Портфолио

Тенгайкина Татьяна Анатольевна

Портфолио педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Портфолио учителя математики72.3 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное образование « Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Усть – Баргузинская сош имени Шелковникова К.М.»

ПОРТФОЛИО

Ф. И. О.: Тенгайкина Татьяна Анатольевна

Должность: учитель математики

Имеющаяся категория: первая

2017 год

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Общие сведения о педагоге …………………………………………………. 3

Раздел 2. Самоанализ и самооценка (рефлексия)

профессиональной деятельности ……..............................................................................4

Раздел 3. Приложения ......................................................................................................14

Раздел 1. Общие сведения о педагоге

Фамилия, имя, отчество: Тенгайкина Татьяна Анатольевна.

Дата рождения: 28 декабря 1972 года.

Образование: высшее педагогическое; Бурятский  государственный педагогический институт им. Д. Банзарова; 1995 год

Квалификация: учитель математики

Специальность: «Учитель математики, информатики и ВТ»

Раздел 2. САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА (рефлексия)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.  Цель политики модернизации образования состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Стратегическая цель государственной политики в области образования: повышение доступности и эффективности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Поэтому целью своей педагогической деятельности я считаю организацию обучения и воспитания ребенка во имя развития его личности. При этом приоритетными выделяю такие направления образования как:

  • гуманизация образования (признание прав ученика на уникальность, активность, внутреннюю свободу);
  • гуманитаризация образования (приобщение ученика к творческой деятельности, вооружение его методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приемы и методы научного познания);
  • информатизация образования (внедрение информационных технологий в обучение).

Достижение поставленной цели я вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путем внедрения современных технологий: личностно-ориентированного и проблемного  обучения; метода проектов; информационно-коммуникационных технологий обучения; здоровьесберегающих технологий. Я считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и является одним из условий достижения нового качества общего образования.

Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитывая это, я пришла к необходимости использования уровневой дифференциации на уроках математики. При этом исхожу из того, что формирование познавательного интереса является сущностью этой технологии.

Необходимость организации дифференцированных форм учебной деятельности учащихся на уроках математики следует из:

  • требований развивающего характера обучения;
  • принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся с целью максимального его развития.

Цели уровневой дифференциации: обеспечение достижения всеми школьниками базового уровня математической подготовки; создание условий для развития учащихся, проявляющих интерес и способности к математике.

Основные принципы уровневой дифференциации: выделение и открытое предъявление учащимся результатов учебных достижений по уровням; открытость заданий и критериев оценивания; формирование опорных знаний и умений; последовательность в продвижении по уровням обучения; позволяющая учитывать индивидуальный темп обучения индивидуализация; добровольность в выборе каждым учеником уровня усвоения учебного материала; соответствие между содержанием, контролем и оценкой.

К положительным результатам уровневой дифференциации я отношу: уменьшение нагрузки на учащихся, которые по каким-либо причинам (социальным, физиологическим) не могут достичь высокого уровня учебных достижений; получение каждым учеником требующегося именно ему нужного содержания обучения математике; отсутствие страха ученика перед оцениванием; комфортное самочувствие сильных и слабых учащихся. 

Всю работу в классе, где обучаются учащиеся с разными способностями, я строю в основном в следующих направлениях:

  • изучение нового материала, имеющее целью изучение и первичное закрепление новых знаний, провожу  в форме уроков-лекций, самостоятельного приобретения новых знаний, работы над сообщениями, презентациями. При этом каждый учащийся изучает материал полностью; но одни ученики воспринимают его полностью, присваивают и делают своими знаниями и опытом, а другие – усваивают лишь необходимую часть, не теряясь в обилии представленной информации.
  • Закрепление знаний, имеющее целью выработку умений по применению знаний, провожу в форме семинаров, консультаций, уроков-практикумов. При этом предлагаю выполнить подготовительные упражнения, упражнения по образцу, прокомментировать задание, самостоятельно выполнить задание с предварительным разбором хода решения, работу по заданному алгоритму, решить задачу с последующей проверкой.
  • На этапе комплексного применения знаний, при выработке умений самостоятельно применять знания в новых условиях, предлагаю учащимся дифференцированные задания, оцененные в баллах в зависимости от уровня сложности («от простого – к сложному»). При этом каждому ученику предоставляется возможность самостоятельно выбрать свой уровень сложности выполняемых заданий, следуя логической последовательности их расположения.
  • При обобщении и систематизации знаний провожу смотры знаний, семинары и т.д. для обобщения единичных знаний в систему.
  • Предварительный контроль, коррекция знаний с целью определения уровня овладения знаниями, умениями и навыками, ликвидации пробелов, решения возникших вопросов проходит в форме тренировочных работ и зачетов. При этом тексты обязательной части аналогичны текстам контрольных работ.
  • Контроль и оценку знаний провожу в форме контрольных работ, тестов, зачетов с дифференцированными заданиями.

