Классному руководителю

Семёнова Ангелина Пантелеевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ОШТОРМА ЮМЬЯ»

КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

Классный час на тему:

«История комплекса ГТО»

Классный руководитель 10-го класса

Семенова Ангелина Пантелеевна

с. Ошторма Юмья, 2015

Урок на тему: "Я талантлив"

Цель:

  • Расширить кругозор детей, сформировать положительную  мотивацию к саморазвитию.
  • Побуждать к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов.
  • Воспитать понимание ценности каждого человека.
  • Уметь слушать друг друга.

Оборудование:  презентация, проектор, фотографии,  салфетки, лучики  из бумаги для оформления солнца.

Оформление: плакат с надписью: «Каждый ребенок талантлив».

Ход урока.

  1. Вступление.

Учитель:Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Я талантлив!».

По инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова в этом году первый урок 1 сентября по всей России посвящен теме: «Я талантлив!».

 По мнению Уполномоченного, поддержка одаренных детей должна стать безусловным приоритетом государственной политики нашей страны. Ранее выявление юных талантов, пробуждение у них интереса к культуре, науке и спорту, формирование уверенности в себе и своих силах – общая задача семьи, образовательных и спортивных организаций, учреждений культуры, профильных органов государственной власти. «Каждый ребенок талантлив, просто не каждый взрослый может это вовремя заметить», - убежден Павел Астахов.

Вопрос классу: А вы как думаете, все ли люди талантливы? Ученики высказывают своё мнение.

  1. Познавательная часть.

Учитель:Познакомимся со словом «талант».

Слово "талант" происходит от греческого слова означающие "весы" и употреблялось в значении веса, а затем стало употребляться в значении количества денег определенного веса.В Древней Греции большее распространение получил аттический талант. Вес его соответствовал 26,196 кг, однако вес таланта в разное время колебался от 25 до 60 кг. Большой вес предполагал использование таланта, как счетчика богатств.

Если открыть толовый словарь Даля мы можем прочитать: «ТАЛАНТ м. – вес и монета у древних греков и у римлян; талант - природный дар, дарования человека и способность к чему».

Существует библейская притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения в переносном смысле: зарыть, разменять и умножить свой талант.

«Талант является гораздо более ценным, чем деньги, поскольку его нельзя потерять или украсть».

Наполеон Хилл

(философ и психолог успеха, журналист из США, автор мирового бестселлера «Думай и богатей».)

Сейчас талантом называют и человека, у которого есть дар. Повезло? Или за каждым одаренным человеком стоит огромный труд? Томас Эдисон, знаменитый американский изобретатель писал: «Гений –это 99% труда и только 1% дарования». Можно вспомнить высказывание русского писателя: «...Талант — это вера в себя, в свою силу...», Горький М.

Талант — это определённые или выдающиеся способности человека.

Долгое время в мире основополагающим было мнение, что талант - генетически-врождённая способность. Так, например, в пяти поколениях семьи Баха насчитывается 16 композиторов. Нам известны множество династий писателей, композиторов, актеров, ученых: Дюма – отец и сын; Штраус – отец и сын. Семейная династия Мандельштамов Л.И. Мандельштам проводил исследования в оптике, радиофизике, теории нелинейных колебаний, квантовой механике, истории и методологии физики.Его сын С.Л. Мандельштам пошёл по стопам отца. Он работал в области атомной спектроскопии.Однако это мнение остается дискуссионным, так как опровергается множество фактов, когда в простой семье рождались поэты, писатели, изобретатели, музыканты. Многолетние экспериментальные исследования в педагогике, выявили у любого здорового человека наличие задатков каких-либо талантов от рождения. В дальнейшем, в процессе воспитания и обучения, человек может развивать свои таланты до различных уровней. Многие учёные полагают, что у каждого человека есть как минимум один талант. Талант – понятие многогранное. Он может быть в управлении государством, а может просто в умении слушать других.

Примеров талантливых знаменитостей, которые родились в простых крестьянских, бедных, малообразованных семьях, предостаточно. Это Ломоносов М.В., Кулибин И.П., С.В. Ильюшин.

Путем «проб и ошибок» упорно работали ученые над проблемами, которые захватывали полностью их существование.Ч. Гудьир для улучшения качества каучука перепробовал массу вариантов его смесей с различными веществами: с песком, солью перцем, сахаром и даже с супом, пока случайно по растерянности не положил смесь каучука с серой на горячую плиту, открыв, таким образом, способ вулканизации и резину.

  1. Мотивация.

Учитель:На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось (ученики показывают салфетки).

Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Инструкция для вас была одинаковой, почему же мы получили разный результат? Как вы думаете?

  • Мы все разные, по-разному складывали, отрывали.
  • Конечно, мы все разные, непохожие друг на друга, но все по–своему интересны и неповторимы.

Как раскрыть свои таланты? Что помогает человеку найти и раскрыть свой талант?

Раскрытие таланта, его развитие происходит у каждой личности по-своему. Кто-то очень рано раскрывает свои таланты (например, известный композитор Вольфганг Моцарт с трёхлетнего возраста увлекался музыкой на клавесине, а в 4 года он уже сочиняет свои пьесы и даёт небольшие музыкальные концерты), а кто-то очень долго пробует себя, ищет свое призвание.

  1. Дискуссия.

Учитель:Кто хочет рассказать о своем (их) таланте (ах), о талантах близких вам людей?

Каких результатов вы достигли в развитии своего таланта?

Ребята рассказывают о своих талантах и по возможности показывают.

Классный руководитель организует дискуссию, зачитывая высказывания, а учащиеся называют фамилии учеников, на их взгляд подходящих под названную фразу.

  • В нашем классе самым талантливым является…
  • Часто меня приятно удивлял своими возможностями……
  • Самая одаренная личность в нашем классе – это…
  • Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…
  • Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…
  • Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…
  • Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…
  • Чаще всего мне будет сниться…
  • Лучше всех в классе поет…
  • Лучше всех танцует…
  • Самым добрым человеком в классе, можно назвать…
  • Лучше всех в классе рисует…

Учитель:Это доказывает, что талант есть у всех людей, только не всегда человек знает какой именно. И даже сомневается в том, что он у него есть. Есть непременно! Кому-то не хватает уверенности в себе, кто-то стесняется – а это тоже неуверенность. Кто-то не хочет рисковать. Кто-то просто не осознает наличие у него таланта.

У Ричарда Баха(американский писатель, философ, публицист) есть высказывание: «Каждому из нас при рождении дается глыба мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую. Некоторые так и таскают эту глыбу с собой всю жизнь, ни разу ее не коснувшись. Некоторые довольно быстро разбивают ее на маленькие осколки. А некоторым таки удается создать из нее великий шедевр!»

Вы все – уникальны. Каждый из нас уникален. Каждый талантлив. Каждый самостоятельно может этот талант раскрыть.

  1. Упражнение «Мои таланты и увлечения в лучах солнца!»

Каждому ученику выдаётся лист бумаги, который будет являться лучом составляющего солнца. Диск солнца находится на школьной доске, в центре круга написано «Я МОГУ!». Ученикам предлагается записывать то, что они могут сделать не просто, а талантливо. Листы прикрепляются на доску образуя солнце, и некоторые надписи зачитываются.

Учитель: посмотрим на получившиеся солнце, как много вы умеете, многие из этих положительных качеств учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс дружнее, а таланты, которыми богат наш класс, сделают нашу жизнь ярче.

  1. Заключение.

Учитель: дорогие дети, если вы хотите многого добиться и узнать множество очень интересных вещей, вам нужно хорошо и усердно учиться, каждый день узнавать что-то новое и упорно работать над собой! И если вы будете умными, то много чего сможете достичь! Развивайте свои способности и умения, помните, что школа – отличное место для того, чтобы учиться, развивать свои способности и таланты.

В каждом человеке природой заложены потенциальные возможности к творческой деятельности, которые необходимо развивать.

Итогом данного урока можно создать плакат: «Таланты класса».

Источники:

  1. Современный учительский портал.
  2. http://infourok.ru/
  3. http://www.apkpro.ru/241/.html
  4.   Википедия.  

«История комплекса ГТО»

                                                   

 

Цели: сформировать представление детей об истории возникновения и сути комплекса ГТО; формировать положительную нравственную оценку здорового образа жизни, позитивное отношение к занятиям спортом; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: группа детей готовит информационный блок.

План классного часа:

1.      Введение в тему.

2.      Интерактивная беседа по теме «Что такое ГТО».

3.       Информационный блок:

4.      Интервью «Почему нужно заниматься спортом?»

