Проект "Почемучки" с детьми 2-3 лет (долгосрочный)

Манойло Анна Анатольевна

 

Проектная деятельность с детьми раннего  дошкольного возраста.

Тема проекта «Почемучки».

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

Сроки реализации проекта: 2016 – 2017 учебный год

Участники проекта: дети второй ранней группы, воспитатели, родители.

Цель. Создать условия для развития познавательной  активности детей в экспериментальной  деятельности.

Задачи.

Объединить усилия   взрослых (родителей и педагогов ДОУ) по обеспечению условий развития у детей познавательных интересов и способностей средствами разнообразия образовательного процесса.

Развивать мышление, логику, творчество детей.

Помогать робким и застенчивым детям включаться в экспериментальную деятельность.

Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.

Актуальность проекта.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компь­ютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыс­лить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основ­ную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуще­ствляемые ребёнком практические действия выполняют позна­вательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, соз­давая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской дея­тельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельно­сти - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно по­казать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, экспе­рименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное пре­образование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспри­ятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоми­наются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращают­ся» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения отве­тов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказы­вают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и само­стоятельно решать их.

Принципы:

- принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой);

- принцип связи игры и искусства с жизнью;

- принцип сотворчества взрослых и детей.

  Основные методы работы:

- метод экспериментирования.

Ожидаемые результаты:

Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.

Сформировать умение проявлять интерес к новым предметам, манипулировать ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводить действия.

Пополнение и активизация словаря детей.

Создание предметной среды, способствующей развитию у детей  познавательно-исследовательской активности.

 Формы работы: прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, опыты.

Формы работы с родителями:

Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

Совместное изготовление пособий для  организации предметно-развивающей среды.

Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.

Открытые показы занятий-экспериментирований.

Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.

Основные этапы реализации проекта:

1 этап

Предварительная работа

Изучение методической литературы.

Организации предметно-развивающей среды.

Составление перспективного плана

2 этап

Основная работа

Реализация перспективного планирования в течение учебного года.

Привлечение родителей к участию и оформлению уголка экспериментирования.

Консультации для родителей: папка – передвижка по темам некоторых экспериментов.

3 этап

Заключительная работа

Проведение мониторинга исполнения задач  проекта и анализ предметно-развивающей среды.  

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx13.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ИГРАЕМ НА БОБАХ

Цель: развивать умение оценивать предметы и события.

Материал: красные бобы, горох.

Оборудование: четыре полиэтиленовых пакета.

Ход НОД -экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи.

- Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Дети, давайте сравним мешочки с бобами по весу.

  1. Выполнение эксперимента.

- Ребята, не рвите пакеты, они нам нужны для эксперимента!

(Воспитатель заполняет четыре прозрачных полиэтиленовых пакета сухими бобами или горошинами. В каждый пакет кладет только один вид бобов (красные бобы или лущеный горох) и разное количество, посильное для малыша).  Ребята, попробуйте поднять один пакет, затем опустить его и поднять другой.

(Рекомендуется начинать с двух пакетов и усложнять игру).

- Какой из этих пакетов тяжелее? (Высказывания детей.) Какой - легче? (Высказывания детей.)

(Позволить ребенку поэкспериментировать, подержав в руках Каждый пакет, и решить, какой из них самый тяжелый и самый лёгкий. Ребенок может не только чувствовать вес, но и видеть Количество бобов в мешке).

  1. Фиксирование результатов эксперимента.

Оставить мешочки в групповой комнате.

Вывод. Чем больше бобов в пакете, тем он тяжелее.

  1. Итог занятия.

- Какой пакет с бобами тяжелее, где больше «ли меньше их? (Тяжелее тот пакет с бобами, в котором их больше.)