Существует много видов зачетов, но наиболее эффективным я считаю открытый тематический зачет. Этот вид зачета проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Работа состоит из двух дополняющих друг друга частей: одна из них содержит задачи, соответствующие обязательным результатам обучения, другая – задачи повышенного уровня сложности. Безусловно, важно, как отмечалось выше, чтобы каждый ученик прошел через проверку достижения обязательных результатов обучения и имел возможность проявить себя на повышенном уровне. Эти уровни, и прежде всего уровень обязательной подготовки, должны быть известны ученикам. Ведь, если цели известны и посильны, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их осуществлению.  Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то зачет подлежит пересдаче, причем ученик может пересдать не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился. Результаты сдачи и пересдачи  зачётов фиксирую на специальном листе учёта, что позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся. При смешанной форме зачета часть учащихся класса можно опросить устно, а остальным предложить выполнить задание письменно и сдать на проверку. За выполнение заданий повышенной сложности ученику выставляется оценка «4» или «5». Таким способом во время зачета я сочетаю проверку обязательных результатов обучения с проверкой на повышенном уровне. Это позволяет объективнее и точнее проводить дифференциацию учащихся, при этом мотивирует учащихся  развивать самоконтроль и позволять корректировать свою учебную траекторию, выводящую их на конечный результат.  В частности, учащиеся, своевременно и успешно сдавшие зачёты, в качестве поощрения самостоятельности получают освобождение от переводных экзаменов (например, для учащихся 7 и 8 классов в нашей школе введены переводные экзамены по геометрии).

При работе с учащимися, испытывающими трудность в обучении, стремлюсь формировать положительное отношение к учению. Для этого использую занимательный материал, касающийся сущности изучаемого, поощряю успехи ребенка, демонстрирую личное расположение, внимание, готовность к оказанию помощи. Для профилактики неуспеваемости целенаправленно расставляю акценты в обучении на различных этапах урока: в процессе контроля за подготовленностью учащихся; при изложении нового материала; в ходе самостоятельной работы. С целью продвижения вперед учащихся с различным уровнем подготовленности применяю следующие формы работы на уроке:
• сочетание теории и практики на каждом уроке (урок делится на две части: первая часть обучение всех, вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учеников и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками). Данная форма работы позволяет организовать индивидуальную и дифференцированную форму работы на уроке, при этом предлагаю учащимся новые виды заданий, постепенно усложняя их;
• индивидуальная работа, где каждому учащемуся предлагается набор заданий, выполнение которых позволяет переходить от наиболее простого материала к более сложному. Обычно такие задания я предлагаю как обучающие работы.
Большое  значение на своих уроках придаю организации атмосферы доброжелательности и устремленности. Так в 5 классе стараюсь чаще проводить диктанты с взаимопроверкой по вариантам. Домашнее задание по теоретической части темы задаю в виде кроссвордов, мини-сочинений, заданий на составление задач, что способствует развитию творческой активности. Работая 5-6 классах, стараюсь научить ребят самостоятельно работать с учебником, выработать умение выделять главное из прочитанного и составлять смысловой конспект по заданной теме. Многие учащиеся, не активные ранее на уроках, начинают выступать со своими работами перед одноклассниками, появляется интерес к предмету. На моих уроках присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.
При создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности по его развитию у школьников достигается более высокий уровень познавательного интереса, что ведет за собой качественный рост результатов обучения. Результаты  исследования, проведенные в 5Г и 8А классах, показали наличие устойчивого интереса к математике, при этом  на первое место учащиеся поставили то, что предмет занимательный и его нужно знать всем, а также им нравится, как преподает учитель.

Люблю предмет потому, что

5Г класс (2016г.)

8А класс (2016г.)

алгебра

геометрия

Данный предмет интересен

85%

70%

68%

Нравится, как преподает учитель

90%

80%

80%

Предмет нужно знать всем

80%

76%

60%

Предмет нужен для будущей профессии

65%

60%

50%

Хорошие взаимоотношения с учителем

90%

87%

85%

Учитель интересно объясняет

85%

80%

80%

Таким образом, внедрение новых педагогических технологий позволило коренным образом изменить технологию получения новых знаний, что повысило мотивацию и качество образования учащихся. За последние три года наблюдается позитивная динамика учебных достижений моих учеников. Неуспевающих учащихся по математике в эти годы  не было.

