Рабочая программа по истории Дона 9 класс

Макеева Светлана Александровна

 

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного курса, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей. История Дона дополняет  историческое образование. Объясняет различные процессы, которые имеют общероссийское значение. А также  специфические особенности Донского края и казачества.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ist_dona_9klass.doc55.5 КБ
Microsoft Office document icon 5_kl_ist.doc156 КБ

Предварительный просмотр:





                                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По                 истории    Дона               9    класс         

(предмет, класс)

Макеевой Светланы Александровны  

(ФИО)

  Учитель истории первой категории     

(должность, категория,)

2012 - 2013  учебный год

Программа составлена на основе  учебника  С.А.Кислицина, И.Г.Кислициной «История донского края   XХв.»  Р/Д .2006г.

1.Пояснительная записка.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного курса,    с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.  Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Историческое образование   играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

  Изучая историю  учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем, изучение истории   ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.  Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность  через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность. Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных .


2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

 Введение.

 Донской край в н . ХХв.

Социально-экономическое развитие Области Войска Донского. Революция 1905-1907. Реформы на Дону. Первая мировая война. Формирование новой власти на Дону после Февральской революции.

Становление советской власти на Дону.

Начало вооруженного противостояния на Дону (1918-1920).Гражданская война на Дону (1918-1920г.). Новая экономическая политика на Дону. Индустриализация на Дону. Коллективизация на Дону. Образование и культура на Дону.

Дон в годы войны и мира.

Донской край в Великой Отечественной войне (1941-1945г.). Послевоенное восстановление. Ростовская область в период реформ (1950-н.1960г.). Донской край в 1960-1980г.

Исторический  поворот.

Донская перестройка. Социально-экономическое развитие  Ростовской области в период реформ. Общественно-политическая  жизнь Ростовской области на современном этапе.  Становление  гражданского общества на Дону. Донской край в конце XX нач. XXI в.в (1991-2004 гг.): Проблемы возрождения казачества. Казачье зарубежье. Становление    исполнительной власти на Дону. Символика Ростовской области. Политика администрации Ростовской области. Дон многонациональный и поликонфессиональный. Основные показатели развития промышленности и сельского хозяйства области. Проблемы развития социальной сферы. Наука, культура, спорт. Выдающиеся земляки XX в. Ростов-на-Дону - центр Южного Федерального округа.

Мой город (село, станица), моя семья в истории края XX в.

Повторительное обобщение. 2 часа

История  донского края, наследие, фундамент современной российской цивилизации.  

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 3.1.КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Четверть


Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4четверть

Учебный год

количество

Самостоятельная работа

2

2

2

1

7

Контрольная работа

0

0

0

0

0

Тест

1

1

1

1

4

                                 

4. Требования к уровню подготовки   за курс

   по истории Донского края ХХ в.:

  В результате изучения истории ученик должен знать/понимать 

  • место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие истории Донского края;
  • даты важнейших событий истории края XX в.;
  • факты и события Великой Отечественной войны на территории Ростовской области;
  • административно-территориальные изменения на Дону, происшедшие в XX в.;
  • основные проблемы и суть процессов возрождения казачества на Дону;
  • особенности политики региональных органов власти, местного самоуправления и общественных движений в 1990-2000 гг.;
  • основные этапы и ключевые события истории России и Ростовской области;
  • выдающихся деятелей отечественной  истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников.

Уметь

  • соотносить даты событий отечественной  истории и истории донского края с веком;
  • определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной  истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России.

5.Календарно-тематическое планирование 

 Всего:34 недель. 34ч. В неделю1 часа.


урока

кол-во часов

Содержание

дата

Примечание

34

              1 четверть     9 часов

1-2

2

 Введение

3-8

6

 Донской край в н . ХХв

9

1

Становление советской власти на Дону.

                2 четверть  7 часов

 10-16

8

Становление советской власти на Дону. 

             3 четверть 10 часов

17

1

 Становление советской власти на Дону.  

18-23

6

Дон в годы войны и мира.

