Дистанционное обучение по программа ДОО "Оригинальный жанр"
На данной странице для родителей и обучающихся предлагается дистанционный модуль по разделу "Жонглирование"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Жонглирование
Искусство жонглирования, то есть умение подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или различных предметов, было известно еще в древности. Изображения жонглеров сохранились на наскальных рисунках Бени-Хасанских гротов в Египте, нанесенных три с половиной тысячи лет до нашей эры. На некоторых древних гробницах Египта художник запечатлел двух женщин, которые, сидя на спинах двух других женщин, перебрасывались шарами. Римский историк Квинт Курций описывает выступление индуса-жонглера перед Александром Македонским (IV в. до н. э.) во время его похода в Индию.
Французский термин "жонглер" произошел от латинского слова "joculator" - шутник, забавник, остряк. В средние века во Франции жонглерами называли уличных артистов, бродячих комедиантов. Переходя из города в город, они выступали на площадях во время народных гуляний - декламировали под аккомпанемент старинных инструментов, пели песни, прославлявшие героев. Позже в их репертуаре появились фокусы, показ дрессированных животных. Но самое большое место в их выступлениях отводилось умению вертеть мяч на ножах, ловко подбрасывать и ловить оружие, искусству балансирования.
В разных странах жонглеры использовали в качестве реквизита разнообразные предметы. В Древнем Риме, например, жонглировали в основном шарами. Вот почему артистов этого жанра называли "пилариус" (от латин. "рilа" - шар); в странах Древнего Востока были распространены волчки, дьяболо, деревянные палочки и тряпичные мячи. Жонглирование часто сочеталось с демонстрацией Фокусов.
В России при дворе царя Федора Иоанновича в 1634 г. жонглирование показывали скоморохи ("метальники"). Иностранные жонглеры появились в России только в XVIII в.
Время обогатило искусство жонглирования. В процессе развития жанра были придуманы многие интересные формы подачи трюков, изменился реквизит, возникли новые трюковые комбинации, выросла техника. Но основа жанра - умение подбрасывать, ловить (и балансировать) различные предметы в определенной последовательности и в установленном ритме - не изменилась и поныне. От жонглера требуются предельная ловкость, мгновенная реакция, быстрота движений и развитое чувство ритма. И, конечно, выдержка и терпение. Эти качества артист вырабатывает упорной тренировкой, которая не прекращается всю его творческую жизнь. Жонглер должен быть постоянно в форме.
Любой вид жонглирования подчиняется общему правилу: артисту необходимо иметь в поле зрения все предметы, находящиеся в воздухе, и мгновенно реагировать на малейшую неточность, малейшее отклонение предмета от заданной траектории полета. Во время репетиции жонглер иногда сотни раз должен нагнуться, чтобы под- пять упавшие предметы. И не один месяц или год пройдет, пока эти предметы станут послушны ему.
Жонглируют четным и нечетным количеством предметов, причем предметы могут быть всевозможных форм и назначений. Здесь и спортивный инвентарь - теннисные ракетки, мячи, булавы, и предметы одежды - головные уборы, перчатки, и кухонная утварь - ножи, тарелки, бутылки, тазы, кувшины, и детские игрушки - обручи, шары, кольца. Жонглируют не только однородными предметами - скажем, булавами, кольцами или шариками, - но и разнородными - четырьмя-пятью палочками и мячом или тросточкой, цилиндром, сигарой и перчатками, свернутыми в клубок. Подбрасывать и ловить одновременно предметы разной формы и веса труднее, чем предметы однородные и одинаковые по весу. Послушные воле артиста, легкие палочки или мячи, как бы вдогонку один за другим, перелетают из правой руки исполнителя в левую, то поочередно перекрещиваются, то взлетают парами, то неожиданно появляются из-за спины жонглера, продолжая стремительный полет в пространстве. Мяч, подброшенный вверх, падает на лоб артиста. Подпрыгнув несколько раз, он вдруг замирает на месте, хотя, казалось бы, по форме это самый неустойчивый предмет для балансирования. Легкое движение головы исполнителя - и мяч начинает кататься вокруг шеи, со лба перемещается на одно ухо, затем на другое, потом на кончик носа, оттуда на темя, с него скатывается по спине и, ударившись о согнутую и отведенную назад ногу артиста, подскакивает вверх, снова падает на лоб исполнителя, катится по одной его вытянутой руке, потом по другой.
Эта игра с предметами увлекает и самого жонглера. Как бы ожившие в его руках, предметы приобретают динамичность и устойчивость. Они не падают на манеж даже тогда, когда это кажется неизбежным. Таково искусство жонглера, который постоянно борется со своим извечным противником - земным притяжением. Малейшая неточность в движении, неверность броска, ничтожно малая погрешность в расчете - и сила природы восторжествует над человеком. Только высокое профессиональное мастерство артиста делает предметы, которыми он жонглирует, как бы освобожденными от законов земного притяжения.
Зрители даже не всегда могут по достоинству оценить труд жонглера-мастера. Для них не существует особой разницы: семь предметов в руках исполнителя или восемь. Артисту же "путь" от седьмого, скажем, кольца до восьмого стоит огромного труда. В жонглировании немало таких трюков, чистого выполнения которых артист добивается в течение нескольких лет. Такова цена той легкости и ловкости, какую публика привыкла видеть в жонглерских номерах. Выступление жонглеров часто строится на органическом сочетании двух жанровых элементов - жонглирования и балансирования.
Правда, существуют и номера, основанные преимущественно на балансировании. Это жонглеры-балансеры (или малабаристы). В прежние времена они балансировали на лбу зажженную лампу, самовар, а позже - длинные трости с различными предметами на конце. Причем балансировали не одну, а несколько тростей одновременно: на лбу, на носках ног, в руках. Но и жонглеры-балансеры никогда не строят свой номер только на приемах балансирования - это выглядит однообразно и лишает исполнителей возможности продемонстрировать профессиональную разносторонность. Поэтому они всегда включают в свои номера жонглирование. Сложность такого номера заключается в том, что внимание артиста одновременно направлено и на балансирование и на жонглирование.
Приемы построения номера этого жанра различны. Одни исполнители ставят перед собой задачу демонстрировать высокую технику жонглирования, исполнять наиболее трудные трюки, добиваться умения подбрасывать и ловить одновременно большое количество предметов. Другие строят номер на необычном композиционном решении. Исполняемые ими трюки несложны, но реквизит оригинален и разнообразен.
Существуют в этом жанре и комедийные номера. Поведение жонглеров-комиков, возможность показать различные комические трюки, подбор необычного реквизита - все это создает богатейшие возможности для построения веселого, оригинального номера. Жонглирование в цирке используется и в других жанрах. Например, жонглерские трюки включаются во многие виды эквилибристики - на шарах, на першах, на вольностоящих лестницах, на проволоке, на велосипедах, а также в акробатические номера. Сочетается жонглирование и с музицированием.
Жонглирование, как жанр делится на четыре разновидности: соло- жонглирование, групповое жонглирование, жонглирование на лошади, антипод.
Соло-жонглирование. Соло-жонглер выступает один на протяжении всего номера. Трюки, комбинации и реквизит- все специально подбирается для одного исполнителя. Наиболее распространенными предметами, которыми пользуются соло-жонглеры, являются палочки, мячи, шарики, булавы, факелы. С этими предметами легче всего строить трюковые комбинации.
Соло-жонглирование может исполняться в классическом стиле, в эксцентрическом, с элементами трансформации и в сочетании с акробатическими прыжками.
Довольно долго в выступлении соло-жонглеров был распространен так называемый салонный стиль. Артист появлялся на манеже во фраке или в визитке, с цилиндром и тростью, с сигарой в зубах и в белых перчатках. Эти аксессуары соответствовали образу светского кутилы и являлись обычно предметами жонглирования, утвердившимися в номерах подобного плана. Салонно-ресторанный налет в подаче номера, возникший под влиянием западных варьете, сохранялся некоторое время и у наших жонглеров как дань прошлому.