Наличие позитивной динамики успеваемости и качества знаний учащихся (средний балл, полученный учащимися по предмету):

Учебные годы

Предмет

Математика(6Б)

Математика(10)

Математика(5В)

Математика(8В)

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

2011-2012

100%

14%

3,18

100%

56%

3,29

2012-2013

100%

33%

3,38

100%

56%

3.48

2013-2014

100%

39%

3,39

100%

25%

3,42

2014-2015

100%

39%

3,40

100%

37%

3,48

100%

43%

3,52

2015-2016

100%

37%

3,52

100%

50%

3,64

Среди всех выпускников школы в 2012 году лучший результат показали: Вильмова Екатерина – 77 баллов (серебряная медаль), в 2013 году – Серебренников Андрей – 81 балл (золотая медаль).

Одна из наиболее важных задач, которая стоит передо мной, как перед учителем предметником: создавать на уроках условия для формирования у учеников приёмов учебной деятельности; добиваться включенности каждого ученика в активную учебную деятельность как на уроке, так и вне его. Решить эту задачу помогает включение в учебный процесс информационных компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий на уроках даёт возможность более наглядного представления изучаемого материала, позволяет оперативно проверять уровень усвоения учащимися программного материала. Применение данных технологий на уроках отражает дух современности, в связи с чем, всё происходящее на уроке воспринимается учащимися по-другому: с большим интересом, что в конечном итоге положительно сказывается на уровне их успеваемости. Компьютер может выступать в роли источника учебной
математической информации, мультимедийного наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля. В связи с этим ИКТ можно использовать на различных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, обобщении и систематизации, а так же в домашних заданиях и внеклассной работе. Применение компьютерной техники делает урок нетрадиционным,
ярким, насыщенным. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.
Компьютерная презентация может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику.  При подготовке к урокам ребята сами готовят презентации по истории математики, находят необходимую информацию. В ходе урока с помощью ПК имеется возможность проводить онлайн-тестирование по определенным темам или по вариантам ОГЭ (ЕГЭ).

Не менее важной задачей для себя я считаю применять формы и методы преподавания, призванные снизить уровень тревожности у детей, особенно в сложные для них периоды. При переходе из начальной ступени обучения в среднюю младшему школьнику приспосабливаться к требованиям уже не 2-3 педагогов, а значительно большего количества. При разделении в 7 классе предмета «Математика» на два, как воспринимают школьники, разных (а соответственно «новых») предмета: «Алгебра» и «Геометрия». (http://nsportal.ru/user/74423/page/moi-dostizheniya)

Одновременно с широким применением информационно-коммуникационных технологий, в мире, обильно наполненном информацией  и средствами для общения (телефон, интернет) современный подросток подчас не умеет правильно построить свою речь. Но от того, насколько будет сформирована речь школьника, зависит успешность усвоения им материала, степень общего развития. Математика является одним из основных предметов, в процессе обучения которому решаются такие задачи, как повышение общего уровня развития учащихся, их познавательной деятельности и личностных качеств. В процессе обучения математике учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи, выполнении арифметических действий или  заданий по геометрии. Я считаю, что уроки математики должны способствовать развитию речи обучаемого не в меньшей степени, чем уроки русского языка и литературы. Я активно использую на уроках в 5-6 классах материал в учебниках математики для 5 и 6 классов авторов Н.Я.Виленкина и др. введенный в   постоянный раздел «Говори правильно». Важным аспектом культуры мышления и речи является овладение компьютерной грамотой. Эта социальная задача не может быть решена лишь введением в старших классах специальных уроков информатики и вычислительной техники. Для приобретения подлинной действенной компьютерной грамотности необходима определённая психологическая, в частности интеллектуальная и речевая подготовка, которая включает развитие чувства точности языка как адекватного выражения мысли, чувства экономности и информативности речи, формирование умений выражать мысли логично и последовательно, в чёткой недвусмысленной форме. Но если с пониманием и умением объяснить значение математических терминов, усвоением их правильного написания и формированием умений составлять содержательное связное высказывание дела обстоят в некоторой степени хорошо, то значительно сложнее протекает процесс овладения учащимися синтаксической стороной речи. Наиболее существенными, на мой взгляд, являются: малая распространенность предложений; пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения фразы; нарушение порядка слов. Исходя их этого, на своих уроках я продолжаю формирование культуры математической речи с целью устранения таких речевых недостатков, как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.д. При этом лишь уроками я стараюсь не ограничиваться, привлекаю все возможности: внеклассную работу, классные часы, мероприятия предметной недели и др. В рамках Недели математики мною был переработан и проведен математический КВН для учащихся 10-11 классов, одной из целей  которого было показать связь между математикой и лирикой. (приложение 3.2)

