Методическая копилка

Мешкова Людмила Вячеславовна

 

Уважаемые гости, на этой страничке вы познакомитесь со сценариями внеклассных мероприятий.

Праздник "Здравствуй, осень золотая"

Классный  час "С чего начинается Родина"

Участие в празднике " Деревенские посиделки"

Игра "Счастливый случай"

Классный час "История одной фотографии"

"Их позвала Родина"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздник «Здравствуй, осень золотая»

Цели: развитие эстетического вкуса, творческих способностей, устной речи, памяти и мышления; расширение кругозора детей; воспитание любви к художественной литературе, родной природе.

Оборудование: костюмы героев; элементы декораций; аудиозапись произведений П.И. Чайковского — альбом «Времена года. Осень»; выставка «Дары осени».

Ход праздника

                       

Ведущий 1:

Здравствуйте, ребята и гости нашего праздника.

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

 Сливы, груши, виноград –

  Всё поспело для ребят.  

Ведущий 2:

И, арбуз увидев важный,

Оживится детвора,

 И радушно скажет каждый:

Здравствуй, осени пора.

Ведущий 2:

Журавли на юг летят,

Здравствуй, здравствуй, осень!

 Приходи на праздник к нам,

  Очень, очень просим

Ведущий 1:

Здесь мы праздник радостный

 Весело встречаем,

 Приходи, мы ждем тебя,

 Осень золотая.

Ведущий 2:

Ребята, давайте дружно позовем Осень. Повторяйте за мной:

«Осень! Осень! Осень!

 Приходи на праздник к нам,

 Очень, очень просим!» 

Осень:
Здравствуйте, ребята!
Я – Осень золотая,
На праздник к вам пришла,
Осенние листочки  принесла. 

(Достает из корзины листочки и раскидывает их.)

Сейчас мы поиграем в игру «Что растет в огороде?». Я буду задавать вопросы, а вы — отвечать «да» или «нет». — Растет капуста в огороде?

- Да!

— Краснеет помидор всегда?

-Да!

— А лук на грядке зеленеет?

-Да!

— Картошка в огороде зреет?

- Да!

— И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка?

- Нет!

— Есть в огороде перец сладкий?

- Да!

— И кабачок растет на грядке?

- Да!

— Морковка выстроилась в ряд?

- Да!

— Растет на грядках шоколад?

- Нет!

 Растут укроп, фасоль, горох?

- Да!

— Растет большой и злой бульдог?

- Нет!

Осень: Молодцы, ребята! Знаете, что растет в огороде. А вот герой одной известной сказки не знал, что растет у него в огороде.

Сказка про репку


Ведущий: 
Дедка репку посадил...
Дедка репке говорил: 
Дед: 
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать. 
(Ложится недалеко от репки и засыпает.) 
Ведущий: 
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался. 
(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.) 
Дед: 
Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась. 
(Хватает репку и тянет.) 
Ведущий: 
Хвать, но репка возмутилась. 
Морковка: 
Экий дедка ты неловкий!
Я - не репка, я - морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
И оранжевей к тому же.
Коль салат корейский нужен,
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет…
И еще один секрет.
Я богата витамином
Всем полезным каротином.
Я - отличный урожай! 

Дед: 
Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую. 
Картошка: 
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я - не репка. Я - Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я для чипсов слышишь, дед,
Самый главный компонент.
В жарком масле, вот смотри
Стать могу картошкой фри,
Я - твой главный урожай! 
Дед: 
Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на! 
Капуста: 
Право, я возмущена!
Дед, ты сникерсов объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал?
Раз капусту не узнал.
Я на репку непохожа
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Я - хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму! 
Дед: 
Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде… 
Свекла: 
Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет и нет борща,
В винегрете и во щах…
Я одна - источник цвета!
А свекольная котлета -
Это просто объеденье!
Сто процентов - похуденье.
Я - отличный урожай! 
Дед: 
Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта? 
Лук: 
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я - твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Самый вкусный шашлычок
Тот, в котором есть лучок.
Все меня хозяйки знают
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов - кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я - отличный урожай! 
Дед: 
Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай! 
Бабка, занавес давай,
Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись. 

Осень:

Урожай у нас хорош,

Уродились густо

И морковка, и картошка,

Белая капуста,

Баклажаны синие,

Красный помидор...

Осень: 

Вижу, любите трудиться.
Можно и повеселиться.
Приглашаю я народ.
Встать в веселый хоровод! 

Исполняется песня-

Осень:

А сейчас мы с вами  поиграем. Игра называется «Кто быстрее соберет урожай».


Ведущий 1:
О важности и значимости овощей ребята 2 класса споют частушки.

Частушки «Реклама овощей»

Во саду ли, в огороде

Фрукты, овощи растут.

Мы сегодня для рекламы

Их собрали в зале тут.  

Лук зеленый - объеденье!

Он приправа к блюдам.

Ешьте, дети, лук зеленый:

Он полезен людям. 

Витаминов в нем не счесть -

Надо лук зеленый есть!

И головки лука тоже

Нам полезны и пригожи. 

А морковочка-подружка

Дорога и люба.

Ешьте, дети, все морковь,

Очищайте зубы.

А я - толстый помидор, 

Витаминов полный.

Очень долго я расту -

Возраст мой преклонный.

Ешьте, дети, помидоры, 

Пейте сок томатный:

Он полезный, витаминный

И на вкус приятный.

Превосходный огурец

Лежит на рыхлой грядке.

Ешьте, дети, огурцы, 

Будет все в порядке!

Наша желтенькая репка 

Уж засела в землю крепко.

И кто репку ту добудет,

Тот здоровым, сильным будет

Посадили мы картошку

Еще в мае-месяце.