Позднее такие номера стали подаваться в эксцентрическом плане, подчеркивавшем ироническое отношение исполнителя к образу кутилы. Некоторое пристрастие к такой форме выступления оправдывалось реквизитом, дающим возможность для многих интересных комбинаций. Однако в настоящее время этот стиль подачи номера в цирке не встречается; редко используются в арсенале обширного жонглерского реквизита и цилиндры, перчатки, сигары и т. п.
Необходимо сказать о различии технических приемов, которыми пользуются жонглеры. Эти приемы принято называть жонглированием и выбрасыванием. Собственно жонглирование строится на том, что артист многократно подбрасывает и ловит предметы. А при выбрасывании исполнитель, подкинув друг за другом несколько предметов, сразу же собирает их, не повторяя действия вновь. Выбрасывание применяется лишь в работе с большим количеством предметов, когда артист только и успевает подбросить их один за другим и собрать - слишком велика скорость, сообщаемая предметам, слишком стремителен их поток.
Количество предметов, которыми жонглирует артист, конечно, не беспредельно. Чем их больше, тем труднее работа. В течение длительного времени единственным исполнителем жонглирования восемью предметами в советском цирке был А. Кисс и выбрасывания одиннадцати предметов - А. Петровский.
А. Кисс
А. Кисс - жонглер мирового класса, удостоенный в 1969 г. в Италии приза имени выдающегося итальянского жонглера Энрико Растелли. Кисс жонглировал восемью кольцами, стоя на катушке, и вдобавок балансировал на лбу длинную трость с мячом на конце. Свободно жонглировал Кисс и пятью палочками за спиной, повторяя прием до сорока раз, тогда как другие жонглеры (два-три человека) сумели освоить этот трюк значительно позже.
Групповое жонглирование. Для такого номера требуется не менее двух участников. Групповое жонглирование основано на приемах перекидки предметов друг другу.
Чем большее число исполнителей занято в номере, тем большее количество комбинаций перекидок предметов возникает на манеже. Обычно групповое жонглирование исполняется шестью-восемью артистами. В групповом жонглировании могут демонстрироваться и сольные элементы, которые являются как бы вставными фрагментами номера.
Наиболее распространенным реквизитом, которым пользуются артисты в групповом жонглировании, являются булавы. При броске артисты подкручивают булаву, заставляя ее делать одинарные или двойные обороты, а это создает более интересный рисунок траектории полета булав.
В групповой перекидке от жонглеров требуются точность расчета броска, мгновенная реакция на малейшие отклонения предметов от траектории полета и так называемое чувство партнера. Неточный бросок одного участника группы сразу же нарушает весь ритм перекидки, осложняет действия партнеров и может привести к срыву всей комбинации.
Четкая, уверенная и ритмичная перекидка всегда создает впечатление хорошо отрегулированного механизма, работающего без остановки и перебоев. Как правило, перекидки исполняются в быстром темпе, что увеличивает зрелищный эффект номера. Осуществляются перекидки предметов с большого и малого расстояний. Вариантов перекидок множество, многообразны и построения артистов при групповом жонглировании: двое против двоих, трое против троих, четверо располагаются крест-накрест, один против всех остальных или все, стоя в затылок друг другу, перебрасывают булавы через плечо к стоящему сзади.
Перекидки исполняются артистами и стоящими на месте и в движении по манежу - по прямой линии и по кругу. Исполнять групповые перекидки удобнее при четном количестве участников. В групповом жонглировании у каждого артиста в руках по три-четыре булавы. Чем больше участников в группе, тем больше булав одновременно находится в воздухе. Двое жонглеров могут перекидываться девятью (братья Аберт) и даже десятью булавами (В. Голубев и А. Чжан). Но такое достижение доступно далеко не каждой паре. Кроме булав в групповом жонглировании в качестве реквизита используют бутафорские бутылки, колпачки, широкополые шляпы, перекидка которыми выглядит особенно эффектно, и другие предметы.
Во многих номерах группового жонглирования демонстрируется финальный трюк с алюминиевыми тарелками. Стоя у входа на манеж, один из участников группы ловит тарелки, которые ему бросают одну за другой партнеры, стоящие на противоположной стороне манежа. Тарелки летят через весь манеж сплошным потоком и с такой скоростью, что артист едва успевает ловить их одной рукой и складывать на другую. Но именно этот очень высокий темп, в каком выполняли трюк артисты Н. Лихачев, В. Оскал-оол, Э. Аберт, и создает большой зрелищный эффект.
Жонглирование на лошади. Эта разновидность жанра довольно трудна, так как в данном случае жонглирование выполняется при постоянном перемещении точки опоры артиста.
В прошлом исполнитель этого номера был связан с группой дрессированных лошадей, поскольку в дореволюционном цирке конюшни дрессированных животных являлись частной собственностью. Поэтому их владелец стремился создать как можно больше конных номеров, в которых были бы заняты члены его семьи. К числу этих номеров относилось и жонглирование на лошади.
Однако в современном цирке многие жонглеры (В. Викторов, В. Попов, Фатеевы, Тепловы и другие) в конных номерах не участвовали. Поэтому, создавая номер "Жонглер на лошади", они прежде всего должны были освоить езду, стоя на лошади, бегущей по манежу. Овладение этим видом искусства жонглирования требует от артиста большого труда и терпения. Как правило, вначале артист овладевает собственно жонглированием, а затем учится исполнению жонглерских трюков на крупе бегущей по кругу лошади. Процесс этот довольно сложен. Успешное его завершение зависит от ряда обстоятельств. Во-первых, жонглировать, стоя на лошади, может лишь тот исполнитель, который в совершенстве овладел искусством жонглирования; во-вторых, артист должен освоить уверенную стойку на лошади, чтобы никакие нарушения ритма ее бега не могли повлиять на его работу. Ведь как бы ни была хорошо выезжена лошадь, все же иногда она может нарушать заданный ход, что сразу же отразится на устойчивости жонглера. Артисту приходится учитывать пугливость лошади, ее нервозность. Она может шарахнуться от неожиданности, например от разворачиваемой в первом ряду газеты. Испугавшись чего-то однажды, лошадь долгое время будет боязливой (у лошади хорошая память). Поэтому подбор и подготовка лошади для жонглерской работы - дело весьма сложное. В начальном периоде подготовки лошадь приучают к ровному ходу, к условиям вечернего представления: яркому свету, звукам оркестра, шумным аплодисментам. (Впрочем, та же работа ведется со всеми лошадьми, участвующими в цирковых номерах.)
В процессе подготовки познается характер лошади и способность к данному виду работы.
Раньше для большей устойчивости жонглера применялось панно, в наши дни спину лошади покрывает чепрак.
Во время жонглирования артист стоит на лошади слегка согнув ноги в коленях. Такая поза помогает ему пассировать толчки, неизбежные при беге лошади.
Номер может исполняться и двумя артистами на двух лошадях, бегущих по кругу манежа друг за другом. Это дает возможность создавать новые трюковые комбинации, разнообразить номер. В таком выступлении демонстрируются и сольные трюки на каждой лошади, и перекидка между жонглером, стоящим на лошади, и находящимся на манеже и между жонглерами на разных лошадях и т. д.
Антиподисты. Так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. "anti" - против, "podos" - нога). Выступление антиподистов было известно еще в древности. Рисунки на древнегреческих вазах свидетельствуют о том, что древние антиподисты жонглировали в довольно сложных акробатических положениях. Например, на одном рисунке изображена женщина, которая, стоя на руках, ногами жонглирует бубном. На другом рисунке женщина, стоя на руках, пальцами одной ноги поддерживает кувшин на шаре, стоящем на краю горла большой амфоры, а пальцами другой ноги держит лояшу, которой, видимо, собирается наливать что-то из амфоры в кувшин.
Как видно из рисунков, уже древние антиподисты стремились разнообразить свои в общем-то довольно статичные номера оригинальными трюками.