Неотъемлемой частью моей педагогической деятельности является классное руководство. Целью воспитательной работы школы является формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности; развитие способностей каждого ребёнка. Свою задачу я вижу в формировании у учащихся чувства ответственности, самостоятельности, инициативы; работе по охране детства, опекаемыми и другими социально незащищенными категориями детей.

Класс, в котором я четвертый год являюсь классным руководителем, довольно сложный и неоднородный по составу (приложение). Учащиеся, к сожалению, имеют низкую учебную мотивацию в силу различных причин социального и физиологического характера. Тем не менее, мне удалось вовлечь ребят в работу над проектом «Мое здоровье» (http://nsportal.ru/user/74423/page/moi-dostizheniya). Большое внимание я уделяю созданию благоприятной психологической атмосферы в ученическом коллективе. Сплочению классного коллектива способствуют совместные мероприятия, где учащиеся сопереживают и поддерживают своих одноклассников, общение в неформальной обстановке: чаепитиях, во время игры на переменах, при подготовке к различным мероприятиям и конкурсам. Чтобы правильно проводить работу по профилактике употребления алкоголя и ПАВ я принимала участие в семинарах, организованных специалистами Республиканского наркологического диспансера.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются "провалы" и "сомнительные места" (те части материала, которые ни один из партнеров не может воспроизвести). В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познать самого себя.

Сотрудничество рассматривается психологией как особая форма человеческих взаимодействий, требующая учета многих факторов (уровня сплоченности коллектива, наличия действенной обратной связи, реакции на конфликтные ситуации, готовности к взаимообмену, взаимопомощи и т.д.). Именно поэтому в воспитательной работе я  применяю интерактивную технологию. В частности, на ней построена моя система работы по Конвенции прав ребенка: классные часы, на которых организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.  Привлекаю детей к разработке различных проектов с последующей их реализацией. Одним из таких проектов является пришкольный учебно-опытнический участок «Школьный сад». Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала позволяет каждому из ребят вносить в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. 

В результате совместной деятельности классный коллектив имеет следующие результаты: ребята перестали пропускать уроки без уважительных причин; число курящих в классе сократилось с 3 до 1; из победителей конкурсов болельщиков девочки и мальчики становятся участниками соревнований и даже призерами.

Исходя из анализа работы, в своей дальнейшей педагогической деятельности ставлю следующие перед собой следующие задачи: продолжить активно внедрять в практику своей деятельности инновационные способы, формы и технологии обучения, ориентированные на формирование у учащихся прочных базовых знаний по математике; выстроить систему формирования у учащихся ключевых компетенций; создавать условия для получения полноценного образования в соответствии со способностями, индивидуальными склонностями и потребностями каждого учащегося; применять здоровьесберегающие технологии на всех видах занятий; также в  дальнейшем я планирую продолжить работу по накоплению материала, который будет помогать мне использовать информационно – коммуникационные технологии в учебном процессе для развития грамотной математической речи учащихся.

Раздел 3. Приложения

3.1

Самоанализ

урока алгебры в 9 классе

«Статистическое определение вероятности»

учителя математики Тенгайкиной Татьяны Анатольевны

Общие сведения:

Урок алгебры проведен в 9 классе на тему:  «Статистическое определение вероятности». Одна из  тем 9 класса, задания которой включены в ОГЭ. По программе запланировано 6 часов, а данный урок был третьим по плану.

Класс организован, дисциплинирован.

На уроке присутствовало 24 человека. Из них 60 % с достаточным уровнем, 20% с высоким.

На уроке решались следующие задачи:

- образовательная: дать определение частоты и вероятности случайного события, ознакомить с формулой вероятности события, научить понимать вероятностный характер случайного события;

- развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, логическое мышление,

                             математическую речь;

- воспитательная: воспитывать познавательный интерес, формировать устойчивые положительные

                            мотивы.

Оборудование урока:

- проектор;

- мультимедийный экран;

- электронная презентация с необходимыми заданиями;

- карточки с заданиями.

Содержание урока

 Соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствовало формированию умения решать задачи на нахождение вероятности события. Содержание урока способствовало развитию аналитического мышления.