Выросла она на диво -  

И крупна, и так красива!

А картошка - хлеб второй,

Это знаем мы с тобой.

Собирай картошку смело,

Не жалей ты сил для дела.

Мы представили сегодня

Вам рекламу для борщей.

Для здоровья и для силы

Ешьте больше...   

Дети  (хором).

Овощей! 

Осень:

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить,

Все без исключения,

В этом нет сомнения!

Ведущий 1:
Ребята, перед вами выступили и овощи, и фрукты. Но Осень нас одаривает ещё и ягодами.

Ведущий 2: Назовите лесные ягоды.

Дети: Черника, земляника, ежевика, брусника, клюква.

Ведущий 1: Когда они поспевают?

Дети: В основном летом.

Ведущий 2: А какие ягоды мы можем встретить сейчас?

Дети: Рябину, калину, клюкву, бруснику.

Ведущий 1: Встречайте учащихся1 класса, которые исполнят песню «Ягодки». 

Исполняется песня «Ягодки»

Осень: Ягоды рябины, калины — это корм для птиц зимой. И сейчас мы с вами поиграем  в игру, которая называется «Улетели птицы».

Игра «Улетели птицы»

Осень: Я  буду читать стихи, а вы  внимательно их слушайте. Если услышите «лишнее» слово, начинайте топать.

Улетели птицы:
Голуби, 
куницы.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, 
ежи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

Ведущий 1: 
Осень - хлопотливая пора и у зверюшек.
Они готовятся зимовать.

Ведущий 2:
А вот и белка, и зайчишка, 
Колючий ежик, бурый мишка.
Сейчас мы их сказать попросим,
Как все они встречают осень. 

                     Инсценировка «Осенние встречи в лесу»
Заяц
Пора мне, зайчику, 
Линять.
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.
Белка 
А я спешу, спешу, спешу,
Я на сучках грибы сушу.
На зиму делаю запас,
Мне очень холодно сейчас.

Медведь
В берлогу скоро лягу спать,
За осенью – зима опять.
Пусть мне во сне
Приснится мёд.
Проснусь, когда весна
Придёт.
Ёж
Я тоже буду спать, 
Как мишка.
Я поохотился за лето.
Грибы искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это.
Устал я – выбился из сил.
Сучков себе я принесу.
Квартиру сделаю в лесу.
 
Осень. Молодцы, звери лесные, все здоровы и веселы. Значит, не страшна вам зима холодная.

Ведущий 1:
Ну что ж, если всё в порядке, то можно продолжать праздник! 

Урожай в лесу поспел, 
Все берут корзинки. 
Что же будут собирать 
На лесных тропинках? 

Что же будут собирать, 
Вам придется угадать! 

Ведущий 2:

И на горке, и под горкой, 
Под березой, и под елкой, 
Хороводами и в ряд 
В шапках молодцы стоят! 
Что же это? 
Дети:
Грибы                                   

Грибы.

«Стихи о грибах»

Боровик:

        Старый, важный боровик

        Самый важный лесовик

        И грибы со всех сторон

        Дарят белому поклон.

Подберезовик:

        Не серый, не белый,

        Я, братцы, попроще,

        Расту я обычно в березовой роще

        Я – подберезовик.

Мухомор:

       Посмотрите на меня

       Я красавец хоть куда

      Забирай меня в лукошко

       Очень вкусен я с картошкой

  В красной шапке мухомор

Вылез прямо на бугор

У меня нарядный вид

Жаль что очень ядовит

В красной шапке набекрень

Красоваться нам не лень

Братец младший молодец

Но пока еще малец

Подосиновик:

 Постою под дождиком

 Я на серой ножке

Я до братца старшего

Вырасту немножко

Мы – подосиновики.

Опята:

Нет грибов дружней чем эти

Знают взрослые и дети

На пеньках растут в лесу

Как веснушки на носу

Мы – опята.

                                               

Ведущий 1: Скучная картина – тучи без конца

                Дождик так и льется, лужи у крыльца.  

Ведущий 2: Дождику вы рады?

Все.        Не хотим  - не надо!

Ведущий 1:
Осень, Осень, подожди, 
Убери свои дожди! 
Мы про дождик песню знаем 
И тебе ее подарим!  

Исполняется песня «Осень наступила»

Осень. Какая красивая, интересная песенка! Спасибо вам, ребята! 

Ведущий 1: Осень дарит нам овощи, фрукты, грибы, ягоды, но самый ценный, самый дорогой подарок - это... хлеб.

В самом деле вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.

1 ученик:    Только снег сошел в апреле,

       Как поля зазеленели.

2 ученик:     Золотой простор бескрайний.

       Там работают комбайны.

       Мы говорим: «Хлеб!»

3 ученик:     Вот зерно течет рекой,

       Чтобы сделаться мукой.

       Мы говорим: «Хлеб!»

4 ученик:     Тесто кружится в квашне,

       Запекается в огне.

       Мы говорим: «Хлеб!»

5 ученик:     Ешь его, расти и помни:

       В мире нет труда огромней,

       Чтоб на стол к тебе явился

       Свежий хлеб.  

6 ученик:     Хлеб! Наскучит ли он? Никогда!

       Без него обойтись и не пробуй -

       Без него человеку – беда.

7 ученик:     Он не падает к нам с неба

                     Появляется не вдруг.

                     Чтобы вырос колос хлеба.

                     Нужен труд десятков рук.

Ведущий 2:   Вот какое коротенькое, но емкое слово – «хлеб».

Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш праздник.

Осень:

Пора мне уходить, ребята,

Но в том не Осень виновата,

За мною вслед Зима идет

И новый год с собой ведет.

А я к вам вновь, друзья, приду,

Но только в будущем году!



Предварительный просмотр:

Классный час: «С чего начинается родина?»

