Классное руководство

Будилова Евгения Анатольевна

Презентация для классного часа "1 сентября" - Наш 9б.

Презентация и разработка классного часа "Питание старших школьников".

Заповеди нашего класса.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Классный  час

«Питание и здоровье старших подростков»

Тема: ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Цели: обсудить важность оптимального питания для здоровья школьников, необходимость знания старшими подростками элементарных правил питания; формирования навыков самоконтроля.

Слайд  №1

Учитель.

Сегодня  мы  с  вами  поговорим  о правильном   питании  и нашем здоровье.  Обсудим,  что  мы  употребляем  в  пищу. И  начнем  наше  знакомство  со  здорового  образа  жизни.  

I. Правила здорового образа жизни, укрепляющие иммунитет.

  1. Заниматься физической культурой 3-5 раз в неделю. Особенно полезны занятия на свежем воздухе. Следить за тем, чтобы организм при занятиях не перегружался.
  2. Не переедать и не голодать. Лучше питаться часто и понемногу.
  3. Знать и соблюдать правила общения. Найти для себя способ избавляться от стрессового состояния.
  4. Стараться соблюдать режим дня.
  5. Ежедневно закаливаться.
  6. Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков.

Учитель.  

II. Основные группы пищевых продуктов и планирование питания.

Пищевая группа

Число блюд в день

1. Молоко и молочные продукты

Не менее 2

2. Мясо и мясные продукты

Не менее 2

.3. Фрукты и овощи

Не менее 4

4. Хлеб и крупы

Не менее 4

III. Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании школьников

Слайд  №2

Ученик  1.

1.Мясо  и  мясопродукты.

Эта группа продуктов включает говядину, баранину, свинину, мясо птиц (куриц, цыплят, индейки), кроликов. Также различные виды сосисок, сарделек, колбас и колбасных изделий. Общее для всех продуктов - высокое содержание белка -14—16 г в 100 т продукта, а также легкость усваиваемости железа и витамина В .

При этом белки мяса и мясопродуктов содержат наиболее благоприятный для человека набор аминокислот, в связи, с чем белки мяса обладают высокой биологической ценностью, проще

говоря, высоким качеством. Вот почему мясо рекомендуется ежедневно включать в рацион детей и подростков.

В рационе школьников должны преобладать блюда из птицы и говядины, тогда как баранину, свинину, колбасы, сосиски и сардельки следует использовать ограниченно - не чаще 1-2 раз в неделю.

Из мяса можно приготовить самые разнообразные блюда: жаркое, бифштексы, гуляши, котлеты и т. д.   Важно при этом, однако, помнить, что

наиболее полезными способами кулинарной обработки являются отваривание, тушение и запекание, тогда как обжаривание сопровождается

образованием на поверхности мяса корочки.

Несмотря на свой аппетитный вид, эта корочка содержит продукты расщепления белков, углеводов и жиров, может раздражать слизистую желудка и кишечника и вызывать изжогу, тошноту и другие болезненные симптомы со стороны желудка, печени и кишечника.

Слайд  №3

Ученик  2.

2. Рыба и рыбопродукты.

Пищевая ценность рыбы и рыбопродуктов близка аналогичной у мяса. Эта группа также важнейший источник высококачественного белка, легкоусваиваемого железа и витамина В 12.

Поскольку в рыбе меньше, чем в мясе, соединительной ткани, то рыба и ее белки легче перевариваются и усваиваются детьми и подростками.

В этом одна из причин того, что в вечернее время рекомендуются блюда из рыбы, а не из мяса: желудок и кишечник тоже должны отдыхать ночью, а не заниматься перевариванием пищи.

Несмотря на отмеченное сходство в химическом составе рыбы и мяса, первая содержит некоторые пищевые вещества, отсутствующие в мясе. Это прежде всего особый класс полиненасыщенных жирных кислот, необходимых для обеспечения многих важных физиологических функций.

Слайд  №4

Ученик  3.

3.        К у р и н ы е яйца.

Помимо белка этот продукт содержит немало и других полезных веществ: жир, в том числе лецитин, витамины А, В-каротин, В12. При этом все пищевые вещества яйца быстро и хорошо всасываются.

Поэтому яйца - полезный компонент рациона детей, если, конечно, они не вызывают аллергию (что бывает нередко).

Увлекаться яйцами, однако, не следует, в том числе из-за высокого содержания в них холестерина. Хороша «золотая середина» - 1-2 яйца в день не чаще 2-3 раз в неделю.

Слайд  №5

Ученик  4.

4.        Молоко и молочные продукты.

Эти продукты «роднит» с мясом и рыбой наличие в них высококачественного белка, к тому же его потребляют ежедневно.

Так, если ребенок 7 лет выпьет утром стакан молока, а вечером - стакан кефира, то он получит 12 г белка, что составляет 12-15 % от суточной дозы потребности в этом важнейшем пищевом веществе.