24-26

3

Исторический  поворот.

             4 четверть  8 часов

27-31

5

 Исторический  поворот.

 32-34

3

Повторительное обобщение

6 .Перечень учебно-методического обеспечения

  •  Кислицин С.А., Кислицина И.Г . История Донского края . Р/Д .;2006г.
  • Зверева Л. Тесты ( история 5-11 кл) М «Астель» 1999г.
  •  Ивашко М.И., Чертищев А.В. Отечественна история ХХв. М.; «Материк –Альфа» 2006г.
  • Федеральный центр тестирования http://www.test4u.ru/

http://www.rustest.ru/

                

Контрольно измерительные материалы

Самостоятельная работа стр 20.

Самостоятельная работа стр.29.

Самостоятельная работа стр.64.

Самостоятельная работа стр.93.

Самостоятельная работа стр.114.

Самостоятельная работа стр 132.

Самостоятельная работа стр 157.



Предварительный просмотр:

 

 





                                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По                 истории                 5 класс         

(предмет, класс)

Макеевой Светланы Александровны  

(ФИО)

  Учитель истории первой  категории     

(должность, категория,)

2013 - 2014  учебный год

 Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 г.

1 .Пояснительная записка

Задачи курса:

Формировать историческое мышление:

  • дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;
  • чем отличается Древний мир от мира современного.

Цели курса:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • охарактеризовать становление идей, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
  • раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.Данное тематическое планирование рассчитано на 70 учебных часов.  

Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по истории и Федеральную примерную программу по истории.

Программа предусматривает прочное усвоение материала. С этой целью: 

  • Каждая тема завершается повторением пройденного.

                  2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

Жизнь первобытных людей.  

 Современные взгляды на происхождение человека. Расселение древнейших людей. Древнейший человек и природа. Появление орудий труда.  

Появление «человека разумного». Неандертальцы и кроманьонцы. Собирательство и охота, присваивающее хозяйство. Изобретения кроманьонцев. Родовые общины. Появление человеческих рас. Возникновение земледелия. Орудия труда земледельцев, первые выращиваемые культуры. Одомашнивание животных и скотоводство. Переход от присваивающего к производящему хозяйству — основной смысл неолитической революции. Соседская община. Племя.  Выделение знати, вождь, дружина.Появление ремесла, изобретение гончарного круга, простейшего ткацкого станка и другие новшества неолита. 

Возникновение религии и искусства. Медный век. Зарождение обмена, появление денег. Изобретение плуга, изменения в земледелии.  

Опорные понятия и термины :первобытность,древние люди, каменный век,«человек разумный»,родовая община,орудия труда, собирательство,охота,раса,религия,искусство,миф,вождь,знать,город,бронзовый, железный века.  

Счет лет в истории.   Счет лет в истории, лента времени, историческая хронология, календарь, наша эра.

Древний Восток.   Начало истории Древнего мира. Понятия «Ближний Восток» ,«Дальний Восток» для истории Древнего мира. Понятие «государство». Передняя и Западная Азия. Плодородный полумесяц. Речные цивилизации. Природа и население  Египта, Древней Месопотамии, Индии, Китая.  Законы. Территория, границы, казна, налоги, войско,   Монархия. Подданные, рабы. Культура Древнего Востока. Возникновение письменности  Астрономия. Математика. Обучение детей. Восточная деспотия. Боги и храмы Древней Месопотамии. Жрецы. Храмовые хозяйства.

Опорные понятия и термины: Ближний Восток, Междуречье, речная цивилизация, ирригация, государство, город-государство, письменность, клинопись, власть-собственность, деспотия, монарх, подданные, законы, боги, храмы, жрецы.

Древняя Греция. Эллинизм.  Понятие «античность». История Древней Греции. Природа и население. Эллада и эллины. Области Греции. Земледелие и скотоводство. Бронзовый и железный века в истории Древней Греции. Боги Древней Греции. Герои греков. Мифы об их подвигах. Геракл. Персей. Значение примера героев в жизни древних греков.