Тип и структура урока:

Тип урока - комбинированный

Для достижения  целей весь материал был разделен на три блока:

 Что знаем?   Что хотим знать?  Что узнали?

Знания подлежат прочному усвоению, их объем заложен в программе  и они должны быть усвоены каждым учеником. Материал, близко примыкающий к основному, который расширяет и углубляет его и одновременно закладывает основу для дальнейшего изучения .

Целостность знаний способствует общему развитию ученика.

В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:

1.    Организационный  момент.

2.    Актуализация знаний: повторение, проверочная работа (с проверкой в классе)

  1. Постановка учебной задачи.
  2. Открытие детьми нового знания.
  3. Первичное закрепление (с комментированием).
  4. Решение тренировочных упражнений.
  5. Первичное закрепление: самостоятельная работа обучающего характера.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

Все структурные элементы урока были выдержаны. Организация учебного процесса построена  деятельностным методом.

Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверила на перемене готовность класса и оборудование к уроку; этим добилась полной готовности класса и оборудования к уроку.

На втором этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся.

На третьем этапе для создания проблемной ситуации был поставлен вопрос,  который вызвал  у детей интерес, удивление, напомнило им уже известное. Само задание не вызвало затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск вычислительного навыка.

На четвертом этапе новое знание получено детьми в результате их самостоятельного исследования, проведенного под руководством учителя. Таким образом,  постановка учебной задачи  обеспечила мотивацию понятия.

На следующем  этапе в процессе первичного закрепления примеры решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они своими словами выражали суть выполняемых преобразований.

Этап обучающей самостоятельной работы показал, что каждый ребенок  смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли запись, решение. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться что вычислительный прием им освоен, о чем свидетельствовали результаты их самооценки.

Решение тренировочных упражнений позволило закрепить новые знания и оценить степень усвоения материала.

Еще в XVII веке математик Блез Паскаль говорил: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». Поэтому старалась в уроке использовать  ситуации из жизни, ссылку на жизненный опыт учащихся.

Например, элемент опыта «Выбор перчаток», ситуация успеха при самооценке -  создал положительный эмоциональный фон, способствующий развитию у детей интереса к уроку математики, формировал устойчивые положительные мотивы.

На уроке был использован дифференцированный подход к учащимся при  проведении самостоятельной работы, при решении задач  на повторение, а также в выборе домашнего задания.

Контроль усвоения материала осуществлялся в форме самоконтроля, обратной связи, проверки тетрадей.

Реализация принципов обучения:

-  принцип научности содержания учебного материала – содержание обучения знакомило учащихся  

   существующими способами решения задач;

-  принцип систематичности и последовательности в овладении нового материала – опора на прочно

     усвоенные определения и понятия;

-  принцип доступности  обучения заключался в том, что для учащихся для начала предлагались не сложные

   задания;

-  принцип учета индивидуальных особенностей учащихся заключался в том, что выполняют домашнее

   задание, соответствующие уровню их учебных возможностей, причем они сами оценивают свои

   способности;

- принцип прочности – связь материала с ранее усвоенным обеспечивает прочность знаний;

- принцип наглядности.

Методы обучения

Соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:

- словесные  (рассказ, эвристическая беседа );

- наглядные  (демонстрация );

- практические (решение задач)

по уровню самостоятельности учащихся:

проблемно – поисковые, репродуктивные,

по аспекту мышления:

продуктивные ( самостоятельное решение задач),

по логическому аспекту:

- дедуктивные.

Общие результаты урока:

План урока выполнен, цели реализованы: учащиеся научились  решать задачи, сводящиеся к применению определения вероятности.  Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, дифференцировано, дано с комментарием.

Недостатком  проведения урока, считаю:

- нерациональное использование времени при проверке домашнего задания;

- недостаточно использовано текущее оценивание.

3.2       Математический  КВН для 10-11 классов

Цель мероприятия: способствовать проявлению индивидуальных способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности, прививать интерес к математике, показать учащимся связь между математикой и лирикой.

Задачи:

1.Обучающая (дидактическая): в увлекательной форме игровой форме углубить знания по математике, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.

2. Развивающая: развивать интуицию, эрудицию, расширить кругозор учащихся, интерес к математике.

3. Воспитательная: воспитывать культуру общения, культуру математического мышления.

Форма проведения: КВН.

Плакаты для оформления зала:  стенные газеты, высказывания о математике.

  1. Звучит тихая спокойная музыка. Под музыку читаются стихи:

- Когда полюбишь формул сочетанье,

Сухие цифры сразу оживут.