   

Цели:  развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.

 .

                                                         Ход

1.Вступительное слово учителя

- Сегодня у нас состоится серьезный разговор.

-О чем  же сегодня мы поговорим, узнайте из кроссворда:

                                                             Кроссворд

1. Течет, течет – не вытечет,

    Бежит, бежит – не выбежит.(Река.)

2. Про какое дерево говорят: «Мерзнет, дрожит на ветру»?(Осина.)

3. Живет в лесу работник -  

   Лесной носатый плотник.(Дятел.)

4. Вежливое слово.(Спасибо.)

5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики.(Пенал.)

6. Белые сапожки, зеленые сережки.(Береза.)

Какое слово получилось по вертикали?

Ученики. Получилось слово «Родина».

Учитель. Правильно! Молодцы!

                             (Табличка « Родина» на доске.)

- Что же означает это красивое слово?

Подберите однокоренные слова : род, родной, родился, родители

- Какое чувство появляется на душе от этих слов? (теплое, светлое, близкое)

- А что вы представили, читая эти слова?

Стихи читают дети.

1.Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

2.Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

3.Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Символы России – на доске флаг, герб, гимн РФ.

Учитель:

- Посмотрите на государственные символы России.

- Какого цвета флаг?

- Как вы думаете, что означают эти цвета? (ответы детей)

Ученик

Белый цвет – березка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

Учитель: - Герб России .

Ученик

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Учитель: - Многие поэты посвящали свои песни Родине. Главная торжественная песнь Родины – это гимн. Гимн прославляет народ. Когда люди поют гимн – они дают клятву любить свою страну, трудиться для ее счастья.

( Звучит гимн РФ)

Учитель: - Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от врагов…

Много есть на свете и кроме России хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Учитель: - Много пословиц сложил человек о Родине.

 

На слайде: 

Человек без Родины, мать родимая.

Родина любимая будет Родина крепка.

Если дружба велика, что соловей без песни.

Учитель: - Как понимаете смысл пословиц? Какие еще пословицы о Родине вы знаете?

Учитель: - Ребята, как вы думаете, с чего начинается Родина? (ответы детей)

Звучит музыка (М.Матусовский «С чего начинается Родина?)

Учитель: - Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.

У каждого человека есть место, где он родился , рос, ходил в школу, где живут или жили его родители. Этот уголок навсегда остается в памяти человека и любим. Это и есть малая родина.  Из таких маленьких уголков складывается наша огромная  родина, наша страна.  

Учитель: - Ребята, а какая птица является символом мира на Земле? (Белый голубь)

Учитель:- А сейчас я предлагаю на память о нашем уроке сделать символ мира – белого голубя.

Дети изготавливают «Голубя»

Звучит музыка. (М.Матусовский «Летите голуби летите»)

Учитель: - Наш час общения подошёл к концу. Что нового и интересного вы узнали?

- Что понравилось на занятии?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комнатные растения – наши друзья Автор: Афанасьева Альбина, ученица 4 класса Руководитель: Мешкова Л.В.

Слайд 2

Данный проект даёт возможность глубже узнать о комнатных растениях . Комнатные растения создают более уютную обстановку, оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие. Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.

Слайд 3

Проблемный вопрос Зачем нужно выращивать комнатные растения?

Слайд 4

Цель моего исследования Цель: Выявить благоприятные условия для развития и роста комнатных растений. ЗАДАЧИ: 1. Показать многообразие комнатных растений. 2.Собрать информацию о целебных свойствах растений. 3.Углубить знания по уходу за растениями. Выяснить, какие условия нужны комнатным растениям; Узнать основные способы ухода за комнатными растениями.

Слайд 5

Гипотеза Предположу, чтобы растение в комнате чувствовало себя как дома, ему нужно создать особые условия. Мы считаем, что растения – живые существа. Чтобы комнатное растение чувствовало себя в классе как дома, ему нужно создать особые условия.

Слайд 6

Ход исследования Доказать, что растения – живые существа. Найти информацию о разных комнатных растениях. Выяснить, какие условия нужны комнатным растениям для роста и развития. Выяснить влияние на здоровье человека. Найти стихотворения, загадки о комнатных растениях . 5

Слайд 7

Доказать, что растения – живые существа. Чтобы увидеть дыхание растений, мы накрыли растения пакетом. Через некоторое время пакет запотел. Следовательно, растения дышат.

Слайд 8

Чтобы увидеть движение растений мы поставили горшок с цветами на подоконник и заметили, что растения повернулись в сторону солнца. Тогда мы развернули его другой стороной и через некоторое время снова растения повернулись к солнцу. Проследили за питанием растений. Для этого мы поставили белую хризантему в вазу и добавили в воду пищевой краситель синего цвета. Через неделю мы обнаружили, что хризантема стала синего цвета, а уровень воды уменьшился. Следовательно, растение питается. Вывод: растения - живые существа, так как дышат, растут, двигаются, питаются.

Слайд 9

Мы поставили горшок с рассадой на подоконник и заметили, что растения повернулись в сторону солнца. Тогда мы развернули его другой стороной и через некоторое время растения снова повернулись к солнцу! Как увидеть движение растений?

Слайд 10

Рост растений.

Слайд 11

Газообмен

Слайд 12

Найти информацию о разных комнатных растениях. Мало кого может оставить равнодушным такое оригинальное, изящное и, безусловно, красивое растение, как кактус. Это вечнозеленое великолепие, покрытое грозными колючками-шипами, гармонично дополняет интерьер помещения, особенно же оно неповторимо в период цветения Кактус

Слайд 13

Кактусы являются достаточно неприхотливыми комнатными растениями и содержать их в домашних условиях может даже начинающий цветовод. Однако для того, чтобы вырастить здоровое растение, следует иметь представление о некоторых нюансах, касающихся правильного содержания кактусов. Речь идет о температурном режиме, при котором кактус чувствует себя наиболее комфортно; о правильном поливе и о выборе почвы.

