Внутренний и внешний облик педагога

Бруева Елена Николаевна

Внешний и внутренний

облик педагога

 

 

                                выступление

                              на заседании педагогического совета

                                               

 

 

                                        

 

                              

 

2013 г.

Когда речь заходит об облике учителя, на память немедленно приходит чеховская фраза о том, что в человеке (читай  -  в учителе) всё должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли.

         Каждая профессия требует набора определённых способностей. Чем продолжительнее занимается человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нём профессиональный отпечаток. И лучше, когда этот отпечаток говорит о высокой самооценке и уверенности в себе, а не об эмоциональном выгорании и нервном истощении. Крылатую фразу древнегреческого философа Ксенофонта: «Никто не может научиться у человека, который не нравится», можно считать первой ласточкой в направлении изучения имиджа.

         Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня и в научной литературе, и в обывательской среде, т.е. в быту, нашими учениками и их родителями. Учитель часто воспринимается окружающими как лицо учебного заведения, поэтому позитивный имидж педагога является важной составляющей всего образовательного учреждения, гарантом его конкурентоспособности в современном обществе.

         Педагогический имидж – это представление о педагоге, сформировавшееся в сознании людей в результате прямого восприятия тех или иных характеристик объекта, либо косвенно, через мнение других людей, и влияющее на их мнение, поведение или действие по отношению к данному объекту. В нашем обществе, к сожалению, искусственно создан стереотип школьного учителя: женщина бальзаковского возраста с неудавшейся личной жизнью, в пропахшей нафталином одежде, не умеющая пользоваться современной техникой и, как следствие всего этого, выливающая на бедных учеников свою желчь и  раздражение. И нам поневоле приходится преодолевать подобные мнения.

         Имидж – это всегда единство внешнего и внутреннего. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу  голоса, одежду, манеры, походку. Внутренняя составляющая  - это внутренний мир человека, представление о её нравственных и психологических качествах, обо всём, что относится к душе и разуму.

         Итак, поговорим о внешней составляющей имиджа учителя. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя. Учитель своим внешним видом должен располагать к себе и детей, и взрослых. Дети учатся и взрослых, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В нашей практике часто приходится наблюдать ситуации, когда ученики говорят учителю, что ему очень к лицу новый костюм, или что у него сегодня красивая причёска, модный макияж. И, наоборот, свою неприязнь к учителю родители и ученики иногда объясняют неаккуратным внешним видом педагога. Это означает, что требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж, а значит – добиться профессионально успеха. Чтобы избежать недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая требования моды со своим личным вкусом, следует соблюдать такое правило: если быть одетым слишком модно – признак дурного тона, а отставать от моды недопустимо, - следовательно, надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет подчёркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свои профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

         Учитель, работающий над собственным имиджем, обязательно скорректирует и свои цветовые предпочтения в одежде. Нужно учитывать тот факт, что цвет не только вызывает соответствующую реакцию окружающих, но и определённым образом формирует его эмоции и характер. Так, красный цвет, нужно носить тогда, когда ситуация требует создания непререкаемого авторитета, например, первое родительское собрание или важное выступление. Создать благоприятную обстановку и снять нервозность при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении открытых уроков поможет оранжевый цвет. Жёлтый повышает концентрацию внимания, улучшает память и настроение, а вот любимый всеми учителями зелёный цвет при всех его положительных качествах лишает обладателя права на эмоции и чувства, поэтому, его нужно использовать дозировано. Розовый цвет необходим при работе с маленькими детьми, поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы. Голубой будет необходим учителю в конфликтных ситуациях, когда требуется дипломатия и рациональный подход к решению проблемы. Фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач, и эту особенность нужно учесть при оформлении интерьера класса. Не рекомендуется часто использовать в одежде чёрный цвет, так как он способен настроить на уныние и меланхолию.

         Несомненно, безупречный внешний вид – первый шаг к завоеванию авторитета. Встречают-то ведь по одёжке. Тема эта деликатная, потому что тесно связана с материальным достатком учителя. Но далеко не всё в стиле одежды определяется величиной кошелька. Как свидетельствуют современники, А.А.Ахматова, оказавшись в отчаянном материальном положении, принимая дома гостей, и  в халате выглядела королевой.

