Классное руководство

Гатиятова Гузель Ильдусовна

"Путь к успеху" Программа воспитательной работы в 10-11 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_k_uspehu_programma_vospit_raboty_10-11.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка. 

Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, 
обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал.
Д. А. Медведев

        В последние годы под воспитанием стали понимать целенаправленное управление процессами развития личности. В настоящее время вопрос о воспитании подростков, обладающих лидерскими качествами и нацеленных на созидательный успех, является актуальным. Современное общество быстро изменяется, меняются стереотипы поведения. Следовательно, школа должна выпускать из своих стен человека, который бы соответствовал запросам современного общества: “Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны” (Национальная образовательная инициатива “НАША НОВАЯ ШКОЛА”)

         На современном этапе цель воспитания заключается в подготовке выпускников к социальной адаптации и активному участию в жизни общества. Умение самостоятельно мыслить и принимать решения в современной российской жизни необходимо каждому В современном обществе приоритетом являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность. К тому же быстротечность и суровость нашей обыденной жизни сводит взаимоотношения, деятельность взрослых к минимуму, когда как детям нужен максимум. Жизнь многие воспринимают как что-то серое, скучное, неопределенное, страшное, хотя вокруг много всего интересного и яркого.  Поэтому перед классным руководителем как педагогом ставится еще одна глобальная цель – учить адаптироваться в жизни. Своевременно разглядеть искорку, развить – вот, наверное, самое важное дело, которое должен делать педагог. Учить адаптироваться в жизни – не значит давать советы, как жить, что  правильно, а что нет. Педагог учит, как можно развивать свои способности, быть успешным.

            Нынешний старшеклассник, обладая огромным количеством знаний, порой является совершенно не готовым к новой взрослой жизни. Многие выпускники, имея лидерские качества, не всегда умело их проявляют.  В то же время  формирование готовности старших подростков к осуществлению профессионального выбора может служить профессиональным показателем качества предоставляемого школой образования, его адекватности требованиям рынка труда, критерием, характеризующим успешность усилий педагогического коллектива в деле социализации учащихся их интеграции в жизнь общества.

           Проблема социализации молодежи является в современном мире одной из самых острых и трудноразрешимых. Выбор профессии – один из самых первых серьезных социально-личностных выборов для большинства современных российских детей. Программа “На пути к успеху” является программой, способствующей активизации профориентационной работы через  воспитание личности подростка, который умеет и знает как вести за собой, который успешен в социуме..

          Профориентация в старшем школьном возрасте - это сложный многогранный процесс личностного самоопределения, познания себя и мира, который по сути своей не сводится к банальному выбору колледжа, вуза или рабочей специальности. Между тем сущность профессионального выбора состоит именно в нахождении оптимального (с точки зрения индивидуальных качеств и социальных возможностей самоопределяющегося человека) варианта трудового пути, или карьеры.

Данная программа помогает подросткам понимать, развивать и реализовывать свои возможности и способности, нацеливает их на успех и  призвана помочь учащимся в осознанном выборе профессии.

         Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что, освоив ее, подростки смогут быть успешными в обществе.

         Отличительной особенностью данной программы от других существующих программ является то, что она ориентирует на развитие целостной структуры личности лидера в условиях современного общества. Программа предполагает овладение знаниями по психологическим аспектам лидерства, коммуникативной культуре, самопознанию.

Программа предполагает развитие лидерских качеств подростка, развитие его организаторских способностей, воспитание деловой культуры.

                    Данная программа по воспитательной работе составлена на основе

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Закона  Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68-ЗРТ «Об образовании»

( принят ГС РТ 28.06.2013); . 

  1. Конвенции о правах ребёнка;
  2. Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 
  3. Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы;
  4. Национальной доктрины образования в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751;
  5. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
  6. Всеобщей декларации прав человека;
  7. Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761;
  8. Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р;
  9. Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утв. постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795;
  10. Национальной образовательной инициативы «Наша Новая Школа»;
  11. Образовательной программы «Основы лидерства» (курс  личностного развития старшеклассников);
  12.   Воспитательной программы  МБОУ «Лесхозская СОШ»;
  13.  Устава школы.

        Цель программы: формирование успешной, конкурентно способной личности способной к профессиональному самоопределению и обладающей активной гражданской позицией  через создания условий для развития лидерских качеств формирования активной жизненной позиции, духовно-нравственной культуры, творческих способностей старшеклассников в процессе их социализации в обществе. 