Слайд 14

Фиалка Родиной фиалки считается Африка. Но свое название она получила в честь ее первооткрывателя барона Сен-Поля. Он привез этот дивный цветок в Европу и способствовал его распространению. Первоначально фиалку считали очень капризным растением. Но когда ее изучили и поняли правила ухода и размножения, популярность цветка значительно возросла. Сегодня фиалка домашняя встречается во многих уголках планеты. Выведено очень много сортов этого растения, перечислить которые просто нет возможности Вывод: мы нашли много интересного о новых видах комнатных растений.

Слайд 15

Алоэ- лекарственное растение Алоэ известны, прежде всего, как декоративные растения, имеющие необычный вид. Между тем, лечебные свойства алоэ стали известны еще несколько тысячелетий назад. Различные части растения с успехом применяли египетские жрецы и античные врачи. Современная наука подтверждает его целебные свойства. Они объясняются уникальным комплексом витаминов, микроэлементов, аминокислот и других соединений, благоприятно влияющих на различные системы человеческого организма. Но и при выращивании в качестве комнатного растения алоэ способно приносить лечебную пользу, поскольку оно освежает воздух и обогащает его фитонцидами. Помимо медицины, экстракт растения широко применяется в косметике и парфюмерии. Сок и мякоть используются для приготовления блюд.

Слайд 16

Результаты исследования

Слайд 17

ВЫЯСНИЛИ ВЛИЯНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА Домашние растения лечат внутренние болезни. Очищают воздух Обогащают воздух кислородом Домашние растения лечат внутренние болезни.

Слайд 18

МЫ СОСТАВИЛИ ПАМЯТКУ ПО УХОДУ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

Слайд 19

Выяснить какие условия нужны комнатным растениям для их роста.

Слайд 22

СТИХИ ПРО КОМНАТНЫЕ ЦВЕТЫ

Слайд 23

Выводы исследования В ходе исследования мы доказали, что растения – живые существа. Растения дышат, растут, двигаются, питаются. Мы выяснили, что растения насыщают воздух кислородом, очищают воздух в комнате,, а некоторые растения имеют целительные свойства. И чтобы комнатное растение чувствовало себя в нашей комнате как дома, ему мы создали особые условия. Таким образом, наша гипотеза - верна.

Слайд 24

Информационные ресурсы



Предварительный просмотр:

Рудовский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ»

Игра « Счастливый случай»

Добрый день, ребята.  Все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека. Этой теме мы и посвятим нашу игру.

Мы, члены детской организации имени А.Матросова , проведём с вами игру « Счастливый случай»  под девизом «Радуйся успехам товарища».

Для этой игры нам понадобиться по одному человеку из каждой школы. Давайте разделимся на 2 команды.

1 команда будет называться «Эрудит»,2 команда «Всезнайки»

За каждый правильный ответ команда будет получать звезду.

Итак, игра начинается. Наша игра состоит из четырёх геймов.

1 Гейм «Символы нашей Родины»

1. Какие символы обязательны для каждого государства?

Герб Гимн Флаг

2.Столица нашего государства

 Москва

3. Что изображено на гербе России?

Двуглавый орел

4.Назовите цвета флага России

Белый синий красный

5.Почему флаг назвали «триколор»?

3 цвета БЕЛЫЙ - ЧИСТОТА, СИНИЙ - ВЕРНОСТЬ, КРАСНЫЙ - МУЖЕСТВО.

2 Гейм« Дальше, дальше, дальше»

Вопросы для команды «Эрудит»

 1.Что изображено на гербе города Тамбова?

Улей

2. Какая «пернатая» река протекает по Тамбовской области?

Ворона

3. Какой из городов Тамбовской области назван в честь знаменитого российского учёного-селекционера?

Мичуринск

4. О ком так говорят – поэт, писатель, губернатор?

Державин.

5.  Мичуринск является родиной известного художника. Кто это?

Герасимов.

6.Какой известной россиянке установлен памятник в Тамбове на улице Советской и в селе Осино-Гай Тамбовской области?

Зое Космодемьянской

7.В каком году образовался город Тамбов.

1636

 

Вопросы для команды « Всезнайки».

1. Сколько золотых пчёл на гербе города Тамбова?

Три

2.Какой город расположен на реке Ворона.

Кирсанов.

3.Великий преобразователь природы, известный селекционер. Кто это?

Мичурин.

4.Этот человек был первым президентом Академии художеств СССР?

Герасимов.

5.Автор, композитор популярнейших романсов, уроженец села Ивановки. Кто это?

Рахманинов

6. Кем во время Великой Отечественной войны была наша героическая землячка Зоя Космодемьянская

Партизанкой

7.  Каково было первоначальное написание имени города Тамбова?

Тонбов

3 Гейм « Гонка за лидером»

1. Какой из  заповедников находится в Тамбовской области?

Воронинский  

2.Главный город Тамбовской области

Тамбов

3.Назовите губернатора Тамбовской области

А.С.Никитин

4. Назовите основное природное богатство Тамбовской области

Чернозёмные почвы

5.Какие деревья «любуются Цной» в гимне Тамбовской области?

Берёзы

6. Какое из музыкальных произведений Василия Ивановича Агапкина является гимном Тамбовской области?

«Прощание славянки»

4 Гейм « Кто быстрее»

Задание: составить как можно больше слов из слова «СИМВОЛИКА» за 1 минуту.

Символ, вол, волк, вилка, ослик, лик, сом, сок, лиса, миска, киса, вилок, ива.