5.      Заключительная беседа.

6.      Подведение итогов (рефлексия).

 

Ход классного часа

1.                  Введение в тему

Классный руководитель. Мы сейчас послушаем отрывок из поэмы С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», который настроит нас на сегодняшний разговор.

(Звучит отрывок из поэмы).

2.      Интерактивная беседа по теме «Что такое ГТО»

Классный руководитель. Эта поэма была написана в 1937 году, и строчка «Знак ГТО на груди у него» была в то время понятна любому. ГТО – это Всесоюзное движение «Готов к труду и обороне» - программа  физкультурной подготовки, которая  существовала в нашей стране с 1931 года по 1991 год. Комплекс ГТО охватывал население в возрасте от 10 до 60 лет. Необходимо было сдать определенные нормативы по физической подготовке

Презентация слайды 2,3,4,5,6

Как вы понимаете девиз «Готов к труду и обороне»? (Ответы детей).

Как вы считаете, способствовал ли комплекс ГТО укреплению здоровья людей? Почему? (Ответы детей).

Классный руководитель. Простота и общедоступность физических упражнений и видов спорта, включенных в нормативы ГТО, их очевидная польза для укрепления здоровья сделали его популярным среди населения и особенно среди молодежи.

3. Информационный блок.

 Классный руководитель. О возрождении комплекса ГТО в современной России нам расскажут члены творческой группы (презентация слайды 7 - 11)

4.      Интервью «Почему нужно заниматься спортом?».

Классный руководитель. Я благодарю всех участников творческой группы за интересные рассказы о комплексе ГТО. А теперь, ребята, прошу вас дать интервью. Как вы считаете, почему нужно заниматься спортом? (Ответы детей).

Классный руководитель. Спасибо за интервью. Я очень рада, что вы хотите быть здоровыми, сильными, ловкими, стремитесь быть похожими на чемпионов.

Заключительная беседа.

Классный руководитель. Все мы любим смотреть, как выступают российские спортсмены, чемпионы, как они выходят на пьедестал почета и в честь их побед под звуки нашего гимна поднимается наш флаг. В эти моменты нас переполняет гордость за Россию – вот это и есть патриотизм. И каждому из вас, как спортсмену, эти чувства очень хорошо знакомы

Хочется верить, что возрожденный комплекс ГТО принесет нашей стране еще больше побед!

5.      Рефлексия

Классный руководитель. Комплекс ГТО, о котором вы сегодня узнали, был когда-то хорошо известен вашим бабушкам и дедушкам. Чемпионы ГТО были кумирами всей страны. Ими восхищались, им подражали, с них брали пример. Хотели бы вы получить значок ГТО? (Ответы детей).

Классный руководитель.  Мне бы хотелось пожелать вам успехов в спорте, в скором времени сдать нормы ГТО и получить золотые значки!

Использованные источники:

1.                  Всероссийский физкультурно-спортивном комплекс "Готов к труду и обороне" - МАОУ СОШ №26 by sh26bal.ru

2.                  http://www.sportobzor.ru/a-vy-znaete/istoriya-gto-v-sssr.html

3.                  http://www.svdeti.ru/index.php?id=1545:gto&Itemid=96&option=com_k2&view=item

4.                  http://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-3558

5.                  http://kakzdorovo.ru/library/hronicheskiy-nikotinizm/890.html

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок: «Я талантлив!» По инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова в этом году 1 урок 1 сентября по всей России посвящены теме: «Я талантлив!». «Каждый ребенок талантлив, просто не каждый взрослый может это вовремя заметить» , - убежден Павел Астахов.

Слайд 2

талант - природный дар, дарования человека и способность к чему». толковый словарь Даля: «ТАЛАНТ м. – вес и монета у древних греков и у римлян; «Талант является гораздо более ценным, чем деньги , поскольку его нельзя потерять или украсть» Наполеон Хилл

Слайд 3

«Гений – это 99% труда и только 1% дарования » Томас Эдисон ...Талант — это вера в себя, в свою силу... Горький М.

Слайд 4

Леонид Исаакович Мандельштам Сергей Леонидович Мандельштам

Слайд 5

Первый российский ученый — естествоиспытатель мирового значения, поэт, ставший основоположником современного русского языка, художник, историк, поборник развития отечественной науки и культуры, который до 9 лет был практически неграмотным. Вы без труда назовете его. Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 6

На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите , пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом . Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

Слайд 7

Что помогает человеку найти и раскрыть свой талант ? Какие таланты присущи нашим одноклассникам? Как раскрыть свои таланты?

Слайд 8

В нашем классе самым талантливым является… Часто меня приятно удивлял своими возможностями…… Самая одаренная личность в нашем классе – это… Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать … Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует… Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает… Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках… Чаще всего мне будет сниться… Лучше всех в классе поет… Лучше всех танцует… Самым добрым человеком в классе, можно назвать… Лучше всех в классе рисует

Слайд 9

«Каждому из нас при рождении дается глыба мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую. Некоторые так и таскают эту глыбу с собой всю жизнь, ни разу ее не коснувшись. Некоторые довольно быстро разбивают ее на маленькие осколки. А некоторым таки удается создать из нее великий шедевр!» Р. Бах.

Слайд 10

« Мои таланты и увлечения в лучах солнца!»

Слайд 11

В каждом человеке природой заложены потенциальные возможности к творческой деятельности, которые необходимо развивать. Школа – отличное место для того, чтобы учиться, развивать свои способности и таланты.



Предварительный просмотр:

Классный час "Терроризм: его истоки и последствия".

Цель:

формирование у учащихся представления о терроризме как историческом и политическом явлении.

Задачи:

акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов;

содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости;

содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов (на примере Беслана);

ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях теракта (памятка каждому учащемуся).

Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки “Правила поведения в случае террористической угрозы”. Подготовить презентацию.

Ход классного часа

Классный руководитель:

Сегодня мы с вами поговорим о терроризме.

А кто из вас знает: что это такое?

Что такое терроризм? Террористы? Террор?

Терроризм – это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремится достичь своей цели при помощи насилия.

Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие.

Террор – запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).

Террор – физическое насилие, вплоть до физического уничтожения.

Восходит к лат. Terror - “страх”, “ужас”.

(Г.Н.Афонина “Школьный толково-этимологический словарь”)

Терроризм – политика и практика террора.

Терроризировать –

1. Устрашать методами террора.

2. Запугать чем-нибудь, держа в состоянии постоянного страха. (толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.

В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II.

В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров П.А. Столыпин.

В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.

Во второй половине 20 в. стал широко практиковаться внешне немотивационный террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности. Если террористы 19-20 вв. почти всегда публично объявляли, какая организация ответственна за теракт, то к началу 21 в. это стало лишь единичным явлением. Сменились и адресаты терактов — им стали рядовые граждане — случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров и, что самое страшное – наиболее беззащитная часть населения – дети. В последнее время террор приобрел самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (их стали называть шахидами), становясь “живыми” бомбами, гибнут во время терактов.

С 1970-х гг. широко используется термин “международный терроризм”, определение которому дает проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества ООН.

В 1977 государствами-членами Европейского Совета, принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом.

Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек.

В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами.

С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек - взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него.

К крупным терактам конца 1990 — начала 2000-х гг. можно отнести

газовую атаку нервно-паралитическим газом зарин в токийском метро в марте 1995 (погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс. человек),

взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 (погибло 300 человек),

атака захваченных террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 (погибло более 3 тыс. человек),

захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла “Норд-Ост” в Москве в октябре 2002 (погибло 130 заложников),

взрыв дискотеки курортного места на острове Балу в октябре 2002 (погибло 189 человек, ранено 300),

взрывы в Грозном (декабрь 2002) (число жертв 60 человек), в Моздоке (август 2003) (погибло 49 человек),

захват заложников в школе североосетинского города Беслан (1-3 сентября 2004) (погибло 335 человек, ранено более 1000, большинство пострадавших – дети).

Только в 2000 году в мире было совершено 423 террористических акта, 405 человек погибли и 791 получили ранение! За десять лет совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11 тысяч человек!

Страшно подумать, что этот список может быть продолжен…

За десять лет совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11 тысяч человек!