В них музыка, романтика. Дерзанье,

Народов опыт и упорный труд.

И откровеньем станет теорема

Светло и ясно открывая даль

И каждая задача, как поэма,

Которой сердце отдавать не жаль.

(под музыку «Дважды два четыре» на сцену поднимаются команды, участницы игры)

Ведущий: Сегодняшнюю встречу судит очень компетентное жюри в составе:

Председатель: человек, который не имеет никакого отношения к математике, а потому будет очень объективен к участникам, и к тому же обладает самым громким голосом среди учителей, очень тонким юмором и большой популярностью у старшеклассников: ___________________________________________________________________________

Ведущий: Члены жюри: классные дамы, крупные авторитеты в сфере воспитания молодого поколения; люди, имеющие косвенное отношение к математике, но прямое к участникам КВН: _____________________________________________________________________________

Ведущий: И, наконец, люди, имеющие самое прямое отношение к математике и информатике: призеры и дипломанты всяческих олимпиад и конкурсов, научно-технических конференций: _____________________________________________________________________________

Ведущий: Сегодня в нашем клубе веселых и находчивых встречаются две сборные команды 10-11  классов. О себе они расскажут сами.

Чтоб нам КВН не нарушать порядок,

Приветствия ваши мы выслушать рады!

- Приглашаем команду 11 классов.

- Приглашаем команду 10 классов.

(Пока жюри оценивает выступления команд, вокальная группа девушек 10 классов исполняет песню «Математика моя»:

Плюсик ты мой,я –твой минус,

Косинус ты, я твой синус,

Ты аксиома, я – теорема,

Следствие ты, а я – лемма.

Ма-те-ма-ти-ка моя…

Припев:

Я ночами плохо сплю,

Математику я так люблю, математику я так давно люблю, давно люблю.

Я и днем теперь не сплю, я и вечером не сплю,

Всё учу, учу, учу, учу, учу.

Знание ты, я – шпаргалка,

Если ты нуль, no я – палка.

Ты ордината, то я – абсцисса,

Ты уголок, я – биссектриса.

 Ма-те-ма-ти-ка моя…

Припев.

Частное ты, я – делитель,

Ты знаменатель, я – числитель,

Ты мой кружок, я – твой сектор,

Ты модуль мой, я – твой вектор.

Ма-те-ма-ти-ка моя…)

Ведущий: Чтобы все в КВНе прошло без заминки,

                   Его мы начнем…

                   Ну, конечно, с разминки!

На обдумывание ответа 30 секунд. Итак, вопросы для команды ______________________________:

  1. 1 процент от 1 тысячи рублей? (10 рублей)
  2. Единица скорости на море. (узел)
  3. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да)
  4. Чему равен 1 пуд? (16 кг)
  5. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Франсуа Виет)
  6. Наименьшее натуральное число? (1)
  7. Периметр квадрата – 20 см. Чему равна его площадь? (25 кв.см.)
  8. Как найти неизвестное делимое? (частное умножить на делитель)
  9. Как называется вторая координата точки? (ордината)
  10. Как называется отрезок, соединяющий две любые точки окружности? (хорда)

Вопросы для команды ______________________________________________

  1. Как называется сотая часть числа? (процент)
  2. Как найти неизвестный множитель? (произведение разделить на известный множитель)
  3. Назовите единицу массы драгоценных камней. (карат)
  4. Имя первой женщины-математика. (Софья Васильевна Ковалевская)
  5. Назовите наибольшее целое отрицательное число. (-1)
  6. Площадь квадрата 49 кв.см. Чему равен его периметр? (28 см)
  7. Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (планиметрия)
  8. Разделите 100 на половину. (200)
  9. Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? (не всегда)
  10.  Как называется первая координата точки? (абсцисса)

Жюри подводит итоги первых двух конкурсов.

(Звучит тихая музыка, ученик читает стихотворение.

Лебеди.

Я чуть не плакал. Не было удачи!

Задача не решалась – хоть убей.

Условье было трудным у задачи.

Дано: «Летела стая лебедей…»

Я щёку грустно подперев  рукою,

Делил, слагал – не шли дела на лад!

Но лишь глаза усталые закрою,

Я видел ясно: вот они – летят…

Они летят под облачною гущей

С закатом, догорающим на них.

Закинул шею тонкую ведущий

Назад и окликает их.

Они на миг спускаются напиться

В лесок к озёрцам и опять летят,

Победно распластавшиеся птицы,

Подбадривая лёгких лебедят.

