Конкурс "Учитель года-2016"
Новая ступень в педагогической карьере.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Межпредметные связи на методах мышления или «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» (Ян Амос Коменский)»
Составитель: Будилова Евгения Анатольевна, учитель истории МБОУ «СОШ №17»
Когда-то в «Учительской газете» мне попалась в руки статья Елены Зачесовой (Московский институт открытого образования) «Единый мир» (Интегрированный подход в образовании), в которой она вспоминает предисловие Элвина Тоффлера к книге Ильи Пригожина: «Современная западная цивилизация достигла необычайных высот в искусстве расчленения целого на части, а именно в разложении на мельчайшие компоненты. Мы изрядно преуспели в этом искусстве, преуспели настолько, что нередко забываем собрать разъятые части в то единое целое, которое они некогда составляли. Особенно изощренные формы искусство разложения целого на составные части приняло в науке. Мы имеем обыкновение не только вдребезги разбивать любую проблему на осколки размером в байт или того меньше…, что собственно и позволяет нам пренебречь сложными взаимосвязями между интересующей нас проблемой и прочей частью Вселенной».
Кусочки, черепки, обрывки – вот что и мы предлагаем детям на уроке. И ждем, что они сами смогут из этих разрозненных фрагментов сложить гармоничную картину мира.
С древних времен прогрессивные педагоги замечали этот недостаток и делали попытки устранить его, требуя установления взаимосвязей между предметами в процессе обучения. Целесообразность такого подхода к обучению детей признавали многие известные педагоги. Наиболее полное раскрытие идея межпредметных связей получила в педагогических сочинениях великого русского педагога К.Д. Ушинского. Использование межпредметных связей, отмечал он, облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей. Данную идею Ушинский относит к числу важнейших в формировании целостных и системных знаний у детей.
К сожалению, сегодня в подавляющем большинстве случаев при реализации межпредметных связей вплотную все благие намерения проваливаются, попытки тесно увязать предметы друг с другом не имеют фундаментальных оснований. Да это и понятно, ибо все это требует взаимного согласования хотя бы мнений двух человек (не говоря уже об учебных планах и временном согласовании). Внедрение этого подхода при такой постановке вопроса возможно только волевым методом и на ограниченный период времени.
Остановимся на комплексном подходе к организации межпредметной деятельности - интеграции. Именно она выступает как солидный ресурс неиспользованных возможностей в образовании.
Для того чтобы обеспечить эффективную интеграцию учебных предметов, необходимо осуществить ряд последовательных шагов:
• определить достаточно близкие области для изучения в выбранных предметах;
• продумать структуру и принципы осуществления межпредметной деятельности;
• согласовать методические приёмы, формы обучения и требования к основным видам деятельности учащихся в рамках нескольких предметов.
Выполнение перечисленных шагов позволит учителю правильно определить внутрипредметные связи и взаимодействия, а от этого уже будет зависеть возможность учащихся овладеть сложными способами деятельности и применить их на практике.
Хорошо известно, что межпредметные связи, по своей сути, представляют интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, отражёнными в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса. Состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями учащихся. Исходя из этого, ученые предлагают классифицировать существующие межпредметные связи по ряду критериев.
Виды межпредметных связей | Содержание межпредметных связей |
По составу информации | Использование информации из других предметов при изучении какой-либо конкретной темы. |
По направлению применения информации | Изучение предмета с опорой на метапредметную информацию (внутренняя направленность), использование этой информации для изучения тем других школьных дисциплин (внешняя направленность). |
По использованию временных связей | Установление хронологической последовательности изучения материала, использование преемственных, перспективных и синхронных связей. |
С помощью многосторонних межпредметных связей на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, а также закладывается основа для комплексного видения и подхода к решению сложных проблем реальной действительности.