         В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
Задачи программы:

  1. Способствовать формированию активной гражданской позиции и духовно-нравственной культуры личности старшеклассников.
  2. Создать условия воспитания экономически грамотной личности, способной к повышению качества жизни через профессиональное самоопределение;
  3. Повысить уровень информированности учеников и их родителей в профессиональном самоопределении путем использования различных форм и методов воспитательной работы;
  4. Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности;
  5. Научить формировать взаимоотношения с окружающим миром, обществом и самим собой;
  6. Создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей при выборе профессии всех участников воспитательного процесса.
  7. Сформировать экологическую культуру  и культуру ЗОЖ как часть активной гражданской позиции;
  8. Развить  лидерские  качества учащихся, инициативность и организаторские способности.
  9. Способствовать формированию у учащихся ценностных ориентаций, способствующих формированию толерантного мышления и эмоционально-положительных и мотивационных установок  по отношению к себе, людям  и окружающему миру.

            Основные принципы программы воспитания «На пути к успеху». Педагогические принципы, на которых базируется программа, основаны на индивидуально – деятельностном подходе, способствующем раскрытию событий и явлений с позиции индивидуальных особенностей участников деятельности:

  • принцип научности в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса;
  • принцип формирования и развития мотивации в процессе взаимодействия субъектов целостного педагогического процесса;
  • принцип учета индивидуальных особенностей личности (возрастных, интеллектуальных, физических, половых и т.д.);
  • принцип здоровьетворящего образования, реализующийся через формирование культуры отношения к своему здоровью как к системе, единому целому (триединство тела-души-разума) и основополагающей идеи «Не навреди!»;
  • принцип воспитывающего обучения, обеспечивающий формирование у детей навыков культурного поведения, дисциплинированности, самоорганизации,
  • принцип самоуправления и самостоятельности, предусматривающий целеполагание и целеустремлённость, планирование, учёт, самоконтроль и корреляцию.

Формы организации учебных занятий:

- теоретическая подготовка (беседы, классные часы, лекции);

- практическая деятельность (акции, тесты, тренинги, деловые и ролевые игры, диспуты)

              Формы организации воспитательного процесса:

- познавательно-творческая деятельность (конкурсы, турниры, дискуссии);

- культурно-досуговая деятельность ( праздники, экскурсии, тренинги);

- спортивно-оздоровительная деятельность (кроссы, пропаганда ЗОЖ, валеологические и психологические упражнения);

- работа органов ученического самоуправления ;

- индивидуальная работа (консультации, составление индивидуальной карты развития  воспитанника, коррекция поведения);

- работа с родителями (родительские собрания, беседы);

- взаимодействие (внутренние и внешние связи коллектива).  

Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст обучающихся  - 15 – 17 лет.

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

  • Аналитико-диагностическое направление в воспитании

Аналитико-диагностическое направление направлено на формирование самостоятельной и ответственной личности, способной объективно анализировать свои поступки. Игры- релаксации, способствующие успокоению и организации, тренинги по налаживанию психологического климата в группе.

  • «Общественно-полезная деятельность в социуме» - направление  нацеленное на формирование активной жизненной позиции, нравственных и гражданских качеств у старшеклассников, умения планировать свою деятельность и реализовывать проекты. Включает в себя следующие поднаправления:
  • Гражданско-патриотическое воспитание «Я – гражданин России» 

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

  • Ценностно-ориентированное (Нравственное) воспитание «Я - человек и личность»

Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".
(Свадковский И.Ф.)

  • Экологическое воспитание «Я отвечаю за окружающий мир»
    Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Учащиеся класса вовлечены и активно занимаются в детской организации «Эколидер» (старшее звено)
  • Спортивно-оздоровительное  воспитание Здоровый образ жизни». 
    Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
  • Трудовое воспитание  

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Именно трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.

  • Интеллектуально-познавательное  воспитание.

Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического и нравственного  воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации
. Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства..

  • Самоуправление класса 
    Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
    Познай себя – это интересно!
    Сотвори себя – это необходимо!
    Утверди себя – это возможно!
    Прояви себя – это реально!
    Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
    Принципы деятельности органов самоуправления:
    - добровольность;
    - демократизм;
    - гуманизм;
    - социальная направленность;
    - творчество;
    - разновариативность;
    - самостоятельность.
    Для достижения данных принципов необходимо:
    - предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
    - формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
    - воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Совокупность всех направлений обеспечивает  развитие организаторских и лидерских способностей  (дисциплина, инициатива, умение общаться, уметь свою точку зрения и  аргументировать ее, высокое чувство ответственности, эмпатии, толерантности.

