Учитель года 2020

Бадаева Наталья Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

декабрь 2019 Управление образования администрации Воскресенского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение Задворковская средняя школа Тема разработки : «Развитие пространственного мышления на основе рисования натюрморта с использованием различных техник» . автор: Бадаева Наталья Александровна, учитель изобразительного искусства Нижегородская область, Воскресенский р-н, д.Задворка , ул.Мира, д.2 Email natbad@yandex.ru

Слайд 2

Тема ( тема ) и актуальность выбранного направления по обобщению профессионального опыта ()(с учетом типа ОО, предмета, возрастных особенностей учащихся и т.д ,) Развитие пространственного мышления на основе рисования натюрморта с использованием различных техник Пространственное мышление необходимо: Для успешного усвоения общеобразовательных дисциплин Для создания творческой личности Для практической деятельности по специальностям Для формирования зрительных образов

Слайд 3

Моя цель как учителя- развитие творческих способностей и пространственного мышления ребенка. Моя задача как учителя – не учить учащегося, а научить его учиться! Ученик не только объект обучения, а в первую очередь – творец собственного «Я» Цели и задачи профессиональной деятельности 1 .Якиманская И.С. «Знания и мышление школьников». 2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся./Под ред.И.С.Якиманской 3. Т.Ф.Беляев, Упражнения по развитию пространственного мышления у учащихся В своей работе я опираюсь на следующих авторов: 4 . Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей.

Слайд 4

Основная цель системы уроков раздела «Натюрморт»- развитие пространственного мышления на основе рисования натюрморта с использованием различных техник. Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта . Класс Тема урока Количество часов 5 «Натюрморт» 0 6 «Натюрморт» 4 7 «Натюрморт» 0 Программа Б.М. Неменского

Слайд 5

Класс Тема урока Кол-во часов 5 класс Конструкция и декор предметов народного быта ( декоративный натюрморт ) 1 Современное выставочное искусство ( натюрморт по сырому ) 1 6 класс Изображение предметного мира. Натюрморт. ( натюрморт по-сырому ) 1 Натюрморт в графике ( натюрморт в технике граттаж ) 1 Цвет в натюрморте ( декоративный натюрморт) 1 Выразительные возможности техники «Монотипия» ( натюрморт в технике монотипия) 1 7 класс Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени ( натюрморт по-сырому ) 1 Итого 7 часов Основная цель системы уроков раздела «Натюрморт»- развитие пространственного мышления на основе рисования натюрморта с использованием различных техник.

Слайд 6

Данная система уроков становится активным способом освоения окружающих нас форм, так как натюрморт является лучшим средством изучения закономерностей формы, изображения расположенных в пространстве предметов, и развития пространственного мышления. Заключение Работы учащихся

Слайд 7

Список используемой литературы. 1 .Якиманская И.С. «Знания и мышление школьников».-М.;Знание.1985г. 2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся./Под ред.И.С.Якиманской.-М.;Педагогика.1989 3. Т.Ф.Беляев, Упражнения по развитию пространственного мышления у учащихся-Москва , Просвещение,2003г. 4 .Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб.для общеобразоват . Организаций.2016г. 5 . Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват . Учреждений. М.: Просвещение, 2011.



Предварительный просмотр:

 (Сл.1) Я, Бадаева Наталья Александровна, учитель изобразительного искусства Задворковской школы.

 Представляю вам свою разработку системы уроков по теме «Развитие пространственного мышления на основе рисования натюрморта с использованием различных техник»

(Сл2) Данная тема актуально, в свете  требований, федеральных стандартов. Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям.

    Поэтому развитие пространственного мышления и творческих способностей в наши дни является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных дисциплин на всех этапах обучения.

В процессе занятий изобразительным искусством учащиеся учатся видеть и понимать прекрасное как непосредственно в окружающей жизни, так и в произведениях искусства. У них формируется эмоционально-эстетическое отношение к познаваемым объектам и явлениям, и что особенно важно, с помощью карандаша и кисти они сами приучаются создавать прекрасное. Велика роль изобразительного искусства в нравственном и эстетическом воспитании учащихся, в познании ими действительности. Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств.

Работа над натюрмортом способствует образованию ясных и точных представлений о форме предметов и тем самым благотворно влияет на представление о расположении их в пространстве, а это в свою очередь, помогает реалистичному изображению натюрморта.