Современные антиподисты выступают на подушке (тринке), которая применяется и в икарийских играх. Статичное положение артиста, его "привязанность" к месту усложняют само жонглирование. Наиболее распространенный реквизит антиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, оклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п. Предметы подбрасывают резким выпрямлением согнутых в коленях ног, а ловят их на ступни "мягких" ног, пассируя приход предметов сгибанием в коленных суставах и соответствующими движениями в подъемах. В работе антиподиста движения ног в подъемах имеют большое значение. Они способствуют толчку и пассировке предметов, поэтому отработке этих движений уделяется значительное место в тренировке антиподиста.
Вращение предмета осуществляется в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. При вертикальном вращении предмета артист не только дает ему толчок, но и подкручивает предмет ногами, а при вращении в горизонтальной плоскости раскручивает предмет за счет частой и ритмичной перестановки ступней. Количество предметов, которыми жонглирует антиподист, ограничено, и сами предметы должны иметь определенный размер, вес и форму для большей устойчивости и удобства при балансировании. Долгое время традиционным реквизитом антиподистов были предметы мебели, которыми обставляли манеж, как бы превращая его в комнату. Антиподисты подбрасывали и вращали стулья, столы, большую бутафорскую карту, кровати, ширмы, чемоданы, тумбочки, настольные лампы и т. п.
И хотя с крупными предметами антиподисту работать легче, чем с мелкими, этот реквизит, надоев и зрителям и исполнителям, постепенно исчез с манежа. Новые предметы реквизита, такие, как шары, шестигранники, барабаны и т. п., позволяют артисту демонстрировать технически усложненные трюки антипода, расширяют творческие возможности исполнителя. Для разнообразия номера некоторые антиподисты жонглируют и руками.
Приводим несколько трюков из сольного репертуара антиподистов: различные пассажи с тремя мячами (С. Карякин); забрасывание на одну ногу нескольких кубиков - один на другой пирамидой (Н. Лукьянов); одновременно - вращение на одной ноге шестигранника, подбрасывание сигары шаговыми движениями другой ноги и жонглирование палочками в руках (Н. Лукьянов).
Интересен номер, в котором в качестве реквизита используются предметы национального быта - кувшин, бочонок, молдавский бубен. Трюки исполняются в определенном музыкальном ритме (Е. Кайсын).
Наиболее характерным для антиподистов всегда было сольное выступление. В 40-х гг. эту традицию нарушили артисты Микитюк, которые стали выступать группой на двух и на трех подушках одновременно (рис. 80). Сольные трюки в их номере чередовались с перекидкой предметов друг другу. Для выступления антиподистов как соло, так и группой характерен быстрый темп выполнения трюков.
Рис. 80
Некоторые элементы антипода иногда сочетаются с эквилибристикой. Например, стоя на голове, эквилибрист вращает ногами двухметровое древко. Более сложные трюки исполнялись Виолеттой Кисс. В стойке на одной руке на голове партнера (А. Кисс) она другой рукой крутила кольцо и одновременно вращала ногами древко. Другой трюк: стоя на голове партнера на руках (узкоручка), В. Кисс балансировала, подбрасывала и вращала ногами небольшой бочонок. Необходимо подчеркнуть, что такие трюки, когда артист не видит предметы, которыми оперирует, наиболее сложны в антиподе.
Совершенствование жанра жонглирования в советском цирке идет в основном по линии повышения исполнительской техники, увеличения количества бросаемых одновременно предметов и усложнения трюков. Различные средства выразительности, которыми располагает этот жанр, используются пока недостаточно. В наших программах редко встречается комическое жонглирование, которое могло бы разнообразить и сольные и групповые номера, выступление жонглеров на лошади, на проволоке и т. п.
Интересная форма - жонглирование с трансформацией, которое демонстрировала в прошлые годы Т. Брок-Сидоркина. Выступая поочередно в костюмах народов СССР (узбекском, таджикском, туркменском), артистка, меняя свой внешний облик, меняла и реквизит, чтобы он соответствовал национальному колориту номера. Она балансировала тазами, вращающимися на трех длинных тонких жердях, удерживаемых в равновесии на лбу и на подъемах ног; ставила на лоб деревянную вытянутую дугу наподобие лука без тетивы, на вершине которой находился таз, и, сильно раскрутив ее, жонглировала шестью тарелками. Лежа на тринке, Т. Брок-Сидоркина жонглировала тремя палочками. А в это время на носке одной ее ноги вращалась звезда, другой ногой артистка крутила обруч, а на конце палочки, зажатой в зубах, вертела чашку. Выбегая на манеж в пионерском костюме, артистка била в барабан тремя мячами в ритм музыки. Т. Брок-Сидоркина уверенно жонглировала восемью шариками, а жонглируя тремя зажженными факелами, выбрасывала их из-за спины.
Редким стал номер жонглера-прыгуна, который строится на органическом сочетании элементов жонглирования и прыжковой акробатики. Этот номер демонстрировал известный жонглер-акробат К. Никольский. (Кстати, его трюк - жонглирование тремя мячами, отбиваемыми поочередно лбом, и жонглирование четырьмя факелами, горящими с обоих концов. - до сих пор никем не повторен.) А ведь такие номера могут стать украшением наших программ.
Достижения мастеров советского цирка в жонглировании показывают, сколь богаты возможности этого жанра. С каким интересом воспринимается, например, номер Т. Александровой, соединившей жонглирование с выступлением дрессированных собачек. Вот она балансирует на лбу спираль, на вершине которой сидит собачка и ловит ртом мячи, поочередно бросаемые артисткой вверх. Поймав мяч, четвероногая партнерша опускает его в воронку спирали, и мяч скатывается в руки жонглера. На подобных трюковых комбинациях, в которых собачки выступают в роли партнеров, построен весь этот оригинальный номер.
А как выразительно сочетается жонглирование с современными танцевальными ритмами, которое демонстрировала пластичная и подвижная М. Рубцова. Выполняя трюки жонглирования, она двигалась по манежу в легком танце.
Очень интересный номер - "Жонглеры на мачтах" - исполняли Грачевы. Артисты демонстрировали сложные перекидки булавами, находясь в ножном "флажке" на вертикальных мачтах. Оригинальные номера, о которых рассказано выше, еще раз подчеркивают широчайшие возможности жанра жонглирования.
Предварительный просмотр:
Жонглирование эффектно, полезно и увлекательно
Знаете ли вы, что жонглирование улучшает работу мозга? Ученые опытным путем доказали, что от регулярных занятий жонглированием масса мозга человека увеличивается на 3%! Также доказано наукой, что жонглерские трюки положительно влияют на нейронные связи: концентрация внимания и контроль техники исполнения броска способствуют улучшению взаимодействия нейронов. Иначе говоря, ловкое обращение с мячиками способно значительно изменить вас к лучшему, повысив вашу скорость, координацию, ловкость, сообразительность и еще многие факторы. И самое главное, что жонглирование мячами способен освоить каждый, даже ребенок 4-5 лет. Это на самом деле не так сложно, как кажется: нужно просто регулярно практиковаться. Поэтому о том, как проводить обучение жонглированию, канал Будь! сегодня расскажет своим подписчикам и гостям. Итак, готовьте ваши руки ;)
Знакомство с жонглированием
Что же такое жонглирование? Это умелая манипуляция несколькими предметами, которые жонглер непрерывно ловит и подбрасывает в воздух, выполняя подкидывания на различную высоту и иногда изменяя траекторию их полета. Из этого определения мы, как жонглеры-новички, можем вынести следующее:
- Нам нужны предметы для жонглирования, так сказать, средства труда.
- Обучаться следует и подбросу, и ловле мяча (т.е. отдельно нарабатывается и мах рукой, и, если так можно выразиться, хват мяча).
- Существует несколько способов подбрасывания и ловли предметов при жонглировании (следовательно, нас ожидают десятки различных интересных трюков и манипуляций).
- Для достижения уверенных манипуляций потребуется время и регулярная практика.