Простор небес  они крылами били,

Снегам вершин и облакам сродни…

Никто представить бы не мог, что были

Из школьного задачника они.

Ведущий: Сейчас вам предлагается решить задачи. Но будет оцениваться не только правильный ответ, но и артистизм, с которым вы должны будете показать решение этой задачи.

(Тексты задач на карточках с театральными масками.

  1. Летела стая гусей, а навстречу им летит один гусь и говорит: «Здравствуйте, сто гусей!» Вожак стаи отвечает ему: «Нет, нас
    не сто гусей! Вот, если бы нас было столько, сколько есть, да еще столько, да еще полстолька, де еще четверть столька, да ты,
    гусь, с нами, вот тогда нас было бы сто гусей, а так…» Сколько же гусей было в стае?
     

Решение
Пусть «четверть столько» составляет одну часть, тогда «полстолька» — 2 части, а «столько» — 4 части. Тогда «столько, сколько
есть, да еще столько, да еще полстолька, да еще четверть столька» — составит 4+4+2+1=11 частей, но это же количество
составляют 99 (т.е. 100 - 1) гусей. Значит, одна часть — 9 гусей, а всего в стае было 4 части, т.е. 36 гусей.
 

  1.  Лодочнику нужно перевезти по одному на другой берег реки волка, козу и капусту, но при этом волк не должен съесть козу, а
    коза - капусту.
    Решение элементарное, но нужно сообразить, что может понадобиться обратный перевоз. Отвезли козу, приехали за капустой (или
    волком). Перевезли капусту (или волка), а козу забрали назад. Оставляем козу, берем капусту (или волка) и перевозим. Затем
    едем за козой. Задача решена.)

Пока команды решают задачи, проводится игра с болельщиками.

Предлагаем вам ответить на вопросы и за верный ответ получить сладкий приз.

  1. Назовите имена трех поросят из сказки «Три поросенка» (Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Hуф)
  2. Как звали трех толстяков из сказки Олеши «Три толстяка» (у них не было имен)
  3. Назовите имена трех мушкетеров из романа А.Дюма «Три мушкетера» (Атос, Портос, Арамис). А как звали их слуг? (Гримо, Мушкетон, Базен)
  4. Как звали трех былинных героев на картине художника Васнецова «Три богатыря»? (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец)
  5. Имена трех медведей из сказки Льва Толстого «Три медведя»? (Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка)

Выступление команд. Каждая команда объясняет и показывает свое решение.  

Ведущий: Приглашаем показать решение своей задачи команду ___________________________.

Спасибо, а теперь свое решение покажет команда __________________________________.

Ведущий: Нелегкий вопрос-то!

                   Считай по уму!

                   Всё сложно и просто: решать одному!

Конечно же, в КВНе нельзя обойтись без конкурса капитанов.

Приглашаем капитанов обеих команд на сцену. Объясню условия конкурса: один из капитанов остается на сцене, другой покидает зал. Первый отвечает на предлагаемые вопросы, затем на те же вопросы отвечает другой.

Вопросы для капитанов:

  1. В каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине? (прямоугольном)
  2. Число десятков в тысяче. (100)
  3. Математическое предложение, не требующее доказательства. (аксиома)
  4. Сумма длин сторон многоугольника. (периметр)
  5.  В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании? (100)
  6. Дробь, меньшая единицы. (правильная)
  7. НОД взаимно простых чисел равен…(1)
  8. Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом»? (180°)
  9. Сумма противоположных чисел равна (0)
  10. Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут? (30°)
  11. Модуль нуля? (0)
  12. Сколько углов останется у ромба, если один отрезать? (5)
  13. Какую часть числа составляют 25% (четвертую)
  14. Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа?(0)
  15. Угол в 1° рассматривают в лупу, дающую трех кратное увеличение. Какой величины окажется угол? (1°)

(Звучит тихая музыка, ученик читает стихотворение.

1.Если Таня плюс Гена,

И Валера плюс Лена

Вместе учат уроки,

Вместе ходят в кино,

Эта новость по классу

Разлетается сразу,

В арифметике этой

Сразу все решено.

2.И для нас нет секрета

Арифметику эту

Со времен Пифагора

Знали в школе любой.

Имена плюсовали,

И сердца рисовали,

И всегда в результате

Получалась любовь.

3.В этой формуле древней

Чья-то первая ревность,

Чья-то первая радость,

Чьи-то шутки и смех.

Если мамы и папы

Вспомнят школьные парты –

Улыбнутся и скажут:

Так бывает у всех.