Терроризм в России чаще всего связывают с исламским экстремизмом. При этом почему-то считается, что в истоке экстремизма – вся мировая религия ислам. Но это не так! Настоящий правоверный мусульманин просто не может быть террористом, так как и убийство, и самоубийство запрещено этой религией. Террористами являются, как правило, последователи ваххабизма, а это фактически секта внутри ислама. Джихад (“священная война”), которой прикрываются террористы, была объявлена ими без согласования с духовенством, а значит, является незаконной. Следовательно, мы должны рассматривать террористов, в том числе и ваххабитов, не как представителей ислама, а как рядовых преступников. Они называют себя борцами за справедливость, но это бессовестная ложь. Не за истину они воюют с беззащитными людьми, а за деньги. А девчонки-самоубийцы, которые становятся “живыми бомбами” - обманутые жертвы этих преступников, часто идущие на смерть не по своей воле, а в результате зомбирования.

Школа, линейка, стена,

 Дети, веселье, игра,

 Нежно светила луна –

 Это все было вчера.

Ну а сегодня – печаль,

 Крики, проклятья… так жаль:

 Нет и покоя уже,

 Черная злоба в душе.

Боль необъятной тоски

 Сердце сковала в тиски.

 Сотни измученных глаз

 Плачут и плачут сейчас.

Чёрный сентябрь, по струнам души

 Ударил Бесланом, задев жизни наши,

 На сердце оставив лишь горя следы

 По детям погибшим и воинам павшим.

 Выбиты стёкла в оконных проёмах

 Взрыв прогремел и обрушилась кровля

 Детские крики и смерть в коридорах

 Боже! Да, как - же всё это возможно?

1 сентября 2004, около 09 часов 15 минут, в г. Беслане в Северной Осетии, группа лиц в количестве 32 человек, вооруженных автоматическим оружием, ручными гранатометами, снайперскими винтовками, захватила среднюю школу № 1 в момент проведения торжественной линейки. Всех находившихся в школе детей, родителей, учителей общим количеством 1128 человек, преступники захватили в качестве заложников и содержали в помещениях и спортивном зале школы. Террористы выдвинули требования политического характера и, угрожая убийством заложников, пытались оказать давление на граждан и органы власти. Попытки переговоров результатов не принесли. 3 сентября 2004 г. примерно в 13 часов 05 мин. преступники привели в действие взрывные устройства и начали уничтожать заложников. В результате преступных действий террористов погибли 318 человек заложников, в том числе 186 детей и 1 житель города Беслана не из числа заложников, 10 сотрудников ФСБ и 2 сотрудника МЧС . 783 человека получили ранения различной степени тяжести. Практически уничтожено здание школы № 1.Ответственность за теракт взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев.

Мне не забыть тех страшных дней -

 Потоком кровь с телеэкрана,

 Меж пуль свистящих и огней

 Мельканье лиц детей Беслана.

Мне не забыть плач матерей;

 В объятьях траурного одеянья

 Их лица выглядят старей

 С печатью горя и страданья.

Мне не забыть тех нелюдей,

 Под маской дьявольского ухмыленья

 Прикрывшись мерзостью идей,

 Свои творивших преступленья.

От рук бездушных палачей

 Детей загубленных безгрешных

 Теперь заменит свет свечей,

 Но не излечит безутешных.

В память о невинных детях, погибших от рук террористов в Беслане и Цхинвали, давайте зажжём свечи. Пусть эти маленькие огоньки символизируют их вечную жизнь.

Не раздаётся детский смех

 Один лишь плачь и боли стон

 Останется нам, как на грех, -

 На память погребальный звон.

Пуля пробила сердечко

 Душа полетела в рай

 Маленький ангелочек,

 Жизни не видевший даль.

Северное сиянье

 В южных глаза людей

 И ненавистное пламя

 В центре вселенной всей.

Россия в ужасе застыла…

 Еще четыре дня назад

 На сотни жизней больше было,

 И что теперь? Кто виноват?

Чья в том вина, что в наши годы

 Ни мира, ни свободы нет?

 Что бьются без конца народы,

 Что стал суров и страшен свет?

Бездушья, варварства уроки

 Обречены мы познавать.

 Зачем же люди так жестоки?!

 …Нет, их людьми нельзя назвать.

Они сгубили хладнокровно

 Так много слабых, невиновных

 И беззащитных человек.

 Как дик наш двадцать первый век!

Какой тиран пошел на это,

 Какой осмелился злодей

 Держать под дулом пистолета

 Сердца беспомощных детей?!

Такого тяжкого страданья

 Страна не знала много лет,

 Нет террористам оправданья,

 И на земле им места нет.

Слез удержать никто не может,

 Смиряя гнев в душе едва.

 Но только людям не поможет

 Ни плач, ни жалость, ни слова.

Они герои, безусловно.

 Мы в этой драме все виновны,

 Что не сумели их спасти,

 На помощь вовремя прийти.

…Наступят времена другие,

 И мирные придут года.

 Но рану в сердце у России

 Им не изгладить никогда!

А времени - нет, всё идёт - на минуты

 Альфа и Вымпел! Команда - вперёд!

 Нужно заставить - молчать пулемёты

 Главное - дети, своя жизнь - не в счёт.

Они это сделали, там - погибая

 Прими их Господь - в свои райские кущи

 Они все - ушли, память нам оставляя

 О воинах - Русских, в бессмертье идущих.

Беслан, не выплакано горе

 Дождём,

 Раскатным громом

 Кровавых роз.

Сегодня нет счастливых лиц,

 Сегодня нет счастливых глаз,

 Сегодня растоптали счастье.

 И как осеннее ненастье

 Пролился дождь

 Отцовских слёз.

И нет такого наказанья

 Чтоб отголоски этих дней

 Вернули счастье матерей.

 Вернули радость

 И заботу.

Тех первоклашек

 Звонкий смех.

 Спите, дети, усните…

 Рано в школу вам, рано:

Горе учит там взрослых

 Урокам Беслана.

 В сердце Матери мира

 Стучит его пепел…

Не спешите на землю:

 Рано вам, дети.

 Не спешите, родные:

 На земле – убивают.

Здесь легко

 Нерасцветшую жизнь

 Обрывают

 То во славу Христа,

 То по слову Корана...

Сколько раз это было –

 Ещё до Беслана.

 Где вас, милые,

 Только не убивали!

Во дворцах и в Ипатьевском

 Стылом подвале.

 Ради власти, идеи

 И просто - куражась…

И царёвых детей,

 И бездомных бродяжек.

 Вас в полон угоняли,

 В рабов обращали -

 Материнские крики

 В веках не стихали.

Сквозь пожары неслись

 Кони рыцарской свиты -

 Что им детская жизнь?..

 Стебелёк под копытом.

 Над землёю-вдовой

 Пляшет ветер-безбожник.

Мир, где дети заложники –

 Тоже заложник.

 Он за слёзы ребенка

 Давно не в ответе…

Чёрный пояс шахидки -

 На теле планеты.

 Детский смех - колокольчик

 Все реже и тише.

Кто не слышит дитя –

 Тот и Бога не слышит:

 Ведь детёныш любой –

 Человека ли, зверя –

 Верит нам,

 Верит в нас,

 Как мы сами не верим.

...Вновь текут, словно слёзы,

 По лицам экранов

 Кадры школьной линейки:

 День Первый Беслана…

Только кнопку нажать –

 Остановится праздник

 На краю, где бессилье

 Страшней лютой казни…

Спите, солнышки, спите…

 Над землёй солнца нету:

 Мой обугленный взгляд

 Разве выдержать небу?

Все молитвы, все слёзы –

 За чёрным порогом:

 Мы на ваших могилках

 Сидим рядом с Богом…

Нет на свете страшней горя матери,

 Потерявшей свое дитя.

 Как будто душу ограбили.

 Отняли жизнь шутя...

Сквозь млечный путь,

 Куда то в бесконечность

 Совсем в иные – вечные миры

 Простив нам разгильдяйство и беспечность

 От всех живых

 Вы в этот день ушли.

Ушли затем, что бы опять вернуться,

 В сознании и памяти людей.

 Ни ангелами в небе обернуться,

 “…А превратиться в белых журавлей…”

И вместе с той же журавлиной стаей

 “…Лететь, и подавать нам голоса…”

 Что бы как прежде “…часто и печально

 Мы замолкали, глядя в небеса…”

Память о Беслане живет в сердцах людей и монументах, установленных в разных городах и не только российских. Во Владикавказе, на территории Мемориала Славы, была установлена памятная стела, спроектированная по рисункам бесланских школьников.

В парке, окружающем здание школы итальянского города Кастельново-ди-Сотто, установлен памятник жертвам теракта в Беслане работы скульптора Васко Монтекки.

Во Флоренции появилась площадь Девочек и мальчиков Беслана.