Вот те четыре кита, на которых основывается умение жонглировать. С виду занятие это кажется не таким уж и простым, но если данное хобби придется вам по душе, то вы не заметите никаких преград! Тем более что они на самом деле достаточно призрачны, а в подтверждение этих слов предлагаем отдельно и подробно рассмотреть каждый указанный пункт.
Чем можно жонглировать
В первую очередь обучение жонглированию требует наличия предметов, которые мы будем подбрасывать и ловить. Благо, что в качестве мячей для жонглирования можно выбрать почти что угодно: теннисные мячи, мандарины, скатанные в шар тряпочки или всем знакомые с детства и такие вкусные зеленые яблочки, сорванные в соседнем саду. Даже морскими камушками или рулонами туалетной бумаги можно жонглировать, но это все уже тогда, когда у вас проявятся хотя бы первые улучшения в концентрации внимания, координации и ловкости. Начинать же жонглирование мы советуем с обычных мячей для большого тенниса.
Подобные мячи продаются в любых спорттоварах, а если рядом с вами находится теннисный клуб, то и вовсе можно попробовать получить снаряд для жонглирования задаром. Дело в том, что теннисисты очень часто меняют мячи, т.к. те теряют свою упругость и высокий отскок. А нам для первых шагов в жонглировании эти качества мяча вовсе ни к чему: главное ровная круглая форма и стабильный вес, который кстати у мячей для большого тенниса насчитывает 60 гр. Это идеальная масса жонглерского снаряда для начинающих: мяч хорошо ощущается рукой и летает с удобной скоростью, не слишком быстро и не чересчур медленно.
Но, кстати, профессиональные жонглеры предпочитают использовать мячи массой примерно 120-150 гр. Причем утяжелить мячик довольно легко: достаточно проделать отверстие и впрыснуть из шприца воду, или же засыпать грамм 50-80 крупы, после чего надежно заклеить сделанное отверстие. Кстати, еще один лайфхак: чтобы ваши мячи имели разный цвет, прикупите несколько воздушных шаров диаметром от 28 мм. У этих шариков необходимо просто отрезать хвостик, через который мы их надуваем, а основную часть следует натянуть на теннисный мяч. Оставшееся отверстие рекомендуем заклеить изолентой, по тону совпадающей с цветом шара.
С чего начать обучение жонглированию
Все жонглерские трюки зависят от двух основных движений руки: броска и улавливания. Броски в жонглировании могут отличаться по направлению движения, силе подбрасывания и скорости движения. Начинать следует с двух самых простых бросков: с внешней стороны вовнутрь (между рук, к корпусу) и с внутренней стороны на внешнюю (от корпуса в сторону руки). Выполняется вводное упражнение следующим образом:
- Берете один мяч и принимаете фронтальную стойку: ноги на уровне плеч, руки локтями приближены к корпусу, но тела не касаются.
- Из правой (или левой) руки плавным движением кисти подбрасываете мяч вверх и в сторону к корпусу. Другую руку подводите к району пупка и ловите свой же совершенный бросок.
- Далее, не меняя позиции, выбрасываете мяч от пупка вверх и в сторону другой руки, ловите бросок.
- Продолжаете выполнения упражнения, экспериментируя с высотой броска, скоростью и положением рук.
- Если все хорошо получается, берите второй мяч (лучше другого цвета) и пробуйте проводить смену. Например, сперва красный мяч в правой руке, затем он перемещается в левую, и очередной бросок вновь возвращает его в правую.
Конечно, это не совсем жонглирование в полном смысле этого слова, но начинать надо с малого. Если вы сразу начнете пробовать жонглерские трюки, то они у вас закономерно не будут получаться, ведь нет ни привычки рук, ни практики. Вы разочаруетесь в своих способностях и забросите такое отличное занятие, как жонглирование мячами. В итоге излишняя спешка лишит вас возможности измениться к лучшему и прокачать способности своего интеллекта.
О трюках и тренировках по жонглированию
Мы рассказали лишь об одном упражнении для жонглирования, но существует их неисчислимое количество. К каждому трюку или манипуляции есть по несколько подводящих упражнений, позволяющих жонглеру отточить свое мастерство до того совершенства и легкости, которыми так восхищается зритель. Поэтому рассказывать о каждом упражнении в отдельности не будем, но зато поделимся с вами авторитетными источниками, которые обеспечат легкое и крайне эффективное обучение жонглированию мячами.
Первый из них – это старейший в рунете жонглерский сайт jugglers.ru. Он хорош тем, что здесь перечислены и подробно расписаны все популярные трюки по жонглированию с мячами и булавами. Более того, помимо текстовой инструкции статьи снабжены очень полезными и понятными гифками, которые скрасят ваше обучение и сохранят уйму времени на понимание трюка. В общем, очень рекомендуем заглянуть, если жонглирование мячами пришлось вам по душе и стало занимательным увлечением.
Пример gif-подсказки с сайта jugglers.ru
И второй, крайне полезный и незаменимый, источник – это youtube канал Павла Горского. Профессиональный жонглер, не побоимся этого слова – мастер своего дела, снял под сотню видеоуроков с подробным объяснением жонглерских трюков для начинающих. Более того, Павел объясняет и ритмику жонглирования, и важность разминки, и виды бросков, и самые разные вариации упражнений. Причем вся эта кладезь информации находится в открытом доступе: заходи, смотри и учись! А если есть возможность поблагодарить мастера за уроки, то можно выразить ее посредством денежного перевода на карту.
Сколько учиться жонглированию?
И последний момент связан со временем и приложенными усилиями. Смотрите, здесь какая есть особенность. Изучать новый жонглерский трюк можно в пределах 10-15 минут. Затем обучение просто потеряет свой смысл, т.к. вы не сможете дольше концентрироваться на отработке новых для вас упражнений. В то же время, жонглировать уже изученные трюки можно (а иногда и нужно) хоть часами. Только усердной работой вы сможете прокачать свои навыки и научиться уверенно жонглировать мячами. Причем огромную, даже можно сказать бОльшую, роль играет регулярность занятий. Пускай вы сможете уделять жонглированию лишь 15 минут, но заниматься необходимо ежедневно. Только тогда мозг начнет подавать мышцам нужные команды, а руки привыкнут к необычной моторике.
Предварительный просмотр:
Популярные виды жонглирования
Я хотел бы рассказать Вам о популярных видах жонглирования, описанных Люком Барриджем. В списке перечислены основные направления развития жонглирования в Европе и Америке. Четких границ между категориями нет. Большинство жонглеров используют смесь из нескольких видов жонглирования. Например, часто соединяются количественное и комбинационное жонглирование. Очень редко можно встретить количественное контактное жонглирование в перекидку.
Шары
Контактное жонглирование
В контактном жонглировании шары не кидают, а перекатывают по телу. Обычно используют «хрустальные» шары. На самом деле они либо из обычного стекла, либо акриловые. Существует две разновидности контактного жонглирования:
1. Катание одного или двух мячей по рукам, голове и другим частям тела.
2. Вращение в ладонях от трех до восьми шаров, образуя из них пирамиды и другие фигуры.
Главная идея обеих разновидностей – это «изоляция»,- создание впечатления, что один шар неподвижен, а жонглер или другие шары, движутся вокруг этого неподвижного шара.
Количественное жонглирование
Количественное жонглирование – это умение удерживать в воздухе наибольшее количество предметов. Многие стараются улучшить свои результаты, а некоторые занимаются только тем, что пытаются побить мировые рекорды. Нет какого-то определенного числа мячей, с которого начинается количественное жонглирование. Это зависит от размеров мяча и умения жонглера. Именно так, жонглер счастлив, когда он может добавить следующий мяч или когда ему удается сделать на один бросок больше.
Комбинационное жонглирование
Комбинационное жонглирование представляет собой умение жонглировать сложные ритмические рисунки. «Сайтсвоп-жонглеры» концентрируют свое внимание не столько на эстетическом восприятии комбинаций, сколько на сложности их исполнения, на их длине, а также на наибольшей высоте броска.