 Музыка

Награждение победителя ЗВЕЗДОЙ

III. Подведение итога.

Для победителя наступил Счастливый случай.. Ему предлагается завершить игру чтением следующих строк:

“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час «История одной фотографии» Подготовила: Мешкова Л.В., классный руководитель 3 класса 75 лет Великой Победы

Слайд 2

75 лет Великой Победе Классный час «История одной фотографии» Цели: - формирование патриотизма; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества. Задачи: - сохранить для живущих и будущих поколений имена учителей, отдавших жизнь за свободу Родины; - рассказать о вкладе в Великую Победу учителей – фронтовиков нашей школы.

Слайд 3

Ребята в этом году 9 мая вся страна будет отмечать 75 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Победа в Великой Отечественной войне - важнейшее событие в современной мировой истории, величайший подвиг русского народа. Нас всех объединяет общее прошлое, и мы должны быть достойными жертвенного подвига, совершенного нашими отцами, дедами и прадедами в военные годы. Мы не имеем права забывать о том, какой ценой досталась нашим предкам Великая Победа, и о том, что они завоевали ее, сражаясь плечом к плечу, для того чтобы мы и наши дети жили в мире. Сколько бы лет ни прошло, память об этой войне и о Великой Победе должна жить в сердце народном, чтобы не прерывалась связь времен. Сегодня мы проведём классный час под названием «История одной фотографии». Мне сегодня хочется рассказать вам о Фетисове Даниле Сергеевиче, учителе физкультуры нашей школы. Фетисов Данила Сергеевич

Слайд 4

Фетисов Данила Сергеевич работал в школе учителем физкультуры. В марте 1941 года они сыграли свадьбу с учительницей начальных классов Пелепелиной Ниной Дмитриевной. А в июне началась война. Данила Сергеевич ушёл на фронт, оставив семью и молодую жену, которая «носила под сердцем его ребёнка». Из воспоминаний дочери фронтовика Шариковой Галины Даниловны, которая всю свою трудовую жизнь проработала библиотекарем нашей школы: « Моя мама бережно хранила все фронтовые письма отца, а потом передала их мне. Шарикова Галина Даниловна - дочь Данилы Сергеевича Письма с фронта

Слайд 5

Из них родные узнавали о его боевом пути. В составе 164-ой армии, 126-ой стрелковой дивизии, 366-го стрелкового полка он сражался за Сталинград, освобождал Сталинградскую область, Ростов – на- Дону, Украину. Каждое его письмо проникнуто верой в победу над врагом, ненавистью к бесчинствам фашистских захватчиков, заботой о близких, уверенностью, что он вернётся домой и обнимет любимую дочку, о рождении которой ему сообщила жена. Мама послала ему мою фотографию, но она пришла назад вместе с похоронкой, в которой сообщалось: « Ваш муж, младший лейтенант Фетисов Данил Сергеевич, уроженец с. Рудовка, Тамбовской области, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив мужество и героизм, был ранен и умер в эвакогоспитале № 4430 в г. Таганроге Ростовской области. Похоронен на городском кладбище, могила №74. Так папа и не увидел меня. А в 1989 году на имя Фетисова Данилы Сергеевича пришло письмо от фронтового друга, который надеялся, что отец жив и просил его откликнуться. Письмо вручили мне, и я написала всё, что знала об отце и себе. Так у нас завязалась переписка с Михайловым Алексеем Григорьевичем, политруком роты, где служил отец.

Слайд 6

Михайлов Алексей Григорьевич- фронтовой друг Из его писем я узнала о том, как храбро сражался мой отец, подробности его боевого пути. А ещё я открыла для себя одну тайну, связывающую меня с отцом. Я не могу спокойно смотреть на цветущий весенний сад, меня это трогает до слёз. И вот в одном из писем Алексей Григорьевич вспоминает, как вблизи украинской деревни, в мае 1943 года, они, маскируясь от врага, вырыли окопы в огромном цветущем саду. И мой отец подолгу смотрел на цветущие яблони и вспоминал дом». Данила Сергеевич был награждён медалью « За боевые заслуги», о чём публиковала газета « Красный воин» за 17 декабря 1942 года, медалями « За отвагу», « За оборону Сталинграда». Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым. Хотя прошло уже семьдесят пять лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

Слайд 7

Тихо, ребята, минутой молчанья Память героев почтим, И их голоса когда-то звучали, По утрам они солнце встречали, Сверстники наши почти. Среди нас нет тех, Кто ушёл на фронт и не вернулся. Вспомним через века, через года, О тех, кто уже не придёт никогда. Вспомним! Минутой молчанья почтим память тех, кто свои жизни отдал борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать. (Минута молчания)

Слайд 8

Ребята, кто хочет поделиться рассказом о своих родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны. Терехова Мария. Я хочу рассказать о своём прадедушке Хвостове Михаиле Алексеевиче. Мой прадед Хвостов Михаил Алексеевич (это дедушка моей мамы) родился 18 ноября 1922 года. Когда он закончил 7 классов и 3 курса железнодорожного техникума его призвали в армию. Это было 15 июня 1941 года. А через неделю началась Великая Отечественная Война. Воевал прадед в моторизованном понтонно-мостовом батальоне. Это был передовой отряд красной армии, который обеспечивал переправу техники и солдат через реки при наступлении армии. Много дорог и трудностей пришлось преодолеть бойцам батальона, много товарищей потеряли они. Я расскажу об одной такой операции. Дело было р районе г. Никополь на реке Днепр. За участие в этом бою мой прадед был награжден медалью «За отвагу». В наградном листе, который хранится в архиве Министерства Обороны, сказано: «При наводке наплавного моста через р. Днепр в районе г. Никополь ефрейтор Хвостов показал высокое знание понтонного дела