В Санкт-Петербурге 28 августа 2007 состоялось открытие памятника, который называется “детям Беслана” (скульптор — Виктор Шувалов). В основание мемориала заложены капсулы с землёй, привезённой из Северной Осетии, с мемориального кладбища на территории школы №1.

Монумент установлен в сквере Храма Успения Пресвятой Богородицы на Малоохтинском проспекте.

Работая над монументом, архитектор Виктор Шувалов создал сотни эскизов, и только потом в голове возник образ именно этого памятника. Разорванный крест — это одновременно и разрушенная стена бесланской школы, а женщина перед крестом — Богоматерь, которая спасает ребёнка.

“Создаётся впечатление, как будто бы крест немного накренился. Я хотел этим показать разрушение основ — убийство детей. Этот чудовищный акт просто не поддаётся объяснению”- объяснил свой замысел архитектор.

Классный руководитель раздает учащимся памятки “Правила поведения в случае террористической угрозы”.

Изучите эти памятки – правила поведения на этой войне должны знать все. Сохраните эти памятки – и когда на Земле будет только мир, наши счастливые потомки, будут знать, что довелось пережить тем, кто живет сейчас, на этой террористической войне.

Рефлексия. Ребята! Что затронуло душу у вас сегодня?

Ребята пишут на листочках, что понравилось им сегодня на классном часе, а что нет.


Памятка

Правила поведения в случае террористической угрозы

Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора.

  • Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.
  • Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.
  • О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.
  • Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.
  • По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.

Что нужно делать, если вы оказались среди заложников.

  • Чтобы суметь выжить в такой стрессовой ситуации, подготовьте себя психологически. Если вы    по   привычке   свободной   жизни   рассчитываете   на порядочность, сострадание,  совесть людей,  в руках которых оказались, вам предстоит большое разочарование,  и вы «сломаетесь».  Вернее будет ожидать любых подлостей,  издевательств и лжи. Распрощайтесь с жизнью, постарайтесь  поставить  в  ней приличную точку.  Невозможно раздавить личность,  которая готова к смерти.  Но парадокс в том, что именно тот, кто психологически готов к смерти, как раз и  выживет;
  • не впадайте в панику, а подумайте о выходе из положения;
  • постарайтесь   понять   намерения   захватчиков,   рассматривая возможности  личного  сопротивления.  Почувствуйте,  настроены  ли они решительно или возможен диалог;
  • избегайте   скоропалительных  действий,  потому  что  в  случае неудачи  можно  поставить  под  угрозу  собственную   безопасность   и безопасность других людей;
  • постарайтесь определить возможных помощников среди товарищей по несчастью;
  • организуйте   сменное   постоянное   наблюдение  за  действиями террористов;
  • в ситуации,  исключающей сопротивление, рассмотрите возможность побега через аварийные выходы;
  • старайтесь  занять  себя:  читать,  играть  или разговаривать с соседями;
  • постарайтесь определить точное число террористов;
  • не употребляйте алкоголь;
  • не реагируйте на провокационное или вызывающее поведение;
  • не совершайте действия, которые привлекут внимание захватчиков;
  • продолжайте спокойно сидеть,  не задавая вопросов и не смотря в глаза террористам, желательно подчиниться без препирательств;
  • прежде  чем  передвинуться  или  открыть  сумочку,  спрашивайте разрешения;
  • при  стрельбе  ложитесь  на  пол или укройтесь за сиденьем,  но никуда не бегите;  в подобной ситуации  места  у  окна  служат  лучшим укрытием, нежели места у прохода;
  • иногда возникает возможность спастись,  находясь  на  местах  у выходов;
  • если  удастся   симулировать   симптомы   болезни,   появляется возможность освободиться в результате переговоров; часто в ходе переговоров захватчики освобождают женщин,  детей, пожилых и больных людей;
  • спрячьте компрометирующие документы и материалы;
  • отдайте личные вещи, которые требуют террористы;
  • держите  под  рукой  фотокарточку  семьи,  детей  -  иногда это помогает растрогать захватчиков (но особенно рассчитывать на это не стоит);
  • захват  заложников  может продолжаться несколько дней,  в течение которых возможно  улучшение  отношения к ним  террористов, поэтому не теряйте веру в благоприятный исход;
  • может случиться,  что захватчики сдадутся,  чтобы не иметь дело со специальными подразделениями по борьбе с терроризмом;
  • освобожденные  заложники  должны  сообщить  как  можно   больше деталей:  число  захватчиков,  в  какой  части помещения они находятся, каким  оружием  располагают,  число  заложников  и  их   расположение, моральное состояние террористов;
  • запомните,  что люди, которые поддерживают связь между властями и  террористами  -  это  всегда  члены  группы  по  борьбе  с терроризмом  или  по  охране правопорядка,  одетые в форму сотрудников Красного  Креста,  обслуживающего  персонала  или   любую   другую   в зависимости от требований захватчиков.
  • Если начался штурм здания - группа освобождения, продвигаясь в дыму, кричит заложникам, чтобы те  легли  на пол и беспощадно стреляет во всех вооруженных лиц или во всякого, кто останется стоять.     В этот момент помните:
  • неприятности  уже  почти  позади,   постарайтесь   успокоиться, действия порождают сумятицу и панику;
  • оставайтесь лежать на полу до окончания операции;
  • подчиняйтесь   приказам   и  инструкциям  группы  по  борьбе  с терроризмом и не отвлекайте ее членов ненужными вопросами;
  • не  трите  глаза,  если применяется слезоточивый газ (особенно, если он распространяется медленно);
  • не покидайте помещение до того, пока не дадут специальный приказ, чтобы  не  быть  принятыми  за  захватчиков  и  по  ошибке   не   быть застреленным;
  • при освобождении выходите как можно быстрее, не останавливаясь, чтобы взять личные вещи,  учтите:  всегда имеется опасность взрыва или пожара.

Если существует угроза взрыва жилого дома:

  • При существующей  опасности взрыва лучше всего, конечно,  выбраться на улицу.  Однако,  если опасность вас застала  на верхних  этажах  высотного дома,  воздержитесь от попыток спуститься - наверняка  лифты  уже  отключились,  а  лестницы  переполнены   вашими собратьями по несчастью.
  • В минуты опасности инстинкт диктует нам прямолинейные  решения  - либо замри, чтобы не тронули, либо беги, чтобы не догнали. При взрывах такое поведение крайне опасно и фактически равнозначно панике.  Даже  если  после взрыва ваше помещение видимо не пострадало, постарайтесь не забираться в щели между шкафами,  плитами,  столами  и приборами. При остаточном обрушении их может завалить, и вы окажитесь в собственной ловушке.  
  • Отключите свет,  газ,  воду,  если это возможно.
  • Воздержитесь на некоторое время от выхода из помещения - возможно,  не все еще осыпалось и именно вашей голове достанется увесистый кирпич.
  • При взрывах  и  авариях средней тяжести в домах самым безопасными местами считаются проемы дверей в  капитальных  стенах  или,  наконец, место  под  большими  письменными столами.  Впрочем,  известны случаи, когда люди выживали прячась под большими кастрюлями (в  столовых)  или просто защищая голову сковородкой.
  • Больше всего люди гибнут возле труб, лифтов, электроприборов.
  • И еще  один важный момент,  которого вы наверняка не знаете.  При взрывах,  пожарах и землетрясениях нельзя спасать вещи  до  того,  как спасены люди.  Если даже вы пытаетесь вынести свою любимую пижаму, вы, вероятнее всего, будете задержаны, и вас обвинят в мародерстве.
  • Теперь кое-что о том,  как выжить,  если вас завалило.
  • Во-первых, будьте готовы к тесноте и  темноте,  может  быть,  боли.  
  • Постарайтесь переползти  туда,  где  по  вашему  мнению  вероятность обвала меньше.
  • Укрепите потолок своей западни - может  вам  придется  провести  здесь около  суток.  
  • Если  вы понимаете,  что запас воздуха у вас ограничен, старайтесь дышать реже.  
  • Каждый час спасатели наверху объявляют «время тишины».  Это  время  специально  для того,  чтобы услышать живых.  Не стесняйтесь звать на помощь.  Многие из жертв  позже  вспоминали,  что труднее  всего им было откинуть странный комплекс и попросить помощи у формально неизвестных им людей.
  • При обнаружении пострадавшего, первое, что сделают спасатели, это просунут шланг или трубку для  обеспечения  подачи  воздуха  даже  при возможных последующих  обвалах.  
  • Учтите,  что  разбор  завала  ведется сверху вниз,  а не с боков.  Так поступают опять  же,  чтобы  избежать обвалов.  
  • Как  только  контакт со спасателями установлен,  сообщите им свое имя, опишите ваши повреждения, состояние завала вокруг вас, место где  вы  находились  в  здании  при обвале.  Обо всех ваших дальнейших инициативах консультируйтесь со  спасателями.  
  • Будьте  бдительны,  когда в  стране существует угроза  терроризма!