Но белок - это не единственное достоинство указанной группы продуктов. Кальций и витамин Вт ребенок получает в основном из молока и молочных продуктов.

В тех же двух стаканах молока и кефира содержится около 400 мг кальция (40-50 % от суточной дозы потребности детей 7-10 лет) и 0,6 мг витамина В?

(30 % от суточной потребности).

Еще выше содержание кальция и витамина В в таких продуктах, как творог и сыр, которые являются «природными концентратами» этих веществ.

Следует особо подчеркнуть важную роль кисломолочных продуктов (кефира, ряженки, йогуртов, простокваш и др.).

Эти напитки не только содержат перечисленные вещества (белок, кальций, витамин В2 и др.), но и несут в себе полезные микроорганизмы, так

называемые пробиотики («поддерживающие жизнь»), которые не только нормализуют состав кишечной флоры, подавляя рост болезнетворных микробов, но и стимулируют иммунный ответ организма, повышают его устойчивость к инфекциям.

В питании школьников, как, впрочем, и детей другого возраста, и взрослых, должны чередоваться различные виды кисломолочных продуктов.

Конечно, при этом необходимо учитывать переносимость каждого из этих напитков, поскольку она может существенно различаться у разных людей.

Слайд  №6

Ученик  5.

5. Хлеб и хлебобулочные продукты, крупы, макаронные  изделия.

И хлеб, и крупы могут служить источником практически всех основных пищевых веществ - белка, жира, углеводов, витаминов (В1, В2, РР), минеральных солей (магния, железа, селена и др.).

В них имеются растительные волокна, необходимые для нормальной работы кишечника и желчевыделительной системы.

Однако в этих продуктах преобладают углеводы (главным образом - крахмал), тогда как содержание белка и жира существенно ниже.

Белки хлеба характеризуются значительно более низкой биологической ценностью, чем белки мяса, рыбы, молочных продуктов. Поэтому хлеб и крупы должны сочетаться в рационе с мясом, рыбой, молоком и другими продуктами животного происхождения.

Традиционное же увлечение хлебом, кашами, блюдами из макарон и вермишели, к сожалению, достаточно частое в питании детей и взрослых в нашей стране, не может быть признано полезным, так как сопровождается избыточным потреблением углеводов.

Поскольку избыток углеводов в организме легко превращается в жиры, именно эта традиция служит причиной значительной распространенности избыточной массы тела населения в нашей стране.

Слайд  №7

Ученик  6.

6.        Овощи и фрукты.

Служат важными источниками ряда минеральных солей (калия, железа), Сахаров, растительных волокон, органических кислот, улучшающих процесс пищеварения, некоторых витаминов, в частности витамина С и В-каротина.

Однако широко рекламируемый тезис «Овощи и фрукты -источник витаминов» не верен, так как содержание других витаминов в овощах и фруктах либо невелико, например В1: и В2, либо они вообще отсутствуют

(витамина А, Д1, В)2).

Это обстоятельство является еще одной иллюстрацией необходимости включения в рацион самых различных продуктов, необходимых для снабжения человека всем комплексом нужных ему пищевых веществ.

И овощи, и фрукты наиболее полезны в свежем виде, так как любой вид кулинарной обработки снижает содержание в них витаминов, в первую очередь - витамина С.

Вместе с тем овощи и фрукты полезны в виде различных блюд, а также соков, пищевая ценность которых очень высока. Овощи (морковь, свекла,

капуста, томаты, огурцы) широко используются при приготовлении салатов, винегретов, первых блюд (борщей, щей), а фрукты и ягоды - при приготовлении компотов, киселей.

Следует особо упомянуть, что при изготовлении соков в домашних условиях необходимо строго соблюдать правила гигиены, тщательно мыть руки, посуду, плоды и ни в коем случае не хранить свежеприготовленные соки больше 2-3 часов.

Слайд  №8

Ученик  7.

7.        Кондитерские  изделия.

20-30 лет назад о сахаре говорили как о «белой смерти». Действительно, пищевая ценность кондитерских изделий (а это не только сахар, но и шоколад, конфеты, печенье, пирожные, торты и др.) ниже, чем у других групп продуктов.

Кондитерские изделия - это источники легкоусваиваемых углеводов (сахаров), но они либо вовсе не содержат сахар, либо  содержат в небольшом количестве витамины (мучные кондитерские изделия), белки, минеральные вещества.

Поэтому эта группа продуктов служит в основном источником углеводов и энергии. Учитывая высокую двигательную активность детей и связанный с этим большой расход энергии, кондитерские изделия не могут считаться для них ненужными.

Кроме того, нельзя рассматривать питание только как процесс поставки в организм пищевых веществ.

Питание - это еще и источник радости, положительных эмоций, и кондитерские изделия в этом отношении доставляют немало удовольствия детям всех возрастов.

Учитель.

8. П и щ е в ы е жиры.