Слайд 9

Ввод паромов в линию моста происходила в трудных условиях темной ночи и напирающего льда. Ефрейтор Хвостов со своим расчетом мужественно и самоотверженно работал, разбивая ломами напирающие льдины на паром. Благодаря мужеству, самоотверженности и умению в руководстве и расстановке расчета товарищем Хвостовым паром был введен в линию моста раньше заданного срока на 40 минут. После чего он помог выполнять задание по расчету сержанту Котову. » Как одного из смелых и сообразительных бойцов ефрейтор Хвостов Михаил Алексеевич был направлен в Ленинградское военно-инженерное училище. Демобилизовался в январе 1946года. В мирное время работал на железной дороге машинистом паровоза, тепловоза. В нашей семье бережно хранятся его награды и светлая память о нем. Каждый год я принимаю участие в шествии бессмертного полка и с гордостью несу портрет моего прадеда. Карта боевого пути

Слайд 10

Наградной лист за отвагу Наградной лист за Сталинград

Слайд 11

День Победы, как он был от нас далек, Как в костре потухшем таял уголек. Были версты, обгорелые, в пыли, - Этот день мы приближали как могли. Этот День Победы Порохом пропах, Это праздник С сединою на висках. Это радость Со слезами на глазах. День Победы! День Победы! День Победы! Дни и ночи у мартеновских печей Не смыкала наша Родина очей. Дни и ночи битву трудную вели - Этот день мы приближали как могли. Припев. -Ребята, итогом нашего классного часа станет песня «День Победы!» https://www.google.com/search?q= песня+день+победы+слушать& rlz =1C1AOHY_ruRU771RU771&oq= песня& aqs =

Слайд 12

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования и науки Тамбовской области

Отдел образования Пичаевского района

                                                  наименование муниципалитета

Образовательная организация

Рудовский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

(полное наименование образовательной организации)

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечетсво»

Номинация

 «Военная история. Поиск»

Их позвала Родина

Подготовила:

Мешкова Елизавета Юрьевна

обучающаяся_11_класса,

Рудовского филиала МБОУ «Пичаевская СОШ»

393985

Тамбовская обл. Пичаевский район

с. Рудовка ул. Садовая, 2,

393985 Тамбовская обл. Пичаевский район

с.Рудовка ул. Садовая, 103.

Руководитель:

Мешкова Людмила Вячеславовна

учитель начальных классов

 Рудовского филиала МБОУ «Пичаевская СОШ»,

Тамбовская обл. Пичаевский район

 с. Рудовка ул. Садовая, 2,

89537282404,

ljudmila.meshkova@rambler.ru

с.Рудовка –2020 год

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..3

  1. Они ушли, чтоб не вернуться……………………………………………4
  1. Фофонов Павел Антонович………………………………………….5

     1.2 Калинин Михаил Иванович………………………………………….6

     1.3 Фетисов Данила Сергеевич…………………………………………7

  1. С боевых сражений к классной доске…………………………………..8
  1. Наумов Александр Михайлович…………………………………….8
  2. Зимнухов Евгений Васильевич……………………………………....9

Заключение …………………………………………………………………..10

Библиографический список…………………………………………………11

Приложения

Их позвала Родина.

Людям самой мирной профессии

                                                                            учителям моей родной школы,

                                                                            которые вместо мела  и ручки

                                                                          взяли в руки оружие и пошли

  защищать Родину, посвящается.

Введение.

При въезде в село Рудовку виден памятник моим землякам, погибшим в той страшной Великой Отечественной войне. На плитах выбито более 600 имён.[ Приложение 1.] Большая часть призванных на фронт не вернулась в родное село. Уходит  понемножку и поколение, которое представляет войну по рассказам очевидцев: отцов, дедов. Для нашего поколения Великая Отечественная война это давняя история, которая уже не так трогает и ранит душу. Чтобы будущее поколение знало героические страницы своей истории и воспитывалось на героических примерах истории, я думаю, что о войне надо писать больше и считаю эту тему актуальной.

Целью моей работы: установление имён учителей - фронтовиков, работавших в моей родной школе.

Задачи: 1) сохранить для живущих и будущих поколений имена учителей, отдавших жизнь за свободу Родины;

               2) рассказать о вкладе в Великую Победу учителей – фронтовиков нашей школы.

 Я хочу рассказать о тех, кто шагнул в горнило этой страшной войны от классной доски, школьной парты, об учителях – фронтовиках, когда – то работавших в моей родной школе.

В исследовании материалов по данной теме помог наш школьный музей, в котором большое место отведено материалу о наших воинах – земляках (руководитель музея Бадина Л.А.), встречи и беседы с родственниками фронтовиков, бывшими учениками. Неоценимую помощь оказала книга             «Сторона родная» (составители Акатушева Л.П. и Шевцова Н.С.), в которой опубликованы историко–библиографические очерки и  материалы Тамбовского областного архива. Работа проводилась в октябре – ноябре 2019, в селе Рудовка Пичаевского  района Тамбовской области.

1. Они ушли , чтоб не вернуться.

1.1 Фофонов Павел Антонович.

В предвоенные годы, в нашем селе открылась  школа – семилетка (1937г.). И вот в связи с открытием новой школы семилетки,  где обучалось 300 учеников, прибыло много учителей предметников.

Директором школы стал Фофонов Павел Антонович, он учил детей алгебре и геометрии. Коллектив учителей был таким: учителем математики были Масленков Яков Герасимович и Алюков Николай Антонович, Григорьев Василий Дмитриевич и Анна Петровна Воронина – географы, Григорий Андреевич Соколов – историк, Пётр Фёдорович Невзоров – физик, Пётр Ильич Коростелёв учил детей ботанике и зоологии,  Михаил Фёдорвич Епихин – немецкому языку, Фетисов Данила Сергеевич- физкультуре.