Я веду уроки ИЗО с 5-го по 8-й классы, (10-14 лет), в этом возрасте у учащихся одним из важных средств, активизирующих учебный процесс, является побуждение познавательной потребности. Познавательная потребность - это мотивационно-личностное образование, которое на протяжении всего школьного возраста проявляется в любознательности учащихся.

Выделяют два уровня познавательных потребностей у учащихся 10 – 17 лет.

1) Любознательность (характерна для учащихся 5 – 9 классов).

2) Целенаправленная познавательная деятельность (чаще всего наблюдается у учащихся 10-11 классов)

Только при условии того, что если задача доступна учащемуся, если цели ее решения ясны, если он чувствует свое движение вперед, то создающиеся при этом положительные эмоции облегчают обучение.

Процесс рисования с натуры требует от учащихся  постоянного сравнения видимых форм между собой.

Натюрморт является лучшим средством изучения закономерностей формы, изображения расположенных в пространстве предметов. Для реалистического изображения натюрморта необходимо владеть теорией и практикой изображения пространственных форм на плоскости.

     Но для наилучшего усвоения темы необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию и развитию пространственного мышления.

     (Сл.3) Моя цель как учителя- развитие творческих способностей  и пространственного мышления ребенка.

Моя задача– научить ребенка учиться! Сегодня ученик не только объект обучения, а в первую очередь – творец собственного «Я»

(Сл3)  В своей работе я опираюсь на работы следующих авторов:

1.Якиманской И.С. «Знания и мышление школьников».-М.;Знание.1985г.

2.Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления

   учащихся./Под ред.И.С.Якиманской.-М.;Педагогика.1989

3.Т.Ф.Беляев, Упражнения по развитию пространственного         мышления  у учащихся-Москва, Просвещение,2003г.

4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2011.

По программе которого я работаю в школе.

(Сл.4)    Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта.

    В программе Б.М. Неменского на изучение темы  «Натюрморт» отводится 4 часа в 6 классе, Из опыта работы, я считаю, что для наилучшего усвоения данной темы и получения качественных  результатов необходимо начать изучение натюрморта с 5 класса.

Поэтому в 5 классе

В 6 классе

В 7 классе

Всего 7 уроков

(Сл5)  Основная цель системы уроков раздела «Натюрморт»- развитие пространственного мышления на основе рисования натюрморта с использованием различных техник.

      В последнее время очень популярными в развитии пространственного мышления у детей стали нетрадиционные техники рисования: монотипия, по сырому, декоративный натюрморт.

Они дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

На своих уроках при изучении темы «Натюрморт» я часто использую эти техники, в частности технику монотипия. Раздаточный материал 

Монотипия дает возможность импровизации на тему свободного пятна, стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Это увлекает учащихся, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы учащихся в целом. Монотипия позволяет ощутить и создать элемент «игры» в творчестве. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение и неординарное мышление. Воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельное решение.  

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. И они себя проявляют, посмотрите на работы детей.

Заключение

(Сл.6)Данная система уроков становится активным способом освоения окружающих нас форм, и результат работы положительно влияет на успеваемость по другим учебным предметам.

    Работая в школе, я стараюсь принимать активное участие во всех мероприятиях по повышению уровня педагогического мастерства: посещаю уроки коллег, районные семинары, занимаюсь самообразованием, прохожу курсы повышения квалификации.



Предварительный просмотр:

"Эссе "Я - учитель".

Каким же должен быть человек, чтобы иметь право называться Учителем?
Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь – всё это имеет для ребёнка большое значение”.


     Главный принцип в работе  я для себя определила давно и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Учу других и учусь сама. Чтобы требовать что-то от ребёнка, я должна иметь на это моральное право. Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда.
Подавать положительный пример не так уж легко, ведь приходится в какой-то мере переделывать себя. Каждый из нас обладает недостатками, которые он бы не хотел видеть в своих воспитанниках. Учитель должен стараться искоренить или хотя бы уменьшить степень этих недостатков, чтобы не привить их своим ученикам.
Большое терпение, неиссякаемое трудолюбие, огромная любовь к своей профессии - вот основы успеха профессии учитель.
Каждый день идешь в школу, делаешь свое дело день за днем, крутишься в карусели дел, порой просто забываешь о своих личных делах - живешь школой. И уже кажется, что школа - твой дом, дети - близкие и родные, а стены школьного коридора - самые любимые.
Школа берет на себя обучающие, развивающие и воспитательные функции. И это правильно. Каждый уважающий себя педагог обязан не только обучать своему предмету учащихся, но и воспитывать, а также развивать его умения и навыки.