Трюковое жонглирование
Жонглеры исполняют большое количество трюков, сочетая их в оригинальных комбинациях. Особенное внимание уделяется броскам из-за спины, трюкам с перекрещенными руками, мультиплексам (броскам одной рукой одновременно нескольких предметов), переносу мяча сквозь рисунок и разным видам поимок мяча.
Жонглирование всем телом
Как уже видно из названия, в этом виде жонглирования используется всё тело и его части: голова, спина, ноги и руки. Жонглирование всем телом напоминает некий танец, жонглер не стоит неподвижно, а постоянно находится в движении. Также используются элементы контактного жонглирования, но большинство трюков основано на бросках и поимках.
Техническое жонглирование
Технические жонглеры в своем репертуаре применяют от четырех до семи мячей и концентрируются на ограниченном количестве классических трюков, отрабатывая их до совершенства, стремясь к физическим пределам их исполнения. Обычно это пируэты, жонглирование над головой, кресты за спиной, работа с балансом и некоторые другие трюки.
Футбольный фристайл
В качестве реквизита применяются футбольные, волейбольные, баскетбольные или любые другие мячи большого размера. Наиболее распространенные умения – вращение мячей на пальце, вращение двух мячей друг на друге, набивание мячей головой, ногами, руками и отбивание их от пола. Часто включены элементы контактного жонглирования и катание мячей вокруг тела.
Жонглирование на отскок
Используются резиновые или силиконовые мячики, хорошо отскакивающие от твердой поверхности, обычно от пола. Есть несколько отличительных трюков жонглирования на отскок, исполняемых в различных ритмах, но наиболее популярно количественное жонглирование.
Кольца
Количественное жонглирование
Кольца наиболее хорошо подходят для количественного жонглирования. Их легче ловить, чем мячи, и они реже сталкиваются, чем булавы. Но кольца очень травмоопасны, и поэтому не так уж популярны среди жонглеров.
Трюковое жонглирование
Кольца очень редко используются для создания новых трюков. Обычно жонглер исполняет кольцами те трюки, которые он выучил, жонглируя мячиками. Есть несколько очень эффектных трюков, исполняемых только кольцами.
Техническое жонглирование
Обычно используют пять – семь колец. Как и с мячами большое внимание уделяется пируэтам, жонглированию над головой, и неизменным собиранием колец на шее в конце выступления.
Булавы
Размахивание булавами
Двумя булавами размахивают в воздухе, образуя различные замысловатые узоры. Бросают булавы редко, большую часть времени не выпускают их из рук.
Количественное жонглирование
Большинство жонглеров считают, что количественное жонглирование булавами начинается с пяти булав. Из-за того, что булавы намного больше и тяжелее мячей, количественное жонглирование булавами намного труднее, и поэтому не так популярно.
Трюковое жонглирование
Есть много уникальных трюков с булавами. Размер и форма булав позволяют балансировать ими, перекатывать, ловить их с неправильной стороны и делать всевозможные выкрутасы. При исполнении большинства трюков жонглер стоит на месте и пользуется только руками и головой.
Техническое жонглирование
В техническом жонглировании применяются от трех до пяти булав. Основные трюки – это пируэты, жонглирование над головой, кресты за спиной и кик-апы – подъемы булавы с земли ногой.
Теги:
Предварительный просмотр:
Антипод — жонглирование ногами.
Антиподист – термин из лексикона артистов цирка, и как и все в цирке – слово диковинное, мало знакомое нам, кто приходит в цирк только в качестве зрителей. Впрочем, на одно общеупотребительное слово оно все-таки очень похоже, и слово это – «антипод». Оно обозначает противоположность кого-то или чего-то (первоначально так назывались противоположные точки на земном шаре). Вот и цирковой антиподист – тоже противоположность, тот, кто делает наоборот.
Другой цирковой термин, в отличие от антиподиста хорошо знаком нам всем – жонглирование. Когда-то жонглером назывался странствующий певец, но сейчас так именуют артиста, который ловко манипулирует какими-то предметами – шарами, булавами или даже кинжалами. Обычно жонглеры проделывают это руками. Но есть особая разновидность жонглеров, которые делают все наоборот – жонглируют ногами. Вот такие жонглеры и называются антиподистами, а их искусство – антиподом.
Когда зародилось это искусство? Очень давно. Например, на древнегреческих вазах встречаются изображения таких артистов, причем – что интересно – показывают подобные номера женщины: стоя на руках, одна артистка ногами жонглирует бубном, а вторая – в таком же положении – удерживает весьма сложную конструкцию: на краю большой амфоры балансирует шар, а на нем помешается кувшин.
Жонглировать ногами, разумеется, сложнее, чем руками, поэтому антиподисты использовали более крупные предметы, чем жонглеры – например, фанерные цилиндры, оклеенные тканью (они называются сигарами), а нередко на арене цирка расставляли мебель, как бы имитируя обстановку комнаты, и антиподист вращал и подбрасывал стулья и табуретки, даже столы. Но все меняется – крупный реквизит стал приедаться и самим артистам, да и на публику прежнего впечатления уже не производил. В арсенале антиподистов появились шары, шестигранники и барабаны, и среди них появляются настоящие виртуозы.
Например, артист С.Карякин ногами жонглировал несколькими мячами. Другой антиподист – Н.Лукьянов – одной ногой забрасывал на другую кубики разного размера, выстраивая из них таким образом пирамидальную конструкцию. Известен даже номер в молдавском народном стиле, когда артист манипулировал молдавским бубном, бочонком и кувшином. Еще дальше пошла артистка Т.Брок-Сидоркина: по ходу номера она появлялась то в таджикском, то в узбекском, то в туркменском национальном костюме, соответственно этому менялись и предметы, которыми она жонглировала.
Искусство антипода может выступать не только как самостоятельный номер, но и органично вливаться в какой-либо номер как элемент. Например, можно сочетать антипод с эквилибристикой, как делала это Виолетта Кисс: артистка удерживала равновесие на одной руке, стоя на голове партнера, артистка вращала древко ногами, а другой рукой крутила кольцо.
Еще интереснее может выглядеть сочетание антипода с выступлением дрессированных животных – в частности, собак, как делала это артистка Т.Александрова.
Это лишь некоторые примеры искусства антиподистов. Этот жанр неисчерпаем, как и все в цирковом искусстве, которое так ярко демонстрирует человеческие возможности.
В программе "Цирк удивительных людей" жанр -антипод - представляет Юлия Скворцова.
Предварительный просмотр:
Так в цирке называют артистов, жонглирующих ногами (от греч. anti -против, podos - нога). Выступление антиподистов было известно еще в древности. Рисунки на древнегреческих вазах свидетельствуют о том, что древние антиподисты жонглировали в довольно сложных акробатических положениях. Например, па одном рисунке изображена женщина, которая, стоя на руках, ногами жонглирует бубном. На другом рисунке женщина, стоя па руках, пальцами одной ноги поддерживает кувшин на шаре, стоящем на краю горла большой амфоры, а пальцами другой ноги держит ложку, которой, видимо, собирается наливать что-то из амфоры в кувшин.
Как видно из рисунков, уже древние антиподисты стремились разнообразить свои, в общем-то, довольно статичные номера оригинальными трюками.
Современные аптиподисты выступают на подушке (тринке), которая применяется и в икарийских играх. Статичное положение артиста, его привязанность к месту усложняют само жонглирование. Наиболее распространенный реквизит аптиподиста - сигара (длинный цилиндр из фанеры, обклеенный тканью и покрашенный), мальтийский (восьмиконечный) крест, бочонок, кубики и т. п. Предметы подбрасывают резким выпрямлением согнутых в коленях ног, а ловят их на ступни мягких ног, пассируя приход предметов сгибанием в коленных суставах и соответствующими движениями в подъемах. В работе антиподиста движения ног в подъемах имеют большое значение. Они способствуют толчку и пассировке предметов, поэтому отработке этих движений уделяется значительное место в тренировке аптиподиста.