Предварительный просмотр:

Тема: О любви в душе, а не на заборе.

(классный час, посвящённый Дню Святого Валентина, для 5 класса).

Цель: через любовную лирику детских поэтов, через диспут о том, что любить не стыдно, а стыдно ненавидеть,  показать великое предназначение любви в жизни человека.

                                                План.

  1. Стихи детских поэтов о любви.
  2. «Любовь – это…».
  3. Дерево Любви.
  4. «К вам постучалась любовь» (письма-валентинчики).
  5. Выбор «Валентина» и «Валентины».
  6. Валентинка.
    Здравствуйте, друзья! Я Фея любви и дружбы Валентинка. У меня такое имя  потому,что я хозяйка праздника — Дня святого Валентина, дня всех влюбленных.

.                 

         

 Ответьте мне, пожалуйста, кого вы любите больше всего на свете? (Дети отвечают). Замечательно! Раз вы любите, и, я уверена, вас любят тоже, значит, это ваш праздник. Поэтому сегодня будем веселиться, шутить, смеяться, устраивать конкурсы и забавные соревнования. И, несомненно, на нашем празднике должна царствовать только дружба. Вы согласны? (Ответ детей).

  - Как вы понимаете тему классного часа?

 - По-вашему, что такое любовь?

 -

 - Давайте послушаем мнение о подростковой любви детских поэтов.

                       Сергей Панфилов  «Уравнение»

Читаю на заборе,

Читаю возле сквера,

Читаю уравненье,

Читаю вновь и вновь:

Какой-то Вовка Пухов

Плюс Котикова Вера

И минус Борька Рогов

Равняется – «любовь».

Мне стало сразу грустно,

Мне стало очень грустно,

Мне стало сильно грустно.

И я пошёл в кино.

Утешь, киноискусство,

 Смеши, киноискусство!

Пропали мои чувства,

Теперь мне всё равно…

Я сяду, где придётся,

К экрану не подвинусь,

Смешной покажут случай,

А я не засмеюсь.

Я – Борька, Борька Рогов,

Который жалкий минус,

И я не стану Вовкой,

Который жирный плюс.

Мнение учеников о стихотворении)

  Ах, если б я мальчишкой стала,

Ух, натворила бы я бед.

Вверх дном перевернула б свет.

А быть девчонкой я устала…

Хочу, чтоб не кричали только:

«Кто стул сломал?! Цветы помял?!»

Чтоб он контрольные давал. 

- Определите тему стихотворения.

           

                                                       

 У Сергея Михалкова есть стихотворение на эту тему:

                                      «Мальчик с девочкой дружил…»

Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.

Как товарищ, как знакомый,
Как приятель, он не раз
Провожал ее до дома,
До калитки в поздний час.

Очень часто с нею вместе
Он ходил на стадион.
И о ней как о невесте
Никогда не думал он.

Но родители-мещане
Говорили так про них:
"Поглядите! К нашей Тане
Стал захаживать жених!"

Отворяют дверь соседи,
Улыбаются: "Привет!
Если ты за Таней, Федя,
То невесты дома нет!"

Даже в школе! Даже в школе
Разговоры шли порой:
"Что там смотрят, в комсомоле?
Эта дружба - ой-ой-ой!"

Стоит вместе появиться,
За спиной уже: "Хи-хи!
Иванов решил жениться.
Записался в женихи!"

Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.

И не думал он влюбляться
И не знал до этих пор,
Что он будет называться
Глупым словом "ухажер"!

Чистой, честной и открытой
Дружба мальчика была.
А теперь она забыта!
Что с ней стало? Умерла!

Умерла от плоских шуток,
Злых смешков и шепотков,
От мещанских прибауток
Дураков и пошляков.

( Мнение учеников по этой теме)

- А теперь вернёмся к нашей теме. Как вы теперь понимаете тему нашего классного часа?

Закончите фразу (в группах): «Любить не стыдно… (а стыдно дразнить влюблённых)».

- Давайте попробуем вывести формулу любви: «Любовь – это…» (каждый пишет на листочке  свой ответ)

- В честь праздника наш почтовый ящик полон «валентинчиков», давайте же мы найдём получателей этих писем. (Раздача «валентинчиков»)

По наибольшему количеству выбираются Валентин и Валентина класса. Им вручаются медали.  Конкурсы во время праздничной дискотеки.

1. ЧТО ТЕБЕ НРАВИТСЯ?
Все участники в перерыве между танцами встанут в круг через одного, а ведущий задает вопрос первому участнику: "Посмотрите внимательно на свою соседку (соседа). Что Вам в его (ее) внешности больше всего нравится?". (Ответы будут самые разные: глаза, нос, серьги, блузка, волосы и т.д.). Затем ведущий обращается к следующему участнику с тем же вопросом и к следующему. Когда опрос будет завершен, ведущий предлагает всем поцеловать у соседа именно то, что больше всего нравилось. И следует веселая "поцелуйная" минутка, которая поднимет настроение всем.

2. ПОБЕГ ИЗ ТЕМНИЦЫ.
Игра напоминает старинную забаву "Кошки-мышки". Участники игры, держась за руки, образуют круг. Внутри - пленник или пленница, снаружи - его или её друг. Пленник должен вырваться наружу, его помощник - обмануть охрану. Тот, кто упустит пленника, занимает его место.

3. ШЛА КОЗА ПО ЛЕСУ.
Все становятся в круг. Водящий становится в центр, ему завязывают глаза. Все говорят слова:
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу…
Тот, на кого показал водящий, выходит в круг. Дальше - слова:
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Затем Коза и Принцесса становятся спиной друг к другу. Все хором считают: раз, два, три. На счет "три" герои поворачивают голову налево или направо. Если повернули в одну сторону - Коза целует Принцессу и остается водящей, если в разные стороны - Принцесса занимает место Козы.

 



Предварительный просмотр:


Парламентский урок: «Я и моё право»

Цели и задачи урока:

1. Формирование у учащихся основ знаний об избирательном праве граждан России.

2. Формирование у учащихся представления о России как демократической стране.

3. Расширение словарного запаса учащихся, совершенствование диалогической и монологической речи.  

Оборудование урока:

Государственные символы России, гимн.

Ход урока

1. Организационный момент

Начинаем  информационно-познавательный час из цикла «Я - гражданин».

Звучит гимн Российской Федерации, гимн Республики Татарстан

(Учащиеся исполняют вместе с учителем)

2. Актуализация знаний

Разгадайте кроссворд:

1. Как называются правовые нормы и правила, устанавливаемые государством?

2. Быть грамотным мне помогает конституционное право на     -  ОБРАЗОВАНИЕ.

3. Основной закон жизни  страны -  КОНСТИТУЦИЯ.

4. Российская Федерация, согласно Конституции страны, – демократическое федеративное правовое -  ГОСУДАРСТВО.

Ключевое слово  -  ВЫБОР.

П

Р

А

В

О

Ы

О

Б

Р

А

З

О

В

А

Н

И

Е

К

О

Н

С

Т

И

Т

У

Ц

И

Я

Г

О

С

У

Д

А

Р

С

Т

В

О

3. Формирование новых знаний

Понятие о выборах

Учитель: Все мы являемся гражданами России. Что значит быть гражданином?

(Ответы детей:  Соблюдать  законы, иметь права и обязанности)

Учитель обобщает: Права, свободы и обязанности гражданина страны определяет Конституция Российской Федерации. Неотъемлемым правом граждан Российской Федерации  является право участвовать в выборах.

Учитель:  Ребята, а кто из вас знает, что такое выборы?

Дети:    Это когда выбирают депутатов, президента.

Учитель: Правильно, выбирая их, в нашей стране формируются органы государственной власти. Давайте вспомним, что мы знаем о них?

Учитель:   Кто в России принимает законы?

Дети:  Депутаты.

Учитель:   А где работают депутаты?

Дети: В Государственной Думе  Российской Федерации.

Учитель: Государственная Дума Российской Федерации является законодательным (представительным) органом страны. Законодательным, потому что Дума принимает законы. Представительным, потому что депутаты, которых выбирают избиратели, а это ваши родители, бабушки и дедушки, ваши старшие братья и сестры, представляют их интересы, решают важные для каждого из нас вопросы. А как называется такой орган в Республике Татарстан?

