Классное руководство
Презентация для классного часа "1 сентября" - Наш 9б.
Презентация и разработка классного часа "Питание старших школьников".
Заповеди нашего класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация для классного часа "1 сентября" - Наш 9б. | 561 КБ |
Классный час. Питание старших школьников. | 109.5 КБ |
Классный час. Питание старших школьников. | 567.5 КБ |
Заповеди нашего класса. | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Классный час
«Питание и здоровье старших подростков»
Тема: ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Цели: обсудить важность оптимального питания для здоровья школьников, необходимость знания старшими подростками элементарных правил питания; формирования навыков самоконтроля.
Слайд №1
Учитель.
Сегодня мы с вами поговорим о правильном питании и нашем здоровье. Обсудим, что мы употребляем в пищу. И начнем наше знакомство со здорового образа жизни.
I. Правила здорового образа жизни, укрепляющие иммунитет.
- Заниматься физической культурой 3-5 раз в неделю. Особенно полезны занятия на свежем воздухе. Следить за тем, чтобы организм при занятиях не перегружался.
- Не переедать и не голодать. Лучше питаться часто и понемногу.
- Знать и соблюдать правила общения. Найти для себя способ избавляться от стрессового состояния.
- Стараться соблюдать режим дня.
- Ежедневно закаливаться.
- Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков.
Учитель.
II. Основные группы пищевых продуктов и планирование питания.
Пищевая группа | Число блюд в день |
1. Молоко и молочные продукты | Не менее 2 |
2. Мясо и мясные продукты | Не менее 2 |
.3. Фрукты и овощи | Не менее 4 |
4. Хлеб и крупы | Не менее 4 |
III. Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании школьников
Слайд №2
Ученик 1.
1.Мясо и мясопродукты.
Эта группа продуктов включает говядину, баранину, свинину, мясо птиц (куриц, цыплят, индейки), кроликов. Также различные виды сосисок, сарделек, колбас и колбасных изделий. Общее для всех продуктов - высокое содержание белка -14—16 г в 100 т продукта, а также легкость усваиваемости железа и витамина В .
При этом белки мяса и мясопродуктов содержат наиболее благоприятный для человека набор аминокислот, в связи, с чем белки мяса обладают высокой биологической ценностью, проще
говоря, высоким качеством. Вот почему мясо рекомендуется ежедневно включать в рацион детей и подростков.
В рационе школьников должны преобладать блюда из птицы и говядины, тогда как баранину, свинину, колбасы, сосиски и сардельки следует использовать ограниченно - не чаще 1-2 раз в неделю.
Из мяса можно приготовить самые разнообразные блюда: жаркое, бифштексы, гуляши, котлеты и т. д. Важно при этом, однако, помнить, что
наиболее полезными способами кулинарной обработки являются отваривание, тушение и запекание, тогда как обжаривание сопровождается
образованием на поверхности мяса корочки.
Несмотря на свой аппетитный вид, эта корочка содержит продукты расщепления белков, углеводов и жиров, может раздражать слизистую желудка и кишечника и вызывать изжогу, тошноту и другие болезненные симптомы со стороны желудка, печени и кишечника.
Слайд №3
Ученик 2.
2. Рыба и рыбопродукты.
Пищевая ценность рыбы и рыбопродуктов близка аналогичной у мяса. Эта группа также важнейший источник высококачественного белка, легкоусваиваемого железа и витамина В 12.
Поскольку в рыбе меньше, чем в мясе, соединительной ткани, то рыба и ее белки легче перевариваются и усваиваются детьми и подростками.
В этом одна из причин того, что в вечернее время рекомендуются блюда из рыбы, а не из мяса: желудок и кишечник тоже должны отдыхать ночью, а не заниматься перевариванием пищи.
Несмотря на отмеченное сходство в химическом составе рыбы и мяса, первая содержит некоторые пищевые вещества, отсутствующие в мясе. Это прежде всего особый класс полиненасыщенных жирных кислот, необходимых для обеспечения многих важных физиологических функций.
Слайд №4
Ученик 3.
3. К у р и н ы е яйца.
Помимо белка этот продукт содержит немало и других полезных веществ: жир, в том числе лецитин, витамины А, В-каротин, В12. При этом все пищевые вещества яйца быстро и хорошо всасываются.
Поэтому яйца - полезный компонент рациона детей, если, конечно, они не вызывают аллергию (что бывает нередко).
Увлекаться яйцами, однако, не следует, в том числе из-за высокого содержания в них холестерина. Хороша «золотая середина» - 1-2 яйца в день не чаще 2-3 раз в неделю.
Слайд №5
Ученик 4.
4. Молоко и молочные продукты.
Эти продукты «роднит» с мясом и рыбой наличие в них высококачественного белка, к тому же его потребляют ежедневно.