         Теперь о внутренней составляющей имиджа современного педагога. Исследования показывают, что имидж «хорошего» учителя в восприятии учащихся и родителей связан с такими качествами как интерес к любовь к воспитанникам, справедливость, общительность, уравновешенность, требовательности, организаторские способности, эрудиция. Манера держаться, разговаривать является мощным средством выстраивания отношений с людьми и приобщения детей к правилам поведения. Учителю необходимо помнить: его доброжелательность, искренность, естественность, открытость, тактичность, уверенность, чувство юмора будет принято как образец правильного общения с окружающими. Кроме того, от тона  педагога зависит работоспособность, внутреннее состояние и поведение учащихся.

         Обаяние формирует позитивное отношение, делает общение лёгким и приятным. Дети интуитивно понимают личностные особенности каждого учителя, его желание умение работать с ними. А вот неумение или нежелание скрыть своё необъективное отношение к ребёнку мешает установлению с ним добрых отношений, созданию благоприятных отношений для усвоения знаний, что ведёт к неприятию не только самого учителя, но и предмета.

          Не менее важным составляющим имиджа учителя является его профессиональная компетентность, выражающаяся в единстве его  теоретической подготовленности и практической деятельности. Здесь можно говорить о гибкости профессионализма, так как учитель, желает он того или нет, должен уметь работать в меняющихся современных условиях, соответствовать существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

         Самообразование – немаловажная составляющая имиджа педагога. Уча других, учишься сам. Желание и готовность учиться всю жизнь и совершенствовать своё мастерство должны сформироваться уже на студенческой скамье. А придя в школу, учитель должен  не просто выдавать новую информацию. Заинтересованность педагога, его положительное отношение, любовь к своему предмету способно захватить учеников, заставить их с нетерпением ждать следующий урок, идти на сотрудничество с учителем.

         Формирование позитивного имиджа – трудоёмкий процесс, требующий систематической работы над собой, над своими не только профессиональными, но и личными проблемами, так как от успешности их решения зависит вся педагогическая деятельность. Каждый отдельный учитель не должен допускать ни в своём внешнем виде, ни в поведении портящие его репутацию ошибки.

                   Несколько моментов из опыта работы. В настоящее время я являюсь классным руководителем 9 «А» класса. Вот уже на протяжении нескольких лет я ежедневно встречаюсь с этими интересными, общительными, весёлыми детьми и каждый раз открываю для себя что-то новое в них. Конечно, они разные, но моё поведение и  отношение к ним должны быть одинаковыми. Поэтому в своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил, которые, на мой взгляд, могут помочь сформировать имидж классного руководителя.

1.     Заходи в класс с улыбкой. У нас не всегда радужное настроение. Бывает так, что его испортили или домашние неприятности, или ученики на предыдущем уроке, или просто кто-то, не подумав, сказал обидное слово. Всё это я стараюсь забыть и не показывать детям плохое расположение духа. Приятно видеть улыбки и слышать радостные приветствия при встрече с учениками.

2.     Дай каждому шанс исправиться. Этого правила я стала придерживаться, когда начала работать в своём классе. Я считаю, что к родителям надо обращаться в последнюю очередь, когда не помогают беседы с детьми. Сейчас учащиеся моего класса достаточно взрослые и они знают: я всегда дам возможность исправить отметки, поведение, но, если они этого не сделают, обязательно поговорю с родителями.

3.     Умей радоваться успехам, делить неудачи, вселять уверенность. Я стараюсь быть  с детьми на всех школьных мероприятиях, болею за них и всегда, даже если они проигрывают, говорю о том, что они лучшие.

4.     Не бойся признаться в своей ошибке. Конечно, как ни старайся, всегда найдётся ученик, который будет на меня обижен. Но когда я вижу, что я действительно неправа, обязательно извинюсь и объясню, почему так получилось.

5.     Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

Эти нехитрые правила помогают мне найти общий язык с детьми, помочь им преодолеть трудности в учёбе и общении с одноклассниками и учителями, почувствовать свою успешность. А если успешен ученик, значит успешен и учитель.