Эта группа продуктов включает жиры животного происхождения - сливочное масло, сливки, животные жиры (говяжий, бараний) и растительные масла (подсолнечное, кукурузное, соевое, оливковое и др.), а также маргарины.

Эти продукты, как было уже отмечено выше, нужны и как источник ряда пищевых веществ, в том числе незаменимых (полиненасыщенные жирные кислоты), витаминов А, Е, Б, и как необходимые компоненты в формировании вкуса и аромата блюд в процессе их приготовления

(обжаривания и др.).

IV. Оптимальное питание.

Оптимальным является 4—5-разовый прием пищи: завтрак, обед, ужин плюс полдник и/или второй завтрак. Делая выбор между отдельными блюдами, можно руководствоваться следующими п р а в и л а м и:

  • в рационе не реже 2 раз в день должны присутствовать горячие блюда;
  • мясные блюда целесообразно включать в обед, тогда как в ужин

       молочно-растительные и/или рыбные блюда;

  • 1-2 раза в день в рацион должен быть включен овощной салат или

       винегрет;

  • в обед в качестве первого блюда желателен суп;
  • если в обед на первое блюдо школьник выбирает овощной суп, то в качестве гарнира целесообразнее использовать макароны или крупы, и наоборот - если суп с курицей, то гарнир ко второму блюду должен быть овощной;
  • в качестве гарниров можно использовать и овощи, и крупы, и макаронные изделия, чередуя их в течение дня в разные дни недели;
  • одно и то же блюдо не следует включать в рацион дважды в течение одного и того же дня;
  • перед сном можно рекомендовать кефир, йогурт, яблоко, банан и т. п.;
  • желательно, чтобы каждый прием пищи завершался горячим или холодным напитком (какао, чай, компот и т. д.) и по возможности десертом (фрукты, конфеты, мороженое и др.).

V. Формирование представлений о питательных веществах.

Питание играет важную роль не только в поддержании физического здоровья человека, но и в обеспечении нормального эмоционального состояния.

Чаще всего наше отношение к пище определяется понятиями «вкусно» или «невкусно». Конечно, мы обращаем внимание и на эстетику продуктов питания, иногда принимая за «золото все то, что блестит».

Пищевое поведение в основном состоит из привычек, сформированных долгими годами предпочтения какому-либо рациону и режиму питания. Следовательно, то, что человек предпочитает есть в зрелом возрасте, тесно связано со сложившимися представлениями о питании в школьные и студенческие годы.

Видеоролик

Питание - очень приятный процесс. Человек получает массу удовольствий от удовлетворения чувства голода и от непередаваемых вкусовых ощущений. Но нередко человек, употребив какой-либо продукт питания, не задумывается над последствиями пищевого выбора.

Практическая  работа

На  столе  лежат  различные  продукты  питания. Вам  сейчас  предстоит  «приготовить»  завтрак,  обед  и  ужин,  но  помните,  о  чем  шел  разговор  у  нас  на  классном  часе.  Для  этого  мы  разделимся  на  три  группы.  1-я  группа  готовит  завтрак.  2-я  группа  готовит   обед,  но,  а  3-я  группа- ужин.

Представление блюд  каждой  группы.

Учитель.

Строя свой рацион, вам нужно помнить о наиболее серьезных недостатках современного питания и стремиться устранить их с помощью следующих правил:

1)        ежедневно употреблять 1-2 стакана молока или кисломолочных продуктов, творог (30-50г) или сыр (5-10г или 10-20г через день);

2)        ограничить потребление соли и заменить поваренную
соль на йодированную;

  1. сочетать в рационе сливочное масло с растительным (подсолнечным, кукурузным, соевым, оливковым и др.) до 10-15 г в день;
  2. ограничивать потребление сахара, конфет (особенно шоколадных), шоколада, жирных тортов и пирожных;
  3. широко использовать в питании рыбу и морепродукты;
  4. ежедневно включать в свой рацион мясо или рыбу (лучше нежирных

сортов); стремиться использовать в своем питании не колбасы, сосиски, сардельки, а блюда из натурального мяса;

  1. широко использовать в питании все доступные овощи, фрукты, ягоды, а также соки;
  2. стремиться к ограничению в рационе воздушной кукурузы, чипсов, сухих завтраков, прохладительных напитков, хот-догов, гамбургеров и других форм «фаст-фуда».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Питание и здоровье старших подростков»

Слайд 2

Мясо и мясопродукты

Слайд 3

Рыба и рыбопродукты

Слайд 4

К у р и н ы е я й ц а

Слайд 5

Молоко и молочные продукты

Слайд 6

Хлеб и хлебобулочные продукты

Слайд 7

Овощи и фрукты

Слайд 8

Кондитерские изделия



Предварительный просмотр:

  1. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  2. Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
  3. Золото познаётся в огне, человек в труде.
  4. Кто работы не боится, у того она спорится.
  5. Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись.
  6. Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
  7. Хвалят – не гордись, учат – не ленись.
  8. Боишься - не делай, делаешь – не бойся.