Так, если ребенок 7 лет выпьет утром стакан молока, а вечером - стакан кефира, то он получит 12 г белка, что составляет 12-15 % от суточной дозы потребности в этом важнейшем пищевом веществе.
Но белок - это не единственное достоинство указанной группы продуктов. Кальций и витамин Вт ребенок получает в основном из молока и молочных продуктов.
В тех же двух стаканах молока и кефира содержится около 400 мг кальция (40-50 % от суточной дозы потребности детей 7-10 лет) и 0,6 мг витамина В?
(30 % от суточной потребности).
Еще выше содержание кальция и витамина В в таких продуктах, как творог и сыр, которые являются «природными концентратами» этих веществ.
Следует особо подчеркнуть важную роль кисломолочных продуктов (кефира, ряженки, йогуртов, простокваш и др.).
Эти напитки не только содержат перечисленные вещества (белок, кальций, витамин В2 и др.), но и несут в себе полезные микроорганизмы, так
называемые пробиотики («поддерживающие жизнь»), которые не только нормализуют состав кишечной флоры, подавляя рост болезнетворных микробов, но и стимулируют иммунный ответ организма, повышают его устойчивость к инфекциям.
В питании школьников, как, впрочем, и детей другого возраста, и взрослых, должны чередоваться различные виды кисломолочных продуктов.
Конечно, при этом необходимо учитывать переносимость каждого из этих напитков, поскольку она может существенно различаться у разных людей.
Слайд №6
Ученик 5.
5. Хлеб и хлебобулочные продукты, крупы, макаронные изделия.
И хлеб, и крупы могут служить источником практически всех основных пищевых веществ - белка, жира, углеводов, витаминов (В1, В2, РР), минеральных солей (магния, железа, селена и др.).
В них имеются растительные волокна, необходимые для нормальной работы кишечника и желчевыделительной системы.
Однако в этих продуктах преобладают углеводы (главным образом - крахмал), тогда как содержание белка и жира существенно ниже.
Белки хлеба характеризуются значительно более низкой биологической ценностью, чем белки мяса, рыбы, молочных продуктов. Поэтому хлеб и крупы должны сочетаться в рационе с мясом, рыбой, молоком и другими продуктами животного происхождения.
Традиционное же увлечение хлебом, кашами, блюдами из макарон и вермишели, к сожалению, достаточно частое в питании детей и взрослых в нашей стране, не может быть признано полезным, так как сопровождается избыточным потреблением углеводов.
Поскольку избыток углеводов в организме легко превращается в жиры, именно эта традиция служит причиной значительной распространенности избыточной массы тела населения в нашей стране.
Слайд №7
Ученик 6.
6. Овощи и фрукты.
Служат важными источниками ряда минеральных солей (калия, железа), Сахаров, растительных волокон, органических кислот, улучшающих процесс пищеварения, некоторых витаминов, в частности витамина С и В-каротина.
Однако широко рекламируемый тезис «Овощи и фрукты -источник витаминов» не верен, так как содержание других витаминов в овощах и фруктах либо невелико, например В1: и В2, либо они вообще отсутствуют
(витамина А, Д1, В)2).
Это обстоятельство является еще одной иллюстрацией необходимости включения в рацион самых различных продуктов, необходимых для снабжения человека всем комплексом нужных ему пищевых веществ.
И овощи, и фрукты наиболее полезны в свежем виде, так как любой вид кулинарной обработки снижает содержание в них витаминов, в первую очередь - витамина С.
Вместе с тем овощи и фрукты полезны в виде различных блюд, а также соков, пищевая ценность которых очень высока. Овощи (морковь, свекла,
капуста, томаты, огурцы) широко используются при приготовлении салатов, винегретов, первых блюд (борщей, щей), а фрукты и ягоды - при приготовлении компотов, киселей.
Следует особо упомянуть, что при изготовлении соков в домашних условиях необходимо строго соблюдать правила гигиены, тщательно мыть руки, посуду, плоды и ни в коем случае не хранить свежеприготовленные соки больше 2-3 часов.
Слайд №8
Ученик 7.
7. Кондитерские изделия.
20-30 лет назад о сахаре говорили как о «белой смерти». Действительно, пищевая ценность кондитерских изделий (а это не только сахар, но и шоколад, конфеты, печенье, пирожные, торты и др.) ниже, чем у других групп продуктов.
Кондитерские изделия - это источники легкоусваиваемых углеводов (сахаров), но они либо вовсе не содержат сахар, либо содержат в небольшом количестве витамины (мучные кондитерские изделия), белки, минеральные вещества.
Поэтому эта группа продуктов служит в основном источником углеводов и энергии. Учитывая высокую двигательную активность детей и связанный с этим большой расход энергии, кондитерские изделия не могут считаться для них ненужными.
Кроме того, нельзя рассматривать питание только как процесс поставки в организм пищевых веществ.