Дети: Государственный Совет Республики Татарстан.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а кто исполняет принятые Государственной Думой или Государственным Советом  законы:

Дети:    Министры… …. Правительство….

Учитель: Правильно. Орган, который исполняет законы,  называется исполнительный орган и к нему относятся Правительство, куда и входят все министры. Правительство Российской Федерации – это высший исполнительный орган государственной власти. В Республике Татарстан высшим исполнительным органом является Кабинет министров Республики Татарстан.

Учитель: Государственная Дума Российской Федерации и Государственный Совет Республики Татарстан играют важную роль в жизни нашей страны. Депутаты решают очень важные для страны и республики вопросы. Однако в нашей жизни появляются и такие вопросы, которые могут быть решены при участии самих граждан, проживающих в конкретном городе или селе. Для решения таких вопросов существует представительный орган местного самоуправления, который также состоит из депутатов. Кто-нибудь знает, как такой орган называется в Казани.

Дети: (если знают?) Казанская городская дума.

Учитель: Ребята, а кто знает, что делает Президент России?

 Дети: Это глава российского государства. Он выше всех, он защищает интересы страны и каждого из нас.

Учитель: Ребята, а кто из вас хотел бы стать депутатом или президентом, когда вырастет?

Дети: …!

Учитель:  А вы знаете, что и депутаты, и Президент России избирается народом? Такое право дается гражданам страны с 18 лет. Когда вам исполнится 18 лет, вы также сможете избираться депутатом  Казанской городской думы, с 21 года – депутатом Государственной Думы Российской Федерации или Государственного Совета Республики Татарстан, а вот когда вам исполнится 35 лет,  сможете стать Президентом России.

 

Учитель: Участие в выборах – право гражданина РФ.  Важно использовать это право, чтобы ты сам решал, кто от твоего имени будет управлять страной.  

Избиратель выбирает будущее своей страны.

Голосуй! А то проиграешь!

(Дети объясняют смысл данного выражения)

 (Пополнение словаря учащихся. Ученики получают распечатку со словам для дальнейшего использования её в своих ответах)

Право – правила и нормы, которые устанавливает государственная  власть и которые регулируют отношения людей в обществе.

Депутат - (лат. -уполномоченный) - человек, избранный в орган государственной власти, орган местного самоуправления, представитель в этом органе своих избирателей.  

Электорат - (лат. - избиратель) - круг избирателей, голосующих за какую-либо   партию, кандидата на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

Парламент - высший представительный и законодательный орган государственной власти.  В РФ состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Республике Татарстан - Государственный Совет, он однопалатный.

 

Учитель: Ребята, какими качествами  должен обладать президент ?

Учащимся предлагается выбрать необходимые слова:

умный, жёсткий, активный, веселый, патриот, хитрый, образованный, мужественный, добренький, внимательный, честный, справедливый, бескорыстный, здоровый, жизнерадостный, милосердный, корыстный, ленивый, бескорыстный, милосердный, агрессивный, строптивый.

Президент страны должен быть:

(ученики называют определения и обосновывают свой выбор)

1. Патриотом.

2. Милосердным.

3. Справедливым.

4. Честным.

5. Мужественным.

6. Здоровым.

7. Образованным.

8. Бескорыстным.

9. Умным.

10. Смелым.

11. Принципиальным.

12. Профессионалом.

4. Игровые упражнения

Игра «Четвертый лишний».  

Подчеркни лишнее

(Дети называют и обосновывают свой ответ)

1) Цвета российского флага

Синий, красный, зеленый, белый

2) Цвета татарстанского флага

Голубой, зеленый, красный, белый

3) В выборах принимают участие:

Папы, мамы, бабушки, дедушки, дети.

4) Президенты России

Б. Н. Ельцин, В. В. Путин, М.Ш. Шаймиев, Д.А. Медведев

Игра «Найди слова»

(Дети объясняют значение слов, используя «Словарь Всезнаек»)

Е

П

У

Т

А

Д

Т

Д

В

Ы

Б

Т

У

А

Г

Р

А

О

Э

М

Р

А

Д

Ж

Р

Л

А

О

Н

И

Н

Ы

Е

К

Т

Ответы: Гражданин, депутат, электорат, Дума, выборы.

5. Задание на дом

Учитель: Составьте свою предвыборную программу: «Маленькая страна -  страна счастливых людей».

6. Итог 

Учитель: Мне было интересно с вами общаться. Я вижу в вас настоящих граждан своей страны. Я надеюсь, что вы станете патриотами своей страны. Наша работа окончена. Всем спасибо.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ошторма Юмья

Кукморского муниципального района РТ

Возрождение памятников истории   и культуры древнего города Болгар и  острова-града Свияжск

                                                                                                                                                                 

                                

                                                             Подготовила учитель удмуртского                                                                                                                                                                                                                

                                                                 языка и литературы, II квали-

                                                       фикационной категории

                                        А.П.Семёнова

2010


1 сентября 2010 года, День знаний

Вводный урок,

посвященный : «Возрождению памятников истории   и культуры древнего города Болгар и  острова-града Свияжск».

(для учащихся 5 класса)

 

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей древнего города Болгар и острова-града Свияжск;
  • формировать и развивать интерес к прошлому  родного края;
  • воспитывать уважительное отношение к родному краю, его истории и культуре.

 Оборудование:

- книги и иллюстративный ряд по теме урока;

Ключевые моменты урока

1 .Что такое родина?

 2.Что такое памятник?

 3.История Булгара

4.Географическое положение.

5.Великий Волжский путь. Торговля. Купцы.

   6.Сохранившиеся архитектурные сооружения

7.   Религия.

 8. Искусство.

 9.Падение города.

 10.История Свияжска.

 11. Итоги.

   12. Возрождение

Ход урока

 Организационный момент (знакомство с классом)

Вступительное слово учителя.

-        Ребята, поздравляю вас с началом нового учебного года. Сегодня у нас с вами пройдет урок, посвященный возрождению памятников истории и культуры древнего города Болгар.

Ребята, а что такое родина? Родина - это наши родные и близкие, наш дом, улица, город или деревня. Это школа, это школьные друзья, учителя. Это воздух, которым мы дышим, земля, по которой мы ходим. Мы живем в Республике Татарстан, и это наша родина. Республика Татарстан богата плодородными землями, лесами, полями, реками. Самые большие реки нашей республики - Волга и Кама, словно голубая лента опоясывают нашу республику. Много в ней и других больших и малых, извилистых, красивых рек и речушек.

Самая большая гордость Татарстана -   люди, живущие в нем. Земля нашей республики - древняя, историческая родина татар. Однако представители и других национальностей обрели здесь свою родину. Татарский народ веками трудился бок о бок с русскими, чувашами, башкирами, марийцами, мордвой, удмуртами и многими другими народами.    

Говоря словами Г. Тукая:

С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и в морали.

Один за другим проходили года, -

Шутили, трудились мы вместе всегда.

(пер. С. Липкина)

В Татарстане  много исторических памятников, хранящих память о минувшем… И  это еще одно большое богатство нашей республики - ее тысячелетняя история. Что же такое история? История - это, прежде всего, память. Народ, позабывший свою историю, язык, теряет свои корни, теряет человеческий облик.

Как же мы можем узнать о том, как жили наши далекие предки? К сожалению, до нас дошло очень мало источников. Но исчезло не все.  Есть записки путешественников, летописи, произведения устного народного творчества.   Благодаря исследованиям ученых мы можем сегодня рассказать об истории и культуре древних городов Татарстана.

Ключевым этапом урока станет рассказ об  истории древнего города Болгар и острова-града Свияжск.  

Какие памятники истории вы знаете?

  • Что же такое памятник?
  • («Памятник - сооружение зодчества или ваяния в честь и память события, лица». В. И. Даль.)

-А могут ли города быть памятниками?

-Да, оказывается, могут! И такие памятники находятся совсем недалеко от нашего города – например. памятники истории и культуры древнего города Болгар, остров-града Свияжск.

 Давайте поговорим о Булгарском государстве, потомками населения которого являются казанские татары.

История Булгара

Много веков назад в широких степях Северного Кавказа, около Азовского и Черного морей,    на    равнинах    между    реками    Дон    и    Дунай   существовало    сильное    государство    Великая    Болгария, основателем и правителем которого был Кубрат хан. Долгие годы верой и правдой правил он своей страной, но тут случилось несчастье - Кубрат хан заболел, силы его иссякали, но и умирающим он оставался грозным ханом, его слово было для всех законом. Позвал он к своему ложу сыновей, вождей многочисленных племен, советников. Собрав свои силы, он рассказал им притчу о человеке, который раздал своим сыновьям по прутику и велел их сломать. Те без труда это сделали. Потом человек собрал прутья в один пучок и снова дал сыновьям, чтобы те сломали. На этот раз пучок не смог сломать ни один из них.