Работа с одаренными детьми:

- привлечение к участию в школьных конкурсах и предметных неделях;

- в сотрудничестве с учителями-предметниками продолжить изучение индивидуальных особенностей интеллектуальных наклонностей одаренных учащихся;

- привлекать одаренных детей к организации и проведению внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;

- в сотрудничестве с психологической службой школы организовать коррекцию интеллектуальных умений учащихся.

Работа с детьми, требующими особого внимания (неблагополучными):

- посещение неблагополучных детей на дому;

- индивидуальные беседы с родителями и детьми;

- совместные мероприятия со школьной социально-педагогической службой, встречи с психологом;

- привлечение неблагополучных детей к занятиям в школьных секциях и кружках;

- привлечение неблагополучных детей к посещению дополнительных занятий;

- охват детей бесплатным питанием;

- организация взаимопомощи в классе по учебным предметам («сильный ученик» - «слабому»)

- беседы и мероприятия  по профилактике  правонарушении среди подростков.

Темы родительских собраний:

1 четверть «Стимулирование волевых усилий старшеклассников»

2 четверть «Готовность к личностному самоопределению десятиклассника»

3 четверть «Как избежать конфликта в общении с взрослым сыном или дочерью»

4 четверть «Роль семьи в развитии работоспособности старшеклассников»


Ожидаемый результат.

В результате осуществления программы у учащихся сформируется устойчивый интерес к познавательной деятельности.  Воспитанники получат необходимые и достаточные представления о взаимодействии с социумом, о мире профессии, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования. Должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации.

Ученик имеет представление и знает:

  • о различных способах самореализации и самосовершенствования;
  • какими личностными качествами должен обладать успешный человек;
  • как стать более организованным и ответственным;
  • как повысить свою самооценку;
  • как строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, развивать в себе лидерские качества, проявлять толерантность в общении, тренировать навыки публичного выступления;
  • как планировать свои учебные и личные дела и выполнять их;
  • как делать выбор дальнейшего жизненного пути, ставить цель.

Ученик владеет:

  • умением объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки;
  • навыком развития таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям,
  • умением управлять эмоциями;
  • коммуникативными умениями, навыками добывания знаний и совершенствования успешного обучения;
  • навыком аналитического и креативного мышления;
  • профессиональной осведомленностью;
  • способностью не только усваивать знания, но и использовать их на практике.

Условия реализации программы:

Ожидаемый результат будет получен при соблюдении следующих условий:

  • Обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов в осуществлении творческого развития старшеклассников.
  • Установление педагогически организованного взаимодействия старшеклассников с социальной средой.
  • Систематическое погружение старшеклассников в ситуацию творческого поиска.
  • Создание ситуации успеха.

Нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания.

Международные документы:

  1. Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитания в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.1974);
  2. Международный пакет об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принята 16.12.1966);
  3. Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята 10.12.1948);
  4. Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1959);
  5. Конвенция о павах ребенка (Издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1989);
  6. Декларация принципов терпимости (издательство ЮНЕСКО, принята 16.11.1995);

Федеральные нормативные акты:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  2. Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 №51-ФЗ);
  3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 №120-ФЗ;
  4. Федеральный закон «Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ;
  5. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред из здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ;
  6. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.95 № 98-ФЗ.

Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ:

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751;
  2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761;
  3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;
  4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р;
  5. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р;
  6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утв. постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795.

Ведомственные нормативно- правовые документы федерального уровня:

  1. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002 № 30-51-914/16);
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (http://standart.edu.ru);
  3. Методические рекомендации о расширении деятельности детский и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо Минобразования России от 11.02.2000 № 101/28-16);
  4. Методические рекомендации о взаимодействии  образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001 №90/30-16);
  5. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30-51-433/16);
  6. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательный учреждениях (приложение к письму Управления по делам молодежи федерального агентства по образованию от 03.03.2005 № 14-11-43/01);
  7. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений ( приказ Минобразования России от 03.02.2006 № 21)
  8. О методических рекомендациях по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений. Реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности (письмо Минобразовния России от 15.10.2003 № 24-51-212/13-28-51-793/16).