В своей работе активно использую межпредметные связи между историей и литературой. История раскрывает пространственно-временные и причинно-следственные связи мирового процесса, а ученик изучает процесс эволюционного развития общества; литература помогает осознавать, ощущать историческое пространство, закрепленное в слове, воплощать его в художественных образах разных видов искусств, а ученик выражает свое мироощущение в слове, становится участником развития общечеловеческой культуры.
В рамках сказанного следует учитывать, что задания на межпредметном уровне нужно составлять, исходя из указанных предметных особенностей. В целом используемые задания можно условно разделить на несколько типов, например, такие:
• сравнение исторического документа и художественного текста;
• сопоставление эпизода, образа в художественном произведении, историческом документе и в живописном или пластическом памятнике;
• понимание закономерностей историко-литературного процесса и причинно-следственных связей происходящих событий и явлений.
Помогают осуществлять данный подход к организации межпредметных связей составляемые мной таблицы-матрицы (Приложение1)
Очень важно:
- постоянное упражнение учащихся по развитию самостоятельности в установлении межпредметных связей: поиск необходимых опорных знаний, развитие организационных умений по осуществлению межпредметных связей;
- применение гибких форм взаимодействия участников педагогического процесса по реализации межпредметных связей: проведение межпредметных письменных работ, семинаров, конференций, экскурсий.
Сегодня предлагается межпредметные связи основывать не на общих темах и предметах рассмотрения (не только на них), а на методах мышления, на научении методам учения (научить учиться). Положив в основу методы научного мышления, мы автоматически согласуем все изучаемые предметы, хотя бы единым принципом нашего мышления. Эти принципы хорошо разработаны и просты и ясны даже для школьника. В результате учебная программа дает отдельные предметы, которые у учащихся в голове в большинстве случаев представляются отдельными фрагментами знаний, они видят просто куски чего-то, не в состоянии сложить эту мозаику.
В связи с этим мне представляется, что наилучшей основой для всех межпредметных связей являются законы нашего мышления. Эти законы едины при изучении всех дисциплин. Мир един и только мы своим незнанием дробим его на части.
Изложение предмета дается в следующем порядке:
- устанавливаются основные понятия;
- дается система аксиом, определяющая основные понятия;
- всякое рассуждение о понятиях данной науки должно относиться или к числу аксиом или доказываться с помощью аксиом.
«Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны в стандартах для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому? А как мы, кстати, делаем это сами? Если честно, то очень часто никак. Если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не получит от нас ясного ответа. Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Мы считаем, что главное - хорошо знать свою область предметного знания и поменьше «тыркаться» в чужую». (Н.Громыко НИИ ИСРОО)
Одним из приоритетных направлений современного российского образования является формирование интеллектуально развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением и целостным представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода в условиях информационного общества. Предложенная методическая работа «Межпредметные связи на методах мышления», на мой взгляд, будет способствовать этому, так как установление межпредметных связей способствует развитию метапредметных способностей учащихся.
Список использованной литературы.
1.Гурьев А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования./Наука и школа 2002 № 2.
2.Гурьев А.И., Петров .А.В. О соотношении понятий «интеграция» и «межпредметные связи»/Наука и школа. 2002№2
3.Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего (полного) образования, приказы Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. и №413 от 17 мая 2012 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(Ян Амос Коменский) Межпредметные связи на методах мышления или «Всё , что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»
Кусочки, черепки, обрывки… Сложи гармоничную картину мира.
Важнейшее в формировании целостных и системных знаний – использование межпредметных связей, отмечал К.Д. Ушинский
Обозначим проблему реализации межпредметных связей
определение близких областей для изучения в выбранных предметов; определение структуры и принципов осуществления межпредметной деятельности; определение методических приёмов, форм обучения и требований к основным видам деятельности учащихся в рамках нескольких предметов. Шаги, обеспечивающие эффективную интеграцию
К лассификация существующих межпредметных связей Виды межпредметных связей Содержание межпредметных связей По составу информации Использование информации из других предметов при изучении какой-либо конкретной темы. По направлению применения информации Изучение предмета с опорой на метапредметную информацию (внутренняя направленность), использование этой информации для изучения тем других школьных дисциплин (внешняя направленность). По использованию временных связей Установление хронологической последовательности изучения материала, использование преемственных, перспективных и синхронных связей.