Такой наказ дал хан своим сыновьям?

Если будете вместе и заодно - никто вас не одолеет. Если будете порознь - погибнете от рук врагов ваших.

Не послушались сыновья мудрого совета отца. Не было среди них единства. Распалось великое государство. Хан Аспарух основал Дунайскую Болгарию, сын Котраг стал кочевать в степях Дона, третий сын Батбай покорился хазарам и остался на Кубани, два других сына погибли в боях. Но много было среди болгар тех, кто не хотел жить под властью хазар. Они ушли с родных мест и обрели новую родину на Средней Волге. Это был чудесный край с хвойными и смешанными лесами, в которых встречались целые ореховые леса и большие заросли диких яблонь. В изобилии было и всяких ягод. В лесах обитало много разного зверя и дичи. В реках и озерах водилось множество рыбы. На открытых участках земли выращивали пшеницу, ячмень, просо.

Географическое положение

Для своего города булгары выбрали очень удобное место - на высоком берегу Волги. С одной стороны - рыба, дичь, с другой   - защищает жителей города не хуже крепости, а с третьей   - прекрасная водная дорога. Двигаясь по ней вверх по течению можно добраться до Балтийского моря, до далекого Севера, а вниз по течению - до Каспийского моря. (Работа по физической карте России.) И здесь и там редкого товару можно купить дешево, а свой товар продать дорого. Торговой рекой была Волга. Не зря ее называли Великим Волжским путем.

Великий Волжский путь. Торговля. Купцы

Булгары были хорошими купцами. Они имели торговые отношения со Средней Азией, Китаем, Византией, Русью.

- Как вы думаете, ребята, а чем торговали   предки казанских татар?

Торговали мехом, лесом, обувью, ювелирными изделиями из золота, серебра, бронзы, меди; гончарной посудой с резным орнаментом, оружием; одеждой, расшитой бисером и серебром и другими ремесленными изделиями. Только булгарским мастерам был известен секрет изготовления тонкой кожи. Ее так и звали - «булгари». До сих пор в Центральной Азии и Иране самую лучшую кожу и обувь называют булгарской. Первыми в Европе булгары начали выплавлять чугун и изготавливать сталь.

Сохранившиеся архитектурные сооружения

Развивалось и крепло государство Волжская Булгария. Ее столица   город Булгар в Х-ХIV веках застраивался каменными и кирпичными зданиями; строились мечети, школы с центральным отоплением и водопроводом. До наших дней сохранились развалины Черной палаты, Малого минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы, Соборной мечети.

Религия

  Булгары были язычниками. В 922 году в Булгарию приезжает посольство из Багдада, и съезд всех булгарских племен принимает государственную религию - ислам. (С принятием ислама древняя тюркская письменность заменяется арабской). Булгария приняла ислам за 76 лет до крещения Киевской Руси.

Искусство

  У булгар были свои ученые и поэты. В первой половине XII в. жил Якуб ибн-Ногман, составивший "Историю Булгарии". Ученый Бурхан ибн-Булгари написал книги по риторике и о лекарствах. Поэма Кул Гали (чье имя носит одна из улиц нашего города) "Сказание о Юсуфе" (XIII в.) была известна далеко за пределами Булгарии и оказала заметное влияние на все последующее развитие литературы булгарского и татарского народов.

Падение города

В XIII веке на Волжскую Булгарию обрушились монголы Бату-хана. В 1236 году Булгария была завоевана и вошла в состав Золотой Орды. В 1361 году Булгар был сожжен завоевателями, город потерял свое величие. Но затем он возродился. И его долгие годы называли «золотым троном Джучиева улуса».  

                                                История  Свияжска

 Много в России городов, и у каждого своя история, но немногие могут похвастаться такой, какую имеет Свияжск – в прошлом город, а ныне небольшое село, насчитывающее всего 250 жителей.

 С трех сторон ее окружает вода: река Свияга, озеро Щучье и река Щука.

История города берет свое начало с военной операции, предпринятой Иваном Грозным для покорения Казани. К этому времени граница Казанского ханства пролегала всего в 26 км западнее его столицы, по реке Свияге. Зимой 1550 г. русское войско под предводительством Ивана Грозного возвращалось в родные края после очередной попытки взять Казань. Заночевали на высоком холме Кара-Кермен . Там, На берегу строится целый город – кремль со  стенами и башнями, церкви, дома, даже царские хоромы. И никто, кроме нескольких человек, еще не знает, что недолго стоять этому городу на берегах Верхней Волги. Весной 1551 года новый город бесследно исчез, но по высокой воде поплыл вниз по Волге огромный караван. Плыли месяц и 16-го мая достигли места, где 75 тысяч человек уже ждали приказа начать работу. Всего около 20 дней потребовалось, чтобы расчистить от леса вершину холма Кара-Кермен и собрать крепость на новом месте. Пока казанцы соображали - что к чему, пока пытались перебросить через разлившуюся Волгу хоть какое-то войско – город на горе был готов.

Сначала ему дали имя Иван-город, но название не прижилось. Уже через пару лет в бумагах именуют Новый Город Свияжск, а с 1560-х гг. – просто Свияжск.

Внезапное появление мощной цитадели у самых стен Казани определило судьбу Казанского ханства. К середине августа Свияжск опустел, а 23-го числа русские силы уже плотно обложили Казань. Наконец, 4 октября столица ханства пала.

 Был здесь проездом в сентябре 1833 года и Александр Сергеевич Пушкин. Да не просто был - легенда гласит, что слова из его «Сказки о царе Салтане» - «…мимо острова Буяна, в царство славного Салтана» - именно об острове Свияжск.

В 1955 году, после окончания строительства Куйбышевской ГЭС, большая волжская вода отрезала Свияжск от суши,  он стал островом.

Сейчас Свияжск вновь становится православным центром. Путь на остров лежит по  Волге.

 

Итог урока.

-Ребята, а как вы думаете, почему сегодня 1 сентября мы с вами говорим о Волжской Булгарии, о городе Булгар?

«История Булгар имеет колоссальное значение. Без ее изучения мы никогда не поймем связь России с Востоком», - писал академик И.Н.Тихомиров.

20 февраля 1995 года по Указу Президента России Б. Н. Ельцина Булгарский историко-архитектурный музей-заповедник вошел в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Возрождение

В настоящее время первый президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев исполняет обязанности председателя Попечительского совета Фонда возрождения памятников культуры и истории «Янарыш», занимающегося проектами реконструкции древнего города Булгар и православных храмов на острове-граде Свияжске.

«В Булгарах построят новую мечеть. У мечети будет медресе, рассчитанное на 30 учеников. Есть надежда, что медресе, которое будет расположено далеко от больших городов, на природе, на том месте, где наши предки приняли ислам, в будущем станет филиалом Российского исламского университета»,- рассказал первый президент Татарстана, Государственный советник Минтимер Шаймиев.

А еще в этом году в Булгарах началось строительство музея хлеба. «Этот музей был бы интересен и для туристов», - объяснил Минтимер Шаймиев. Музей хлеба составит целый музейный комплекс. Здесь будут мельница, дом выпечки хлеба, амбар, хижина кузнеца, водная мельница, колодец, родник, хлебные поля.

 

  Домашнее задание

Постарайтесь узнать побольше о памятниках истории и культуры нашего края, города Казани. На следующих уроках, классных часах мы обязательно о них поговорим.

Использованные материалы

  1. М. Зарипов, Ж. Миндубаев. От Ульяновска до Казани. - М.: «Искусство», 1976 -152 с.
  2. С. Шамси, И.Измайлов. Волжская Булгария в рассказах для детей. - Казань: «Магариф», «Слово», 1995 - 80 с.
  3. http://ru.wikipedia
  4. http://www.kcn.ru/tat ru/history/h bulg.ru.html
  5. http://bulRar-portal.ru/
  6. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/28/
  7. http://www.bolgar.info/s_mavzolei.php
  8. http://www.intertat.ru/ru/clauses/

 

 



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника "Последний звонок" для 11-го класса

В начале праздника звучит песня  "Школьная пора".

Ведущий :

Добрый день, дорогие друзья: гости, родители, учителя!

 Снова наступил исторический для школы день – 25 мая. И как хорошо, что такой праздник бывает весной, цветущий, радостный, всегда новый.

