Моя педагогическая философия

Бруева Елена Николаевна

Моя педагогическая философия

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                         

 

Однажды я приняла решение стать учителем. Не могу сказать, что оно было до конца осознанным. Просто для сельской девчонки, закончившей школу с серебряной медалью, в конце 80-х выбор один – областной пединститут. Пять  студенческих лет и кратковременная практика, конечно же, не дали полного представления о труде учителя. Только с годами пришло понимание, от чего зависит профессиональное самоопределение педагога.

          Я вспоминаю, как в первый год работы в школе поведала Лидии Фёдоровне Алдошиной, своему завучу, что ребята в моём классе ничего не хотят, всё им неинтересно. «Знаешь что, - сказала она, - ты заинтересуй их собой. Они пойдут за тобой хоть на край света, если почувствуют в тебе человека!». После этих слов всё, что я сделала за этот год, что ещё вчера казалось мне значимым, стало мелким, не заслуживающим внимания. А слова опытного наставника не просто запали в душу, а стали моим педагогическим кредо.

           Работая в школе, видишь всякое: и угасание интереса к учению у детей, и нарочитое принижение авторитета учителя, и негатив со стороны родителей, и нежелание молодых идти работать в школу, потому что непрестижно. Кризис во всём, и в школе тоже, ибо она есть общество в миниатюре, развивающееся по тем же законам.

          Преодоление противоречий – это одна из сторон учительского труда.

Урок провалился, но учитель состоялся – в нашем деле бывает и такое. Прекрасно, когда труд даёт результаты, и есть осознание того, что ты реализуешь себя. Учитель должен прожить учительские годы не только для детей, но и  для себя. 

         Помимо хорошего знания своего предмета и методики его преподавания педагог обязан соизмерять свои  слова и поступки с нравственными нормами.

           В каждой профессии есть свои «нельзя» в сфере нравственности. Нельзя быть корыстным, трусливым, слабым в своём деле. Нельзя оставаться робким, если приходится защищать своих учеников.

          А что «можно»? Можно, на  мой взгляд, развивать собственные таланты и дарования, быть «продвинутым» (так говорят мои сегодняшние ученики) и по-настоящему интеллигентным.

          Наши ученики, даже самые взрослые, всегда хотят быть похожими на того учителя, которого они любят. Обаяние педагога – это тоже средство педагогического воздействия. И хорошее средство! Дистанция между учеником и учителем нужна. Но это не стена, а ступенька, на которую ученики должны с нашей помощью подняться.

          Всякий, кто когда-то работал в школе и вдруг оставил её, зачастую объясняет свой поступок тем, что «перерос». Это лукавство. Школу перерасти нельзя. Школа не просто работа. Это образ жизни. Здесь посредственность (даже очень важную и строгую) разгадают не за месяцы, а буквально за минуту. Просто так школа никого не держит: она или привязывает, или выбрасывает.        

           Есть удивительная притча о каменщиках, которые работали рядом. Один, отвечая на вопрос, что он делает, отвечал, что везёт тачку с камнями, другой – что строит Шартский собор. Так будем и мы учиться видеть за камнями – собор невиданной красоты, а за каждым днём, проведенном у классной доски, прекрасное будущее наших учеников, надежду России.