4.Удивляться не надо,

Что два имени рядом

На доске и в тетради

Появляются вновь.

Что из этого выйдет,

Только время увидит,

А пока в результате

Получилась любовь.

Подтверждая такой результат,

Как на крыльях записки летят,

Телефонные трубки вздыхают,

Телефонные трубки молчат.

Жюри объявляют итоги за предыдущие конкурсы

Ведущий: Как сказал Гёте «Математики – своего рода французы: когда говоришь с ними, они переводят твои слова на свой язык, и вот сразу получается нечто иное».

Ведущий: Следующее задание заключается вот в чем: вам нужно написать письмо своей возлюбленной, используя математические термины. Начать его можно так: «Здравствуй, Центр моего внимания!»

(Команды получают листы бумаги и ручки и уходят писать письма)  

Ведущий: Но не все сыты любовью. Для некоторых нужна и не менее важна не только духовная пища. И потому они отправляются на рыбалку.

Приглашаем по одному человеку от команд болельщиков – ловить рыбу. Команда, за которую выступает болельщик, получает балл в случае правильного ответа, а болельщик – сладкий приз.

(Задачи записаны на «рыбках», которые прикреплены к «озерку» - доске)

Задачи (Г.Остер «Задачник»)

  1. Мальчик пишет на заборе неприличное слово из пятнадцати букв. На каждые три буквы мальчик тратит по 62 см длины забора. Поместится ли на заборе неприличное слово, если длина забора 3м 16см? (Да, 310см)
  2. Десятилетний мальчик постригся наголо, поглядел в зеркало и твердо решил больше никогда не стричься. Волосы у него растут с постоянной скоростью 1см в месяц. Какова будет длина его волос к пятидесяти годам, если, конечно, он к этому возрасту не облысеет как коленка? (4м 80см)
  3. В бублике 1 дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях? (на 17 дырок)
  4. Когда младенца Кузю поцарапала кошка, он орал 5 минут, когда его укусила оса, он орал на 3 минуты больше. Но когда собственная мать набросилась на него и начала мыть, Кузя орал в два раза дольше, чем после укуса осы. Мама мыла Кузю 9 минут. Сколько минут орал уже вымытый Кузя? (16 минут всего, 7 минут орал уже вымытый)
  5. Вовочка твердо решил стукнуть старшеклассника Егора по лбу доской прямоугольной формы, ширина которой 15см, а длина 60см. подойдет ли для этого доска прямоугольной формы, ширина которой 15см, а площадь 900 кв.см? (Да)
  6. На завтрак страдающий запором динозавр съел 2 тонны травы. На обед он съел 4 тонны, а на ужин его самого съел тираннозавр. Сколько весил динозавр, если тираннозавр после ужина поправился на 23 тонны? (17 тонн)
  7. Кощей Бессмертный, Баба Яга и Змей Горыныч обменяли 2 вагона клюквы на 3 вагона жвачки. Общий вес клюквы, уехавшей в 2 вагонах, на 15 тонн меньше общего веса приехавшей в 3 вагонах жвачки. Сколько тонн клюквы уехало и сколько тонн жвачки приехало, если в каждом из вагонов одинаковое количество тонн клюквы или жвачки? (30 тонн клюквы и 45 тонн жвачки)
  8. В поисках Царевны Лягушки Иван Царевич обследовал 4 болота. На каждом болоте было по 250 кочек, а на каждой кочке сидело по 9 лягушек. Сколько лягушек перецеловал Иван Царевич в поисках невесты? (9000)
  9. На педсовет собрались 40 строгих учительниц и все по очереди стали ругать одного печального пятиклассника. Каждая учительница ругала беднягу по 12 минут. Сколько часов ругали  печального пятиклассника? (8 часов)

Ведущий: Приглашаем наших Ромео зачитать письма своим Джульеттам.

(математики и лирики зачитывают письма своим возлюбленным)

Ведущий: Кто ничего не замечает,

                   Тот ничего не изучает.

                    Кто ничего не изучает –

                    Тот вечно хнычет и скучает.

А теперь последний традиционный конкурс – домашнее задание. Приглашаем команду ____________________________________________.

Заключительное слово предоставим команде _______________________________________.

Ведущий: А пока жюри подводит окончательные итоги нашей встречи, предлагаем вашему вниманию частушки.

(вокальная группа девушек исполняет частушки)

Слово жюри.

Награждение. Слова благодарности всем.

3.3                                    Анализ воспитательной работы

http://nsportal.ru/user/74423/page/moi-dostizheniya