Вращение предмета осуществляется в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. При вертикальном вращении предмета артист не только дает ему толчок, но и подкручивает предмет ногами, а при вращении в горизонтальной плоскости раскручивает предмет за счет частой и ритмичной перестановки ступней. Количество предметов, которыми жонглирует аптиподист, ограничено, и сами предметы должны иметь определенный размер, вес и форму для большей устойчивости и удобства при балансировании. Долгое время традиционным реквизитом антиподистов были предметы мебели, которыми обставляли манеж, как бы превращая его в комнату. Антиподисты подбрасывали и вращали стулья, столы, большую бутафорскую карту, кровати, ширмы, чемоданы, тумбочки, настольные лампы и т. п.
И хотя с крупными предметами аптиподисту работать легче, чем с мелкими, этот реквизит, надоев и зрителям и исполнителям, постепенно исчез с манежа. Новые предметы реквизита, такие, как шары, шестигранники, барабаны и т. п., позволяют артисту демонстрировать технически усложненные трюки антипода, расширяют творческие возможности исполнителя. Для разнообразия номера некоторые антиподисты жонглируют и руками.
Приводим несколько трюков из сольного репертуара антиподистов: различные пассажи с тремя мячами (С. Карякин); забрасывание на одну ногу нескольких кубиков - один на другой пирамидой (Н. Лукьянов); одновременно - вращение па одной ноге шестигранника, подбрасывание сигары шаговыми движениями другой ноги и жонглирование палочками в руках (Н. Лукьянов). Интересен номер, в котором в качестве реквизита используются предметы национального быта - кувшин, бочонок, молдавский бубен. Трюки исполняются в определенном музыкальном ритме (Е. Кайсын).
Наиболее характерным для антиподистов всегда было сольное выступление. В 40-х гг. эту традицию нарушили артисты Микитюк, которые стали выступать группой на двух и на трех подушках одновременно. Сольные трюки в их номере чередуются с перекидкой предметов друг другу.
Для выступления антиподистов характерен быстрый темп выполнения трюков.
Некоторые элементы антипода иногда сочетаются с эквилибристикой. Например, стоя на голове, эквилибрист вращает ногами двухметровое древко. Более сложные трюки исполнялись Виолеттой Кисс. В стойке на одной руке па голове партнера (А. Кисс) она другой рукой крутила кольцо и одновременно вращала ногами древко. Другой трюк: стоя на голове партнера на руках (узкоручка), В. Кисс балансировала, подбрасывала и вращала ногами небольшой бочонок. Необходимо подчеркнуть, что такие трюки, когда артист не видит предметы, с которыми оперирует, наиболее сложны в антиподе.
Совершенствование жанра жонглирования в советском цирке идет в основном по линии повышения исполнительской техники, увеличения количества бросаемых одновременно предметов и усложнения трюков. Различные средства выразительности, которыми располагает этот жанр, используются пока недостаточно. В наших программах редко встречается комическое жонглирование, которое могло бы разнообразить и сольные и групповые номера, выступление жонглеров на лошади, на проволоке и т. п.
Интересная форма - жонглирование с трансформацией, которое демонстрировала в прошлые годы Т. Брок-Сидоркина.
Выступая поочередно в костюмах пародов СССР (узбекском, таджикском, туркменском), артистка, меняя свой внешний облик, меняла и реквизит, чтобы он соответствовал национальному колориту помори. Они балансировала тазами, вращающимся на трех длинных тонких жердях, удерживаемых в равновесии ни лбу и на подъемах ног; ставила на лоб деревянную вытянутую дугу наподобие лука без тетивы, на вершине которой находился таз, и, сильно, раскрутив жонглировала шестью тарелками. Лежа на тринке, Т. Брок-Сидоркина жонглировала тремя палочками. А в это время на носке ноги вращалась звезда, другой ногой артистка крутила обруч, и на конце палочки, зажатой в зубах, вертола чашку. Выбегая на манеж в пионерском костюме, артистка била в барабан тремя мячами в ритм музыки. Т. Брок-Сидоркина уверенно жонглировала восемью шариками, а жонглируя тремя зажженными факелами, выбрасывала их из-за спины.
Редким стал помор жонглера-прыгуна, который строится на органическом сочетании элементов жонглирования и прыжковой акробатики. Этот номер демонстрировал известный жонглер-акробат К.Никольский. (Кстати, его трюк - жонглирование тремя мячами, отбиваемыми поочередно лбом, и жонглирование четырьмя факелами, горящими с обоих концов,- до сих пор никем не повторен.) А ведь такие номера могут стать украшением наших программ. Достижения мастеров советского цирка в жонглировании показывают, сколь богаты возможности этого жанра. С каким интересом воспринимается, например, номер Т. Александровой, соединившей жонглирование с выступлением дрессированных собачек. Вот она балансирует на лбу спираль, па вершине которой сидит собачка и ловит ртом мячи, поочередно бросаемые артисткой вверх. Поймав мяч, четвероногая партнерша опускает его в воронку спирали, и мяч скатывается и руку жонглера. На подобных трюковых комбинациях, в которых собачки выступают в роли партнеров, построен весь этот оригинальный номер.
А как выразительно сочетается жонглирование с современными танцевальными ритмами, которое демонстрирует пластичная и подвижная М. Рубцова. Выполняя трюки жонглирования, она движется по манежу в легком танце.
Очень интересный номер - Жонглеры на мачтах - исполняли Грачевы. Артисты демонстрировали сложные перекидки булавами, находясь в ножном флажке на вертикальных мачтах. Оригинальные номера, о которых рассказано выше, еще раз подчеркивают широчайшие возможности жанра жонглирования.
Предварительный просмотр:
Знамениты антиподисты Светлана Микитюк и Вячеславе Золкин.
Такого, кажется, еще не было. Две тысячи глаз смотрели на нее. А она не могла пошевелить ни рукой, ни ногой. И совершенно напрасно униформист выносил из-за кулис две расписные сигары. Номера не будет. Будет скандал. Колоссальный скандал!.. Она проснулась в холодном поту и не сразу поняла, что это сон. И потом долго не могла заснуть.
Впервые Светлана Микитюк отбила две сигары, как говорят в цирке профессионалы, во время гастролей в Иванове. Сигара — это пустотелый цилиндр, который антиподисты крутят, перебрасывают с ноги на ногу и им же отбивают шаги. Отбивать шаги — это значит, поставив цилиндр на торец, повертывать его ступней на себя, чтобы он становился другим торцом. Сигара делает как бы своеобразные шаги. Но если говорить точнее, цилиндр не столько шагает, сколько стремительно бежит. Этот трюк считается у антиподистов-жонглеров, лежащих на специальной подушке, одним из сложных.
Светлана на ивановском манеже, как обычно, легла на свой пьедестал, подняла ноги, и одновременно две сигары закрутились в головокружительном танце. У нас в стране она первая сделала этот трюк. И, кто знает, может быть, первая в мире. Ведь рекордные достижения в цирке никто особенно фиксировать не торопится. Не то что в спорте. Скажем, прыгнул человек выше всех, и тут же репортеры газет, радио и телевидения спешат сообщить об этом на весь белый свет. А в цирке мы и много лет спустя подчас не всегда точно можем определить, кто же все-таки первый сделал тот или иной трюк. Так и Светлана не была окончательно уверена, что где-нибудь в Южной Америке или в Азии такая же, как она, семнадцатилетняя девчонка не лежит сейчас на антиподной подушке и не отбивает перед зрителями, жующими бананы, такие же две сигары.
