Эссе "Я - педагог"

Семёнова Ангелина Пантелеевна

Философия работы учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_pedagog.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – педагог»

    «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

   Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги,    но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель»

                                                  Л. Н. Толстой

      Школа – это  мир детства, мир радости, улыбок, смеха детей. Здесь каждый день не похож на предыдущий, и я, учитель, с удовольствием окунаюсь в этот мир детства и познания.

     Никогда передо мной не стоял вопрос: кем быть. Я точно знала: буду работать с детьми, потому что всегда считала, что профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человечества.

      С детства я находилась в атмосфере школьной жизни. Ярким примером для меня была моя мама –  Галина Туктаровна, учитель русского языка и литературы. И хотя мама иногда приходила с работы немного уставшая, меня это нисколько не пугало. Мне хотелось в будущем быть похожей на нее: любить свою работу, давать детям знания. Я всегда с чувством гордости наблюдала, как любят и уважают ее ученики, родители, коллеги. Помню каждодневные разговоры  моих родителей о школе, об учениках, об их  достижениях, удачах и огорчениях. Мой папа, Пантелей Герасимович, 20 лет отработал в школе учителем физкультуры.

   Пример бескорыстного, добросовестного, творческого труда моих родителей-педагогов всегда будет перед глазами.  И, наверное, поэтому мы с сестрой выбрали профессию учителя.

      Окончив Старо-Юмьинскую начальную школу, я перешла в пятый класс, и моя мама для меня стала Галиной Туктаровной – учителем русского языка и литературы. Тогда я поняла, почему каждый вечер долго горит свет – мама  готовится к завтрашней встрече с учениками, как самому важному экзамену в жизни: читает, пишет, проверяет... Наверное, это и есть преданность своему любимому делу, которому отдала 44 года своей жизни.

       Годы пролетели  так же незаметно, как поётся в песне: «Школьные годы чудесные, С дружбою, с книгою, с песнею, Как они быстро летят! Их не воротишь назад» - я выпускница. После окончания школы я поступила на филологический факультет Удмуртского Государственного  университета.

       Сегодня я сама учитель. Работаю в своей родной школе.  Преподаю русский язык и литературу, удмуртский язык и литературу.

       Очень хорошо помню первую встречу с моим  пятым классом. После торжественной линейки мы зашли в  класс. Сели в большой круг – глаза в глаза.  Я смотрю на детей:  какие они маленькие, хорошие, любопытные. Они изучают меня, как бы спрашивая: «Какая ты, наша классная руководительница?» В первые пять  минут был страх, а в последующие сорок – буря чувств и ощущений.

       И вот мои ученики - выпускники. Стало как-то одиноко и грустно: ушли из школы дети, ставшие  совсем  родными. Но в то же время на душе спокойно: я вложила в них частичку себя и горда за своих воспитанников. Все они приходят в школу поделиться  успехами, достижениям или просто вспомнить  школьную жизнь.

      Идут дни, годы. Приходят другие дети, меняется жизнь, но остается неизменным мое педагогическое кредо – зажигать искорки. И если искорка интереса постепенно становится яркой звездочкой, значит, те формы работы, которые я использую, являются свежим ветром, собирающим эти звездочки на небосводе урока и в будущем, надеюсь, в жизни.  Учу детей слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, даже если оно во многом отличается от своего собственного. Очень важно для меня воспитывать у ребят чуткое отношение к радостям и горестям людей. Общение со своими учениками я строю на доверии, стараюсь расположить их к себе. Учу детей сопереживать, уважать людей. Каждый человек – уникален и неповторим. Иногда за внешней неприметностью скрывается огромное разнообразие задатков и возможностей. Моя задача – увидеть и зажечь. Я  уверена, что все дети являются талантливыми, одаренными. Если мы, учителя, поможем ученикам развить лучшие стороны их личности, то в будущем  получим уверенное в себе поколение, которое не потеряется в этой жизни.

       В последнее время появилась формулировка «современный учитель». Как же понять, кто современный, а кто нет? И тут же вспоминаются слова Е. А. Ямбурга, одного из идеологов и разработчиков Профессионального стандарта педагога: «Профстандарт педагога – стандарт «на вырост». Стандарт – это то, как должно быть. И я как учитель понимаю, что это то, до чего я должна «дорасти», чтобы и сама, и окружающие видели и ценили во мне профессионала.

       Кроме того, обратимся к другому Стандарту. А что ждёт от меня ФГОС,  как от учителя? Своё понимание подтверждаю словами выдающегося педагога- новатора:   «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха» - писал В. А. Сухомлинский. Я всегда в душе радуюсь, когда дети, слыша звонок в конце урока, восклицают: «Как? Уже закончился? Так быстро?» Значит, моим ученикам все было понятно, интересно, легко работать, хотя далеко не каждый урок можно назвать легким, ведь на каждом уроке дети делают маленькие или большие открытия. Значит, им было уютно на уроке, они довольны  собой. Значит, я не напрасно готовилась к этим урокам. Современный учитель должен идти в ногу со временем, быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Уроки с применением мультимедиа и Интернет – ресурса повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, у детей появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.  Ученики учатся получать знания и пользоваться ими в жизни. А для учителя главное не сформировать личность, а способствовать созданию условий для её формирования, для реализации её способностей, помочь применить, даже минимальные знания, создать ситуацию успеха. В своей работе я активно использую современные педагогические технологии: технологии сотрудничества, личностно-ориентированный подход в обучении, критического мышления, проблемного обучения и ИКТ, проектную и исследовательскую деятельность. Мне всегда интересно использовать новые методы и приемы на уроках. Не стыдно признаваться, что учиться приходится много. Но только так можно идти в ногу со временем. Поэтому важно и нужно перенимать опыт других коллег в процессе обучения, постоянно стремиться к развитию и самосовершенствованию. Свои размышления хотелось бы закончить словами замечательного человека, патриота и гражданина нашей страны - поэта Мусы Джалиля:

Пускай во всем, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты.

Учитель – это не просто профессия, а целая жизнь!