Первые государства на Крите. Держава царя Миноса. Дворец в Кноссе. Раскопки на Крите. Минойская культура. Греки-ахейцы. Ахейская Греция. Города-государства Тиринф, Пилос, Микены. Войны и воины-ахейцы. Дорийское завоевание и гибель ахейской (микенской) цивилизации. Возникновение полиса. Жизнь греков после дорийского завоевания. Начало возрождения Греции. Превращение древнего полиса в государство. Устройство древнего полиса-государства. Тирания. Аристократия и народ (демос). Войско полиса, гоплиты и фаланга. Великая греческая колонизация. Причины и направления колонизации. Метрополии и колонии. Результаты колонизации. Колонии на северных берегах Черного моря. Греки и варвары. Скифы.

  Два великих полиса: Афины и Спарта. Рождение демократии в Афинах. Господство знати. Законодательство Солона, установление разрядов афинских граждан. Реформы.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».Победа Греции над  восточной деспотией. Завоевания А. Македонского. Наука, Философия, Театр, Искусство.

Опорные понятия и термины: античность, Эллада, эллины, минойцы, минойская цивилизация, ахейцы, ахейская (микенская) цивилизация, дорийцы, фреска, оракул, Народное собрание, метрополия, гражданин, колония, пергамент, мусей, олимпионики, Акрополь.   

Древний Рим.  

Природа Италии. Предшественники римлян. Этруски.Рим эпохи царей. Предания об основании Рима. Город на семи холмах. Римская община, ее сравнение с греческим полисом. Гражданин римской общины, сочетание прав и обязанностей. Царь и знаки царской власти. Римский народ. Патриции и плебеи. Преобразования царя Сервия Туллия,  реформы Солона в Афинах. Свержение последнего римского царя и установление республики.

Ранняя республика. Государственное устройство. Магистраты. Народное представительство. Римские сословия. Патроны и клиенты. Сенат. Консулы. Диктатор. Завершение борьбы патрициев и плебеев.

Римская семья. Древние нравы римлян. Римская религия: высшие боги, хранители домашнего очага. Отношение римлян к богам и духам. Римские жрецы.Завоевание Италии Римом. Нашествие галлов на Рим. Аппиева дорога. Пиррова война. Завершение истории ранней республики. Гражданские войны в Риме, гибель республики, возникновение и расцвет Римской империи. Поздняя империя. Культура, искусство, наука, религия.

Опорные понятия и термины: этруски, самниты, римская община (цивитас), патриции, плебеи, курия, магистраты, консул, цензор, диктатор, ликтор, трибун, плебисцит, сословие,  патрон, клиент,  сенат, сенатор, республика, контрибуция, центурия, провинция, вилла, гражданская война, диктатура, террор, триумвират, церковь, мозаика, император.

Повторительное обобщение.  

История Древнего мира, наследие, фундамент современной цивилизации.  

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                3.1.КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Четверть


Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Самостоятельная работа

0

0

0

0

0

Контрольная работа

0

0

1

0

1

Тест

1

1

0

1

3

Лабораторная работа

0

0

0

0

0

Практическая работа

1

1

1

1

4

Проект

0

0

0

0

0

                4. Требования к уровню подготовки.                           

В результате изучения истории   ученик должен  знать:

  •  Ключевые исторические понятия,      

в том числе понятий «цивилизация»,  «государство» и др.;

  •  целостное и яркое описание цивилизаций

Древнего мира с особым вниманием к культурной жизни древних    народов;

  • социальную жизнь, структуру общества,  взаимоотношений в нем;
  • специфику власти и собственности в   древних цивилизациях;  
  •  демократическую форму  общественного устройства и права в Древнем мире;

уметь:

  • пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
  • сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;
  • умение спорить и отстаивать свои взгляды;
  • умение оперировать историческими датами;
  • умение читать карту;
  • умение анализировать исторические источники 
  • оценивать исторический вклад народов древности в
    мировую историю

5. Календарно-тематическое планирование по истории  

 Всего:35 недель. 70ч. В неделю-2 часа.


