Анна Петровна Зарубина

Ксения Добровольская

Анна Петровна,подскажите как можно научить перессказывать рассказы?

Пересказ текста является важным умением, которое в первую очередь показывает насколько хорошо, ребенок может формулировать, анализировать понимать услышанное произведение, а также – насколько у него развита речь. Ребенка нужно учить пересказывать услышанное произведение, поначалу нужно отбирать легкие для восприятия и интересные для ребенка тексты – это будет залогом успеха. Тексты должны учить ребенка чему-то хорошему и полезному. Произведения нужно подбирать еще и такие, чтобы ребенок не только мог их пересказать, а и выразил свое мнение и понимание, что очень полезно для его развития в целом. Персонажи, о которых ребенок будет рассказывать, должны иметь ярко выраженные характеры, а последовательность действий, о которых рассказывается в тексте, должна быть понятной детскому восприятию.
Как правильно подобрать произведение для пересказа
Подбор произведения, которое можно предложить ребенку для пересказа, является важным и ответственным заданием для родителей или воспитателей. Главными требованиями, которые выдвигаются к произведениям, являются его смысловая направленность, лаконичность, понятливость, четкость, последовательность и интерес, который данный текст может вызвать у ребенка. Также нужно обязательно выбирать такие произведения, которые не имеют большого объема и доступны для понимания ребенком, – это могут быть коротенькие и несложные народные сказки. А уже со временем, когда ребенок хорошо освоит предлагаемые материалы для рассказа, можно будет постепенно усложнять ему задание и предлагать более сложный материал и увеличивать при этом его объем.
Но подбор текста для пересказа - это еще не все. Чтобы ребенок хорошо понял произведение и смог нормально его пересказать, родители или воспитатели должны еще и внятно прочитать текст. А чтобы облегчить задание малышу, после того как произведение прочитано следует обсудить с ребенком его смысл, главные мысли и содержание. В такого рода беседе главными должны оставаться вопросы родителя или воспитателя, кроме этого беседа должна быть интересной ребенку, чтобы не ослабить интересу к самому пересказу.
Специалисты утверждают, что рассказы в жизни дошкольников играют очень важную роль, так как дают возможность реализоваться ребенку через крепкое воздействие выбранного литературно-художественного материала на его сущность и личность, которые в свою очередь усиливают речевое развитие малыша
Наводящие вопросы для пересказа
Задавайте наводящие вопросы, попросив малыша изложить информацию так подробно, будто его слушает человек, который не знает ничего о происходящих в рассказе событиях:
• с чего начинается история?
• кто главные действующие лица?
• что важного произошло?
• к каким последствиям это привело?
• что происходит в конце истории?
• какой вывод ты можешь сделать?
• подумай, все ли важные моменты ты передал в своем рассказе?
• если нет, расскажи еще раз, пожалуйста.
Данный план обучения (не в виде урока) очень подходит активным неусидчивым деткам. Заниматься такими занимательными разговорами можно между делом, в поездках на машине, автобусе (домой из детского сада, например), поезде, во время походов по магазинам, прогулок и т.д.
Не стоит пренебрегать и пересказом по картинкам. Это пересказ с элементами сочинения расширяет кругозор и будит фантазию ребенка.

