к.)

                                7-4=3 (к.)

                                4-3=1(к.)

1.На тарелке было 3 груши. Стало на 2 груши меньше. Сколько груш стало?

                                 3+2=5(г.)

                                 3-2=1(г.)

                                 5-2=3(г.)

2. У Оли было 4 карандаша. Стало на 3 карандаша больше. Сколько карандашей  стало у Оли?

                                4+3=7(к.)

                                7-4=3 (к.)

                                4-3=1(к.)

1.На тарелке было 3 груши. Стало на 2 груши меньше. Сколько груш стало?

                                 3+2=5(г.)

                                 3-2=1(г.)

                                 5-2=3(г.)

2. У Оли было 4 карандаша. Стало на 3 карандаша больше. Сколько карандашей  стало у Оли?

                                4+3=7(к.)

                                7-4=3 (к.)

                                4-3=1(к.)

1.На тарелке было 3 груши. Стало на 2 груши меньше. Сколько груш стало?

                                 3+2=5(г.)

                                 3-2=1(г.)

                                 5-2=3(г.)

2. У Оли было 4 карандаша. Стало на 3 карандаша больше. Сколько карандашей  стало у Оли?

                                4+3=7(к.)

                                7-4=3 (к.)

                                4-3=1(к.)

1.На тарелке было 3 груши. Стало на 2 груши меньше. Сколько груш стало?

                                 3+2=5(г.)

                                 3-2=1(г.)

                                 5-2=3(г.)

2. У Оли было 4 карандаша. Стало на 3 карандаша больше. Сколько карандашей  стало у Оли?

                                4+3=7(к.)

                                7-4=3 (к.)

                                4-3=1(к.)

1.На тарелке было 3 груши. Стало на 2 груши меньше. Сколько груш стало?

                                 3+2=5(г.)

                                 3-2=1(г.)

                                 5-2=3(г.)

2. У Оли было 4 карандаша. Стало на 3 карандаша больше. Сколько карандашей  стало у Оли?

                                4+3=7(к.)

                                7-4=3 (к.)

                                4-3=1(к.)

1.На тарелке было 3 груши. Стало на 2 груши меньше. Сколько груш стало?

                                 3+2=5(г.)

                                 3-2=1(г.)

                                 5-2=3(г.)

2. У Оли было 4 карандаша. Стало на 3 карандаша больше. Сколько карандашей  стало у Оли?

                                4+3=7(к.)

                                7-4=3 (к.)

                                4-3=1(к.)



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики

Урок математики в 1 классе по УМК «Перспектива»

Тема урока: «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.»

Цель урока: формирование умения решать текстовые задачи и примеры на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Задачи:

Обучающая: формировать умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;

совершенствовать знания учащихся о составляющих элементах задачи (условие, вопрос, решение, ответ); умение решать задачи изученных видов, вычислительные навыки учащихся.

Развивающая:  развивать наблюдательность, внимание, память, умение анализировать и обобщать, производить сравнение.

 Воспитывающая: воспитывать аккуратность, самостоятельность,  интерес к учению, взаимовыручку и чувство ответственности, прививать навыки самооценки.

Планируемые результаты:

Предметные:

уметь решать задачи  на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; обосновывать выбор действия для решения задачи.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в  материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя; строить несложные цепочки логических рассуждений; понимать и строить простые модели при решении текстовых задач; с помощью учителя выполнять обобщение и делать выводы.

Регулятивные умения: понимать и принимать учебную задачу  на разных этапах обучения; осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные умения: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем; проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; принимать участие в работе в паре с одноклассниками; определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; применять математические знания и математическую    терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действия.

Личностные УУД: способствовать развитию интереса к математике; формированию мотивационной основы учебной деятельности; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности..

Тип урока:  урок закрепления изученного.

Ведущий метод: частично – поисковый. По данной теме это третий урок.

 К этому уроку учащиеся знают:

1. Структуру задачи: условие и вопрос.

2. Моделируют  с помощью схематических рисунков условие и вопрос задачи.

3. Записывают решение задачи и ответ.

Я считаю, что урок состоялся. Содержание отобранного для урока материала соответствует цели и задачам  урока. На уроке  решались не только задачи по изучаемой теме (на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц), но и повторялись изученные виды.

Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника.

Считаю, что цель урока достигнута и решены основные  задачи урока . Все научились решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Предлагаемые вопросы, упражнения и задачи имели практическую направленность, связь с жизнью. При решении задач учащиеся показали высокий уровень самостоятельности, характер самостоятельной учебной деятельности был творческим, дети охотно оказывали взаимопомощь друг другу. При проведении урока я использовала различные виды контроля. На каждом этапе урока формировались универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

На этапе «Мотивация», создав  игровой момент «Снеговик», настроила обучающихся на внимание, работоспособность, организованность, доброжелательное отношение друг к другу.  Обучающиеся были психологически подготовлены к работе на уроке, создана положительная атмосфера.

 Во время устного счёта обучающимся предлагалась игра «Наряди  ёлку». Они решали примеры и соотносили их  значение с цифрой на шарике, анализировали геометрический  материал. При ответах  использовалась обратная связь (сигнализировали «Светофором»).  В результате этой работы совершенствовались вычислительные навыки учащихся,  умение строить несложные цепочки логических рассуждений, навыки взаимопроверки и взаимооценки.

 С помощью «Незнайкиных задач» я создала проблемную ситуацию, которая помогла повторить структуру задачи. 

На третьем этапе урока «Самоопределение к деятельности», работая  с карточками  +, -, обучающиеся выбирали действие, которым решается предлагаемая задача и обосновывали его.  Мне удалось с помощью этого задания и вопросов подвести детей к определению темы  и цели урока.

Работая по теме урока,  используя текстовые задачи из учебника, закрепили умение решать задачи  на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, обосновывали выбор действия для решения задач. Все это позволило обучающимся понимать и строить простые модели при решении текстовых задач; с помощью учителя выполнять обобщение и делать выводы.

 На этапе «Повторение изученного» при выполнении задания на развитие логического мышления, самостоятельной работы прививались  навыки самопроверки и  самооценки.  Работая в паре, учились определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы.

Шестой этап – «Рефлексия». Учащимся была предложена дифференцированная самостоятельная работа по карточкам с заданием: выбрать правильное решение задачи из трёх предлагаемых вариантов. Самопроверка и самооценка показали, что все справились с заданиями.

Подводя итог урока, дети смогли сказать, чему учились на уроке, отметить интересные моменты, сложности. Сами оценили свою работу на уроке, украсив ёлочку звёздами.

Все этапы урока были взаимосвязаны.

 На уроке применялись технологии: исследовательская, игровая, здоровьесберегающая, обучение в диалоге, ИКТ. Использовался системно – деятельностный подход в обучении.  Дети показали высокую активность на уроке, которая поддерживалась разнообразными продуктивными заданиями, возможностью вариативного выполнения задания, точностью и чёткостью поставленных вопросов, игровыми моментами. Соблюдались гигиенические требования; чередование видов деятельности, физкультминутки. Атмосфера на уроке была благоприятной.



Предварительный просмотр:

Ссылка на открытый урок по математике в 1 классе https://youtu.be/ntOrz1tUXx8

https://disk.yandex.ru/client/recent?idApp=client&dialog=slider&idDialog=%2Fdisk%2F%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%20%D0%B2%201%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5.mp4