И когда номер закончился, и Светлана, сделав комплимент, ушла за кулисы, ей вдруг стало до слез обидно и за ту выдуманную девчонку и за себя. Ведь если жонглеры подбрасывают предметы руками и могут передвигаться по манежу, антиподистам гораздо труднее — они не в состоянии сдвинуться вправо или влево даже на несколько сантиметров. Как Светлане казалось, она провела вверх ногами на антиподной подушке большую часть жизни. Отец изо дня в день, и в будни и в праздники тысячи, сотни тысяч раз заставлял ее делать одно и то же — подкидывать и вращать ногами специальные доски, цилиндры, кольца, мячи. Он был одержим одной идеей: чтобы его дочь сделала на манеже то, что никто еще не делал.
Ее жалели. Знакомые артисты говорили Микитюку: «Зря ты мучаешь девчонку, Франко, ничегошеньки все равно не выйдет». И вдруг у нее вышло. Отец говорил, что две сигары произведут фурор среди публики, что зрители будут аплодировать стоя так, что гром оваций потрясет цирк. Но никакого фурора не было. Все те же вежливые аплодисменты людей, которые в основном пришли смотреть дрессированных львов во втором отделении.
Светлана не пошла в гардеробную. Она забилась в угол в пустой конюшне и плакала навзрыд. Там ее и разыскал отец. Она не отвечала на его расспросы. Только плечи продолжали судорожно вздрагивать. Ведь не упрекнешь же отца за то, что он от чистого сердца обещал ей такие овации, которых еще никто не слышал в их семье. А вместо этого — торопливые слова поздравлений от артистов, спешащих на манеж.
Слава не сразу, но все-таки ее нашла. Может быть, в тот первый раз она отбивала сигары недостаточно четко и красиво, но наслаждалась успехом, как говорится, и оптом и в розницу. Нарушив традицию антиподистов, предпочитающих сольные выступления, Микитюки стали выходить на манеж всей семьей: отец Франко Иванович, мать Анна Денисовна, Светлана, а затем и ее сестра Анжела. Они удивительно легко и изящно, подчиняясь тактам музыки или чуть слышному отцовскому «ап», синхронно отбивали шаги и перебрасывались различными предметами. Светлана теперь одновременно жонглировала четырьмя мячиками, отбивала сигару и вращала кольцо. Отец оказался не только отличным артистом, но и отличным педагогом. Он сумел передать своим близким все, что впитывал в себя десятилетиями, скитаясь с польским цирком «Юзефего».
Им аплодировали Москва и Прага, Киев и София, Ленинград и Будапешт, Новосибирск и Бомбей. Одна из испанских газет посвятила Светлане свою рецензию «Русская, которая ходит на голове». Сбывалось то, о чем говорил отец. Ей аплодировали стоя и незнакомые люди здоровались с ней на улицах.
В Сиднее они были в одной программе с канатоходцами Волжанскими. Среди тех, кто забирался по канату под самый купол, был племянник Владимира Александровича Волжанского Вячеслав Золкин. Со стороны казалось, что он поднимался по наклонному тросу так же спокойно и невозмутимо, как по лестнице на пятый этаж. И вдруг после одного из представлений он упал прямо на манеж от пронзительной боли в спине. Хорошо, что это случилось перед самым концом гастролей. Врачи вынесли приговор: травмирован позвоночник. Импресарио купил для него одного три билета на «боинг»: убрали спинки кресел и на сиденья поставили носилки. Злые языки говорили, что, чего доброго, он останется без ног. И тогда в самолете Светлана сказала ему те слова, которых он так долго ждал: она согласна стать его женой.
Заявление в загс он написал на койке, когда лежал в Центральном институте травматологии у Зои Сергеевны Мироновой. Врачи списали его с каната. Он чувствовал себя, как моряк, навсегда расставшийся с кораблем, как летчик, отлученный от неба.
Но разойтись с манежем он уже не мог. У артистов цирка — поразительное умение: что бы ни случилось, казаться здоровым. Они думают не о себе, думают, как будут выглядеть на публике. Даже срываясь с высоты, если это бывает, артист заботится не столько о себе, сколько о тех, кто сидит внизу,— как бы не упасть в зрительские ряды. Казаться здоровым для публики Вячеслав еще мог. Но не для себя и не для врачей, которые даже смотреть запретили ему на канат. Нужно было искать какой-нибудь новый жанр. В цирке в отличие от других учреждений семейственность даже поощряется.
Им предлагали иллюзионный номер. Предлагали создать аттракцион с волками и другими зверями средней полосы России. Но Светлана не хотела расставаться с антиподом. Человеку, взявшему семейную профессию, его дело кажется самым лучшим. Светлана вместе с родителями гастролировала в Киеве, а Вячеслав каждый день звонил ей из Москвы: «Что же все — таки будем делать?» И тогда они придумали номер: антипод с медведями.
Коллегия Союзгосцирка заявку не утвердила. Коллегию можно было понять. Медведей на манеже развелось, пожалуй, больше, чем в лесу. Медведи Филатовых, Кудрявцевых, Касеевых, Подчерниковой, Чепякова, Валентины и Виктора Эдер, Пузаковых, Беляковых, всех и не перечислишь. Тем более что ни Микитюк, ни Золкин не были дрессировщиками. Они не имели понятия не только о том, как репетировать трюки, но даже о том, как надеть на зверя намордник. И все же им разрешили сделать экспериментальный номер, хотя никто особенно не верил, что получится что-нибудь путное.
Двадцать дней они стажировались у Олега Чепякова, придумавшего номер с медведями на лошадях. А затем их медвежья одиссея продолжилась в Львовском цирке. Трюки для своих косолапых питомцев в основном изобретала Светлана, а претворял их в жизнь Вячеслав. Но мишки отнюдь не стремились к лаврам антиподистов. Их больше интересовало, где что плохо лежит.
Однажды утром Слава обнаружил, что в клетке нет Тиши. Его напарник скулил жалобно и обиженно. Не мог же медвежонок провалиться сквозь землю, благо, вместо земли был крепкий дубовый пол. И тут Слава заметил слегка раздвинутые прутья. Откуда у мишки взялось столько силы, как он протиснулся наружу — до сих пор остается загадкой. Непреодолимая страсть заставляет делать невозможное не только людей, но и медведей.
Рядом с клеткой стояли коробки с печеньем и смесью «Малыш». Теперь из одной из коробок торчал чей-то белый мерно вздымающийся живот. Насытившийся всласть, перемазавшийся в сладкой детской смеси, Тиша был уже не в силах вылезти из коробки. В этот день он репетировал на одном энтузиазме, презрительно отворачиваясь от печенья, дававшегося как награда за хорошо исполненный трюк. На печенье он не мог смотреть целый месяц.
Искусством антипода приходилось овладевать и самому Золкину. Когда он наблюдал за работой антиподистов со стороны, ему все казалось легче легкого: подумаешь, лег на подушку, поднял ноги и перекидывай фанерную сигару с ноги на ногу. Но он не смог не только перекинуть, но и просто удержать ее. Наверное, медведям было все-таки легче. Как-никак в их родне уже были антиподисты в «Медвежьем цирке» Филатова. В роду Волжанских жонглеров не было. К тому же сильные ноги канатоходца не ощущали сначала разницы в весе реквизита. Они почувствовали вес лишь тогда, когда наверх забрался стокилограммовый Кеша.
Кеша оказался первостатейным трусом. Единственное, что ему нужно было делать, — стоять на ногах у Славы и перебрасываться мячами. На манеже все у него получалось хорошо. Но стоило его поднять, он тут же стремился упасть, вернее, спрыгнуть. Плохо, когда на антиподиста падает сигара или карта. Она может ударить по голове. Еще хуже, когда сверху сваливается стокилограммовый подарочек да еще с выпущенными когтями, чтобы хоть за что-нибудь зацепиться. Кешу подкармливали молоком и печеньем, внушали ему, что он герой и умница, — ничего не получалось. Тогда на репетиции на медведя надели страховочный трос — лонжу.
Только он попытался привычно махнуть на манеж, как вместо этого взмыл в воздух и закачался над ареной. От изумления Кеша вытаращил глаза и даже забыл на всякий случай заорать. Привязанная у форганга остальная косолапая братия вмиг перестала шебуршиться и, задрав головы, смотрела, как над манежем плыл из приятель. Такого они еще не видывали в своей жизни.