План пересказа текста
Если ваш ребенок довольно усидчив и его не напрягают спокойные занятия, можно заниматься тренировкой пересказа целенаправленно. Брать уже тексты посложнее и использовать школьные требования к пересказу (вступление, основная часть, вывод). Что нужно делать?
• прочитать текст;
• разобрать все сложные и незнакомые ребенку слова, чтобы малышу было все понятно в повествовании (только при этом условии дети без особого труда могут пересказать текст своими словами);
• проанализировать прочитанное, определить, что главное;
• составить устный план пересказа, разбив текст на основные этапы (учите малыша умению кратко формулировать заголовки этапов повествования);
• обсудить содержание каждого из этапов, обсудив самые интересные моменты (при этом нужно задавать наводящие вопросы, чтобы облегчить малышу задачу. Если поначалу малыш отвечает одним предложением, то это уже хорошо. Со временем его ответы станут более развернутыми, особенно, если вы будете задавать наводящие вопросы);
• обсудить главных героев рассказа, их действия и поступки;
• обсудить последовательность описываемых событий в тексте;
• последовательно соединить части текста между собой.
Наводящие вопросы призваны дать ребенку только лишь возможность вспомнить происходящее в прочитанном рассказе, поэтому избегайте подсказывать ему. Подробно разобравшись с вышеописанными пунктами, следует попросить малыша теперь уже связно и поэтапно пересказать все происходящие события.

Если не получается, предложите малышу пересказать текст вместе с вами. По ходу процесса сделайте вид, что вы что-то забыли. Ребенку будет приятно продемонстрировать хорошую память и то, что именно он напомнил своей мамочке о каком-то событии в прочитанном тексте.
Если ваш ребенок хорошо рисует и получает от этого удовольствие, предложите ему самостоятельно нарисовать последовательность событий прочитанного. Если с рисованием дело обстоит неважно, то можно чертить простые схемы в виде стрелочек, которые по очереди следуют от одной мысли к другой, согласно логике происходящих событий.

Анастасия Викторовна Павлова

Анна Петровна,а в какие подвижные игры вы играете с детьми и как в них играть?

Летом в детском саду во время прогулки мы играем с детьми в разнообразные подвижные игры.

ЛОВИШКИ
Дети строятся в круг. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается задеть ребёнка. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных игра повторяется.

ПАРНЫЙ БЕГ
Дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т.д.), по числу звеньев. По сигналу воспитателя первые пары детей, взявшись за руки, бегут до предметов огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара, разъединившая руки, считается проигравшей.

МЫШЕЛОВКА
Играющие делятся на 2 неравные группы. Меньшая группа образует круг – мышеловку. Остальные – мыши, они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловку – переловим всех сейчас».
Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя: «Хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

МЫ ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится вторая черта. В центре площадки находится Ловишка. Игроки хором произносят:
«Мы весёлые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три, лови!»
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка их ловит. Тот, кого Ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечёт черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку.
Вариант:
Дети идут по кругу и проговаривают текст. Ловишка в центре. Разбегаются разными видами бега.

ГУСИ - ЛЕБЕДИ
На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси, на противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором живёт волк, остальное место луг. Выбираются дети на роль волка, пастуха, остальные дети изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.
Пастух: «Гуси, гуси!»
Гуси останавливаются и отвечают хором: «Га-га-га».
Пастух: «Есть хотите?»
Гуси: «Да, да, да!»
Пастух: «Так летите же домой.»
Гуси: «Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой, зубы точит съесть нас хочет.»
Пастух: «Так летите, как хотите, только крылья берегите!»
Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается поймать гусей. Затем - после 2-3 перебежек - выбирается новый пастух и волк.

ПЕРЕБЕЖКИ
На одной стороне площадки отделяется линией дом, на расстоянии 5-6 м чертится вторая линия, за которой находится другой дом. Вдоль одной из сторон перпендикулярно домам проводится еще одна черта.
Играющие делятся на две группы – два отряда (не более 6-8 человек в каждом). Дети одного отряда встают вдоль линии любого дома. Другой отряд размещается вдоль линии любого дома. Третий размещается вдоль боковой линии; у ног каждого ребенка лежит два снежка.