 В основном педколлектив семилетки был мужским.  В начальных классах работали ещё Калинин Михаил Иванович и Шпагин Василий Степанович. Когда началась Великая Отечественная война, почти все мужчины из школы были призваны в армию. С войны вернулся только один – Михаил Фёдорович Епихин.

В память о них, тех, кто не вернулся с этой страшной жестокой войны, мои строчки.

Из очерков, прочитанных в книге «Сторона родная», и воспоминаний родственников и старожилов села удалось узнать о первых учителях – фронтовиках, работавших тогда в Рудовской семилетке: Фофонове Павле Антоновиче, Калинине Михаиле Ивановиче и Фетисове Даниле Сергеевиче.

Из воспоминаний Удаловой Татьяны Егоровны: «В новую семилетнюю школу я пришла в 5 класс, а до этого училась в начальной школе, где было очень холодно. В классе стояла печка – буржуйка. И вот мы каждую перемену грели около неё руки. А в новой школе  было чисто и тепло. Хорошо помню директора школы Фофонова Павла Антоновича и его брата Андрея Антоновича, который учил меня. Учеников в школе было много, но всегда  был порядок. Учителей очень уважали, а когда шёл по коридору директор, мы все замирали около стен».

Фофонов Павел Антонович (директор школы) родился в 1913 году в селе Большое - Шереметьево, где окончил среднюю школу, потом Моршанский учительский институт.[ Приложение 2, фото1 ] Проработал в школе всего 4 года. Ушёл на фронт в июле 1941 года. Сражался под Москвой, в первом батальоне 230-го запасного учебного полка. 25 октября 1941 года в боях у деревни Горбово лейтенант Фофонов и его полк погибли под гусеницами немецких танков, но врага к Москве не допустили. Много лет Павел Антонович считался пропавшим без вести. И только в феврале 2008 года члены историко – краеведческого объединения «Юный патриот» обнаружили его останки среди погибших во время раскопок на месте боёв под Москвой. Его имя увековечено на воинской мемориале в деревне Горбово Рузского района Московской области.

1.2. Калинин Михаил Иванович.

Учителем начальных классов работал Калинин Михаил Иванович в Рудовской школе  с 1937 по 1940 год. [ Приложение 2,фото 2 ] Родился он в с. Дмитриевка в 1920 году. Тогда это был Рудовский район. В конце 1940 года его призвали на действующую службу в армию. С первого дня войны он сражался с фашистскими захватчиками. В боях под Москвой был тяжело ранен и скончался в военном госпитале на территории Задонского района Липецкой области. Захоронен в братской могиле.

Племянница Михаил Ивановича, поэтесса Королёва Зинаида, которая работала раньше в нашей сельской библиотеке, а сейчас живет в г. Тамбове, посвятила своему дяде такие стихи:

Моему дяде М.Калинину

В руках конверт почти истлевший,

На нем слова едва видны,

Внутри листочек почерневший –

Родная весточка с войны.

Я бережно беру другие –

Их нежно сохранила мать,

Они как будто бы живые,

И начинают все звучать:

«Проходим полем близ села –

Так жалко ниву золотую,

Что преют в ней врагов тела,

Гноят кормилицу родную.

Но перетерпим это мы,

Дождемся, когда все истлеет;

Мы не допустим другой войны –

Топтать хлеба никто не смеет».

1.3 Фетисов Данила Сергеевич.

Фетисов Данила Сергеевич работал в школе учителем физкультуры.            [ Приложение 2, фото 3] В марте 1941 года они сыграли свадьбу с учительницей начальных классов Пелепелиной Ниной Дмитриевной. А в июне началась война. Данила Сергеевич ушёл на фронт, оставив семью и молодую жену, которая «носила под сердцем его ребёнка». ( Цитата из его письма)

Из воспоминаний дочери фронтовика Шариковой Галины Даниловны,  которая всю свою трудовую жизнь проработала библиотекарем нашей школы:   « Моя мама бережно хранила все  фронтовые письма отца, а потом передала их мне. [Приложение 3, 4.] Из  них родные узнавали о его боевом пути. В составе 164-ой армии, 126-ой стрелковой дивизии, 366-го стрелкового полка он сражался за Сталинград, освобождал  Сталинградскую область, Ростов – на- Дону, Украину. Каждое его письмо проникнуто верой в победу над врагом, ненавистью к бесчинствам фашистских захватчиков, заботой о близких, уверенностью, что он вернётся домой и обнимет любимую дочку, о рождении которой ему сообщила жена. Мама послала ему мою фотографию, но она пришла назад вместе с похоронкой, в которой сообщалось: « Ваш муж, младший лейтенант Фетисов Данил Сергеевич, уроженец с. Рудовка, Тамбовской области, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив мужество и героизм, был ранен и умер  в эвакогоспитале       № 4430 в г. Таганроге Ростовской области. Похоронен на городском кладбище, могила №74.

Так папа и не увидел меня. А в 1989 году на  имя Фетисова Данилы Сергеевича пришло письмо от фронтового друга, который надеялся, что отец жив и просил его откликнуться.[ Приложение 5, фото 1 ] Письмо вручили мне, и я написала всё, что знала об отце и себе. Так у нас завязалась переписка с Михайловым Алексеем Григорьевичем, политруком роты, где служил отец.       [ Приложение 5, фото 2 ] Из его писем я узнала о том, как храбро сражался мой отец, подробности его боевого пути. А ещё я открыла для себя одну тайну, связывающую меня с отцом. Я не могу спокойно смотреть на цветущий весенний сад, меня это трогает до слёз. И вот в одном из писем Алексей Григорьевич вспоминает, как вблизи украинской деревни, в мае 1943 года, они, маскируясь от врага, вырыли окопы в огромном цветущем саду. И мой отец подолгу смотрел на  цветущие яблони и вспоминал дом».