урока

кол-во часов

Содержание

дата

Примеча

ние

70

              1 четверть     18 часов

1

1

 Введение

Жизнь первобытных людей

2-6

5

Древнейшие люди, Первобытные земледельцы, скотоводы

7

1

Повторительно-обобщающий урок: «Первобытный мир» Тест

8-9

2

 Счет лет в истории

 Практическая работа.

9-14

6

Древний Египет  

15

1

Практическая работа «Жизнь в Древнем Египте»

16-18

3

Западная Азия в древности

                2 четверть  14 часов

19-22

7

Западная Азия в древности

23-26

4

Индия и Китай в древности

27

1

Тест  «Древний Восток»

Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм

28-29

2

    Древняя Греция

             3 четверть  20 часов

30-32

3

    Древняя Греция

34-40

7

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

 41

1

Практическая « Демократия  в Афинах»

42-46

5

Возвышение Афин

47-49

3

Македонские завоевания

50

1

    Контрольная работа «Древняя Греция»

             4 четверть  18 часов

Раздел 5. Древний Рим  

51-53

3

    Рим от возникновения до установления господства

54-56

3

 Рим- сильнейшая держава Средиземноморья

57-60

4

Гражданские войны в Риме. Практическая  работа.

61-65

5

Римская империя в первые века нашей эры

66-67

2

    Падение Римской империи

68

1

Тест  «Древний Рим»

69-70

2

Повторительное обобщение

  6 .Перечень учебно-методического обеспечения

  • Вигасин А.А.,Годер Г.И.,  История древнего мира. М. « Просвещение»2008г.  
  • Годер Г.И. История Древнего мира ( рабочая тетрадь)2 части М. « Просвещение» 2011г.
  • Зверева Л. Тесты ( история 5-11 кл) М «Астель» 1999г.
  • Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. (5 кл.)М « Экзамен» 2010г.
  • Федеральный центр тестирования http://www.test4u.ru/

http://www.rustest.ru/

Контрольно измерительные Материалы

Контрольно- измерительные материалы  

1.Тест.       Жизнь первобытных людей.

Вариант 1

1.        Верно ли следующее утверждение?

Люди разумные, в отличие от древнейших людей, жили родовыми общинами.

1) верно        2) неверно

2.        Древнейшим способом охоты была

  1. охота с применением лука и стрел
  2. охота с использованием ям-ловушек

3)       охота на самых слабых животных с применением дубин и заострённых камней.

3.        Орудиями труда,  которые умели изготавливать древнейшие
люди, жившие 2 миллиона лет назад, были: найдите и укажите
номер понятия, лишнего в этом перечне.

  1. палка-копалка   2)  проколка      3)   рубило  4)  лук и стрелы    

4.    Прочтите текст и вставьте вместо пропуска нужное слово.

Первобытные люди боялись грозных явлений природы, хотели понять их причины. Так возникли первые ………….

5.   В человеческом стаде (продолжите перечень)

1)        основным занятием было собирательство

 2        

 3        

6.        Красочные рисунки в пещерах, каменные фигурки людей —это

  1. произведения первобытного искусства
  2. магические предметы
  3. идолы

7.        Жилище, костёр, запасы дров, пищи, кости и шкуры животных, орудия труда

  1. это то, что обязательно клали в могилу умершего
  2. это то, что было общим у сородичей
  3. это то, что принадлежало самым искусным охотникам

8.        Расположите в хронологической  последовательности следующие события.  Запишите буквы,  которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

  1. появление древнейших людей на территории нашей Родины
    Б) изобретение древнейших орудий труда
  2. появление человека разумного

Г) открытие археологами первобытных рисунков

Ответ:

9.        Основными занятиями древнейших людей были

1)охота         2)земледелие     3)собирательство     4)рыбная ловля

Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.

10.    Установите соответствие между событиями и датами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДАТЫ

A)        около   40   тысяч   лет назад

Б) около  500 тысяч лет назад

B)        более 2 миллионов лет назад

Ответ:


 СОБЫТИЯ

 1)        появление древнейших людей

 2)        появление   человека   разумного

 3)        появление древнейших людей
на территории нашей страны.