Для наших выпускников эта весна – начало, уверенное и многообещающее.

А в школьной летописи заполнилась еще одна страничка.

Ведущая :

Сегодня школьный прозвучит звонок,

Который  будет не совсем обычным.

Прервется нить той череды привычной,

Когда урок сменялся на урок.

 Ведущий :

Шумят, волнуясь, классы выпускные,

Звенят прощальным эхом голоса,

Корабль школьный поднял паруса.

И ждут его теперь пути иные.

Ведущая :

Давайте поприветствуем отважных,

Прошедших штормы школьных бурных лет.

Идущих в жизнь дорогою побед, -

Выпускников торжественных и важных!

Играют фанфары.

Ведущий :

Поприветствуем выпускников 2017 года на  празднике "Последнего звонка".

-  11 класс и классный руководитель Семёнова Ангелина Пантелеевна;

- 9 класс и классный руководитель Тихонова Ирина Михайловна.

 Сегодня выпускники прощаются с самым беззаботным и радостным временем своей жизни – школьными годами. И именно сегодня каждого из них впервые назовут красивым гордым словом – выпускник нашей школы. Давайте поддержим их бурными аплодисментами.

Ведущая :

Торжественное мероприятие, посвященное празднику «Последнего звонка» считать открытым, для исполнения Гимна РФ всем встать.

Исполняется Гимн.

Ведущий :

Когда-то, лет одиннадцать назад,

 Когда деревья были золотые,

 Для вас был праздник Первого звонка -

 Под трель его вы в класс вошли впервые.

Ведущая :

Сегодня вы волнуетесь слегка,

 И школьный актовый зал друзьями полон,

 Пришёл к вам день Последнего звонка

 Сегодня ВЫ прощаетесь со школой!

Ведущий :

Дорогие выпускники!

Сегодня для вас прозвенит особенный звонок, он не похож на те звонки, которые вы слышали ранее.

Ведущая :

Этот звонок для вас - рубеж между детством и взрослой жизнью. И сейчас вы услышите слова напутствия от имени тех, кто провожает вас во взрослую жизнь.

Ведущий :

Гостей у нас сегодня много -

Выпускников, коллег, друзей,

Пришли коснуться школьного порога,

Взгрустнуть со школою своей.

Ведущая:

Но гость особый есть у нас -

Он не ходил здесь в первый класс,

Но мы ему не безразличны,

И он нас поздравляет лично.

Ведущий:

Поздравить Вас сегодня пришла ________________________________________________

Выпускник вручает цветы

Ведущий:

Так приятно отметить, что на нашем празднике сегодня, традиционно много гостей! Слово предоставляется _____________________________________.

Выпускник вручает цветы .

Ведущий :

Школа – это маленькое государство

 И в каждой школе есть свои законы.

Чтобы не сбиться с верной дороги,

Чтоб задавать движения вектор –

 В школе есть справедливый и строгий

Но самый лучший директор!

Директор:

Выпускник вручает цветы

Ведущая :

В вас строгость с добротой

 Переплелись так тонко.

 Наверно, свыше вам дано,

 Неугомонный слышать бой

 Сердец ребячьих звонкий.

Сегодня на нашем празднике очень приятно видеть блюстителя дисциплины, законодателя расписания, и просто очаровательного человека — нашего завуча, Светлану Ивановну Яковлеву.

Выпускник вручает цветы

Ведущий :

Ты помнишь, было вокруг

 Море цветов и звуков.

 Из теплых маминых рук

 Учитель взял твою руку.

 Он ввел тебя в первый класс

 Торжественно и почтительно.

 Ведущая:

Твоя рука и сейчас

 В руке твоего учителя.

 Желтеют страницы книг,

 Меняют названия реки,

 Но ты его ученик:

 Тогда, сейчас и навеки.

Слово предоставляется первым учителям

Выпускники :

1-

Во дни торжеств и неприметных буден —

Невесть в каком году, в каком краю —

Мы добрым словом вспомнить не забудем

Учительницу первую свою!

2-

Спасибо Вам за слово, за науку,

За тяжкий труд осиленных азов,

За тот звонок, что предвещал разлуку,

За светлый миг и вечный сердца зов!..

Вручаются цветы первым учителям.

Выпускники учителям:

Последний завершён урок.

Как жаль, что в класс наш светлый

Меня не позовёт звонок.

И разлетятся очень скоро,

Как птицы, школьные друзья.

Но остаётся наша школа,

И будут жить учителя!

Учителя! Поклон Вам низкий

За то, что верили Вы в нас!

В любви Вам нынче признаётся

Весь наш одиннадцатый класс

Песня « Последний звонок»

Ведущий:

Уважаемые выпускники, сегодня  Вас пришли проводить в большой мир взрослой жизни первоклассники! Встречайте!

На сцену выходят первоклассники.

Первоклассники


1

В жизнь одиннадцатый класс

Провожаем мы сейчас,

И даем вам на прощанье

Первоклассный наш наказ.

2

В этих стенах вы успели

Очень многое узнать,

Мы желаем вам ответить

Все экзамены на "5".

3

У меня для вас, друзья,

Слов совсем немного:

Лучше знанья, а не деньги

Брать с собой в дорогу.

4

А еще с собой возьмите

Дружбу крепкую свою,

Потому что друг поможет

И в учебе, и в бою.

5

Вы заботились о школе,

Много сделали для нас,

Но хозяевами школы

Будем мы не хуже вас.

Выпускники:

Мы благодарны вам, друзья,

За ваши теплые слова и поздравление,

Промчатся быстро школьные года,

Закончится и ваше здесь учение.

По звонку чтобы вставали,

В школу вовремя бежали,

Чтоб с дороги вы не сбились

И нигде не заблудились.

И еще один совет:

Нашу школу берегите

И учителей любите.

Уходят за руку со сцены вместе с ведущими.

Песня « Последний звонок»

Ведущая:

Вы будете помнить всех учителей,

 Но, есть один, и с этим все согласны,

 Что всё-таки дороже и милей,

 Для вас родной руководитель классный.

Ведущий:

Слово предоставляется классным руководителям выпускников :

На сцену выходят выпускники по 1-му от класса и читают стихи

1й:

Не выбираем мы родителей,

Как, впрочем, и учителей.

Зато они за годы школьные

Нам всех становятся родней!

2й:

И классному руководителю

Хотим сегодня пожелать:

Пусть ваши дети возвращаются

И новые придут опять!

Выпускники дарят букеты классным руководителям.

Выпускники:

1-

Ну,  как не вспомнить нынче нам о тех,

Делил кто с нами радость, горе, смех

Кто ежедневно в школу собирал

И от стыда за нас порой сгорал…

2-

Родители! Без вас мы никуда!

Беда любая с вами — не беда!

А радость — так сполна чтоб веселиться!

Ведь с нами до-о-о-о-лго в ВУЗе вам ещё учиться… (все вместе)

 Ведущая :

Слово предоставляется родителям выпускников.

Песня « О родителях»

Ведущий .

Последний раз звучит для вас звонок.

 Звонок надежды и звонок прощанья.

 И приближаются минуты расставанья.

 И впереди - смятение дорог.

Ведущая.

И солнце в небе светит, как и прежде,

 Но детству в жизни свой отпущен срок.

 И вот в последний раз звенит звонок,

 Звонок прощанья и звонок надежды.

Песня « До свиданья, школа»

Ведущий:

Звонкий, тревожный, последний звонок

А сейчас пришла пора дать слово последнему звонку.

Право дать Последний звонок предоставляется:

- от 1 класса ___________

- от 11 класса __________

Играет вальс, пары танцуют.

 Ведущий:

Вот и прозвенел звонок прощальный,

Повзрослели  быстро вы,

Предлагаю, на прощанье,

Всем учителям вручить цветы!

(Все ученики вручают цветы )

Ведущая:

Вот и всё. Отбытие известно.

Манит в путь далёкая звезда…

Помните, что есть такое место,

Где вас встретят с радостью всегда.

Всех вершин вам, всех благополучий.

Всех возможных жизненных прикрас!

Ведь для нас вы лучшие из лучших,

Любим. Ждём. Надеемся на вас.

Ну, вот и окончен наш маленький праздник,

Пусть каждый присутствующий, участник

Запомнит наш двор, нашу школу, детей,

И в школу вернется опять поскорей!

Ведущий:

Выпускники, готовы, с детством попрощаться?

Его на время отпустить,

Шары вы к небу поднимите,

И отпустите в небо нить!

Ведущая: Линейку, посвященную празднику последнего звонка, прошу считать закрытой.