Межпредметные связи между историей и литературой История Литература раскрывает пространственно-временные и причинно-следственные связи мирового процесса помогает осознавать, ощущать историческое пространство, закрепленное в слове, воплощать его в художественных образах разных видов искусств
Типы заданий на межпредметном уровне сравнение исторического документа и художественного текста; сопоставление эпизода, образа в художественном произведении, историческом документе и в живописном или пластическом памятнике; понимание закономерностей историко-литературного процесса и причинно-следственных связей происходящих событий и явлений.
Очень важно!!! постоянное упражнение учащихся по развитию самостоятельности в установлении межпредметных связей; применение гибких форм взаимодействия участников педагогического процесса по реализации межпредметных связей .
Перспективы развития связей – метапредметность
Порядок изложения предмета устанавливаются основные понятия ; дается система аксиом, определяющая основные понятия ; всякое рассуждение о понятиях данной науки должно относиться или к числу аксиом или доказываться с помощью аксиом.
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны в стандартах для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости , оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов Метапредметный подход и ФГОС
У становление межпредметных связей способствует развитию метапредметных способностей учащихся Метапредметный подход и ФГОС
Список использованной л итературы Гурьев А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования./Наука и школа 2002, № 2. Гурьев А.И., Петров .А.В. О соотношении понятий «интеграция» и « межпредметные связи»/Наука и школа. 2002, № 2 Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего (полного) образования, приказы Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. и №413 от 17 мая 2012г .
Спасибо з а внимание!
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: «Моя педагогическая философия»
Автор: Будилова Евгения Анатольевна, учитель истории МБОУ «СОШ №17»
У Михаила Исаковского есть незатейливое стихотворение «Вишня», которое я помню из далеких детских лет. По жизни оно стало моим девизом, светом для моих поступков, душой моих мыслей… С тех пор я понимаю: чудо случается, если веришь, мечты сбываются, если стремишься, судьба получается не благодаря, а вопреки… Все в этой жизни в твоих руках!
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»
Считаю, что педагогическая философия – это то, чему нельзя изменить, это что-то, вросшее в тебя, это твое отражение в окружающем мире.
Моя педагогическая философия «родилась» в реабилитационном центре для трудных подростков, где работала с 1998 года и училась... Училась у детей с искорёженным детством понимать и принимать, терпеть и давать им надежду на счастье. Перенимала опыт у коллег-педагогов, вечерами читала теорию педагогики, изучала труды Сухомлинского и Макаренко... Чувствовала, что ложится все это на душу, нравится мне эта педагогическая кухня.
Оглядываясь назад, я вспоминаю годы работы по реабилитации обездоленных детей. Было трудно, иногда даже страшно... Но как-то пришло само собой осознание того, что ты ответственен за судьбу, за жизнь ребенка, обманутого и брошенного взрослыми. И ты, именно ты, уже не имеешь права быть равнодушным, безразличным, формально исполнять свои обязанности. Я для себя решила — разбираться досконально в каждой детской судьбе, понимать причины тех или иных поступков и выстраивать план решения проблем. Это уже потом стали много писать и говорить об индивидуальном подходе, тогда прийти к этому заставила сама жизнь. Сколько было у меня радости, когда видела, что у неуверенного в себе подростка появлялось стремление к учебе, спорту, творчеству, появлялось желание быть успешным, строить планы на будущее... Сейчас многие мои воспитанники - взрослые люди, имеют семьи и родили деток, получили профессию. Я радуюсь их успехам и понимаю, что в этом и мой успех, успех педагога...