Вариант 2

1.        Верно ли следующее утверждение?

Люди разумные, в отличие от древнейших людей, могли общаться друг с другом при помощи слов.

1)  верно        2)  неверно

2.        Огнём овладели

1)люди разумные   2)человекоподобные обезьяны      3)древнейшие люди

3.        И древнейшие люди, и люди разумные

а.умели изготавливать орудия труда

б.занимались охотой и собирательством

в.умели пользоваться огнём

г.жили родовыми общинами

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

4.        Основными занятиями людей 40 тысяч лет назад были

       1)собирательство    2)  скотоводство   3)  охота    4) рыбная ловля

         Найдите и укажите номер занятия, лишнего в этом перечне.

5.        Установите  соответствие  между следующими  положениями.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A)        древнейшие люди        1)  овладели речью

Б) человекоподобные        2)  научились     изготавливать

обезьяны        орудия труда

B)        люди разумные        3)  умели  использовать

                                                     различные   предметы   для      

                                                                      добывания пищи

Ответ:

6.        Прочтите текст и вставьте вместо пропуска нужное слово.

Размышляя над причинами тех явлений, которые происходят в них самих, пытаясь объяснить свои сны, первобытные люди
пришли к вере в существование        .

7.        В родовой общине (продолжите перечень)

1)        люди происходили от общего предка и считались родичами

2        

3________________________________________________________

8.        Действия, при помощи которых первобытные люди пытались
добиться успеха на охоте

  1. колдовской обряд      2)обращение к священнику   3)чтение священных текстов

9.        Дух, душа, оборотни — это

  1. научные представления о природе и человеке
  2. первобытные верования
  3. древние существа, жившие вместе с первобытными людьми

10.        Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы,  которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

A)овладение огнём             Б) возникновение человеческого стада

B)изобретение лука и стрел      Г)  исследование подземной пещеры Альтамира

Ответ:

Контрольная работа «Древняя Греция»

Вопросы и задания к разделу «Древняя Греция»

  1. Назовите самого знаменитого поэта Древней Греции. Какие две поэмы он создал?
  2. В чем состояло главное преимущество древнегреческого алфавита перед финикийским?
  3. Какие части имело здание греческого театра? Каково назначение каждой?
    4. Назовите имена поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете?

5.Назовите самый известный храм, созданный древними греками. Как он выглядел?

6. Какие произведения древнегреческой скульптуры вы запомнили? Опишите их.

7. Почему греки гордились   сражениями с персами?

8. Как афиняне называли управление в своем полисе? Почему они считали эту форму правления наилучшей?

9.Почему при этой форме правления развивалось красноречие?

10. Представьте себе, что вы оказались в Афинах во времена Перикла.

Опишите те места и постройки, которые вам запомнились. Каких знаменитых людей можно было встретить в городе? Чем они были знамениты?

11. Какие страны   и области были  завоеванные Александром Македонским.

12. Что означают слова и выражения: демократия, стратег, оратор,
лаконичная речь, стиль, трагедия и комедия, спартанское воспитание,

ипподром, атлет, Музей?

 

                       Итоговый тест по разделу «Древний Восток»

Вариант 1

  1. Верно ли следующее утверждение?

Первые  государства  Древнего  Востока  появились  примерно;

5 тысяч лет назад в долине Нила и в Междуречье Тигра

Евфрата.