Данила Сергеевич был награждён медалью « За боевые заслуги», о чём публиковала газета « Красный воин» за 17 декабря 1942 года, медалями « За отвагу», « За оборону Сталинграда».

2. С боевых сражений к классной доске.

2.1 Наумов Александр Михайлович

После войны преподавательский состав школы сильно изменился. Пришли работать и молодые фронтовики. Одним из директоров школы стал бывший фронтовик Наумов Александр Михайлович, о котором с благодарностью вспоминают бывшие ученики. [ Приложение 6]  При нём школа стала восьмилеткой. Судьба Александра Михайловича сложилась так, что на войну он шагнул прямо с выпускного вечера. 21июня 1941 года в школе был выпускной вечер. И вот восемнадцатилетние выпускники через несколько дней стали солдатами. Война для молодого бойца началась тоже в Подмосковье. Битва за Москву стала для него самым запоминающимся событием. Об этом героическом сражении он часто рассказывал своим ученикам: о молодых ребятах, которые рвались в бой, большинство из них навечно остались в земле Подмосковья.

Александр Михайлович прошел дорогами войны до Победы. Вернулся домой в звании сержанта в 1946 году с медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

После войны он закончил педагогический институт, преподавал физику и математику, затем стал директором Рудовской школы.

Из воспоминаний Мешковой Нины Николаевны, которая проработала учителем начальных классов в Рудовской школе 43 года: « Сложилось так, что годы моей учёбы совпали с тем временем, когда директором школы был Наумов Александр Михайлович ( 1956-1965). В первый класс пошла в 1957 году. Жили  мы на окраине села. Света, телевизоров  тогда не было.  Были  мы диковатые, и в школу идти было страшно. Как сейчас помню огромное      ( как тогда казалось) количество учеников на линейке и учителей. И вот вышел вперёд очень большой человек с добрыми глазами и улыбкой. Не помню, что он говорил, но страх сразу прошёл. В старших классах Александр Михайлович преподавал у нас физику. Его уроки пролетали незаметно: так интересно он их проводил. Сам он с семьёй жил при школе. Много учеников тогда было, занимались в 2 смены. Уже тогда Александр Михайлович организовал в школе питание, для учеников работал буфет, где всегда можно было купить что – то. Около школы силами учителей и учащихся был посажен большой сад, который плодоносит и до сегодняшнего дня. Помню, как все мы жалели, что  нашего директора переводят в другую школу.»

Это было 1965 год, в школе училось 551 ученик и работало 31 учитель.

 С 1965 г. по 1973 г. Александр Михайлович Наумов возглавлял коллектив Больше-Шереметьевской школы. Его талант педагога и руководителя был отмечен наградами: медалью «За доблестный труд», знаком «Отличник народного просвещения». Но война не прошла для него бесследно: умер Александр Михайлович в 1973 году, прожив всего 50 лет.

2.2 Зимнухов Евгений Васильевич.

С уважением вспоминают бывшие ученики учителя – фронтовика Зимнухова Евгения Васильевича. [ Приложение 7 ]   Родился он в 1927 году, а 28 ноября 1944 года 17 – летним пареньком ушёл на военную службу. Служил в Днепропетровской флотилии. Их рота сопровождала боевые корабли. Боевое крещение получил при взятии города Лансберга. В своих воспоминаниях он рассказывал, как яростно сопротивлялись фашисты, но бои уже гремели на территории Германии. В Берлине приходилось драться за каждый дом. И вот над рейхстагом водрузили знамя. Победа! Но домой Евгений Васильевич вернулся только через 7 лет, в 1951 году. На его груди красовался орден Отечественной войны, медали «За победу над Германией», « За взятие Берлина». Дальнейшая его судьба связана была с родной школой. Он работал учителем трудового обучения, черчения до ухода на пенсию. Жизнь его была тоже недолгой.

Заключение.

В результате исследовательской работы я узнала об учителях – фронтовиках, которые работали в нашей школе, познакомился с дочерью фронтовика Шариковой Галиной Даниловной. Она оказала большую помощь в подготовке материала об её отце Фетисове Даниле Сергеевиче и предоставила фотографии и письма. Своими  воспоминаниями об учителях, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, поделились Удалова Татьяна Егоровна и Мешкова Нина Николаевна.

Закончить свою работу мне хочется словами из писем фронтовиков.          «Заканчиваю свои воспоминания с мыслью о том, что никогда не померкнет в народе память о тех, кто защищал Родину в грозные годы войны, кто отдал жизнь за освобождение народов от фашистских захватчиков». Это строчки из письма Александра Григорьевича Михайлова, адресованные дочери учителя – фронтовика Фетисова Данилы Сергеевича. А это строки из его письма:              « Буду жив, всё расскажу своим землякам и детям в школе. Пусть они знают и помнят, с кем мы воевали».

Чтобы в памяти нового поколения не стёрлись эти героические страницы: каждый год 9 мая к памятнику землякам приходят люди, чтобы поклониться их подвигу. Школьники читают стихи, поют песни о войне, возлагают к подножию цветы. И пусть не осуществилась мечта Данилы Сергеевича рассказать самому своим землякам и детям о войне, это делают его письма. Главное, чтобы не угас в нас интерес к своему прошлому. И строки « Никто не забыт, ничто не забыто»- будут вещими.

        

Библиографический список.

  1. Акатушева Л.П.Сторона родная. – Тамбов, 2009г..
  2. Королёва . Ибранное.- Тамбов, 2006г.
  3. Книга памяти. Тамбов. 1995г.