А ведь как все начиналось! Окончила я школу №17 в городе Усолье-Сибирском в 1983 году. И решила - буду строителем! Хочу строить Байкало-Амурскую магистраль! Все родственники меня ругали, куда, дескать, тебя понесло. Иди в педагогический — это твое! Да и дедушка у нас был учителем истории (Орловский Михаил Игнатьевич, из ссыльных поляков). Тётушки кричали: «Бери пример с сестры!». Тамара, двоюродная сестра, к тому времени была студенткой 2-го курса исторического факультета ИГПИ. Ну, где же? Разве я слушала кого-то... БАМ - и все тут! Сердце билось от предвкушения романтики, от ощущения причастности к большому и важному... В ушах звучало непрестанно: «Веселей, ребята! Выпало нам, строить путь железный, а короче - БАМ!»
Через много лет… Как говорится, не обойдешь, не объедешь... Судьба привела меня на порог Иркутского педагогического университета. О выборе факультета вопрос не стоял, конечно - исторический! Любовь к предмету была с детства, от отца, от родственников. В семье бережно относились к истории поколений.
В 33 года поступила на заочное отделение, прошла с первого экзамена. Сдала «Историю России» на «отлично»! Спасибо родной школе и учителю истории Ждановой Наталье Борисовне.
Все мои многочисленные родственники очень радовались, что я наконец-то одумалась и пошла получать приличную профессию (утешали: лучше поздно, чем никогда!). Любимые тетушки поздравляли меня и говорили: «Нечего было БАМ строить!»
P.S. к очень личному. Моя двоюродная сестра стала уже давно директором школы, еще трое племянников закончили исторический факультет и преподают. Так что вместе со мной и дедушкой нас шесть учителей истории, чем мы очень гордимся.
У меня выросли дети: дочь Александра: врач, анестезиолог-реаниматолог, живет и работает в Ангарске; сын Кирилл: закончил Иняз..., служил в ВДВ, в настоящее время является сотрудником полиции, живет и работает в Иркутске. В общем - муж строит, дочь лечит, сын охраняет покой граждан, я учу детей.
Как историк, понимаю, в каком времени я живу. Понимаю, что «времена не выбирают» и что любая «деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность?» (Степин В.С.)
Считаю, что история – это наука и преподавать ее надо системно, последовательно, логично. Самая большая работа – работа над понятиями. Великий китайский мудрец Конфуций советовал «называть вещи правильными именами».
А еще думаю: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» (Ян Амос Коменский). Кусочки, черепки, обрывки – вот что мы предлагаем детям на уроке. И ждем, что они сами смогут из этих разрозненных фрагментов сложить гармоничную картину мира. Поэтому на «методической кухне» решаю вопросы организации межпредметных связей на методах мышления.
Люблю рассказывать истории. Отвечаю на вопрос: «Почему же, несмотря на все современные средства коммуникации (а может быть, благодаря им?) люди продолжают рассказывать истории друг другу, в небольших группах или в больших аудиториях, как делали это тысячи лет назад?»
Однозначно ответить на этот вопрос не могу, но считаю, что рассказывая и слушая истории, мы не только передаем друг другу определенную информацию, но взаимодействуем и делимся опытом. Это оказывает на нас более мощное воздействие, чем пассивное восприятие, возникающее, когда мы, например, смотрим телевизор или ищем информацию в Интернете. Люди вновь начали понимать, насколько мощный потенциал содержат истории, и увидели возможные сферы применения этого древнего искусства в современном мире
Вот одна из любимых историй. Одной из самых впечатляющих работ великого итальянского художника Микеланджело является роспись Сикстинской капеллы в Риме – поверхность площадью около 6000 квадратных футов. Однажды, во время создания фресок, художник лежал под самым потолком и тщательно выписывал фигуру, расположенную в самом углу. Приятель спросил его, зачем он так мучается с фигурой, которая находится далеко от зрителя. «В конце концов, - заявил приятель, - никто не будет знать, совершенна она или нет». «Я буду», - ответил художник.
Во мне звучат слова из известного философского стихотворного эссе Бориса Пастернака…
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Моя педагогическая философия – это философия жизни, которую я посвящаю воспитанию юного племени.