1)  верно        2)  неверно

2. Древнейшим в перечне государств является

  1. Ассирийская военная держава
  2. первые государства на Великой Китайской равнине
  3. Вавилон

3. Китай и Индия являются родиной

  1. шёлка   2)шахмат  3)бумаги           4)   монеты      5)чая

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне:

4.  Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

  1. правление Цинь Шихуана в Китае
    Б) законы Хаммурапи
  2. строительство пирамид

Г)  возникновение Персидской державы

Д) жизнь Конфуция

Ответ:

5. Установите соответствие между странами и характерными для них явлениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СТРАНА        ЯВЛЕНИЕ

A)        Ассирия        1)  царская дорога

Б) Египет        2)   использование конницы

B)        Персия        3)  мумия
Г)  Китай                           4)  компас

Ответ:

А

Б

В

Г

6.  Древнейшие  системы  письма,   возникшие  на  Востоке  (продолжите перечень)

1)  иероглифы

2)

3)

7.   Осирис, Шамаш, Иштар, Яхве — что их объединяет?

1)        это боги, которым поклонялись на Древнем Востоке
2)  это боги, которым поклонялись в Египте

3)   это боги, которым поклонялись в Двуречье

8. Правители Египта и государств  Западной Азии

  1)   Хаммурапи     2)  Ашока    3)  Дарий I     4)  Тутмос III     5)Ашшурбанапал

Найдите и укажите номер правителя,  лишнего в этом перечне.

9.   Каждое утро появляется он на востоке и медленно плывёт в  великолепной лодке по небу. На голове его — ослепительный  солнечный диск.  Ночью его ждёт жестокая битва со свирепым змеем Апопом. Это

1)  Амон-Ра      2)Осирис            3)Гор

10.   Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

Много выражений пришло в наш язык из Библии.  «Что ты

криричишь на меня как         ?» —

спрашиваем мы в раздражении. О сумятице и бестолковщине
мы скажем так:  «        ».

  Вариант 2

  1. Верно ли следующее утверждение?

Государства в долинах рек Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы появились позже государств Двуречья.

1)  верно        2)  неверно

2.        Древнейшим в перечне государств является

  1. Персия     2)Финикия        3)Египет

3.        В Древнем Двуречье

  1. возникла клинопись
  2. возводили высокие ступенчатые башни-храмы
  3. был составлен первый свод законов
  4. был изобретён компас
  5. было установлено деление часа на 60 минут и окружности на 360 градусов

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

4.        Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

A)        правление Ашоки в Индии

Б) образование Ассирийской военной державы

B)        пирамида Хеопса

Г) восстание против наследников Цинь Шихуана

Д) завоевания Кира в Азии

Ответ:

5.   Установите   соответствие  между  странами   и  характерными  для них явлениями. Запишите в таблицу выбранные цифры  под соответствующими буквами.
СТРАНА        ЯВЛЕНИЕ

  1. Египет        1)  алфавит
    Б) Индия                                            2)  папирус
  2. Финикия         3)  вера в переселение душ
    Г)  Израильское царство              4)  единобожие

Ответ:

А

Б

В

Г

6.    Основные материалы для письма, известные на Древнем Востоке (продолжите перечень)

  1. глиняные таблички        2)папирус

3)           4)__________________

7.        Мемфис, Ниневия, Сарды, Персеполь

  1. это столицы государств Древнего Востока
  2. это главные торговые города Древнего Востока
  3. это торговые города Финикии

 


8.        Правители Персидской державы

  1. Дарий I
  2. Крез
  3. Ксеркс
  4. Кир

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

9.        С этим богом люди заключили завет (договор),  поклявшись соблюдать его заповеди. Он вручил им скрижали, повелев не лгать, не убивать, не красть. Люди в этой стране не признавали других богов кроме него. Это

  1. Яхве
  2. Осирис
  3. Амон-Ра

10.        Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

Много выражений пришло в наш язык из Библии. Мудрое, справедливое  решение  мы  называем         

        ,  что-то  заманчивое,   но  недозволенное _______________

Итоговый тест по разделу «Древний Рим»:

Вариант 1

1.        Верно ли следующее утверждение?

Республиканские порядки сложились в Риме в начале 6 века до н. э., когда римские граждане изгнали последнего царя.