Едва коснувшись лапами манежа, Кеша тут же подобру-поздорову решил улизнуть. Но неведомая сила вновь подняла его в воздух. Больше он не решался испытывать судьбу. Стоял на ногах у Славы, как заправский икариец. Светлана кидала ему мяч, а он немедленно переправлял его вниз, своему хозяину. Словно настоящие жонглеры, они одновременно перекидывались тремя мячами.
На репетиции они ходили как на праздник. Такие праздники были у них ежедневно по три часа. Медвежата старались вовсю. Солистов Кешу и Малыша поджимали способные, как их называли, девочки Кнопка и Белочка. Непринужденность репетиций переходила в спектакли.
Какой трюк в их номере самый эффектный? Наверное, тот, когда Светлана со Славой, лежа на своих подушках, перебрасываются большими надувными мячами. Не просто перебрасываются, а через напоминающую обруч ручку корзины с цветами. Корзину балансирует Кеша, а Малыш крутит их. Светлана, прошедшая академию антипода, сама легла на пьедестал и попробовала, насколько трудно делать этот трюк медведям. Недаром они репетировали его почти два года. Но публика больше любит, когда, припав на одно колено, косолапый галантно преподносит Светлане букет цветов.
Косолапые артисты получили в номере полную самостоятельность. Заменяя униформистов, они приносят и уносят реквизит. Не дожидаясь напоминаний, сами лезут на пьедестал и, сделав кульбит, вытягивают лапы для сигары. Со стороны смотреть — одно удовольствие: мишкам не нужен никакой наставник, они сами умные.
Так было и на репетициях. До тех пор, пока Слава находился рядом с ними на манеже. Но стоило ему только забраться на пьедестал, чтоб начать работать самому, как шустрые подопечные, потеряв дрессировщика из виду, повели себя, как первоклассники, вдруг оставшиеся без учителя. Каждый делал, что хотел, и занимался, чем хотел. Немало усилий пришлось всем затратить, чтобы навести порядок в расшалившемся медвежьем классе.
Теперь номер идет, как маленький слаженный спектакль. Звучит «Трембита» Артисты появляются в красочных гуцульских костюмах. Специально написанная Олегом Любивцем музыка сопровождает и жонглирование, и веселые медвежьи танцы, и выходы. Соревнуясь со Светланой, медведи вращают своеобразный гуцульский топорик, сигару, бочонок с медом. Не номер, а радостные игры с медвежатами, где неизвестно кому веселее — двуногим или четвероногим артистам. И только знатоки понимают, какой труд стоит за этой беззаботной безмятежностью.
Светлану Микитюк и Вячеслава Золкина уже видели зрители многих городов нашей страны, ряда стран Западной Европы и Южной Америки.
Но есть человек, которого не смущают лавры Светланы Микитюк и Вячеслава Золкина. Это их тринадцатилетняя Кристина. Правда, пока она лишь смотрит номер с галерки. А репетирует сама только в каникулы у деда в Киеве. Но репетирует с азартом и даже после этого видит цветные сны. А сны в цвете видят люди творческие. Значит, веселому спектаклю с медведями завтра суждено продолжение.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Итоговые вопросы по окончанию изучения встроенного дистанционного модуля.
Раздел: Жонглирование.
1.Какие две разновидности контактного жонглирования вы знает?
____________________________________________________________________________
2. Перечислите реквизит применяемый при количественном жонглировании.
____________________________________________________________________________
3 Какой реквизит применяют в футбольном фристайле?
Подчеркните правильный вариант: а)кольца, б) булавы, в) сигары, г) мячи_____________________________.
4Дать определение термину антипод-это…
____________________________________________________________________________
5. Перечислить и дать определение традиционному реквизиту антиподиста___________________________________________________________________
- Тринка –это…..?
Выберите вариант ответа: а) снаряд для акробата, б) снаряд эквилибриста, в) снаряд воздушного гимнаста. г) снаряд антиподиста ______________________________________________
- Продолжить определение. Основа жанра жонглирования – это….? _______________________________________________________________________
- Перечислите, на какие четыре разновидности делится жанр жонглирования?
_______________________________________________________________________
9.. Как называют артистов жонглирующих ногами?
Выберите правильный ответ а) акробаты, б) гимнасты, в) ловиторы, г) ассистенты, д) антиподисты, е)эквилибристы.____________________________
10.Перечислите наиболее распространённый реквизит антиподиста._______________________________________________________________
11.В каких годах появился групповой номер антиподистов?
Выберите вариант а) 40-х гг., б) 50-хгг, в) 70-х гг. ______________________________
- Назовите знаменитый трюк Светланы Макитюк?.____________________________
- Скажите артистом какого жанра был Вячеслав Золкин до антиподиста?__________________________________________________________
- ______________________________________________________________________
- Какой самый эффектный трюк в номере Макитюк и Золкина?__________________
Предварительный просмотр:
Вопросы по теме «Искусство Жонглирования».
1. Разновидности жанра жонглирования?
2. Определение и примеры Соло жонглирования, группового жонглирования, на лошади жонглирования и на антиподе?
3. Варианты различных элементов в каждой из разновидностей жанра с примером знаменитых артистов?
4 Определение термина антипод. –это………
.
Предварительный просмотр:
Вопросы по теме «Искусство Жонглирования»
1.Определение термина антипод.
2. Традиционный реквизит антиподиста. (определение и варианты изготовления реквизита)
3. Что такое тринка?
Предварительный просмотр:
Вопросы по теме: Виды жонглирования
1. Что такое контактное жонглирование?
2. Что такое количественное жонглирование?
3. Что такое футбольный фристайл?
Предварительный просмотр:
Вопросы по теме: Знамениты антиподисты
- Знаменитый трюк Светланы Макитюк
- Артистом какого жанра был Вячеслав Золкин до антиподиста.
3. Самый эффектный трюк в номере Макитюк и Золкина.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антиподист – термин из лексикона артистов цирка, и как и все в цирке – слово диковинное, мало знакомое нам, кто приходит в цирк только в качестве зрителей. Впрочем, на одно общеупотребительное слово оно все-таки очень похоже, и слово это – «антипод». Оно обозначает противоположность кого-то или чего-то (первоначально так назывались противоположные точки на земном шаре). Вот и цирковой антиподист – тоже противоположность, тот, кто делает наоборот.
Другой цирковой термин, в отличие от антиподиста хорошо знаком нам всем – жонглирование. Когда-то жонглером назывался странствующий певец, но сейчас так именуют артиста, который ловко манипулирует какими-то предметами – шарами, булавами или даже кинжалами. Обычно жонглеры проделывают это руками. Но есть особая разновидность жонглеров, которые делают все наоборот – жонглируют ногами. Вот такие жонглеры и называются антиподистами, а их искусство – антиподом.
Когда зародилось это искусство? Очень давно. Например, на древнегреческих вазах встречаются изображения таких артистов, причем – что интересно – показывают подобные номера женщины: стоя на руках, одна артистка ногами жонглирует бубном, а вторая – в таком же положении – удерживает весьма сложную конструкцию: на краю большой амфоры балансирует шар, а на нем помешается кувшин.
Жонглировать ногами, разумеется, сложнее, чем руками, поэтому антиподисты использовали более крупные предметы, чем жонглеры – например, фанерные цилиндры, оклеенные тканью (они называются сигарами), а нередко на арене цирка расставляли мебель, как бы имитируя обстановку комнаты, и антиподист вращал и подбрасывал стулья и табуретки, даже столы.
Искусство антипода может выступать не только как самостоятельный номер, но и органично вливаться в какой-либо номер как элемент. Например, можно сочетать антипод с эквилибристикой, как делала это Виолетта Кисс: артистка удерживала равновесие на одной руке, стоя на голове партнера, артистка вращала древко ногами, а другой рукой крутила кольцо.