Искусство, творчество - это особая магия, которая затягивает тебя в увлекательный и необычный мир, со своими законами и правилами. Но не всё поддается объяснению. Порой, ученик не любит математику или химию, на переменах «стоит на голове», а приходит на урок изобразительного искусства, и его не узнать: внимательный, участвует в дискуссиях, активно работает на уроке, у него все получается и настроение прекрасное. А когда дети счастливы, урок проходит весело и плодотворно.

Не у всех есть склонность к рисованию, но у каждого есть фантазия, своё видение, свой стиль рисования. Мне очень интересно наблюдать за развитием мысли, творческим процессом детей, за тем, как они выражают свои эмоции, мысли на бумаге. Интересно наблюдать за реакцией ребят, когда мы знакомимся с произведениями великих мастеров искусства. Поколения меняются, а чувства и впечатления от знаменитых произведений остаются прежними. Очень важно, чтобы дети не оставались равнодушными, черствыми ко всему, что нас окружает.

Конечно, меня, как любого учителя, радуют успехи ребят, победы на конкурсах по изобразительному искусству, участие в выставках. Ребята с радостью отзываются на любые просьбы, предлагают свои варианты решения проблем и задач, активно проявляют свою гражданскую позицию.
На уроках ребятам нравится работать разными материалами: сангиной, углем, гуашью и тушью, акварелью. Им интересно как с помощью разных материалов можно передать свое настроение, чувства и эмоции, как на плоском листе можно изобразить объемное изображение. В процессе работы они не просто учатся рисовать, постигать правила и основы изобразительного искусства, ребята учатся слушать себя, выражать свою сущность на бумаге.

В отличие от взрослых, ребята больше рисуют по воображению, свободно фантазируя и, в то же время, своеобразно, реально отражают мир. 
Процесс творчества развивает мышление детей, приносит радость и душевное равновесие. Рисование заставляет ребенка думать и тем самым активизирует мысль и образное видение мира, развивает пространственное мышление. Но ведь творчеству нельзя научить, потому что творчество это процесс, а не конечный результат! Именно поэтому процессу творчества можно или мешать или способствовать. 
В чем секрет детского творчества? Его чистоты, искренности? Дети гораздо эмоциональнее взрослых. Они внимательнее присматриваются к окружающему. Своим обостренным чутьем дети полнее познают в человеке отношение к ним, к другим людям, искренность, доброту, чувствуют злобу. Дети эмоциональнее! Они могут быть и слишком жестоки, и до слезливости добры. Поэтому рисунки детей искреннее, чище, правдивее, откровеннее, чем у взрослых. В них нет надуманности, нарочитости, фальши. 
Все дети, решительно все, рождаются талантливыми в той или другой области искусства.

Через свои работы дети самовыражаются, им не важно – правильно или не правильно, с точки зрения ли художественных канонов, создан их рисунок. Они видят себя великими художниками и гордятся своими, даже не совсем удачными работами. Дети не видят недостатков в своих рисунках, им всегда (или почти всегда) нравится и сам процесс рисования и конечный результат. В этом-то и есть счастье детского творчества. Главное – не мешать ребятам в дальнейшем самовыражаться и получать удовольствие от процесса рисования. Лично я всегда, когда прихожу, как учитель, на урок рисования, ставлю перед собой две задачи: 


1) учить рисовать правильно, подсказывая решения, показывая приемы работы с теми или иными материалами; 


2) помогать реализовывать творческие порывы менее способных учащихся, давая им возможность реализовывать себя в рисунке. 


Верю, что мои уроки пригодятся каждому ученику, даже, если они и не станут великими художниками, вырастут добрыми, порядочными и небезразличными людьми.


Я люблю свой предмет, потому что могу и учу видеть прекрасное в самых обычных предметах и вещах, явлениях. Учу с пониманием относиться к несправедливости, с которой иногда сталкиваемся в жизни, учу терпению и доброте, дружбе, учу быть людьми и гражданами своей Родины.

Завершить эссе мне хочется словами великого А.П. Чехова, которые я выбрала в качестве своего педагогического кредо: " Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют". Так давайте же не лишать детей возможности создавать свой более человечный мир при помощи искусства!