Питание - это еще и источник радости, положительных эмоций, и кондитерские изделия в этом отношении доставляют немало удовольствия детям всех возрастов.
Учитель.
8. П и щ е в ы е жиры.
Эта группа продуктов включает жиры животного происхождения - сливочное масло, сливки, животные жиры (говяжий, бараний) и растительные масла (подсолнечное, кукурузное, соевое, оливковое и др.), а также маргарины.
Эти продукты, как было уже отмечено выше, нужны и как источник ряда пищевых веществ, в том числе незаменимых (полиненасыщенные жирные кислоты), витаминов А, Е, Б, и как необходимые компоненты в формировании вкуса и аромата блюд в процессе их приготовления
(обжаривания и др.).
IV. Оптимальное питание.
Оптимальным является 4—5-разовый прием пищи: завтрак, обед, ужин плюс полдник и/или второй завтрак. Делая выбор между отдельными блюдами, можно руководствоваться следующими п р а в и л а м и:
- в рационе не реже 2 раз в день должны присутствовать горячие блюда;
- мясные блюда целесообразно включать в обед, тогда как в ужин
молочно-растительные и/или рыбные блюда;
- 1-2 раза в день в рацион должен быть включен овощной салат или
винегрет;
- в обед в качестве первого блюда желателен суп;
- если в обед на первое блюдо школьник выбирает овощной суп, то в качестве гарнира целесообразнее использовать макароны или крупы, и наоборот - если суп с курицей, то гарнир ко второму блюду должен быть овощной;
- в качестве гарниров можно использовать и овощи, и крупы, и макаронные изделия, чередуя их в течение дня в разные дни недели;
- одно и то же блюдо не следует включать в рацион дважды в течение одного и того же дня;
- перед сном можно рекомендовать кефир, йогурт, яблоко, банан и т. п.;
- желательно, чтобы каждый прием пищи завершался горячим или холодным напитком (какао, чай, компот и т. д.) и по возможности десертом (фрукты, конфеты, мороженое и др.).
V. Формирование представлений о питательных веществах.
Питание играет важную роль не только в поддержании физического здоровья человека, но и в обеспечении нормального эмоционального состояния.
Чаще всего наше отношение к пище определяется понятиями «вкусно» или «невкусно». Конечно, мы обращаем внимание и на эстетику продуктов питания, иногда принимая за «золото все то, что блестит».
Пищевое поведение в основном состоит из привычек, сформированных долгими годами предпочтения какому-либо рациону и режиму питания. Следовательно, то, что человек предпочитает есть в зрелом возрасте, тесно связано со сложившимися представлениями о питании в школьные и студенческие годы.
Видеоролик
Питание - очень приятный процесс. Человек получает массу удовольствий от удовлетворения чувства голода и от непередаваемых вкусовых ощущений. Но нередко человек, употребив какой-либо продукт питания, не задумывается над последствиями пищевого выбора.
Практическая работа
На столе лежат различные продукты питания. Вам сейчас предстоит «приготовить» завтрак, обед и ужин, но помните, о чем шел разговор у нас на классном часе. Для этого мы разделимся на три группы. 1-я группа готовит завтрак. 2-я группа готовит обед, но, а 3-я группа- ужин.
Представление блюд каждой группы.
Учитель.
Строя свой рацион, вам нужно помнить о наиболее серьезных недостатках современного питания и стремиться устранить их с помощью следующих правил:
1) ежедневно употреблять 1-2 стакана молока или кисломолочных продуктов, творог (30-50г) или сыр (5-10г или 10-20г через день);
2) ограничить потребление соли и заменить поваренную
соль на йодированную;
- сочетать в рационе сливочное масло с растительным (подсолнечным, кукурузным, соевым, оливковым и др.) до 10-15 г в день;
- ограничивать потребление сахара, конфет (особенно шоколадных), шоколада, жирных тортов и пирожных;
- широко использовать в питании рыбу и морепродукты;
- ежедневно включать в свой рацион мясо или рыбу (лучше нежирных
сортов); стремиться использовать в своем питании не колбасы, сосиски, сардельки, а блюда из натурального мяса;
- широко использовать в питании все доступные овощи, фрукты, ягоды, а также соки;
- стремиться к ограничению в рационе воздушной кукурузы, чипсов, сухих завтраков, прохладительных напитков, хот-догов, гамбургеров и других форм «фаст-фуда».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мясо и мясопродукты
Рыба и рыбопродукты
К у р и н ы е я й ц а
Молоко и молочные продукты
Хлеб и хлебобулочные продукты
Овощи и фрукты
Кондитерские изделия
Предварительный просмотр:
- Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
- Золото познаётся в огне, человек в труде.
- Кто работы не боится, у того она спорится.
- Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись.
- Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
- Хвалят – не гордись, учат – не ленись.
- Боишься - не делай, делаешь – не бойся.