1)  верно        2)  неверно

2.        Римский ученый Варрон утверждал, что существует три вида
орудий труда для обработки полей (продолжите перечень)

1)        немые (лопаты, плуги)  2)_____________ 3)___________

3.        Траян, Август, Константин

  1. это римские императоры
  2. это римские императоры, одержавшие выдающиеся военные победы
  3. это  римские  императоры,   жестоко  преследовавшие  христиан

4.        Важнейшие сражения войн Рима и Карфагена

  1. битва при Каннах
  2. битва близ города Зама
  3. сражение у подножия Везувия

Найдите и укажите номер сражения, лишнего в этом перечне.

5.        Прочтите текст и найдите в нем ошибку.

Труд рабов использовался во всех сферах жизни римского общества. Они работали в имениях, занимались ремеслом, служили в домах богачей, были библиотекарями, учителями, врачами, гладиаторами.

  1. на самом деле рабы трудились только в имениях и в домах богачей
  2. на самом доле рабы были даже у бедняков
  3. на самом деле рабы не могли быть врачами, библиотекарями, учителями

6.        Прочтите  отрывок  из  исторического  документа  и  укажите, кому принадлежат эти слова.

«Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света!»

  1. Тиберию Гракху    2) Цезарю      3)  Спартаку

7.          Выдающийся римский поэт

  1. Тацит     2) Сенека         3)    Вергилий

                8.        Цезарь был современником

  1. Помпея        3)  Спартака
  2. Красса        4)  Сципиона

Укажите неверный ответ.

9.        Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

A)        битва у мыса Акций

Б) земельные законы братьев Гракхов

B)        разрушение Карфагена
Г)  покорение даков

Д) правление Траяна

Ответ:

10.     Установите соответствие между понятием и его значением. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

                  ЗНАЧЕНИЕ

  1. римские бани
  2. храм всех богов

 3)арена для конских бегов

          4)район Рима, где находились        

                храмы Юпитера и Юноны

Вариант 2

1.        Верно ли  следующее утверждение?

В конце 1 века до и.о.  и в начале 1 века н.э. Рим стал империей.
1)   верно        2)   неверно

2.        На борьбу с восстанием Спартака были вызваны выдающиеся полководцы (продолжите перечень)

1)  Красе      2)        __________     3)__________________        

3.        Готы, вандалы, сирийцы, галлы

  1. представители этих народностей служили в римском войске при последних императорах
  2. это германские племена
  3. это жители стран, которые Риму так и не удалось превратить в провинции

4.        Важнейшие сражения римских легионов с рабами во время восстания Спартака

  1. сражение у подножия Везувия
  2. сражения на южной оконечности Италии
  3. битва у мыса Акций

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

5.        Прочтите текст и найдите в нем ошибку.

Народный трибун Тиберий Гракх добился от Народного собрания одобрения предложенных им законов. Законы установили, что никто не может владеть участками государственной земли больше определенного размера. Излишки отнимались и продавались беднякам.

  1. на самом деле Тиберию Гракху не удалось убедить Народное собрание одобрить эти законы
  2. на самом деле излишки отдавались беднякам бесплатно при условии, что они не могут продать их
  3. на самом деле Тиберий Гракх был сенатором

6.        Прочтите отрывок из исторического документа и укажите автора этих строк.

«Если мы признаем, что Цезарь уничтожил в Риме свободу, то тело его надо оставить без погребения, а все его распоряжения отменить ».

  1. Антоний    2)  Траян      3) Брут

7.        Выдающийся римский историк

  1. Катон     2) Меценат           3) Тит Ливий

8.        Август был современником

1)Вергилия    2 )Антония   3)   Горация    4)Красса

Укажите неверный ответ.

9.        Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) разрушение Коринфа

Б) вторая война Рима и Карфагена

В) борьба патрициев и плебеев

Г)  правление Константина

Д) преследования христиан в Римской империи

Ответ:

10. Установите соответствие между понятием и его значением. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПОНЯТИЕ        ЗНАЧЕНИЕ

Л) диктатор        1)        боевая единица римского войска

Б)  император        2)        высшее должностное лицо в Римской республике

В)  консул

Г)   легион        3)        титул noлководца в дни триумфа

4)        должностное лицо,  наделенное сенатом единоличной власти.