По сигналу воспитателя первый отряд перебегает из одного дома в другой. Дети второго отряда берут по одному снежку и бросают его в бегущих. Те, в кого попали снежком, отходят в сторону. На новый сигнал перебежка происходит в обратную сторону; дети, стоящие у боковой линии, бросают в бегущих по второму снежку. Осаленные в этот раз также отходят в сторону.
Воспитатель отмечает, кто из детей одного и другого отряда был более ловким, смелым, метким. После этого временно выбывшие из игры дети возвращаются в свои отряды. Отряды меняются, и игра продолжается.
Примечания:
1. Снежки для игры можно заготовить заранее и сложить в кучу, откуда дети будут их брать, а можно лепить их тут же перед началом игры.
2. Для установления очередности (какому отряду первому бежать, какому бросать снежки) отряды могут воспользоваться считалками.

ХИТРАЯ ЛИСА
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит: «Я иду искать в лесу хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь.
Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче: «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Примечания: лиса начинает ловить детей только после того, как играющие 3 раза хором спросят, а лиса скажет: «Я здесь!». Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Вариант: выбираются 2 лисы.

ЗАТЕЙНИКИ
Выбирается водящий – затейник, который встает в центр круга, образованный детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят:
«Ровным кругом друг за другом
мы идём за шагом шаг.
Стой на месте дружно вместе
Сделаем вот так…»
Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение и все должны его повторить. Игра повторяется с другим затейником.
Примечания: точно выполнять движения за затейником.

БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ
Из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы образуют «свой домик» (два зайца держаться за руки, создавая домик). Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой «домик». К кому бездомный заяц встаёт спиной, тот и становится водящим. Если охотник поймает, то меняются ролями.
Правила:
Охотник может ловить зайца только вне логова.
Пробегать зайцам через логово нельзя.
Если заяц вбежал в логово, он должен там остаться.
Как только заяц вбежал в логово, находящийся там игрок должен немедленно выбежать.
Игроки, образующие кружок, не должны мешать зайцам вбегать и убегать.

КТО ЛУЧШЕ ПРЫГНЕТ
Дети подходят к начерченной на земле линии и прыгают как можно дальше. Кто прыгнул дальше, тот выиграл.
Правила: прыгать следует на двух ногах. Приземляться на носочки.

УДОЧКА
Дети стоят по кругу, в центре воспитатель. Он держит в руках верёвку (скакалку) на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает верёвку над самым полом, дети подпрыгивают на двух ногах вверх, так, чтобы мешочек не задел их ноги. Описав 2-3 круга, делается пауза, подсчитываются пойманные.
Вариант: те дети, которых поймали, выходят из игры до тех пор пока не останутся самые ловкие.

С КОЧКИ НА КОЧКУ
На земле чертят две линии – два берега, между которыми болото. Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки (плоские кольца) на разном расстоянии друг от друга: 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90 см. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку отталкиваясь двумя ногами или одной, не становясь между кочками, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остаётся в болоте.
Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подаёт увязшему ребёнку руку и показывает прыжками путь выхода из болота.
Вариант: проводится в форме соревнования: «Кто быстрее переберётся через болото».

КТО СКОРЕЕ ДОБЕРЁТСЯ ДО ФЛАЖКА
Дети распределяются на три колонны поровну. На расстоянии 2 м от исходной черты ставятся дуги или обручи, можно натянуть шнур, затем на расстоянии 3 м ставятся флажки на подставке. Даётся задание: по сигналу воспитателя выполнить подлезание под дугу, затем прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом вернуться в конец своей колонны.
Вариант: вводится усложнение. Натягивается верёвка на высоте – 60 см, дети должны, не касаясь руками пола, подлезть под шнуром.

ПОЖАРНЫЕ НА УЧЕНЬЕ
Дети строятся в 3-4 колонны лицом к гимнастической стенке – это пожарные. На каждом пролёте на одинаковой высоте подвешиваются колокольчики. По сигналу воспитателя – удар в бубен или слова «Марш!» дети, стоящие в колонне первыми, бегут к стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в её конец.
Воспитатель отмечает тех, кто быстрее всех выполнит задание. Затем по сигналу бегут вторые, стоящие в колонне. Следить за тем, чтобы дети не пропускали реек, не спрыгивали.

ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ
Выбирается охотник, остальные дети – зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, на другой - дом зайцев. Охотник ходит по площадке, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе. Зайцы выпрыгивают на двух ногах (или на правой, на левой поочерёдно) в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч. Те, в кого он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом.
Вариант: охотников может быть 2-3, и у зайцев дома нет – они просто увёртываются от мяча.

ПОПАДИ В ОБРУЧ
Дети стоят по кругу диаметром 8-10 м через одного, в руках мешочек с песком. В центре круга лежит обруч. По сигналу воспитателя дети, у которых в руках мешочки, передают их товарищам справа или слева по договорённости. Получив мешочки, дети бросают их, стараясь попасть в обруч. Затем дети поднимают мешочки и возвращаются на свои места в круг. Снова раздаётся сигнал, и дети передают мешочки своим соседям – вторым номерам и т. д.
Вариант: забрасывать мешочки двумя одной рукой из-за головы, сидя, стоя на коленях.

СБЕЙ КЕГЛЮ
На одной стороне зала чертят 3-4 кружка, в них ставят кегли. На расстоянии 5-2 м от них обозначают шнуром линию. 3-4 ребёнка подходят к линии становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Затем бегут, ставят кегли, берут мячи и приносят их следующим детям.
Варианты:
1. Бросать мяч правой, левой рукой, отталкивать ногой.
2. Кегли ставят за линией в определённом порядке: в один ряд вплотную к друг к другу, высокая кегля в середине. В один ряд: одна от другой на небольшом расстоянии - 5-10 см; в небольшой кружок, большая кегля в центре. В два ряда большая кегля между рядами; квадратом, большая в центре и т.д. на расстоянии 2-3 метра от линии, на которой расположены кегли, чертят 2-3 линии, с которых игроки сбивают кегли.
Дети, соблюдая очерёдность, начинают прокатывать шары с самой ближней линии. Выигрывает тот, кто больше всех собьёт кеглей с ближней линии. Он начинает прокатывать мячи со второй линии. И т.д.

МЯЧ ВОДЯЩЕМУ
Дети делятся на 2-3 группы и выстраиваются в круг, в центре каждого круга стоит водящий с мячом в руках. По сигналу воспитателя водящие перебрасывают поочерёдно детям мяч двумя руками от груди и получают его обратно. Когда мяч обойдёт всех игроков, то он поднимает его над головой и говорит: «Готово!»
Вариант: мяч водящий бросает не по порядку, а в разнобой. Выигрывает группа, у которой мяч ни разу не упадёт.

Анастасия Викторовна Павлова

Анна Петровна,в какие игры можно поиграть с ребенком на отдыхе?

Во что можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и ему? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку.
Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны!
Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторые игры, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.
Игры с мячом:
«Съедобное – несъедобное». Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.
«Назови имена». Можно использовать разную классификацию предметов (города, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.
«Догони мяч». Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.
«Проскачи с мячом» (игра-эстафета). Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо «доскакать». По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.
«Вышибалы». Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.
Это совсем небольшой перечень игр с мячом, в которые вы можете сыграть с детьми во время отдыха. Фантазируйте, придумывайте свои игры, и вам обеспечено хорошее настроение.
Для совместных игр с детьми можно использовать любые предметы из окружения.
Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки. Устройте соревнование. «Кто больше соберет шишек». Проведите игру «Самый ловкий»: найдите пенек и поставьте на него пластиковую бутылку. А теперь постарайтесь сбить ее шишкой на расстоянии. Используйте для игр желуди, камешки, веточки, фантазируйте вместе с детьми.
Познакомьте детей с русскими народными играми: «Горелки», «Чехарда». Вспомните игры, в которые играли сами в детстве: «Садовник», «Краски», «Бабушка, нитки запутались», «Жмурки». Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажитесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку.

Добавить запись

Защита от спам-роботов